Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как разговаривать с ребенком





Наше основное педагогическое сред­ство — это конструирование собственного поведения. И в этой главе мы будем рассказывать, как построить речевое поведение взрос­лого, формирующее у глухих детей намерение, сказав что-то кому-то (в принятой, обычной манере), выслушать отклик для своего последующего ответа.

Итак, что такое «речевое поведение»? Этим словосочетанием мы обозначаем поведение взрослого, приводящее к возникновению и развитию инициативной, самостоятельной речи каждого ребенка из группы, в которой ведется работа. Поясним это на примере. Двое из участников работы сидят друг против друга за одним большим листом бумаги. Лист разделен непрозрачным экраном та­кой высоты, которая не позволяет увидеть движения рук напар­ника, но вполне допускает разговор между собой, глядя в лицо друг другу. Третий участник — наблюдатель — просит их нарисо­вать один треугольник. На все возможные вопросы рисующих — какого размера, где и т. д. — следует разъяснение, что единствен­ное требование к ним — это нарисовать один треугольник, все остальное неважно. Как правило, каждый рисует у себя на бумаге треугольник. После выполнения задания наблюдатель снимает экран. Просьба нарисовать один треугольник, звучащая второй раз, после того как все убедились, что нарисовано два треуголь­ника, уже имеет только одно толкование: двум рисующим нужно нарисовать один треугольник, т. е. рисовать вместе. Как бы ни вели себя в дальнейшем рисующие, они вынуждены начать раз­говор по делу, т. е. они должны договориться — кто, где, что будет рисовать.

В нашем лримере все участники пользовались речью, посколь­ку описывался пример работы со слышащими. Однако наблюда­тель ничего не объяснял, не задавал вопросы, т. е. его речевая активность была минимальна. Двое других, напротив, не смогли бы выполнить задание, если бы не были активны в речи, в обра­щении друг к другу, т. е. их речевая активность была бы макси­мальна. Кто же из участников является носителем речевого пове­дения? Ведь совсем не обязательно, что тот, кто много говорит, и даже по делу, ведет себя «речевым образом». По нашему пред­ставлению, именно наблюдатель создает такие обстоятельства об-

 

3 Заквз № 1237


щего дела, которые приводят к речевой активности действующих лиц. Следовательно, именно он осуществляет речевое поведение — он ведет и ведает, кого и куда ведет.

Что ведает носитель речевого поведения? Во-первых, то, что говорящий — это обращающийся к кому-то со своей мыслью. Зна­чит, он, «ведающий», должен устроить так, чтобы обучаемый речи не был в одиночестве, поэтому дело предлагается минимум двум людям. Во-вторых, то, что двум (или нескольким) людям, нахо­дящимся вместе, еще надо проявить необходимую в ситуации об­ращенность друг к другу, то есть необходимо дать им возможность почувствовать свою общность. Поэтому предлагается не два, а один общий лист бумаги. Поэтому появляется экран, который, раз­деляя общий предмет, подчеркивает своим видом не столько раз­общение, сколько взаимозависимость находящихся вместе людей. В-третьих, то, что для появления мысли необходимо предложить вполне конкретное дело. В-четвертых, задание дается в такой форме, которая подчеркивает (проявляет) опять-таки общность участников деда.

Как ведет себя «носитель речевого поведения»? Он не объясня­ет, не инструктирует — он изменяет обстоятельства, конструирует их, а они сами или их изменения побуждают участников общего дела обращаться друг к другу, тем самым разрешать предложен­ную ситуацию речевым образом. Речь «ведающего», в которой используются только обычные слова, не может быть обычной речью, она должна проявлять определенные отношения между соучастниками дела и высвечивать в обстоятельствах дела те мо­менты, которые крепят общность, необходимость существования в данный момент данной группы детей. Кроме того, необходимости вслушиваться в звучащую речь своих партнеров нельзя добиться призывами или требованиями. Эта сторона или форма общности может возникнуть только практически, при соотнесений получен­ных результатов дела с заданием. Поэтому на первых этапах раз­вития ребенка речевое поведение взрослого, как правило, не вклю­чает в себя объяснение.







Date: 2015-07-24; view: 284; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию