Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общество возникает и существует, таким образом, при взаимодействии двух факторов: деятельности и общественных отношений
Общественные отношения многообразны. Выделяют экономические, социально-политические, правовые, нравственные, эстетические и т.д. Определяя общество в целом, можно сказать, что это есть динамическая, исторически саморазвивающаяся система общественных отношений между людьми» между человеком и миром. Общество - это "сам человек в его общественных отношениях"1. Существует множество философских концепций общества, однако каждая из них более или менее ограниченна, схематична в сравнении с действительной жизнью. И ни одна из них не может претендовать на монопольное владение истиной.
Построение теоретической модели общества начинается с определения основы его существования и развития. Философские проблемы общества выделялись в самостоятельный предмет исследования, сформировалась особая отрасль науки - социальная философия. Первые социально-философские теории создали Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П. Гольбах, К. Гельвеции, Дж. Вико, И. Гердер и другие философы. Одной из первых исторически влиятельных концепций явилась натуралистическая концепция общества. Ее развивали Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К. Гельвеции, П. Гольбах и др. Натуралистическая социальная философия начинается с утверждения, что человек является автономным природным существом, наделенным разумом (это также природная характеристика). Общество представляет собой совокупность индивидов. Человек, чтобы жить, должен удовлетворять свои природные потребности. В таком случае общественная жизнь, общественные отношения есть не что иное, как взаимодействие автономных индивидов, удовлетворяющих свои природные интересы. Философы-просветители утверждали, что общественные отношения в их историческом развитии управляются мыслями людей, их желаниями, целями, разумом, в целом идейными мотивами. Распространение знаний, науки, просвещения позволит познать природу человека, организовать разумное, соответствующее ей общественной устройство, будет содействовать прогрессу. И наоборот, невежество, предрассудки являются тормозом общественного развития. Необходимо преобразование мира на началах разума. Наиболее ярким примером такого преобразования стала Великая Французская буржуазная революция. Оказывается, что общество имеет две основы, природную и рациональную. Чтобы разрешить это противоречие, предлагается так называемая "теория факторов". Согласно ей, общество основано на взаимодействии нескольких факторов: природных (географических, биологических), политических, духовных и т.д. Иное понимание общества содержится в философских теориях Дж Вико, И Гердера. Это направление получило название ''историзм" Сторонники его старались найти и обосновать качественную особенность общества в сравнении с природой Социальное бытие у них создается в ходе истории из "человеческих действий, социальных установлений" прежде всего на основе целостной развивающейся культуры. Природа человека общественная, историческая. Но формируется и существует человек через диалектику природного и общественного, предпосылки, данные природой, развиваются в культуре. Гердер фиксировал двойственность человеческой природы. В объективно-идеалистической философской системе Гегеля классическое понимание общества получило наиболее развитое целостное выражение или образ. За побуждениями людей следует видеть известную основу, которая и определяет состояние общества, его историю. В чем она заключается? Гегель считал такой основой саморазвивающийся Абсолютный Дух. Абсолютный Дух посредством людей (человек - "орудие Духа") рационально, закономерно выстраивает историю. В структуре общества Гегель ставил на первый план так называемое "гражданское общество", имущественные экономические отношения, хотя они являются не чем иным, как осуществлением на практике правовых понятий. Аналогично объясняются и все остальные общественные отношения. Гегелевскую систему можно считать началом социальной философии, поскольку он выдвинул идею объективной детерминированности общественного развития.
История, по Фейербаху, представляет собой смену типов нравственных и религиозных отношений, связующих людей. Фундаментальные идеи классической немецкой философии были в дальнейшем восприняты и развиты К. Марксом и Ф. Энгельсом. Однако противоречия предыдущих концепций требовали поиска иного, неидеалистического обоснования социальной философии. Маркс развил диалектико-материалистическую теорию общества. Его главный принцип: "Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание"'. Фундаментальная роль, по Марксу, принадлежит материальному производству. Объективные процессы взаимодействия природы и труда обусловливают существование людей. Таким образом, утверждается определяющая роль общественного бытия - объективной социальной реальности по отношению к общественному сознанию. Однако само материальное производство нуждается в определенных социально-политических и духовных отношениях, определяет их. Оно играет в обществе системообразующую фундаментальную роль. Субъектом истории является в таком случае не дух, не личность просветителя, а широкие социальные общности людей, создающие духовно и практически свою действительную жизнь. Современные социально-философские концепции весьма многочисленны, разнообразны по своей проблематике, содержанию, понятийно-категориальному аппарату, формам выражения и т.д. Отметим типичные, выражающие основные тенденции современного философского мировоззрения, рассматривающие проблему основ существования и развития общества. Социальная концепция М. Вебера была разработана в конце XIX- начале XX вв. М. Вебер рассматривал общество как сложную систему взаимодействующих экономических, социальных, политических, идеологических и религиозных факторов. В концепции П. Сорокина при объяснении сущности социального акцент сделан на культурной сфере. Ученый считал, что реальное состояние общества, его развитие определяются "сверхиндивидуальной социокультурной реальностью", нетождественной материальной реальности. Нельзя не отметить социальные концепции, развивающиеся в русле сциентистского направления. К ним в первую очередь относится концепция "информационного общества" (А. Тоффлер, Д. Белл, 3. Бжезинский и др.). В ней подчеркивается особая роль науки и техники, производства и максимального использования научно-технической и другой информации в развитии современного общества. Многообразие существующих социальных концепций, безусловно, связано с многообразием существующих обществ, многовариантностью их развития, их внутренней сложностью, многоаспектностью. С этой точки зрения разные социальные концепции существуют как взаимодополняющие друг друга, что, конечно, не исключает необходимых в развитии науки споров, совместных поисков истины, выявления общечеловеческих тенденций развития. В современных социально-философских концепциях в качестве основ общества выделяется деятельность человеческого субъекта вообще, особенно духовная сторона этой деятельности.
Для построения теоретической модели общества недостаточно определить лишь его основу. Необходимо рассмотреть, как функционирует и развивается целостная общественная система, взятая в единстве всех ее компонентов, т.е. следует проанализировать общественно-историческую практику. Общественно-историческая практика есть постоянное взаимоизменение человека и социума, в реальной человеческой истории она предстает как множество противоречивых тенденций и событий, намерений и поступков, переплетающихся между собой. Общественно-историческая практика есть единое, осознанное человеческое существование, человеческое творение собственной истории. В общественно-исторической практике в целом можно выделить определенные направления развития, социальные процессы соединения человечества, которые в целом свидетельствуют о возможности общечеловеческой "линии" исторического развития. При этом следует отметить также существование закономерных связей в разных сферах общества (экономике, политике, духовной жизни и т.д.) и необходимость изучения их содержания, специфики, роли в конкретно-историческом процессе, их взаимодействия. Date: 2015-07-24; view: 369; Нарушение авторских прав |