Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аппаратуры





Результативность коррекционной работы с глухими и сла­бослышащими детьми во многом зависит от использования качественной звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования для фронтальных занятий, специальных трена­жеров для индивидуальных занятий и работы малыми груп­пами (по 2—3 человека), индивидуальных слуховых аппа­ратов.

, (Ш-.» '• -'Л:■, -. i. vftii:.

НТ:ОН' ''■>•. 'ГН '-i-r-'fin.

г w ХАРАКТЕРИСТИКА г

J ЗВУКОУСИЛИВАЮЩЕЙ АППАРАТУРЫ

Существует два типа аппаратуры коллективного пользо­вания; проводные и беспроводные системы. Последние рабо­тают на радиопринципе или инфракрасном излучении.

Проводная аппаратура включает пульт педагога, состо­ящий из современного усилителя, микрофона и электричес­кого входа для подключения, например, телевизора, магни­тофона, проигрывателя, видеомагнитофона. Он соединен проводами с индивидуальными пультами на столах детей, ко­торые оснащены головными телефонами и обратными микро­фонами — микрофонами для каждого ребенка (рис. 10).

Современная проводная аппаратура коллективного пользо­вания (как импортная, так и отечественная) позволяет подо­брать для каждого ребенка оптимальный режим усиления за счет разнообразных изменения частотных и динамических характеристик звукового сигнала. Стационарные усилители


Рис. 10. Аппаратура коллективного пользования

(как для фронтальных, так и для индивидуальных занятий), как правило, имеют несколько более широкие возможности звукоусиления, в частности более широкую, чем индивидуаль­ные слуховые аппараты, полосу пропускания частот (за счет как низких, так и высоких звуков). Проводная аппаратура может быть дополнена вибраторами, которые облегчают вос­приятие звуков детям с небольшими остатками слуха, а так­же способствуют формированию ритмико-интонационной сто­роны речи.

Однако при использовании проводной аппаратуры и дети, и педагог «привязаны» к столам. В связи с этим возникают определенные трудности при проведении различных игр, при выполнении коллективных работ (аппликация, рисование, конструирование, создание макетов и т. п.). Кроме того, ряд фронтальных занятий требует свободного передвижения в пространстве — физкультурные, музыкальные занятия, заня­тия речевой ритмикой. При их проведении обычно использу­ют индивидуальные слуховые аппараты. Но в этом случае ка­чество восприятия звукового сигнала (речи, музыки) зависит от того, насколько ребенок удален от источника звука — от педагога, от инструмента и т. п.


Для создания более оптимальных условий восприятия по­мещения, в которых проводятся эти занятия, оборудуют ста­ционарной индукционной петлей, создающей внутри себя магнитное поле, преобразующееся в слуховых аппаратах в акустические сигналы. Это позволяет воспринимать звуки вне зависимости от удаленности от их источника. Однако при этом интенсивность звукового сигнала падает примерно на 10 дБ, снижается разборчивость восприятия. Индивидуальные слу­ховые аппараты ребенка при использовании индукционной петли работают, как правило, в режиме Т (телефон), и ребе­нок не слышит себя (лишь некоторые аппараты, в том числе и отечественные, например «Соната» У — 04, У — 06, У — 07, У — 08, могут работать в режиме МТ (микрофон-телефон).

Аппаратура, работающая на инфракрасном излучении, также позволяет «отвязать» детей и педагога от столов и вос­принимать речь педагога с одной интенсивностью вне зависи­мости от расстояния, на которое он удален от ребенка. Но это возможно лишь в том помещении, где установлены инфракрас­ные излучатели.

Преодолеть отмеченные выше недостатки помогает исполь­зование аппаратуры, работающей на радиопринципе. Раз­личные радиосистемы (радиоклассы) включают:

— микрофон педагога, который либо прикрепляется спе­
циальной клипсой к одежде, либо размещается на ого­
ловье, чтобы при изменении положения головы сохра­
нялось постоянным расстояние ото рта учителя до
микрофона;

— радиопередатчик педагога;

— радиоприемники детей, соединенные с индивидуальны­
ми слуховыми аппаратами или наушниками (рис. 11).

Радиосистемы позволяют ребенку в любом помещении или на улице, находясь от педагога даже на расстоянии 10—15 м, слышать его речь, как будто он говорит рядом с ним, т. е. на расстоянии 5—10 см от аппаратов (расстояние от губ педагога до его микрофона). Это позволяет ребенку постоянно находить­ся в одних и тех же акустических условиях. Приемник ребен­ка имеет отдельную регулировку усиления радиоприема, что позволяет изменять усиление в зависимости от конкретных условий.

Радиопередатчик педагога имеет аудиовход для подклю­чения к нему телевизора, магнитофона, видеомагнитофона и др. Таким образом, дети могут смотреть передачу, мульт­фильм, воспринимая звук через радиосистему, и одновремен­но через нее же слушать пояснения педагога.


Рис. 11. Аппаратура, работающая на радиопринципе

Преимуществом радиосистем является также возможность выделения голоса педагога из окружающего шума и его изби­рательное усиление.

Для каждой группы выбирается своя радиочастота (всего их может быть 28—40). Поэтому радиосистемы могут работать в соседних группах, в том числе расположенных друг над дру­гом (в отличие от помещений, оборудованных индукционны­ми петлями).

В качестве элементов питания радиосистемы используют­ся аккумуляторные батареи, которые заряжаются через спе­циальное устройство, оснащенное индикатором зарядки ба­тареи. Большинство радиоприемников детей также имеют подобный индикатор. Радиосистема может работать и от обычных батареек.

Радиосистемы с успехом могут использоваться не только в специальных детских учреждениях, но и дома. Особенно они эффективны для детей с нарушенным слухом, имеющих вы­сокий уровень общего и слухоречевого развития, которые по­сещают массовые детские сады. Ведь эти системы позволяют ребенку постоянно слышать голос педагога около себя, где бы тот в это время ни находился.


До последнего времени радиоклассы закупались у иност­ранных фирм, причем часть радиоклассов, например EASSY LISTNER, оказываются даже более дешевыми, чем отечествен­ная проводная аппаратура. В настоящее время начат выпуск отечественных радиоклассов.

В беспроводной аппаратуре оптимальный режим звукоуси­ления обеспечивается индивидуальными слуховыми аппара­тами ребенка, имеющими для этого огромные возможности, а также усилением поступающего сигнала радиоприемником.

В настоящее время существуют разнообразные специаль­ные усилители для работы с детьми и взрослыми с нарушен­ным слухом — слуховые тренажеры.

Рис. 12. Слуховой тренажер 203

Это, как правило, высококачественные усилители, пода­ющие сигналы как на головные телефоны (наушники), так и на специально сконструированные вибраторы. Такие трена­жеры имеют более широкую, чем индивидуальные слуховые аппараты, полосу пропускания частот и большие возможнос­ти изменения частотных и динамических характеристик зву­кового сигнала, что позволяет адекватно подобрать для каж­дого ребенка режим звукоусиления. Определенные сложности могут возникнуть с подбором усиления для детей, имеющих крутонисходящие аудиометрические кривые (как и в провод­ной аппаратуре коллективного пользования). Эти дети, при отсутствии медицинских противопоказаний к звукоусилению, пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами. Слу­ховые тренажеры комплектуются двумя микрофонами — для педагога и для ребенка (рис. 12).


Индивидуальные слуховые аппараты сегодня существу­ют в трех основных модификациях: карманные, заушные и внутриушные. Все они, как уже отмечалось, имеют большие возможности в изменении характеристик звукового сигнала, что позволяет подобрать каждому ребенку вне зависимости от степени и характера снижения слуха адекватный режим ра­боты аппарата.

Карманный аппарат представляет собой усилитель с вмон­тированным в него микрофоном и оснащенный телефонами, которые с помощью ушных вкладышей (желательно индиви­дуальных) вставляются в уши ребенка (рис. 13). Основным

Рис. 13. Индивидуальный слуховой аппарат карманного типа воздушного проведения

недостатком карманного аппарата является то, что он не по­зволяет воспринимать звуки бинаурально, т. е. определять направление звука. Кроме того, ребенок слышит себя через микрофон, размещенный в коробочке аппарата, и если она значительно удалена ото рта — более чем на 7—10 см или за­крыта одеждой, например пальто, — ребенок плохо себя слы­шит. Преимуществом же аппаратов этого типа является их относительно невысокая цена и возможность использовать в качестве индивидуального тренажера: педагог может взять его в руки и говорить прямо в микрофон, может поднести его к губам ребенка; к аппарату может быть подключен костный телефон. Прямое его назначение — передавать звуки, в том числе и речь, детям и взрослым с кондуктивными пораже-


ниями слуха: костный телефон с помощью специального ого­ловья размещается на сосцевидном отростке за ухом (рис. 14).

Рис. 14. Индивидуальный слуховой аппарат карманного типа костного проведения

Основным контингентом специальных дошкольных учреж­дений являются дети с сенсоневральной тугоухостью и глу­хотой; для тех из них, кто имеет очень незначительные ос­татки слуха, костный телефон может использоваться как вибратор, который они держат пальцами.

Заушный аппарат имеет полукруглую форму и размещает­ся за ухом ребенка. Микрофон находится в верхней части ап­парата, специальная трубочка — звуковод — соединяет аппа­рат с ушным вкладышем (рис. 15). Современные заушные аппараты позволяют компенсировать различные потери слуха

Рис. 15. Индивидуальный слуховой аппарат заушного типа


(от небольшой тугоухости до глухоты) при самых разнообраз­ных конфигурациях аудиометрических кривых. Бинауральное слухопротезирование — одновременное использование двух аппаратов — позволяет несколько уменьшить усиление и дает возможность определять направление звука. Большинство ап­паратов этого типа имеют электрический вход, через который к ним может быть подключен выносной микрофон (в этом слу­чае создается своеобразный индивидуальный слуховой трена­жер для занятий), а также можно напрямую соединиться, на­пример, с телевизором, телефоном, приемником радиокласса. В настоящее время активно разрабатываются разнообраз­ные внутриушные аппараты. Их внешняя особенность в том, что весь аппарат располагается в слуховом проходе и не ви­ден. Но на сегодня использование данного типа аппаратов в работе с детьми имеет два ограничения: во-первых, они ком­пенсируют лишь потерю слуха до 70—80 дБ, т. е. легкую, сред­нюю и часть тяжелой тугоухости, а во-вторых — аппарат вмон­тирован в ушной вкладыш, у ребенка ухо быстро растет, и практически через полгода-год необходимо перемонтировать аппарат в новый вкладыш.

В последние годы появилось новое поколение индивиду­альных слуховых аппаратов — цифровые аппараты. Эти ап­параты позволяют обеспечить оптимальное слухопротезиро­вание при различных потерях слуха. Появляется возможность усиливать самые тихие звуки (в том числе и речевые) и умень­шать усиление громких звуков, что особенно важно для тех детей, у которых громкие звуки вызывают дискомфорт (фе­номен ускоренного нарастания громкости — ФУНГ). Все боль­шее распространение приобретают индивидуальные слуховые аппараты, настраиваемые с помощью специальных программ на компьютере, — программируемые аппараты.

Охарактеризовав кратко особенности звукоусиливающей аппаратуры разного типа, рассмотрим, какую из них целесо­образно использовать на тех или иных занятиях с дошколь­никами с нарушенным слухом.

Из сказанного выше понятно, что наиболее комфортным для фронтальных занятий является использование радио­классов, позволяющих детям постоянно находиться в единых условиях звукоусиления и в своей классной и групповой ком­нате, и в музыкальном и физкультурном зале, и на улице. Если такой возможности нет, то выбор аппаратуры для фронталь­ных занятий педагога и воспитателей для каждого конкрет-


ного ребенка зависит от ряда факторов: от вида занятия, от состояния его слуха и речи, от характера материала.

Музыкальные, физкультурные занятия, сюжетно-ролевые игры, занятия речевой ритмикой и связанные с усвоением трудовых навыков требуют обязательного свободного переме­щения детей. Следовательно, целесообразно использовать индивидуальные слуховые аппараты, работающие либо в ре­жиме радиосистемы или инфракрасного излучения, либо ин­дукционной петли, если все аппараты имеют переключение в режим «микрофон-телефон» — МТ, при переключении в ре­жим Т дети будут слышать педагога вне зависимости от его удаления от них (в пределах 5—10 м), но не будут слышать себя, так как отключены микрофоны их аппаратов.

На остальных фронтальных занятиях с детьми с глухотой и тяжелой тугоухостью используется проводная аппаратура кол­лективного пользования. Слабослышащие дети, разборчиво слы­шащие речь с индивидуальными слуховыми аппаратами на рас­стоянии 1,5—2 м и более (т. е. на том расстоянии, на котором находится от них педагог в ходе занятия), могут пользоваться ими в ходе всего занятия. Если же кто-то из детей разборчиво слышит речь на этом расстоянии без аппаратов, то он может ра­ботать на занятии и без них; необходимо решить вопрос о целе­сообразности обучения такого ребенка в специальной группе.

На выбор типа аппаратуры оказывает влияние состояние речи ребенка, в том числе и произносительной стороны: чем хуже раз­вита его речь, чем ниже его произносительные возможности даже при значительных остатках слуха, тем больше данных за исполь­зование индивидуальных слуховых аппаратов или аппаратуры коллективного пользования. Это же касается характера матери­ала: новый, трудный материал целесообразно воспринимать в наиболее комфортных условиях звукоусиления.

На специальных фронтальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению выбор типа аппаратуры при проведении слуховой работы зависит от доступности звучаний слуху каждого ребенка.

Если дошкольник воспринимает звучания без индивиду­альных слуховых аппаратов на расстоянии 1,5—2 ми более, работа может проводиться без звукоусиливающей аппарату­ры, например определение количества звучаний, ритмов, вос­производимых на барабане.

Если ребенок воспринимает звучания с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии 1,5—2 м и более, то ра­бота может проводиться именно с ними.


Если же ребенок не воспринимает звучания с аппаратами или слышит их на расстоянии менее 1,5—2 м, то целесообраз­но использовать аппаратуру коллективного пользования.

На одном и том же занятии часть детей могут восприни­мать звучания без аппаратов, часть — с индивидуальными слуховыми аппаратами, часть — через аппаратуру коллектив­ного пользования. Как правило, на этих занятиях дети с глу­хотой и тяжелой тугоухостью пользуются аппаратурой кол­лективного пользования при восприятии речевого материала и при прослушивании граммофонных и магнитных записей. Когда в качестве источника звука выступают звучащие игруш­ки, занятие в основном проводится с индивидуальными слу­ховыми аппаратами.

При работе над произношением выбор типа аппаратуры зависит от того, над какой стороной произносительной струк­туры речи ведется работа: формирование темпо-ритмической стороны может успешно проводиться и с использованием ин­дивидуальных слуховых аппаратов, а в работе над фонетичес­кими элементами (звуками) целесообразно прибегнуть к ста­ционарной аппаратуре. Это же относится и к работе над произношением на индивидуальных занятиях.

Развитие слухового восприятия на индивидуальных заня­тиях проводится с использованием слуховых тренажеров и индивидуальных слуховых аппаратов. С глухими детьми тре­нажеры, как правило, используются в течение всего дошколь­ного периода. Параллельно детей учат воспринимать речевой материал с индивидуальными слуховыми аппаратами при постепенно увеличивающемся расстоянии и без аппаратуры — на ухо.

В работе со слабослышащими детьми с тяжелой тугоухо­стью слуховые тренажеры обычно используются в первые 1,5—2 года обучения, постепенно все большее место на заня­тиях начинает занимать восприятие речи с индивидуальны­ми слуховыми аппаратами и на ухо. Обязательным для сла­бослышащих дошкольников является усвоение программного материала, при его восприятии с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. Занятия с детьми, страдающими легкой и средней тугоухостью, проводятся с первых дней обучения с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них.

Если к началу дошкольного обучения ребенок, даже со зна­чительным снижением слуха — глухота или тяжелая тугоу­хость — благодаря проведению ранней коррекционной работы уже владеет словесной речью на уровне полных слов и корот-


кой фразы и узнает хорошо знакомый речевой материал на слух, то целесообразно продолжить работу по развитию слухового восприятия с индивидуальными слуховыми аппаратами.

Глухим детям, которые имеют незначительные остатки слуха (диапазон воспринимаемых частот до 500 Гц при очень высоких порогах слуховой чувствительности — 105—110 дБ и более) полезно в дополнение к головным телефонам (науш­никам) как на фронтальных, так и на индивидуальных заня­тиях с первого года обучения использовать вибраторы. В даль­нейшем (примерно с конца 2-го — начала 3-го года занятий) следует учить ребенка восприятию материала и только на слух (т. е. без вибратора). Эта работа начинается на индивидуаль­ных занятиях и постепенно переносится на фронтальные за­нятия.

Особое внимание педагогического персонала и родителей должно быть обращено на использование индивидуальных слуховых аппаратов с первого дня обучения ребенка в до­школьном учреждении при отсутствии медицинских проти­вопоказаний к звукоусилению. Дети должны пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами не только на заня­тиях, но и при проведении режимных моментов, на прогулке, во время игр. Индивидуальные слуховые аппараты помогают детям с нарушенным слухом не только воспринимать речь окружающих при общении, но и контролировать качество соб­ственного произношения. Кроме того, постоянное пользова­ние индивидуальными слуховыми аппаратами значительно расширяет представления детей о звуках окружающего мира; так, например:

— на прогулке — могут слышать звуки, которые издают

различные транспортные средства, голоса животных,

стук мяча о землю, шарканье ногами по асфальту (учить

детей правильной ходьбе), скрип снега, качелей и т. п.;

., — при проведении режимных моментов — могут слышать

стук двери, когда ее закрывают (учить закрывать дверь

тихо), стук стула о пол (учить бесшумно ставить стул),

звук удара ложки (вилки) о тарелку или чашку (учить

: красиво есть) и т. п.;

- — в играх — могут оборачиваться на звук, на звучание сво-
* к, его имени, слышать звук, который издает падающий ря-

i, дом с ребенком предмет, начинать игру по звуковому сигналу, например по удару барабана или сигналу дуд-

 

- • ки и т. п.

 

[-2554


 



 


                   
   
   
     
 
   
 
 
 
 

;.■еш

МЕТОДИКА УТОЧНЕНИЯ РЕЖИМА ЗВУКОУСИЛЕНИЯ

Результативность работы по развитию слухового восприя­тия и обучению произношению находится в прямой зависи­мости от правильности подобранного режима усиления инди­видуальных слуховых аппаратов, слуховых тренажеров, аппаратуры коллективного пользования.

Методик а подбора режима звукоусиления зависит отуров-ня развития речи и состояния_сщуха дошкольника. HptTnpq-

вильно подобранном режиме ребенок, длительное время пользуясь индивидуальными слуховыми аппаратами или ста­ционарной аппаратурой, не испытывает дискомфорта.

Прежде чем приступать к подбору режима звукоусиления, необходимо проанализировать'аудиометрические данные и результаты педагогического обследования слуха ребенка] Сле­дует избегать установки марщимадышго-усиления, так как это

'на слухо-

вой анализатор.)

Режим усиления подбирается вначале на хуже слышащее ухо, при этом аппарат или головной телефон лучше слыша­щего уха отключается/'затем — на лучше слышащее ухо, a после этого он уточняется при прослушивании двумя ушами. В дальнейшем при пользовании аппаратурой педагогический коллектив и родители должны следить за тем, чтобы левый (правый) головной телефон (аппарат с режимом для левого (правого) уха был надет именно на левое (правое) ухо.

В ходе выбора режима работы звукоусиливающей аппара­туры определяется, какие частоты и в какой степени необ­ходимо усиливать. Современная электроакустическая ап­паратура позволяет варьировать (наращивать и ослаблять) усиление на низких и высоких частотах в сравнении с выб­ранным оптимальным усилением средних частот. В настоящее время нет единого взгляда на методику выбора оптимального режима звукоусиления для детей. Предлагаем некоторые свои рекомендации, базирующиеся на многолетнем опыте работы.

При горизонтальных и пологонисходящих аубиометри­ческих кривых, при которых перепад (разница в порогах вос­приятия) между соседними частотами, например между 250 и 500 Гц, 500 и 1000 Гц, 1000 и 2000 Гц не более 5—10 дБ, предпочтение отдается широкой полосе звукоусиления. При этом, как правило, подчеркиваются (дополнительно несколь­ко усиливаются) низкие частоты. Вместе с тем целесообразно


проверить эффективность слухового восприятия при отсут­ствии дополнительного усиления низких частот, а также при подчеркивании высоких частот, которые значительно влия­ют на разборчивость речи. Сравнение результатов восприятия в этих разных условиях позволит определить тот режим, ко­торый для данного ребенка наиболее эффективен.

При обрывистых аудиограммах, т. е. когда частотный диапазон тонального слуха глухого ребенка ограничен, он воспринимает тоны аудиометра до 1000 Гц, как правило, подчеркиваются низкие звуки, при этом устанавливается либо широкаяполоса пропускания частот, либо частоты, ко­торые ребенок не слышит, «отрезаются» с помощью специ­альных фильтров, если эта возможность предусмотрена в аппаратуре.

При крутониспадающих аудиограммах, когда при отно­сительно небольшом снижении слуха в диапазоне 125—500 Гц (до 40—50 дБ) резкий перепад имеет место между частотами 500 и 1000 Гц (в 20 и более дБ), как правило, «отрезаются» низкие частоты и усиливаются средние и высокие. Дети с та­ким слухом пользуются индивидуальными слуховыми аппа­ратами с глубокой регулировкой тембра, при этом необхо­димо, чтобы специалист по изготовлению индивидуальных ушных вкладышей сделал в них вентильные отверстия для пропускания низких частот. Если же перепад отмечается на более высоких частотах, например между 1000 и 2000 Гц, 2000 и 4000 Гц, то эффективным может оказаться не «срезание» низких частот, а оптимальное усиление сохранных частот, — низких и средних.

Рекомендации к выбору режима звукоусиления индиви­дуального слухового аппарата должен дать врач-сурдолог сурдологического кабинета. Желательно, чтобы были реко­мендованы 2—3 режима, из которых педагог на основании педагогического обследования выберет наиболее эффектив­ный для данного этапа обучения.

Опираясь на режимы, рекомендованные для индивидуаль­ных слуховых аппаратов, педагог подбирает оптимальное звукоусиление на стационарной аппаратуре коллективного пользования и на слуховом тренажере.

Методика педагогического уточнения режима звукоусиле­ния зависит от состояния речи и слуха дошкольника.

Неговорящим детям усиление подбирается на основе ус­ловной двигательной реакции на звук. Педагог приступает к установлению режима усиления для каждого ребенка с того момента, как у него выработана условная двигательная реак-


 



14*


21!


ция на звучание речевого сигнала (словосочетания типа папапа).

Подбор режима на проводной аппаратуре коллективного пользования и на слуховом тренажере проводится следую­щим образом. Педагог устанавливает один из режимов усиле­ния, который, как он предполагает в соответствии с состояни­ем тонального слуха и с полученными данными по ощущению ребенком неречевым сигналов, будет эффективен для дошколь­ника (но не максимальное усиление). Сурдопедагог произносит в микрофон голосом разговорной громкости слогосочетание пупупу (папапа, сисисиси), ребенок через головные телефоны воспринимает его слухо-зрительно (т. е. видит лицо педагога и слушает) и в ответ снимает кольцо пирамиды (или выполняет какое-либо другое действие). Затем педагог закрывает лицо эк­раном и вновь произносит данное слогосочетание. Если ребенок не реагирует на его произнесение, то сурдопедагог постепенно прибавляет усиление до того момента, когда у малыша появит­ся четкая реакция на произносимые слоги. Затем он пытается уменьшить усиление. Если же у ребенка реакция на произно­симые слогосочетания отмечена сразу, то педагог постепенно убавляет усиление и определяет его оптимальную силу, при которой дошкольник четко реагирует на произнесение слогов. Затем педагог проверяет наличие ощущения звучания слов (на­пример, произносит за экраном слова: собака, мяч; необходимо чтобы среди этих слов были слова, включающие высокочастот­ные звуки, например: мяч, чай, щи и т. п.), пытаясь уменьшить усиление звука. Ребенок в ответ на произносимое слово нани­зывает кольцо на стержень пирамиды или выполняет любое другое действие.

Режим усиления речи устанавливается на каждое ухо в отдельности (сначала на хуже слышащее ухо — звук на другое ухо не подается). После определения необходимой степени усиления речи на каждое ухо в отдельности ребенку предла­гается ощущать звучание слогов и слов при их прослушива­нии обоими ушами. При этом, как правило, необходима не­сколько меньшая степень усиления, чем при прослушивании каждым ухом в отдельности (усиление уменьшается в первую очередь для лучше слышащего уха).

Для восприятия речи на слухо-зрительной основе и только на слух усиления, на котором ребенок лишь ощущает звук, не­достаточно, поэтому оно несколько увеличивается (если шка­ла регулятора громкости имеет 8—10 делений, оно увеличива­ется на 0,5—1 деление, например: ребенок ощущает звук при усилении, равном 4-м, рабочее усиление будет равно 4,5—5).


В конце проверки педагог должен 1—2 раза громко крик­нуть, топнуть, стукнуть по столу. Если громкие звуки вызва­ли у ребенка неприятные ощущения, необходимо включить АРУ (автоматический регулятор усиления).

Аналогично проверяются и другие режимы звукоусиле­ния. Оптимальным из них считается тот, при котором проис­ходит четкое ощущение звучаний при наименьшем усилении и отсутствуют неприятные ощущения на громкие звуки.

По такой же методике уточняется режим работы индиви­дуального слухового аппарата. Отличие заключается лишь в том, что сначала педагог произносит слоги около ребенка, на котором надеты аппараты, а затем постепенно отходит от него на расстояние не менее 1,5—2 м («зона социальных кон­тактов»). Оптимальным на данный период обучения считает­ся тот режим, при котором на расстоянии не менее 1,5—2 м ребенок четко ощущает звучание речи (слоги и разночастот-ные слова) при наименьшем усилении, не испытывая при этом неприятных ощущений от громких звуков.

Целесообразно оценить режим с помощью проведения аудиометрии с индивидуальными слуховыми аппаратами в звуковом поле. Оптимальным считается тот режим, когда при наименьшем усилении ребенок реагирует на тоны аудиомет­ра интенсивностью 50—70 дБ (интенсивность речи разго­ворной громкости) в частотном диапазоне аппаратов и не испытывает дискомфорта при восприятии громких звуков (90—100 дБ).

Следует отметить, что режим усиления, подобранный по условно-рефлекторной методике, является ориентировочным. Поэтому как только в речи дошкольника появятся первые сло­ва, режим усиления необходимо уточнить с учетом возможно­стей ребенка воспринимать их на слух.

Глухим дошкольникам предлагается различать речевой материал на слух (см. методику обследования слуха, стр. 190). Педагог проверяет успешность различения на слух звукопод­ражаний, лепетных и полных слов. Например, он предлагает ребенку различать на слухо-зрительной основе три слова {доммамалопата). Затем дает образец звучания каж­дого слова, для чего, показывая картинку (предмет), произ­носит за экраном соответствующее слово, и наконец, дошколь­ник различает эти слова только на слух. В случае ошибки каждый раз слово повторяется для слухо-зрительного воспри­ятия, а затем — только на слух. В процессе различения ребен­ком слов на слух (в зависимости от его результатов) педагог


изменяет режим звукоусиления и определяет тот, который считает оптимальным, т. е. при котором при наименьшем уси­лении оказываются лучшие результаты.

Режим звукоусиления для слабослышащих детей, вла­деющих речью, уточняется в ходе распознавания ими на слух знакомого речевого материала. Эффективность того или ино­го режима определяется по результатам восприятия слов (т. е. по количеству слов, которые ребенок узнал). В силу это­го проверка каждого режима требует своего особого списка слов, равнозначного по трудности другим, предъявляемым в иных условиях звукоусиления. Как правило, используются сбалансированные списки слов Л.В. Неймана (см. методику обследования слуха слабослышащих детей, владеющих ре­чью, стр. 193) Педагог произносит за экраном слово, которое ребенок повторяет. Если он узнал слово, ему отдается соот­ветствующая картинка, если же слово не воспринято на слух, оно повторяется для слухо-зрительного восприятия. При под­боре режима звукоусиления на проводной аппаратуре кол­лективного пользования и на слуховом тренажере педагог произносит слова в микрофон на расстоянии 7—10 см. При работе с индивидуальными слуховыми аппаратами он предъяв­ляет ребенку список слов на одном и том же расстоянии, но не менее чем на расстоянии в 1 м, в зависимости от слуховых возможностей дошкольника.

В том случае, когда уровень развития речи ребенка не по­зволяет использовать списки Л.В. Неймана, так как большин­ство слов ему незнакомы, педагог разрабатывает списки сам, исходя из индивидуального словаря каждого дошкольника, включая в них и звукоподражания, и лепетные, и полные сло­ва. При этом необходимо следить за тем, чтобы списки были примерно равнотрудными. В каждый из них должно входить равное количество высоко-, низко- и среднечастотных слов.

Если ребенок затрудняется в повторении слов, восприня­тых на слух, можно предложить ему этот же речевой матери­ал для различения на слух, т. е. с опорой на соответствующие картинки, которые выкладываются перед ним.

Оптимальным считается тот режим, при котором дошколь­ник узнает большее количество слов при наименьшем усилении на расстоянии не менее 1—1,5м, и при котором он не испытыва­ет неприятных ощущений при восприятии громких звуков.

Еще раз напомним, что усиление подбирается сначала для хуже слышащего уха, затем — для лучше слышащего и, на­конец, проверяется при восприятии материала двумя ушами.


При этом и для различения на слух, и для распознавания ме­няется речевой материал, т. е. хуже слышащим ухом ребенок различал на слух одни слова, лучше слышащим — аналогич­ные, но другие, при прослушивании двумя ушами — третьи. Режим звукоусиления подбирается:

— на проводной аппаратуре коллективного пользования
(которая используется как сурдопедагогом, так и вос-

;■ питателем); для этого устанавливается общее усиление <; на всю группу и специальными регуляторами на столах детей подбираются частотные и динамические характе-;г, ристики усиления, необходимые каждому ребенку. Под­бор режима нужно начинать с лучше слышащих детей, >. с так как для них среднее усиление на группу, поставлен--','■- ное педагогом, может быть велико, и его придется умень-;.; шать, а следовательно, вновь подбирать усиление для хуже слышащих детей;

— на слуховом тренажере для индивидуальных занятий;

— на индивидуальных слуховых аппаратов, при этом рас­
стояние от ребенка, на котором надет аппарат, до педа­
гога должно быть не менее 1—1,5 м, чтобы ребенок мог
слышать звуки окружающего мира.

Важно подчеркнуть, что подобранный режим усиления не остается постоянным. В ходе работы по развитию слухового восприятия он, как правило, меняется в сторону уменьшения усиления. Режим звукоусиления должен уточняться не реже 2 раз в год (в начале и в середине учебного года).

Все работающие с детьми и сами дошкольники должны уметь пользоваться звукоусиливающей аппаратурой.

Взрослые до занятия должны включать стационарную зву­коусиливающую аппаратуру и проверять качество ее работы. Это же касается и индивидуальных слуховых аппаратов, работа ко­торых проверяется перед тем, как они надеваются на ребенка. Воспитатель (а дома родители) должны следить за исправностью аппаратов. Родители должны приводить ребенка в детский сад в исправных аппаратах и оставлять запасные батарейки.

Дети должны знать, что снимать и надевать наушники можно только при выключенных регуляторах громкости. По­этому при монтаже аппаратуры эти регуляторы должны находиться на столах (партах) детей. Дошкольники также дол­жны сначала выключать индивидуальные слуховые аппара­ты, а затем вынимать ушные вкладыши с телефонами.

Восприятие речи на слухо-зрительной и слуховой осно­ве должно осуществляться при едином усилении звука. По-


этому расстояние от микрофона до рта педагога или воспи­тателя на всех занятиях должно быть строго фиксирован­ным и равным 7—10 см. Детей нужно научить держать мик­рофон в левой руке на расстоянии 5—7 см ото рта, при этом микрофон должен находиться у подбородка ребенка и не закрывать его рта.

Если дети пользуются карманными индивидуальными слу­ховыми аппаратами, то необходимо предохранить аппарат от ударов: можно обшить его корпус поролоном (но не закрывать верхнюю панель, в которую вмонтирован микрофон и на ко­торой размещен регулятор включения аппарата) и поместить в карманчик, который закрепляется на ребенке; при этом сле­дует помнить, что расстояние от микрофона аппарата до рта дошкольника не должно превышать 5—7 см. Чтобы избежать падения и утери индивидуальных слуховых аппаратов зауш­ного типа, можно воспользоваться специальным приспособ­лением (типа петли на ухе) или закрепить аппараты на ребен­ке с помощью цепочки для очков.

Следует помнить, что при включенной стационарной зву­коусиливающей аппаратуре и при использовании индивиду­альных слуховых аппаратов нельзя повышать голос, кричать, стучать. Желательно покрыть стол педагога и воспитателя мягкой тканью, чтобы избежать лишних шумов, когда на стол ставятся или кладутся те или иные предметы. Под микрофо­ны детей, находящиеся на столах, также нужно положить мягкую ткань или поролон.

Date: 2015-07-24; view: 2346; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию