Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Материалы к изучению. Школа, просвещение, печать
Школа, просвещение, печать. Ликвидация крепостного права и либеральные реформы образования вызвали серьезные сдвиги в народном просвещении. В 1860 - 90-е годы заметно вырос уровень грамотности населения (в среднем в 3 раза), причем в городе больше, чем в деревне.Начальное образование получило дальнейшее развитие, наряду с церковноприходскими начали действовать земские школы.Среднее образование наряду с гуманитарными классическими гимназиями (число учащихся в которых выросло в 60 - 80-е годы почти в 3 раза) давали училища - с 1864 г. реальные учебный план которых включал большой объем знаний по точным и естественным наукам, и с 1873 г. коммерческие, где изучались бухгалтерия, товароведение и др.. В период реформ открылись женские гимназии, которых к 90-м годам насчитывалось около 200; для дочерей православного духовенства действовало около 60 епархиальных училищ. В период контрреформ Александра III правительство старалось ограничить доступ в гимназии (а следовательно и в университеты) выходцев из простого народа. Печальную известность получил циркуляр И. Д. Делянова (министра народного просвещения), в котором не рекомендовалось принимать в гимназии «детей кучеров, прачек, мелких лавочников и т.п.». Данное положение автоматически закрывало дорогу и в университеты, т.к. только выпускники мужских классических гимназий имели право поступать в университет. Выпускники реальных училищ допускались к поступлению в высшие специальные учебные заведения. Несмотря на всю противоречивость политики правительства в вопросах развития высшего образования, положительные сдвиги были очевидны. Число студентов университетов с 1862 г. до середины 90-х годов увеличилось втрое и составило 17 тыс. человек. Наряду с ростом числа студентов в университетах происходила демократизация их состава, правда, неравномерно (например, в 1897 г. в Петербургском доля детей дворян и чиновников составила около 2/3, а в Харьковском - менее 40%). Появились первые ростки высшего женского образования - высшие женские курсы, готовившие врачей и учителей (Аларчинские в Петербурге и Лубянские в Москве, 1869; курсы проф. В. И. Герье в Москве, 1872; Бестужевские в Петербурге, 1878, и др.). В 70 - 90-е годы почти втрое возросло число периодических изданий на русском языке (до 1 тыс. в 1900 г.). Окончательно оформился тип «толстого» журнала, в котором публиковались литературно-художественные, публицистические, критические, научные материалы. Такими журналами стали - «Современник», «Русское слово», «Вестник Европы». Издание книг росло еще стремительнее (в 1860 - 90-е годы с 1800 до 11500 названий в год). Среди издателей ведущее место занимали частные фирмы М.О. Вольфа, Ф.Ф. Павленкова, И.Д. Сытина, выпускавшие учебную, научно-популярную, художественную литературу, в том числе дешевые издания русской классики. Количество книжных лавок увеличилось в 6 раз (до 3 тыс. в кон. 90-х годов). В городах и селах росло число библиотек и читален, открывавшихся общественными учреждениями и органами местного управления. Главная роль в развитии культурно-просветительных учреждений принадлежала интеллигенции, в том числе земской. Наука и техника. Пореформенный период отмечен замечательными успехами отечественной науки. Труды П. Л. Чебышева, А. М. Ляпунова, С. В. Ковалевской в области математики и механики, открытия физика А. Г. Столетова, астронома Ф.А. Бедихина, химиков А. М. Бутлерова и Д. И. Менделеева прославили русскую науку. Физиолог И. М. Сеченов отмечал, что русские натуралисты своей деятельностью служили духовному сближению Востока с Западом. Техническая мысль также достигла больших успехов (изобретения электротехников А. Н. Лодыгина и П. Н. Яблочкова, создание первой в мире модели самолета А. Ф. Можайским и т. д.). Значительные достижения географической науки связаны с именами выдающихся путешественников и ученых - П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая. В области гуманитарных наук большими успехами характеризуется развитие истории. Органичной частью русской культуры, средством национально-исторического самопознания стали труды выдающихся историков С. М. Соловьева («История России с древнейших времен», «Публичные чтения о Петре Великом» и др.) и В. О. Ключевского («Боярская дума Древней Руси», 1882; «Происхождение крепостного права в России» и др.). Европейской известностью пользовались труды по всеобщей истории П. Г. Виноградова, Н. И. Кареева и др. Общественная мысль и литература. Расширение гласности и оживление периодической печати после цензурной реформы 1865 г. стимулировало процесс национального самопознания через развитие общественно-политической мысли и литературы. Центральную роль в общественной жизни пореформенной России играла интеллигенция. Формировавшаяся еще со времени выступления Радищева и декабристов, в 60-е годы она обрела имя (термин «интеллигенция» ввел писатель П. Д. Боборыкин) и оформилась как слой просвещенных, образованных людей, занимавших активную общественную позицию. Специфика этого слоя заключалась в его оппозиционности к деспотическому режиму, правда, формы и методы оппозиции были различны (от либеральной умеренности и консерватизма до радикальной революционности). В пореформенную эпоху русская интеллигенция становится разночинной. Сыновья разорившихся дворян, священников, мелких чиновников, купцов и крестьян - вот та социальная база, из которой шло формирование интеллигенции. Расставаясь со своим прошлым, интеллигенты новой формации быстро переставали уважать устои, традиции. Им было присуще стремление изменить «проклятую русскую жизнь» как можно скорее и радикальнее. В идейном плане 60-е годы прошли для разночинной интеллигенции под знаком нигилизма. Нигилизм, наиболее ярким и талантливым представителем которого был публицист журнала «Русское слово» Д. И. Писарев, ставил прежде всего задачу личного освобождения – от семейных и бытовых предрассудков, от слепого поклонения авторитетам, от груза вековых традиций во всех сферах жизни. Это течение общественной мысли сыграло важную роль в формировании интеллигента-разночинца, явилось своеобразным переходным периодом к новому этапу. Добившись «личной свободы», эти люди стремились указать путь к освобождению и всему народу. В сознании демократической молодежи стали укореняться идеи «возвращения долга народу», смысл жизни виделся в ему беззаветном служении. Так нигилисты стали превращаться в народников. На рубеже 60 –70-х главным в русском революционно-демократическом движении становится народничество. Основываясь на идеях «крестьянского социализма», выдвинутых А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским, свое законченное выражение идеология народничества получила в работах М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачева. Убежденные в том, что человечество в своем развитии неизбежно должно прийти к социализму, они возлагали особые надежды на крестьянскую общину в России, рассматривая ее как зародыш социализма. По их мнению, благодаря общине удастся достичь социализма, минуя капитализм. Для этого, как они полагали, достаточно было передать крестьянам все пахотные земли и другие угодья, избавить их от непосильных налогов, освободить от контроля со стороны административно-полицейских органов. Сходясь в основных теоретических установках, идеологи народничества выступали за различные пути претворения их в жизнь. В этой связи принято выделять три течения в народничестве. М. А. Бакунин, лидер бунтарско-анархистского направления, считал главной задачей революционного движения беспощадное разрушение государственного и общественного строя. Он выступал за немедленную крестьянскую революцию, толчок к которой должна дать революционная интеллигенция. Идеологом пропагандистского направления являлся П. Л. Лавров. Он также поддерживал идею крестьянской революции и рассматривал интеллигентов-революционеров как силу, способную возбудить к ней народные массы. Но, в отличие от Бакунина, он считал, что потребуется длительный период для того, чтобы интеллигенция смогла найти общий язык с крестьянством, - период напряженной пропагандистской работы. Идеологом третьего, заговорщического, направления был П. Н. Ткачев. Он исходил из того, что между интеллигенцией и народом существует огромная пропасть, непреодолимая в условиях самодержавного строя, поэтому поднять крестьянство на борьбу невозможно. Из этого следовало, что ставку необходимо делать на группу революционеров-заговорщиков, способных осуществить государственный переворот, захватить власть и провести сверху необходимые преобразования. Идеология народничества оказала непосредственное влияние на практику движения. В конце 60-х – начале 70-х в студенческой среде возник ряд народнических кружков. В 1874 г. их члены начинают массовое «хождение в народ» под бунтарскими лозунгами. Однако поднять крестьян на революцию «бунтарям» не удалось. В 1876 г. возникает народническая организация «Земля и Воля», сделавшая основными методами борьбы пропаганду. Результаты оказались не многим лучше. В 1879 г. происходит раскол «Земли и Воли» на «Черный передел» и «Народную волю». «Черный передел» во главе с Г. В. Плехановым остался на прежних позициях. «Народная воля» на первый план выдвинула политическую борьбу, главным средством которой они избрали индивидуальный террор. 1 марта 1881 г. был убит Александр II. Этот «успех» «Народной воли» дорого обошелся не только освободительному движению (казнь 5 народовольцев и разгром организации), но и всему народу. Процесс реформирования страны был приостановлен более чем на два десятилетия. В пореформенное время оживилось либеральное движение, объективно отражавшее политические и экономические интересы буржуазии. При этом следует отметить, что в России, по существу, никогда не было влиятельной либеральной идеологии. Единственным философомлиберализма можно считать Б. Н. Чичерина, бывшего скорее либеральным консерватором. Умеренный либерал К. Д. Кавелин исповедовал идею мирного обновления общества посредством широкого гражданского согласия. «Не тот народ имеет будущность, - писал он, - который умеет храбро умирать в битвах, на виселице и в каторге, а тот, который умеет переродиться и вынести реформу». При всей умеренности либеральной печати («Вестник Европы», «Русская мысль» и др.) благодаря ей происходили формирование нового политического сознания и радикализация русского либерализма, особенно земского движения. Русская литература второй половины XIX в. - самая философская и социальная в Европе. В ее художественных образах отразилась вся сила мысли великого народа, не нашедшая выражения в научных трактатах (из-за недостаточности развития философии и социологии). Сокровища мысли и духа заключены в художественном творчестве Достоевского и Толстого, Тургенева и Лескова, немыслимом без школы европейского гуманизма, но выросшем на русской почве. Религиозная тема «мучила» великую русскую литературу, отсюда ее поучительный характер. Ф. М. Достоевский (1821 – 1881), гениальный художник и выдающийся философ, может быть, в наибольшей степени из всех писателей XIX в. осуществлял эту миссию. Глубочайший аналитик человеческой души, он обладал и даром предвидения. В пророческой «Легенде о Великом Инквизиторе» («Братья Карамазовы») есть гениальное прозрение о тоталитарных режимах будущего. Творчество Достоевского отразило напряженность русской проблематики («Записки из Мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»). Одному из лучших романистов XIX в. И. А. Гончарову (1812 – 1891), присуща необычайная сила художественного обобщения, позволившая создать такой «всероссийский тип», как Обломов («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»). Произведения Л. Н. Толстого отличались мастерским изображением подробностей жизни человека и природы, тончайшим воспроизведением «диалектики души» («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»). Обличительный пафос вообще присущ русской литературе XIX в., творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина - одно из ярких тому доказательств («Сказки», «История одного города», «Господа Головлевы»). Величайшие писатели-реалисты не только отображали жизнь, но и искали пути ее преображения. Музыка и театр. Вторая половина XIX века - плодотворнейшая эпоха в истории русской музыки. Особое место в ее развитии занимала деятельность содружества талантливых композиторов (М. А. Балакирев, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков), названного критиком В.В. Стасовым «Могучей кучкой». Развивая традиции Глинки и Даргомыжского, музыканты находили источник вдохновения в народном искусстве и вместе с тем овладевали европейской системой музыкального мышления и выражения. Принципиальными основами музыкального искусства «могучей кучки» были реализм и народность. Велик их вклад в развитие камерной, симфонической музыки и национальной оперы (народные музыкальные драмы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина»; Римского-Корсакова - «Псковитянка»; эпическая опера Бородина «Князь Игорь»). Крупнейшим явлением музыки XIX в. было творчество П. И. Чайковского. Непревзойденный симфонист (шесть его симфоний, в том числе «Манфред», «Ромео и Джульетта» и др.), скрипичные и фортепьянные концерты принадлежат к мировым шедеврам; реформатор балета, сделавший музыку ведущим компонентом балетной драматургии («Лебединое озеро», Спящая красавица», «Щелкунчик»), он создал и новый тип оперы («Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама», «Иоланта» и др.). Воплощая в музыке темы и образы русской литературы и западной классики, П. И. Чайковский стал по-настоящему национальным композитором. Видным композитором и музыкальным критиком был А. Н. Серов, выступавший поборником близкого к народным истокам искусства (оперы «Рогнеда», «Вражья сила»). Братья А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, выдающиеся пианисты, дирижеры, стали основателями первых консерваторий - в Петербурге (1862) и Москве (1866). До сих пор неизменным успехом пользуется опера А. Рубинштейна «Демон». История театра с 50-х годов неразрывно связана с именем А. Н. Островского, оказавшего огромное влияние на утверждение реализма («Свои люди - сочтемся!», «Доходное место», «Бесприданница», всего около 50 пьес). В историю драматургии вписали лучшие страницы А. В. Сухово-Кобылин (трилогия «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкнна»), А. К. Толстой (трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис»). Ведущее место в театральной жизни по-прежнему занимали театры - Малый в Москве, на сцене которого играли театральная династия Садовских, одна из лучших трагических актрис мира М. И. Ермолова и др., и Александринский в Петербурге (актерская династия Самойловых, М. Г. Савина, П. Л. Стрепетова). Они развивали лучшие традиции русской театральной школы. Конец XIX века ознаменован появлением в музыке ряда молодых композиторов: А. К. Глазунова, А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, С. И. Танеева Живопись. Ведущим направлением изобразительного искусства в 60-е гг. стал критический реализм. Нравственная и гражданская позиция, ориентация искусства на отражение актуальных жизненных ситуаций и конфликтов привела к господству жанровой живописи. Обличительным пафосом отмечено творчество В. Г. Перова. Основные этапы его творчества позволяют проследить эволюцию русского искусства 60 - 80-х годов: от многофигурных сатирических полотен («Сельский крестный ход на Пасхе», ГТГ) к эмоционально-лирическим композициям, в которых акцент перенесен с частных подробностей на общее впечатление («Проводы покойника», ГТГ). Возросла роль пейзажа («Последней кабак у заставы», ГТГ) или значение одной человеческой фигуры («Приезд гувернантки в купеческий дом», ГТГ). Таким образом, из жанра выделялись эмоционально окрашенный пейзаж и психологический портрет (Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, ГТГ), а жанровые произведения утеряли публицистическую остроту («Охотники на привале», ГТГ). В 70 - 80-е годы основные тенденции развития русского искусства определяли художники, объединившиеся в «Товарищество передвижных художественных выставок» под руководством П. Н. Крамского. В его деятельности большую роль играли критик В. В. Стасов и меценат П. М. Третьяков. Воспитанные на идеях передовой русской литературы и демократической критики, передвижники имели четкую программу — отражать жизнь со всеми ее острыми социальными проблемами и приобщать к искусству провинцию. Диапазон их творчества был чрезвычайно широк (социально-бытовая, историческая живопись, пейзаж, портрет). Темы творчества теоретика передвижничества И. Н. Крамского не были типичны для «Товарищества». Он почти не работал в жанре, зато обращался к евангельским сюжетам («Христос в пустыне», ГТГ), писал портреты крупнейших деятелей русской культуры (Достоевского, Толстого, Некрасова, ГТГ). Налет салонности приобрели его картины 80-х годов («Неизвестная», «Неутешное горе», ГТГ). Пристальный интерес к евангельской тематике, в духе «нравственного христианства», проявил и Н. Н. Ге (1831 - 1894) в работах «Тайная вечеря», ГРМ; «Что есть истина? Христос и Пилат», «Голгофа», ГТГ. Портреты Ге отмечены творческим вдохновением и психологизмом. Важной вехой в становлении реализма передвижников явилась его картина «Петр I допрашивает царевича Алексея» (ГТГ). Бытовой жанр во многом определял характер живописи передвижников (В. М. Максимова, Г. Г. Мясоедова, К. А. Савицкого, В. Е. Маковского). Мастером однофигурных жанровых композиций был Н. А. Ярошенко (1846 - 1898), что проявилось в работах «Кочегар», «Курсистка». Новая эстетика пейзажа передвижников (обращение к неброскому русскому ландшафту, внесение эмоциональной оценки в реалистическое изображение) свидетельствует о демократизации жанра. Два полюса живописи представляют лирические пейзажи А. К. Саврасова: «Грачи прилетели», «Проселок» (ГТГ) и «героические» — И. И. Шишкина: «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Рожь» (ГТГ). Особое место занимают пейзажи А. И. Куинджи. Необычные световые эффекты придавали его полотнам романтический характер и некоторую театральность («Березовая роща», ГТГ; «Ночь на Днепре», ГРМ). Тонкое слияние жанрового и пейзажного начала («Московский дворик», ГТГ) характеризует творчество В. Д. Поленова. Крупнейший художник-реалист, наиболее яркий и характерный представитель передвижничества И. Е. Репин (1844 -1930) глубоко и разносторонне (в портрете, жанре, пейзаже, исторической живописи) отразил современную ему русскую действительность. Тончайшая психологическая выразительность, безупречные композиции, рисунок и живопись соответствовали высоким идеям, заложенным в творчестве художника («Крестный ход в Курской губернии», портрет М. П. Мусоргского, «Иван Грозный и сын его Иван», ГТГ; «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», ГРМ). Другой грандиозной вершиной передвижничества было творчество В. И. Сурикова. Глубокий интерес к поворотным событиям русской истории, проникновение в дух древности, даже особый колорит, присущие его творчеству, означали поворот к «историческому мышлению» в живописи («Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова», все - в ГТГ). В исторических полотнах В. М. Васнецова преобладали легендарные, фольклорные образы («Поле побоища Игоря Святославича с половцами», ГТГ; «Витязь на распутье», ГРМ). Попыткой возрождения монументальной живописи были его росписи религиозного (Владимирский собор в Киев) и светского (Московский исторический музей) содержания. В 1892 в Москве П. М. Третьяков передал собранную им большую коллекцию картин и скульптур русских художников в дар городу Москве. Она положила начало богатейшей коллекции картин и стала поистине национальным и общедоступным музеем. Архитектура и скульптура. Промышленный прогресс, совершенствование строительной техники в пореформенный период привели к появлению новых типов сооружений таких как вокзалы, промышленные и торговые здания, доходные дома. Одновременно анархия частного предпринимательства предопределила хаотичность городской застройки. Вторая половина века - время господства эклектики, распространенной разновидностью которой был псевдорусский стиль. Типичные образцы этого стиля - собор Воскресения Христова (храм «Спаса на крови») в Петербурге (арх. А. А. Парланд), Исторический музей в Москве (арх. А. А. Семенов и В. О. Шервуд). Отделанные под русскую старину фасады построек контрастировали с современными интерьерами. В конце века сформировался новый архитектурный стиль – модерн. Кризисное состояние архитектуры привело к утере былого синтеза искусств, чувства ансамбля. Черты эклектики (излишняя патетичность, натуралистическая детализация) особенно проступили в монументальной скульптуре (памятники «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатерине II в Петербурге скульптора М. О. Микешина). Наиболее удачным монументом этого времени был памятник Пушкину в Москве скульптора А. М. Опекушина. Прежнее место его расположения (в глубине бульвара) обеспечивало необходимую степень изолированности от открытых пространств, что гармонировало с камерным характером образа. Развитие станковой скульптуры связано в основном с жанрово-повествовательным направлением. Наиболее известный мастер этого времени М. М. Антокольский прославился историко-психологичной достоверностью изображения «монументальных личностей»: «Иван Грозный», «Петр I», «Христос» и др. В последней трети XIX века в стране развернулось музейное строительство. В 1872 г. в Москве открыт Политехнический музей, в 1883 г. – Исторический. В 1895 в Петербурге учрежден Русский музей, открытие которое состоялось в 1898 году. Все это свидетельствовало о внимании и интересе правительства и русского общества к истории и культуре русского народа, что отражало возросшее национальное самосознание России. Подводя итоги общественного и культурного развития страны, следует обратить внимание на следующие выводы. Рост капиталистического производства в пореформенной России поставил серьезные практические и теоретические задачи перед наукой и образованием. Несмотря на ограничения, значительно повысился уровень грамотности населения, наблюдался небывалый подъем научного творчества и рост интереса к науке в обществе, расширение книгоиздательства и журнального дела. Незавершенность аграрной реформы, сохранение пережитков крепостничества (в социально-экономической и политической области) привели к подъему освободительного движения, ведущая роль в котором принадлежала разночинцам. На этот период пришлось невиданное оживление общественной мысли, литературы и искусства, утверждение в них демократических и реалистических принципов. Именно в этот период сформировались основные проблемы русской истории и культуры: стремление к внешним изменениям, к ломке традиций, к революционному решению назревших проблем, изоляция интеллигенции и ее утопизм, надежда на государственность просвещенных монархов и европейские порядки, вера в «ускорение» истории все еще патриархальной страны. В истории русской культуры весь XIX век характерен своей неповторимой целостностью. Она выражалась в том, что те школы и направления в литературе, искусстве, которые сформировались в первой половине века, получили свое дальнейшее развитие в пореформенный период. Жизнь и творчество многих деятелей русской культуры пришлась как по первую, так и на вторую половину века. В результате они своим творчеством как будто воплощали связь эпох и стали хранителями традиций предшественников. В XIX веке расширились культурные связи России с другими странами и народами, что привело к взаимному их обогащению. XIX век получил название «золотого века» русской культуры, которая заняла в данный период выдающееся место в общемировой культуре.
Темы докладов и рефератов: К.И. Росси в Петербурге. «Ампир» в русском искусстве XIX века. Русская архитектура в XIX веке. Девятнадцатый век - «золотой век» русской музыки. Романтизм в русском искусстве XIX века. Знаменитые актеры Петербурга. История Александринского театра. Модерн в архитектуре Петербурга Образы Петербурга в художественной культуре XIX века.
Список рекомендуемой литературы. Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. В 2 т. М.: Исскуство.1976. Бартеньев И. А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XIX века. Л.:Искусство,1984. История русского искусства: В З т. М., Наука, 1993.Т.2. История русского искусства. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Изобразительное искусство, 1980. Иконников А. В. Тысяча лет русской архитектуре. Развитие традиций. М. 1991. История отечества в литературе XIX век. М., 1991. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830-х - 1910–х годов. М.: Искусство, 1982. Кириченко К. Е. Архитектурные теории XIX в России. М.,1986 Ракова М. М. Русское искусство первой половины XIX века. М., 1975. Ракова М. М. Русская историческая живопись середины XIX века. М.:Искусcтво,1979. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников первой половины XIX века. М.: Изобразительное искусство, 1954. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников середины XIX века. М.: Изобразительное искусство, 1958 Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX в. М.: Изобразительное искусство, 1962. Содержание Культура первой половины XIX века………..3 Культура пореформенной России (60-90-е гг. XIX века)………18 Темы докладов и рефератов…………30 Список рекомендуемой литературы……..30 Date: 2015-07-24; view: 369; Нарушение авторских прав |