Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О Л ..: .к ,0Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом как средства общения возможно только при наличии в учреждении и дома слухо-речевой среды. Для этого необходимо создать условия для слухо-зрительного и слухового восприятия речи в течение всего дня, а не только на занятиях. Это обеспечивается в первую очередь обязательным использованием индивидуальных слуховых аппаратов при проведении режимных моментов, в играх, на прогулках, в свободной деятельности детей. Важным условием создания слухо-речевой среды является устное общение с детьми всех окружающих дошкольника взрослых, при необходимости подкрепляемое письменной табличкой или дактилированием. При этом речь взрослых должна быть естественной, не утрированной, — нормальной по темпу (или чуть замедленной на начальном этапе обучения) и громкости, слитной, орфоэпичной, максимально эмоциональной. Она должна сопровождаться богатой мимикой лица и естественными жестами. В течение всего дня, а не только на занятиях педагога и воспитателя, родителей, необходимо побуждать детей к самостоятельным устным высказываниям, которые могут подкрепляться письменной табличкой или дактилированием. Все сотрудники детского сада, а также родители, в силу их возможностей, должны контролировать устную речь детей. Если педагог и воспитатель, зная произносительные возможности каждого ребенка, требуют их реализации в речи, то, например, няня или повар могут лишь предложить ребенку повторить хорошо то, что он сказал (Я не поняла. Повтори). Таким образом, работа над устной речью должна вестись в ходе всего учебно-воспитательного процесса, который предполагает также проведение специальных занятий, направленных на развитие остаточного слуха детей и овладение ими произносительными навыками. К ним относятся фронтальные и индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению и занятия речевой ритмикой. В специальном дошкольном учреждении (группе) фронтальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения проводятся: — в ясельной группе 1 раз в неделю; — в младшей и средней группах — 2 раза в неделю; Продолжительность их та же, как и занятий по развитию речи и формированию элементарных математических представлений. Индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению проводятся не реже 3 раз в неделю по 15—20 мин (в ясельной группе целесообразно проводить индивидуальную работу ежедневно по 10— 15 мин). Занятия речевой ритмикой желательно проводить ежедневно. Их продолжительность такая же, как и других фронтальных занятий сурдопедагога. Это обычно возможно в том случае, если не ведется работа по подгруппам. В том случае когда организовать ежедневные занятий речевой ритмикой не удается, для них целесообразно выделить половину времени специальных фронтальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Кроме того, различные пятиминутные упражнения следует проводить ежедневно в начале, середине или конце занятий сурдопедагога. Время фронтальных и индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению делится пополам между слуховой работой и формированием произносительных навыков. Деление является условным. Во время обучения детей восприятию на слух педагог обязательно ведет работу по коррекции произношения, при работе же по формированию произносительных навыков он должен активно использовать остатки слуха дошкольников. Остановимся на организации работы над устной речью на РАБОТА НАД УСТНОЙ РЕЧЬЮ V НА ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ Особое значение придается работе по развитию слухового восприятия и автоматизации и коррекции произносительных навыков при проведении фронтальных занятий педагога и воспитателей по всем разделам программы. Организация занятий, включающая ситуативность, мотивацию заданий, выполнение определенных предметных действий, значительно облегчает процесс восприятия устной речи, в том числе и на слух. Основным способом восприятия речевого материала на фронтальных занятиях служит его восприятие на слухо-зрительной основе, — видя губы говорящего и слушая его. Однако по ходу занятия определенная часть речевого материала предъявляется лишь на слух. Только на слух предлагаются те слова и фразы, которые дети научились воспринимать на слухо-зрительной основе. Этот речевой материал должен органически входить в содержание и ход занятия, т. е. на слух предлагается только тот материал, который нужен на данном занятии. Упражнения в восприятии материала на слух проводятся в течение всего занятия (т. е. и в его начале, и в середине, и в конце), но носят непродолжительный характер. Речевой материал, который предъявляется на слух на фронтальных занятиях, состоит: 1. Из фраз и слов, которые дети научились слушать на индивидуальных занятиях. ^1 2. Из фраз и слов, наиболее употребимых на данном заня- <& тии (например, на занятиях по развитию речи, по фор- '**"'-■ мированию элементарных математических представле- выет, ний, в ходе изобразительной деятельности и т. д.); примерный речевой материал для глухих дошкольни- ь' ков представлен в программе. 1 Знакомый по звучанию речевой материал (т. е. тот, который дети учились слушать на фронтальных и индивидуальных занятиях) предлагается дошкольникам сразу на слух. Он повторяется не более двух раз. Если фраза (слово) не воспринята детьми (или хотя бы одним ребенком в группе), то она предъявляется для воспринятия на слухо-зрительной основе, а затем еще раз на слух. Новая, не знакомая по звучанию фраза (слово) предъявляется на слухо-зрительной основе и подкрепляется письменной табличкой, например: «Будем заниматься». Затем она повто-V ряется для восприятия на слух (педагог или воспитатель держит табличку перед экраном, за которым она произносится). Табличка выставляется в специальное наборное полотно. На следующем занятии фраза (слово) предъявляется сразу на слух. Если она не воспринята детьми, то педагог или воспитатель показывает на наборное полотно и повторяет ее вновь на слух. При этом взрослый указывает не на конкретную фразу, которую произносит, а на 2—3, из которых дети должны выбрать. Например, на слух предъявляется фраза «Будем заниматься», а в наборном полотне указываются помимо этой фразы и другие: «Будем слушать», «Будем играть». По мере усвоения фразы на слух табличка убирается из наборного полотна. Ее место занимает новая фраза. Так постепенно расширяется словарь, который дети учатся воспринимать на слух в связи с проведением фронтальных занятий по различным разделам программы. Работа над произношением в ходе фронтальных занятий заключается в первую очередь в контроле за качеством произношения детей. На фронтальных занятиях ребенок должен максимально реализовывать все те произносительные навыки, которые формируются у него в ходе специальной работы. Контроль за произношением детей — одно из обязательных условий создания в дошкольном учреждении и дома слу-хо-речевой среды, необходимой для успешного овладения устной речью. На фронтальных занятиях по различным разделам программы, в играх, в общении педагог и воспитатели, зная произносительные возможности каждого ребенка, побуждают его говорить правильно. Детям может быть дана следующая установка: «Говорите хорошо». В случае необходимости можно привлечь внимание детей к одной из сторон произношения: «Говорите с ударением», «Говорите слитно», «Говорите хорошо звук с» и т. п. Главное, чтобы эти установки не носили формальный характер, и качество произношения детей действительно контролировалось на протяжении всего дня. Произносительные ошибки ребенка исправляются лишь в том случае, если он может произнести правильно, но сбился на тот или иной дефект. В том случае, если произносительный навык находится на стадии становления, то его необходимо закреплять на индивидуальных занятиях; при проведении фронтальных занятий на его реализации настаивать рано. Например, ребенок может произносить звук м правильно изолированно, в обратных слогах, а также между гласными и в прямых слогах со звуками а, о, э, а в сочетании с гласными у, и, ы, как мб (частичная закрытая гнусавость). В первом случае каждая произносительная ошибка ребенка должна исправляться, а во втором случае ошибка не исправляется, потому что ребенок пока не в состоянии произнести слово правильно. В противном случае педагог и воспитатель впустую затрачивают много времени, а у ребенка может появиться негативное отношение к устной речи. Контроль за произношением ребенка требует от взрослых большого такта. Необходимо учитывать возраст детей, создавшуюся ситуацию, сложность задания, которое выполняет тот или иной ребенок. У маленьких детей следует поощрять каждую попытку говорить, к более старшим детям — предъявлять более строгие требования. Я Шт[ ФРОНТАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ н " "f° ■> Основная задача этих занятий — формирование навыка восприятия на слух и воспроизведения темпо-ритмической стороны устной речи. Фронтальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению являются коллективной формой работы, содержание которых должно быть доступно всем детям группы. На этих занятиях не проводится работа по вызыванию звуков, а также по первичной коррекции дефектов голоса и звуков. Основная задача работы над произношением на специальных фронтальных занятиях — закрепить произносительные навыки, сформированные главным образом на индивидуальных занятиях, а также работа над такими сторонами произношения, которые сравнительно хорошо усваиваются при подражании на слуховой и слухо-зрительной основе: темп, слитность, словесное ударение, интонация. На этих занятиях проводится работа над словом и фразой, звуками и их сочетаниями. Работа над словом предполагает закрепление навыка Работа над фразой предполагает закрепление навыка ее воспроизведения в нормальном темпе, слитно (длинную фразу — с делением на синтагмы), эмоционально и, с учетом индивидуальных возможностей, интонированно. Работа над звуками предполагает автоматизацию и дифференциацию звуков на материале слогов, слов, словосочетаний и фраз. На фронтальных занятиях следует закреплять те звуки, которые произносятся детьми то правильно1, то дефектно. Например, слово мама произносится то правильно, то как мбамба или папа; слово собака — то правильно (сабака или сапака, сапата), то дефектно: йапата, самбата, забага и т. п. На фронтальные занятия следует выносить работу только над теми звуками, которые все дети группы могут воспроизводить точно, приближенно или допустимо. Нельзя включать в работу те звуки, которые кто-то из детей не может произнести правильно, так как в этом случае будет закрепляться дефектная артикуляция. Нецелесообразно также проводить работу и на материале звука, который все дети произносят правильно (например, звук р). Работу над дифференциацией звуков следует проводить только тогда, когда в речи всех детей имеется правильная артикуляция обоих противопоставляемых фонем (п и м, б и п, ш и с и т. д.). Содержанием работы по развитию слухового восприятия на специальных фронтальных занятиях также является тот материал, который в наибольшей степени доступен всем детям группы. Наиболее доступны слуху всех детей неречевые звучания, а также восприятия на слух темпо-ритмической стороны речи (темп, слитность, ударение). Поэтому содержанием работы по развитию слухового восприятия на специальных фронтальных занятиях являются: — обучение восприятию на слух неречевых звучаний; '■' — обучение восприятию на слух долготы, слитности, темпа, громкости, высоты и ритма как речевых, так и нере-J чевых звучаний. Работа по обучению детей восприятию на слух речи требует учета возможностей каждого ребенка группы. Навыками различения и опознавания на слух речевого материала, глухие 1 Под правильным подразумевается произнесение звука точно или приближенно (в соответствии с сокращенной системой фонем) или с использованием допустимых замен (например, к произносится как т). дошкольники овладевают с разной долей успешности в разные сроки. Поэтому обучение глухих детей восприятию на слух речи проводится в первую очередь на индивидуальных занятиях. На фронтальных занятиях с 3-го года обучения детей учат различать и опознавать на слух знакомые им стихи и песенки, а позже — на 4—5-м годах — речевой материал типа: Мальчик взял бумагу и карандаш. Мальчик рисует дом. Эти упражнения проводятся на фронтальных занятиях лишь после того, как речевой материал отработан на индивидуальных занятиях. Слабослышащие дети имеют принципиально иные возможности в восприятии на слух речи. Поэтому на специальных фронтальных занятиях постоянно ведется работа как по развитию неречевого слуха, так и речевого: различение и опознавание на слух слов, словосочетаний, фраз, обучение восприятию на слух текстов, упражнения в развитии фонематического слуха. На каждом фронтальном занятии проводится работа и по развитию слухового восприятия, и по формированию произношения. Как правило, при работе с глухими детьми на него выносится две темы, например: 1. Определение на слух долготы звучаний на материале ■' звучащих игрушек и речи (слогосочетания типа па__ и па). " к 2. Работа над звуками мпн (их дифференциация) или 1. Различение на слух звучаний марша, вальса и польки. 2. Работа над словесным ударением. ; 1. Определение на слух направления источника звука. 2. Работа над слитным произнесением фразы. Со слабослышащими детьми работа ведется, как правило, по трем темам: к перечисленным добавляется тема, связанная с развитием речевого слуха, например: — различение на слух при выборе из пяти звукоподражаний, лепетных и полных слов; опознавание знакомого (по звучанию) речевого материала; j. — обучение восприятию на слух текста (опознавание знакомого текста, различение входящих в него фраз, сло- л.;■: восочетаний и елов, ответы на вопросы и выполнение заданий по тексту). Таким образом, часть времени слухового занятия со слабослышащими детьми отдается развитию речевого слуха, а часть — неречевого. В отдельных случаях в ходе одного занятия дети могут тренироваться только в восприятии речи на слух, а другого — в восприятии различных неречевых звучаний. Занятие может быть полностью посвящено и одной-единой для развития слухового восприятия и обучения произношению теме: работе над ритмом, слитностью или темпом. В этом случае дети учатся вначале определять на слух ритм (слитность, темп) неречевых и речевых звучаний и воспроизводить их в слогосочетаниях, например: ТАтата, таТАта, тата-ТА. Затем работа продолжается на материале слов, словосочетаний, фраз, которые дети воспринимают на слухо-зритель-ной основе, а по возможности — и на слуховой. Такое тематическое объединение полезно тогда, когда дошкольники испытывают значительные трудности в воспроизведении слов и фраз слитно, в нормальном темпе, с ударением. При проведении специальных фронтальных занятий необходимо предусмотреть не только фронтальную, но и индивидуальную работу с детьми. После коллективного выполнения того или иного задания целесообразно опрашивать детей малыми группами (по 2—3 человека) или по одному (например: «Отхлопайте ритм, Сережа и Mania», «Скажи, Оля»). В первую очередь опрашиваются дети, которые испытывают наибольшие трудности в выполнении данного задания. В дошкольных группах для слабослышащих обычно воспитываются дети с разными остатками слуха. В связи с этим возникают определенные трудности при проведении фронтальной работы по развитию речевого слуха. Для того чтобы дети с худшим слухом не ориентировались постоянно на ответы лучше слышащих детей, следует опрашивать детей по одному, начиная с более слабых. Одной из типичных ошибок при проведении фронтальных занятий по развитию речевого слуха является следующее. Детям раздаются картинки, при этом каждый получает свою (1, 2, 3 картинки). При предъявлении слов или фраз педагогом ребенок ждет только тот речевой материал, который соответствует его картинкам; тем самым снижается активность его участия во фронтальной работе. Избежать этого можно двумя путями: либо раздавать детям одинаковый набор картинок, либо весь иллюстративный материал размещать на доске (в наборном полотне). Следует напомнить, что к проведению специальных фронтальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению предъявляются те же требования, что и к фронтальным занятиям по любому разделу программы. Так, планируя специальное фронтальное занятие, педагог предусматривает и те фразы, которые он будет предъявлять детям на слух, например: Встань! Иди ко мне. Положите (отстучите, отхлопайте) ритм. Играй(те) на дудке и т. п.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
|