Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 8. Гносеология. Философия научного познания. Социально-историческая, деятельная природа знаний
Гносеология. Философия научного познания.
Отношение человека к миру, познание и преобразование мира->дна из вечных проблем философии. Совсем не случайно, что этот во-1рос раскрывает другую сторону основного вопроса философии, где выясняются соотношения наших суждений об окружающем мире с самим этим миром. Не менее важно и то, можем ли мы реально отражать деиствительность. Важное значение при этом имеет положение о том, что основным критерием истинности знаний является предметная, практическая деятельность человека. А это часть всей реальной жизни человека, которая сопровождается мышлением, эмоциями, волей и памятью. Субъект и объект.Под субъектом в философии понимается отдельный человек или социальная группа, все человечество, общество, которое целенаправленно осуществляет познавательную деятельность. Объектом называется часть материального мира или духовной сферы, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Иными словами, субъект- это тот, кто познает, а объект - это то, что познается. В роли объекта могут выступать природа, общество и мышление. При этом важно помнить, что если природные процессы происходят без участия человека, его сознания (имеется в виду "первая природа), то законы общества реализуются в процессе сознательной, активной деятельности людей и не могут существовать вне общества, вне материального ("вторая природа"), духовного, не задевая интересов людей.
Познание начинается с чувственного восприятия внешнего мира и реализуется в ощущениях, восприятиях и представлениях. Для этого этапа познания необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга. Органы чувств человека- это своеобразные окна, которые позволяют воспринимать мир. Ощущения — это отражение отдельных свойств, сторон, качеств предметов и явлений материального мира, иными словами, - субъективный образ объективного мира, преобразование энергии раздражителя в факт сознания. Ощущения возникают в результате воздействия материальных предметов на органы чувств человека. Важно заметить, что ощущение - исходный, самый простой элемент познания. Ощущения дают первую, элементарную форму отражения отдельных свойств предметов и явлений внешнего мира в их непосредственной реальности. На основе ощущений возникает более сложная форма чувственного познания - восприятие, которое является результатом синтезирования разных ощущений и представляет предмет или явление в его целостной форме. Восприятие- это целостный образ, который отображает предметы и явления, что непосредственно воздействует на органы чувств. Оно формируется не только в результате непосредственных ощущений, но и зависит от уровня духовной культуры человека, его опыта. В этом случае проявляется более высокая форма чувственного познания - представление. Представление - это высшая форма чувственного отображения предмета, который непосредственно в данный момент не воздействует на органы чувств человека. Это уже "отрыв" мысли от действительности, что дает возможность перейти к образно-абстрактному мышлению. Представления, как и другие формы чувственного познания, опосредуются и обогащаются всем предыдущим опытом человека, уровнем его культуры. Создавая представления-образы, человек может творчески комбинировать ощущения и восприятия и на этой основе создавать новые образы (представления). Ощущения, восприятия и представления являются субъективными образами объективного мира. Они зависят от индивидуальных качеств конкретных людей. Чувственное познание является первой важной и необходимой ступенькой познания, но оно еще не дает человеку возможности понять сущность предметов, открыть законы природного и социального мира. Эту задачу человек решает на этапе рационального, умственного познания.
Рациональное познание строится на способности человека в своей мыслительной деятельности отходить от чувственно-конкретных предметов и их особенностей, чтобы находить в однородных предметах и явлениях главные, существенные и необходимые черты, качества Это значит что рациональное познание дает такие знания, которые не совпадают ни с одним из предметов, втянутых в познавательный процесс, а дают их обобщенный образ. Формы рационального познания (формы мышления)- понятия, суждения и выводы (умозаключения)- это собирательные, абстрактные, умственные образы действительности, с помощью которых и осуществляется отображение и познание мира. Понятие - такая форма мышления, в которой отображаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, приметы реальных предметов и процессов. В процессе познания и практической деятельности недостаточно только выяснить общее, существенное, необходимо познавать связи между явлениями, отношения между ними. А сделать это можно только объединив понятия в суждения. Суждение - это форма выявления мысли, в которой устанавливается наличие или отсутствие какого-нибудь свойства предмета, утверждается или отрицается что-нибудь. Необходимость повышения степени обобщенности знаний, их углубления и конкретизации проявляется в выводах (умозаключениях). Вывод- это рассуждение, в ходе которого из нескольких суждений выводится новое. Построение выводов должно подчиняться формальной или диалектической логике. Вывод (умозаключение) как установление определенных связей между суждениями приводит к новым знаниям, связанным с творчеством. Творчество - высшая форма познавательного отношения человека к миру. Благодаря ему создаются культурные ценности, выявляются новые связи и отношения, формируются законы, разрабатываются методы познания и преобразования действительности. Творческая деятельность по-разному проявляется в науке, производстве, в педагогической и всякой иной практике, искусстве, политике и т.д. В творчестве большую роль играет интуиция, под которой понимают возможность познания истины как бы непосредственно: без логических рассуждений. Интуиция основывается на единстве чувственных и рациональных знаний. Познание начиная с ощущений, восприятий и представлении, продолжаясь затем в формах рациональных отношений человека к действительности, через творчество и интуицию ведет к отношениям истины.
Диалектический материализм рассматривает истину как объективное содержание наших знаний, которые не зависят от субъекта (человека и человечества). Такое понимание называют объективной истиной. Она вытекает из материалистической концепции познания. Однако признание объективной истины не означает отсутствия в знаниях момента субъективности, ибо человек не просто отражает существующий мир, но при этом проявляет свою волю и эмоции. На познание оказывают влияние потребности, интересы, психологическое состояние и социальный опыт субъекта. Познание - процесс, который всегда развивается. Знания человека постоянно обогащаются, все более полно отражают строение и свойства объективно существующего мира. В силу этого истина относительна, так как знания на каждом этапе развития науки, общества отражают объект не полностью, а в известных пределах, отношениях. Относительность истины проявляется и в смене концепций, теорий в процессе развития науки. Новые знания не отбрасывают старые, а углубляют, уточняют и расширяют наши представления о материальном и духовном мире. Признавая относительную истину и рассматривая познание как переход от одной относительной истины к другой, важно понимать, что в ней есть и нечто абсолютное. Абсолютная истина- это такие знания, которые полностью характеризуют предмет и не могут быть заменены или дополнены в дальнейшем процессе познания. Достигнуть таких знаний невозможно, но это утверждение не есть агностицизм. В каждой относительной истине содержится часть, момент абсолютной. Человечество движется по пути все более полного овладения абсолютной истиной, которую нужно рассматривать как сумму относительных истин. Диалектика относительной и абсолютной истины указывает на постоянное развитие знаний о мире. Преувеличение роли абсолютной истины ведет к догматизму, относительной - к релятивизму. Одним из важных моментов диалектического подхода к познанию является понятие конкретности истины. Человек в своей деятельности опирается на знания, законы, однако знания развиваются, в каждом конкретном случае они отражают только определенные предметы и процессы. Использование их требует уточнения, учета места и времени, условий развития самой объективной действительности. Поэтому нет истины вообще- истина всегда конкретна. Игнорирование принципа конкретности истины в социальном познании ведет к абсолютизации устаревших социально-экономических, политических отношений, сдерживает творческий поиск адекватных форм деятельности.
Практика - это общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность человека, направленная на познание и преобразование мира, па создание материальных и духовно-культурных ценностей, необходимых для функционирования общества. В связи с тем, что деятельность человека качественно разнообразна, есть необходимость классифицировать практику. Во всем разнообразии чувственно-предметной деятельности человека выделяются ее основные виды: а) материально-производственная, б) социально-политическая, в) научный эксперимент. К специфическим видам практической деятельности можно отнести семейно-бытовую, художественную, воспитательную, образовательную (педагогическую) деятельность и др. Практика служит критерием истинности знании. Только те знания, которые подтверждаются практикой, могут считаться истинными потому что практика позволяет соотнести знания об объекте с ним самим. Однако противоречивость практики как критерия истины заключается в том, что она не только абсолютна, но и относительна потому что всегда исторически конкретна. В структуре науки не было бы гипотез, если бы любое суждение человек мог проверить на практике. Критерии практической деятельности человека относительны и по той причине, что в своей работе он ограничен объективными возможностями. Выход за их пределы связан уже не с гипотезами, а с фантазиеи.
Учение о построении и практическом применении методов называется методологией. Она представляет собой систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Заметим, что не все методы можно применить в конкретной деятельности, нужна их классификация. Условно они делятся на частные, общие и всеобщие. К тому же методы можно классифицировать в зависимости от уровня познания. В этом случае выделяют эмпирические и теоретические методы.
Методы эмпирического исследования. Наблюдение - первая форма отношений человека к миру, его деятельности. Это целенаправленное, организованное восприятие явлений объективной действительности, в результате которого человек получает первичные знания о внешних сторонах, свойствах, связях и отношениях предметов, явлений и процессов. Экспериментом называют такой метод исследования, который допускает изменение объекта, создание специальных, заранее определенных условий прохождения процесса. Успех эксперимента зависит от активности субъекта, который его проводит. От материального эксперимента нужно отличать мысленный эксперимент, который представляет собой систему логических процедур над идеализированными объектами Для систематизации обработки знаний, полученных при наблюдении и эксперименте, применяются анализ и синтез, индукция, дедукция, классификация и другие методы. Анализ - это деление целого на части с целью познания каждой из этих частей. Синтез представляет собой обратную процедуру, когда проводится соединение отдельных элементов в единое целое (системы) с целью его познания. Анализ и синтез представляют собой единство противоположностей, дополняют друг друга. В процессе познания знания постепенно расширяются, что дает возможность увеличить степень обобщенности выводов и на основе отдельных фактов с помощью метода индукции приходить к более общему, создавать условия для формулирования закономерностей. Индукция - это такой метод исследования, при котором общий вывод делается на основании знаний меньшей степени общности. Индукция - это движение от единичного и частного к общему. Основой индукции является наблюдение, эксперимент, анализ и синтез, в ходе которых человек получает знания об отдельных объектах, их свойствах и на основании их делает общие выводы. Противоположным индукции методом является дедукция, имеющая теоретическую направленность. Индукция и дедукция связаны между собой таким же образом», как синтез и анализ. Классификация содействует переходу научного познания со ступени эмпирического накопления знаний на уровень теоретического обобщения. Она является наивысшей степенью описания, т.е. упорядочения фактического эмпирического материала в соответствии с выявленными общими, особенными и единичными свойствами, приметами Методы теоретического исследования. Теоретический уровень познания по отношению к эмпирическому характеризуется повышением общности, отражением внутренних, существенных связей и закономерностей мира (природного и социального), его отдельных элементов, объектов. Переход от эмпирического к теоретическому представлен восхождением от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка, от абстрактных знаний к их синтезу в теории. На теоретическом уровне используются методы построения идеального объекта (моделирование, формализация, дедукция, аксиоматизация и др.), обоснование теории (исторический и логический), восхождение от абстрактного к конкретному, гипотетико-дедуктивный метод и др. Идеализация как метод представляет собой процесс мыслительного конструирования понятий об объектах, реально не существующих в объективной реальности (например, модель абсолютно черного тела в физике, понятие точки в математике и др.), но таких, для которых в реальном мире есть прообразы. Этим идеализация отличается от фантазии. Идеализированные объекты помогают познавать реальные объекты, строить абстрактные схемы реальных объектов, процессов. В этом смысле идеализация тесно связана с методом моделирования. Моделирование — это метод изучения объектов с помощью моделей (копий), которые берутся вместо оригинала. Моделирование 1 применяется тогда, когда исследовать реальный процесс невозможно, • например, термоядерные процессы на Солнце. Этот метод широко применяют в системе образования. Моделирование может быть материальным (предметным) и идеальным (знаковым, информационным). Формализация как метод представляет собой процесс выявления содержания путем знакового формализма, обобщения формы (см. форма "Си содержание). Формализация связана с использованием формализованного языка (математики). Формализация имеет в виду единство формы и содержания. Абсолютизация же формы, отрыв ее от содержания ведет к формализму. Особенно опасен формализм в сфере человеческих отношений. Дедукция непосредственно связана с индукцией и представляет собой метод получения частных выводов (посылок) на основе общих. В качестве общих посылок могут выступать не только научные факты, но и гипотетические суждения. Использование дедукции связано с использованием системы определенных мыслительных правил, которая называется логикой. Чаще всего дедукция применяется в математике, теоретической физике и других науках высокого уровня теоретических обобщений. В основе аксиоматического метода лежит понятие аксиомы. Аксиома - это такое утверждение, доказывать истинность которого нет необходимости. Например, геометрия Евклида была построена на посылках, которые считались интуитивно истинными. Заметим, что построение формализованных аксиоматических систем привело к большим успехам в области математики. Исторический и логический методы исследования. В основе исторического метода исследования лежит изучение реальной истории, разнообразия ее проявлений. Логический метод раскрывает логику развития реальной истории, бытия. Логический и исторический методы выступают как приемы построения теоретических знаний о природной и социальной действительности, отображают одни и те же процессы и поэтому совпадают по содержанию, но отличаются по форме. Единство исторического и логического позволяет рассматривать объект или процесс в единстве: прошлое, настоящее и будущее. Восхождение от абстрактного к конкретному. Каждый объект или процесс реализует свое объективное бытие через множество связей, отношений, взаимоотношений, познать которые сразу человек не может В процессе познания что-то фиксируется, а от чего-то человек отходит, абстрагируется. Познавая отдельные стороны вещей, связей и отношений, человек вынужден сводить свои знания в единую систему, что находит отражение в диалектике абстрактного и конкретного. Метод восхождения от абстрактного к конкретному применяется как в естествознании, так и в социальных науках. Конкретное в нем рассматривается на двух уровнях. Во-первых, как чувственно данное, во-вторых, как элемент теоретических знаний. Гипотетико-дедуктивный метод заключается в том, что развитие знаний идет не от эмпирии (опыта) к теоретическим обобщениям и выводам, а наоборот: сначала создается гипотетическая конструкция (система гипотез), а затем осуществляется опытная проверка суждений (гипотез). Практика или подтверждает их и переводит в ранг истинных, научных знаний, или опровергает. В реальном научном познании все методы могут проявлять себя одновременно, во взаимодействии. Их конкретное применение в каждом отдельном случае определяется как уровнем научного познания, так и особенностями объекта или процесса Они не остаются раз и навсегда данными. К формам научного познания относят научный факт, проблему, гипотезу, теорию. Формы научного познания. Несколько подробнее рассмотрим сквозь призму отмеченных форм схему развития знания. Факт как форма научного познания характеризует достоверное эмпирическое знание, т.е. установленное, доказанное знание о каких-то проявлениях, характеристиках, свойствах изучаемых объектов. Эмпирический факт формируется на основе интерпретации с помощью уже существующего теоретического знания, а затем может быть использован для построения нового, еще не существующего теоретического знания. В итоге возникает проблемная ситуация как первая фаза становления научной проблемы Проблема как форма научного познания характеризует знание о каких-то вновь открытых, ранее неизвестных сторонах какого-то известного объекта. Иными словами, это определенное знание о незнании, фиксация того, что в известном обнаружено что-то неизвестное, подлежащее раскрытию и объяснению. Но если окажется, что имеющихся средств в наличии у исследователя или в целом у научного сообщества недостаточно для ликвидации разрыва, что разрыв носит принципиальный характер, тогда возникает необходимость в разработке нового знания, которое бы устранило возникший разрыв. Это новое знание предстает первоначально в форме научной гипотезы. Гипотеза представляет собой научно обоснованное предположение, содержащее в себе новое знание теоретического характера, объясняющее новые факты, не укладывающиеся в старую теорию, которые и породили проблемы. Поэтому и возникает необходимость в генерации нового знания, призванного эту проблему решить. Гипотеза не может противоречить существующим законам из той же предметной области, к которой относится гипотеза. Однако это требование не является абсолютным. Следует отметить, что превращение гипотезы в теорию не меняет содержания гипотезы, ибо развитая, обоснованная гипотеза представляет собой сложную, развернутую систему знаний. Как система знаний теория имеет сложную структуру. Основными структурными компонентами теории являются теоретическая модель, т.е. система абстрактных объектов, относительно которых строятся все высказывания теории. Эта теоретическая модель сложным образом связана с математическим аппаратом теории.
Date: 2015-07-24; view: 1554; Нарушение авторских прав |