Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественного сознания





Духовная жизнь общества - это взятая в процессе развития совокупность всех проявлений деятельности разума, воли и чувств, которые развиваются на основе практической деятельности людей.

Духовная жизнь отражает природное и социальное бытие и воплощается во всем разнообразии идей, взглядов, понятий, представлений и нравов людей, социальных групп, классов, в развиваемых и создаваемых ими ценностях духовной культуры. Духовная жизнь общества включает в се­бя общественное сознание, духовное производство и духовное общение людей.

Духовное производство составляет деятельность людей по по­знанию природы и общества, созданию представлений о мире, знаниях, идеалах, теориях. Она осуществляется учеными, идеологами, художни­ками, которые создают духовные ценности - научные теории, произве­дения искусства и т.д., способные передавать людям (выражать) чувства, знания, представления о мире.

Духовное общение - это деятельность людей по обмену, распро­странению знаний (образование), чувств, воли, идеалов (воспитание), информация о приобщении к духовным ценностям — их духовном по­треблении. Средствами духовного общения являются язык, мимика, письменность, средства массовой информации (печать, радио, кино, те­левидение). Общение осуществляется во всех сферах жизни, особенно в процессе образования, воспитания, пропаганды и агитации в школах, учреждениях культуры и других организациях.

В процессе духовного общения и потребления духовных ценно­стей формируется индивидуальное сознание людей, развивается созна­ние общества, в том числе и общественное сознание.

Общественное сознание - это духовное, психическое отражение общественного бытия, и прежде всего материальных условий жизни лю­дей, в разнообразных социальных чувствах, интересах, представлениях, взглядах и теориях, которые возникают в определенный исторический период у большинства социальных групп людей.

Общественное сознание порождается материальными усло­виями жизни людей, в системе которых главную роль играет способ производства материальных благ. Оно возникло на основе трудовой материальной деятельности людей и направлено на обслуживание этой деятельности. Как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, "люди, которые развивают свое материальное производство и свое материальное обще­ние (производственные отношения), изменяют вместе с этой деятельно­стью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание"1.

Отражение общественного бытия - сложный и многократно опо­средованный процесс. В нем играют определенную роль разные стороны общественного бытия, экономика, классовые отношения и т.д.

Общественное бытие влияет на общественное сознание не ме­ханически, а через материальные и духовные потребности, которые возникают в процессе жизни, практической деятельности людей. Эти потребности (личные и общественные) проявляются в чувствах людей, осознаются ими и порождают личные и общественные интересы, т.е. стремление, желание удовлетворить потребности. Этими интересами (скрытыми за ними потребностями) люди руководствуются в своей практической деятельности. Социальная практика показывает, что люди привыкли объяснять свое поведение своими мыслями, идеями, но их деятельность определяется их потребностями, которые осмысливаются как личностные или же групповые.

Общественное сознание по своему содержанию и специфическим формам носит исторический характер. Сознание существует только как сознание определенной исторической эпохи, определенной общест­венно-экономической формации. Разное общественное бытие в каждой формации порождает разнообразные типы общественного сознания.

На ранних ступенях развития общественное сознание не делилось на разные формы. Примитивному общественному бытию первобытных людей, низкому уровню материального производства соответствовало примитивное недифференцированное сознание. Умственная работа не отделялась от физической, сознание людей было непосредственно впле­тено в материальную деятельность и в материальные отношения людей, условия реальной жизни. Но уже в доклассовом обществе на определен­ных ступенях трудовой деятельности возникли зародыши таких форм общественного сознания, как искусство, мораль, религия.

С разделением труда, с появлением частной собственности, классов и государств общественная жизнь стала значительно сложнее. Соответ­ственно усложнилось и приобрело иной характер общественное сознание. Разделение труда на физический и умственный, превращение последнего в монополию господствующего класса означало все большее обособление сознания от материальной практики людей Сознание приобрело от­носительную независимость от общественного бытия, именно поэтому общественные идеи и теории обладают известной степенью независимо­сти, определенной самостоятельностью по отношению к экономическому строю общества

Под относительной самостоятельностью подразумевается спо­собность общественного сознания развиваться по свойственнымему специфическим законам, действующим в рамках общей зависимости общественного сознания от общественного бытия.

В гносеологическом плане — природой самого сознания как отра­жения бытия, его творчески действенной активностью Сознание не про­сто копирует действительность, а стремится ее познать, осмыслить, про­никнуть в ее сущность и в известном смысле "идеально" преобразовать

В социологическом смысле - отделением умственного труда от физического. По этой причине духовное производство в некоторой сте­пени "обособляется" от материального, хотя в конечном итоге они су­ществуют в органическом единстве

Относительная самостоятельность общественного сознания про­является

· а) в преемственности духовного развития человечества Общест­венные идеи и теории в каждую новую эпоху не возникают на пустом месте Они разрабатываются на основе идейного материала предшест­вующих эпох, под воздействием предыдущих этапов развития Причем различные общественные группы черпают в мыслительном материале прошлого разное идейное содержание,

· б) в том, что общественные теории, идеи имеют способность опе­режать ход исторического развития через моделирование будущего,

· в) общественному сознанию в целом свойственна тенденция отставания от общественного бытия Пережитки прошлого особенно упорно удерживаются в сфере общественной психологии, где огромную роль играют привычки и традиции, укоренившийся строй мыслей, чувств, представлений Они обладают огромной силой инерции,

· г) в активной роли общественных идей и теорий, человеческих чувств, желаний, стремлений, воли Сила и действенность обществен­ных идей зависит от степени распространения их в массах, поскольку для осуществления идей требуются люди, которые должны употреблять практическую силу Чтобы осуществиться в действительности, идеи должны захватывать массы, воодушевлять их, побуждать к действию.

Date: 2015-07-24; view: 308; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию