Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВВЕДЕНИЕ. Новосибирский институт повышения квалификацииСтр 1 из 31Следующая ⇒
ГБОУ ДПО НСО Новосибирский институт повышения квалификации И переподготовки работников образования Вартапетова Г.М. Обучение детей с ограниченными Возможностями здоровья В условиях инклюзии Программа коррекционной работы Новосибирск
Вартапетова Г.М., канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
Рецензент: Горбунова А.Ю., канд. пед. наук, доцент, начальник научно-методического отдела инклюзивного образования НИПКиПРО
Вартапетова Г.М. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии. Программа коррекционной работы. Методическое пособие.- Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2011.- 130с.
В пособии представлены рекомендации по разработке программы коррекционной работы для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Рекомендации содержат краткую характеристику отдельных категорий детей с ОВЗ, описание подходов к организации их обучения в инклюзивных условиях, приводятся примеры разработки содержания разделов программы. Пособие предназначено для учителей начальных классов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, педагогов-дефектологов для использования в процессе разработки программ коррекционной работы с обучающимися начальных классов с ОВЗ, проблемами в обучении, со сложными нарушениями развития.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
В Новосибирской области и городе Новосибирске инклюзивное образование внедряется и в дошкольных и в школьных образовательных учреждениях, в которых обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разных категорий – дети с ЗПР, с умственной отсталостью, слабослышащие, слабовидящие, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушениями устной и письменной речи, с детским аутизмом и другие. Этой деятельностью занимаются государственные и общественные, родительские и частные организации. Министерство образования области занимает активную позицию, внедряет идеи инклюзивного образования. на базе школ и дошкольных образовательных учреждений на территории Новосибирской области создаются ресурсные центры по проблемам инклюзивного образования. Создана сеть территориальных ПМПК и ППМС центров в области и городе, которые дают возможность проводить постоянный сравнительный анализ состояния системы образования и сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Создается система обучения детей-инвалидов по разным программам с использованием дистанционных технологий. В Новосибирске имеются все 8 видов специальных (коррекционных) школ, сеть ДОУ компенсирующего и комбинированного вида, в которых работают квалифицированные дефектологи. Созданы разнообразные межведомственные центры, в которых реализуется комплексный подход к детям с ОВЗ, т.е. проводится медико-психолого-педагогическая коррекция. Для успешной реализации инклюзивного образования необходимо решение широкого спектра проблем на макро-, мезо- и микро-уровнях, начиная от формирования толерантного менталитета общества в целом, и у детей, в частности, до создания безбарьерной среды. В связи с этим возникает необходимость в разработке системного подхода к реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому разработка Программы коррекционной работы образовательного учреждения становится необходимым и обязательным условием инклюзивного образования детей данной категории. При составлении программы необходимо учитывать следующие принципиальные положения специального и общего образования. Требования комплексности задают необходимость разностороннего изучения возможностей и особенностей учеников, нуждающихся в дополнительных коррекционно-образовательных услугах, использование многообразия методов, методик, приемов и средств из арсенала общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Системность решения коррекционно-образовательных задач отражает взаимосвязь достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления актуальных трудностей взаимодействия школьников с различными познавательными возможностями. Системность требует, чтобы учитель не только решал сиюминутные задачи, связанные с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимал превентивные меры по оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, коррекции девиаций поведения, развитию сильных сторон личности ученика. Не менее важен деятельностный характер обучения и воспитания. Теоретической основой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка и особой роли ведущей деятельности в формировании психических новообразований. Указанный подход означает, что главным способом осуществления подлинной интеграции является успешность активной деятельности учеников. Коррекционная работа в условиях интегрированного обучения включает в себя коррекцию не только знаний, психических функций, но и девиаций взаимоотношений. Это возможно только в рамках деятельности учеников, осуществляемой в тесном сотрудничестве со взрослым и под его руководством. Значимым является развитие механизмов социальной адаптации у детей с разным уровнем развития, вместе с тем желательно, чтобы эти уровни не отличались друг от друга более чем на один шаг (уровень). Учащиеся включаются в социальное взаимодействие, содействующее их продвижению. Диалоговая форма отношений, коммуникативные связи между участниками учебного процесса становятся внешними побудителями изменений в умственной деятельности, они являются в определенной мере катализаторами развития ребенка. Концептуальным является обеспечение эмоциональной сопричастности к учебному процессу, вызывание у школьников переживаний, чувствований в связи с учебной деятельностью. Именно переживания стимулируют развитие интеллекта, и эмоциональные побуждения более действенны, чем интеллектуальные в связи с большей сохранностью эмоциональной сферы у отдельных категорий детей, имеющих значительные отклонения в интеллектуальном развитии. Необходимо признать актуальность индивидуального характера обучения, что позволит при необходимости перевести ребенка с низкого на более высокий уровень развития или, наоборот, с высокого на более низкий; оказать индивидуальную помощь по тому или другому предмету, улучшить психическое здоровье, скорригировать имеющиеся недостатки развития. Весьма важным с позиции образовательной интеграции является принцип рефлексивности, в основе которого — самооценка, самоанализ, самоконтроль, т. е. постоянная рефлексия собственной деятельности, оценка достижений и недостатков. Рефлексия позволяет обеспечить перспективность проводимой работы, ее положительную тональность, что предполагает вовлечение в процесс интеграции всех: руководителя, учителей, родителей, учащихся. Рефлексия дает возможность отслеживать достижения, видеть недостатки на данном этапе развития ученика и его коррекционного обучения. В рамках Федеральных государственных образовательных стандартов начального образования показаны концептуальные подходы к разработке программы коррекционной работы: определены ее цель, задачи, структура, этапы реализации, требования к условиям обучения детей с проблемами в развитии. Однако, сама технология разработки программы до настоящего времени не разработана. Вместе с тем, в образовательном сообществе Российской Федерации имеется определенный опыт в разработке Программ коррекционной работы, предназначенных для психолого-педагогической поддержки в процессе обучения как детей с ограниченными возможностями здоровья установленных категорий, так и для детей с парциальными нарушениями и сложными дефектами. Целью данного пособия является определение подходов к созданию программ коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования на основе рекомендаций ФГОС, методических подходов, существующих в специальном образовании и обобщении опыта образовательных учреждений в разработке таких программ. Пособие включает также краткую характеристику детей с ограниченными возможностями здоровья, детей со сложными и парциальными нарушениями развития. Date: 2015-07-25; view: 1778; Нарушение авторских прав |