Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа с родителями





,;■--:;ЯК■'■■'■: " '

Воспитание и обучение детей с нарушенным слухом долж­но проводиться в тесном контакте с семьей.

Часть детей воспитываются дома или в дошкольных учреж­дениях для слышащих детей (при высоком уровне общего и слухо-речевого развития глухого или слабослышащего до­школьника). В этом случае коррекционную помощь ребенок получает, посещая занятия сурдопедагога сурдологического кабинета (центра, отделения) системы здравоохранения или группы кратковременного пребывания специального дош­кольного учреждения. Занятия с ним проводятся или систе­матически (как правило, 1—2 раза в неделю) или периодичес­ки — 1—2 раза в год ежедневно в течение одной-двух недель.

Задача педагога в этом случае состоит не только в обучении дошкольника, но и в знакомстве родителей с особенностями речевого общения с ребенком, его общего развития и проведе­ния коррекционной работы. Особое внимание должно быть уде­лено овладению родителями специфическими приемами и ме­тодами работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Многолетний опыт показывает, что родители прекрасно справляются с работой по развитию остаточного слу­ха ребенка. Значительно большие трудности они испытывают при формировании произносительной стороны речи. Важно, чтобы педагог в ходе своих занятий основное внимание обра­щал на формирование первичных произносительных умений, которые родители будут закреплять. Полезно предложить ро­дителям провести занятия в присутствии учителя-дефектоло-га. Именно в этом случае наглядным становится то, что им по­нятно, усвоено ими, а что они делают неверно.

В том случае, если ребенок воспитывается в специальном дошкольном учреждении (группе) также необходимо привле­кать родителей к занятиям с ним. Это значительно повысит эффективность обучения, в том числе и работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Конечно, наибольшими возможностями обладают те родители, которые могут забирать детей из детского сада ежедневно или на суб-


         
   
 
 
   
 


боту и воскресенье. Однако, и те родители, у которых дети бывают лишь на каникулах, могут проводить с ними занятия, выполнять целый ряд упражнений, аналогичных тем, кото­рые проводит педагог. Эти упражнения должны включать ра­боту по закреплению произносительных навыков ребенка и по обучению восприятию на слух речи и неречевых звучаний. Важно, чтобы родители не дублировали педагога, а проводи­ли работу на материале, наиболее актуальном именно дома, во дворе, при общении с родственниками.

Родителям необходимо рассказать о возможностях их ре­бенка в плане использования остаточного слуха, показать, что малыш может услышать, что он может правильно произнес­ти. Для этого целесообразно предложить родителям посетить несколько индивидуальных и фронтальных занятий по раз­витию слухового восприятия и обучению произношению. При этом очень важно показать родителям продвижение ребенка в развитии слухового восприятия и в произношении.

Необходимо научить родителей пользоваться звукоусили­вающей аппаратурой (в первую очередь индивидуальными слуховыми аппаратами) и показать им основные методичес­кие приемы работы с детьми. Полезно предложить родителям провести занятие со своим ребенком, аналогичное тому, кото­рое показал сурдопедагог. По ходу занятия педагог вносит коррективы в работу родителей.

На субботу и воскресенье или на каникулы следует давать родителям конкретные задания по развитию остаточного слу­ха ребенка и закреплению его произносительных умений. Важно, чтобы родители проводили работу с ребенком, исполь­зуя индивидуальные слуховые аппараты, учили ребенка вос­принимать с их помощью звуки окружающего мира.

Большую помощь в работе с родителями по развитию слу­хового восприятия и формированию произношения могут ока­зать родительские конференции, на которых папы и мамы де­лятся опытом своей работы, демонстрируют успех своих детей.

Надеемся, что данное пособие поможет и педагогам, и ро­дителям эффективно проводить работу над устной речью де­тей с нарушенным слухом.,,,-,»!<.v.J4 Ml;,; ,:hi, ■;;'.;.■ tf\ vi О

tr:v-:; ')■ гшм.:v?:r ■;;' v ■'.•-,, " '■■:»;■ к..

V.:;.-rSOn OHcil»') Hi'SiKf. <У$-'.>. WViH '■ Mlt.HTMWF-'' H U..'TViT '.'•.-;; 'T',

\\V.\\\

n"; O*HH:.H-.r;o Ц»■•> ■:"■ "f-"- 7:Г----:.■•

:!'У\ 4; '.Ml

■■ ":..;V': x:i. ■;■./•,;.<;t-(>;,., v-?'■,-..П;-

.;,■■■ •./.i>'vvi")r in ■■.■;t-vi, ■■■:

■?--{■■> ar i-Mi.ti v'.


Приложение I

ПРИМЕРНЫЙ РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ ПРОВЕРКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ

третий — пятый годы обучения



Стечения согласных:

кофта, стол, шапка, кто, спасибо, рубашка, штаны, щетка.

Соблюдение ударения:

петух, бабушка, аппарат, шапка, собака, барабан, рука, кук­ла, тарелка.

Соблюдение орфоэпических норм при чтении без надстрочных знаков:

а) оглушение звонких согласных в конце слова и перед глухи­
ми согласными:

хлеб, флаг, морковь, нож; пять квадратов (шаров); Дай мне пять слив. В комнате дети играют в мяч. Скоро будет обед. Боря нашел гриб. У Маши новая юбка.

б) произнесение безударного о как а:
вода, лопата, корова;

Сегодня хорошая погода. Оля получила подарок.

в) пропуск непроизносимых согласных:
лестница, здравствуй, праздник.

Соблюдение произносительных навыков при воспроизведе­нии фразы при назывании картинок (темп, слитность, ударение, звуковой состав):

Кот пьет молоко. У собаки болит лапа. Девочка плачет. Миш­ка сидит на стуле.



       
   
 
 


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеева Е.Ю., Пелымская Т.В., Шматко НД. Использование звуко­
усиливающей аппаратуры при обучении дошкольников с нарушени­
ями слуха // Дефектология. 1999. № 4; 6.

2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и
детском саду: Практикум по работе со слабослышащими детьми. М.:
Учебная литература, 1997.

3. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. М.: Про­
свещение, 1991.

4. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возрас­
та. М.: Просвещение, 1991.

5. Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и вос­
питателя / Под ред. Л.П. Носковой. М.: Просвещение, 1993.

6. Королевская Т.К. Поддержка работы по формированию произноше­
ния у детей с нарушенным слухом // Дефектология. 1995. № 1.

7. Королевская Т.К. «Видимая речь»: новые технологии — новые отно­
шения // Дефектология. 1996. № 2.

8.^ Корсунская БД. Методика обучения глухих дошкольников речи. М.: 1 Просвещение, 1969.

9. Кузъмичева Е.П. Развитие речевого слуха у глухих. М.: Педагогика,
1983.

10. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным
слухом в семье. М., 1991.

11. Новикова О.О., Новицкая И.П., Шматко НД. Использование рече­
вой ритмики в работе над произношением дошкольников с нарушен­
ным слухом // Дефектология. 1994. № 2.

12. Пфафенродт А.Н. Формирование произношения у учащихся 2-го от­
деления школы для слабослышащих детей в условиях информаль-
ного обучения // Дефектология. 1980. № 1.

. 13. Pay Ф.Ф. Устная речь глухих. М.: Педагогика, 1973.

14. Pay Ф.Ф., Белътюков В.И., Волкова К А., Леонгард Э.И., Слезина Н.Ф.
Методика обучения глухих устной речи: Учеб. пособие для дефекто­
логических фак-тов пед. ин-тов / Под ред. Ф.Ф. Pay. M.: Просвеще­
ние, 1976.

15. Pay Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе
глухих: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981.

16. Семочкин СА., Шматко НД. Использование радиосистем в коррек­
ционной работе с детьми с нарушенным слухом // Дефектология.
1997. М 2.

17. Слезина Н.Ф. Формирование произношения у глухих школьников:
Пособие для учителей. М.: Просвещение. 1984.

18. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит... М.: Про­
свещение, 1995.

19. Шматко НД. Новые формы организации коррекционной помощи де­
тям с отклонениями в развитии // Дошкольное воспитание. 1998. № 3.

20. Шматко НД. Преемственность в системе работы над произношени­
ем детей с нарушениями слуха в дошкольных и школьных учрежде­
ниях // Дефектология. 1999. № 5.

Date: 2015-07-24; view: 497; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию