Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 26. Мореплавание изменило ход развития мировой цивилизации





ЕВРОПА ВНЕ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

 

______________________________________

 

Мореплавание изменило ход развития мировой цивилизации. Если до возникновения мореходных стран цивилизация распространялась лишь по суше, очаги развитых культур медленно соединялись в единый пояс, а его‑пределы постепенно расширялись лишь вдоль древней сухопутной трансконтинентальной магистрали, то мореплавание изменило порядок экспансии цивилизованного мира и ее темп. Став мореходной, мировая цивилизация пересекла экватор и одновременно достигла 56‑го градуса северной широты. За несколько столетий после начала развитая регулярного мореплавания и создания первых колоний морских народов (примерно с VIII века до н. э.) к началу II века н. э. государства с оседлым населением стали представлять почти сплошной пояс от Шотландии и Марокко на севере и западе до Индонезии на юге, до Кореи и Японии на востоке. Казалось, что, выйдя за пределы древней сухопутной дороги, цивилизованные страны получили огромный заряд энергии и запас территориальной прочности и прежние напасти из степей им были не страшны.

Однако первые столетия христианской эры ознаменовались новой атакой степных народов на страны цивилизованного пояса. Чем было вызвано широкомасштабное наступление стран степной периферии против цивилизованного мира, продолжавшееся не один век?

Некоторые историки утверждают, что эти драматические события были спровоцированы переменами в мировом климате, вызвавшими засуху в степях Центральной Азии и толкнувшими кочевые народы к нашествиям против оседлых. Вероятно, как и всегда на нашей планете, любые события в биосфере и ноосфере стимулируются солнечной активностью, которая, в частности, могла вызвать небывалые засухи. Однако следует учесть, что в нашествиях против стран цивилизованного пояса приняли участие народы Аравийского полуострова, Северной Африки, Северной Британии, Скандинавии, удаленные от Центральной Азии и ее проблем.

Не отрицая роли климатических перемен как катализатора последовавших событий, стоит обратить внимание на то, что следствием расширения границ цивилизованных империй явилось расширение их контакта с кочевыми народами. По законам политической геометрии периферия цивилизованного мира увеличивалась по мере его расширения в ходе освоения средиземных морей. По законам же политической физики материальная масса богатств цивилизации, возраставшая по мере развития морской торговли, все сильнее притягивала кочевые народы периферии.

Пока пределы Рима были ограничены Апеннинским полуостровом и граница проходила по морям и Альпам, средиморская Италия представляла собой крепость, защищенную со всех сторон морем и высокими горами, в которых обитали небольшие племена, не представлявшие для нее угрозы. Захватив часть Западной Европы, Рим приобрел в качестве соседей многочисленные германские и славянские народы. Потенциальными соседями Рима стали и другие народы, которые по тем или иным причинам могли время от времени перекочевывать в Западную Европу по северной сухопутной магистрали.

Овладев большей частью Британии, Рим приобрел соседей в лице пиктов Каледонии и скатов, проживавших тогда на территории нынешней Ирландии. Завоевав Малую Азию, Рим открыл себя для контактов с народами, извечно проникавшими сюда из Северного Причерноморья или из Центральной Азии по самым разным маршрутам. Взяв же под свое покровительство Боспорское царство, Рим обрел и проблемы этого государства в отношениях с соседними степными племенами. Покорив Сирию и Палестину, Римская империя получила возможность общаться с кочевыми арабскими племенами, испокон веков населявшими Аравийский полуостров. Став владыкой Египта, Рим приобрел соседей в лице кочевых племен, постоянно нападавших на цивилизации Нила с юга Африки. На сей раз такими племенами стали блемии, двигавшиеся на Римскую империю по южной части трансафриканской центральной магистрали. Продвинувшись по северной части окружной трансафриканской дороги от Нила до Атлантики, римляне невольно пригласили в свои пределы все племена Северной Африки, издревле досаждавшие оседлым народам, а поэтому мавры и гетулы атаковали североафриканскую Границу Римской империи.

Аналогичные проблемы возникли и у других крупных цивилизованных держав. Пока границы государств Индостана проходили по восточному берету Инда и были защищены Гималайскими горами, эти страны имели ограниченный контакт с миром кочевых народов, живших к северу, западу и востоку от Индии. Однако победы Маурьев раздвинули границы их державы за Инд, и они стали соседями с племенами Центральной Азии. Расширение же империи на юг привело ее к противостоянию с племенами андхра, жившими на юго‑востоке Индостана. Следствием этого явились постоянные с I по III век н. э. захваты андхрами южных и восточных территорий империи и постоянное продвижение с начала I века кушанов из Средней Азии на север империи. Правда, овладев всей северо‑западной Индией и совершив обычные в таких случаях грабежи и разрушения, кушаны приняли буддизм, быстро «индуизировались» и стали продолжателями древней культуры, сложившейся на полуострове.

До тех пор пока Китай был защищен от северных кочевников могучей Великой стеной, он был в относительной безопасности. Однако расширение китайской державы растянуло ее западную границу и открыло ее для контакта с кочевыми племенами Туркестана и Тибета.

Благосостояние Рима, Парфии, Индии, Китая и других стран цивилизованного пояса оказывало мощное магнетическое воздействие на кочевые народы. Как и за тысячелетия до этого, кочевники старались овладеть материальными благами своих соседей разными способами: они устраивали грабительские набеги или старались устроиться на такую работу в цивилизованных странах, которая позволяла им сохранять личную свободу. Такой работой обычно являлась служба воина. Этому способствовала неизбежная эволюция цивилизованных стран. Отрыв жителей цивилизованных городов от естественных условий делал их плохими воинами. Профессия воина становилась все менее престижной для изнеженных детей цивилизации. С другой стороны, кочевники были лучшими воинами, более здоровыми, смелыми, смекалистыми, неприхотливыми, а также более жестокими в сражениях, Чем представители оседлых народов.]По этим причинам римляне и китайцы охотно брали на воинскую службу представителей кочевых племен и даже позволяли им селиться целыми племенами и охранять свои границы от своих же соплеменников. Таким образом цивилизованные державы вводили в свои пределы ״пятую колонну» или «Троянских коней», внутренности которых были заполнены врагами.

III век н. э. прошел под знаком участившихся нападений кочевников на различные страны цивилизованного пояса. Хунну и сяньбини вторглись в Китай, а сарматы, германские и славянские племена нападали на пограничные области Римской империи. Правда, к концу века цивилизованные державы сумели дать отпор врагам. Китай взял под свою власть государства восточного Туркестана, страдавшие от набегов кочевников. Рим отбросил агрессоров и восстановил нарушенные границы.

Однако в IV веке нападения кочевых народов возобновились С новой силой. Успехи кочевников на западе, в центре и на востоке цивилизованного мира объяснялись схожими причинами и мало отличались от тех, которые обеспечивали победы кочевых Народов над оседлыми в течение прошедших тысячелетий. Хунну Лю Юань был одним из видных военачальников Китая, когда он поднял в 364 году восстание против правительства страны. Через 4 года он сам провозгласил себя императором Поднебесной. Восставшие хунну, находившиеся на службе Китая, открыли пути своим кочевым соплеменникам, и они захватили все провинции страны к северу от Янцзы. Вслед за хунну в Китай вторглись тунгусские племена сяньби, а за ними тибето‑тагнутские племена. В течение полувека северный Китай был ареной непрерывных войн между различными племенами, что привело К разорению страны и гибели миллионов людей. Потребовалось немало десятилетий, прежде чем Китай сумел восстановить свои былые границы и разрушенное хозяйство.

Борьба с кочевниками в эти столетия шла и в других странах цивилизованного пояса. В середине V века начались вторжения в Индию так называемых гуннов‑эфталитов, которые были отражены лишь с огромным напряжением сил. Однако в конце века эфталиты возобновили свое вторжение на северо‑западе Индии. Вскоре эфталиты овладели Пенджабом, долинами Инда и Ганга, Раждастаном, а затем и частью центральной Индии. Вторжение эфталитов осталось мрачной вехой в истории Индии. Древние города лежали в развалинах. Население было ограблено, а его значительная часть истреблена. В XII веке в своей истории Кашмира Кальхана писал: «Когда земля была наводнена варварами, их царем стал Мизиракула, чьи жестокие деяния сделали его подобным богу разрушения. О его приближении становилось известным бегущему от него населению по коршунам, воронам и другим подобным им птицам, жаждущим упиться кровью тех, которые были убиты его воинами».

И все же, несмотря на мощные удары, наносимые кочевыми народами державам восточной части цивилизованного пояса, степным агрессорам редко удавалось завоевать весь Индостан или весь Китай. Удары кочевников принимали на себя северные области Индии, северные и западные области Китая. Зачастую кочевники выдыхались прежде, чем достигали центральных и приморских областей этих стран. Южная Индия и юго‑восточный Китай представляли собой вторую оборонительную полосу этих цивилизаций. Там сохранялись независимые процветавшие государства, активно занимавшиеся морской торговлей даже в те времена, когда кочевники хозяйничали на севере этих стран. Так территориальный запас прочности, который стал создаваться в Китае и Индии еще на заре истории этих стран, спасал их от полного уничтожения и гибели их культур. Этот пояс обороны прикрывал развивавшиеся центры морской торговли.

В отличие от Китая и Индии Рим не обладал подобным территориальным запасом прочности. Несмотря на свои значительные размеры, большая часть Римской империи не имела достаточной глубины, чтобы создать вторую оборонительную полосу. Пояса империи, протянувшиеся по обе стороны Средиземного моря, были слишком тонкими, и кочевники могли сравнительно легко и быстро пройти от сухопутных границ до моря во многих местах.

Восстание даков против Рима и отделение Галлии от империи сделали территорию империи от границ до морских побережий еще более узкой. Вторжения кочевников извне были поддержаны выступлениями племен, перешедших когда‑то на службу к Риму, а также восстаниями рабов, подавляющая часть которых была представителями покоренных народов. Римская империя была атакована по широкому фронту различными отрядами с востока, юга и северо‑запада. Наибольшая масса племен, двинувшихся на империю, шла с востока на за гид потоками, параллельными древнему северному пути.

В течение двух веков (с середины III до середины V века) империя была вынуждена постепенно отступать под натиском даков, гуннов, сарматов, аланов, вестготов, вандалов и многих других племен, а также под натиском восставших рабов и сепаратистских мятежников отдельных провинций.

Крушение Римской империи означало гибель самой крупной державы, созданной в результате экспансии средиморского народа. Несмотря на огромные успехи, Римская империя не смогла добиться такого уровня развития, который бы позволил ей одолеть вечных противников цивилизаций. Как это было уже не раз в истории, кочевая периферия повернула развитие общества вспять. Ветви цивилизации, протянувшиеся на европейский континент, оказались обрубленными.

Строй, который заменил имперский, был схожим с тем, который устанавливали обычно кочевые народы, покорявшие цивилизованные страны с древнейших времен. Кажется, что в нем законсервировались порядки воинских соединений, сокрушивших Римскую империю. Феодальный строй опирался на многоступенчатую воинскую иерархию, всевластие командира над своими подчиненными, беспрекословное подчинение рядовых воинов своему начальству. «Хартии вольностей» закрепляли автономию отдельных военачальников‑баронов, в том числе их господство над крестьянами и свободу веления войн против своих соседей. Подобно солдатам крестьяне были лично свободными, но лишенными прав на землю, и феодалы‑командиры могли их перебрасывать на любое поле, как в ходе боевых действий.

В то же время, обладая внешне четкой организацией, напоминающей кристаллическую структуру, феодальные порядки в во многом отражали древние обычаи полу оседлых племен, а не логику воинских уставов или иных правовых норм. Как и во всяком первобытном обществе, устройство западноевропейских государств покоились не столько на рациональных основах, сколько на поддержании традиций в общественном поведении и общественной культуре. Черты традиционного общества можно усмотреть в преданности вассалов своим сеньорам, фанатичной религиозности масс, рыцарских и церковных ритуалах.

Как и в первобытных племенах, в которых роль вождя племени сводилась к минимуму в мирное время, отсутствие внешней угрозы ослабляло значение вышестоящего воинского начальства. Казалось, что после падения Рима нужда в централизованном руководстве многими объединениями племен отпала, и они распались. В дальнейшем же необходимость в королевской власти осознавалась лишь во времена опасности для конгломерата феодальных образований, входивших в состав того или иного королевства. При отсутствии же такой угрозы власть короля над своей страной была ограниченной сохранявшимися привилегиями формально подвластных ему феодалов.

Считается, что после падения Римской империи в Западной Европе восторжествовал феодализм, который был прогрессивным по сравнению с рабовладельческим строем. По мнению авторов «СИЭ» на территории Франкского государства, то есть там, где прежде существовали провинции Римской империи, развитие феодализма получило наиболее завершенное, классическое выражение. Действительно ли феодализм принес прогресс той части Европы, которая входила в состав Римской империи?.

Не только общественное, но и хозяйственное развитие Западной Европы возвращалось к доримским временам традиционного общества. Оторвавшись от своего ствола, ветви древней цивилизации долго не могли пустить корни в северном краю.

Покончив с делением на «цивилизованную зону» и «варварскую». Европа превратилась в полуварварскую периферию цивилизованного мира. Основой феодального общества служило небольшое самообеспечивавшееся сельское хозяйство, чьи связи с рынком и городами были сведены к минимуму.

Рим и другие центры мирового развития, существовавшие на территории великой империи, лежали в руинах. Наука, культура, образование, достигшие высокого уровня во многих городах Римской империи, были забыты. Материальная инфраструктура Рима пришла в упадок. Камни римских сооружений использовались для строительства простых сельских домов. Римские дороги и мосты уничтожались для того, чтобы помешать очередной орде варваров совершить грабительский набег. Как справедливо отмечает де Кэмп, «большинство европейцев жили снова в изолированных друг от друга деревнях, как в начале аграрной революции, полагаясь на сельское хозяйство и домашние ремесла… Средневековая Европа настолько отстала от уровня Рима в обеспечении городских условий жизни, что… Рим первого века но вой эры был лучше обустроен, чем Лондон или Париж 1700 года с точки зрения поддержания состояния улиц, канализации, обеспечения полицейского порядка и защиты от пожаров».

За несколько столетий, прошедших после падения Рима, европейцы утратили связь с культурой, принесенной им с берегов Средиземного моря. Поэтому, когда Карл Великий (768–814), пожелав создать свою империю по образцу и подобию Римской, приказал строить дороги, мосты и каналы, то построенные по его приказам мосты сгорали, каналы заносило песком, а дороги быстро разрушались.

И все же, возможно, попытки возродить разрушенную цивилизацию могли бы гораздо раньше дать плодотворные всходы, если бы Европа вновь не стала жертвой новых нашествий кочевых народов. В конце X – начале XI веков в земли, расположенные по среднему течению Дуная и берегам Тиссы и входившие в состав Великоморавской державы вторглись племена венгров. Хотя родина венгров до сих пор точно не установлена, предполагается, что они пришли из Приуралья, Прикамья и Поволжья. Не исключено, что значительную часть своего пути на запад венгерские племена проделали по древнему северному сухопутному маршруту. Дойдя до Адриатического моря, венгры разгромили славянские государства, находившиеся в этом регионе, а их жителей превратили в своих рабов.

Еще раньше с конца VIII века Европа стала: подвергаться на бегам и нашествиям норманнов, населявших Скандинавию и Ютландию. Как и морские народы, атаковавшие древние цивилизации во II тысячелетии до н. э., норманны совершали грабительские походы, занимались пиратством, захватом земель. Впрочем, порой они предпочитали и более мирные способы изъятия богатств у других народов, совмещая грабежи и насилия с торговлей.

Норманны атаковали всю Европу. Особенно притягивали их более богатые и процветавшие страны, расположенные вдоль морских побережий или по течениям крупных рек. Одним из первых объектов нападения норманнов стала Ирландия, которая в период всеобщего упадка, благодаря своему островному положению, сумела защититься от наиболее разрушительных нашествий кочевников и в V–VIII веках превратилась в один из главных центров христианства и церковного образования в Европе. Вторжения норманнов в Ирландию с 755 года привели к тому, что они обосновались в ряде прибрежных поселений. Хотя длительная борьба с ними увенчалась в 1014 году их разгромом, Ирландия была так ослаблена норманнским нашествием, что это облегчило последующее вторжение англичан на Зеленый остров.

Впоследствии норманны вторглись в самую крупную европейскую державу – Франкское государство. На северо‑западе этого государства они осели и в 911 году создали свое герцогство. В 1066 году норманны захватили Англию и часть Ирландии. Одновременно норманны предприняли походы в Кордовский эмират на Пиренейском полуострове, овладели Сицилией и югом Италии, где в 1130 году создали Сицилийское королевство. Они проникли по Висле, Неману, Северной Двине в глубь Восточной Европы. Норманнские дружины осели и на Руси. Одновременно Византия и ее столица подверглись нападениям норманнов из Сицилийского королевства. По Волге норманны спустились вниз до Каспия и совершили грабительские набеги на земли Ирана. Эти первоклассные мореходы достигли необитаемых земель Исландии и Гренландии, где и осели. Есть данные о том, что норманны добрались до Америки.

Видя в норманнах носителей высшего «готического» духа, или нордической расы, О. Шпенглер и А. Розенберг утверждали, что их нашествия способствовали созидательному государственному процессу в Западной Европе. На самом деле государства норманнов носили те же черты военных формирований, которые были характерны для феодального строя, созданного варварскими армиями‑победителями Рима. Смелые и энергичные норманны не принесли в захваченные ими страны ничего, кроме разрушения. Постоянно расширяя фронт своих операций, норманны нанесли сокрушительный удар по многим странам Европы. По словам историка инженерного дела Л. Спрейгаде Кэмпа, набеги норманнов «отбросили Европу на самое низкое положение, ко то рое она занимала последнюю тысячу лет». Нет никаких оснований полагать, что генетические качества норманнов принесли Западной Европе прогресс.

Поиск технических и научных знаний, образцов высокой культуры заставлял находившихся в состоянии культурной деградации европейцев обращать свои мысленные взоры к погиб шей цивилизации. Хотя большая часть книг того времени посвящена религиозным трактатам и жизнеописаниям святых, в X веке н. э. появилась книга Эраклия «Об искусствах римлян». Стремясь вернуть утраченные знания и духовные богатства, европейцы искали рукописи древнегреческих и древнеримских авторов. Однако оригиналы этих произведений погибли в варварском хаосе Западной Европы и об их содержании западные европейцы узнавал и из книг, прибывших из арабского халифата. Книги Аристотеля и Платона были написаны на арабском, и их переводили евреи, жившие в Испании.

Требования развития вынуждали Западную Европу, отделившуюся от стран центральной магистрали, вновь искать контакта с цивилизациями, существовавшими в далеких краях или в далеком прошлом. По мнению Мечникова, народы Западной Европы «в средние века живут исторической жизнью лишь постольку, поскольку им удалось спасти при крушении древнего мира те культурные ценности, которые они приобрели у Рима и Греции; культ их носит греко‑семитический характер, а их государственное устройство отмечено элементом цезаризма. Их наука арабского или еврейского происхождения, а искусство – византийского. Только одна архитектура составляет в этом отношении исключение». Кажется, что в строгих линиях замков и храмов средневековья, а также в религиозном искусстве и церковной музыке отразились кристаллически симметричные структуры феодального строя Западной Европы.

Сведения о том, что мировая цивилизация не погибла, а продолжает развиваться, поступали из стран Востока вместе с редкими товарами. Китайский шелк и клинки из Дамаска и Толедо, пряности из недоступных Южных морей, индийские хлопчатобумажные ткани И изделия из слоновой кости и кожи служили материальными доказательствами, казалось, безнадежного отставания Европы от Востока. Многие наиболее значительные открытия этого времени и их технические воплощения, такие как порох и алкоголь, были созданы в Китае или арабских странах. Даже распространившаяся в Европе в XIV веке азартная игра в карты была китайским изобретением. Свидетельства отставания Европы от стран Азии подкреплялись рассказами купцов. Особое внимание к странам Востока проявлялось в торговых городах Европы, возникавших там, где прежде проходили основные сухопутные, речные и морские торговые пути.

Реальные сведения о странах Азии переплетались с преувеличенными и вовсе фантастическими измышлениями многочисленных паломников, отправлявшихся в Иерусалим и по пути посещавших Византию, Сирию и Палестину. В это время Сирия и Палестина переживали экономический подъем. Очевидцы рассказывали о баснословных богатствах Востока. Ствол древнего Дерева Цивилизации продолжал оказывать магнетическое влияние на отпавшую от него и сильно одичавшую европейскую ветвь.

Христианская же вера помогала европейским народам находить удобное идеологическое обоснование тяги европейцев к древним центрам цивилизации. Идея всеобщего равенства, изложенная в Новом завете, ветхозаветная история борьбы иудейского народа против владык Египта, Ассирии и Вавилона, рассказ о Гробе Господнем, который оказался в руках у «неверных», служили обоснованием для крестового похода на Восток для «восстановления справедливости» и перераспределения богатств ״еретиков» и их «неправедных царей» в пользу народов бедной европейской периферии.

Характерно, что Первым походом европейцев на Восток был ״поход бедноты» в 1096 году. В нем приняли участие самые бедные крестьяне Франции и Германии, те, кто в наибольшей степени испытывал потребность в улучшении своей доли. Разгром этого войска не остановил организаторов нового похода на Иерусалим, который состоялся в том же году и стал считаться Первым Крестовым походом. В ходе первых крестовых походов объединенным силам европейских государств удалось создать временный плацдарм на Ближнем Востоке в виде Иерусалимского королевства, но контратаки мусульманских народов вынуждали Крестоносцев вновь и вновь сражаться за Иерусалим в течение полутора веков и в конечном счете утратить его.

Попытка прорыва на Восток не принесла Западной Европе ощутимых и прочных побед, а ее следствием стали разрушения и гибель сотен тысяч людей. Крестовые походы продемонстрировали отставание Западной Европы от остального цивилизованного мира. Вместе с тем походы на Восток привели в движение те экономические, социальные и политические силы в Западной Европе, которые способствовали процессу Возрождения.

 

Date: 2015-07-23; view: 459; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию