Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и специфика законов информированности - упорядоченности, анализа и синтеза, композиции и пропорциональности





Современная информационная эра предъявляет специфические требования и к гражданам, и к организациям, и к государствам. Сегодня очевидно, что жить в информационном обществе, не меняя своей сущности, если и дано, то немногим. Большинству же людей предъявлены лишь две альтернативы: стать органичной частью этого нового общества и носителями его ценностей либо постепенно стать «второсортными» общественными элементами.

Закон информированности – упорядоченности (ЗИУ) гласит: «Каждая система (социальная или биологическая) стремится получить как можно больше достоверной, ценной и насыщенной информации о внутренней и внешней среде для устойчивого функционирования (самосохранения)».

Другой вариант определения: «Любая социальная организация способна к выживанию в условиях обеспеченности полной оперативной достоверной (надежной) и упорядоченной (структурированной) информацией».

Каждая организация должна стремиться к созданию, поддержанию и развитию собственной информационной системы, основными функциями которой являются: сбор, обработка и классификация, предоставление и распространение, хранение и уничтожение (при необходимости) информации. Кроме того, важной функцией информационной службы предприятия (организации) является развитие формальных и неформальных контактов с источниками информации (телевидение, радио, печать, Интернет, участие в выставках, презентациях и пр.). Реализуя указанные функции, специалисты по информации концентрируют внимание на следующих ее характеристиках: периодичность, объем и насыщенность, достоверность, ценность, гриф (см. табл. 14).

Понимание сущности и специфики действия ЗИУ сегодня особенно актуально, учитывая преобразования во всех отраслях менеджмента (стратегическом, производственном, финансовом, кадровом, инновационном, сравнительном, внешнеэкономическом, внешнеторговом и др.), обусловленные тотальным внедрением новейших информационных технологий. Информационная эра изменяет и развивает традиционные (классические) представления о товарно-денежных отношениях, вызывая к жизни новые формы организации. Электронная коммерция, электронная торговля, виртуальная организация, интернет-магазин – эти и другие термины прочно входят в повседневную жизнь делового человека и современных организаций. Оценивая роль и значение глобальных сетей связи для формирования эффективной рыночной стратегии и тактики, специалисты определяют трехэтапный механизм «вхождения» современной организации в информационное пространство:

1) подключение одного из компьютеров организации к сети Интернет

и создание собственной WEB-страницы для позиционирования фирмы и ее

продукции, доступа к сетевой информации и пользования услугами электронной почты;

2) создание WEB-сайта на собственном сервере или на сервере провайдера Интернет для регистрации клиентов и организации индивидуальной работы с ними;

3) создание на собственном WEB-сервере электронного представительства организации с подключением к банковской системе электронных платежей.

И все же, несмотря на кажущуюся неотвратимость и тотальность эры информатизации, ее значение не стоит преувеличивать.

Прежде чем сформулировать очередной закон организации, необходимо уточнить исходные понятия. Анализ (греч. analysis – разложение, расчленение) – процедура мысленного или фактического деления целого (предмета, явления, процесса, отношения) на части (признаки, свойства, отношения) для глубинного изучения его составляющих, определения оптимального состава и улучшения элементов целого. Синтез (греч. synthesis – соединение) – обратное действие, направленное на согласование и улуч-

шение основных характеристик частей с последующим воссозданием из

них целого.

Анализ и синтез, как и ряд других общенаучных и специальных методов и процедур (индукция и дедукция, сложение и вычитание, умножение

и деление, дифференцирование и интегрирование), являются взаимосвязанными. Их единство выступает основанием системного подхода к исследованию деятельности организации. Реализуя основные процедуры анализа (разделение и улучшение) и синтеза (согласование и объединение), следует иметь в виду различные типы взаимосвязей между частями целого.

Они могут быть:

а) слабыми;

б) средними (явление эмерджентности);

в) сильными (синергетический эффект).

Закон единства анализа и синтеза (ЗЕАС) гласит: «Каждая система

(биологическая или социальная) стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или выполняемых функций». Другой вариант определения: «Использование в управлении организацией процедур анализа и синтеза обеспечивает настройку всех ее подсистем на оптимальный режим достижения поставленных целей». Этот «фоновый», или «второго уровня», закон имеет важное значение для сопоставления потенциалов (ресурсов) организации и принятия оптимальных управленческих решений на всех уровнях – федеральном, региональном, муниципальном, институциональном (корпоративном), внутрифирменном.

 

Закон композиции и пропорциональности (гармонии) (ЗКП) гласит: «Каждая система (биологическая или социальная) стремится приобрести, создать или сохранить в своей структуре все композиционно необходимые ресурсы, находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции)». Иной вариант определения: «В рамках движения к поставленным целям современные организации стремятся к поддержанию оптимальной структуры и к созданию устойчивых объединений на

основе соблюдения принципов соразмерности и пропорциональности». Проиллюстрируем один из наиболее распространенных способов создания современных объединений по типу франчайзинга. Предположим, что у предприятия, занимающегося производством высококачественных мясопродуктов, сложились устойчивые отношения с поставщикам сырья и торговой сетью (см. рис. 30, а), однако ввиду обострения конкурентной борьбы на рынке продовольствия оно стремится усовершенствовать и замкнуть на себясложившуюся технологическую цепочку. Идя на усложнение отношений с каждым элементом системы и дополнительные расходы, головное предприятие тем не менее выигрывает от конкретизации «правил игры» и разграничения функций. Если, например, деятельность прежнего отдела снабжения была недостаточно эффективной, убытки приходилось компенсировать за счет прибыли основного производства или отдела продаж. После реорганизации получившая самостоятельность закупочная фирма должна сама платить «по счетам», в противном случае головное предприятие может обратиться к другому посреднику. Кроме того, риски теперь распределяются между тремя–пятью организациями (см. рис. 22, б).

13. Содержание законов организации компаний и организации людей

Закон своеобразия гласит: «Для каждой организации существует наилучшая (оптимальная) и только ей присущая структура производства и управления». Руководствуясь этим законом, администрация должна стремиться не столько к заимствованию «правильных» управленческих процедур (например, тех, что апробированы временем и с успехом применяются в известных корпорациях), сколько к постепенному формированию оригинальной структуры управления и выработке «своего» стиля управления. Этот путь долог и тернист. Куда проще и соблазнительнее скопировать то, что есть у других, однако в этом случае нет гарантий, что такой легкий способ окажется результативным. Метод «проб и ошибок» является более затратным, но и одновременно наиболее эффективным. Проиллюстрируем обозначенные подходы (см. рис. 26), предположив, что руководителю требуется вооружиться системой знаний, умений и навыков, которые могут быть получены по-разному: посредством заимствования, или «копирования», и путем создания собственного продукта, или «отсечения» лишнего (это похоже на работу скульптора, ваяющего из каменной глыбы произведение искусства).

 

Закон социальной гармонии гласит: «В каждой организации развитие социальной сферы способствует росту профессиональной активности и улучшению морально-психологического климата в коллективе, что, в свою очередь, ведет к увеличению производительности труда». В конце 80-х гг. XX столетия инициатор и идейный вдохновитель эры перестройки и гласности М.С. Горбачев изрек знаменитый лозунг: «Чтобы лучше жить, необходимо лучше работать». Президент СССР полагал (и не без оснований), что более эффективный труд человека является главным источником его благосостояния. Однако минувшие с той поры годы заставили граждан переосмыслить эту формулу, ведь новое поколение россиян не стало жить богаче (если, конечно, принимать во внимание легальные доходы). По этой причине столь же справедливым будет и противоположное утверждение: «Чтобы лучше работать, нужно лучше жить». Таким образом, повышение уровня и качества жизни в стране определяется результатами профессиональной активности граждан, но одновременно и определяет эти результаты. Покажем это схематично (см. рис. 27).

Закон социальной гармонии ориентирует современного руководителя на развитие социальных программ, групповое и персональное стимулирование сотрудников организации. Именно такой «расширительный» подход к пониманию человеческих ресурсов организации, не ограниченный рамками рабочего времени и рабочего места, представляется исключительно важным и перспективным.

Принятые научным сообществом и апробированные на практике

управленцами-профессионалами специфические законы организации (тру-

да) персонала имеют стратегическое, тактическое и оперативное значение на внутрифирменном уровне. Сформулируем эти законы и оставим здесь

без каких-либо комментариев, для того чтобы каждый мог самостоятельно

проанализировать их и сделать определенные выводы.

Закон оптимальной загрузки: «Для каждого работника существует оптимальный объем функциональных обязанностей, а также режим труда, при котором его личностно-профессиональные качества реализуются наилучшим образом».

Закон эффективного восприятия и запоминания информации: «Процессы восприятия и запоминания информации протекают наиболее эффективно при условии их сочетания с типом и особенностями мышления работника».

Закон эффективного осмысления: «Эффективное (результативное) осмысление новой проблемы, а также определение путей и средств ее решения возможны только при наличии у человека значительного объема знаний или информации в данной области».

Закон установки: «Любой индивид воспринимает наиболее полно и

качественно ту информацию, к которой он подготовился и на которую на-

строился».

Закон устойчивости информации: « Первая информация о каком-либо

человеке или событии, является более устойчивой, нежели повторная».

Закон доходчивости информации: «Степень доходчивости информации повышается при одновременном или комплексном использовании различных форм и средств ее подачи».

 

Date: 2015-07-24; view: 758; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию