![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Я зычно-задненёбные согласные к, г, х
Артикуляция этих звуков заключается в том, что язык своим высоко поднятым корнем образует смычку с задним отделом верхнего нёба. При произнесении к и г смычка плотная и струей воздуха она взрывается; при произнесении х смычка неплотная и струя воздуха проходит в щель между корнем языка и нёбом. Звуки к и х произносятся без голоса, звук г — звонкий: складки сомкнуты и вибрируют. Положение губ определяется соседствующими звуками. Следует отметить, что артикуляция этих звуков не видна, при больших снижениях слуха отличить фонемы к и г от т, д или п, б дети на слух не могут. Безусловно, часть детей овладевают на первых годах обучения этими звуками по подражанию на слухо-зрительной основе в составе слова или в ходе упражнений по вызыванию звуков с помощью речевой ритмики. Но большинство детей с глубоким нарушением слуха к 4—4,5 годам заменяют звуки к и г пат или п, а звук х часто в речи вообще опускается, или на его месте совершается энергичный выдох. Работа над этой группой звуков начинается с постановки звука к. Звук к ставится механически от имеющегося в речи т. Во время произнесения ребенком слогосочетания mamamama педагог шпателем или пальцем надавливает на переднюю часть спинки языка. При этом палец помещается в ротовую полость примерно на длину первой фаланги взрослого. В результате корень языка поднимается и вместо mamama начинает звучать какака. Если вместо ка звучит мягкое кя, то значит смычку с нёбом образовал не корень языка, а средняя часть
Так же при постановке звука к можно использовать специальный логопедический зонд. Кончик языка помещается в петлю зонда, ребенка просят говорить татата. Во время произнесения зонд постепенно продвигают вперед, отодвигая тем самым язык кзади. Татата сначала переходит в кякякя, а затем и в какака. После этого ребенка учат делать то же самое самостоятельно, т. е. помогать своим пальцем, самому держать зонд или шпатель. Затем из ряда слогов выделяется один — ка, и, произнося его с помощью пальца или шпателя, вводят в слова типа каша, Катя, карандаш, карова (корова), мишка, зайка, пока, шапка, пакажи (покажи) и т. п. Механическое воздействие на язык постепенно уменьшается: через некоторое время ребенок овладевает самостоятельным произнесением слога ка. После этого звук к закрепляется в речи с помощью системы упражнений, описанной ниже. После того как звук к автоматизирован, следует начинать работу над звуками г и х. Работа по вызыванию звонкого г аналогична работе над звуками б и д. Звук х можно вызвать от звука к. Педагог произносит сло система упражнений по автоматизации звука в речи. Если у ребенка в речи есть правильная артикуляция звука К грубым дефектам звуков этой группы следует отнести замену глухих kvl x звонким г, произнесение звуков на вдохе и слишком глубокое произнесение данных звуков, когда ребенок как бы давится звуком. Устраняются дефекты этих звуков постановкой их заново. СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ В РЕЧИ Звук к * L. Автоматизация звука в позиции прямого слога: ка ко ку ке ки; каша, карова (корова), калбаса (колбаса), калесо (колесо), карандаш, Коля, курица, куда, кисель; словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: корова и курица, зеленый карандаш, Коля и Маша, мой карандаш; у машины колесо; Я люблю кашу; Коля, на карандаш; Куда положил карандаш? I. Автоматизация звука в позиции между гласными: ака, ако, аку, аке, аки, ока, ука; малако (молоко), рука, укол, руки, а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: у каво (кого), левая (правая) рука; У кого зеленый шар? У Вики молоко; Врач сделал укол; Я вымыл руки. !. Автоматизация звука в позиции обратного слога:
флак (флаг), как, сок, лук, жук; словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: зеленый лук; черный жук; Я не люблю лук. . Автоматизация звука в стечениях с согласными: клоун, клюф (клюв), клей, кто, кукла, красный, красивый, круг, круглый, крылья, буква, сумка, булка, шкаф, школа, кошка, сколько, скоро, кисточка, шапка, юпка (юбка), краски; словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: красная сумка, красивая шапка, круглая булка, сколько будет, кукла Оля, кошка Мурка, краски и кисточка; Вот клоун, Там шкаф; Тут кисточка; Это краски; Клоун в цирке; У птички крылья; Ребята идут в школу; Мяч круглый и красный; Булка в сумке; У куклы красивые волосы; Скоро праздник! . Дифференциация язычно-зубного звука т и язычно-зад-ненёбного звука к: ■'■-,■
пироги; Там угол; Я угадал; Угадай, что там; Мама, !. Автоматизация звука в позиции прямого слога: га го гу ге ги; Галя, галава (голова), галубой (голубой), голубь, горка, гости, гусь; словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: тетя Галя; большая горка; голубой шар, дорогие гости; Вот тетя Галя; Это голубь; Там горка; Тут голуби; Пришли гости; У Гали болит голова; У меня голубой шар. . Автоматизация звука в стечениях с согласными: глаз, глаза, глупый, глина, грязный, граза (гроза), где, ангина, а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: два глаза, глупый заяц, грязное платье, шар голубой, сам говорит; Вот глаза; Там глина; Где тетя Галя? . Дифференциация звонких и глухих пар в позициях прямого слога и между гласными: га — ка; ага — ака; Катя — Галя, каша — галава (голова), нога — рука, курица — гусь; голубой карандаш, громко, громко хлопаем; Там Катя, Тут Галя; Коля идет в гости; Кот поймал голубя; Гоша любит молоко; Угадай, у кого..? Покажи ногу; Прыгай высоко; У коровы рога. * * , Автоматизация звука г во всех позициях: * ■'*' ' )Л Белые гуси к ручейку идут, Белые гуси гусяток ведут, Белые гуси вышли на луга, Крикнули гуси: га! га! га! (М. Клокова) УгаЛ Звук х 1. Протяжное произнесение изолированного звука: 2. Автоматизация звука в позиции прямого слога:
«01 халат, хачу (хочу), харашо (хорошо), ходит, холодно, худой, хитрый; словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: новый халат, холодный ветер, хитрая лиса; У меня новый халат; Зимой холодно; Я говорю хорошо; Я хочу пить., Автоматизация звука х в позиции обратного слога: ах___ ох___ ух___ эх___ их___; бах! горох, петух, пух, мех, apex (орех), у всех, а также словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: большой петух, мягкий пух, вкусный орех; Вот орех; Тут петух; Там горох; Это мех; Я не люблю горох; Во дворе петух; У всех ребят бананы.. Автоматизация звука в позиции между гласными: аха ахо аху ахе ахи; уха (ухо), муха, ухади (уходи), сахар, неряха, плоха (плохо), тиха (тихо), пахоже (похоже), орехи, петухи; словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: два уха, три петуха, белый сахар, плохо рисует; Вот муха; Там петухи; Это сахар; Тут орехи; Летит муха; Не уходи один! Арбуз похож на мяч; Я люблю орехи; Ты неряха; У меня болит ухо; Сиди тихо.. Автоматизация звука в стечении с согласными: храбрый, хлопай, хлеп (хлеб), лехко (легко), кухня; храбрый мальчик, хлопай тихо, черный (белый) хлеб, мама на кухне; Вот хлеб; Там кухня; Я люблю хлеб с маслом; Отнеси посуду на кухню.. Дифференциация звуков к и х: ха — ка: Катя — халат, каша — хорошо, Коля — холодно, кубик — худой, кислый — хитрый; У Кати халат; Коле холодно; аха — ака: сахар — пока, муха — рука; ах — ак: горох — сок, петух — лук (жук). . Автоматизация Я зычно-зубные с, з (свистящие) При произнесении сиз зубы сжаты, верхние резцы прикрывают передние, кончик языка прижат к нижним резцам, спинка языка несколько приподнята. На спинке языка образуется желобок. Воздух, проходя по желобку, образует характерный свистящий звук. Губы чуть приоткрыты и растянуты в стороны. При произнесении звуков сиз можно ладонью ощущать сильную, холодную струю воздуха, направленную вниз. С — звук глухой, при его произнесении голосовые складки разомкнуты. 3 — звонкий, при его произнесении голосовые складки сомкнуты и вибрируют. Произнесение свистящих требует тонких двигательных дифференцировок, поэтому даже слышащие дошкольники овладевают ими достаточно поздно, а дефекты этих звуков встречаются достаточно часто. Наиболее распространенным вариантом произнесения звуков с и з в речи является их межзубная артикуляция: язык находится между верхними и нижними зубами, выдуваемый воздух образует звук, похожий на с и з. Этот вариант артикуляции, как правило, предлагается детям педагогом на первом этапе работы над звуками. Замена допустима в дошкольный период обучения. Иногда вместо с и з в речи звучит т — это результат при-зубной артикуляции, когда кончик языка не опущен вниз, а упирается в верхние или нижние резцы. Призубная артикуляция допустима в дошкольный период обучения. Встречается вариант боковой артикуляция этих звуков: воздушная струя идет не по желобку вниз, а по бокам языка в стороны. Это грубый дефект, значительно снижающий внятность речи. Его исправление планируется в ряду первоочередных. Известен и такой дефект звуков сиз, как сонантность. При сонантности вместо согласного звука, который образует-
ся шумом или шумом и голосом, звучит гласный звук, который образуется только голосом. Если при произнесении свистящих кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка языка не поднята или язык просто лежит на дне ротовой полости, то воздух свободно проходит через рот, не производя характерного свистящего шума. Звук, похожий на э или ы, образуется в результате работы голосовых связок. Сонант-ность — очень грубый дефект и исправлять его нужно как можно скорее. При исправлении межзубных сиз иногда достаточно сжать верхние и нижние резцы, чтобы получить правильную артикуляцию. Во всех остальных случаях необходимо ставить звук заново. Постановка звука с начинается с проведения артикуля Когда ребенок в ходе этих упражнений научится произно Наличие голоса при произнесении изолированного звука з может контролироваться слухом ребенка, с помощью вибратора и тактильным ощущением вибрации гортани. Дифференциация звуков сиз проводится на специальном материале слогов, слов, словосочетаний и фраз. СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ В РЕЧИ V О'. ■■*-■;-. ■. Звук с
1. Протяжное произнесение изолированного звука: 2. Автоматизация звука в позиции прямого слога: са со
су сэ CU сам, самолет, сабака (собака), сава (сова), санки, соль, сок, солнышко, сумка, суп, семь, серый, синий, сидит, сыр; словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: самолет высоко, маленькие санки, белая соль, синяя сумка, серый волк; Я сам; Самолет летит; Собака лает; Сова кричит — ух-ух; У Оли санки; Дай соль; Я люблю сок; На небе солнышко; У мамы сумка; Я не люблю суп; Мышка любит сыр. 3. Автоматизация звука в позиции обратного слога: нос, автобус, лес, боюсь, умываюсь и т. п.; словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: У нас большой автобус; У нас мяч; Болит нос; Вот лес; Лес далеко; Я умываюсь. 4. Автоматизация звука в позиции между гласными: каса (коса), мяса (мясо), насок (носок), калесо (ко
п-2554
■н ' , сасаса — Вотидетлиса;; 8;,г. '< ■, сососо — Лиса катит колесо; сысысы — Хвост красивый у лисы; сусусу — Видел я в лесу лису. '. Автоматизация звука в стечении с согласными: спасибо (спасибо), справа, спит, сматри (смотри), слон, сломал, слева, масло, вкусный; словосочетания и фразы типа: большое спасибо; серый слон; вкусное масло; Слон спит; Мама сварила вкусный суп; Положи круг справа, а овал слева; Света нарисовала справа дом, а слева машину; Слава спит; Малыш сидит на полу. . Дифференциация звуков с и т: ас — am '■■■■■■ ^.ш^Г" ,-*,t", ! ' аса — ата; Саня — Таня, Соня — Тома, сумка — туфли, серый — телефон, синий — тихо, нос — кот, автобус — тут, коса — лопата; Таня и Саня, Соня и Тома; Там самолет (собака); Вот нос; Тут лес; Тут автобус; j cmaum (стоит), стол, стул, устал, пусто, лист, шесть; сламал (сломал) стул; желтый лист, пад (под) стулом, в стале (столе); Слон спит стоя; Мальчик сломал стул; Я устал; Мама устала; В кармане пусто; Дети смотрят кино; На деревьях листья; Стул , стоит у стены. «Звукз . Протяжное произнесение изолированного звука: з зайка, забор, запах, завут (зовут), забыл, занят, за-апарк (зоопарк), Зоя, зонт, зубы, зебра, зеркало, зиле-ный (зеленый), зима, зимля (земля), Зина; словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: ■■'4:Л Зоя и Зина, зеленый бант, холодная зима, маленький зайка, длинный забор, белые зубы, меня зовут, зебра в зоопарке, забыла зонт, плохой запах; Вот зайка; Там забор; Тут зебра; Это зеркало; Пришла зима; Зоя и Зина гуляют; Мама забыла зонт; Зоя потеряла бант; Меня зовут.... 3. Автоматизация звука в позиции между гласными: ;■ аз а аза - • ■-£**ьь\>ж<Л1 ■ ' ■■ ' "- каза (коза), ваза, глаза, роза, розовый, береза, узор газета, Лиза, магазин, телевизор; словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: у Зои, у Зины, большая ваза, белая береза, рогатая коза, новый телевизор, нарядный узор, в магазине; Вот коза;,,„ Там ваза; Тут береза; Это газета; У Зины, зеленый бант; У Зои болит зуб; Идет коза рогатая; У Зои голубые глаза; Лиза купила хлеб в магазине; Папа читает газету; Лиза и Зоя смотрят телевизор; за-за-за за-за-за — тут привязана коза зы-зы-зы зы-зы-зы — мало травки у козы зу-зу-зу зу-зу-зу — отвязали мы козу. 4. Автоматизация звука в стечениях с согласными: змея, знаю, грязный, палзет (ползет), карзина (корзина); словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: маленькая корзина, грязные руки, большая змея; Вот змея; Это корзина; Ползи ко мне; У Зины грязные руки; Змея ползет; Я знаю; Я не знаю. 5. Дифференциация звуков з и с: *г > Соня — Зоя, сад — зайка, солнышко — зонт, суп — зубы, синий бант — зима, серый — зебра; оса — коза, ,, коса — глаза, колбаса — ваза, Лиза — лиса, здесь — ;•-. стрекоза; словосочетания и фразы с этими и подобны-
9*
Изорвал ее Братишка. А Я больную Пожалею: Я возьму ее и склею.
Б зеленом, в зеленом, зеленом лесу Зеленый листок, как флажок, я несх/ Зеленая шишка под елкой лежит. Зеленая музыка где-то звучит. Зеленый кузнечик в зеленой траве Играет зеленую песенку мне. (А. Строило) j1 Зябнут птицы, Замерзают в норах звери, Залезают в дупла, в гнезда, В синем небе звезды, мерзнут, Затухают на заре — Ух, морозно в январе. if/'s (В. Суслов) Я зычно-передненёбные ш, ж, щ (шипящие) При произнесении этих согласных звуков зубы могут быть сомкнуты или чуть разжаты, язык имеет форму чашечки, его передний широкий край поднят и соприкасается с нёбом за альвеолами, оставляя посередине узкую плоскую щель, боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Теплая обильная струя воздуха выходит изо рта косо вниз. Губы слегка выдвинуты вперед и округлены (лабиализованы). Звук ш образуется без голоса, а при произнесении ж голосовые складки сомкнуты и вибрируют — это звонкий согласный. Мягкое произнесение звука щ происходит из-за того, что к основной артикуляции добавляется еще и поднятие спинки языка. Дошкольники с нарушенным слухом обычно произносят щ как ш. Весьма распространенным вариантом замены звуков ш, щ, ж в дошкольный период является щечное произнесение. Язык в звукообразовании не участвует, он лежит на дне ротовой полости. Характерный шум получается в результате выдувания воздуха при слегка лабиализованных губах. В некоторых случаях слегка раздуваются щеки. Щечное ш — допустимая замена на первоначальном этапе обучения. Часто по подражанию артикуляции взрослых дети округляют губы, но не производят интенсивного выдоха и звук не образуется — это беззвучная лабиализация. В речи дошкольников (даже слышащих) звуки ш, ж, щ нередко заменяются соответственно на с, з, с' (свистящий сиг-матизм). При этом все дефекты свистящих сохраняются. Грубым дефектом шипящих звуков является их боковая артикуляция. При этом широкий кончик языка плотно смыкается с нёбом или альвеолами, а боковые края языка не соприкасаются с верхними коренными зубами. В результате воздушная струя идет не косо вниз, а по бокам языка. К грубым дефектам шипящих звуков также относится со-нантность. В этом случае передний край языка образует слишком широкую щель с нёбом, характерный шипящий звук не может получиться. Звук образуется голосом: голосовые складки сомкнуты и вибрируют. На месте шипящего согласного слышится гласный, похожий на э. Во всех случаях коррекция дефектов шипящих согласных требует их постановки заново. В первую очередь проводятся специальные артикуляционные упражнения, в ходе которых ребенка учат выдвигать изо рта широкий язык, поднимать его вверх, закрывать языком всю верхнюю губу. Затем, когда ребенок научится держать «чашечкой» язык у верхней губы, подключается дутье. Струя воздуха в этом случае направлена вверх. Ее можно ощутить ладонью. Формированию воздушной струи достаточной силы помогает поддувание полосок бумаги, комочков ваты и т. п. После того как ребенок овладел дутьем с языком «чашечкой» у верхней губы, язык начинают поэтапно перемещать в полость рта. Сначала при широко открытом рте ребенка упражняют в дутье вверх (язык «чашечкой» перед верхними резцами). После этого язык переводят за зубы. Ребенку перед
зеркалом показывают, что язык должен сохранять свою форму «чашечкой», рот при этом широко открыт. Когда в ходе упражнений будет получен многовоздушный шипящий звук при направленной вверх воздушной струе, следует сблизить и округлить губы. При лабилизованных губах получается звук ш. Следует отметить, что период подготовительных артикуляционных упражнений, как правило, продолжителен по времени. Если мышца языка недостаточно подготовлена, то после того, как лабиализуются губы, язык может упасть на дно ротовой полости. Иногда, при переводе языка за зубы, его боковые края не образуют смычку с верхними коренными зубами. В этом случае педагог может своими большими пальцами образовать смычку механически, а затем научить этому и ребенка. После того как поставлен и автоматизирован в речи звук ш (обычно в это время ребенок в речи пользуется вызванным звуком ш вместо жищ), следует вызвать и его звонкую пару — звук ж. Наличие голоса при произношении ж и его отсутствие при произнесении ш ребенок может проконтролировать с помощью остаточного слуха. Если предлагаемый способ самоконтроля недостаточен для ребенка, можно прибегнуть к тактильному ощущению вибрации гортани при подключении голоса. Автоматизация звуков шиж.а также работа по их дифференциации проводится на специальном речевом материале. СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ В РЕЧИ Даша, Маша, каша, кушает, мешает, решает, слушает, слушай, хорошо, пляшу, пишу, уши, малыши, карандаши, реши, машина, пляшет, пляши; словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: Маша и Даша, любимая каша, длинные уши, цветные карандаши, новая машина; Вот каша; Там машина; Тут малыши; Это карандаши; Малыш кушает кашу; Маша слушает; Маша и Даша пишут; Даша решает пример; Мне мешает Маша; У Даши шапка; У Шуры карандаши. 5. Автоматизация звука в стечении с согласными: шкаф, школа, шла,рубашка, лошка (ложка), кошка, бабушка, дедушка, падушка (подушка), лягушка, мишка, лишний, башня, большой; словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: кошка и мышка, бабушка и дедушка, новая рубашка, большая ложка, большая башня, лишняя картинка, маленький мишка, мягкая подушка, фшкафу (в шкафу), фшколе (в школе); Вот рубашка; Там подушка; Тут дедушка; Это бабушка; Дети идут в школу; Новая рубашка в шкафу; Кош-
. Для дошкольников характерно усвоение в речи на месте твердого л полумягкого I. Такое произнесение является следствием того, что кончик языка упирается не в десны верхних резцов, а чуть дальше — в альвеолы или нёбо, а спинка языка опущена. Такой вариант звука л не считается дефектным. Часто, подражая утрированной артикуляции взрослых, дети выдвигают язык из ротовой полости и поднимают его к верхней губе. При этом звучит звук, похожий на л, но такая артикуляция нарушает слитность речи и подлежит исправлению. На основе подражания возможно образование беззвучной артикуляции звука: голосовые складки разомкнуты и не вибрируют. Утрированная артикуляция и беззвучное л могут иметь место и как промежуточный этап при постановке этого звука. Звук л является трудным для усвоения дошкольниками с недостатками слуха и на его месте в речи образуются многочисленные неадекватные замены. Наиболее тяжелым и трудным для коррекции является такой дефект звука л, как замена его на носовой согласной н. Причина дефекта — слишком широкий край языка, который, смыкаясь с верхними коренными зубами, полностью закрывает проход воздушной струе, и она проходит не по бокам языка, а через нос. Если при звукообразовании не приподнята спинка языка, то часто воздушная струя вместо того, чтобы пройти по бокам языка, разрывает смычку и образуется взрывной звук т (или д). Характерным дефектом звука л является его гнусавое произнесение. В этом случае положение языка правильное, но часть воздушной струи идет через нос. Устранить этот дефект можно с помощью тактильного контроля вибрации крыльев носа: при дефектном произнесении вибрации есть, при правильном она отсутствует. Устранение всех прочих дефектов звука л заключается в постановке звука заново. На первом этапе постановки проводятся артикуляционные упражнения, направленные на то, чтобы научить ребенка сужать язык в виде жала и загибать его кверху. Для этого детей побуждают, например, лизнуть конфету, разместив ее на некотором расстоянии ото рта, потянуться языком к уху, попытаться дотянуться до носа. Если ребенок легко вытягивает язычок «жалом», можно предложить ему удержать тонкую палочку (типа счетной) или
голос (э___), и ребенка побуждают резко отпустить палочку, вытолкнуть ее изо рта. В этот момент звучит слог ла. В дальнейшем ребенка учат выполнять это движение языком и без палочки. На этом этапе артикуляционным движениям может помочь движение кисти руки, имитирующей движение языка при произнесении слога ла: узкий кончик языка зафиксирован у верхних десен — пальцы сложены «ковшиком»; в момент произнесения слога ла пальцы резко выпрямляются. После того как ребенок научится произносить слог ла, проводится система упражнений по его автоматизации. СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА В РЕЧИ . Автоматизация звука в позиции прямого слога: да ло лу ле ли лы; i ляля, лапа, лави (лови), лампа, лашатка (лошадка), з лоб, лехкий (легкий), лужа, лук, любит, Лена, лепит, лиса, лицо, лыжи; словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа легкая сумка; чистое лицо; девочка Лена лепит лису; Вот ляля; Там лиса; Тут лампа; Это лук; Лена лепит конфету; Лена моет лицо; Умишки лапа; Лови мяч; Лена ловит мяч; Лена любит маму. Автоматизация звука в позиции обратного слога: задан ал ол у л эл ил; -ivrmp упал, спал, устал, встал, поймал, пол, стол, стул, мел, съел; словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: упал стул, поймал мышку, на пол; Вот мел; Там стул; Это пол; Вова упал; Вова бежал-бежал и устал; Волк поймал зайца; Мел упал на пол; Я съел суп. Автоматизация звука в позиции между гласными: к малако (молоко), упала, палажи (положи), галава (голова), окала (около), Юля, юла, бабуля, гулять, мыла (мыло), самалет (самолет), зеленый, балит (болит), маленький, белый, малыш; словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: маленькая Юля, моя бабуля, белый бант, болит лапа (голова), пьет молоко; Юля упала; Положи книгу в сумку; Бабуля любит малыша; Малыш пьет молоко; У Юли белый бант; Самолет высоко; Малыш гуляет; У малыша юла; У бабули болит голова. 4. Автоматизация звука в стечении с согласными:, ь волк, палка, большой, елка, колбаса, желтый, солныш- Т ко, сколько, мальчик, плачет, пляшет, люблю, кукла, сла-\ мал (сломал), масла (масло), плоха (плохо), злой, слушай,. 'f клей, хлеб, туфли, глина; словосочетания и фразы с эти- tR..:,, i ми и подобными словами типа: большая палка, большой мальчик, зеленая елка, хлеб с маслом (колбасой), сколько " будет, злой волк, новые туфли; Там волк; Это хлеб; Све- 1 " mum солнышко; Мальчик плачет; Я слушаю; Кукла пляшет; Я люблю хлеб с колбасой; Я не люблю лук; У Оли клей и кисточка; У Вовы глина, он лепит самолет. fa 5. Дифференциация звука л со звуками т, д, н: ла — та ал — am ала — ата; Лёня и Тоня, лопата — тарелка, лук — туфли; Там лампа; У Томы ложка; Вот стол; Тут стул; Халат упал; Ната упа-'". ла; Это голова; У Тани лопата; На улице тепло; •'оси,'1 ла — да ала — ада; лоб — дом; Там лошадка; у. &>. л у лес далеко; Даша упала; Дедушка в лесу; Люба, думай; ла — на ал — ан ала — ана; лапа — Ната, |n,Xir лопата — Наташа, лошадка — носки, лоб — нос, мо;-': лето ~ небо, стол — гармонь; Нарисуй лошадку; На 9С,1Г п лопату; На улице холодно; У Наташи лопата; Это лоб, v-z.-v,, а это нос; Лена рисует небо. :*Л*Ы Автоматизация звука в разных позициях: телефон, дедуля, туалет, далеко, гулять, сделал,
При произнесении вибранта р язык принимает форму чашечки: своими боковыми краями он примыкает к верхним зубам, передний край поднят к альвеолам и дрожит под напором выдыхаемого воздуха. Положение губ и расстояние между зубами зависят от соседних звуков. Звук р звонкий: голосовые складки сомкнуты и вибрируют. Произношение звука р вызывает значительные трудности у дошкольников (даже у слышащих). В то же время в русском языке этот звук весьма распространен. В связи с этим долгое время в речи детей-дошкольников звук р заменяется на другие. Допустимыми заменами этого звука является звук л или фрикативное р, т. е. р без выбрации языка. Часто вместо звука/? в речи может быть пропуск. Обычно грубые дефекты р возникают при преждевременной форсированной попытке вызвать этот звук. Моторика ребенка еще не готова к столь тонким двигательным дифферен-цировкам, мышца языка недостаточно развита. В то же время р хорошо воспринимается на слух, и попытки ребенка произнести его приводят к дефектному воспроизведению. Среди грубых дефектов, требующих немедленной замены на допустимый вариант (л или фрикативное р), наиболее распространено горловое р. В этом случае звук образуется в результате многократных ударов корня языка о мягкое нёбо или об язычок мягкого нёба. В результате получается звук воды при полоскании горла. Кроме хорошо известного горлового р может сформироваться мелкодробное р, когда язык вибрирует не у альвеол, а у передних резцов. Произнесение такого звука требует от ребенка таких усилий, что он может воспроизводить его только изолированно. В результате нарушается слитность речи. Вибрацию могут образовывать и боковые края языка, ударяясь по коренным зубам. В этом случае образуется боковое р. Иногда в речи детей встречается дорзальное р, которое образуется при вибрации не кончика, а спинки языка. При этом вибрирует вместе с языком и нижняя челюсть. Кроме этих дефектов встречается оглушение р, когда звук произносится без голоса. Этот дефект исправляется достаточно просто с помощью тактильного ощущения вибрации гортани при произнесении звонкого р. Во всех остальных случаях звук нужно ставить заново. Начинать постановку звука р можно только на базе правильной артикуляции звуков т (д) или ш (ж), когда ребенок в состоянии поднять кончик языка к верхним альвеолам и удержать его в этом положении. Неудачные попытки механической постановки звукар связаны именно с тем, что педагог пытается «раскачать» пассивный, расслабленный язык, который ребенок не поднимает вверх. При механическом вызывании звука р педагог побуждает максимально долго слогосочетание дададада... (татата-
Если при этом получается звук, похожий на л, то, значит, Если же кончик языка напряжен достаточно, то с помощью зонда он начинает вибрировать, и слышится звук, похожий нар. «Раскачивать» язык механически при произнесении сло-госочетаний дадада (татата) или звука ж, как показывает практика, приходится достаточно долго, много занятий. В ходе этих занятий педагог не только сам применяет зонд (палец, соску), но и учит ребенка делать это самостоятельно. В дальнейшем следует добиваться, чтобы после того, как подключить гласный звук (а). На этом этапе будет получаться Затем таким же образом подключаются гласные о и у. Через некоторое время нужда в предварительном механическом подталкивании языка отпадет. С этого времени звук автоматизируется в речи в разнообразных позициях в соответствии с системой упражнений по автоматизации. СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА В РЕЧИ 1. Протяжное произнесение изолированного звука:!а/и ■
рак,ращеска (расческа), работает, рад, рага (рога), рана (рано), рот, роза, розовый, робат (робот), рубашка, рука, рукаф (рукав), ручка, рис, рисунак (рисунок), рисует, рибята (ребята), рыба,рынак (рынок), рыжий; словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: моя расческа, твоя ручка, рыжий кот, рисунок Маши, рыба сом, ребята рады; Вот рак; Тут расческа; Там рубашка; Это ручка; Вымой рот; У меня ручка; У козы рога; У Вовы новаярубашка; Я ем рисовую кашу; Рисунок висит на доске; Мама (папа)работает; Таня рисует рыбу; Дима рисует робота. 3. Автоматизация звука р в позиции обратного слога:
эр up шар, сахар, камар (комар), удар, двор, забор, тапор (топор), матор (мотор), памидор (помидор), мусор, шафер (шофер), шнур, дверь, кифир (кефир), зифир (зефир), сыр; словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: кефир и зефир, большой шар, вкусный сахар, меткий удар, мой двор, высокий забор, вкусный помидор, сахар в вазе; Вот шар; Там забор; Тут дверь; Я пью кефир; Вова ест зефир; Мышка ест сыр; У дяди топор; Я вынес мусор; Маша катит шар. i Вот машина — там мотор. Это дядя-шофер. 4. Автоматизация звука в позиции между гласными: 4 парахот (пароход), аппарат, барабан, карандаш, харашо (хорошо), падарак (подарок), горат (город), аку- •*lC«ратна (аккуратно), пирамида, карова (корова), варона (ворона), сарока (сорока), гарох (горох), варота (воро- 1>V,, та), марос (мороз), биреза (береза), вирефка (веревка), варенье, дерива (дерево), завари (говори), каридор (коридор), двери, звери, сабири (собери), читыри (четыре); словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: Дед Мороз, стучит в барабан, на работе, ' ' город Москва, дерево береза, четыре вороны, темный " коридор, дикие звери; Ура! Включи (выключи) аппарат; ■, У меня карандаш; Аппарат работает хорошо; Папа на работе; Зимой мороз; На дереве сидит ворона; На заборе сидит сорока; У Деда Мороза подарок; Я собираю пирамиду; У коровы рога; Это коридор; Дикие звери очень опасны. 5. Автоматизация звука в стечениях с согласными: фартук, горка, корка, Мурка, дырка, верно, неверно, черный, наверху, первый, правый, справа, праздник, привет, прыгай, трава, трамвай, трактар (трактор), тра-лейбус (троллейбус), трусы, трудно, три, матрешка, утра (утро), митро (метро), сматри (смотри), краватъ (кровать), красный, красивый, крофъ (кровь), крошки, крук (круг), крушка (кружка), крыша, микрофон, экран, 1-2554
грабли, грип (гриб), играет, сестра; словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: высокая горка, кошка Мурка, черный кот, красивая кофта, правая рука, три круга, четыре матрешки, красная крыша, праздник Новый год, в руке; Вот фартук; Там трамвай; Тут матрешка; Это кровать; Посмотри в окно; Убери экран; Катя прыгает высоко; УРомырана, течет кровь; Три и четыре будет семь. i. Дифференциация звуков р и л (упражнения проводятся в том случае, если в качестве заменителя звука/? на определенном этапе выступал звук л): ла — ра ал — ар ала — ара; рак — лапа, ракета — лампа, рана — лапа, работа — лопата, лоб — рот, робот — лодка, Рома — ложка, руки — лук, руль — лужа, лето — репка, лиса — рисунок, рыба — лыжи, шар упал, комар — сломал, топор — пол, Тамара упала (устала), таракан — голова, Ира пила, кран — класс, кролик — клоун, грабли — глаза; ла — ра, ла — ра, ла — ра — под горой была нора, лы — ры, лы — ры, лы — ры — лиса с лисенком у норы, лу — ру, лу — ру, лу —ру — лиса спряталась в нору. По реке плывет бревно. Ох, и злющее оно! Тем, кто в реку угодил, Нос откусит крокодил. (Е. Серова) 7. Автоматизация звука р в разных позициях:
У лисы нора. На полу ведро. Я все уберу. Ой, кусают комары. '
У нас в руках шары. У '' Начинается игра. Бью рукою по шару. Шар упал в ведро. ЗВУКЦ При произнесении звука ц губы разомкнуты, принимают положение, зависящее от последующего гласного, имеют тенденцию растягиваться в улыбку. Зубы сжаты или максимально сближены. Кончик языка упирается в десны нижних резцов; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам; спинка языка прилегают к верхним зубам; спинка языка в первый момент смыкается с альвеолами, а затем отскакивает в положение, соответствующее артикуляции звука с. Большинство детей сравнительно хорошо воспринимают на слух различие между слитным ц и фрикативным с. Поэтому при работе над звуком ц необходимо прежде всего использовать остатки слуха ребенка. В случае неудачи следует объяснить, что звук ц получается из тесного соединения т и с, но при этом надо обратить внимание на то, что кончик языка все время должен оставаться у нижних резцов, и звук т должен произноситься путем смыкания передней части спинки языка с деснами верхних резцов. Надо следить также за тем, чтобы щель между верхними и нижними резцами в момент произнесения звука оставалась неизменной, и нижняя челюсть не отдергивалась при взрыве. Работать должна только передняя часть спинки языка, приближенная к зубам. Если ребенку трудно уловить характер работы языка и слитно воспроизвести смычный и фрикативный моменты звука ц, то в качестве вспомогательного приема, раскрывающего механизм образования слитного звука на хорошо видимой губной артикуляции, может быть рекомендован следующий. Ребенку предлагают дуть сквозь сближенные губы. Затем дутью предпосылается смычка губ и ее взрыв, так, что получится нечто вроде сочетания пф при звуке ф, образованном двумя губами. Это своего рода губная модель слитных согласных ц и ч. Ребенку следует дать возможность ощутить поднесенной ко
10*
Звукч При произнесении звука ч губы слегка выдвинуты вперед. Зубы сжаты или максимально сближены. Передний край языка поднят и в первый момент образует смычку с нёбом за альвеолами, затем смычка взрывается и передний край языка отскакивает в положение, соответствующее артикуляции звука ш: весь язык имеет форму чашечки. В момент произнесения звука можно видеть положение губ, верхние и нижние резцы, а если приоткрыть рот, то и положение языка, его работу. Поднесенной ко рту рукой можно осязать резкий толчок теплой струи выдыхаемого воздуха. При работе над звуком ч следует прежде всего использовать остаточный слух ребенка. Если звук не удается получить на основе слухо-зрительно-го подражания, то при его постановке полезно исходить из уже усвоенного звука ц и показать ребенку, что артикуляция первого подобна артикуляции второго с той разницей, что смычка при ч образуется не спинкой языка, а его передним краем, соприкасающимся с альвеолами или несколько дальше — с передней частью нёба. Звук ч можно получить от звука ц, положив (в момент произнесения последнего) под язык зонд. В случае необходимости можно также воспользоваться вспомогательным двугубным слитным согласным, который был описан выше, применительно к постановке звука ц. При вызывании аффрикат в качестве вспомогательного Наиболее распространенными дефектами слитных звуков являются: i — замена слитных ц и ч фрикативными сиш. Эта замена '■-т считается регламентированной в дошкольный период,:; однако к концу обучения в детском саду в произношении слабослышащих детей должны быть аффрикаты; — вместо ц слышится тыс, а вместо ч — тыш (иногда с шепотным ы). Это происходит потому, что нет тесного ■,;■ слияния смычного и фрикативного моментов, s Кроме того, для звуков ц и ч характерны дефекты, описанные применительно к свистящим и шипящим звукам. Система упражнений по автоматизации звуков в речи
■('■ 1 а ■'Л- -о ,,, 2. Автоматизация звуков в позиции обратного слога: ац ец иц; маладец (молодец), прадавец (продавец), агурец (огурец), канец (конец), палиц (палец), раниц (ранец), два-рец (дворец), заиц (заяц); словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: тетя продавец, зеленый огурец, большой палец, мой ранец, белый заяц; Вот палец; Там продавец; Тут огурец; Это дворец; Заяц кушает морковку; Продавец работает в магазине; Продавец продает хлеб; В салате огурец и помидор; Вова молодец; У Тани ранец; Я порезал палец; Я люблю огурец; Мы кормили синиц. ' м ■ / w г <
ач оч мяч, врач, грач, ночь, дочь, ключ, луч, обруч, меч, печь, кирпич; словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: мяч и обруч, большой мяч, дядя врач, летит грач, темная ночь, мамина дочь, потерял ключ, белый кирпич, грач и ворона; Вот мяч; Там печь; Тут врач; Это грач; Мама любит дочь; Я потерял ключ; Таня уронила мяч; Будем печь пироги; У дяди кирпич, он работает; Брось мяч в обруч. Автоматизация звуков в позиции между гласными: 3. аца оца уца еца ица;
курица, птица, синица, умница, пугавица (пуговица), пятница, гусиница (гусеница), азарница (озорница), моица (моется), умываица (умывается), адеваи-ца (одевается), яйцо, лицо, ножницы; словосочетания и фразы типа: белая курица, птица-синица, широкая улица, большая пуговица, вареное яйцо, моет лицо, на цыпочках; Вот курица; Там птица; Тут пуговица; Это гусеница; Курица снесла яйцо; Таня умница; Кошка озорница; Пришей пуговицу; Дай ножницы; Дети умываются; Дети одеваются; Вымой лицо; Завтра будет пятница; У цапли лягушка. ича; j, дача, начала (начало), гаричо (горячо), хачу (хочу), ни хачу (не хочу), качели, очень, пиченье (печенье), пла-точик (платочек), пачиму (почему), вечир (вечер), на-мачи (намочи); словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: дача далеко, холодно и горячо, большие качели, очень хорошо (плохо), белый платочек, :, намочила платье, очень горячая каша; Вот дача; Там * платочек; Тут качели; Это печенье; Я хочу печенье; *ъ Дети качаются на качелях. Почему ты не хочешь гулять? Я промочил ноги; Вечером темно. 4. Автоматизация звуков позиции прямого слога: >... ца цо цу це ци; цап-царап, цапля, царапина, царь, цирк, цифра, цып-. > ленок, целое, а также словосочетания и фразы с этими и подобными словами: цифра два, желтый цыпленок, белая цапля, целое яблоко; Вот цапля; Там цирк; Тут цыпленок; Это царь; Я ходил в цирк; Я люблю цирк; '? Царь живет во дворце; У курицы цыплята; Кошка пой-'■v- мала мышку — цап-царап; Цапля живет на болоте; У меня царапина. ча чо 41) че чи; чу чай, чайник, часта (часто), черный, челка, чуть-;п чуть, черис (через), человек, червяк, четыре, четверг, черепаха, чисто; словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: горячий чай, чайная ложка, черный грач, длинная челка, выпил чуть-чуть, длинный червяк, четыре лапы, черный кот; Вот чайник; Там человек; Тут чай; Это червяк; На плите чайник; Бу- ■<у\ дем пить чай с печеньем; У лошадки длинная челка; Четыре и один будет пять; Я вымыл руки чисто; Дай мне чайную ложку; Проползи через обруч. . Автоматизация звуков в стечениях с согласными: цветок, цвет, овца, блюдце, кольцо; словосочетания и фразы с этими подобными словами типа: желтый цветок, цветные карандаши, белая овца, маленькое блюдце, большое кольцо, букет цветов, собирает цветы; Вот цветок; Там овца; Тут блюдце; Это кольцо; Дети собирают цветы; У меня цветные карандаши; Овца кушает траву; Дай мне блюдце; Надень кольцо; собачка, бабочка, мамочка, папочка, дочка, внучка, , Дифференциация звуков с и ц, ш и ч: глаз — палец, лиса — улица, синий — цифра, сын — цыпленок, собака — цапля, царь — сахар, цифра — сыр, цирк — сын; Я сама оцарапалась; Солнце высоко, ца ца ца — белая овца са са са — рыжая лиса цо цоцо — я вымыла лицо со coco — у Вовы колесо цы цы цы - мы ели огурцы сы сы. сы — у папы усы; и,,, ач — аш ача — аша ча — ша; карандаш — мяч, горячо — хорошо, дача — каша, чашка — шапка, чай — шар, шапка — чайник, нош (нож) — ночь, шишка — черепаха, ручка — подушка, дочка — кошка, внучка — лягушка, птичка — мишка; наша дача, черные шорты; Даша поехала на дачу; Ночью еж не спит; Врач взял карандаш. ач ач ач — мне купили мяч
слова или в стечении согласных (там____, миш___ ка). Это несколько препятствует появлению призвуков и пропуск одного из согласных в стечениях. Произнесение каждой части слова сопровождается движениями речевой ритмики, которые плавно переходят одно в другое, что способствует слитному произнесению слова. Характер движений определяется фонетическим составом слова и его ритмической структурой. При специальной работе над словом на первых этапах допустим несколько замедленный, по сравнению с естественным, темп произнесения. При этом слитность и ударение в слове должны быть сохранены. По мере необходимости из слова вычленяются отдельные слоги и даже звуки, с условием обязательного последующего их слияния в слове. Для соблюдения ребенком естественного темпа нужно сокращать количество движений, стремясь к тому, чтобы слово произносилось на одном движении. На занятиях работа проводится следующим образом: т — педагог произносит слово в нормальном темпе, соблюдая ударение и орфоэпические нормы, — предъявляет детям образец звучания;
— дети вместе с педагогом произносят слово слитно, но в — дети вместе с педагогом произносят слово в темпе, близ- сократить количество движений); '-■■> — дети самостоятельно произносят слово. в Слова, используемые в упражнениях, обязательно долж-~$ы быть знакомы и понятны, употребимы в детской речи. ' Мама: 1. Произнесение слова сопровождается двумя движения-" ми, соответствующими слогу ма.
!Я 2. МА — правая рука в сторону, ма — левая рука в сторону, мама — вначале одна, затем другая рука плавно опускается вниз. 3. Слово мама произносится на одно движение: опуская руки вниз или разводя в стороны. В случае произнесения слова как мбамба (мпампа) следу Date: 2015-07-24; view: 646; Нарушение авторских прав |