Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности обучения детей с нарушением слуха
Дети с нарушением слуха представляют разнородную группу. Среди них лишь небольшое число полностью лишены слуха. Как правило, все дети, которые относятся к числу абсолютно неслышащих (глухих), способны воспринимать очень громкие звуки природы, например гром, звуковые сигналы на улице. Есть основания думать, что они воспринимают звуки благодаря вибрационной чувствительности. Ведь недаром учитель может привлечь внимание неслышащих ударом руки по столу, каблуком по полу. Среди неслышащих есть дети, которые слышат громкий крик. Но восприятия неречевых звуков недостаточно для восприятия фонем (звуков речи). В зависимости от того, в каком возрасте возникли нарушения слуха, а также от степени выраженности этого нарушения и возможности формирования речи на слуховой основе, различают неслышащих (глухих), позднооглохших и слабо слышащих детей, имеющих тугоухость (Р. М. Боскис, 1988). В группу неслышащих детей относят тех, слух которых не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса. Развитие речи и обучение возможны только на основе сохранившихся анализаторов; тактильного, зрительного, вкусового и обонятельного, а также вибрационной чувствительности. Остатки слуха могут быть использованы как вспомогательное средство для коррекции нарушений произношения (некоторые слышат громко произносимые гласные звуки, чаще всего [а] и [у]). Среди неслышащих различаются две категории детей: неслышащие без речи (ранооглохшие); неслышащие, сохранившие речь (позднооглохшие), у них потеря слуха возникла в 3 года и позднее, когда речь уже была относительно сформирована. Вторую группу составляют дети с пониженным слухом, мешающим обучению в нормальных условиях, но с сохранением слуховой функции, при которой возможно накопление речевого запаса при помощи слухового анализатора хотя бы в минимальной степени. Для педагогических целей слабослышащие дети школьного возраста делятся на две категории: слабослышащих детей, обладающих развитой речью с небольшими ее недостатками; слабослышащих детей с глубокими речевыми нарушениями. Первая категория слабослышащих детей обучается по учебному плану I отделения школы для слабослышащих, вторая — по учебному плану II отделения школы для слабослышащих. Учителю класса инклюзивного обучения важно не только знать группы детей с нарушением слуха, но и причины нарушения слухового анализатора. Нарушения могут быть врожденными, они обусловлены генетическим фактором или болезнетворными воздействиями на плод во время беременности (интоксикация плода). Приобретенные недостатки часто бывают следствием воспалений среднего или внутреннего уха или поражений слухового нерва. Нарушения слуха могут вызвать острые инфекционные заболевания: менингит, корь, скарлатина, а также отдельные формы гриппа. Вредные воздействия на слух ребенка могут оказать лекарственные вещества, такие как стрептомицин, хинин и др. Обучение детей с нарушением слуха в обычной общеобразовательной школе требует создания адекватного образовательного пространства, что предполагает обследование детей, выявлению их особых образовательных потребностей. Слух может проверяться с помощью словесной речи (громкой и шепотной), аудиометра. При первичном обследовании ученика с помощью речи исключается чтение с лица, для чего он располагается спиной к учителю и в таком положении повторяет слова. При обучении детей с нарушением слуха в интегрированных условиях следует соблюдать определенные методические требования. Прежде всего, следует знать, что полная интеграция, когда школьники обучаются в одном классе со слышащими, возможна по отношению к слабослышащим с развитой речью, т.е. для детей первого отделения школы для слабослышащих. При этом следует создать специальные условия, в которые входят: • формирование соответствующей компетенции учителей общеобразовательной школы; • участие учителя-дефектолога; • интеграция слабослышащих детей становится возможной только при условии проведения занятий коррекционного компонента. По учебному плану этого типа специальной школы (для слабослышащих детей I отделения) предусматриваются коррекция произношения и развитие слухового восприятия, музыкально-ритмические занятия (по специально составленной коррекционной программе); • информирование обычных учеников об особенностях слабослышащих. Перед классом ставятся определенные задачи, формулируются правила, требующие неукоснительного исполнения. Сюда входит соблюдение шумового режима, что создает условия для вычленения слабослышащими нужной речевой информации. Все ученики в нужных случаях пользуются микрофоном, чтобы включить в обучение и учащихся со сниженным слухом. Со слабослышащими сверстниками говорят четко, выразительно, избегая скороговорки, создавая условия для переспроса, для уточнения непонятого. Со слабослышащими обучающимися проводится подготовительная работа. Прежде всего им рекомендуется не скрывать имеющегося нарушения и ни в коем случае не стесняются пользоваться слуховым аппаратом, ученику нет необходимости делать вид, что он хорошо слышит, а также он не должен переживать из-за того, что он не такой, как все. Необходимо также формировать у слабослышащего положительную, но не завышенную самооценку. В ходе образовательной и воспитательной работы учитель предупреждает противопоставление детей друг другу, развивает свободные, естественные, взаимно уважительные отношения, что требует терпимости и предупредительности, признания равенства всех учеников и ценности каждого из них. Важная роль в организации инклюзивного образования слабослышащих учеников принадлежит учителю-дефектологу. Он обеспечивает постоянный контакт и взаимопонимание между учителем-дефектологом и учителем класса интегрированного обучения. При этом он ни при каких обстоятельствах не берет на себя контролирующие функции по отношению к учителю класса. Учитель-дефектолог проводит информирование педагогов о трудностях слабослышащих детей, помогает разрешать конфликты, устранять проблемы. Также необходима просветительская работа среди педагогов о правилах пользования слуховой аппаратурой, об особенностях познавательной деятельности и методики обучения данной категории детей. При обучении слабослышащих детей с глубокими речевыми нарушениями образовательная работа строится по учебному плану II отделения школы для детей с нарушением слуха. При этом планируются и проводятся коррекционные занятия, направленные на коррекцию произношения и развитие слухового восприятия, музыкально-ритмические занятия, развитие жестовой речи. Коррекционные занятия проводятся на основе индивидуальных программ. При этом учитель-дефектолог помогает в оценке реальных возможностей ученика. При необходимости перед родителями ставится задача овладении жестовым языком, способствования его развитию у ребенка. Известны только отдельные случаи полной интеграции неслышащих детей в обычную общеобразовательную школу. Реальной представляется частичная интеграция (обучение в специальном классе при общеобразовательной школе) или обучение в классе инклюзивного обучения с полным наполнением, где возможно отдельное проведение занятий по основным предметам и проведение в нужном объеме занятий коррекционного компонента. В этом случае необходимо создание адекватного образовательного пространства для неслышащих обучающихся, что предполагает владение учителем общеобразовательного класса жестовой речью и дактилологией, наличие слуховой аппаратуры. Специальная помощь включает не только организацию обучения специфическим образом, но и способствование социальной интеграции. В условиях совместного обучения дети с нарушением слуха сидят за передними партами, близко от учителя (1,5—2,0 м). У учителя во время объяснения должно быть постоянное и статичное положение, лучше у стола. Учащимся легче считывать с лица, когда оно находится на уровне глаз ученика. Не рекомендуется вести объяснение, перемещаясь по классу, поворачиваясь к ученикам в профиль. Ни в коем случае не допустимо говорение «в доску», когда неслышащие лишены возможности восприятия того, что говорят. Учитель осваивает неторопливую речь, четкую артикуляцию, следит, чтобы лицо было хорошо освещено. Когда он стоит спиной к окну, тогда лицо затемнено: свет должен падать на лицо. У детей с тяжелым нарушением слуха преобладает конкретное мышление, формирующееся на основе наглядных образов. Выполнение заданий на наглядно-действенной и наглядно-образной основе для учащихся более доступно. При возникших затруднениях в решении познавательных задач на абстрактно-логическом уровне подключается наглядность. Ученики выполняют интерпретирующую деятельность, т. е. мышление со словесно-логического уровня переводится на наглядно-образный или наглядно-действенный. В обучении неслышащих учащихся важным является четкое структурирование учебного материала, использование структурно-логических схем, опорных конспектов, помогающих в выделении существенного и в развитии произвольной памяти. Требуется дополнительная работа, уточняющая и углубляющая эмоциональную направленность учебного материала. На уроках совместного обучения учитель выделяет 3—5 минут на индивидуальную работу с неслышащими учащимися. В это время можно проверить индивидуальные задания, уточнить отдельные положения, предупредить неправильные действия. Учитель овладевает приемами, используемыми для привлечения внимания неслышащих. Вместо слова, оклика используется стучание рукой по столу, парте, каблуком по полу, взмах руки, привлекающий внимание и направляющий («смотри на губы, доску, в книгу», «посмотри у соседа»). Можно попросить соседа по парте привлечь внимание неслышащего ученика. Если есть такая возможность, используется световой сигнал. Учитель применяет специальные приемы поощрения, оперативно информируя неслышащих учеников об их успехах и достижениях. Можно поднять вверх большой палец, использовать жест «верно», «правильно», «отлично», передать, имитировать поглаживание по голове («ты хороший, хороший»), послать воздушный поцелуй. Учащиеся нуждаются в поддержке, поощрительные жесты придают им уверенность, так как сигнализируют, что предпринимаются правильные действия. Учитель обязан научиться осуществлять беглую коррекцию произношения неслышащего ученика. Можно использовать жесты, показывающие положение губ, языка при произношении отдельных звуков, выражающие, что это звук высокого или низкого звучания. Дактилология помогает уточнить слоговой и побуквенный состав произносимого слова. Учитель класса инклюзивного обучения и учитель-дефектолог проводят консультацию родителей по работе над программным материалом, сигнализируют о затруднениях отдельных учеников, конкретизируют предупредительную и дополнительную работу над тем, что изучается. Учителя, работающие в классе инклюзивного обучения, акцентируют внимание на решении двух основных актуальных задач: социализации и индивидуализации каждого ученика, обучении его в соответствии с программными требованиями и познавательными возможностями. Дополнительно проводится работа по обучению правильному поведению. Это касается внешних сторон: одежды, соблюдения принятых этикетных форм общения, правил поведения и овладения социальным опытом на основе признания его ценности в данном коллективе, чтобы формируемый опыт стал внутренним приобретением, убеждением конкретного ученика.
Date: 2015-07-25; view: 12405; Нарушение авторских прав |