Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Новосибирский институт повышения квалификации





ГБОУ ДПО НСО

Новосибирский институт повышения квалификации

И переподготовки работников образования

Вартапетова Г.М.

Обучение детей с ограниченными

Возможностями здоровья

В условиях инклюзии

Программа коррекционной работы

Новосибирск


 

Вартапетова Г.М., канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии

НИПКиПРО

 

Рецензент:

Горбунова А.Ю., канд. пед. наук, доцент, начальник научно-методического отдела инклюзивного образования НИПКиПРО

 

Вартапетова Г.М.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии. Программа коррекционной работы. Методическое пособие.- Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2011.- 130с.

 

 

В пособии представлены рекомендации по разработке программы коррекционной работы для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Рекомендации содержат краткую характеристику отдельных категорий детей с ОВЗ, описание подходов к организации их обучения в инклюзивных условиях, приводятся примеры разработки содержания разделов программы.

Пособие предназначено для учителей начальных классов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, педагогов-дефектологов для использования в процессе разработки программ коррекционной работы с обучающимися начальных классов с ОВЗ, проблемами в обучении, со сложными нарушениями развития.

 

 


Содержание

ВВЕДЕНИЕ  
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРИРОВАННОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ    
Особенности обучения детей с нарушением интеллекта  
Особенности обучения детей с нарушением слуха  
Особенности обучения детей с нарушением зрения  
Особенности обучения детей с тяжелыми нарушениями речи  
Особенности обучения детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата  
Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра  
Психолого-педагогическое сопровождение детей с дефицитом внимания и гиперактивностью  
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ    
Требования ФГОС к разработке и структуре Программы  
Составление пояснительной записки к Программе  
Разработка диагностического блока Программы  
Разработка содержания коррекционно-развивающей работы  
Разработка содержания информационно-просветительской и консультативной работы  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  
ПРИЛОЖЕНИЯ  

ВВЕДЕНИЕ

 

В Новосибирской области и городе Новосибирске инклюзивное образование внедряется и в дошкольных и в школьных образовательных учреждениях, в которых обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разных категорий – дети с ЗПР, с умственной отсталостью, слабослышащие, слабовидящие, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушениями устной и письменной речи, с детским аутизмом и другие. Этой деятельностью занимаются государственные и общественные, родительские и частные организации.

Министерство образования области занимает активную позицию, внедряет идеи инклюзивного образования. на базе школ и дошкольных образовательных учреждений на территории Новосибирской области создаются ресурсные центры по проблемам инклюзивного образования. Создана сеть территориальных ПМПК и ППМС центров в области и городе, которые дают возможность проводить постоянный сравнительный анализ состояния системы образования и сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Создается система обучения детей-инвалидов по разным программам с использованием дистанционных технологий. В Новосибирске имеются все 8 видов специальных (коррекционных) школ, сеть ДОУ компенсирующего и комбинированного вида, в которых работают квалифицированные дефектологи. Созданы разнообразные межведомственные центры, в которых реализуется комплексный подход к детям с ОВЗ, т.е. проводится медико-психолого-педагогическая коррекция. Для успешной реализации инклюзивного образования необходимо решение широкого спектра проблем на макро-, мезо- и микро-уровнях, начиная от формирования толерантного менталитета общества в целом, и у детей, в частности, до создания безбарьерной среды.


В связи с этим возникает необходимость в разработке системного подхода к реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому разработка Программы коррекционной работы образовательного учреждения становится необходимым и обязательным условием инклюзивного образования детей данной категории.

При составлении программы необходимо учитывать следующие принципиальные положения специального и общего образования.

Требования комплексности задают необходимость разностороннего изучения возможностей и особенностей учеников, нуждающихся в дополнительных коррекционно-образовательных услугах, использование многообразия методов, методик, приемов и средств из арсенала общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии.

Системность решения коррекционно-образовательных задач отражает взаимосвязь достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления актуальных трудностей взаимодействия школьников с различными познавательными возможностями. Системность требует, чтобы учитель не только решал сиюминутные задачи, связанные с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимал превентивные меры по оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, коррекции девиаций поведения, развитию сильных сторон личности ученика. Не менее важен деятельностный характер обучения и воспитания. Теоретической основой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка и особой роли ведущей деятельности в формировании психических новообразований. Указанный подход означает, что главным способом осуществления подлинной интеграции является успешность активной деятельности учеников. Коррекционная работа в условиях интегрированного обучения включает в себя коррекцию не только знаний, психических функций, но и девиаций взаимоотношений. Это возможно только в рамках деятельности учеников, осуществляемой в тесном сотрудничестве со взрослым и под его руководством.

Значимым является развитие механизмов социальной адаптации у детей с разным уровнем развития, вместе с тем желательно, чтобы эти уровни не отличались друг от друга более чем на один шаг (уровень). Учащиеся включаются в социальное взаимодействие, содействующее их продвижению. Диалоговая форма отношений, коммуникативные связи между участниками учебного процесса становятся внешними побудителями изменений в умственной деятельности, они являются в определенной мере катализаторами развития ребенка.

Концептуальным является обеспечение эмоциональной сопричастности к учебному процессу, вызывание у школьников переживаний, чувствований в связи с учебной деятельностью. Именно переживания стимулируют развитие интеллекта, и эмоциональные побуждения более действенны, чем интеллектуальные в связи с большей сохранностью эмоциональной сферы у отдельных категорий детей, имеющих значительные отклонения в интеллектуальном развитии.

Необходимо признать актуальность индивидуального характера обучения, что позволит при необходимости перевести ребенка с низкого на более высокий уровень развития или, наоборот, с высокого на более низкий; оказать индивидуальную помощь по тому или другому предмету, улучшить психическое здоровье, скорригировать имеющиеся недостатки развития.


Весьма важным с позиции образовательной интеграции является принцип рефлексивности, в основе которого — самооценка, самоанализ, самоконтроль, т. е. постоянная рефлексия собственной деятельности, оценка достижений и недостатков. Рефлексия позволяет обеспечить перспективность проводимой работы, ее положительную тональность, что предполагает вовлечение в процесс интеграции всех: руководителя, учителей, родителей, учащихся. Рефлексия дает возможность отслеживать достижения, видеть недостатки на данном этапе развития ученика и его коррекционного обучения.

В рамках Федеральных государственных образовательных стандартов начального образования показаны концептуальные подходы к разработке программы коррекционной работы: определены ее цель, задачи, структура, этапы реализации, требования к условиям обучения детей с проблемами в развитии. Однако, сама технология разработки программы до настоящего времени не разработана. Вместе с тем, в образовательном сообществе Российской Федерации имеется определенный опыт в разработке Программ коррекционной работы, предназначенных для психолого-педагогической поддержки в процессе обучения как детей с ограниченными возможностями здоровья установленных категорий, так и для детей с парциальными нарушениями и сложными дефектами.

Целью данного пособия является определение подходов к созданию программ коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования на основе рекомендаций ФГОС, методических подходов, существующих в специальном образовании и обобщении опыта образовательных учреждений в разработке таких программ.

Пособие включает также краткую характеристику детей с ограниченными возможностями здоровья, детей со сложными и парциальными нарушениями развития.








Date: 2015-07-25; view: 1778; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию