Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема человека и мира в философии





  1. Личность и общество

 

На протяжении многих столетий духовного развития человечест­ва проблема человека, а вместе с нею проблема человеческой индивиду­альности была одной из самых важных. Философия всегда стремилась дать тот или иной ответ на вопросы: что такое человек, что состав­ляет его сущность, в чем его главное отличие от всего живого на Земле?

Какая бы проблема природного бытия или общественной жизни ни осмысливалась, она так или иначе касается человека, понимания его природы и сущности, смысла его жизни.

Философских взглядов на сущность человека, предназначение и смысл его бытия существует очень много. Исключи­тельность положения человека в мире особенно подчеркивал Протагор в известном изречении: "Человек есть мера всех вещей". Все, что необхо­димо человеку, он должен найти в природе, в обществе и в самом себе. В античной философии известны и другие учения о человеке. Так, Платон считал, что собственно человеком является только душа, а тело есть низшая и враждебная для души материя.

В античной философии заложены основы натуралистического антропологизма, а затем и эволюционизма, а также разнообразные концепции человека, основанные на дуалистических и идеалистиче­ских принципах.

В 30-40-е годы XIX в. осуществился поворот философской мысли к конкретному человеку. Этот поиск велся в нескольких направлениях. Одно из них связано с датским философом Кьеркегором, который соз­дал своеобразную религиозно-философскую концепцию человека. Ее существенной чертой является положение о том, что действительное бытие человека есть отношение человека к самому себе.

Человек, по мнению философа, первоначально греховное и ко­нечное существо, замкнутая духовная монада, и всякие природные фор­мы человеческой общности (род, семья, государство), как и другие люди, находятся с ним только в чисто внешних отношениях ношения не имеют глубинного, сущностного характера.

 

Включенность человека в разнообразные формы социальной дея­тельности есть всеобщий признак человека, выражение его универсальной родовой сущности.

Общественная сущность человека выражается в индивидуальной особенности мыслящего и действующего индивида Определенная со­вокупность социальнозначимых качеств и создает неповторимое ин­дивидуальное целое - человеческую личность, которая обладает своим внутренним миром и своими личными интересами. Личность - это индивид, наделенный системой общественно значимых качеств, которые позволяют ему включаться в общест­венную жизнь.

Человек как личность выступает одновременно объектом и субъ­ектом общественной жизни, а способом реализации социальных качеств человека является активное участие личности в общественной жизни Общество не просто окружает индивида, создавая его как личность, но и живет "внутри" его.

В отношениях к действительности человек всегда ориентируется на свои стремления, потребности, цели.

Диалектика исторической необходимости и свободы. Среди философских вопросов, которые всегда находятся в центре внимания мыслителей, важное место занимает проблема свободы В философских концепциях рассматривается свобода воли, свобода совести, свобода действий, свобода определения и т д Общий смысл этой проблемы свя­зан с ответами на вопросы может ли быть свободным человек, можно ли считать действие человека результатом его свободного выбора, какие пути ведут к свободе, свобода абсолютна или относительна'' Существует несколько вариантов решения проблемы свободы.

Первый из них связан с полным отрицанием свободы человека. Сторонники подобной позиции считают, что любой поступок причинно обусловлен, а если поступок имеет причину, значит, человек не свободно определяет действие, а только подчиняется воздействию внешних обстоя­тельств. Подобная аргументация ведет к фатализму, признанию религи­озного, мистического предопределения (рока) жизненного пути челове­ка, истории народов и государств. Согласно этой позиции, все действия человека жестко предопределены какой-то сверхъестественной силой Богом, судьбой, всемирной волей, абсолютным духом и т д.

Второй вариантсвязан с противоположным пониманием свобо­ды Его сторонники считают человека абсолютно свободным сущест­вом. Все поступки и действия, начиная с простейшего поведения и эле­ментарной жизненной практики и заканчивая крупнейшими историче­скими событиями, решающими судьбу целых народов зависят целиком и полностью от собственной воли людей. Это позиция так на­зываемого волюнтаризма.


Третий вариантпонимания свободы связан со стремлением пре­одолеть крайности вышеприведенных позиций. Смысл его раскрывается в признании того, что жизнь человека и общества направляется некой не зависящей от них силой, определяется объективными обстоятельствами, но человек в той или иной степени способен познать природу и характер внешних причин и воздействовать на них, изменять действительность в соответствии с личными представлениями и интересами. Тем самым при­знается относительный характер свободы. Абсолютной свободы нет, но это не значит, что свобода совсем невозможна. Свобода существует, но есть и границы ее существования, т.е. условия и обстоятельства, ко­торые становятся препятствиями на пути реализации свободы.

Подобную точку зрения на свободу отстаивает философия мар­ксизма. Здесь свобода трактуется как конкретно-историческая катего­рия, а свобода выбора рассматривается как свобода человека ставить цели и строить идеальные модели поступка. И если экзистенциалисты сводят свободу только к свободе выбора, свободе мысленного преобра­зования действительности, т.е. фактически к идее свободы, то марксизм считает, что сами по себе идеи ничего не могут изменить, а для сущест­вования идеи, в том числе и идеи свободы, требуются практические уси­лия, реальные действия индивидов и групп людей.

Свобода есть основанная на познании (но не тождественная ему) возможность принимать решений, возможность "заставлять" законы природы действовать с определенной целью, господство над ними и над внешней природой. Чтобы быть сво­бодным, человек должен иметь возможность осуществить ряд взаимо­связанных действий, которые в своей совокупности создают особое "поле" свободы. Для этого человек должен сознательно, а значит, и сво­бодно выбирать цели своих действий, а также средства для их осуществ­ления. Наконец, признаком действительной свободы является ответст­венная позиция человека, который осуществляет свой выбор на основе научных знаний о действительности.

 

  1. Формы свободы. Внутренняя и внешняя свобода

 

Многогранность общественных отношений обусловливает разно­образие проявлений свободы. Жизнедеятельность человека осуществляется в разных сферах общественного бытия, и в зависимости от этих сфер выделяют экономическую, политическую, духовную, моральную свободу. Выделяют также два диалектически взаимосвязанных аспекта свободы: субъективный и объективный.

Путь к свободе - это путь всестороннего развития духовных и физических сил личности в условиях гармонии общественных и личных интересов, которые раскрывают творческий потенциал и смысл жизни человека.

 

 

  1. Философский анализ отчуждения: сущность, социально-исторические






Date: 2015-07-24; view: 525; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию