Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игра позволяет снять эмоциональное напряжение





«Немой» (15 мин.)

Цель: позволяет сплотить участников, снятие напря- жения.

Ход игры: участники садятся в круг. Выбирается во- дящий. Он тоже сидит в кругу вместе с участниками. Во-

дящий медленно толкает плечом игрока с правой (или ле- вой) стороны от себя. Тот в свою очередь передает это дви-

жение соседу по кругу, и так продолжается до тех пор, пока

движение не вернется водящему.

Смысл игры: заставить соседа заговорить или засме- яться. Если сосед один раз заговорил или засмеялся, то все игроки смотрят на него, а соседние игроки, т.е. сидящие по обе стороны от него, начинают гримасами сами смешить его. Если он не выдержит (засмеется или издаст какой- нибудь звук), то выходит из игры. Выигрывает тот, кто проявил большее самообладание.

Правила игры. Проигравшие должны в конце игры спеть, прочитать стихотворение или станцевать.

 

Упражнение, которое помогает выяснить негативные аспекты употребления алкоголя: «за» и «против» (15 мин.) Цель: выяснить негативные аспекты употребления ал-

коголя.

Материалы: ватман, разделенный на две части, два лис- та бумаги, маркеры.

Ход игры: поделить участников на 2 команды: команда

«за» и команда «против».

Каждой команде дается лист бумаги и ручка. Команда

«за» пишет тезисы, почему она за употребление алкоголя, команда «против» пишет тезисы в поддержку своей ко- манды. На все это отводится 7 минут. После 7 минут про- ходит подведение итогов. Каждая команда презентует (представляет свои наработки). Ведущий обобщает ска- занное участниками, по необходимости добавляет инфор- мацию, которая не была отражена участниками, выделяет положительные и отрицательные последствия употреб- ления алкоголя.


«Монолог с двойником» (20 мин.)

Цель: помогает понять индивидуальность и неповтори- мость каждого участника.

Ход игры: ведущий приглашает одного добровольца из участников занятия и предлагает стать в центр группы и

произнести монолог. Ведущий предлагает добровольцу

проговорить свои мысли, эмоциональные переживания, чувства. Участнику-добровольцу необходимо изложить вслух свои мысли. Он может свободно двигаться по комна- те, представить, что он один в комнате.

Через несколько минут другой член группы по своей инициативе подходит и встает позади произносящего монолог, принимая его позу и повторяя его движения, не прерывая действия. Постарайтесь представить чувства и мысли произносящего монолог. Не мешайте течению его речи. Вы можете начать повторять каждую фразу непо- средственно после того, как ее услышите, а затем постепен- но интуитивно постигайте невысказанные мысли и чувст- ва. Обязательно копируйте невербальное поведение участ- ника произносящего монолог. Через несколько минут пусть вас заменит другой участник (каждый член группы должен иметь возможность хотя бы один раз побыть в роли двойника).

Упражнение, позволяющее раскрыть то, что любит делать участник посредством пантомимы «То, что я люблю делать» (10 мин.)

Цель: через пантомиму показать другим то, что любит делать участник.

Ход игры: все стоят в кругу, водящий средствами пан- томимы показывает то, что он любит больше всего делать. Остальные отгадывают, и так по кругу. Какие животные

нравятся водящему, какие он любит подарки, его любимое

время года и т. д.

 

Подведение итогов (10 мин.)

Наше занятие подходит к концу. И прежде чем мы рас- станемся, каждый участник, скажет, какие у него эмо- ции, мысли, после занятия. Смогли ли Вы узнать о себе больше.

Спасибо!


4.4.5. «Умение сказать “нет”»

 

Участники занятия: учащиеся 9—11 классов.

Время проведения: 1 ч. 25 мин.

Цель тренинга: выбор наиболее приемлемого способа поведения в среде своих сверстников, подталкивающих к

курению, употреблению спиртных напитков, наркотиче- ских веществ — научить «правильно» отказывать в таких ситуациях. Осознавать ценность и уникальность своей лич-

ности.

Введение (2 мин.)

1. Экран настроения «до» (3 мин.).

2. Знакомство (7 мин.).

3. Мини-лекция «Умение сказать нет» (7 мин.).

4. Упражнение № 1 «Разыгрывание ситуаций» (12 мин.).

5. Упражнение № 2 (15 мин.).

6. Беседа о ценности и уникальности каждого человека

(5 мин.).

7. Упражнение № 3 «Я люблю себя за...» (7 мин.).

8. Упражнение № 4 (15 мин.).

9. Подведение итогов занятия (8 мин.):

9.1. Экран настроения «после» (2 мин).

9.2. Оценка (2 мин.).

До начало занятия: необходимо расставить стулья в комнате в неформальной манере, чтобы не возникало ассо-


циации со школьным кабинетом. Еще раз проверьте свои памятки, лишний раз убедитесь, что Вы подготовили все необходимое для проведения занятия. Проводя занятие в

первый раз, постарайтесь придерживаться рекомендуе- мого сценария. Набравшись немного опыта, Вы можете на- чать экспериментировать и адаптировать предлагаемые

материалы, сохраняя при этом общую концептуальную и организационную структуру.

Введение (2 мин.)

Я рада (рад) приветствовать Вас всех здесь. Спасибо что вы нашли возможность прийти сюда. Во время этого занятия мы поговорим об умении говорить нет, научимся

правильно отказывать и не боятся при этом выглядеть глупо, а также научимся ценить самого себя.

1. Экран настроения (3 мин.)

Необходимые материалы: ватман А1 с нарисованными смайлами (см. рис. 2), маркеры 2 цветов — один, напри-


мер, зеленый — настроение «до» занятия, красный —

«после» (вместо маркеров могут быть стикеры также

2 цветов).

Ребята подходят к «Экрану настроения» и оценивают свое настроение до начала занятия зеленым цветом, ставя

возле соответствующего смайла галочку. Ведущий подво- дит итог упражнения о том, какое настроение преобладает

в группе до занятия.

 

ВЕСЕЛО ИГРИВО УДИВЛЕНИЕ

НИКАК

 

ГРУСТНО Рис. 2

 

2. Знакомство (7 мин.)

Ведущий предлагает поближе познакомиться с ребя- тами с помощью следующего упражнения.

В е д у щ и й: «Назовите своё имя и цвет, который ха- рактеризуют Вас, пору года, любимое занятие». Сначала

говорит ведущий, затем участники по очереди. Задача сле- дующего — назвать имя предыдущего участника, его лю- бимый цвет, пору года и любимое занятие, и так до тех

пор, пока очередь по кругу опять не вернется к ведущему.

 

3. Мини-лекция «Умение сказать “нет”» (7 мин.) Многим людям становится не по себе от одной только

мысли, что придется кому-то отказать. Иногда такая реак-


ция вполне понятна, но, хотя желание защитить окружаю- щих от негативных эмоций и заслуживает уважения, это невозможно. Нельзя отвечать утвердительно на любую просьбу. Пытаясь удовлетворить все пожелания, вы закон- чите тем, что не будет ни одного человека, довольного ва- шими действиями, к тому же вы потеряете контроль над своим временем и пространством.

В этой статье мы поможем вам понять, почему так важ- но научиться говорить «нет», и представим поэтапный ме- тод того, как это сделать.

Почему приходится говорить «нет»

Самый простой ответ: всегда отвечать «да» просто не- возможно. Но куда важнее, чем здравый смысл, тот факт,

что неспособность сказать четкое и твердое «нет», увилива- ние от ответа, а затем невыполнение своих обещаний прос- то нечестно с вашей стороны. Хотя вашим намерением яв-

ляется попытка не обидеть собеседника, фразы типа «Ну, я даже не знаю. Может, в другой раз» просто обманывают его и отнимают ваше и его время.

Лучшим примером сказанного будет случай, когда женщину приглашает на свидание мужчина, который ей не интересен. Скорее всего, она не ответит «нет», а скажет что-нибудь похожее на «Сегодня не могу, я занята. Может

быть, в другой раз».

Никто не застрахован от моментов слабости. В бизнесе, например, мы видим страх перед отказом сплошь и рядом.

Большинство клиентов — хорошие люди, и отказывать они просто не умеют, именно поэтому они и нанимают нас, юристов.


«Нет» — одно из самых легких слов языка и одно из первых, которые мы учим, будучи детьми. Только взрос- лея, мы начинаем испытывать страх перед ним. Если вы

хотите стать организованнее и достичь результатов в биз- несе и личной жизни, то должны преодолеть страх и заново познакомиться со словом «нет».

Разные виды «нет»

Не все «нет» огорчают. Существуют различные степени этого слова и способы его использования.

Прежде чем вы разберетесь со всеми тонкостями этого слова, следует понять, как можно использовать его различ- ные проявления.


Ответ «нет» при вопросе о фактах. Когда кто-то спра- шивает вас, идет ли сейчас дождь, вы выглядываете в окно и с легкостью говорите «нет». Такой ответ самый легкий, ведь он не заставляет вас отказать человеку, он не обязывает вас ни к чему позитивному или негативному. Нет ни на- пряжения, ни отрицательных эмоций, вы просто отвечаете на вопрос.

Иногда «нет» подразумевается в самом вопросе. «Мама, а можно я возьму твою машину, и мы поедем на пляж с друзьями?» Сама постановка этого вопроса провоцирует отказ. Некоторые вопросы задаются при одном шансе на миллион получить утвердительный ответ, но это не зна- чит, что его не последует.

Самое сложное «нет». Это то «нет», которое вызывает бурю эмоций и страстей. Иногда приходится говорить

«нет» не потому, что вы не можете удовлетворить просьбу,

не потому, что просьба эта не заслуживает положительного ответа и последующих усилий, а потому, что сказать «да» всем просящим, у которых есть серьезные причины про- сить и даже требовать помощи, просто невозможно. Не- которым все-таки придется отказать. К сожалению, неко- торые люди принимают такую честность и реализм за жес- токосердие и заносчивость. Но, к счастью, подобные реак- ции встречаются не так часто, и при этом практически всегда можно объяснить, почему вы говорите «нет».

Еогда говорить «нет»?

Лучший ответ на этот вопрос — «часто». Хотя, конечно, вы не можете и не должны отвечать отказом на любую просьбу. Если вы чувствуете себя некомфортно, говоря

«нет», спросите себя:

Достаточно ли у меня сил и способностей для выполне- ния этого поручения? Если у вас нет уверенности в том, что

вам это удастся, ответ должен быть один — «нет».

А у меня есть на это время? Неважно, насколько при- влекательно звучит предложение, в большинстве случаев

это требует времени. Вашего времени.

Вы хотите этим заниматься? Здоровый эгоизм в данном случае не помеха, особенно если это касается ваших усилий

и времени.

Какие могут быть последствия? Если вы откажетесь пойти с другом на матч, перестанет он от этого быть вашим


другом? Конечно же, нет. Запомните, что отказ в просьбе еще не означает, что вы обижаете кого-то.


После ответа на все приведенные вопросы произнести

«нет» вам станет намного легче.

Еак сказать «нет»?

Существуют способы сказать «нет» без фактического про- изнесения этого слова. Они включают следующие фразы.

«Простите, но сейчас я не могу». Подобное начало будет отличной тактикой и смягчит отказ. Разве можно не при- нять такое извинение, которое, очевидно, огорчает и самого

говорящего?

«Как-нибудь в другой раз» означает перенос мероприя- тия на более поздний срок. Это все же мягче, чем прямой

отказ. Это только игра слов, но, может быть, она поможет вам избежать обид.

«Спасибо, что спросили, но я не смогу вам помочь».

Спорить с таким утверждением довольно сложно. Вы не только благодарите человека за оказанное доверие, но и никоим образом не обижаете его.

«Мне кажется, вам лучше обратиться за помощью к кому-нибудь другому». С этим ответом нужно быть осто- рожнее. Подобное утверждение провоцирует собеседника говорить вам комплименты и объяснять, почему он пришел

именно к вам.

«Возможно, потом». Опять же, эта фраза может поро- дить некоторые проблемы. Вы должны быть готовы к тому,

что в будущем к вам снова обратятся с этой же просьбой.

 

4. Упражнение № 1 «Разыгрывание ситуаций» (12 мин.) Ведущий предлагает ребятам попробовать на практике

новые знания, полученные в ходе мини лекции.

Из группы путем жеребьевки выбирается шесть чело- век, которые делятся по парам. Каждой из пар необходимо

разыграть ситуацию предложения покурить, выпить либо попробовать наркотик. Один человек в паре предлагаю-

щий, второй отказывающийся. Задача каждого из шести активных участников как можно оргументированнее пред- ложить/уговорить собеседника на что-либо, задача дру-

гого — обосновать свой отказ. Задача же пассивных участ- ников (оставшиеся ребята) — внимательно наблюдать за происходящим.


После упражнения необходимо провести анализ:

• Какие чувства Вы испытывали, когда пытались угово- рить/отказывались?

• Опрос аудитории: как вы считаете, кому в данном тре- нинге было тяжелее сыграть? Тому, кто предлагал или тому, кто отказывал? И почему?

• В какой роли вы оказываетесь чаще: предлагающего или отказывающего?

 

5. Упражнение № 2 (15 мин.)

Цель: актуализация «Я-состояний». В прошлом, на- стоящем и будущем, активизация самосознания.

Материалы: ведущий может заранее подготовить не- сколько карточек с фиксированными фразами. Для каж-

дой группы участников по одной карточке с фразой для

Серии 1, Серии 2 и Серии 3.

Ход игры: группа делится на тройки или четверки и рассаживается в кружки. Участникам дается инструкция:

в группе выберете того, кто будет начинать упражнение. В кругу последовательно вам необходимо обмениваться

предложениями. Начинать фразу нужно с определенных слов, которые сейчас будут названы. Упражнение будет состоять их трех серий, начинать или заканчивать кото- рые необходимо только по команде.

Серия 1. Раньше Я...

Серия 2. На самом деле Я...

Серия 3. Скоро Я... Необходимое время на каждую серию 5—10 минут.

Роль ведущего состоит в контроле за тем, чтобы предло- жение начиналось именно с «фиксированой» фразы. Сти-

муляции работы в микрогруппах (словами: «не думайте над окончанием фразы, говорите первое, что придет в го- лову», если затрудняетесь что-то сказать быстро, сразу пе-

редайте ход другому участнику). Отслеживать активиза- цию работы в группах, если она застопорилась или участ- ники занялись обсуждением посторонних тем.

После прохождения трех серий группа образует общий круг и обсуждает:

• какие чувства испытывали при каждой новой серии и фиксированной фразе?

• что понравилось, что не понравилось?

• что трудно было сделать и сказать?


б. Беседа о ценности и уникальности каждого чело- века (5 мин.)

Если мастер изготовит 100 одинаковых по размеру и форме ваз, а затем распишет их совершенно одинаковым узором, то ценность такого товара скорей всего будет не

очень высокой. Обычно люди говорят о таких вещах с

некоторой долей презрения: «Это — ширпотреб». Однако, ваза, изготовленная по особому заказу, уникальная по форме и росписи, не имеющая аналогов, будет стоить во много раз дороже.

Каждый человек подобен такой вазе. Личность каждого из вас обладает непреходящей ценностью, потому что во всем мире нет больше никого, повторяющего вас до мель- чайших подробностей. Нет на Земле двух людей, имеющих одинаковые отпечатки пальцев. В каждой капле вашей крови содержится генетическая информация (ДНК), ха- рактерная только для Вас и никого более. Каждый обла- дает только ему присущим набором мнений, чувств, спо- собностей — всего того, что делает вас непохожим ни на кого — уникальным существом.

Каждый из вас обладает особой ценностью, потому что он уникален. Ваш организм — необычайно сложное и пре-

красное творение.

Посмотрите на свои руки. Трудно изобрести инстру- мент более универсальный и полезный, чем руки человека. Вспомните о своем сердце. Оно сокращается с частотой около 70 ударов в минуту и начало свою работу еще до ва- шего появления на свет. Если вам сейчас 12 лет,то ваше сердце без остановки совершило уже 450 миллионов со- кращений. А сложный механизм преобразования потреб- ляемой вами пищи в энергию! Немудрено, что подобное существо должно обладать немалой ценностью!

 

7. Упражнение «Я люблю себя за...» (5 мин.) Ведущий предлагает каждому участнику группы по

кругу назвать по три качества, за которые он себя любит.

Если кто-то говорит, что он не любит себя, можно спросить «А если бы любил, то за что?» Или если не знает, то: «А если бы знал?» Желательно, чтобы высказались все участники группы.


 

8. Упражнение № 4 (15 мин.)

Цель: актуализация «Я-мотиваций». Усиление диаг- ностических процессов мотивации, активизация процессов мотивации, активизация процессов волевой регуляции.

Ход занятия: так же, что и в упражнении № 2. Серия 1. Я никогда...

Серия 2. Я хочу, но, наверное, не смогу... Серия 3. Если я действительно захочу, то...

Процедура и направленность обсуждения схожи с пре-

дыдущим упражнением.

 

9. Подведение итогов занятия (8 мин.)

Выскажите, пожалуйста, в двух словах ваше мнение о нашем занятии.

• насколько свободно/замкнуто Вы себя чувствовали?

• до конца ли искренни были при ответе на вопросы

и продолжении фиксированных фраз?

• понравилось/не понравилось участвовать в занятии?

и другие вопросы на усмотрение ведущего.

9.1. Экран настроения после (2 мин.)

Ребята подходят к «Экрану настроения» и оценивают свое настроение после проведения занятия (процедура та

же что и до начала занятия). Ведущий просит ребят самих

сравнить, как их настроение изменилось исходя из того, какой смайлик стал преобладать после всех проведенных упражнений.

9.2. Оценка (2 мин.)

Материалы: стикеры, ручки или карандаши. Ведущий предлагает ребятам разделить стикер на две

половинки. В левой части поставить оценку себе («на сколько вы были искренны, открыты, расслабленны»),

а в правой стороне поставить оценку ведущему, насколько

понравилось проведённое им занятие.


 







Date: 2015-07-24; view: 356; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.035 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию