Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конструкция основных узлов и элементов тягового электрического двигателя тепловоза





ТЭД постоянного тока состоит из неподвижного статора: остова с расположенными на его внутренней поверхности главными и добавоч­ными полюсами - и вращающегося якоря (ротора). Вал якоря опирается на подшипниковые узлы, размещенные в статоре (рис.5.3).

Конструктивно двигатель образован следующими сборочными еди­ницами: магнитная система (в корпусе которой также закреплены щет­кодержатели со щетками), якорь, подшипниковые щиты с якорными подшипниками, моторно-осевые подшипники и др. [5].

Магнитная система двигателя состоит из станины (остова), че­тырех главных и четырех добавочных полюсов.

Остов является магнитопроводом двигателя; он отлит из угле­родистой стали и имеет восьмигранную или круглую форму. С торцов

остова расположены расточки для подшипниковых щитов. На остове имеются два прилива (носика) для опоры ТЭД на тележку через пру­жинную подвеску. С противоположной стороны остов имеет расточки под моторно-осевые подшипники. В верхней части остова со стороны коллектора находится вентиляционный люк, через который подводится воздух, охлаждающий обмотки и детали двигателя.

 

Рис.5.2. Схема колесно-моторного блока локомотива с опорно-осевым подвешиванием ТЭД

 

Главный полюс состоит из стального сердечника и катушки, на­мотанной из шинной меди в два слоя (плашмя). Витки катушки изоли­рованы друг от друга асбестовой электроизоляционной бумагой.

Для уменьшения нагрева главных полюсов, вызываемого воздейс­твием вихревых токов, сердечники набирают из отдельных листов элек­тротехнической стали. Собранные листы спрессовывают и соединяют заклепками. В отверстие листов запрессовывают стальной прямоуголь­ный стержень, в который вворачивают болты, крепящие полюса к осто­ву.

Добавочные полюсы обеспечивают улучшение процессов комму­тации (снижение искрения) при работе коллекторно-щеточного узла ТЭД. По своим размерам они меньше главных и несколько отличаются от них по конструкции (в частности, сердечник добавочного полюса цельный, отлитый из стали).

Обмотки возбуждения добавочных полюсов включены последо­вательно с якорной обмоткой. Обмотки возбуждения главных полюсов соединены между собой так, чтобы полюса (северный и южный) чере­довались между собой (рис.5.4). Катушки добавочных полюсов соеди­нены гибкими проводами, а главных - тинами из медной ленты, изоли­рованными асбестовой, резиновой и стеклянной лентами [8].

 

 

 

Рис.5.3. Тяговый электродвигатель тепловоза

 

Якорь электродвигателя состоит из стального сердечника и кол­лектора, насаженных на вал двигателя. На конец вала напрессовано ма­лое зубчатое колесо (шестерня), передающее вращающий момент от двигателя через зубчатую передачу на колесную пару.

Сердечник якоря набран из листов электротехнической стали тол­щиной 0,5 мм. По торцам сердечник удерживается на валу нажимными шайбами, которые установлены на вал с большим натягом.

На окружности сердечника якоря расположены продольные пазы, в которых размещены изолированные проводники якорной обмотки, закрепленные стеклотекстолитовыми клиньями. Клинья предотвращают перемещение проводников в пазах под действием центробежных сил, возникающих при вращении якоря. Лобовые части обмотки якоря (пе­редние и задние) закреплены бандажами из стеклобандажной ленты. В последнее время начинают применять стеклометаллические бандажи.

Чтобы повысить электрическую и механическую прочность изоля­ции обмоток, якорь и полюса пропитывают в лаке ПЭ-933 (полиэфир-ноэпоксидном).

Рис.5.4. Схема соединения обмоток тягового электродвигателя

 

Для соединения проводников обмотки якоря с источником элек­троэнергии служит коллекторно-щеточный узел.

Коллектор состоит из медных пластин клинообразного сечения, изолированных друг от друга миканитовыми прокладками. Эти пласти­ны набирают на коллекторной втулке, которую после формирования коллектора насаживают на вал электродвигателя. К каждой коллек­торной пластине припаяны проводники якорной обмотки, укладывае­мые в пазы сердечника якоря по определенной схеме [1].

Коллектор соединен с внешней цепью через угольно-графитовые стержни, называемые щетками. Щетки устанавливают в специальные обоймы (щеткодержатели), кронштейны которых закрепляют на остове

ТЭД через изоляторы. Для надежного контакта щеток с поверхностью коллектора служит пружинное нажимное устройство.

Вал якоря ТЭД, изготовленный из высококачественной стали, вра­щается в двух роликовых подшипниках, запрессованных в ступицы подшипниковых щитов. В подшипниковом щите, расположенном со стороны коллектора, устанавливают опорно-упорный подшипник, а с противоположной стороны - опорный. В полости подшипников, закры­тых крышками, по специальным трубкам запрессовывают смазку [8].


Отличительной особенностью тяговых двигателей локомотивов является наличие моторно-осевых подшипников (МОП), которые служат опорой электродвигателя на ось колесной пары. МОП вмонти­рованы в специальные разъемные приливы остова двигателя и состоят из бронзовых вкладышей, смазочного устройства и крышки, закреплен­ной болтами. Крышка МОП служит резервуаром для смазки, которая подается к вкладышам подшипника при помощи специальных систем: циркуляционной (смазка под давлением с использованием шестеренча­того насоса) и польстерной (смазка с использованием войлочных фити­лей). В зависимости от конструкции ТЭД, данные системы могут ис­пользоваться как поодиночке, так и совместно [5].

В заключение рассмотрим особенности системы, которая обеспе­чивает нормальную работу тяговых двигателей - системы охлажде­ния. Во время работы ТЭД обмотка якоря и другие детали нагреваются. Для их охлаждения применяют принудительную вентиляцию (рис.5.5).

 

Рис. 5.5. Схема охлаждения тяговых электродвигателей на локомотивах

 

Охлаждающий воздух, подаваемый специальным вентилятором но
гибким рукавам-гармошкам к вентиляционному люку остова ТЭД, про­
ходит через двигатель двумя потоками: один над коллектором, сер­дечником якоря и в зазорах между полюсами, другой под коллектором,
через вентиляционные отверстия в сердечнике якоря. Оба потока со­единяются в корпусе ТЭД со стороны, противоположной коллектору, и
выходят наружу через специальные окна (люки) [5].

Внутри остова ТЭД поддерживается небольшое избыточное давле­ние воздуха, препятствующее попаданию пыли, влаги, снега.

Вентиляторы охлаждения ТЭД могут иметь механический привод от дизеля или электрический от специальных электродвигателей (мо­тор-вентиляторы). Обычно один вентилятор охлаждает несколько тяго­вых двигателей, установленных на одной тележке. На некоторых тепло­возах применяют централизованную систему охлаждения тяговых элек­трических машин и аппаратов.

 







Date: 2015-07-24; view: 1705; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию