Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности обучения детей с нарушением зрения





Детей, у которых наблюдается стойкое нарушение зрения, принято разделять на две группы: незрячих (слепых) и слабовидящих. Категория незрячих детей неоднородна по своему составу. Важно отличать слепоту по медицинским показателям от практической слепоты. Незрячими в медицинском смысле считаются дети, у которых полностью на оба глаза утрачена способность зрительно воспринимать внешний мир, т.е. у них отсутствует светоощущение и светоразличение. Потеря зрения на оба глаза считается тотальной (абсолютной) слепотой. Но от слепоты в медицинском аспекте следует отличать практическую слепоту. Детей с данным видом слепоты называют частично видящими, так как у них сохраняется светоощущение или незначительное остаточное зрение, позволяющее им в какой-то мере воспринимать свет, цвет, контуры предметов. Остаточное зрение помогает ориентироваться в пространстве и служит средством для получения информа­ции о предметах окружающего мира.

Незрячие (слепые) дети имеют остроту зрения от 0 до 0,04 с коррекцией на лучше видящем глазу. Среди них различают абсолютно незрячих (острота зрения от нуля до светоощущения) и частично видящих (острота зрения от 0,005 до 0,04 с коррекцией на лучше видящем глазу).

К незрячим относят также детей, у которых поле зрения сужено до 5—10° при сохранности остроты зрения свыше 0,04. Незрячие дети учатся читать и писать по системе Брайля (рельефно-точечным шрифтом).

Слабовидящие дети имеют остроту зрения на лучше видящем глазу (с учетом коррекции зрения очками и линзами) от 0,05 до 0,2. В этой группе выделяют детей с глубоким слабовидением, с остротой зрения от 0,05 до 0,08 на лучше видящем глазу. Эти дети могут воспринимать контуры предметов, читать крупный плоский шрифт, цветные иллюстрации, контрастные изображения. Дети с остротой зрения от 0,09 до 0,2 могут читать тексты в учебниках, написанные более крупным шрифтом. К категории слабовидящих относят детей с более высокой остротой зрения (0,3—0,4), имеющие сужение границ поля зрения или прогрессирующие заболевания органов зрения (первичную и вторичную глаукому, незаконченную атрофию зрительных нервов, пигментную дегенерацию сетчатки и т. д.).

Различают прогрессирующие и непрогрессирующие нарушения зрения. При прогрессирующих нарушениях наблюдается ухудшение зрительных функций, обусловленное течением патологического процесса. Так, при глаукоме повышается внутриглазное давление и происходят изменения в тканях глаза. Зрение резко снижается при появлении мозговых опухолей. К непрогрессирующим нарушениям относятся, прежде всего, некоторые врожденные пороки зрительного анализатора, такие как астигматизм, катаракта и др.

Среди незрячих детей выделяют слепорожденных, потерявших зрение еще до рождения (во внутриутробный период) или в ранний период развития (в возрасте до трех лет), и ослепших, т. е. лишившихся зрения после трехлетнего возраста. Такое разделение детей существенно для их обучения. Незрячие от рождения не сохраняют зрительных образов памяти, тогда как ослепшие располагают этими образами, что может быть использовано при обучении.

При организации совместного обучения незрячих детей в среде здоровых сверстников следует учитывать их психолого-педагогические особенности. Незрячие не имеют образцов для подражания социальному поведению: как следует передвигаться, сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой) и т. п. Многие признаки предметов и явлений визуального характера (цвет, свет, величина, форма и др.) не воспринимаются незрячими детьми непосредственно. При этом, невозможно создать у них суррогат зрительного восприятия.

У них возникают большие сложности в оценке пространственных признаков: расстояния, положения, направления и т. д. Обедненный чувственный опыт, несомненно, влияет на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Нарушение зрения приводит к тому, что у детей накапливается запас определенных, формально правильных знаний, не наполненных конкретным предметным содержанием. Также наблюдается вербализм, недостаточное понимание слов, имеющих конкретное значение.

У незрячего в условиях обучения формируются приемы и способы использования других анализаторов (осязательного, слухового, двигательного и др.), представляющих сенсорную основу для компенсации нарушения зрения. Осязательное восприятие в какой-то мере заменяет зрение. Оно осуществляется с помощью руки ребенка или какого-либо орудия. Используются трость при ходьбе, грифель при пользовании брайлевским прибором для письма. В учебной деятельности осязание опосредствуется речью ребенка и взрослого, что дополняет осязание, делает его целенаправленным, избирательным.


Для компенсации зрения большое значение имеет слуховое восприятие. Незрячие на основе слухового восприятия могут не только ориентироваться во времени и пространстве, но и по звуку воспроизвести звуковой пейзаж местности. Слух является важной опорой при восприятии окружающего мира.

Не менее важным для компенсации являются формирование социально-бытовой компетенции, обогащение социального опыта.

Для ребенка с нарушением зрения (тотально незрячего, частично зрячего, слабовидящего) в общеобразовательной школе необходимо создать благоприятные условия, т. е. адаптивную образовательную среду.

Учителю класса, в котором обучатся незрячий ребенок, следует установить партнерские отношения с учителем-дефектологом (тифлопедагогом). Необходимо получить консультацию тифлопедагога - получить комментарий к учебному плану и программам, узнать, каковы их особенности применительно к ребенку с нарушением зрения. Учителю важно узнать, как можно адаптировать программы применительно к условиям общеобразовательной школы, какой необходим дополнительный дидактический материал.

Важно выслушать пожелания родителей, внимательно проанализировать их оценку собственного ребенка, что они отмечают положительного, что хотели бы изменить, улучшить. В работе с родителями требуется проявлять гибкость, откликаться на их пожелания, доходчиво и доказательно излагать стратегию и тактику совместного обучения ребенка.

Необходимым условием успешной интеграции являются социальная адаптация ребенка, активное включение в учебную деятельность, его стимуляция, рецепторное обучение, основывающееся на полисенсорном подходе, использовании всех анализаторов: слухового, вкусового, обонятельного, тактильно-осязательного и зрительного (при наличии остаточного зрения).

При обучении слабовидящего ребенка в условиях инклюзивного обучения в школе следует создать адаптивную среду, что предполагает дополнительное освещение его рабочего места в классе. Для этого могут быть использованы настольные лампы. Освещенность рабочего места слабовидящего ребенка не должна быть ниже 500 люкс. Необходимо приобрести специальные учебники, напечатанные большим шрифтом, тетради соответствующей разлиновки, увеличительную технику: очки, лупы и т. д.

Для незрячего ученика приобретаются учебные пособия, напечатанные шрифтом Брайля, приборы Брайля, если возможно, создаются «говорящие книги» (начитывается для прослушивания программный материал).

Отдельные программные темы прорабатываются в удлиненные сроки, отдельные опускаются. Учебный материал дополняется специально подготовленными дополнительными дидактическими заданиями.

При этом ученик с нарушениями зрения следует всем тем правилам поведения в классе, что и зрячие дети. К нему предъявляются такие же требования, он получает те дисциплинарные взыскания, которых заслуживает.

Необходимо определить, кто будет обучать слабовидящего ребенка независимому передвижению незрячего ученика, кто станет следить за ним при преодолении лестничных проемов и специфических препятствий.

В определенных местах школы необходимо закрепить таблички, выполненные шрифтом Брайля, чтобы незрячие ученики могли ориентироваться в школе. Лучше это сделать около дверей, ведущих в учебные помещения.


Со здоровыми учениками обсуждаются правила этикетных форм общения с незрячими детьми. Подчеркивается, что при общении с незрячим учеником важно дать понять, кто с ним разговаривает. Для взрослых и детей становится обязательным соблюдение правил сообщения данных о себе: «Здравствуй, я Витя!», «Добрый день, я Аня из пятого класса», «Добрый день, я Ольга Ивановна!». Также пребывание незрячего ученика в классе потребует, чтобы были устранены все преграды, мешающие передвижению.

Важной задачей образования ребенка с нарушением речи является его социальная адаптация. В процессе адаптации к предметному миру учащиеся с тяжелыми нарушениями зрения приобретают способность адекватно воспринимать и представлять окружающий мир. Но для этого нужно такое владение способами познания окружающего мира, чтобы можно было свободно их переносить в различные ситуации. Показателем является умение выполнять действия в соответствии с правилами, алгоритмами, умение ставить цели и достигать их.

Адаптация к собственному «Я» формируется так, чтобы, в первую очередь, в ней находило правильное и осознанное отношение к собственному нарушению зрения, адекватная оценка своих возможностей, умение организовать внешние факторы (условия жизни, поддержание порядка и т. д.). Но принятие своего нарушения не исключает необходимости формирования умений и навыков самостоятельной жизнедеятельности. Оно проявляется в позитивном отношении ребенка к обучению пользоваться белой тростью, к овладению приемами совместного со зрячим передвижения в пространстве.

Адаптация в системе межличностных отношений обеспечивается социально-психологической компетентностью незрячего, умением взаимодействовать с окружающими людьми, принимать на себя различные социальные роли. Для этого требуются соответствующая коммуникативная компетентность, знание норм и правил общения.

Неблагополучие социальной адаптации незрячих и слабовидящих приводит к их социальной инвалидности, которая характеризуется «выпадением» серьезных социальных функций, перерождением общественных связей, смещением правил поведения.

В системе работы по социальной адаптации ведущее место отводится занятиям по пространственному ориентированию, которые направляются на предупреждение и коррекцию нарушений в ориентировке, на развитие физической и социальной мобильности.

В процессе пространственного ориентирования осуществляется развитие сенсорной сферы незрячего и слабовидящего ребенка, формируются знания о предметах и явлениях окружающего пространства, школьники обучаются практическим умениям и навыкам ориентировки в большом и малом пространстве, у них развивается коммуникативная компетентность, воспитывается смелость, решительность, самостоятельность, уверенность в своих силах.


Развитие сенсорной сферы ребенка включает в себя обучение умению определять предметы по комплексу их признаков, различать предметы по отдельным, характерным признакам. Школьники овладевают умениями анализировать сложное сочетание признаков и свойств окружающих предметов, оценивать протяженность пространства и расстояние между наполняющими его предметами, используя «естественные мерки».

Знания о предметах окружающего пространства формируются в следующей последовательности:

• о предметах малого рабочего пространства,

• о предметах большого замкнутого пространства

• об объектах, наполняющих большое свободное пространство.

Малое рабочее пространство ограничено для школьника зоной действия рук. Большое замкнутое пространство включает пространство постоянного пребывания учащихся (это школа, место проживания) и пространство эпизодического пребывания, обусловленного необходимостью удовлетворения бытовых потребностей (магазин, почта, рынок и т. д.).

Большое свободное пространство для детей с нарушениями зрения включает пришкольный участок, улицы микрорайона, прилегающего к школе, и пространство в пределах местожительства и места учебы: городские улицы, площади, местные достопримечательности.

Учитель в условиях совместного обучения особое внимание уделяет охране зрения детей. Предупреждается переутомление, принимается во внимание замедленность у них процессов чтения и письма, что обусловливает разгрузку учебного материала от второстепенного, несущественного.

Строго регламентируется непрерывная зрительная нагрузка. Она не превышает 5—7 минут для частично зрячих детей и 10-15 минут для слабовидящих. Для некоторых детей даже эта нагрузка может быть утомительной.

Развитие коммуникативных навыков – обязательное условие социальной адаптации ребенка с нарушением зрения. Учитель обеспечивает включение учеников с нарушениями зрения во все виды деятельности учащихся класса: дежурство, общественные дела, внеклассные занятия. Он помогает школьнику с нарушением зрения выполнить ведущую роль в каком-то виде деятельности, создает ему ситуацию успеха в целях преодоления робости, комплекса несостоятельности. Также в классе предупреждаются трудности в общении с незрячим из-за того, что он не увидел мимики собеседника, жеста, обращенного к нему, не научился идентифицировать с именем голос, внешний облик говорящего.

 







Date: 2015-07-25; view: 11109; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию