Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О Л ..: .к ,0





Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом как средства общения возможно только при наличии в учреждении и дома слухо-речевой среды. Для этого необхо­димо создать условия для слухо-зрительного и слухового вос­приятия речи в течение всего дня, а не только на занятиях. Это обеспечивается в первую очередь обязательным исполь­зованием индивидуальных слуховых аппаратов при проведе­нии режимных моментов, в играх, на прогулках, в свободной деятельности детей.

Важным условием создания слухо-речевой среды являет­ся устное общение с детьми всех окружающих дошкольника взрослых, при необходимости подкрепляемое письменной таб­личкой или дактилированием. При этом речь взрослых долж­на быть естественной, не утрированной, — нормальной по тем­пу (или чуть замедленной на начальном этапе обучения) и громкости, слитной, орфоэпичной, максимально эмоциональ­ной. Она должна сопровождаться богатой мимикой лица и ес­тественными жестами.

В течение всего дня, а не только на занятиях педагога и воспитателя, родителей, необходимо побуждать детей к само­стоятельным устным высказываниям, которые могут подкреп­ляться письменной табличкой или дактилированием.

Все сотрудники детского сада, а также родители, в силу их возможностей, должны контролировать устную речь де­тей. Если педагог и воспитатель, зная произносительные воз­можности каждого ребенка, требуют их реализации в речи, то, например, няня или повар могут лишь предложить ре­бенку повторить хорошо то, что он сказал (Я не поняла. По­втори).


Таким образом, работа над устной речью должна вестись в ходе всего учебно-воспитательного процесса, который пред­полагает также проведение специальных занятий, направ­ленных на развитие остаточного слуха детей и овладение ими произносительными навыками. К ним относятся фронталь­ные и индивидуальные занятия по развитию слухового вос­приятия и обучению произношению и занятия речевой рит­микой.

В специальном дошкольном учреждении (группе) фрон­тальные занятия по развитию слухового восприятия и обуче­нию произношения проводятся:

— в ясельной группе 1 раз в неделю;

— в младшей и средней группах — 2 раза в неделю;
ь — в старшей и подготовительной — 4 раза в неделю.

Продолжительность их та же, как и занятий по развитию речи и формированию элементарных математических пред­ставлений.

Индивидуальные занятия по развитию слухового воспри­ятия и обучению произношению проводятся не реже 3 раз в неделю по 15—20 мин (в ясельной группе целесооб­разно проводить индивидуальную работу ежедневно по 10— 15 мин).

Занятия речевой ритмикой желательно проводить ежед­невно. Их продолжительность такая же, как и других фрон­тальных занятий сурдопедагога. Это обычно возможно в том случае, если не ведется работа по подгруппам. В том случае когда организовать ежедневные занятий речевой ритмикой не удается, для них целесообразно выделить половину вре­мени специальных фронтальных занятий по развитию слу­хового восприятия и обучению произношению. Кроме того, различные пятиминутные упражнения следует проводить ежедневно в начале, середине или конце занятий сурдопе­дагога.

Время фронтальных и индивидуальных занятий по разви­тию слухового восприятия и обучению произношению делит­ся пополам между слуховой работой и формированием про­износительных навыков. Деление является условным. Во время обучения детей восприятию на слух педагог обязатель­но ведет работу по коррекции произношения, при работе же по формированию произносительных навыков он должен ак­тивно использовать остатки слуха дошкольников.

Остановимся на организации работы над устной речью на
фронтальных и индивидуальных занятиях..,


РАБОТА НАД УСТНОЙ РЕЧЬЮ V НА ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Особое значение придается работе по развитию слухового восприятия и автоматизации и коррекции произносительных навыков при проведении фронтальных занятий педагога и воспитателей по всем разделам программы.

Организация занятий, включающая ситуативность, моти­вацию заданий, выполнение определенных предметных дей­ствий, значительно облегчает процесс восприятия устной речи, в том числе и на слух.

Основным способом восприятия речевого материала на фрон­тальных занятиях служит его восприятие на слухо-зрительной основе, — видя губы говорящего и слушая его. Однако по ходу занятия определенная часть речевого материала предъявляется лишь на слух. Только на слух предлагаются те слова и фразы, которые дети научились воспринимать на слухо-зрительной ос­нове. Этот речевой материал должен органически входить в со­держание и ход занятия, т. е. на слух предлагается только тот материал, который нужен на данном занятии.

Упражнения в восприятии материала на слух проводятся в течение всего занятия (т. е. и в его начале, и в середине, и в конце), но носят непродолжительный характер.

Речевой материал, который предъявляется на слух на фронтальных занятиях, состоит:

1. Из фраз и слов, которые дети научились слушать на ин­дивидуальных занятиях.

^1 2. Из фраз и слов, наиболее употребимых на данном заня-

<& тии (например, на занятиях по развитию речи, по фор-

'**"'-■ мированию элементарных математических представле-

выет, ний, в ходе изобразительной деятельности и т. д.);

примерный речевой материал для глухих дошкольни-

ь' ков представлен в программе.

1 Знакомый по звучанию речевой материал (т. е. тот, кото­рый дети учились слушать на фронтальных и индивидуаль­ных занятиях) предлагается дошкольникам сразу на слух. Он повторяется не более двух раз. Если фраза (слово) не воспри­нята детьми (или хотя бы одним ребенком в группе), то она предъявляется для воспринятия на слухо-зрительной основе, а затем еще раз на слух.

Новая, не знакомая по звучанию фраза (слово) предъявля­ется на слухо-зрительной основе и подкрепляется письменной


табличкой, например: «Будем заниматься». Затем она повто-V ряется для восприятия на слух (педагог или воспитатель дер­жит табличку перед экраном, за которым она произносится). Табличка выставляется в специальное наборное полотно. На следующем занятии фраза (слово) предъявляется сразу на слух. Если она не воспринята детьми, то педагог или воспита­тель показывает на наборное полотно и повторяет ее вновь на слух. При этом взрослый указывает не на конкретную фразу, которую произносит, а на 2—3, из которых дети должны выб­рать. Например, на слух предъявляется фраза «Будем зани­маться», а в наборном полотне указываются помимо этой фра­зы и другие: «Будем слушать», «Будем играть».

По мере усвоения фразы на слух табличка убирается из наборного полотна. Ее место занимает новая фраза. Так по­степенно расширяется словарь, который дети учатся воспри­нимать на слух в связи с проведением фронтальных занятий по различным разделам программы.

Работа над произношением в ходе фронтальных занятий заключается в первую очередь в контроле за качеством произ­ношения детей.

На фронтальных занятиях ребенок должен максимально реализовывать все те произносительные навыки, которые фор­мируются у него в ходе специальной работы.

Контроль за произношением детей — одно из обязатель­ных условий создания в дошкольном учреждении и дома слу-хо-речевой среды, необходимой для успешного овладения ус­тной речью.

На фронтальных занятиях по различным разделам про­граммы, в играх, в общении педагог и воспитатели, зная про­износительные возможности каждого ребенка, побуждают его говорить правильно. Детям может быть дана следующая ус­тановка: «Говорите хорошо». В случае необходимости можно привлечь внимание детей к одной из сторон произношения: «Говорите с ударением», «Говорите слитно», «Говорите хоро­шо звук с» и т. п. Главное, чтобы эти установки не носили фор­мальный характер, и качество произношения детей действи­тельно контролировалось на протяжении всего дня.

Произносительные ошибки ребенка исправляются лишь в том случае, если он может произнести правильно, но сбился на тот или иной дефект. В том случае, если произносительный навык находится на стадии становления, то его необходимо закреплять на индивидуальных занятиях; при проведении фронтальных занятий на его реализации настаивать рано.


Например, ребенок может произносить звук м правильно изо­лированно, в обратных слогах, а также между гласными и в прямых слогах со звуками а, о, э, а в сочетании с гласными у, и, ы, как мб (частичная закрытая гнусавость). В первом слу­чае каждая произносительная ошибка ребенка должна исправ­ляться, а во втором случае ошибка не исправляется, потому что ребенок пока не в состоянии произнести слово правильно. В противном случае педагог и воспитатель впустую затрачи­вают много времени, а у ребенка может появиться негативное отношение к устной речи.

Контроль за произношением ребенка требует от взрослых большого такта. Необходимо учитывать возраст детей, создав­шуюся ситуацию, сложность задания, которое выполняет тот или иной ребенок. У маленьких детей следует поощрять каж­дую попытку говорить, к более старшим детям — предъявлять более строгие требования.

Я

Шт[ ФРОНТАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ н
s«И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ

" "f° ■>

Основная задача этих занятий — формирование навыка восприятия на слух и воспроизведения темпо-ритмической стороны устной речи.

Фронтальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению являются коллективной формой работы, содержание которых должно быть доступно всем де­тям группы. На этих занятиях не проводится работа по вы­зыванию звуков, а также по первичной коррекции дефектов голоса и звуков. Основная задача работы над произношением на специальных фронтальных занятиях — закрепить произ­носительные навыки, сформированные главным образом на индивидуальных занятиях, а также работа над такими сторо­нами произношения, которые сравнительно хорошо усваива­ются при подражании на слуховой и слухо-зрительной осно­ве: темп, слитность, словесное ударение, интонация.

На этих занятиях проводится работа над словом и фразой, звуками и их сочетаниями.

Работа над словом предполагает закрепление навыка
слитного, в нормальном темпе, с выраженным ударением, с
соблюдением звуко-слогового состава и норм орфоэпии воспро­
изведения слова, г".;,= -


Работа над фразой предполагает закрепление навыка ее воспроизведения в нормальном темпе, слитно (длинную фра­зу — с делением на синтагмы), эмоционально и, с учетом ин­дивидуальных возможностей, интонированно.

Работа над звуками предполагает автоматизацию и диф­ференциацию звуков на материале слогов, слов, словосочета­ний и фраз.

На фронтальных занятиях следует закреплять те звуки, которые произносятся детьми то правильно1, то дефектно. Например, слово мама произносится то правильно, то как мбамба или папа; слово собака — то правильно (сабака или сапака, сапата), то дефектно: йапата, самбата, забага и т. п.

На фронтальные занятия следует выносить работу только над теми звуками, которые все дети группы могут воспроиз­водить точно, приближенно или допустимо. Нельзя включать в работу те звуки, которые кто-то из детей не может произне­сти правильно, так как в этом случае будет закрепляться де­фектная артикуляция. Нецелесообразно также проводить ра­боту и на материале звука, который все дети произносят правильно (например, звук р). Работу над дифференциацией звуков следует проводить только тогда, когда в речи всех де­тей имеется правильная артикуляция обоих противопостав­ляемых фонем (п и м, б и п, ш и с и т. д.).

Содержанием работы по развитию слухового восприятия на специальных фронтальных занятиях также является тот материал, который в наибольшей степени доступен всем де­тям группы.

Наиболее доступны слуху всех детей неречевые звучания, а также восприятия на слух темпо-ритмической стороны речи (темп, слитность, ударение). Поэтому содержанием работы по развитию слухового восприятия на специальных фронталь­ных занятиях являются:

— обучение восприятию на слух неречевых звучаний; '■' — обучение восприятию на слух долготы, слитности, тем­па, громкости, высоты и ритма как речевых, так и нере-J чевых звучаний.

Работа по обучению детей восприятию на слух речи требует учета возможностей каждого ребенка группы. Навыками раз­личения и опознавания на слух речевого материала, глухие

1 Под правильным подразумевается произнесение звука точно или при­ближенно (в соответствии с сокращенной системой фонем) или с использова­нием допустимых замен (например, к произносится как т).


дошкольники овладевают с разной долей успешности в разные сроки. Поэтому обучение глухих детей восприятию на слух речи проводится в первую очередь на индивидуальных занятиях. На фронтальных занятиях с 3-го года обучения детей учат разли­чать и опознавать на слух знакомые им стихи и песенки, а поз­же — на 4—5-м годах — речевой материал типа: Мальчик взял бумагу и карандаш. Мальчик рисует дом. Эти упражнения про­водятся на фронтальных занятиях лишь после того, как рече­вой материал отработан на индивидуальных занятиях.

Слабослышащие дети имеют принципиально иные воз­можности в восприятии на слух речи. Поэтому на специаль­ных фронтальных занятиях постоянно ведется работа как по развитию неречевого слуха, так и речевого: различение и опоз­навание на слух слов, словосочетаний, фраз, обучение воспри­ятию на слух текстов, упражнения в развитии фонематичес­кого слуха.

На каждом фронтальном занятии проводится работа и по развитию слухового восприятия, и по формированию произ­ношения. Как правило, при работе с глухими детьми на него выносится две темы, например:

1. Определение на слух долготы звучаний на материале

■' звучащих игрушек и речи (слогосочетания типа па__

и па). "

к 2. Работа над звуками мпн (их дифференциация) или

1. Различение на слух звучаний марша, вальса и польки.

2. Работа над словесным ударением.
или

; 1. Определение на слух направления источника звука. 2. Работа над слитным произнесением фразы. Со слабослышащими детьми работа ведется, как правило, по трем темам: к перечисленным добавляется тема, связанная с развитием речевого слуха, например:

— различение на слух при выборе из пяти звукоподража­ний, лепетных и полных слов;

опознавание знакомого (по звучанию) речевого материала; j. — обучение восприятию на слух текста (опознавание зна­комого текста, различение входящих в него фраз, сло- л.;■: восочетаний и елов, ответы на вопросы и выполнение за­даний по тексту).

Таким образом, часть времени слухового занятия со сла­бослышащими детьми отдается развитию речевого слуха, а часть — неречевого.


В отдельных случаях в ходе одного занятия дети могут тре­нироваться только в восприятии речи на слух, а другого — в восприятии различных неречевых звучаний.

Занятие может быть полностью посвящено и одной-единой для развития слухового восприятия и обучения произноше­нию теме: работе над ритмом, слитностью или темпом. В этом случае дети учатся вначале определять на слух ритм (слит­ность, темп) неречевых и речевых звучаний и воспроизводить их в слогосочетаниях, например: ТАтата, таТАта, тата-ТА. Затем работа продолжается на материале слов, словосоче­таний, фраз, которые дети воспринимают на слухо-зритель-ной основе, а по возможности — и на слуховой. Такое тематическое объединение полезно тогда, когда дошкольни­ки испытывают значительные трудности в воспроизведении слов и фраз слитно, в нормальном темпе, с ударением.

При проведении специальных фронтальных занятий необ­ходимо предусмотреть не только фронтальную, но и индиви­дуальную работу с детьми. После коллективного выполнения того или иного задания целесообразно опрашивать детей ма­лыми группами (по 2—3 человека) или по одному (например: «Отхлопайте ритм, Сережа и Mania», «Скажи, Оля»). В пер­вую очередь опрашиваются дети, которые испытывают наи­большие трудности в выполнении данного задания.

В дошкольных группах для слабослышащих обычно вос­питываются дети с разными остатками слуха. В связи с этим возникают определенные трудности при проведении фрон­тальной работы по развитию речевого слуха. Для того чтобы дети с худшим слухом не ориентировались постоянно на отве­ты лучше слышащих детей, следует опрашивать детей по од­ному, начиная с более слабых.

Одной из типичных ошибок при проведении фронтальных занятий по развитию речевого слуха является следующее. Детям раздаются картинки, при этом каждый получает свою (1, 2, 3 картинки). При предъявлении слов или фраз педаго­гом ребенок ждет только тот речевой материал, который соот­ветствует его картинкам; тем самым снижается активность его участия во фронтальной работе. Избежать этого можно двумя путями: либо раздавать детям одинаковый набор картинок, либо весь иллюстративный материал размещать на доске (в наборном полотне).

Следует напомнить, что к проведению специальных фрон­тальных занятий по развитию слухового восприятия и обуче­нию произношению предъявляются те же требования, что и


к фронтальным занятиям по любому разделу программы. Так, планируя специальное фронтальное занятие, педагог предус­матривает и те фразы, которые он будет предъявлять детям на слух, например: Встань! Иди ко мне. Положите (отсту­чите, отхлопайте) ритм. Играй(те) на дудке и т. п.

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Date: 2015-07-24; view: 363; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию