Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 27. Падение Рима означало возвращение не только Европы, но и всего мира к исходным позициям, существовавшим до возникновения цивилизаций в Средиземноморье





МИРОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ БЕЗ ЕВРОПЫ

 

 

______________________________________

 

Падение Рима означало возвращение не только Европы, но и всего мира к исходным позициям, существовавшим до возникновения цивилизаций в Средиземноморье. Попытки Византии во времена Юстиниана (527–565) восстановить империю в пре жнем виде к успеху не привели. Былые опорные пункты мировом цивилизации вернуть не удалось. Расширив же свои границы на западе, бывшая восточная часть Римской империи вынуждена была отражать новые нашествия кочевых народов.

На ее восточных границах – Сасанидский Иран, который оспаривал контроль Византин над торговыми сухопутными и морскими коммуникациями. Установив контроль над землями погибшей Парфии, государство Сасанидов способствовало развитию сельского хозяйства в своей державе, поощряя проведение обширных ирригационных работ. Благодаря строительству каризов в Иране в V–VI веках распространилось выращивание новых для этой страны культур – сахарного тростника, индиго, хлопка, риса. Страна производила вино, фруктовые соки, мед, розовое масло, цветочные эссенции. В стране развилось и шелкоткачество. Процветанию страны способствовала и оживленная торговля, которая велась через территорию Ирана. Консолидации страны способствовало превращение зороастризма в официальную религию Ирана. Эта религия освящала деление общества на касты и безграничную власть шахиншаха, который именовался *‘царем царей Ирана и не Ирана». Однако казавшаяся непоколебимой власть Сасанидов оказалась с середины VII века под угрозой арабского нашествия.

Жившие тысячелетиями по соседству с державами центрального перекрестка кочевники аравийских степей всегда были слишком слабы, чтобы атаковать своих соседей. Их звездный час наступил, когда Римская империя пала, а контрнаступление Византии захлебнулось. Могло показаться, что нашествие арабов носило обычный для кочевых народов характер грабительского похода против богатых народов. Специальная глава Корана стимулировала желание идти в поход: одна пятая часть добычи должна была поступать пророку, его роду, вдовам и сиротам, четыре пятых выделялась войску. При этом войсковую долю дели ли на четыре части: одну часть отдавали пехотинцу, а три – всаднику. Добычей считалось золото, серебро, пленники‑рабы, а также любое движимое имущество и скот. Коран обещал вечное райское блаженство тем, кто погиб на войне.

Однако арабская экспансия под зеленым знаменем ислама представляла собой нечто большее, чем обычный поход кочевников за богатой добычей или нашествие с целью разрушить и разграбить цивилизованное государство. Хотя на протяжении Многих тысячелетий родина ислама – степная Аравия – стояла в стороне от активных процессов, происходивших по соседству в Египте, Финикии, Палестине, в странах Персидского залива и на юге Аравийского полуострова, жители степей подвергались постоянному воздействию этих цивилизационных процессов. Культурные и религиозные традиции соседей в течение многих тысячелетий подвергались всестороннему осмыслению арабскими кочевниками. Одним из наиболее мощных следствий этого процесса явилось создание новой религии – ислама, вобравшего в себя элементы иудаизма, христианства и древних арабских религий. Как и все великие религии, родившиеся в странах центральной магистрали, ислам вооружал верой в торжество принципов справедливости и братства. Как и христианство, эта вера служила могучим средством сплочения людей великой империи вне зависимости от языка, цвета кожи и национальности, социального и классового положения. Впервые со времен нашествия иранских народов, объединенных зороастризмом, кочевой народ сплотился вокруг принципиально нового религиозного учения. Ислам стал мощным источником духовной силы арабов и способствовал объединению других народов под их руководством.

Нашествие арабов было победоносным, а их продвижение – стремительным. Как и обычные захватчики, они уводили в рабство жителей покоренных земель, а города разрушали. Однако арабы не осуществляли тотального уничтожения покоренного Населения, ограничиваясь превращением в мусульман одних и подчинением своей власти других, сохраняя их право на свое вероисповедание. С начала VII века до середины VIII века арабы завоевали всю южную часть бывшей Римской империи, овладев Пиренейским полуостровом, югом Франции, Сицилией, Сардинией, североафриканским побережьем Средиземноморья, Палестиной, Сирией, Арменией, Ираном и некоторыми землями Средней Азии и Индии. Лишь после битвы на реке Талас (на территории нынешнего Казахстана) в 751 году китайские войска остановили продвижение арабов на восток, а в 732 году в битве при Пуатье франки разбили арабов, пытавшихся овладеть Европой с юго‑запада. Осью образовавшегося арабского халифата стала западная часть центральной сухопутной магистрали и северная часть кольцевой африканской дороги.


Арабский халифат со столицей в Багдаде, расположенном неподалеку от развалин Вавилона, объединил земли, на которых су шествовали многие наиболее значительные государства древко ста – Египет, Ассирия, Вавилония, Мигании, Урарту, Персия. Карфаген и другие. Халифат и созданные впоследствии на его основе другие арабские государства заполнили вакуум, образовавшийся после крушения Рима, и стали продолжателями цивилизационного процесса, начатого на этих землях. Кроме того, арабам удалось поставить под контроль значительную часть земель, покоренных Александром Македонским, и включить в состав халифата часть нижнего течения Инда (Синд) и государства Средней Азии.

Несмотря на то, что многие арабы долгое время сохраняли верность своему традиционному кочевому образу жизни, значительная часть кочевников переходила к оседлости, быстро приобщаясь к достижениям покоренных ими цивилизованных народов, том числе и к классическому наследию античных культур. Следствием этого явилось появление арабской культуры, оказавшей большое влияние на развитие мировой цивилизации. Как утверждал исследователь истории науки Х. Дж. Уинтер, арабы соединили в своей культуре «геометрические методы греков и аналитические подходы индусов». Расцвет арабской науки, который приходится на X–XI века, связан с выдающимися исследованиями в области физики, химии, математики, астрономии, географии, медицины.

Если на первых порах вторжение арабов сопровождалось разрушениями, то по мере укрепления арабского государства на территориях, покоренных ими, начался подъем. Создание мощного централизованного государства, объявившего землю и воду своей собственностью и направившего сборы от налогов на развитие инфраструктуры сельского хозяйства, сопровождалось проведением широкомасштабных ирригационных работ к Средиземноморье, Передней и Средней Азии. Повсюду в этих землях велось строительство арыков, каризов, плотин, водохранилищ, речных каналов, в том числе оснащенных шлюзами. Б ирригационной системе, созданной арабами, применялись гидравлические колеса, водочерпалки, водяные и ветряные мельницы, Ирригационные работы способствовали расширению посевных площадей для выращивания различных продовольственных культур, льна и хлопка. Увеличились плантации сахарного тростника и виноградники.

Подъем сельского, хозяйства совершался одновременно с развитием других отраслей хозяйства. Под влиянием развивавшейся торговли в IX–X века в арабском халифате повсеместно происходит отделение ремесла от сельского хозяйства. Наблюдается рост технического совершенствования в текстильных и керамических изделиях, при обработке металлов, в парфюмерных изделиях.

Хозяйственный подъем и технический прогресс в странах!рабского халифата опирался на потенциал накопленных трудовых навыков, культурных традиций, привычек народов, веками Населявших древние страны. В то же время бывшие кочевники соединили с этим древним опытом цивилизованных народов свои Знания о мире, свои культурные ценности, свои мечты, хранившиеся ими веками в степях и пустынях Аравии. Достижения арабской культуры проявились в области строительства, особенно в Возведении мечетей и дворцов. Арабы научились строить невиданные прежде многоэтажные дома. Исторические хроники запечатлели сведения о сооружении 20‑этажных домов в Хадрамауте, отделанных мрамором и гранитом.


Выдающимся примером арабской строительной культуры был Багдад. Этот город, отстроенный в VIII веке халифом Мансуром, не сохранился до наших дней, так как был до основания уничтожен монгольскими завоевателями. Город представлял Идеальный круг с диаметром в 3 километра. В центре этого круглого города возвышалась круглая стена, окружавшая дворец халифа и другие правительственные здания. По словам Х. Дж. Уинтера, «после создания халифата Аббасидов в Багдаде первенство в культуре перешло к этому городу примерно в 750 году». Вновь, как и в древности, город, расположенный в середине Месопотамии, превратился в центр культурного развития цивилизованного мира.

Арабские страны развивали караванную торговлю по древним сухопутным магистралям с Индией, Китаем и Восточной Европой. Одновременно продолжала развиваться морская торговля. Суда арабских купцов постоянно курсировали к берегам Индии, Индокитая, островов Малайского архипелага, добирались до южных портов Китая.

Многие из стран Азии, посещавшиеся арабскими мореплавателями, также находились на стадии подъема. Переживали расцвет государства крайнего юга, Индии, связанные с морской торговлей. Вероятно, в ту пору родилось представление об Индии, кик о стране, где «не счесть алмазов каменных в пещерах, не счесть жемчужин в море полуденном». В населенных народностями тамилов и малаяли государствах Чола, Панданья, Керала добывался берилл; здесь был развит жемчужный промысел; их леса и сады служили источником пряностей и благовоний. Как и во всех приморских странах, здесь процветала работорговля и активно применялся рабский труд.

Некоторые из этих государств не только избежали вторжений, но и сами осуществляли агрессивную внешнюю политику в отношении заморских территорий. Южноиндийское государство Чола атаковало Цейлон и Бенгалию, а в XI веке включило в состав своих владений часть Бирмы, Андаманские и Никобарские острова.

К востоку от Индостана на территории нынешней Бирмы (Мьянмы) в долине Иравади в IX веке было создано государство Паган, которое, как и ранее существовавшее здесь государство Пегу, испытывало сильное влияние индийской культуры. После создания там оросительной системы (XI век) ее земли превратились в развитый сельскохозяйственный район.

В IX веке н. э. на важном участке морских путей вдоль юга Индокитая выросло королевство Кхмер со столицей Ангкор, в котором были сооружены прославленные храмы Ангкорват. Вплоть до XIII века это государство вело упорную борьбу со своими соседями, расширяя владения от границ нынешней Бирмы (Мьянмы) до современных пределов Северного Вьетнама и Малайзии.


Создание в IX–XII веках на территории нынешнего Вьетнама государств Да‑Вьет и Чампа, как и повсюду в этом регионе, сопровождалось расчисткой джунглей под посевы, проведением крупномасштабных ирригационных работ.

Сложившиеся на дальневосточном конце сухопутных и морских дорог Азии государства Кореи (Коре, Сипла, Пэкче) стали высокоразвитыми морскими странами, которые поддерживали связи даже с далеким халифатом. Развиваясь под сильным влиянием Китая, культура корейских государств достигла высокого уровняв VIII–XII веках. Свидетельствами этого являются сохранившиеся с той поры изделия из металла и фарфора. С XI веки здесь печатались книги с досок, а с начала XIII века употреблялся металлический шрифт. Корейские государства отражали нападения японцев с юга и маньчжурских племен с севера. Однако даже внешняя угроза не помогла им сплотиться и создать единое государство на полуострове. Не исключено, что это обстоятельство не позволило Корее превратиться в аналог Италии в дальневосточном средиземном море и создать подобие Римской империи в Дальневосточной Азии.

Укрепление централизованной власти способствовало развитию Японских островов. Начиная с VIII века здесь развертывается строительство водохранилищ, плотин, оросительных каналов. Помимо традиционного риса, в Японии выращиваются пшеница, рожь, просо. Увеличивается добыча железа, меди, золота, серебра, серы, слюды.

Бурное развитие переживал самый оживленный перекресток Морских сообщений Южной Азии. Важнейший перевалочный пункт морской торговли Южной Азии Палмебанг, расположенный на Суматре, стал в VII веке столицей процветавшего до середины XIV века царства Сривинджайя. Хотя основным населением были малайцы, значительную роль в развитии Сривинджайя играли индийские переселенцы, которые оказали сильное влияние на формировании культуры царства. Это самое могущественное царство завладело почти всеми главными портами полуострова Малакка, а также островом Явой. Малайские мореходы наряду с индийцами и китайцами уверенно осваивали просторы Южных морей.

Соперничество за контроль над торговыми путями между царством Сривинджайя и индийским государством Чола увенчалось победой последнего. Чола покорила Шри Ланку, Мальдивские острова и Малакку. После этого центр развития в Индонезии смешается дальше от основных морских путей на остров Ява. Здесь на Яве около 800 года н. э. был сооружен великолепный храм Боробудур.

Активно занимаясь посреднической торговлей, жители Явы, Суматры и Малакки (иногда эти средиморские земли называли Явакой) достигли сравнительно высокого уровня жизни. Здесь, как и в других морских государствах, широкое распространение получило рабовладение. Охотясь на рабов, жители Яваки совершали набеги на южное побережье Азии. Следствием процветания Яваки стал рост народонаселения этих земель, что стимулировало колонизацию островов будущей Индонезии, именовавшуюся ими Великой Нусантрой. Одновременно жители Яваки начали переселяться через Индийский океан на Мадагаскар. Возможно, что если бы развитие морских государств Яваки началось раньше, то Индонезия опередила бы Западную Европу в мировых географических открытиях и всемирной экспансии. Правда, как и везде, рабовладение было сильнодействовавшим стимулятором, но оказывавшим временное действие. Не исключено, что последующий упадок Яваки был вызван разлагающим действием этого «наркотика״.

Развитие морской торговли в Китае не привело к распространению рабовладения, но способствовало процветанию страны В Китае в VIII–XIII веках было сделано много важных изобретений. Между VIII и X веками китайцы изобрели компас. В X веке было налажено книгопечатание. В IX веке был изобретен порох, хотя его сначала применяли лишь для пускания ракет, китайцы впервые применили порох в войне против монголов в 1232 году. Примерно в это же время китайцы научились применять уголь и черной металлургии. В XIII веке китайцы усовершенствовали рулевое управление морских судов, что сделало их значительно более маневренными и способными к дальним путешествиям.

Особое развитие в Китае получил горнодобывающий промысел. С начала XI века резко возросла добыча железа, потребность в котором увеличилась по мере распространения железных орудий в сельском хозяйстве. Существенно увеличилась и добыча серебра, которое использовалось для ювелирных изделий, внешней торговли, а также для того, чтобы откупаться от кочевников Эти промыслы принадлежали государству. Государственными были и предприятия металлургической промышленности. Численность рабочих на этих предприятиях достигала 100 человек.

Самыми крупными были государственные предприятия по производству шелковых тканей (до 600–700 работников). На этих предприятиях, а также в мастерских по производству оружия, чеканке железных монет и в виноделии использовались наемные рабочие, получавшие заработную плату отчасти натурой, отчасти деньгами. В 3‑м томе «ВИ» отмечалось, что «самый факт появления таких мастерских в соединении с широким развитием внутренней торговли и денежного обращения оценивается некоторыми исследователями истории Китая как зарождение условий, открывших возможность развития в дальнейшем элементов капитализма».

Развитие товарно‑денежных отношений требовало все более совершенных финансовых операций. Задолго до появления в Западной Европе векселей (около XIII века) они уже в VIII веке по явились в Китае под названием «летающие деньги». В X веке и Китае вошли в широкое употребление бумажные деньги.

Период Сунской империи в истории Китая (960–1279) был ознаменован культурным расцветом страны. Особенно большой прогресс был достигнут в области просвещения. В школах Сунской империи родилась так называемая «сунская наука» – комплекс политических, экономических, исторических и философских знаний.

Таким образом, в то время как северо‑западная окраина мировой цивилизации превратилась в регион, захваченный армадами варваров, остальные цивилизованные страны от Испании и Марокко до Индонезии, Кореи и Японии переживали период экономического подъема и культурного процветания. Своих успехов эти страны достигли, опираясь на постоянно накапливавшееся с древних времен экономическое, духовное и интеллектуальное богатство, на их возраставший трудовой опыт и увеличивавшееся культурное наследие. Их общественный строй мало изменился со времен основания первых цивилизаций. В крупных государственных образованиях сохранялись сильная централизованная власть, обеспечивавшая кооперацию общественного труда, высокоразвитая специализация труда, сочетавшаяся с классовым неравенством и сословными, нередко кастовыми барьерами. В то же время переход цивилизованных стран к мореплаванию существенно изменил роль торговли и товарно‑денежных отношений в жизни общества. Некоторые из них уверенно двигались вперед к глубоким качественным переменам в своем экономическом и общественном развитии.

Как ни странно, эти черты общественного строя цивилизованных стран позволяли многим историкам говорить об отсталости феодализма в странах Востока. Авторы статьи «Феодализм» в «СИЭ» противопоставляли высокоразвитый феодализм Западной Европы «раннефеодальному» строю стран Азии: «Для генезиса и форм феодализма в таких странах, как Китай, Индия, Иран, характерны: сравнительно высокий уровень товарно‑денежных отношений, гипертрофия централизованной государственной машины, меньшая, чем в Западной Европе, роль вассально‑ленных отношений, медленный, растянувшийся во времени процесс феодализации».

Получается, что строительство 20‑этажных домов и совершенных по своей организации крупных городов, возникновение предприятий с сотнями рабочих, открытие пороха, бумаги, компаса, доменного производства, появление бумажных денег, покорение Индийского океана, создание на землях Испании, Северной Африки и Южной Азии зоны высокопроизводительного сельского хозяйства доказывали отсталость «гипертрофированной» централизованной власти и медленное развитие «прогрессивного» общественного строя. В то же время, но мнению историков, нищая и отсталая Европа, которая приобщалась к достижениям Востока только во время грабительских крестовых походов, была олицетворением торжества передового строя.

К несчастью для стран Востока, в отличие от ученых сторонников прогрессивности западноевропейского феодализма, неграмотные кочевники Центральной Азии имели верное суждение об истинном положении дел в мире, а потому не Западная, Европа, погруженная во мраки бедность Средневековья, а высокоразвитые страны Южной Азии стали первыми жертвами очередных нашествий кочевых племен.

 







Date: 2015-07-23; view: 372; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию