Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 33





АМЕРИКА ДЛЯ АМЕРИКАНЦЕВ

 

 

______________________________________

 

Удовлетворить стремление к мировой гегемонии, возникшее еще на заре человеческой истории, становилось все более реальным по мере роста материальных возможностей наиболее развитых стран мира. В то время как Великобритания предпринимала усилия для того, чтобы сохранить и упрочить свое господствующее положение в мире, появлялось все больше новых недовольных британской гегемонией и претендентов на мировое владычество. Одной из первых бросила вызов британскому владычеству ее бывшая колония – Соединенные Штаты Америки.

Поскольку в середине II тысячелетия Британия опоздала к дележу Америки, ей достались земли, расположенные далеко от богатых государств трансамериканской магистрали. Однако впоследствии выяснилось, что британцы и их потомки не прогадали от своей скромной доли американского пирога. Территория, на которой разместились восточные штаты США и южная Канада, от Галифакса и Милуоки до восточного Техаса (исключая Флориду), относится к регионам наиболее удобным для ведения сельского хозяйства. Как и в средней полосе Западной Европы здесь можно было получать большие и устойчивые урожаи. Поскольку же голландские колонии в Северной Америке и принадлежавшая сначала французам Канада также вскоре перешли в руки англичан, то весь регион, где можно было собирать идеальные урожаи, оказался под контролем Великобритании.

Другой регион, столь же благоприятный для ведения сельскою хозяйства, был расположен на восточном побережье Южной Америки, от южных границ Бразилии и включал Уругвай и северную часть Аргентины. Эти земли входили в португальские и испанские владения, а поскольку эти страны были больше озабочены охотой за золотом и серебром, их природные богатства долгое время оставались невостребованными. Кроме того, именно в этих областях испанцы встретили наиболее ожесточенное сопротивление со стороны индейского населения. Так как испанцы уничтожали всех, кого не могли обратить в рабство, то индейцы гуарани предпочитали душить своих детей, только чтобы они не стали рабами испанцев. Вплоть до 1871 года провинция Буэнос‑Айрес подвергалась нападениям индейцев, и последнее индейское племя в этих краях было покорено в 1879 году.

Тотальный геноцид против индейского населения проводился и на землях британских колоний в Северной Америки. Американский этнограф Рут Бенедикт замечала: «Англичане хотели получить земли индейцев, но без самих индейцев. Первые королевские дарственные грамоты на землю в Новом Свете даже не содержали упоминания о коренном населении, жившем на этой земле, словно речь шла о совершенно необитаемых пространствах. Поселенцы всячески старались как можно скорее создать для себя такое приятное положение». Политика истребления местного населения исходила из принципа, который впоследствии сформулировал американский генерал Фил Шеридан: «Хороший индеец – это мертвый индеец». Граница, отделявшая поселения белых колонистов от краснокожих «туземцев», постоянно сдвигалась на запад, пока исконные обитатели Америки не стали пленниками резерваций.

Освоение земель, «освобожденных» от индейцев, в одном из пяти регионов планеты с исключительно благоприятным климатом способствовало обогащению английских колоний в Северной Америке. Еще белее важным обстоятельством для укрепления их позиций явилось их положение на Атлантическом побережье. Выходцы из Европы стали таким же приокеанским цивилизованным народом, как испанцы, португальцы, французы, голландцы и англичане. Американцы получили место на бурно развивавшихся трансокеанских путях. Поэтому хозяйственный подъем североамериканских колоний покоился на гораздо более надежном фундаменте, чем ограбление богатств древних цивилизаций и беспощадная эксплуатация рабов на серебряных рудниках в испанских владениях Америки. Богатеющие колонисты тяготились зависимостью от Англии, точно так же как в свое время голландцы страдали от владычества Испании, и это привело к провозглашению в 1776 году независимости Соединенных Штатов Америки. Через несколько десятилетий независимость провозгласили и испанские колонии.

В известной степени различия судеб США и стран Латинской Америки повторили различные исторические пути, пройденные их основателями (Англией, Испанией и Португалией) в период колониальных завоеваний. Как и иберийские страны в период покорения Америки их бывшие американские колонии сохраняли феодальные порядки и полагались на рабский или полурабский труд индейцев и метисов. Во вновь образованных республиках Латинской Америки преобладающей формой хозяйства стали латифундии, в которых применялся полурабский труд сельскохозяйственных рабочих. Сохранение такого положения в течение долгих лет сдерживало развитие этих стран.

Напротив, в Соединенных Штатах, как и в Англии, были созданы благоприятные условия для развития капиталистических отношений. Сразу же после провозглашения независимости США избавились от обременительных ограничений на внешнюю торговлю и превратились во влиятельную торговую державу на океанских маршрутах. По внедрению передовой техники в промышленности США уже в 30‑х годах XIX века уступали лишь Англии и Франции. Победа же капиталистических Северных штатов над рабовладельческим Югом в гражданской войне 1861–1865 гадов устранила последние препоны на пути для хозяйственного подъема, и вскоре США опередили остальные страны мира по уровню технического прогресса.

Подобно тому, как Карфаген повторил возвышение Финикии в Средиземном море в большем масштабе и усовершенствованном виде, история США во многом представляла собой укрупненный и усиленный вариант развития Англии как трансокеанской державы. Если Англия была защищена от внешнего вмешательства водами Северного моря, Ла‑Манша и Па‑де‑Кале, которые неоднократно преодолевались еще во времена датских и норманнских нашествий на землю Альбиона, то США оказались закрытыми для вторжений извне двумя величайшими океанами Земли. После своего освобождения и отражения попыток англичан в 1812–1813 годы восстановить власть над бывшими колониями США не знали внешних вторжений. На протяжении дальнейшей истории США лишь один развое вал и с иностранцами на своих границах, да и то с целью их расширить за счет Мексики. В отличие от Англии даже в годы Второй мировой войны ни одна бомба противника не упала на землю американского континента.

В еще большей степени, чем Англия, США привлекали трудолюбивых, энергичных, предприимчивых и знающих людей из всей Европы, а затем и со всего света. Они приносили на богатые земли передовые технические и научные знания. Здесь они не были связаны архаическими порядками, косными правилами и нелепыми привычками. Поэтому они могли беспрепятственно применять самые современные достижения науки и техники, исходя из здравого смысла. Множество новых оригинальных изобретений и открытий стали возможными в стране, где их внедрение не сдерживалось, а всемерно поощрялось, особенно в материальном отношении. Труд и таланты американцев превратили край лесов и прерий в урбанизированную страну с современной промышленностью и сельским хозяйством.

В страну прибывали и представители древних торговых народов. Как отмечалось в «БСЭ», первые американские евреи «почти все были потомками испано‑португальских евреев и в США прибыли либо из Южной Америки и американских островов, откуда их гнала инквизиция, либо из Голландии и отчасти Англии по соображениям торгового характера». Впоследствии эта иммиграция заметно увеличилась, что свидетельствовало о возрастании роли США в международной торговле и мировых финансах. В «БСЭ» отмечалось: «Слава о стране, где евреи не испытывают никаких стеснений, быстро росла… Многие посвятили себя торговле, пополняя по преимуществу ряды средней буржуазии… Сильно представлены евреи в финансовом мире. С 1882 до 1908 года переселилось в Америку 1830 тысяч евреев, то есть почти 1/5 часть всего еврейского народа, причем Россия дала 80 % всех эмигрантов». При этом до половины этого населения осело в Нью‑Йорке, основанном при непосредственном участии еврейских торговцев. К началу XX века Нью‑Йорк, как сказано в «БСЭ», стал «самым большим в мире еврейским центром». Такая массовая эмиграция представителей древнего торгового народа отражала превращение США в одну из ведущих торговых стран мира, а Ныо‑Иорка – в один из крупнейших центров мировой коммерции и финансов.

Развитию деловой активности в Штатах способствовало соединение Атлантического и Тихоокеанского побережий страны сетью железных дорог. С 1877 по 1899 год общий объем промышленной продукции вырос в 3 раза; при этом производство стали возросло в 19 раз, добыча угля – в 5 раз, добыча нефти – в 6 раз. Еще быстрее развивались новые отрасли промышленности – химическая и электротехническая. В 1894 году США вышли на первое место в мире по объему промышленной продукции.

В то же время страна стала одной из крупнейших производителей товарной сельскохозяйственной продукции. Наличие огромных земельных просторов позволяло многим американцам обрести свои земельные наделы. Это обстоятельство заставляло владельцам заводов и фабрик удерживать заработную плату рабочих на более высоком уровне, чем в Западной Европе. К концу XIX века в США был достигнут самый высокий жизненный уровень в мире.

Стремление к производству массовых изделий и услуг, обеспечивавшее материальный комфорт и культивировавшееся в Англии, стало отличительной особенностью «американского образа жизни». В 1835 году Алексис Токвиль писал: «В Америке страсть к физическому благосостоянию не является чем‑то исключительным, а разделяется всеми. Стремление удовлетворить все, даже малейшие желания тела и обеспечить даже самые малые удобства занимает ведущее место в уме каждого». Другим характерным его отличием стал откровенный культ наживы. Токвиль с удивлением замечал: «Странно наблюдать, с каким лихорадочным рвением американцы стремятся к материальному благополучию. Они постоянно терзаются смутным беспокойством от того, что они не нашли самый короткий путь к нему».

В США господство капиталистических отношений в сознании людей приняло гораздо большие размеры, чем в Англии. Засилье этих установок позволяло многим американцам воспринимать мир как скопление потенциальных товаров, которые можно реализовать на рынке. Энергии предприимчивых людей не мешали никакие ограничения, кроме рыночных. Высвобожденная энергия за пару десятилетий смела племена индейцев и стада бизонов, вековых обитателей трансамериканской магистрали в Северной Америке. Взрыв освобожденной энергии людей уничтожал бескрайние леса. На первых порах лишь немногие люди, такие как Фенимор Купер, увидели в уничтожении американской природы и первых жителей Америки проявление разрушительных черт новой цивилизации.

Другим следствием неограниченной власти товарно‑денежных отношений было принижение роли культурной исторической традиции. Общество, процветание которого было в значительной степени связано с игнорированием опыта прошлого, не испытывало к нему особого уважения. Многие эмигранты рвали со своим прошлым, а поэтому страна создавалась как общество без глубоких исторических корней. На первых порах культура и история имели ограниченный спрос на американском рынке. В течение долгого времени культурный вакуум заполнялся главным образом протестантской церковью.

Как подчеркивал А. Токвиль, «влияние религии в Соединенных Штатах не ограничено сферой поведения людей, а распространяется на их сознание… Каждый принцип морального мира жестко определен. Поэтому человеческому уму не позволено блуждать, где он захочет; время от времени его останавливают барьеры, которые он не смеет преступить». Традиция жесткого церковного контроля над мыслями людей шла от первых переселенцев. Их стараниями в колонии Массачусетс даже был введен закон, по которому человек, отрицавший существование Святой Троицы, подлежал смертной казни. Впоследствии такая же непримиримость отразилась в расистских законах, борьбе против Дарвинизма и политического инакомыслия.

Заземленность жизненных целей и нетерпимость к «неортодоксальным» идеям в значительной части американского общества вызывала критику зарубежных наблюдателей. Говоря о разочаровании образованной Европы в Америке, первоначально вызывавшей всеобщее восхищение, А. С. Пушкин писал: «С изумлением увидели мы демократию в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрассудках, в ее нестерпимом тиранстве. Все благородное, бескорыстное, все возвышающее душу человеческую – подавленно неумолимым эгоизмом и страстию к довольству (comfort)». Эти же явления вызывали горькое осуждение у многих деятелей американской культуры. Американские писатели нередко противопоставляли современной им Америке либо жизнь ранних колонистов и индейцев (как Фенимор Купер и Вашингтон Ирвинг), либо культуру Западной Европы (Генри Джеймс).

Однако проблемы культурного дефицита в американском обществе не слишком беспокоили миллионы бедняков из Великобритании, Ирландии и многих стран Западной Европы, стремившихся в США, чтобы улучшить свое материальное положение. Они видели в США страну необыкновенных и равных возможностей для быстрого обогащения трудящихся людей. Лишь постепенно эмигранты убеждались в том, что во многих штатах Америки равные возможности не распространяются на черных и цветных. Дискриминация черного населения по меньшей мере на столетие пережила рабство, отменное в 1863 году, и борьба против нее стала источником острых конфликтов в американском обществе.

Постепенно эмигранты из разных стран убеждались в том, что возможности белых также различны. Несмотря на то, что в населении США представлены выходцы из многих стран мира, подавляющее большинство составляют потомки англичан, шотландцев и жителей Уэльса, а принадлежность к «белым, англо‑саксам и протестантам» до последнего времени считалась непременным условием допуска в привилегированные слои общества. Господство «белых, англо‑саксов и протестантов״ закрывало путь на верхние этажи американского общества выходцам из Латинской Америки, стран европейского Средиземноморья, славянам. Среди президентов США преобладали выходцы из Великобритании, и не было ни одного, чьи предки не принадлежали к «северным״ народам Европы. В середине XX века избрание католика Джона Кеннеди президентом страны стало причиной острых споров в обществе, так как нарушало традицию избирать президентом только протестантов.

Для отстаивания своих специфических интересов выходцы из разных стран мира укрепляли связи внутри отдельных этнических групп. Реакцией их на непринятие служило культивирование привязанности к покинутой родине, что помогало этническим меньшинствам укреплять солидарные связи и позиции внутри американского общества. Повсеместно в городах страны можно было найти «итальянские״, «немецкие», «польские» и иные кварталы. Руководители таких меньшинств нередко использовали этнические узы для усиления своего влияния в обществе. Они нередко поощряли эмиграцию из родины своих предков, чтобы усилить удельный вес своей этнической группы в США. И хотя они зачастую давно утрачивали связи с бывшей родиной, а приезжая туда в качестве туристов, становились пропагандистами американского образа жизни, внутри США они выступали сторонниками развития отношений с землей своих предков. В результате политические деятели страны были вынуждены нередко менять внешнеполитический курс США в угоду кампаний, организованных лидерами отдельных этнических групп. Такая практика могла искажать реальные интересы большинства американцев и превращать их в пленников политической игры.

Вопреки утверждавшейся идеологии в американском обществе господствовало меньшинство населения. Плоды производства распределялись неравномерно, и к началу XX века более 90 процентов всех богатств страны было сосредоточено в руках 10 процентов населения США. Несмотря на наличие демократических институтов, страной фактически управляла «властная элита״, состоявшая из влиятельных промышленников и финансистов и впоследствии описанная американским социологом Райтом Миллсом. Решения конгресса и президента страны зачастую были следствием негласных договоренностей, достигнутых между членами «властной элиты».

В неменьшей степени, чем в Англии, видимые властные структуры сочетались со сложной системой тайных инструментов управления обществом. Подавляющее большинство президентов США, включая первого президента Д. Вашингтона, были членами тайных масонских лож и нередко с высокими степенями посвящения. Многие из них были членами закрытых элитарных клубов.

Приоритет свободного предпринимательства открывал дорогу к богатству антиобщественным силам. Источником многих богатстве США являлись преступные синдикаты, оказывавшие все более значительное влияние на жизнь американского общества. Хотя зачастую сенсационные разоблачения преступных группировок становились ходовым товаром на рынке массовой информации, правящий класс стремился ограничить глубину таких откровений.

Как и их коллеги в Англии, правители Америки прибегали к умелым маневрам, чтобы скрыть классовое и социальное неравенство и сохранить свое господствующее положение. Однако в отличие от английской запутанной системы государственного права США имели писанную конституцию, положения которой и поправки к ней были широко известны гражданам страны. Конституция США, различные законы, а также структура законодательных, исполнительных и судейских органов сложились в четкую и логичную государственную систему «равновесий и сдерживаний». «Равновесие» и «взаимное сдерживание» определяли отношения между различными ветвями власти, между органами федерального и местного уровня. Такая государственная система позволяла правителям страны уравновешивать интересы различных динамично развивавшихся социальных и классовых групп и сдерживать силы, угрожавшие стабильности американского строя. Сохранению политической устойчивости способствовала и взятая из английского опыта двухпартийная политическая система управления страной. В то же время такая система позволяла осуществлять сравнительно безболезненный передел власти в пользу той или иной группировки, которая побеждала в ходе острой деловой конкуренции.

Общественной устойчивости способствовало и культивирование национальных традиций, сложившихся в США, несмотря на значительно более короткую историю их существования по сравнению с Англией. Это выражалось в воспитании благоговейного отношения к американскому флагу, тексту конституции США, важнейшим событиям в истории Америки, дням рождений выдающихся президентов страны и т. д. Политика, направленная на укрепление стабильности строя и сплочения нации, позволила США на протяжении всей истории после своего освобождения избежать революций и серьезных общественных потрясений после войны между Севером и Югом. Эти усилия способствовали укреплению веры народа в совершенство американской демократки.

Несмотря на многочисленные сходства с британцами, общественная организация средиокеанской державы, мировоззрение и мировосприятие ее жителей во многом существенно отличались от британских. В отличие от англичан для американцев история их страны началась с чистого листа. Отцы‑основатели США, приученные в соответствии с протестантским учением самостоятельно изучать древние тексты Библии, видели в своей стране Землю Обетованную, переданную им для превращения в четко распланированное поселение. В еще большей степени, чем римляне, распространявшие повсюду свой образ жизни и рассекавшие покоренную ими сушу подобиями прямых морских путей, американцы превратили часть Северной Америки в край, где были реализованы их представления о мире, рожденные в эпоху покорения Мирового океана..

Кажется, что взгляд на мир через призму географии повлиял на американское мировосприятие и американский образ жизни. На карте мира, выпущенной в США, американский континент располагается в ее центральной части. Такое изображение помогает лучше донести идею о главном месте Земли Обетованной на планете. Известные географические факты лишь усиливают такое впечатление. Американский континент окружают два величайших океана планеты. Расположенные в центре Северной Америки США разделены с севера на юг крупнейшей рекой мира, а на их севере находится самый обширный пресноводный бассейн на Земле – Великие озера.

Перенеся на, американскую землю сетку географических координат, американцы разделили ее, словно чистый лист бумаги, прямыми границами по линиям земных меридианов и параллелей. Безупречно прямые линии отделили США от большей части территории Канады. Такие же прямые линии служили границами многих штатов. Линия, проведенная строго по географической параллели, разделила первые американские штаты на рабовладельческие и нерабовладельческие (так называемая линия Мейсона‑Диксона).

Нередко в такие же прямоугольные резервации загонялись индейцы. Видимо, звери также должны были соблюдать прямоугольные границы национальных парков. От океана до океана были проложены прямые как стрелы железные дороги, пересекавшие горы, реки, вьющиеся древние тропы зверей и охотников. По этим прямым путям двигались поезда и пассажиры, встречая на пути стада бизонов, стреляли по ним, не покидая своих вагонов. Вдоль прямых дорог строились в прямоугольном порядке новые города, покрытые прямоугольной сетью улиц. В отличие от европейских городов улицы редко имели названия и шли друг за другом в цифровом или буквенном порядке. По этим прямым улицам в крупных городах США выстраивались устремленные ввысь прямоугольные американские небоскребы.

Лишь в столице в Вашингтоне к этому прямоугольному порядку улиц и домов была добавлена сеть из диагоналей. В центре столицы, территория которой представляет собой идеальный квадрат, был поставлен гигантский четырехгранный столб, увенчанный четырехгранной пирамидой – памятник основателю страны и первому ее президенту Джорджу Вашингтону. Здесь – полюс Американского Мира. Ровные линии, расходящиеся от монумента на четыре стороны, делят столицу на четыре квадрата: северо‑восточный, северо‑западный, юго‑восточный и юго‑западный!

В отношении к земле как к пустому пространству проявилась психология людей, утративших способность читать книгу природы, различать в ней следы древних зверей и древних культур, жить вместе с природой. Земля приобретала только товарную значимость, а потому ее разделяли на общие знаменатели так, как можно было разделять ее денежный эквивалент. Считалось, что в обществе «равных возможностей» изначально все были равны, как участники игры в «Монополию», в которой каждый получает возможность приобретать квадратики на прямоугольном поле. Ум или удача позволяли в американском обществе выиграть, недостаток ума и неудача вели к разорению. Обладатель большего числа одинаковых квадратиков американской земли или большего числа денежных знаков в банке занимал высшее место в обществе, неудачник оказывался на нижней социальной ступени. По таким же правилам велась «игра», в ходе которой США стали обладательницей своих земель. Индейцы продавали свои земли американцам за бесценок, а те, по правилам «Монополии», ставили на пустые квадратики кубики домиков и отелей. Таким же образом США скупали земли у Испании, Франции и России, Приобретая то Флориду, то Луизиану, то Аляску. С точки зрения людей, свято веривших в приоритет товарно‑денежных отношений, у них не было ни малейших сомнений в том, что лишь они могут наилучшим способом распорядиться полученной землей.

Можно предположить, что восприятие Соединенных Штатов как олицетворение единственно возможного правильного общественного порядка определяло и отношение многих американцев к остальной ноосфере. К северу от США находится Канада, которая часто воспринималась американцами как органичное продолжение США. Ее провинции также разлинованы прямыми линиями, а в них, за исключением Квебека, живут люди, говорящие на таком же английском языке. Оттуда никогда не возникало опасности для США и, за отдельными исключениями, американцы никогда не предпринимали серьезных попыток присоединить к себе Канаду.

К югу от США располагаются страны Латинской Америки. Еще в 1823 году президент США Джеймс Монро провозгласил принцип разделения мира на «американскую и европейскую систему», фактически объявив Латинскую Америку зоной американских интересов. Доктрина Монро стала известна как лозунг «Америка для американцев». США воспринимали земли своих южных соседей как их собственный «задний двор». Как и всякий «задний двор» здесь царит некоторый беспорядок. Хотя латиноамериканские страны нередко разделялись на штаты, их границы не были проведены по параллелям и меридианам. Хотя здесь почти повсеместно существовали республики, конституции, президенты и конгрессы, но регулярность выборов нарушалась, а порой происходили восстания и государственные перевороты. Хотя здесь господствовала западноевропейская культура, жители предпочитали католическую веру, говорили на романских языках и среди них преобладали люди не чисто белой расы. Многие жители США были убеждены, что все эти отличия латиноамериканцев от них порождают лень, необузданность желаний, неспособность к упорядоченной жизни.

Поэтому считалось необходимым время от времени осуществлять вооруженные интервенции в эти страны, чтобы «навести порядок» исключительно для блага проживавших там народов. Такое отношение было закреплено в добавлении к доктрине Монро президента США Теодором Рузвельтом в 1904 году, которое предусматривало осуществление Соединенными Штатами функции «международной полицейской силы» в случае «внутренних беспорядков или бессилия» в странах Латинской Америки. Распоряжаясь в Латинской Америке как в собственном заднем дворе, Т. Рузвельт отторг у Колумбии ее провинцию Панаму и, заключив с ней договор, начал строительство межокеанского канала, потому что он был необходим США. Закрепившись на Панамском перешейке, США овладели ключевыми участками трансамериканской сухопутной магистрали и водного пути, соединившего два главных океана планеты. Отсюда распространялась власть США на обе Америки и Мировой океан.

К западу и востоку от США за широкими просторами океанов располагался остальной мир, в основном дикий и неупорядоченный. Многие народы мира погрязли в невежестве и нищете, томясь под властью маниакальных тиранов, не признающих принципов американской демократии, свободного предпринимательства и основ протестантского вероучения. Миссия Америки всегда состояла и в том, чтобы высоко держать знамя цивилизации и факел свободы для всех стран земного шара и в случае необходимости направлять их на путь Истинной Веры, Свободы и Демократии. Об этом постоянно говорили даже во время воскресных церковных служб в маленьком провинциальном городке, где росли Том Сойер и его создатель Марк Твен.

К тому моменту, когда США стали самой крупной промышленной державой мира, военные возможности этой страны еще не позволяли ставить вопрос о ее мировой гегемонии. Это упущение предлагал устранить американский адмирал Альфред Мэхэн – автор популярной в США с 90‑х гадов XIX века книги «Влияние морской силы на историю». Хотя адмирал признавал, что торговый флот Британии сыграл немалую роль в развитии могущества империи, лишь победы британского военно‑морского флота обеспечили этой стране ведущую рель в мире. «История морского могущества, – подчеркивал адмирал, – это прежде всего история военно‑морских сил». По мнению А. Мэхэна, Великобритания создала самую обширную мировую державу лишь потому, что сумела достичь первенства на морских просторах. Адмирал призывал Соединенные Штаты взять этот опыт Британии на вооружение при разработке планов американской экспансии в Западном полушарии и в бассейне Тихого океана. Вывод А. Мэхэна был кратким: «Кто правит на волнах, тот правит над миром».

По сути Мэхэн призывал США взять за основу своей политики главное положение программы Генриха Мореплавателя (движение по водам Мирового океана), не вдаваясь в детали относительно целей трансокеанского движения. Казалось, какие бы страны и народы не стали на пути Америки, новый могущественный властелин океанских волн сможет расчертить их ровной сеткой из меридианов и параллелей, превратив полученные квадраты либо в штаты для цивилизованных людей, либо в резервации для дикарей.

Призывы Мэхэна скоро начали воплощаться в действия США на международной арене. Захват Соединенными Штатами Филиппин, отторжение ими Панамы от Колумбии с целью сооружения там Панамского канала, оккупация Кубы, демонстрация военной силы у берегов Марокко и другие события конца XIX – начала XX веков показали, что великая средиокеанская держава превратилась в грозную силу, готовую бросить вызов владычице морей и океанов и перекроить мир по своему образу и подобию.

 

Date: 2015-07-23; view: 337; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию