Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общество возникает и существует, таким образом, при взаимо­действии двух факторов: деятельности и общественных отношений





Общественные отношения многообразны. Выделяют экономи­ческие, социально-политические, правовые, нравственные, эстетические и т.д.

Определяя общество в целом, можно сказать, что это есть динамическая, исторически саморазвивающаяся система общест­венных отношений между людьми» между человеком и миром. Об­щество - это "сам человек в его общественных отношениях"1.

Существует множество философских концепций общества, одна­ко каждая из них более или менее ограниченна, схематична в сравнении с действительной жизнью. И ни одна из них не может претендовать на монопольное владение истиной.

 

  1. Теоретические модели общества и современность

Построение теоретической модели общества начинается с опре­деления основы его существования и развития.

Философские проблемы общества выделя­лись в самостоятельный предмет исследования, сформировалась особая отрасль науки - социальная философия. Первые социально-философ­ские теории создали Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П. Гольбах, К. Гельвеции, Дж. Вико, И. Гердер и другие философы.

Одной из первых исторически влиятельных концепций явилась натуралистическая концепция общества. Ее развивали Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К. Гельвеции, П. Гольбах и др. Нату­ралистическая социальная философия начинается с утверждения, что человек является автономным природным существом, наделенным ра­зумом (это также природная характеристика). Общество представляет собой совокупность индивидов. Человек, чтобы жить, должен удовле­творять свои природные потребности. В таком случае общественная жизнь, общественные отношения есть не что иное, как взаимодействие автономных индивидов, удовлетворяющих свои природные интересы.

Философы-просветители утверждали, что общественные отноше­ния в их историческом развитии управляются мыслями людей, их жела­ниями, целями, разумом, в целом идейными мотивами. Распространение знаний, науки, просвещения позволит познать природу человека, орга­низовать разумное, соответствующее ей общественной устройство, бу­дет содействовать прогрессу. И наоборот, невежество, предрассудки яв­ляются тормозом общественного развития. Необходимо преобразование мира на началах разума. Наиболее ярким примером такого преобразова­ния стала Великая Французская буржуазная революция.

Оказывается, что общество имеет две основы, природную и ра­циональную. Чтобы разрешить это противоречие, предлагается так назы­ваемая "теория факторов". Согласно ей, общество основано на взаи­модействии нескольких факторов: природных (географических, био­логических), политических, духовных и т.д.

Иное понимание общества содержится в философских теориях Дж Вико, И Гердера. Это направление получило название ''историзм" Сторонники его старались найти и обосновать качественную особенность общества в сравнении с природой Социальное бытие у них создается в ходе истории из "человеческих действий, социальных установлений" прежде всего на основе целостной развивающейся культуры. Природа человека общественная, историческая. Но формируется и существует человек через диалектику природного и общественного, предпосылки, данные природой, развиваются в культуре. Гердер фиксировал двойст­венность человеческой природы.

В объективно-идеалистической философской системе Гегеля классическое понимание общества получило наиболее развитое целост­ное выражение или образ. За побуждениями людей следует видеть известную основу, которая и определяет состояние общества, его исто­рию. В чем она заключается? Гегель считал такой основой саморазви­вающийся Абсолютный Дух. Абсолютный Дух посредством людей (человек - "орудие Духа") рационально, закономерно выстраивает историю.

В структуре общества Гегель ставил на первый план так называе­мое "гражданское общество", имущественные экономические отноше­ния, хотя они являются не чем иным, как осуществлением на практике правовых понятий. Аналогично объясняются и все остальные общест­венные отношения. Гегелевскую систему можно считать началом соци­альной философии, поскольку он выдвинул идею объективной детерми­нированности общественного развития.

 

История, по Фейербаху, представляет собой смену типов нравст­венных и религиозных отношений, связующих людей.

Фундаментальные идеи классической немецкой философии были в дальнейшем восприняты и развиты К. Марксом и Ф. Энгельсом. Одна­ко противоречия предыдущих концепций требовали поиска иного, не­идеалистического обоснования социальной философии. Маркс развил диалектико-материалистическую теорию общества. Его главный принцип: "Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание"'.


Фундаментальная роль, по Марксу, принадлежит материальному производству. Объективные процессы взаимодействия природы и труда обусловливают существование людей.

Таким образом, утверждается определяющая роль общественного бытия - объективной социальной реальности по отношению к общест­венному сознанию. Однако само материальное производство нуждается в определенных социально-политических и духовных отношениях, опре­деляет их. Оно играет в обществе системообразующую фундаменталь­ную роль.

Субъектом истории является в таком случае не дух, не лич­ность просветителя, а широкие социальные общности людей, соз­дающие духовно и практически свою действительную жизнь.

Современные социально-философские концепции весьма много­численны, разнообразны по своей проблематике, содержанию, понятий­но-категориальному аппарату, формам выражения и т.д. Отметим ти­пичные, выражающие основные тенденции современного философского мировоззрения, рассматривающие проблему основ существования и раз­вития общества.

Социальная концепция М. Вебера была разработана в конце XIX- начале XX вв. М. Вебер рассматривал общество как сложную систему взаимодействующих экономических, социальных, политических, идеологических и религиозных факторов.

В концепции П. Сорокина при объяснении сущности социального акцент сделан на культурной сфере. Ученый считал, что реальное состоя­ние общества, его развитие определяются "сверхиндивидуальной социо­культурной реальностью", нетождественной материальной реальности.

Нельзя не отметить социальные концепции, развивающиеся в русле сциентистского направления. К ним в первую очередь относится концепция "информационного общества" (А. Тоффлер, Д. Белл, 3. Бжезинский и др.). В ней подчеркивается особая роль науки и техники, про­изводства и максимального использования научно-технической и другой информации в развитии современного общества.

Многообразие существующих социальных концепций, безуслов­но, связано с многообразием существующих обществ, многовариантно­стью их развития, их внутренней сложностью, многоаспектностью. С этой точки зрения разные социальные концепции существуют как взаи­модополняющие друг друга, что, конечно, не исключает необходимых в развитии науки споров, совместных поисков истины, выявления обще­человеческих тенденций развития. В современных социально-философ­ских концепциях в качестве основ общества выделяется деятельность человеческого субъекта вообще, особенно духовная сторона этой дея­тельности.

 

 

  1. Анализ общественно-исторической практики

Для построения теоретической модели общества недостаточно определить лишь его основу. Необходимо рассмотреть, как функциони­рует и развивается целостная общественная система, взятая в единстве всех ее компонентов, т.е. следует проанализировать общественно-исто­рическую практику. Общественно-историческая практика есть по­стоянное взаимоизменение человека и социума, в реальной челове­ческой истории она предстает как множество противоречивых тен­денций и событий, намерений и поступков, переплетающихся между собой.

Общественно-историческая практика есть единое, осознанное че­ловеческое существование, человеческое творение собственной истории.

В общественно-исторической практике в целом можно выделить определенные направления развития, социальные процессы соединения человечества, которые в целом свидетельствуют о возможности обще­человеческой "линии" исторического развития.

При этом следует отметить также существование закономерных связей в разных сферах общества (экономике, политике, духовной жиз­ни и т.д.) и необходимость изучения их содержания, специфики, роли в конкретно-историческом процессе, их взаимодействия.







Date: 2015-07-24; view: 369; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию