Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Материалы к изучению
Россия в конце XVIII в. и первой половине XIX в. переживала мощный подъем общественно-культурной жизни. Его причины следует искать в прогрессивном воздействии идей Великой французской революции – идей Просвещения, а также огромном влиянии двух событий в истории страны – Отечественной войны 1812 г. и движения дворянских революционеров-декабристов. Общественно-патриотический подъем, связанный с Отечественной войной 1812 г., способствовал развитию национального самосознания. Общая идейная атмосфера предвоенных лет и периода Отечественной войны вызвала небывалый патриотический подъем в стране. Победа над Наполеоном воспринималась современниками как национальная победа, предотвратившая иноземное порабощение. Взаимосвязь войны 1812 г. с движением декабристов очевидна. Восстание 14 декабря 1825 г. явилось важнейшим событием общественно- политической жизни страны. Декабристы, их идеи, борьба, даже поражение и смерть оказали большое влияние на умственную и культурную жизнь русского общества. А.И. Герцен считал, что они пробудили душу у нового поколения, открыли новую фазу политического развития страны. Велика зависимость культурного подъема и от многих экономических перемен в стране. В первой половине века в экономике России началось развитие капиталистического уклада, формируются буржуазные отношения. Новый царь Александр I (1801-1825) обещал править «по закону и сердцу» своей бабки Екатерины II, что было благосклонно встречено большинством дворян. Ограничения прежнего павловского царствования были отменены и проведены ряд преобразований, которые позволили называть первый период правления нового императора, как период «либеральных мечтаний». Образование и просвещение. Александр I и его соратники занялись организацией народного просвещения. В XVIII веке в России было учреждено только два университета - Петербургский и Московский. При этом реально функционировал только Московский. Уже в начале XIX века ситуация начинает быстро меняться. Согласно указу 1803 г., страна была поделена на шесть учебных округов, в каждом из которых в последствии были созданы университеты. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи (закрытые учебные учреждения для дворян) – Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле. Кроме того, была создана система высшего образования. Она включила в себя ряд специальных учебных заведений, таких как Медико-хирургическая академия, Главный педагогический и Технологический институты в Петербурге, Лазаревский институт восточных языков и Ремесленное училище (ныне - МГТУ им. Н.Баумана) в Москве. Появились специализированные высшие военные учебные заведения – академия Генерального штаба, Инженерная академия, Артиллерийская академия. Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. В 1824 г. в России действовало 49 гимназий, а в 1854 г. их было 77. Очень сильно отставало развитие начального образования. В первую очередь это затрагивало детей из простого народа. Среди крестьян грамотность составляла около 5%. Либерализм первых лет царствования Александра I очень скоро сменился открытой реакцией, последовательным проводником которой стал А.А. Аракчеев. Поистине губительной аракчеевщина оказалась для просвещения. Объединенное с Синодом (1817) министерство просвещения, по выражению Карамзина, превратилось в «министерство затемнения». Линию на клерикализацию (от лат. clericalis – церковный) школы и утверждение сословного принципа образования продолжило правительство Николая I, установив над высшей школой, в которой видело рассадник вольнодумства, полицейский контроль. С. С. Уваров, бывший министром просвещения в 1833 - 1849 гг.., не скрывал стремления «умножать, где только можно, число умственных плотин». Такая политика привела не только к распространению закрытых учебных заведений, но и к нарушению сложившейся преемственности обучения. В соответствии с Уставом учебных заведений 1828 г. каждый тип школы становился сословно-обособленным: для детей «самых низших состояний» предназначались приходские одноклассные училища, для детей «купцов, ремесленников и других городских обывателей» - уездные трехклассные, для детей дворян, чиновников, богатого купечества - семилетние гимназии. Духовные учебные заведения также приобрели замкнутый сословный характер. Отход от общегуманных целей образования привел к травле и изгнанию из университетов профессоров, придерживавшихся прогрессивных взглядов, к ограничению притока в университеты разночинцев и значительным повышением платы за обучение. Вопреки официальному курсу, количество образованных людей в России росло, в том числе среди крестьян. Распространению просвещения содействовал рост печати, хотя на восстание декабристов правительство ответило усилением цензурных ограничений («чугунный» цензурный устав 1826 г.). Интерес к книге в обществе возрастал, расширялся круг читающей публики, появились крупные отечественные книгоиздатели (братья Глазуновы, А.Ф. Смирдин и др.), расширилась книжная торговля. Распространению книг и журналов во многих провинциальных городах содействовали публичные библиотеки. В конце 50-х годов печаталось около двух тыс. книг, число периодических изданий за полвека выросло более чем в 3,5 раза. Наука и техника. Процессы, связанные с развитием капитализма, активизировали научно-техническую мысль. Развитие ряда отраслей науки происходило в тесной связи с практикой (работы по органической химии Н. Н. Зимина; создание новой науки - металлографии П. П. Аносовым; исследования в области практического применения электричества В. В. Петрова и Б. С. Якоби). В области фундаментальных наук ряд открытий принес русским ученым мировую известность, например, учение о неевклидовой геометрии Н. И. Лобачевского и др..Неоценим вклад русских мореплавателей в развитие географической науки (открытие Антарктиды М. П. Лазаревым и Ф. Ф. Беллинсгаузеном и др.). В 1845 г. было создано Русское географическое общество. Оно стало центром изучения территории и морей России. Мировую известность получил атлас «Топографическая анатомия» основоположника военно-полевой хирургии Н. И. Пирогова. Говоря о развитии гуманитарных наук, в первую очередь следует обратить внимание на историю. Историческая наука приобретает большое общественно-политическое значение. Через изучение прошлого России, пытались понять настоящее, и ее будущее. В эти годы началась широкая научная публикация исторических источников - летописей, царских и императорских указов, мемуаров и т.д. При Московском университете было создано Общество истории и древностей российских. В 1800 году был опубликован найденный памятник древнерусской литературы XII в. «Слово о полку Игореве». Особенно много сделала Археографическая комиссия, которая выявила и издала многие тысячи ценнейших исторических памятников. Настоящим событием, оказавшим влияние на развитие национального самосознания, было появление «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, возбудившей живой интерес к русской истории в широких слоях образованного общества. Зарождение буржуазного направления в русской исторической науке связано с именами профессоров Московского университета С. М. Соловьева (с 1851 г. начала выходить «История России с древнейших времен») и Т. Н. Грановского - основателя русской медиевистики (от лат. medium aevum – средние века, раздел исторической науки, изучающей средние века). Общественная мысль. Война 1812 года, нарастание революционной и национально-освободительной борьбы в Европе и принятие Россией роли «жандарма Европы» особенно остро поставили традиционные вопросы общественной мысли. К ним, прежде всего, относились вопросы об отношении к самодержавию и крепостничеству, о формировании национального самосознания и национальной культуры. Отказ Александра I от проведения либеральных реформ во многом содействовал складыванию оппозиционного движения в среде русского дворянства. Участники движения, получившие в последствии название декабристов, понимали гибельность крепостного права для развития экономики, но гораздо сильнее их возмущала безнравственность крепостничества. Воспитанные на литературе Просвещения, подчеркивавшей равенство естественных прав людей, они органически не могли смириться с сохранением рабства в России. Убеждение в том, что «истинными сынами отечества являются члены всех сословий» приводило их к требованию незамедлительного уничтожения крепостничества. Не менее вредным для страны они считали и сохранение самодержавия. При этом, часть из участников движения полагали, что наилучшим государственным устройством может стать конституционная монархия (Н. Муравьев), другие же выступали за республику (П. Пестель). Картину гармоничного и справедливого общества нарисовал в своей утопии «Сон» А. Д. Улыбышев, видевший связь национального развития с социальными преобразованиями. Символом этих преобразований публицист представил новый герб, вместо двуглавого орла изображавший парящего феникса, возникшего в результате того, что «две головы орла, которые обозначали деспотизм и суеверие, были отрублены, и из пролившейся крови вышел феникс свободы и истинной веры». В 20-е годы с осмыслением важных социально-политических проблем связан интерес к немецкой идеалистической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель). Особенно импонировал значительной части дворянства и интеллигенции, далекой от политического радикализма, но в тоже время критически относившейся к существующей действительности, умеренный либерализм немецкого философа Шеллинга (Общество «любомудрия», альманах «Мнемозина», В. Одоевский, братья Киреевские и др.). Либерализм (от лат. liberalis - свободный) – политическое и идеологическое течение, отстаивающее демократические права и свободы личности, парламентский строй, свободу предпринимательства. В 30 – 40-е годы на «умственное брожение» в обществе правительство ответило оформлением официальной идеологии. Теория «официальной народности», была разработана министром просвещения графом С. С. Уваровым. Основу теории составила триада: православие – самодержавие – народность. Согласно этой теории, «исконными» и «самобытными» чертами русского народа является глубокая религиозность и преданность престолу. В свою очередь царь «любит Отечество в лице народа и правит им, как отец, руководствуясь законами, а народ не умеет отделить Отечество от царя и видит в нем свое счастье, силу и славу». Теория «официальной народности» противопоставляла спокойную, устойчивую, гармоничную Россию, мятущемуся и разлагающемуся Западу. На этом фоне всякие оппозиционные идеи должны были рассматриваться как наносные и чуждые русскому национальному духу. Уваровская теория была подхвачена и развита литературоведом С. П. Шевыревым и историком М. П. Погодиным, полемически излагались публицистами охранительного направления (Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч) и, наконец, нашли отражение в литературе (М. П. Загоскин, Н. В. Кукольник) и искусстве («национальный гимн» «Боже Царя храни …» А.Ф. Львова). Для многих здравомыслящих людей были очевидны надуманность и лицемерие казенной пропаганды, но после расправы над декабристами, мало кто открыто решался заявить об этом. Одним из первых это сделал П. Я. Чаадаев в работе «Философические письма» (первое опубликовано в 1836 г. в журнале «Телескоп», который в результате был закрыт, его редактор сослан, а автор объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест). С горьким негодованием говорил Чаадаев об изоляции России от новейших идейных течений Европы, об утвердившейся в стране обстановке национального самодовольства и духовного застоя. Рассматривая прошлое и настоящее России, он делал пессимистические выводы относительно ее будущего. С подобной оценкой России мало кто был согласен, но сама постановка вопроса вызвала живейший интерес в обществе. В конце 30-х - начале 40-х гг. споры об исторической судьбе России вышли на первый план. Сложились два лагеря: славянофилы и западники. Наиболее видными идеологами славянофильства являлись А. С. Хомяков, И. С. и. К. С. Аксаковы, П. В. и И. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин и др. К западникам относились П. В. Анненков, Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин и др. Славянофилы считали, что европейский и русский пути развития не совпадали, что Россия могла развиваться только по самобытному пути. Именно отход от него в результате петровских реформ и нарушил ту гармонию в обществе, которая существовала раньше. Однако нововведения затронули лишь узкий слой дворянства, народ же остался прежним и сумел сохранить свою самобытность (прежде всего православную веру и крестьянскую общину). Из этого вытекало, что вернуться на прежний путь развития и возможно и необходимо. Подвергая критике существовавшие в стране порядки, славянофилы не мыслили себе Россию без самодержавия. Они выдвинули формулу – «Сила власти – царю, сила мнения – народу». Исходя из нее, славянофилы выступали за созыв Земского собора, отмену крепостного права, за свободную печать, выражающую мнение народа. В противовес славянофилам западники доказывали, что Россия хотя и «запоздала», но идет тем же путем, что и все западноевропейские страны. Они решительно выступали за буржуазные преобразования в обществе, ратовали за скорейшую европеизацию страны. Западники считали, что наилучшим политическим устройством для России может стать конституционная монархия английского образца. Они полагали, что крепостное право и отсутствие политических прав и свобод является непреодолимым препятствием на пути дальнейшего развития России. При всех различиях во взглядах, славянофилы и западники в своем неприятии существующих в России порядков были очень схожи и являлись либерально-оппозиционными течениями. Герцен сравнивал западников и славянофилов с двуликим Янусом или с двуглавым орлом: сердце одно, а головы смотрят в разные стороны. Первоначально, к левому крылу западничества примыкали и представители радикальных взглядов, такие как В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев. Позже они отошли от этого течения и заложили основы русской революционно-демократической идеологии, третьего направления общественной мысли. В отличие от либералов, революционные демократы полагали, что коренные вопросы русской жизни не могут быть решены без революции. В 40-е гг. на формирование их взглядов серьезное влияние оказывали идеи западных социалистов-утопистов. На рубеже 50-х возникает теория утопического «русского социализма». Родоначальником ее был А.И. Герцен. По его мнению, Россия могла придти к новому строю, минуя капитализм, через крестьянскую общину, которую он считал «ячейкой социализма». литература. Важнейшим явлением культурной жизни России всегда была литература. Для литературного процесса первой половины XIX в. характерна смена художественно-эстетических направлений: сентиментализм, романтизм и реализм. Виднейшим представителем сентиментализма (от фр. Sentiment – чувство) являлся писатель и историк Н.М. Карамзин (повести «Бедная Лиза», «Наталья – дочь боярская»). Русский сентиментализм просуществовал недолго и под влиянием героических событий 1812 года сменился романтизмом. Возникновение романтизма связано с творчеством В. А. Жуковского (1783- 1852). Он видел задачу поэзии в воспитании человека, в пробуждении в нем лучших чувств (баллады «Людмила», «Светлана» и др.). Романтизм -идейное и художественное направление в искусстве конца XVIII – первой половине XIX века. В литературе ему свойственны показ исключительности героев, изображение сильных страстей, напряженность сюжета, одухотворенность природы, идеализация национального прошлого. К представителям гражданского романтизма относились поэты- декабристы К. Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский. В русле романтизма закладывались и основы исторического романа (А. А. Бестужсв-Марлинский, М. Н. Загоскин). Ранние произведения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова также были проникнуты романтизмом. К середине 30-х годов в русской литературе утвердился реализм (от позднелат. Realis – вещественный, действительный). А. С. Пушкин (1799-1837) раньше других понял, что истинная народность заключается не в изображении сарафана, а в жизненной достоверности, в раскрытии взаимоотношений людей, личности и общества. Он обратился к сокровищницам народного творчества и проникся глубоким пониманием души, психологии и характера русского человека. О народности поэта писал еще Гоголь: «Пушкин есть явление чрезвычайное..., может быть, единственное явление русского духа». Вместе с тем значение творчества поэта для национального самосознания измеряется его общечеловеческим содержанием, «всемирной отзывчивостью» (Достоевский). Универсализм Пушкина проявился не только в литературе, он был самобытным мыслителем и вдумчивым историком («Руслан и Людмила», «Цыганы», «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «История Пугачевского бунта»). Исключительное значение имело создание Пушкиным русского литературного языка: оно способствовало не только дальнейшему расцвету русской культуры, но и признанию ее во всем мире. Демократизм Пушкина, жизненная содержательность, правдивость его произведений и блеск его поэтического мастерства - все это делало творчество поэта гораздо более популярным, чем подавляющее большинство произведений сентиментального или романтического стиля конца XYIII – начала XIX вв. Наследником и продолжателем общественного и литературного дела Пушкина стал его младший современник М. Ю. Лермонтов (1814 -1841) – поэт, художник. Его лирика наполнена настроениями протеста против несправедливости, сочувствия к несчастным и обездоленным, мечтой о свободе, тоской по мятежному герою («Белеет парус одинокий», «Анчар» и др.). В творчестве поэта переплелись личные, гражданские, философские мотивы (стихотворения «Бородино», «Родина», поэмы «Мцыри», «Демон», драма «Маскарад», роман «Герой нашего времени»). Н. В. Гоголь (1809 - 1852) - один из совершеннейших русских писателей и едва ли не самый трагичный. В своих ранних произведениях - цикле «малороссийских повестей» «Вечера на хуторе близ Диканьки» он выступает как романтик. Более зрелые работы (Петербургские повести, «Ревизор», «Мертвые души») показали его решительный поворот к реализму. Книга «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847), в которой Гоголь в непопулярной тогда религиозно-мистической форме пытался отстаивать внутреннюю свободу личности, выражал веру в возможность наилучшего устройства России, в ее мессианскую роль, основанную на верности идеалам православия. До сих пор это произведение является одним из самых полемичных в русской литературе. Творчество Пушкина, Гоголя, Лермонтова утверждало гуманизм, гражданственность и народность в качестве традиционных черт русской литературы. К реалистическому направлению принадлежали вступившие и литературу в 40- 50-е годы Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин и др. Театр и музыка. Все более заметную роль в общественно-культурной жизни играл театр. В 1824 г. в результате раздела Петровского театра в Москве появились две самостоятельные труппы: драматическая - Малый театр и оперно-балетная - Большой. В Петербурге в 1832 г. открылся знаменитый Александринский театр (арх. К. Росси). В провинции получили широкое распространение крепостные театры, часто заменяя профессиональные. Подобно литературе, на сцене русского театра классицизм и сентиментализм сменились романтизмом и реализмом. Ярким представителем классицизма на театральной сцене был ведущий петербургский трагик В. А. Каратыгин, создавший ряд совершенных героико-исторических образов. Расцвет романтизма в театре связан с творчеством московского актера П. С. Мочалова, прославившегося в трагедиях Шекспира и Шиллера. Основоположник реалистической школы М. С. Щепкин известен по работе на сцене Малого театра в ролях русского реалистического репертуара - «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» П. В. Гоголя, «Свадьба Кречинского» А. С. Сухово-Кобылина. Музыка начала XIX в. также испытала влияние патриотического подъема. Композиторы стали чаще обращаться к героико-историчсским сюжетам и народным мелодиям (оперы К. А. Кавоса «Иван Сусанин», А. П. Верстовского «Аскольдова могила», романсы А. А. Алябьева, А. Е. Варламова). Возникновение подлинно национальной школы связано с творчеством М. И. Глинки, музыкальный реализм которого был подготовлен десятилетиями сближения профессиональной и народной музыки. Автор «Руслана и Людмилы», «Жизни за царя» («Иван Сусанин»), «Камаринской» максимально использовал все богатство народных мелодий и все достижения европейской музыкальной культуры. Один из основателей классической музыкальной школы А. С. Даргомыжский создал новые жанры – народно-бытовую музыкальную драму («Русалка»), сатирико-комическую песню («Титулярный советник», «Червяк» и др.); реалистически выразительный речитатив (опера «Каменный гость»), архитектура. В первой трети XIX в. русская архитектура связана со стилем ампира, завершившим развитие классицизма.. Ампир (фр. Empire -империя) - стиль в архитектуре и декоративном искусстве 1-й трети XIX в., завершивший развитие классицизма. Характерны монументальные формы и богатый декор, воплощавшие идеи государственного могущества и воинской славы. Это было время решения больших градостроительных задач. Ведущим петербургским архитектором, «мыслившим ансамблями», был К. И. Росси. Создавая Михайловский дворец (ныне здание Русского музея), он организовал площадь перед дворцом, проложил улицу в сторону Невского проспекта. Цельность замысла и редкое художественное мастерство позволили ему, завершив планировку основных площадей города, создать еще ряд замечательных ансамблей (Дворцовая площадь со зданием Главного штаба, Сенатская - со зданиями Сената и Синода). Своеобразие московского ампира состояло в большей мягкости архитектурных форм. В нем отразились как все новшества эпохи, но так и традиционные национальные черты. Особенностью решения ансамблевых задач при восстановлении Москвы после пожара было гармоничное соединение новой застройки со средневековой архитектурой. Например, реконструкция Красной и создание Театральной площадей, Первая градская больница, Триумфальная арка в честь победы над Наполеоном (арх. О. И. Бове). Особое обаяние русского ампира демонстрируют постройки жилых домов. В них черты монументального стиля приспособлены к малым размерам жилища (дом Луниных на Никитском бульваре, арх. Д. И. Жилярди, дом Хрущевых на Пречистенке, арх. А. Г. Григорьев и др.). В 30 – 50-е годы архитектура классицизма переживала кризис, утрачивалось ансамблевое мышление, начинался период эклектики. Эклектика – (греч. Eklektikos - выбирающий) - в архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разнородных стилевых элементов или произвольное использование исторических стилей. Решающее воздействие на формирование нового направления оказали идеи романтизма, которому присуще стремление к достоверному воссозданию прошлого. Исаакиевский собор, сооруженный О. Монферраном, решен в стиле классицизма с элементами Ренессанса. А. И. Штакеншнейдер, создавая многочисленные дворцы в Петербурге, использовал мотивы итальянского Возрождения (Николаевский дворец) и барокко (Ново-Михайловский). Для творчества К.А. Тона наиболее типичны постройки в «русско-византийском» или «псевдорусском» стиле (храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский Дворец, Оружейная палата). Развитие инженерной мысли и строительной техники открыло возможности для воплощения новых художественных идей. Скульптура. синтез скульптуры и архитектуры получил дальнейшее развитие. Скульпторы В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов успешно сотрудничали с архитекторами Воронихиным (скульптуры для Казанского собора, Горного института), Росси (скульптура арки Главного штаба). Одним из последних примеров органичного слияния скульптуры и архитектуры явились статуи Кутузова и Барклая де Толли на порталах колоннады Казанского собора работы Б. И. Орловского. Мастером монументально-декоративной скульптуры, органически вписанной в городской пейзаж, был П. К. Клодт (четыре группы «Укрощение коня» на Аничковом мосту, памятники «баснописцу» Крылову, императору Николаю I в Петербурге). Медленный отход от идеализирующего мировосприятия эпохи классицизма, поиск новых пластических решений, стремление к романтической приподнятости образов характерны для русской скульптуры предреформенной поры. Живопись. Одновременно с отмиранием классицизма в начале века в живописи утверждалась новая творческая концепция - романтизм. Первым к романтическому портрету обратился О. А. Кипренский (1782 - 1836). Его стиль вобрал черты классической гармонии и сентиментализма (портреты Жуковского, Пушкина, «Автопортрет в халате», ГТГ). Романтизм нашел свое выражение и в пейзаже. С.Ф. Щедрин (1791 - 1830) первым открыл для России пленэрную живопись («Новый Рим», «Вид Сорренто близ Неаполя», ГТГ). Пленэр (фр. plein air - вольный воздух) - живопись на открытом воздухе. Пленэрной называют живопись, стремящуюся к передаче естественного освещения и воздушной среды, воспроизводящую реальные оттенки цвета. В.А. Тропинин (1776 – 1857), воспитанный на сентименталистской традиции конца XVIII в., испытавший романтическое влияние начала XIX в., к 20-м годам выработал самостоятельную образную концепцию. Он жанризировал портрет (портреты А.С. Пушкина, автопортрет, многочисленные типизированные образы - «Кружевница», «Златошвейка»). Жанр – (фр. Genre – род, вид) в живописи – это портрет, пейзаж. Если Тропинин только вводил жанровые элементы в портрет, то А. Г. Венецианов стал родоначальником бытового жанра. Художник поэтизировал обыденные явления крестьянского быта, крепостной деревни - «Гумно», «На пашне. Весна». Творчество Венецианова, впитавшее элементы классических и сентименталистских представлений, стало этапом в формировании реализма в живописи. В исторической живописи 30 - 40-х годов происходило переплетение классицизма и романтизма. Знаменитая картина К. П. Брюллова (1799 - 1852) «Последний день Помпеи» (ГРМ) является ярким примером академической живописи. Академизм - направление в искусстве 17-19 вв., сложившееся в академиях художеств и основанное на догматическом следовании канонам искусства Античности и эпохи Возрождения. Позже художник обратился к портрету и в этом жанре претерпел эволюцию от большого парадного романтического портрета, включавшего некое сюжетное повествование («Всадница», ГТГ), к камерному, полному психологической выразительности изображению (портрет П. Н. Кукольника, ГРМ; автопортрет, ГТГ). В конце жизни художник пришел к реализму (портрет итальянского археолога Микеланджело Ланчи). Центральной фигурой живописи середины XIX в. был А. А. Иванов (1806 - 1858). Сын художника, с детства приобщившийся к классическому искусству, он блестяще окончил Академию художеств с двумя золотыми медалями, в 1831-1858 гг. продолжал образование и жил в Италии. Огромных успехов добился Иванов в пленэрной живописи, хотя воспринимал пейзажные этюды («Аппиева дорога», ГТГ) как вспомогательную работу. Глубокие философские проблемы, идея духовно-нравственного возрождения человечества воплотились в главном произведении художника - монументальном полотне «Явление Христа народу» над которой он работал 20 лет, сделав 600 этюдов. Кратко смысл картины можно определить так: человек в изменяющемся мире. Художник трактует евангельский сюжет как поворотное событие в истории человечества, начало его освобождения и нравственного возрождения. Особое место в творчестве Иванова занимают неоконченные «Библейские эскизы», в которых видны черты реалистического метода. На переломе двух эпох в русской живописи А. Иванов, по выражению И. Крамского, «святой, великий и последний потомок Рафаэля», органически соединил монументальность классического искусства с реализмом. Первым и чрезвычайно ярким проявлением критического реализма в живописи явилось творчество П. А. Федотова (1815 - 1852), которому присуща глубина постижения драматической сути жизни. Наиболее полно раскрылся талант художника в жанровой живописи. Он прошел путь от карикатурных сюжетов, перегруженных деталями («Свежий кавалер», «Разборчивая невеста») к трагическим и лаконичным образам («Вдовушка») и, наконец, к метафоричности образов («Анкор, еще анкор!», «Игроки»). Искусство Федотова для нескольких поколений русских живописцев служило образцом: передвижники восприняли и развили критический пафос его творчества, художников рубежа XIX- XX вв. привлекали драматизм и метафоричность живописи мастера. Своеобразие русской культуры первой половины XIX в. состояло в социальной заостренности творчества, развивавшегося почти одновременно по нескольким стилевым направлениям. Художественная культура, усваивая подлинную народность и открывая новые аспекты национальной жизни, служила самопознанию общества. Самобытность, демократизм и гуманистическая направленность русской национальной культуры делали ее значительным явлением мировой культуры. В этот период были заложены прочные основы для расцвета культуры России в последующий период ее «золотого века». КУЛЬТУРА ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ (60-90-е годы XIX в.) Date: 2015-07-24; view: 360; Нарушение авторских прав |