Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Минск 2010





Учебное электронное издание

 

 


УДК 371.6(075.8)

 

Авторы:

Э.М. Кравченя,

В.И. Пилипенко

 

 

Рецензенты:

А.И. Павловский, профессор кафедры прикладной математики
и информатики БГПУ, кандидат физико-математических наук, профессор;

Л.И. Шахрай, старший преподаватель кафедры «Вакуумная и компрессорная техника» БНТУ

 

 

В учебно-методическом пособии рассматриваются содержание программы подготовки педагогов-инженеров методике и практики применения современных технических средств обучения в системе преподавания инженерных и технических дисциплин. Приводится примерная тематика, порядок выполнения, представления и информационно-методическое обеспечение курсовой работы. Словарь терминов связан интерактивными гиперссылками с программой курса и дает представление об основных психолого-педагогических особенностях применения технических средств в учебном процессе, свойствах учебной информации, ее восприятия и переработки человеком. Рассматриваются вопросы проектирования и создания электронных средств наглядности, программ тестового контроля. Показаны возможности современных технических средств записи, хранения и воспроизведения информации. В рамках дисциплины изучается техника безопасности и санитарно-гигиенические требования при работе с техническими средствами обучения.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочной формы обучения специальностей 1-08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям)». Может быть полезным для преподавателей и студентов педагогических ВУЗов.

 

Белорусский национальный технический университет

пр-т Независимости, 65, г. Минск, Республика Беларусь

Тел.(017) 292-77-52 факс (017) 292-91-37

Регистрационный № БНТУ/ИПФ29 – 1.2010

 

© БНТУ, 2010

© Кравченя Э.М., Пилипенко В.И., 2010


ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ 3

ВВЕДЕНИЕ 4

1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 6

1.1. Психолого-педагогические основы применения ТСО в учебном процессе 6

1.2. Наглядность в обучении. Методика изготовления средств наглядности 6

1.3. Возможности технических средств трансляции, записи, хранения и воспроизведения информации 7

1.4. Технические средства подготовки и представления мультимедийного учебного материала 7

1.5. Использование информационных технологий и электронных учебных материалов в учебном процессе 8

1.6. Инструментальные программы в обучении. Методика проведения тестового контроля 8

1.7. Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования при работе с техническими средствами обучения 9

2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 10

2.1. Примерный перечень тем лабораторных работ 10

2.2. Тематика, содержание, порядок выполнения и представления курсовой работы 10

2.2.1. Структура пояснительной записки 10

2.2.2. Основные требования к структурным элементам пояснительной записки 11

2.2.3. Примерные темы курсовых работ 12

2.2.4. Порядок работы студентов при выполнении курсовых работ 13

Подготовительный период 13

Создание обучающих программ 13

Разработка и изготовление экранных средств обучения 16

Требования к разработке макетов кадров 16

2.2.5. Методические указания по разработке контролирующих программ 18

2.2.6. Оформление пояснительной записки 21

2.2.7. Оформление курсовой работы 23

3. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 25

4. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60

Основная литература 60

Дополнительная литература 60

Интернет-источники 60

Компьютерные программы 61

ПРИЛОЖЕНИЯ 62

Приложение А Образец оформления титульного листа курсовой работы 62

Приложение Б Образец оформления задания по курсовой работе 63

Приложение В Образцы оформления библиографического описания в списке использованных источников, приводимых в курсовой работе 65


ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Технические средства обучения» изучается в соответствии с требованиями образовательного стандарта по специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям)». На лекциях, лабораторных занятиях, при выполнении курсовой работы студенты изучают:

– технические средства обучения на базе современных достижений педагогической науки, электроники, программно-вычислительных систем, вычислительной техники;

– вопросы разработки и методики применения в учебном процессе современных средств обучения: наглядных пособий, тестовых программ применительно к конкретному виду занятий, проектированию и созданию электронных средств обучения;

– теорию и методику применения современных средств обучения в учебном процессе с использованием способов обучения, полученных при изучении данного курса.

Целью изучения дисциплины является овладение студентами (будущими педагогами-инженерами) способами деятельности по научно обоснованной системе разработки структуры, содержания и технологии применения современных технических средств обучения.

Дисциплина тесно связана с информатикой, изучающей основные свойства учебной информации, электронных образовательных ресурсов, тенденциий рынка электронных изданий в секторе профессионального образования.

В результате освоения дисциплины «Технические средства обучения» студент должен знать:

– роль и место технических средств обучения и вычислительной техники в системе преподавания инженерных и технических дисциплин;

– устройство, назначение и принцип действия современных технических средств обучения;

– психолого-педагогические особенности применения технических средств в учебном процессе;

– основные свойства учебной информации, ее восприятия и переработки человеком;

– правила техники безопасности и пожарной безопасности при работе с техническими средствами обучения;

уметь:

– использовать теоретические знания и практические навыки работы с современными техническими средствами обучения;

– использовать средства для подготовки и редактирования наглядных пособий;

– средства вычислительной техники и программного обеспечения для изготовления дидактических пособий;

– инструментальные средства для составления программ тестового контроля.

В электронном учебно-методическом пособии отражено содержание дисциплины, часть которой рассматривается на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Существенную помощь в освоении дисциплины студентам заочной формы обучения окажет интерактивно связанный гиперссылками с программой курса словарь терминов, в котором отражены основные методические, технические и физические принципы применения, строения и работы технических средств обучения.

В пособии подробно рассматриваются вопросы выбора тематики, содержания, порядка выполнения и представления курсовой работы. Особое внимание уделяется проектированию и созданию электронных учебных материалов, которые должны увязываться с тематикой получаемой специальности или с выполнением научно-исследовательской работы.

После изучения названного курса студенты, обучающиеся по направлениям специальности 1-08 01 01-04 «Профессиональное обучение (деревообработка)» и 1-08 01 01-06 «Профессиональное обучение (агроинженерия)», сдают зачет, а по всем другим направлениям, выполняют курсовую работу, предусматривающую методику и практику проектирования, изготовления и использования современных средств обучения в учебном процессе и сдают экзамен (зачет).


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Психолого-педагогические основы применения ТСО
в учебном процессе

Процесс восприятия и переработки информации человеком. Психологические особенности применения технических средств обучения (ТСО). Дидактические аспекты использования возможностей средств обучения в системе профессионально-технического образования. Система критериев педагогической эффективности средств обучения. Педагогико-эргономические требования к средствам обучения.

Средства обучения в педагогическом образовании. Виды ТСО, их классификация. Роль и место ТСО в организации учебного процесса и внеклассной работы. Методика комплексного использования средств обучения в учебном процессе. Критерии оптимизации комплекса средств обучения. Учебно-материальная база общеобразовательного учреждения. Перспективы развития технических средств обучения.

Основы современных технологий обучения. Критерии технологичного обучения. Виды технологий обучения. Отличительные характеристики интерактивного обучения. Структура методов интерактивного обучения. Основы проектирования методов интерактивного обучения с применением современных средств обучения.

Рекомендуемая литература: [1, С. 5-17, С. 32-39], [2, С. 6-23, С. 162-171].

Date: 2015-07-25; view: 343; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию