Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 6. Основные качества хорошей (совершенной) речи
Правильность речи как главное коммуникативное качество совершенной речи. Нормы произношения и ударения. Грамматические нормы: морфологические и синтаксические. Понятие богатства речи. Лексико-фразеологическое и семантическое богатство речи. Словообразование как источник речевого богатства. Грамматические ресурсы речевого богатства. Речевое богатство и функциональные стили. Понятие точности речи. Предметная и понятийная точность. Точность словоупотребления. Синонимия и точность речи. Паронимы, многозначные слова, омонимы и точное словоупотребление. Терминология и точность речи. Сочетаемость слов (лексическая, грамматическая, стилистическая). Избыточность средств выражения и точность речи (плеоназм, тавтология, лексические повторы). Речевая недостаточность. Причины нарушения точности речи и функциональные стили. Чистота речи и нелитературные средства языка. Использование в речи диалектизмов и профессиональных слов. Иноязычные слова и выражения в речи (экзотизмы и варваризмы, макароническая речь). Речевые штампы и канцеляризмы. Слова-сорняки. Жаргонные слова и языковые элементы, не допускаемые нормами нравственности. Понятие логичности. Предметная и понятийная логичность. Экстралингвистические условия логичности речи. Основные логические законы (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания). Лингвистические условия логичности речи и функциональные стили. Доступность речи и ее относительный характер. Понятие уместности речи. Стилевая уместность. Ситуативно-контекстуальная уместность. Личностно-психологическая уместность. Доступность речи как одна из сторон уместности. Понятие краткости речи. Благозвучие речи как национально обусловленное качество совершенной речи. Образность речи и изобразительно-выразительные средства. Выразительность речи и ее основные условия. Благозвучие речи как национальный фактор оценки речи. Фонетические средства выразительности. Лексика и фразеология как основной источник выразительности речи. Выразительные возможности грамматики. Паралингвистические средства выразительности (жесты, мимика, пантомимика). Выбор средств речевой выразительности в зависимости от сферы общения, в соответствии с ситуацией и целью. Своеобразие речи как отражение личности говорящего/пишущего.
Требуемая терминология: правильность речи, хорошая (совершенная) речь; богатство, уместность, точность, доступность, чистота, краткость, благозвучие, логичность, образность, выразительность, своеобразие как качества совершенной речи. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Расскажите об основных качествах, присущих правильной и хорошей речи. 2. Раскройте содержание каждого названного качества правильной речи. Приведите примеры на отступление от речевой нормы. 3. Почему правильность речи называют главным коммуникативным ее качеством? 4. Расскажите о принятых в современном литературном языке нормах произношения и ударения? Какие отступления от этих норм вы можете назвать? 5. С какими нарушениями грамматических норм приходится часто встречаться в разговорной речи? Приведите примеры. 6. Объясните, какая разница существует между предметной и понятийной точностью. 7. Какие причины нарушения точности речи вам известны? 8. Как точность речи соотносится с функциональными стилями? 9. Каковы экстралингвистические условия логичности речи? 10. Расскажите об основных логических законах, используемых в речи. 11. Покажите взаимосвязь логичности речи с функциональной стилистикой. 12. Какие языковые элементы могут в одних случаях нарушать чистоту речи, а в других – быть нормой? Докажите примерами. 13. Расскажите о лексико-фразеологическом и семантическом богатстве речи. 14. Как соотносится богатство речи с функциональными стилями и разновидностями? 15. Какие средства выразительности вам известны? 16. Расскажите о выборе средств речевой выразительности в зависимости от сферы общения, ситуации и цели. 17. Раскройте понятие стилевой уместности. 18. Какая речь называется доступной? Рекомендуемая литература: 1, 2, 8. Date: 2015-07-24; view: 928; Нарушение авторских прав |