Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Причины и формы
Термин "отчуждение" имеет множество разных значений У Аристотеля он расшифровывается как "исключенный из общества" или как "передача собственности другому". В христианской теологии считается, что язычники "отчуждены от жизни Божьей". Истоки идеи отчуждения можно найти в работах теоретиков "общественного договора" Гоббса и Руссо. Для них отчуждение - это акт добровольной передачи человеком своих прав государству, в результате чего государство приобретает самодовлеющее значение, становится как бы над человеком, превращается в источник "добровольного" насилия над ним. В понимании Гегеля эта категория означает акты отчуждения абсолютной идеи в природу, мир объектов, который трактуется как мир "отчужденного духа". Фейербах использовал категорию отчуждения для объяснения природы религии и сущности идеалистического мировоззрения Религию он трактовал как отчуждение человеческой сущности, а идеализм - как отчуждение разума. Процесс преодоления отчуждения Фейербах связывал с переориентацией сознания и утверждением культа Богочеловека. Большое внимание анализу отчуждения уделял Маркс Он связывал отчуждение с определенной ступенью в развитии общества, считал его причиной разделения труда, в результате чего происходит отчуждение родовой сущности человека, "частичным" носителем определенных функций, рабочей силой определенного качества, личностью, которой извне навязана определенная роль. Маркс показал, что сама экономическая природа общества, основанного на господстве принципа частной собственности, эксплуатации наемного труда, порождает отчуждение в экономической сфере, которая и обусловливает все остальные формы отчуждения:
В марксистской интерпретации понятие "отчуждение" характеризует процесс и его результат в определенных социально-экономических условиях, превращение результатов человеческой деятельности, а также свойств и способностей человека во что-то независимое, внешнее, чаще враждебное ему. Для того чтобы уничтожить отчуждение, недостаточно только осознать неразумность, недействительность нахождения человека в ситуации отчуждения (как это видим у Гегеля). Маркс связывал этот процесс с уничтожением бесчеловечных структур, институтов и общественных отношений. Понятие отчуждения широко используется в современной западной философии.Так, представитель неофрейдизма Фроммсчитает отчуждение болезнью современного общества, следствием "досконально человеческой ситуации", сущность которой в наличии глубокой бездны между человеком и природой. Теоретик постиндустриального общества Белл, полемизируя с Марксом, видит причину отчуждения в социотехнических и технологических факторах труда, а возможности преодоления отчуждения связывает с процессами гуманизации труда, сокращением рабочего дня, привлечением рабочих к управлению и т.п. Анализ исторической практики, характерным моментом которой является движение за социальное освобождение, наглядно показывает, что преодоление отчуждения в одной его форме может вести к усилению в другой.
Разум и труд резко отличают человека от животного, но не приносят ему полного осознания противоречивости и принципиальной незавершенности бытия. С одной стороны, в процессе деятельности человек удовлетворяет свои потребности, но никогда не останавливается на достигнутом, перед ним возникают новые проблемы, трудности, которые приходится преодолевать. С другой - он хорошо знает, что наступит момент, когда жизнь оборвется, и ничто больше не вернет его к повседневным хлопотам, наполненным поиском благосостояния для себя и общества. В результате внутренняя напряженность, которая толкает человека к решению вопроса: в чем смысл жизни? Философия дает несколько ответов:
Представления о жизни, смерти и бессмертии в ходе истории менялись в зависимости от состояния знаний людей. Они всегда противопоставлялись друг другу, как абсолютно противоположные. Религия, например, всегда считала, что после смерти у человека начинается что-то более ценное, чем при его земной жизни. Заметим, что жизнь — это постоянное самообновление, сущность которого заключена в развитии клеток и органов, и этот процесс обновления и есть время жизни человека. Значит, живое есть единство противоположностей - жизни и смерти. Смерть - это остановка жизнедеятельности всего организма в целом, регресс, переход от более высокого уровня движения к более низкому, что носит закономерный характер. И тем не менее человек всегда воспринимает смерть как самое страшное и непонятное ему явление. Важной философской проблемой всегда был вопрос, для чего живет человек, в чем смысл его жизни. Этой темой интересуются как материалисты, так и идеалисты, но по-своему ее трактуют. Так или иначе, жизнь и смерть исключают одно другое, но не абсолютно, ибо смерть является необходимым моментом и закономерным итогом жизнедеятельности организма, осознание неизбежности смерти, убеждение в том, что человек живет только один раз, требует активности, побуждает людей создавать материальные и духовные ценности, бороться за осуществление определенных идеалов. Ощущение границы жизни заставляет человека принимать какие-то решения, действовать. Если человек осознает необходимость и пользу своего общественного труда, то проблема личной смерти для него не исчерпывается фактом физической смерти. Такие люди составляют часть целого, всего общества, они смотрят в будущее. Из этого вытекает, что смерть индивида как определенного представителя человеческого рода ни в коем случае не перечеркивает творческое наследие личности. Из деятельности талантливых людей в прошлом складываются, например, наши сегодняшние достижения в искусстве и культуре, которые по своей сущности бессмертны, ибо будут служить новым и новым поколениям, обогащая духовное наследие человечества. Смысл жизни человека в том, чтобы он осуществил свою свободную деятельно-творческую сущность. По мере развития общества, это понятие всегда означает что-то новое, иное, учитывая опыт прошлого и прогнозы на будущее.
Date: 2015-07-24; view: 364; Нарушение авторских прав |