Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
АппаратурыРезультативность коррекционной работы с глухими и слабослышащими детьми во многом зависит от использования качественной звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования для фронтальных занятий, специальных тренажеров для индивидуальных занятий и работы малыми группами (по 2—3 человека), индивидуальных слуховых аппаратов. , (Ш-.» '• -'Л:■, -. i. vftii:. ■ НТ:ОН' ''■>•. 'ГН '-i-r-'fin. г w ХАРАКТЕРИСТИКА г J ЗВУКОУСИЛИВАЮЩЕЙ АППАРАТУРЫ Существует два типа аппаратуры коллективного пользования; проводные и беспроводные системы. Последние работают на радиопринципе или инфракрасном излучении. Проводная аппаратура включает пульт педагога, состоящий из современного усилителя, микрофона и электрического входа для подключения, например, телевизора, магнитофона, проигрывателя, видеомагнитофона. Он соединен проводами с индивидуальными пультами на столах детей, которые оснащены головными телефонами и обратными микрофонами — микрофонами для каждого ребенка (рис. 10). Современная проводная аппаратура коллективного пользования (как импортная, так и отечественная) позволяет подобрать для каждого ребенка оптимальный режим усиления за счет разнообразных изменения частотных и динамических характеристик звукового сигнала. Стационарные усилители
Рис. 10. Аппаратура коллективного пользования (как для фронтальных, так и для индивидуальных занятий), как правило, имеют несколько более широкие возможности звукоусиления, в частности более широкую, чем индивидуальные слуховые аппараты, полосу пропускания частот (за счет как низких, так и высоких звуков). Проводная аппаратура может быть дополнена вибраторами, которые облегчают восприятие звуков детям с небольшими остатками слуха, а также способствуют формированию ритмико-интонационной стороны речи. Однако при использовании проводной аппаратуры и дети, и педагог «привязаны» к столам. В связи с этим возникают определенные трудности при проведении различных игр, при выполнении коллективных работ (аппликация, рисование, конструирование, создание макетов и т. п.). Кроме того, ряд фронтальных занятий требует свободного передвижения в пространстве — физкультурные, музыкальные занятия, занятия речевой ритмикой. При их проведении обычно используют индивидуальные слуховые аппараты. Но в этом случае качество восприятия звукового сигнала (речи, музыки) зависит от того, насколько ребенок удален от источника звука — от педагога, от инструмента и т. п. Для создания более оптимальных условий восприятия помещения, в которых проводятся эти занятия, оборудуют стационарной индукционной петлей, создающей внутри себя магнитное поле, преобразующееся в слуховых аппаратах в акустические сигналы. Это позволяет воспринимать звуки вне зависимости от удаленности от их источника. Однако при этом интенсивность звукового сигнала падает примерно на 10 дБ, снижается разборчивость восприятия. Индивидуальные слуховые аппараты ребенка при использовании индукционной петли работают, как правило, в режиме Т (телефон), и ребенок не слышит себя (лишь некоторые аппараты, в том числе и отечественные, например «Соната» У — 04, У — 06, У — 07, У — 08, могут работать в режиме МТ (микрофон-телефон). Аппаратура, работающая на инфракрасном излучении, также позволяет «отвязать» детей и педагога от столов и воспринимать речь педагога с одной интенсивностью вне зависимости от расстояния, на которое он удален от ребенка. Но это возможно лишь в том помещении, где установлены инфракрасные излучатели. Преодолеть отмеченные выше недостатки помогает использование аппаратуры, работающей на радиопринципе. Различные радиосистемы (радиоклассы) включают: — микрофон педагога, который либо прикрепляется спе — радиопередатчик педагога; — радиоприемники детей, соединенные с индивидуальны Радиосистемы позволяют ребенку в любом помещении или на улице, находясь от педагога даже на расстоянии 10—15 м, слышать его речь, как будто он говорит рядом с ним, т. е. на расстоянии 5—10 см от аппаратов (расстояние от губ педагога до его микрофона). Это позволяет ребенку постоянно находиться в одних и тех же акустических условиях. Приемник ребенка имеет отдельную регулировку усиления радиоприема, что позволяет изменять усиление в зависимости от конкретных условий. Радиопередатчик педагога имеет аудиовход для подключения к нему телевизора, магнитофона, видеомагнитофона и др. Таким образом, дети могут смотреть передачу, мультфильм, воспринимая звук через радиосистему, и одновременно через нее же слушать пояснения педагога.
Рис. 11. Аппаратура, работающая на радиопринципе Преимуществом радиосистем является также возможность выделения голоса педагога из окружающего шума и его избирательное усиление. Для каждой группы выбирается своя радиочастота (всего их может быть 28—40). Поэтому радиосистемы могут работать в соседних группах, в том числе расположенных друг над другом (в отличие от помещений, оборудованных индукционными петлями). В качестве элементов питания радиосистемы используются аккумуляторные батареи, которые заряжаются через специальное устройство, оснащенное индикатором зарядки батареи. Большинство радиоприемников детей также имеют подобный индикатор. Радиосистема может работать и от обычных батареек. Радиосистемы с успехом могут использоваться не только в специальных детских учреждениях, но и дома. Особенно они эффективны для детей с нарушенным слухом, имеющих высокий уровень общего и слухоречевого развития, которые посещают массовые детские сады. Ведь эти системы позволяют ребенку постоянно слышать голос педагога около себя, где бы тот в это время ни находился. До последнего времени радиоклассы закупались у иностранных фирм, причем часть радиоклассов, например EASSY LISTNER, оказываются даже более дешевыми, чем отечественная проводная аппаратура. В настоящее время начат выпуск отечественных радиоклассов. В беспроводной аппаратуре оптимальный режим звукоусиления обеспечивается индивидуальными слуховыми аппаратами ребенка, имеющими для этого огромные возможности, а также усилением поступающего сигнала радиоприемником. В настоящее время существуют разнообразные специальные усилители для работы с детьми и взрослыми с нарушенным слухом — слуховые тренажеры.
Это, как правило, высококачественные усилители, подающие сигналы как на головные телефоны (наушники), так и на специально сконструированные вибраторы. Такие тренажеры имеют более широкую, чем индивидуальные слуховые аппараты, полосу пропускания частот и большие возможности изменения частотных и динамических характеристик звукового сигнала, что позволяет адекватно подобрать для каждого ребенка режим звукоусиления. Определенные сложности могут возникнуть с подбором усиления для детей, имеющих крутонисходящие аудиометрические кривые (как и в проводной аппаратуре коллективного пользования). Эти дети, при отсутствии медицинских противопоказаний к звукоусилению, пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами. Слуховые тренажеры комплектуются двумя микрофонами — для педагога и для ребенка (рис. 12). Индивидуальные слуховые аппараты сегодня существуют в трех основных модификациях: карманные, заушные и внутриушные. Все они, как уже отмечалось, имеют большие возможности в изменении характеристик звукового сигнала, что позволяет подобрать каждому ребенку вне зависимости от степени и характера снижения слуха адекватный режим работы аппарата. Карманный аппарат представляет собой усилитель с вмонтированным в него микрофоном и оснащенный телефонами, которые с помощью ушных вкладышей (желательно индивидуальных) вставляются в уши ребенка (рис. 13). Основным Рис. 13. Индивидуальный слуховой аппарат карманного типа воздушного проведения недостатком карманного аппарата является то, что он не позволяет воспринимать звуки бинаурально, т. е. определять направление звука. Кроме того, ребенок слышит себя через микрофон, размещенный в коробочке аппарата, и если она значительно удалена ото рта — более чем на 7—10 см или закрыта одеждой, например пальто, — ребенок плохо себя слышит. Преимуществом же аппаратов этого типа является их относительно невысокая цена и возможность использовать в качестве индивидуального тренажера: педагог может взять его в руки и говорить прямо в микрофон, может поднести его к губам ребенка; к аппарату может быть подключен костный телефон. Прямое его назначение — передавать звуки, в том числе и речь, детям и взрослым с кондуктивными пораже- ниями слуха: костный телефон с помощью специального оголовья размещается на сосцевидном отростке за ухом (рис. 14). Рис. 14. Индивидуальный слуховой аппарат карманного типа костного проведения Основным контингентом специальных дошкольных учреждений являются дети с сенсоневральной тугоухостью и глухотой; для тех из них, кто имеет очень незначительные остатки слуха, костный телефон может использоваться как вибратор, который они держат пальцами. Заушный аппарат имеет полукруглую форму и размещается за ухом ребенка. Микрофон находится в верхней части аппарата, специальная трубочка — звуковод — соединяет аппарат с ушным вкладышем (рис. 15). Современные заушные аппараты позволяют компенсировать различные потери слуха Рис. 15. Индивидуальный слуховой аппарат заушного типа (от небольшой тугоухости до глухоты) при самых разнообразных конфигурациях аудиометрических кривых. Бинауральное слухопротезирование — одновременное использование двух аппаратов — позволяет несколько уменьшить усиление и дает возможность определять направление звука. Большинство аппаратов этого типа имеют электрический вход, через который к ним может быть подключен выносной микрофон (в этом случае создается своеобразный индивидуальный слуховой тренажер для занятий), а также можно напрямую соединиться, например, с телевизором, телефоном, приемником радиокласса. В настоящее время активно разрабатываются разнообразные внутриушные аппараты. Их внешняя особенность в том, что весь аппарат располагается в слуховом проходе и не виден. Но на сегодня использование данного типа аппаратов в работе с детьми имеет два ограничения: во-первых, они компенсируют лишь потерю слуха до 70—80 дБ, т. е. легкую, среднюю и часть тяжелой тугоухости, а во-вторых — аппарат вмонтирован в ушной вкладыш, у ребенка ухо быстро растет, и практически через полгода-год необходимо перемонтировать аппарат в новый вкладыш. В последние годы появилось новое поколение индивидуальных слуховых аппаратов — цифровые аппараты. Эти аппараты позволяют обеспечить оптимальное слухопротезирование при различных потерях слуха. Появляется возможность усиливать самые тихие звуки (в том числе и речевые) и уменьшать усиление громких звуков, что особенно важно для тех детей, у которых громкие звуки вызывают дискомфорт (феномен ускоренного нарастания громкости — ФУНГ). Все большее распространение приобретают индивидуальные слуховые аппараты, настраиваемые с помощью специальных программ на компьютере, — программируемые аппараты. Охарактеризовав кратко особенности звукоусиливающей аппаратуры разного типа, рассмотрим, какую из них целесообразно использовать на тех или иных занятиях с дошкольниками с нарушенным слухом. Из сказанного выше понятно, что наиболее комфортным для фронтальных занятий является использование радиоклассов, позволяющих детям постоянно находиться в единых условиях звукоусиления и в своей классной и групповой комнате, и в музыкальном и физкультурном зале, и на улице. Если такой возможности нет, то выбор аппаратуры для фронтальных занятий педагога и воспитателей для каждого конкрет- ного ребенка зависит от ряда факторов: от вида занятия, от состояния его слуха и речи, от характера материала. Музыкальные, физкультурные занятия, сюжетно-ролевые игры, занятия речевой ритмикой и связанные с усвоением трудовых навыков требуют обязательного свободного перемещения детей. Следовательно, целесообразно использовать индивидуальные слуховые аппараты, работающие либо в режиме радиосистемы или инфракрасного излучения, либо индукционной петли, если все аппараты имеют переключение в режим «микрофон-телефон» — МТ, при переключении в режим Т дети будут слышать педагога вне зависимости от его удаления от них (в пределах 5—10 м), но не будут слышать себя, так как отключены микрофоны их аппаратов. На остальных фронтальных занятиях с детьми с глухотой и тяжелой тугоухостью используется проводная аппаратура коллективного пользования. Слабослышащие дети, разборчиво слышащие речь с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии 1,5—2 м и более (т. е. на том расстоянии, на котором находится от них педагог в ходе занятия), могут пользоваться ими в ходе всего занятия. Если же кто-то из детей разборчиво слышит речь на этом расстоянии без аппаратов, то он может работать на занятии и без них; необходимо решить вопрос о целесообразности обучения такого ребенка в специальной группе. На выбор типа аппаратуры оказывает влияние состояние речи ребенка, в том числе и произносительной стороны: чем хуже развита его речь, чем ниже его произносительные возможности даже при значительных остатках слуха, тем больше данных за использование индивидуальных слуховых аппаратов или аппаратуры коллективного пользования. Это же касается характера материала: новый, трудный материал целесообразно воспринимать в наиболее комфортных условиях звукоусиления. На специальных фронтальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению выбор типа аппаратуры при проведении слуховой работы зависит от доступности звучаний слуху каждого ребенка. Если дошкольник воспринимает звучания без индивидуальных слуховых аппаратов на расстоянии 1,5—2 ми более, работа может проводиться без звукоусиливающей аппаратуры, например определение количества звучаний, ритмов, воспроизводимых на барабане. Если ребенок воспринимает звучания с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии 1,5—2 м и более, то работа может проводиться именно с ними. Если же ребенок не воспринимает звучания с аппаратами или слышит их на расстоянии менее 1,5—2 м, то целесообразно использовать аппаратуру коллективного пользования. На одном и том же занятии часть детей могут воспринимать звучания без аппаратов, часть — с индивидуальными слуховыми аппаратами, часть — через аппаратуру коллективного пользования. Как правило, на этих занятиях дети с глухотой и тяжелой тугоухостью пользуются аппаратурой коллективного пользования при восприятии речевого материала и при прослушивании граммофонных и магнитных записей. Когда в качестве источника звука выступают звучащие игрушки, занятие в основном проводится с индивидуальными слуховыми аппаратами. При работе над произношением выбор типа аппаратуры зависит от того, над какой стороной произносительной структуры речи ведется работа: формирование темпо-ритмической стороны может успешно проводиться и с использованием индивидуальных слуховых аппаратов, а в работе над фонетическими элементами (звуками) целесообразно прибегнуть к стационарной аппаратуре. Это же относится и к работе над произношением на индивидуальных занятиях. Развитие слухового восприятия на индивидуальных занятиях проводится с использованием слуховых тренажеров и индивидуальных слуховых аппаратов. С глухими детьми тренажеры, как правило, используются в течение всего дошкольного периода. Параллельно детей учат воспринимать речевой материал с индивидуальными слуховыми аппаратами при постепенно увеличивающемся расстоянии и без аппаратуры — на ухо. В работе со слабослышащими детьми с тяжелой тугоухостью слуховые тренажеры обычно используются в первые 1,5—2 года обучения, постепенно все большее место на занятиях начинает занимать восприятие речи с индивидуальными слуховыми аппаратами и на ухо. Обязательным для слабослышащих дошкольников является усвоение программного материала, при его восприятии с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. Занятия с детьми, страдающими легкой и средней тугоухостью, проводятся с первых дней обучения с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них. Если к началу дошкольного обучения ребенок, даже со значительным снижением слуха — глухота или тяжелая тугоухость — благодаря проведению ранней коррекционной работы уже владеет словесной речью на уровне полных слов и корот- кой фразы и узнает хорошо знакомый речевой материал на слух, то целесообразно продолжить работу по развитию слухового восприятия с индивидуальными слуховыми аппаратами. Глухим детям, которые имеют незначительные остатки слуха (диапазон воспринимаемых частот до 500 Гц при очень высоких порогах слуховой чувствительности — 105—110 дБ и более) полезно в дополнение к головным телефонам (наушникам) как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях с первого года обучения использовать вибраторы. В дальнейшем (примерно с конца 2-го — начала 3-го года занятий) следует учить ребенка восприятию материала и только на слух (т. е. без вибратора). Эта работа начинается на индивидуальных занятиях и постепенно переносится на фронтальные занятия. Особое внимание педагогического персонала и родителей должно быть обращено на использование индивидуальных слуховых аппаратов с первого дня обучения ребенка в дошкольном учреждении при отсутствии медицинских противопоказаний к звукоусилению. Дети должны пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами не только на занятиях, но и при проведении режимных моментов, на прогулке, во время игр. Индивидуальные слуховые аппараты помогают детям с нарушенным слухом не только воспринимать речь окружающих при общении, но и контролировать качество собственного произношения. Кроме того, постоянное пользование индивидуальными слуховыми аппаратами значительно расширяет представления детей о звуках окружающего мира; так, например: — на прогулке — могут слышать звуки, которые издают различные транспортные средства, голоса животных, стук мяча о землю, шарканье ногами по асфальту (учить детей правильной ходьбе), скрип снега, качелей и т. п.; ., — при проведении режимных моментов — могут слышать стук двери, когда ее закрывают (учить закрывать дверь тихо), стук стула о пол (учить бесшумно ставить стул), звук удара ложки (вилки) о тарелку или чашку (учить : красиво есть) и т. п.; - — в играх — могут оборачиваться на звук, на звучание сво- i, дом с ребенком предмет, начинать игру по звуковому сигналу, например по удару барабана или сигналу дуд- - • ки и т. п. [-2554
МЕТОДИКА УТОЧНЕНИЯ РЕЖИМА ЗВУКОУСИЛЕНИЯ Результативность работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению находится в прямой зависимости от правильности подобранного режима усиления индивидуальных слуховых аппаратов, слуховых тренажеров, аппаратуры коллективного пользования. Методик а подбора режима звукоусиления зависит отуров-ня развития речи и состояния_сщуха дошкольника. HptTnpq- вильно подобранном режиме ребенок, длительное время пользуясь индивидуальными слуховыми аппаратами или стационарной аппаратурой, не испытывает дискомфорта. Прежде чем приступать к подбору режима звукоусиления, необходимо проанализировать'аудиометрические данные и результаты педагогического обследования слуха ребенка] Следует избегать установки марщимадышго-усиления, так как это 'на слухо- вой анализатор.) Режим усиления подбирается вначале на хуже слышащее ухо, при этом аппарат или головной телефон лучше слышащего уха отключается/'затем — на лучше слышащее ухо, a после этого он уточняется при прослушивании двумя ушами. В дальнейшем при пользовании аппаратурой педагогический коллектив и родители должны следить за тем, чтобы левый (правый) головной телефон (аппарат с режимом для левого (правого) уха был надет именно на левое (правое) ухо. В ходе выбора режима работы звукоусиливающей аппаратуры определяется, какие частоты и в какой степени необходимо усиливать. Современная электроакустическая аппаратура позволяет варьировать (наращивать и ослаблять) усиление на низких и высоких частотах в сравнении с выбранным оптимальным усилением средних частот. В настоящее время нет единого взгляда на методику выбора оптимального режима звукоусиления для детей. Предлагаем некоторые свои рекомендации, базирующиеся на многолетнем опыте работы. При горизонтальных и пологонисходящих аубиометрических кривых, при которых перепад (разница в порогах восприятия) между соседними частотами, например между 250 и 500 Гц, 500 и 1000 Гц, 1000 и 2000 Гц не более 5—10 дБ, предпочтение отдается широкой полосе звукоусиления. При этом, как правило, подчеркиваются (дополнительно несколько усиливаются) низкие частоты. Вместе с тем целесообразно проверить эффективность слухового восприятия при отсутствии дополнительного усиления низких частот, а также при подчеркивании высоких частот, которые значительно влияют на разборчивость речи. Сравнение результатов восприятия в этих разных условиях позволит определить тот режим, который для данного ребенка наиболее эффективен. При обрывистых аудиограммах, т. е. когда частотный диапазон тонального слуха глухого ребенка ограничен, он воспринимает тоны аудиометра до 1000 Гц, как правило, подчеркиваются низкие звуки, при этом устанавливается либо широкаяполоса пропускания частот, либо частоты, которые ребенок не слышит, «отрезаются» с помощью специальных фильтров, если эта возможность предусмотрена в аппаратуре. При крутониспадающих аудиограммах, когда при относительно небольшом снижении слуха в диапазоне 125—500 Гц (до 40—50 дБ) резкий перепад имеет место между частотами 500 и 1000 Гц (в 20 и более дБ), как правило, «отрезаются» низкие частоты и усиливаются средние и высокие. Дети с таким слухом пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами с глубокой регулировкой тембра, при этом необходимо, чтобы специалист по изготовлению индивидуальных ушных вкладышей сделал в них вентильные отверстия для пропускания низких частот. Если же перепад отмечается на более высоких частотах, например между 1000 и 2000 Гц, 2000 и 4000 Гц, то эффективным может оказаться не «срезание» низких частот, а оптимальное усиление сохранных частот, — низких и средних. Рекомендации к выбору режима звукоусиления индивидуального слухового аппарата должен дать врач-сурдолог сурдологического кабинета. Желательно, чтобы были рекомендованы 2—3 режима, из которых педагог на основании педагогического обследования выберет наиболее эффективный для данного этапа обучения. Опираясь на режимы, рекомендованные для индивидуальных слуховых аппаратов, педагог подбирает оптимальное звукоусиление на стационарной аппаратуре коллективного пользования и на слуховом тренажере. Методика педагогического уточнения режима звукоусиления зависит от состояния речи и слуха дошкольника. Неговорящим детям усиление подбирается на основе условной двигательной реакции на звук. Педагог приступает к установлению режима усиления для каждого ребенка с того момента, как у него выработана условная двигательная реак-
14* 21! ция на звучание речевого сигнала (словосочетания типа папапа). Подбор режима на проводной аппаратуре коллективного пользования и на слуховом тренажере проводится следующим образом. Педагог устанавливает один из режимов усиления, который, как он предполагает в соответствии с состоянием тонального слуха и с полученными данными по ощущению ребенком неречевым сигналов, будет эффективен для дошкольника (но не максимальное усиление). Сурдопедагог произносит в микрофон голосом разговорной громкости слогосочетание пупупу (папапа, сисисиси), ребенок через головные телефоны воспринимает его слухо-зрительно (т. е. видит лицо педагога и слушает) и в ответ снимает кольцо пирамиды (или выполняет какое-либо другое действие). Затем педагог закрывает лицо экраном и вновь произносит данное слогосочетание. Если ребенок не реагирует на его произнесение, то сурдопедагог постепенно прибавляет усиление до того момента, когда у малыша появится четкая реакция на произносимые слоги. Затем он пытается уменьшить усиление. Если же у ребенка реакция на произносимые слогосочетания отмечена сразу, то педагог постепенно убавляет усиление и определяет его оптимальную силу, при которой дошкольник четко реагирует на произнесение слогов. Затем педагог проверяет наличие ощущения звучания слов (например, произносит за экраном слова: собака, мяч; необходимо чтобы среди этих слов были слова, включающие высокочастотные звуки, например: мяч, чай, щи и т. п.), пытаясь уменьшить усиление звука. Ребенок в ответ на произносимое слово нанизывает кольцо на стержень пирамиды или выполняет любое другое действие. Режим усиления речи устанавливается на каждое ухо в отдельности (сначала на хуже слышащее ухо — звук на другое ухо не подается). После определения необходимой степени усиления речи на каждое ухо в отдельности ребенку предлагается ощущать звучание слогов и слов при их прослушивании обоими ушами. При этом, как правило, необходима несколько меньшая степень усиления, чем при прослушивании каждым ухом в отдельности (усиление уменьшается в первую очередь для лучше слышащего уха). Для восприятия речи на слухо-зрительной основе и только на слух усиления, на котором ребенок лишь ощущает звук, недостаточно, поэтому оно несколько увеличивается (если шкала регулятора громкости имеет 8—10 делений, оно увеличивается на 0,5—1 деление, например: ребенок ощущает звук при усилении, равном 4-м, рабочее усиление будет равно 4,5—5). В конце проверки педагог должен 1—2 раза громко крикнуть, топнуть, стукнуть по столу. Если громкие звуки вызвали у ребенка неприятные ощущения, необходимо включить АРУ (автоматический регулятор усиления). Аналогично проверяются и другие режимы звукоусиления. Оптимальным из них считается тот, при котором происходит четкое ощущение звучаний при наименьшем усилении и отсутствуют неприятные ощущения на громкие звуки. По такой же методике уточняется режим работы индивидуального слухового аппарата. Отличие заключается лишь в том, что сначала педагог произносит слоги около ребенка, на котором надеты аппараты, а затем постепенно отходит от него на расстояние не менее 1,5—2 м («зона социальных контактов»). Оптимальным на данный период обучения считается тот режим, при котором на расстоянии не менее 1,5—2 м ребенок четко ощущает звучание речи (слоги и разночастот-ные слова) при наименьшем усилении, не испытывая при этом неприятных ощущений от громких звуков. Целесообразно оценить режим с помощью проведения аудиометрии с индивидуальными слуховыми аппаратами в звуковом поле. Оптимальным считается тот режим, когда при наименьшем усилении ребенок реагирует на тоны аудиометра интенсивностью 50—70 дБ (интенсивность речи разговорной громкости) в частотном диапазоне аппаратов и не испытывает дискомфорта при восприятии громких звуков (90—100 дБ). Следует отметить, что режим усиления, подобранный по условно-рефлекторной методике, является ориентировочным. Поэтому как только в речи дошкольника появятся первые слова, режим усиления необходимо уточнить с учетом возможностей ребенка воспринимать их на слух. Глухим дошкольникам предлагается различать речевой материал на слух (см. методику обследования слуха, стр. 190). Педагог проверяет успешность различения на слух звукоподражаний, лепетных и полных слов. Например, он предлагает ребенку различать на слухо-зрительной основе три слова {дом — мама — лопата). Затем дает образец звучания каждого слова, для чего, показывая картинку (предмет), произносит за экраном соответствующее слово, и наконец, дошкольник различает эти слова только на слух. В случае ошибки каждый раз слово повторяется для слухо-зрительного восприятия, а затем — только на слух. В процессе различения ребенком слов на слух (в зависимости от его результатов) педагог изменяет режим звукоусиления и определяет тот, который считает оптимальным, т. е. при котором при наименьшем усилении оказываются лучшие результаты. Режим звукоусиления для слабослышащих детей, владеющих речью, уточняется в ходе распознавания ими на слух знакомого речевого материала. Эффективность того или иного режима определяется по результатам восприятия слов (т. е. по количеству слов, которые ребенок узнал). В силу этого проверка каждого режима требует своего особого списка слов, равнозначного по трудности другим, предъявляемым в иных условиях звукоусиления. Как правило, используются сбалансированные списки слов Л.В. Неймана (см. методику обследования слуха слабослышащих детей, владеющих речью, стр. 193) Педагог произносит за экраном слово, которое ребенок повторяет. Если он узнал слово, ему отдается соответствующая картинка, если же слово не воспринято на слух, оно повторяется для слухо-зрительного восприятия. При подборе режима звукоусиления на проводной аппаратуре коллективного пользования и на слуховом тренажере педагог произносит слова в микрофон на расстоянии 7—10 см. При работе с индивидуальными слуховыми аппаратами он предъявляет ребенку список слов на одном и том же расстоянии, но не менее чем на расстоянии в 1 м, в зависимости от слуховых возможностей дошкольника. В том случае, когда уровень развития речи ребенка не позволяет использовать списки Л.В. Неймана, так как большинство слов ему незнакомы, педагог разрабатывает списки сам, исходя из индивидуального словаря каждого дошкольника, включая в них и звукоподражания, и лепетные, и полные слова. При этом необходимо следить за тем, чтобы списки были примерно равнотрудными. В каждый из них должно входить равное количество высоко-, низко- и среднечастотных слов. Если ребенок затрудняется в повторении слов, воспринятых на слух, можно предложить ему этот же речевой материал для различения на слух, т. е. с опорой на соответствующие картинки, которые выкладываются перед ним. Оптимальным считается тот режим, при котором дошкольник узнает большее количество слов при наименьшем усилении на расстоянии не менее 1—1,5м, и при котором он не испытывает неприятных ощущений при восприятии громких звуков. Еще раз напомним, что усиление подбирается сначала для хуже слышащего уха, затем — для лучше слышащего и, наконец, проверяется при восприятии материала двумя ушами. При этом и для различения на слух, и для распознавания меняется речевой материал, т. е. хуже слышащим ухом ребенок различал на слух одни слова, лучше слышащим — аналогичные, но другие, при прослушивании двумя ушами — третьи. Режим звукоусиления подбирается: — на проводной аппаратуре коллективного пользования ;■ питателем); для этого устанавливается общее усиление <; на всю группу и специальными регуляторами на столах детей подбираются частотные и динамические характе-;г, ристики усиления, необходимые каждому ребенку. Подбор режима нужно начинать с лучше слышащих детей, >. с так как для них среднее усиление на группу, поставлен--','■- ное педагогом, может быть велико, и его придется умень-;.; шать, а следовательно, вновь подбирать усиление для хуже слышащих детей; — на слуховом тренажере для индивидуальных занятий; — на индивидуальных слуховых аппаратов, при этом рас Важно подчеркнуть, что подобранный режим усиления не остается постоянным. В ходе работы по развитию слухового восприятия он, как правило, меняется в сторону уменьшения усиления. Режим звукоусиления должен уточняться не реже 2 раз в год (в начале и в середине учебного года). Все работающие с детьми и сами дошкольники должны уметь пользоваться звукоусиливающей аппаратурой. Взрослые до занятия должны включать стационарную звукоусиливающую аппаратуру и проверять качество ее работы. Это же касается и индивидуальных слуховых аппаратов, работа которых проверяется перед тем, как они надеваются на ребенка. Воспитатель (а дома родители) должны следить за исправностью аппаратов. Родители должны приводить ребенка в детский сад в исправных аппаратах и оставлять запасные батарейки. Дети должны знать, что снимать и надевать наушники можно только при выключенных регуляторах громкости. Поэтому при монтаже аппаратуры эти регуляторы должны находиться на столах (партах) детей. Дошкольники также должны сначала выключать индивидуальные слуховые аппараты, а затем вынимать ушные вкладыши с телефонами. Восприятие речи на слухо-зрительной и слуховой основе должно осуществляться при едином усилении звука. По- этому расстояние от микрофона до рта педагога или воспитателя на всех занятиях должно быть строго фиксированным и равным 7—10 см. Детей нужно научить держать микрофон в левой руке на расстоянии 5—7 см ото рта, при этом микрофон должен находиться у подбородка ребенка и не закрывать его рта. Если дети пользуются карманными индивидуальными слуховыми аппаратами, то необходимо предохранить аппарат от ударов: можно обшить его корпус поролоном (но не закрывать верхнюю панель, в которую вмонтирован микрофон и на которой размещен регулятор включения аппарата) и поместить в карманчик, который закрепляется на ребенке; при этом следует помнить, что расстояние от микрофона аппарата до рта дошкольника не должно превышать 5—7 см. Чтобы избежать падения и утери индивидуальных слуховых аппаратов заушного типа, можно воспользоваться специальным приспособлением (типа петли на ухе) или закрепить аппараты на ребенке с помощью цепочки для очков. Следует помнить, что при включенной стационарной звукоусиливающей аппаратуре и при использовании индивидуальных слуховых аппаратов нельзя повышать голос, кричать, стучать. Желательно покрыть стол педагога и воспитателя мягкой тканью, чтобы избежать лишних шумов, когда на стол ставятся или кладутся те или иные предметы. Под микрофоны детей, находящиеся на столах, также нужно положить мягкую ткань или поролон.
|