Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аутистического спектра





 

В особой помощи нуждаются дети с аутизмом (от греч. autos — сам), имеющие сложные симптомы социальных, коммуникативных и поведенческих нарушений.

У детей с расстройствами аутистического спектра выделяют наиболее часто проявляющиеся нарушения: стремление к изоляции, странности в поведении, манерность. Эти дети испытывают необходимость в том, чтобы вещи находились в строго установленных местах, отсюда — всякое изменение вызывает дискомфорт. Они испытывают потребность в месте для уединения, но присоединяются к другим, если на этом настаивают. Их общение одностороннее: говорят, не выслушивая других, не вникая в чужую речь. Также в поведении детей с аутизмом можно наблюдать неуместный смех и хихиканье, бессмысленное повторение слов собеседника. Эти дети избегают телесного прикосновения и контакта глаз.

О.С. Никольская (1997) выделяет четыре основные группы детей с аутизмом.

К 1-й группе относятся дети с отрешенностью от внешней среды. Для них характерны наиболее тяжелые нарушения: они не имеют потребности в контактах, не овладевают навыками социального поведения, у них, как правило, не наблюдается стереотипных действий. Они требуют внимания родителей, полностью беспомощны, почти не владеют навыками самообслуживания. В условиях интенсивного психолого-педагогического сопровождения эти дети смогут ориентироваться в домашней обстановке, элементарно себя обслуживать.

Дети 2-й группы отвергают внешнюю среду. Они более контактны по сравнению с детьми 1-й группы. Но страх у них сильнее, чем у других категорий детей с аутизмом. Аффекты, протест вызывают изменения в поведении даже в привычной среде. Считают, что дети уходят от неприятных переживаний посредством аутостимуляции. Это могут быть повторяющиеся движения (перебежки, бег по кругу), сенсорные действия (подергивание уха, закручивание ленточек, нюханье флакончика), речевые стереотипии (повторение фраз, стихов, припевов). Можно предположить, что эти действия вызывают у детей приятные эмоции, они заглушают неприятные впечатления от ближайшего окружения. Некоторые дети болезненно привязаны к матери, не переносят ее отсутствия. В контакты вступают неохотно. Отвечают односложно или молчат. При своевременно организованном психолого-педагогическом сопровождении дети этой группы могут быть подготовлены к обучению по программе общеобразовательной или вспомогательной школы.

В 3-ю группу выделяют детей с замещением внешней среды. Их поведение ближе к психопатоподобному. Возможны немотивированные вспышки агрессии. Дети эмоционально обеднены, но у них более развернутая речь, чем у детей 1-й и 2-й групп, они несколько лучше адаптированы в быту. При своевременном и правильно организованном психолого-педагогическом сопровождении они могут учиться в общеобразовательной школе.

Дети 4-й группы характеризуются сверхтормозимостью окружающей средой. У них менее выражены аутистические признаки. Они усваивают поведенческие штампы. Их настроение зависит от эмоциональных реакций окружающих людей. Такие дети остро реагируют на резкие замечания, пугливы в контактах, пассивны, сверхосторожны, но любят природу, животных, поэзию. Нередко обнаруживают одаренность в какой-то области. Они, как правило, могут обучаться в общеобразовательной школе.

Включение таких детей в среду здоровых сверстников требует терпения, понимания, осторожности. Оно может быть возможно при условии, что окружающие с пониманием отнесутся к странностям этих детей. Необходимо настроиться не на изменение поведения ребенка, а на приспособление к его особенностям развития.

Первым шагом к инклюзии становится признание права ребенка на особенность. Не ребенок с аутизмом адаптируется к своему окружению, а, наоборот, взрослые и дети приспосабливаются к нему.

Все дети с аутизмом нуждаются в структурировании среды обитания, в создании условий, которые облегчили бы им жизнь. Работа может начаться только после планирования пространства и создания условий для учебы.

В классе, в группе организуется для этих детей соответствующее пространство. Принимается во внимание, что помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию — дети плохо переносят шум, громкую речь. Для некоторых учеников отгораживаются отдельные «кабины». Ученическое место с трех сторон (сзади и по бокам) ограничивается непрозрачными панелями. Ученик имеет возможность смотреть вперед, он видит учителя, слушает его указания. Учитель использует ключевые слова, он мало разговаривает, дает четкие и лаконичные указания. Такие места (кабины) помогают ученику концентрировать внимание.


Организовав пространственную среду, учитель осваивает правила общения с детьми при аутизме. Требуется, чтобы учитель в своем поведении был спокойным, уравновешенным. Не следует стоять близко к ученику, это может его напугать и быть для него неприятным. Обращаясь к ученику, учитель начинает разговор с его имени. Он говорит краткими предложениями, негромко. Между ними делает паузы, что облегчает понимание речи ребенком. При этом не рекомендуется начинать занятия с вопроса.

Английские ученые Лорна Винг и Джудит Голд считают важным в работе с детьми при аутизме реализацию принципа создания видимости времени. Слова, выражающие временные представления, не воспринимаются ребенком. Возникает задача сделать время зримым. В этих целях поэтапно вводятся символы. На первом этапе работы используются реальные предметы, которые делают для ребенка мир предсказуемым во времени. Например, тарелка символизирует обед, мяч — игру. Показывается тарелка — сообщается, что пора обедать, показ мяча означает, что пора играть. Второй этап включает в себя тренинг. Взрослый отводит ребенка в нужное место согласно предписанию, которое выражается предметами. Третий этап связан с выбором символов, которые соотносятся с предметом. Целью является не выбор пик­тограммы, а достижение самостоятельности ученика. Символы позволяют планировать время — дети работают по плану, выраженному значками. Ученик выполняет определенную работу и убирает или перекладывает в другую сторону рисунок-символ. В результате он знает, чем будет заниматься, каков его распорядок работы, чем завершится деятельность. Расписание, выраженное символами, используется в условиях класса, семьи. Люди с аутизмом имеют потребность в планировании в течение всей жизни.

Правила поведения взрослых при стереотипных действиях могут быть сведены к следующему: не пытаться помешать ребенку выполнять ритуальные действия. Таким образом он пытается справиться со страхом, успокоиться. Необходимо выяснить непосредственные причины ритуальных действий. Если жизнь детей с аутизмом сделать легче и понятнее, а в этом может помочь ее структурированный и организованный характер, то ритуальные действия начнут уменьшаться.

Аутизм сказывается на качестве общения. У этих детей часто наблюдается эхолалия — постоянное повторение слов. Оно не является бессмысленным. Это искаженное средство коммуникации, хотя происхождение эхолалически повторяющейся фразы не всегда можно проследить. При незнании иностранного языка трудно в предложении вычленить слова. Ребенок в повторяемой фразе тоже не выделяет слов, поэтому и не может воспроизвести их по отдельности. Эхолалия рассматривается некоторыми учеными как способ установления контакта. Считается, что при аутизме у детей есть потребность общаться, но они не умеют этого делать, поэтому повторяют обращенную к ним речь. «Оля, ты хочешь поиграть?» — спрашивает учитель. «Оля, ты хочешь поиграть?» — повторяет девочка, тем самым выражая, что она хочет поиграть. Рекомендуется не реагировать на повторение фраз. В эти моменты лучше не смотреть на ученика. Можно подсказать отдельные слова, чтобы выразить то, что хочет сказать ребенок. Эхолалия возникает оттого, что в общении с ребенком используется слишком много слов. Необходимо использовать минимум слов, между ними делать паузы для осмысления. Не следует разговаривать с ребенком, когда говорят другие дети, взрослые, если работают радио, телевизор. Для включения детей в общение могут быть использованы коммуникативные карточки, на которых есть рисунки, по­зволяющие выражать желания, мысли. Первоначально общение происходит при минимальной вербальной коммуникации, которая для аутичных детей слишком абстрактна, а в силу инертности мышления трудна в использовании, так как требует изменения, подстановки других слов, трансформации фразы.


Количество социальных проблем, с которыми сталкиваются дети при аутизме, велико. Уровень социальных навыков в адаптированных и неадаптированных ситуациях значительно отличается. Приоритеты программ социальной адаптации устанавливаются учителем и родителями вместе. Только координированные усилия разных специалистов смогут оказать действенную помощь ребенку в его адаптации. Безусловным является признание, что развитие социальных навыков является частью школьной программы. В процессе обучения отрабатываются навыки самообслуживания и ведения домашнего хозяйства. Главным критерием эффективности обучения является функциональность учебных навыков, их включенность в действительность, практическая значимость. Если учебные навыки недостаточно функциональны, то их применение в повседневной жизни будет крайне ограниченным.

Следует признать, что эти дети могут быть интегрированы в образовательную среду только при условии, что для них созданы условия и их обучают специально организованным образом. В класс (группу) обычных детей или с отклонениями в развитии могут быть включены 1—2 аутичных ребенка. В любом случае необходимо понимание и осознание особенностей, нужна иная стратегия обучения, чем та, которая приемлема для других категорий детей. Требуется адаптация среды к их нуждам, более широкое использование визуальных средств, координация усилий учителей и родителей.







Date: 2015-07-25; view: 1605; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию