Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 30. Хотя португальцы не могли похвастать столь внушительными завоеваниями, какие были осуществлены испанцами





В ПОРТУГАЛЬСКОЙ ЗОНЕ ОККУПАЦИИ ЗЕМНОГО ШАРА

 

 

______________________________________

 

Хотя португальцы не могли похвастать столь внушительными завоеваниями, какие были осуществлены испанцами, но за два десятилетия они создали свои колонии от Персидского залива до южного Китая, завладев рядом гаваней и портов на этом древнем торговом пути. Они захватили важный торговый центр Ормуз в Персидском заливе, колонии в Индии (Гоа, Дну, Даман, Бомбей и Каннанпур). Они оккупировали юг полуострова Малакка, проникли на Цейлон (Шри Ланку), в Бирму, Таиланд, на Суматру, Яву и Молуккские острова, В 1557 году они арендовали Аомынь (Макао), которой было суждено стать самой последней иностранной колонией на территории Китая. В 1542 году португальцы попытались проникнуть в Японию.

Подобно тому, как колонии Греции и Финикии представляли собой линию наступательного фронта на заморские земли, Португалия создала фронт наступления на Африку и Азию. Ее колонии стали частью атомной структуры глобальных масштабов со сложной системой взаимного притяжения. Энергия, полученная от взаимодействия элементов этой системы, по силовым линиям трансокеанской торговли, аккумулировалась в Лиссабоне.

Контроль над трансокеанским путем из Западной Европы в Азию был равносилен для Португалии открытию золотой жилы.

В странах Азии закупались перец, гвоздика, корица, имбирь, мускатный орех, шелк, лаки, а в Азию везли золото из португальских колоний в Мозамбике, которое португальцы выменивали на хлопчатобумажные ткани из Индии. Поскольку многие азиатские товары, особенно пряности, скупались по дешевке на месте их производства, то такая торговая операция приносила баснословные барыши. Португальские купцы приобретали пряности в Индии и на Молуккских островах по ценам в 200–250 раз более низким, чем были в Лиссабоне. Король и пайщики Торговой палаты (купцы и португальские феодалы), имевшие монопольное право на торговлю в Азии, извлекали прибыль в 700–1000 процентов.

Другим источником обогащения Португалии стала работорговля. Снова, как и во времена первых морских цивилизаций, первые трансокеанские державы использовали рабский труд и работорговлю для своего обогащения. Лиссабон и Гоа превратились в крупнейшие рынки рабов.

Однако хозяйкой всех владений, отведенных ей Тордесильяс‑ким договором, Португалия так и не стала. Создав плацдармы наступательного фронта на заокеанских берегах, Португалия сумела расширить их лишь в Африке. Некоторые ее азиатские колонии так и не изменились в размерах до XX века, а иные и вовсе были утрачены к началу XVI века.

Подавляющее большинство стран и народов мира, оказавшихся в зоне оккупации Португалии, даже не подозревали об утрате своей свободы и независимости. Более того, если бы король Португалии попытался предъявить претензии на их земли, народы большинства стран Азии и Африки вряд ли приняли бы их всерьез. Уровень развития многих стран за пределами Европы был существенно выше того, с каким встретились покорители племен охотников и собирателей на берегах Африки и Америки, а также цивилизаций Мексики и Перу.

К концу XV – началу XVI века страны древнего цивилизованного пояса постепенно оправились от разрушений, нанесенных им монголами, турками‑османами, воинством Тимура и другими. Победители‑кочевники постепенно окультурились и растворились среди древних оседлых народов.

Хотя в законах Османской империи кочующие скотоводы были поставлены под особую защиту, эта держава давно перестала быть кочевой ордой. Освоив достижения военной техники, турки овладели почти всеми территориями, входившими в состав Римской империи к моменту ее наибольшего распространения, за исключением земель Европы к западу от верховий Дуная. В середине XVI века турки продолжали успешно наступать на владения западноевропейских монархов. в том числе и тех, кто недавно лихо делили планету между собой. Покорение Западной Европы турками не выглядело в XVI веке столь уж нереальным. Лишь поражение турецких сухопутных армий под Веной в 1529 году и победа флота Венеции и Испании над турецкими кораблями при Лепанто в 1570 году остановило успешное продвижение османов в Западную Европу и Средиземноморье. Однако еще через столетие Османская империя продолжила свою экспансию на запад Европы. Лишь поражение под Веной в 1683 году остановило турок.

В то время как османы вплоть до конца XVII века успешно покоряли европейскую землю, их продвижение на восток было остановлено Ираном, хотя и ценой ряда территориальных потерь. Это косвенно доказывало, что Иран не уступал по своему военному потенциалу многим государствам Западной Европы. Под властью Сефевидов Иран преодолел последствия монгольского разорения и превратился в мощную державу. Путешественники из Европы, посетившие Иран в XVII веке, писали, что Сефевиды были «самыми богатыми монархами во всем мире».


К востоку от империи Сефевидов в северной части Индостана с середины XVI века располагалась империя Великих Моголов. Централизованное государство мусульманских правителей создало условия для экономического подъема страны. Значительная часть сельскохозяйственной продукции крестьян (сахарный тростник, индиго) и их домашнего промысла (производство хлопчатобумажных тканей) шла на продажу. В индийской деревне успешно развивались товарно‑денежные отношения. Росли торговые связи Индии с другими странами. Яркими свидетельствами расцвета Индии эпохи Великих Моголов стали памятники архитектуры и среди них знаменитый Тадж Махал.

Правда, в отличие от северной южная часть Индии была расколота на небольшие княжества, а сравнительно крупное и процветавшее государство южной Индии Виджаянагар было разбито в 1565 году коалицией княжеств и пришло в упадок.

В XVI веке происходит упадок и другого цивилизованного центра – на острове Ява, Созданное там еще в конце XIII века могущественное государство Маджапахит пережило свой максимальный подъем в XIV–XV веках. Эта держава превратила в своих вассалов почти все княжества, расположенные на островах Индонезии, архипелаге Сулу и полуострове Малакка. Однако крушение в 1520 году Маджапахита, в котором господствовали индуизм и буддизм, под натиском мусульманских князей привело к расколу Явы на множество мелких государств. Лишь к концу века на Яве были вновь созданы крупные государства, объединявшие большую часть территории этого острова.

В отличие от Индонезии страны, расположенные на восточной окраине цивилизованного пояса, продолжали в XIV–XVI веке уверенно двигаться вперед. Освободившись от правящей монгольской верхушки в середине XIV века, новая Минская династия покончила и со всевластием на местах крупных землевладельцев. Сильная государственная власть опиралась на централизованное управление страной.

Основной ячейкой сельского Китая стали 110 дворов («ли»), десять из которых принадлежали наследственным старостам, поочередно управлявшим всей общиной. Сто дворов делились по десяткам («цзя»), каждая из которых также управлялась старостой. Община регулировала сельскохозяйственные работы и другие вопросы внутренней жизни. Хотя государство осуществляло жесткий контроль за сбором налогов и распределением трудовых повинностей среди населения, крестьянские общины имели возможность продавать свою сельскохозяйственную продукцию и изделия своих промыслов на развивавшийся внутренний рынок.

В XVI веке ремесленное производство в Китае достигло еще более высокого уровня. В ряде отраслей производства возникли крупные государственные и частные предприятия. На последних широко применялся наемный труд. По мнению авторов «ВИ», «появление организованных купцами предприятий с наемными рабочими» в XV веке свидетельствовало об «элементах капиталистического производства».


В стране продолжали развиваться производство фарфора, бумаги, шелковых и хлопчатобумажных тканей, выплавка металла, горнодобывающая промышленность, судостроение. В провинции Фуцзянь строились корабли, на которых можно было разместить несколько сот пассажиров и крупные грузы. Производство в упомянутых отраслях находилось под государственным контролем, и правительство определяло количественные показатели выпуска продукции. Так, императорские указы определяли, что в 1591 году в провинции Цзянси следовало произвести 159 тысяч фарфоровых изделий. О большом объеме производства и в других отраслях свидетельствуют, например, сведения о том, что только в Шанхае выделкой хлопчатобумажных тканей было занято свыше 200 тысяч человек.

В промышленности все шире применялись различные технические приспособления. В производстве бумаги применялись механизмы с использованием энергии воды. На строительстве – подъемные механизмы. Высокого уровня достигло производство огнестрельного оружия.

Успехи в экономическом развитии Китая позволили ему существенно расширить свои пределы и сферу своего влияния. Бывшие оккупанты Китая монголы были разбиты в 1410 году китайскими войсками на территории Внешней Монголии; Китай подчинил своей власти Маньчжурию и район нижнего течения Амура. Вассалами Китая стали Тибет, Корея, Вьетнам, Бирма. В 1405–1431 годы, задолго до экспедиций Колумба и Васко да Гамы, китайцы совершили морские экспедиции, во главе которых стоял приближенный императора Чжэн Хэ. В 1405 году из гавани Люцзяхэ вышел флот из 62 кораблей, на борту которых находилось 27 800 человек. Эти экспедиции направлялись в Индию, в порты Персидского залива, в страны Африки. Однако привязанность Китая к сложившейся системе отношений, в том числе и в сфере торговли, помешала этой стране стать первой покорительницей Мирового океана. Правители Китая были удовлетворены неспешным развитием своей страны и опирались на использование речных, сухопутных и морских торговых путей, а потому не ставили перед собой задач установления мирового господства.

Китай не проявил особой тревоги, когда в XVI веке его главенству в этом регионе мира был впервые брошен вызов со стороны Японии. Добившись объединения расколотой страны при сегуне Хиаэеси, японцы стали совершать набеги на китайскую провинцию Фуцзянь, захватили Корею. Планы Хидэеси предусматривали завоевание Тайваня, Филиппин, части китайской территории. Однако китайские войска выбили японцев из Кореи, и это на несколько веков отложило реализацию экспансионистских планов Японии.

Занятые решением своих проблем, древние страны не придали особого значения появлению у своих берегов кораблей из не‑. знакомой им Европы. Видимо, это обстоятельство не в малой степени способствовало успехам Португалии в Индии за пределами империи Великих Моголов, в ряде малых стран Юго‑Восточной Азии, Малайе и Индонезии, которые в это время переживали период раздробленности и междоусобиц. Здесь Португалия смогла овладеть землями, которые принадлежали мелким княжествам. Однако вооруженные столкновения Португалии с Китаем не принесли ей успеха, и португальцы были вынуждены покинуть территорию этой страны. Макао португальцам удалось заполучить в аренду лишь благодаря подкупу влиятельного китайского чиновника. Кроме того, за концессию Макао Португалия была вынуждена ежегодно платить немалую сумму серебром.


Упорные попытки португальцев с середины XVI века закрепиться в Японии, занимаясь торговлей и распространяя там христианство, неоднократно получали энергичный отпор. Наконец, португальские миссионеры были изгнаны, христианство объявлено вне закона, а японцам было строжайше запрещено покидать страну, чтобы они не могли вступать в контакт с идеями, чуждыми японскому духу.

Победа Западной Европы над миром отнюдь не была предрешена. Постоянно укрепляя централизованную власть, продолжая накапливать огромные материальные, интеллектуальные и духовные богатства, успешно развивавшиеся крупные державы Востока не уступали по своему уровню развитию бедной Португалии, еще толком. не преодолевшей последствия феодального варварства. Эти державы могли дать эффективный вооруженный отпор не только Португалии, но и другим западным странам. Их могла ждать судьба крестоносцев, так и не сумевших надолго закрепиться на Востоке. Окончательная победа Португалии или других стран Запада зависела от способности стран Востока к сплочению для отпора агрессорам. Однако страны Востока не только не проявили готовности к созданию единого антиколониального фронта, но даже стали искать вооруженной помощи иноземцев в своих междоусобных распрях. (Кстати, участие в одной из таких стычек стоило жизни Магеллану.)

Во многих странах Востока появление первых европейцев вызывало то любопытство, то страх, то неприязнь, то активное желание немедленно уничтожить пришельцев. Высокомерный ответ китайского императора английскому послу, в котором выражалось снисходительное согласие владыки Поднебесной признать своего далекого английского «вассала» и одновременно нежелание поддерживать торговые связи с «варварской» провинцией, в значительной степени отражали отношение древних цивилизованных держав к заокеанской периферии. Восточные владыки исходили из того, что западные «варвары» будут вечно оставаться таковыми, а древние страны Востока будут вечно превосходить Запад по уровню развития. В неспособности правильно оценить угрозу Запада проявилась негативная сторона древних цивилизаций: инертность мышления, вызванная склонностью полагаться на застывшие представления о мире. Последующая история показала, что эта самонадеянность и неадекватная реакция почти всех стран Востока на появление пришельцев из Европы на их берегах оказалась роковой для них.

В то же время, хотя китайские власти явно недооценивали силы Англии и преувеличивали собственное могущество, очевидно, что покорение Китая и других стран Востока зависело от способности западных стран добиться превосходства над ними. Были ли готовы страны Запала осуществить внутренние преобразования, которые позволили бы им командовать миром, и какие из западных стран были в наибольшей степени близки к ним?

 







Date: 2015-07-23; view: 380; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию