Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы обучения дошкольников, их характеристика





В дидактике сложились разные типы обучения: прямое, проблемное, опосредованное.

1. Прямое обучение предполагает, что воспитатель опреде­ляет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми (будем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит перед каждым из вас). Далее дает образец спо­собов выполнения задания (как рисовать дерево, как состав­лять рассказ). В ходе занятия он направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата. Для этого уп­ражняет детей в овладении способами, действиями, необ­ходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.

2. Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятель­ности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и по­знавательных, ребенок не может. Для этого он должен «пе­реворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, ов­ладеть новыми знаниями и умениями. В проблемном обу­чении осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который на­правляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении.

Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой, в ходе которой педагог ставит вопросы, побуждаю­щие детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам.

Основная движущая сила проблемного обучения - это система вопросов и заданий, которые предлагаются детям. Учитывая важную роль проблемного обучения в акти­визации мыслительной деятельности детей, в развитии отношений сотрудничества между ними, можно говорить о его преимуществах перед прямым обучением.

Однако следует помнить и о «слабых сторонах» проблемного обу­чения.

Прежде всего, педагогу бывает сложно определить степень трудности проблемной ситуации для детей груп­пы (подгруппы). Для одних в этой проблеме может быть все ясно, известно по прошлому опыту, другие, напротив, «не видят», в чем она состоит, еще не «доросли» до нее. Поэтому важно подбирать группу поиска в количестве не более 5-6 человек с «равным стартом».

Еще одна «слабая сторона» заключается в том, что проблемное обучение требует больших затрат времени, снижает информационную емкость занятий.

Принимая во внимание эти обстоя­тельства, не стоит считать проблемное обучение един­ственным типом обучения: целесообразно сочетать его с прямым и опосредованным.

3. Сущность опосредованного обучения в том, что педа­гог изучает уровень обученности, воспитанности детей, знает их интересы; наблюдает тенденции развития, ви­дит малейшие ростки нового в ребенке, того, что только проклевывается.

На основе собранных данных о разви­тии детей педагог организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс ус­воения новых знаний, умений, упрочить возникшие ин­тересы. Это могут быть книги, игры, игрушки, растения, оборудование для опытов, предметы утвари и др. Далее необходимо включить эти средства в деятельность детей, обогатить ее содержание, повлиять на развитие общения, делового сотрудничества.

При опосредованном обучении девизом становится «На­учился сам - научи другого».

Поэтому важно создавать условия, благодаря которым дети могли бы проявить свою компе­тентность в том или ином вопросе, рассказывать другим о том, что знают, учить тому, что умеют делать.

Итак, суть опосредованного обучения в том, что педа­гог учит детей использовать разные средства для познания окружающего мира, ставит ребенка в позицию обучающе­го других, т.е. активно содействует взаимообучению, само­обучению воспитанников.

Руководство опосредованным обучением требует от педа­гога умения прогнозировать педагогический процесс, гиб­кости, мобильности поведения.

Вопросы детей как показатель их познавательной активности. Классификация детских вопросов. Ответы взрослых на них.

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Предмет­ная «исследовательская» деятельность, свойственная ребен­ку раннего возраста, развивает и закрепляет познаватель­ное отношение к окружающему миру. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимает­ся на новую качественную ступень. Любознательность и познавательные интересы представ­ляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру.


Любознательность характери­зуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность. Любознатель­ному ребенку хочется познавать, а что именно - не столь важно. Познавательный интерес проявляется в стрем­лении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о ка­чествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Таким обра­зом, познавательный интерес отличается от любознатель­ности широтой охвата объектов, глубиной познания, избирательностью.

Основа познавательного интереса - актив­ная мыслительная деятельность. Познавательный интерес ребенка отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельнос­ти. Поэтому взрослые должны обеспечивать условия для раз­вития такой деятельности.

Издавна вопросы ребенка считались основной формой проявления любознательности, познавательных интере­сов. Однако исследования А.И.Сорокиной, М.М.Рубин­штейна выявили различные мотивы детских вопросов.

Ав­торы делят вопросы на две группы: познавательные и коммуникативные.

Коммуникативные вопросы ребенок задает, чтобы привлечь взрослых к своим пере­живаниям, установить с ними контакт. Такие вопросы возни­кают у детей в минуты тревоги, радости, страха. Они тре­буют особенно чуткого отношения взрослых: важно по­нять, что взволновало ребенка, вникнуть в его пережива­ния, успокоить.

В основе многих детских вопросов лежит познава­тельный мотив: дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стре­мятся их пополнить, уточнить, приобрести новые. Источником познавательных интересов служит разно­образный опыт ребенка. Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с какими-либо предмета­ми и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, часто бывают результатом его собственных рассуждений.

Содержание детских воп­росов разнообразно. По свидетельству психологов, нет ни одной области знаний, которой бы ни касались вопросы детей.

С течением времени вопросы меняются по форме.

Детей 2-3 лет интересуют названия предметов, их свойства и ка­чества. Они задают вопросы типа где? кто? что? какой?

Детям более старшего возраста (4-4,5 года) свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окру­жающем. Их вопросы направлены на уяснение связей, отно­шений между предметами и явлениями действительности: на систематизацию представлений, на нахождение в них ана­логии, общего и различного. Вопросы усложняются и выра­жаются в форме зачем? почему?

Для детей 5-6 лет типичны цепи вопро­сов о каком-либо предмете или явлении:







Date: 2015-07-24; view: 19027; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию