Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






На слух неречевых и речевых сигналов 6 page





РАБОТА НАД ГОЛОСОМ ч ' 1

Постоянное пользование звукоусиливающей аппаратурой, наличие обратных микрофонов позволяют, как правило, не при­бегать к тактильным ощущениям детей при вызывании голоса. Наличие или отсутствие голоса как у педагога, так и у себя опре­деляется ребенком на слух. Первые произвольные голосовые ре­акции появляются у детей при подражании речи взрослых.

Следует внимательно наблюдать за всеми голосопроявле-ниями детей, чтобы выявить их естественные голоса и опре­делить склонность ребенка к тому или иному нарушению го­лоса (как правило, в сторону его повышения).

У некоторых детей голос может быть тихий, и, побуждая ребенка говорить громче, можно спровоцировать ряд дефек­тов: фальцет, «натужный» голос. С такими детьми нужно очень постепенно вести работу по усилению голоса. Часть де­тей обладают очень высоким голосом, но резонирующим в грудной клетке, что отличает его от фальцета (образуется без участия грудного резонатора).

Описанные выше особенности голоса не являются дефек­тами. В этих случаях дети нуждаются в постепенном разви­тии своих голосовых возможностей.

Дефекты голоса могут быть связаны с нарушением его силы, нормальной высоты и тембра. В случае их появления следует проводить работу по их устранению.

К дефектам, связанным с нарушением силы голоса, отно­сятся следующие:

1. Голос очень тихий, слабый, едва слышный. Такой го­
лос обычно характерен для маленьких детей в начале
, обучения. Попытки вызвать более громкий голос могут

...,•., привести к возникновению «рваного» или «рычащего», л. голоса. В результате постоянных упражнений в протяж-

. г ном произнесении гласных и ряда слогов (а____, папа-

папапа___ и т. п.), а также в протяжном произнесении

,,, звуков мяв с последующими гласными (м___ а, в____ а)

N, голос постепенно окрепнет.

; 2. Голос крикливый. Чаще встречается у детей с хороши-.,.., ми остатками слуха. При исправлении этого дефекта


■■ '■ следует прежде всего использовать остаточный слух ре-' '■• ж-- бенка и продемонстрировать ему разницу между нор­мальным и крикливым голосом. Вызвав голос нормаль­ной силы при произнесении, например, звука а, следует закрепить результат в процессе выполнения других го­лосовых упражнений, произнося звуки, слоги, слова и фразы.

* К дефектам, связанным с нарушениями нормальной вы- ЬЬты голоса, относятся следующие:

-л.

w 1. Голос фальцетный — высокий голос, образуемый без -■\ участия грудного резонатора. Если при голосе нормаль­ной высоты можно ощущать вибрацию грудной клетки, то при фальцете она отсутствует.

"•31

2. Голос повышается или переходит на фальцет лишь "*• на некоторых звуках.

Дефекты очень грубые, крайне отрицательно влияющие на
внятность речи. Их исправление должно проводиться в пер­
вую очередь. Устраняя фальцет, следует использовать все из­
вестные способы: одни дети понижают голос на а, другие —
на м, третьи на в. Приступая к работе, следует провести ряд
проб и определить, что больше подходит этому ребенку. Если
ребенку дать возможность как можно дольше произнести, на­
пример, звук ж, то к концу такого произнесения голос, как
правило, снижается. Произнося а____, па___, м___, обраща­
ют внимание ребенка на различие в звучании нормального и
фальцетного голоса, опираясь на его остаточный слух. Если
этого недостаточно, то даже в первоначальный период обуче­
ния следует обратить внимание ребенка на то, что при нор­
мальной высоте голоса есть вибрация грудной клетки.

К дефектам, связанным с нарушением тембра, относят­ся следующие:

■%у,'

1. Голос низкий, беззвучный, приближающийся к шепот­
ному, с большой утечкой воздуха.
Обусловлен непол­
ным замыканием голосовой щели, задний отдел кото­
рой остается открытым. При протяжном произнесении
гласных и звука м с последующим переходом к протяж­
ному гласному (а___, о___, м___ а___, а___ о___ и т. п.)

ребенок, стремясь экономить выдох, плотнее смыкает голосовую щель, и голос становится звучнее.

•н

2. Гнусавый голос. При таком дефекте мягкое нёбо опуще­
но, и выдыхаемый воздух идет не только через рот, но и
через нос. Дефект распространенный и грубый. Часто
появляется у слабых и вялых детей. При исправлении


дефекта ребенка учат энергично произносить слог па,

.j выделяя последний гласный: папапапа___. Поднятое

,,- при произнесении звука п мягкое нёбо сохраняет свое п положение и при а, благодаря чему голос избавляется от носового оттенка. В дальнейшем из слогов выделяет­ся изолированное а. Аналогичным образом вызывается нормальный голос при произнесении других гласных звуков: о, у, э.

Тембр голоса нормализуется в ходе упражнений по отде­лению одного слога от ряда слогов, при работе над долготой, слитностью, темпом произнесения слогосочетаний, а затем на материале слов и фраз.

Кроме того, голос может быть хриплым, сдавленным, скри­пучим.

Голос хриплый. Для исправления дефекта рекомендуется

протяжное произнесение гласных в слогах (па__, ма___ и т.

д.) и изолированно (а___ о___ и т. д.). При стойком хриплом

голосе следует направить ребенка к отоларингологу для иссле­дования состояния гортани.

Голос сдавленный, скрипучий. Возникновение такого го­лоса, как правило, связано с тем, что ребенок контролирует работу своего голосового аппарата с помощью собственных кинестетических ощущений вибрации гортани и невольно стремится усилить получаемые при голосообразовании ощу­щения. Устраняя этот дефект, следует привлекать остаточный слух ребенка, научить его определять разницу между нормаль­ным и дефектным голосом.

Как неоднократно подчеркивалось, устраняя тот или иной дефект голоса, следует прежде всего использовать слуховой контроль. На протяжении всех лет обучения в содержание фронтальных занятий включаются упражнения на длитель­ное произнесение гласных звуков как в составе слогов, так и изолированно. Проведение этих упражнений способствует, с одной стороны — становлению голоса нормальной высоты, силы и тембра, с другой — устранению возникающих дефек­тов голоса. Вот некоторые из этих упражнений:

■эд.

— слитное протяжное произнесение отдельных гласных —
а, о, у, э, и, ряда гласных — а_ о__ у__ э__ и__ сопровож­
дается движениями рук: а — руки в стороны, о — руки
округло соединяются над головой, у — руки вперед,
э — руки к плечам, и — руки вверх (каждое последую­
щее движение продолжает предыдущее). Если какой-
либо из этих звуков произносится с нарушением голоса


(фальцет, гнусавость), то его следует исключить из уп­ражнения;

— произнесение слогосочетаний папапапа____ (тпатата-

> та__) сопровождается движениями, соответствующи­
ми слогу па(та), при произнесении последнего а____

'■'"' руки развести в стороны;

;; — протяжное произнесение звуков в слоге ма (м___ а__).

Произнесение каждого звука сопровождается соответству­ющим движением.

Использование широких движений рук, приподнятое эмо­циональное настроение имеют положительное значение при работе над голосом.

Дефекты голоса, как показывает практика, носят стойкий характер, поддаются исправлению с трудом. В тех случаях, когда при всех усилиях педагога у ребенка не отмечается тен­денция к исправлению дефекта в течение 2—3 недель, следу­ет прибегнуть к вибротактильному контролю за работой голо­сового аппарата: осязание вибрации гортани, ощущение вибрации грудной клетки при голосе нормальной высоты, ощущение наличия вибрации крыльев носа при гнусавом голосе и отсутствии таковой при голосе нормального тембра и т. п.

* РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ

Как отмечалось, в процессе формирования звукового соста­ва речи выделяют два этапа: первый этап — нерегламентиро-ванное усвоение звуков в составе слова и второй — регламен­тация звукового состава речи.

1 *у1 Первый этап работы

rd ° над звуковой стороной речи

В это время проводится работа по вызыванию с помощью фонетической ритмики всех звуков (кроме аффрикат — цич — при работе с глухими дошкольниками). Какие-то звуки у де­тей появятся, какие-то нет. В ходе этой работы дети овладеют точной артикуляцией ряда звуков, некоторые звуки будут за­мещаться многообразными заменами.

Опыт показывает, что существует определенная законо­мерность в последовательности появления звуков в речи де-


тей. Из гласных обычно первыми появляются звуки а, о, у, э. Среди согласных — это губно-губные п, б, м, губно-зубные ф, в, некоторые язычно-зубные т, д, н, л, т. е. те звуки, которые наиболее доступны для слухо-зрительного восприятия и вос­произведение которых не требует тонких двигательных диф-ференцировок.

Как правило, работа начинается с гласного а и ведется, пока не получится звук, близкий по звучанию к а. Затем в те­чение 1—2 недель следует поработать над звуками п, б, м; при этом должен получиться хотя бы один из них. При вызыва­нии звуков можно рекомендовать такую последовательность: у, т, н, о, л, ф, в, и, б, д, э, к, г, х, с, ш, з, ж, р.

Вызывание того или иного звука проводится в течение 1— 2 недель. Если за это время звук не появился, то следует пере­ходить к другому звуку, а через некоторое время вернуться к тому, который дети еще не научились произносить.

Следует иметь в виду, что работа над тем или иным звуком не заканчивается его вызыванием. Каждый звук для автома­тизации его в речи требует проведения целой системы упраж­нений в его произнесении в разных позициях: сначала самых простых для звука, затем во все более сложных и, наконец, в тех позициях, которые могут спровоцировать дефектное про­изнесение.

Характер движения, сопровождающего произнесение,
обуславливается общим для ряда звуков способом артикуля­
ции. Приведем примерные движения, которые могут взаимо-
заменяться при произнесении звуков с одинаковым способом
артикуляции. Важно, чтобы характер этих движений оставал­
ся ПОСТОЯННЫМ. '

Гласные звуки

Движения, сопровождающие произнесение гласных зву­ков, плавные, достаточно продолжительные.

Звук а: руки перед грудью, произнося звук а_______, широко,

плавно развести руки в стороны или, произнося звук
а___, руки опустить вниз.

Звук о: руки в стороны, произнося звук о________, руки плав­
но, округло соединяются перед грудью (над головой). [

Звук у: руки перед грудью, кисти обращены друг к другу,
произнося звук у_____, плавно вытянуть напряженные

- руки вперед.


Звук э: руки вытянуты вперед на уровне плеч, произнося

звук э___, напряженные руки медленно согнуть в лок-

 

"'■■*' тях, приблизить к плечам. Если получается звук, близ­
кий к а, то вначале обучения это допустимо.
Звук и: кисти рук у плеч, произнося звук и_____, очень на­
пряженные
руки поднимать вверх, поднимаясь при
этом на носки. Педагог может за пальчики как бы тя­
нуть ребенка все выше. Если вместо и получается звук,
, похожий на э, это допустимо в начале обучения.
лЛу ы: этот гласный вызывается, как правило, при про­
изнесении местоимения ты, сопровождаемого есте­
ственным указательным жестом.

После появления звука и можно начинать работу над диф­тонгами я, ё, ю, е.

Дифтонг йа (я): руки поднимать вверх (и_), а затем разво-

* дить в стороны (а__); постепенно движение на звук и

становится все более кратким (как при произнесении других дифтонгов — ё, ю, е).

Дифтонг йо (в): руки вначале поднимать вверх (и____), а

затем через стороны округло опустить вниз (о__).

Дифтонг йу (ю): руки вначале поднимать вверх, а затем
опустить вперед-вниз (у__).

* Дифтонг йэ (е): руки вначале поднимать вверх (и____), а

затем опустить к плечам (э___).

Гласные звуки, по мере их появления в речи, следует вклю­чить в различные упражнения, описанные выше: произносить протяжно и кратко, громко, голосом разговорной громкости и тихо, с постепенным нарастанием и снижением силы голо­са, нормальным, низким и высоким голосом, с постепенным повышением и понижением голоса.

-.<.......: ■.'■ ■'"'•' Согласные звуки,-fc' :}HHp.' -<:-"

Согласные звуки вызываются главным образом в сочета­нии с гласными.

По характеру артикуляции, определяющей характер дви­жения, можно выделить согласные: взрывные глухие (п, т, к), взрывные звонкие (б, д, г), смычно-проходные (м, н, л), фрикативные глухие (ф, с, ш, х), фрикативные звонкие (в, з, ж), вибрант (р), аффрикаты (ц, ч).


Date: 2015-07-24; view: 429; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию