Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценности, их классификация и роль в жизни общества и человека





 

В обыденно-жизненной практике мы часто употребляем выраже­ние "социальная ценность", "приоритет", "ценное в человеке", "ценное открытие", "моральные и эстетические ценности", "честь", которые фиксируют в разнородных предметах какое-то общее свойство - быть тем, что может вызвать у разных людей (групп, слоев, классов) совсем разные чувства.

Однако определение обыденным сознанием положительной или отрицательной значимости материальных предметов, правовых или мо­ральных требований, эстетических склонностей, интересов, потребностей оказывается явно недостаточным. Если стремиться познать природу, сущность этой значимости (значение чего-либо), то необходимо опреде­лить, что такое общечеловеческие и социально-групповые, классовые ценности. "Приписывание" предметам ценности как таковой через их полезность, предпочтительность или пагубность не позволяет понять ни механизм возникновения и функционирования ценностного измерения системы "человек - окружающий мир", ни того, почему погибают одни социальные установки, а на смену им приходят другие.

Безусловно, необходимо отметить существование общих ценно­стей, которые выступают как определенные регулятивные принципы че­ловеческого поведения и деятельности. Однако это положение нельзя абсолютизировать. В противном случае мы так или иначе приходим к признанию, что история общества есть реализация системы "вечных цен­ностей". Тем самым невольно игнорируется социально-экономическая основа общественного строя.

Ценности выражают прежде всего общественно-исторические отношение к значимости всего того, что так или иначе включено'в сферу действенно-практических связей системы "человек - окру­жающий мир".Необходимо подчеркнуть, что общественные и личные потребности, цели, интересы есть не только отражение изменчивого общественного бытия людей, но и являются внутренним, эмоционально-психологическим мотивом этого изменения. Материальные, духовные и социальные потребности составляют тот естественно-историчес­кий базис, на котором возникают ценностные отношения человека к объективной реальности, к своей деятельности и ее результатам.

Ценностный мир как отдельного человека, так и общества в це­лом имеет определенный иерархический порядок: разные типы ценно­стей взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом.

Ценности можно разделить на предметные (материальные) и иде­альные (духовные).

К материальным ценностям относятся потребительные стоимо­сти, отношение собственности, совокупность материальных благ и т.д.

Социальные ценности составляют духовную жизнь человека, его общественную и моральную честь, его свободу, достижения науки, социальную справедливость и т.д.

Политические ценности — это демократия, права человека.

Духовные ценности бывают этические и эстетические. Этиче­ские- это традиции, обычаи, нормы, правила, идеалы и т.д.; эстетиче­ские - область чувств, природные качества предметов, образующие их внешнюю сторону. Второй пласт эстетических ценностей- предметы искусства, которые составляют итог преломления эстетических свойств мира через призму человеческого таланта.

Мир ценностей разнообразен и неисчерпаем, как многогранны и неисчерпаемы общественные интересы и потребности личности. Но, в отличие от потребностей, которые направлены непосредственно на какой-то предмет, ценности относятся к сфере необходимости. На­пример, добро, справедливость как ценности существуют не фак­тически, а как значимости. А значимость ценностей определяется в соотношении с потребностями общества и уровнем его экономического развития.

Человечество не только создает ценности в процессе обществен­но-исторической практики, но и оценивает их. Оценка есть единство оценочного суждения (оценки процесса) и оценочных отношений (оцен­ки результата). Понятие оценки неразрывно связано с понятием ценно­сти. Как один из сложных и специфических моментов познания дейст­вительности процесс оценки содержит в себе моменты субъективности, условности, релятивности, но не сводится к ним, если оценка истинная Истинность же оценки заключается в том, что она адекватно отражает интерес познающего субъекта, а также в том, что в ней выявляется объ­ективная истина.

Научная оценка - оценка достижений и неудач науки, деятель­ности ученых и научных учреждений. Научная ценность той или иной объективной истины определяется тем, насколько глубоко отражает эта истина сущность вещей и как она служит на практике человечеству в его прогрессивном историческом развитии.


Политическая оценка - это осознание того, какую ценность представляют собой определенные явления общественной жизни для класса, социальной группы с позиций которых делается оценка.

Моральная оценка представляет собой важнейший элемент мо­рали как формы общественного сознания. Моральные правила и идеалы образуют то мерило, с помощью которого оцениваются конкретные человеческие поступки и общественные явления - как справедливые и несправедливые, хорошие или плохие и т.д.

Эстетическая оценка как один из моментов художественного освоения действительности заключается в сопоставлении произведений искусства и жизненных явлений с эстетическими идеалами, которые са­ми в свою очередь рождаются жизнью и преломляются через призму социальных отношений.

Оценки глубоко проникают в повседневную практическую жизнь человека. Они сопутствуют ему, составляют важную часть мировоззре­ния, индивидуальной и общественной психологии социальных групп, классов, общества.

Обобщенным критерием общечеловеческих ценностей явля­ется обеспечение личных свобод и прав каждого индивида, охрана физических и духовных сил, материальные и морально-правовые гарантии общества, которые содействуют реальному развитию че­ловека. В истории человечества именно эти ценности наиболее остро чувствовали, ярко и образно выражали гуманисты-писатели, философы, поэты, художники, ученые. Необходимо подчеркнуть, что эти ценности, в какой бы национально-традиционной форме они ни выражались, вы­ступают в качестве общепризнанных, хоть, может быть, не все люди сразу безоговорочно и автоматически их понимают как общечеловече­ские. Здесь следует учитывать и конкретно-исторические условия бытия каждого народа, его участие в общем потоке мировой цивилизации Раз­витие человечества - естественно-исторический процесс Общечеловече­ские ценности - результат этого процесса, их сущность исторически конкретна, отдельные ее составляющие меняются или актуализиру­ются, становятся приоритетными в определенный период истории. Понимание этой диалектики позволяет научно осмыслить иерархию цен­ностей, понять соотношения общечеловеческих, национальных, социаль­но-классовых и индивидуальных интересов, потребностей.

Ценности в любом обществе являются внутренним стержнем кул1-туры, характеризуют качество культурной среды, в которой живет чело­век, формируется как личность. Они — действенная сторона духовной жизни. В них проявляются отношения человека, общества к миру, который удовлетворяет или не удовлетворяет человека, и именно поэтому ценности помогают социализации человека, его самоопре­делению, включению в конкретно-исторические условия культур­ного бытия.







Date: 2015-07-24; view: 502; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию