Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комплекс № 9





1. Массаж рук (см. комплекс № 2).

2. Массаж ног (см. комплекс № 2).

3. Сгибание и разгибание рук (см. комплекс № 2).

4. Сгибание и разгибание ног (см. комплекс № 3).

5. Массаж живота (см. комплекс № 1).

6. Поворот со спины на живот (см. комплекс № 2).

7. Массаж спины (см. комплекс № 2).

8. Массаж стоп. Рефлекторные упражнения для стоп (см. комплекс № 1).

9. Круговые движения руками (см. комплекс № 5).

10. «Скользящие шаги» (см. комплекс № 3).

11. Поворот со спины на живот (см. комплекс № 2).

12. Вибрационный массаж грудной клетки (см. раздел «Как делать массаж и гимнастику?»).

Если ребенок часто болеет острыми респираторными вирусными инфекциями с осложнениями, физкультура может прийти на помощь. В данном случае ее задачами являются:

• улучшение функции дыхания (восстановление нормального ритма, глубины и частоты дыхания);

• уменьшение спазма (сужения) бронхов, стимуляция их дыхательной функции;

• ускорение процесса рассасывания воспалительных очагов, предупреждение перехода болезни в хроническую форму;

• предотвращение возможной деформации грудной клетки. Прежде всего больному ребенку необходимо придать такое положение, при котором диафрагма (мышца, разделяющая грудную и брюшную полости) спустилась бы и облегчилось дыхание (так как объем грудной клетки станет больше). Это положение достигается, когда верхняя половина тела (голова и туловище) приподняты примерно на 20°.

Кроме того, во время болезни необходимо часто менять положение тела ребенка: переворачивать его в кроватке, брать на руки, держать вертикально.

Для лучшего отхаркивания 3–4 раза в день нужно придавать малышу «дренажное положение» (когда голова и грудь ниже туловища и ног) на 2–5 минут. «Дренажное положение» сочетают с массажем грудной клетки. Как правило, это легкое поколачивание и вибрационный массаж.

При повышении температуры тела состояние ребенка облегчит поглаживающий массаж (его можно проводить с подогретым маслом – оливковым, пихтовым, эвкалиптовым, подсолнечным); поглаживание под одеялом (если нет отрицательной реакции). После такого гипотер‑мического (снижающего температуру тела) массажа ребенка следует обернуть махровым полотенцем, накрыть одеялом и дать теплое питье.

После снижения температуры рекомендуется выполнить комплекс № 9.

При пупочной грыже также необходимы занятия физкультурой, в процессе которых:

• укрепляется вся мускулатура, поэтому упражнения для рук, ног, спины не противопоказаны;

• если у ребенка повышена возбудимость (а в современных условиях это не редкость), проводится общий поглаживающий массаж;

• для укрепления мышечного корсета позвоночника проводится массаж спины в положении лежа на животе.

При индивидуальном подборе упражнений необходимо обращать внимание на:

• лечение положением, то есть на 1–3 минуты укладывать ребенка на живот перед каждым кормлением;

• массаж живота, который делается так же, как и здоровому ребенку, то есть выполняются все приемы. Но вначале нужно легким поглаживанием как бы «утопить» грыжу (но не вправлять ее насильно!), а затем массировать живот одной рукой, мягко поддерживая грыжу другой.

Для укрепления пупочного кольца можно делать легкие поступательные движения вокруг пупка (точечные).

При пупочной грыже рекомендуется проводить следующие упражнения.

1. «Парение» в положении на спине (см. комплекс № 3).

2. Укладывание на живот (см. комплекс № 1).

3. «Парение» в положении на животе (см. комплекс № 3).

4. Положение на весу на боку. Исходное положение – ребенок лежит у вас на руках на боку. При этом его голову, туловище и ноги нужно удерживать горизонтально.

5. Попытка к присаживанию из положения лежа на спине. Зафиксировав ноги ребенка и захватив его руки так, как это показано на рисунке 29, слегка приподнимите его голову и плечевой пояс. Если мышцы очень слабы и упражнение не получается, попытайтесь положить малыша на подушку так, чтобы верхняя половина туловища была выше плоскости стола на 45°.

6. «Хватание» игрушки из положения на животе. Положите малыша на живот и побуждайте его, приподнявшись, взять игрушку поочередно каждой рукой или обеими руками сразу. Ноги ребенка зафиксируйте.

7. Рефлекторное разгибание головы и спины в положении на весу. Упражнение выполняется так же, как и «Положение пловца» (см. комплекс № 2). Для его усложнения можно уложить малыша на край стола, зафиксировать ноги, а голову и грудь оставить без опоры. Стимулируя малыша словом или игрушкой, побуждайте его разогнуться.

8. Упражнение, аналогичное предыдущему, только при его выполнении ребенок лежит на столе на спине, а голова находится на весу. Побуждайте малыша приподняться.

Упражнение активное, и, если ребенку оно не нравится, лучше не настаивать.

9. Поднятие ног до горизонтального положения. Ребенок лежит на столе на спине так, что ноги и часть ягодиц были на весу. Придерживая за туловище, добивайтесь того, чтобы он поднял ноги до горизонтального положения.

10. Поднятие выпрямленных ног до уровня гимнастической палки (см. комплекс № 5).

11. Наклоны туловища и выпрямление (см. комплекс № 5).

Если у малыша грыжа сильно выражена и не вправляется, лучше всего, после того как сделан массаж живота, положить на нее сложенный

бинт, предварительно сняв упаковочную бумагу, и прибинтовать эту «шину» эластичным бинтом. После гимнастики это приспособление с туловища снимается. Не забывайте о лечебном плавании. Если у ребенка пупочная грыжа, сделайте все возможное, чтобы посещать бассейн (разумеется, с разрешения врача).

Как проверить эффективность гимнастических занятий?

О физическом развитии ребенка можно судить по тонусу мышц. У здорового ребенка тонус мышц (готовность их к действию или бездействию) нормальный.

При повышенном тонусе ребенок не сможет выполнять пассивные упражнения даже под вашим руководством. Если тонус снижен, вы тоже

это сразу поймете, так как малыш не в состоянии выполнять упражнения, требующие активности. Например, такое упражнение, как поднимание или присаживание за отведенные в стороны руки, не получится, если тонус брюшных мышц и передней шейной мускулатуры снижен.

А если снижен тонус мышц плечевого пояса, малыш не сможет выполнить присаживание, держась за кольца (рис. 52).

 

Рис. 52

Приседать самостоятельно (и сидеть на корточках) ребенок способен только тогда, когда тонус мышц в норме. Сила мышц тоже является показателем физического развития. Ее можно проверить достаточно простым способом. У старших детей это делается с помощью динамометра [7], но маленький ребенок не может понять, что от него требуется. В этом случае понаблюдайте, как он действует с предметами. Если, например, начиная с 6 месяцев ребенок уверенно берет игрушку из рук взрослого, подолгу занимается ею, стучит, размахивает и т. д., значит, можно говорить о созревании мышц кисти и силе мышц руки. Попробуйте определить, сколько секунд или минут малыш может манипулировать игрушкой. Если ребенок в 5–6 месяцев держит игрушку в течение 30 секунд, то такой показатель говорит о нормальной силе мышц руки (вспомните, что уже с 6 месяцев во время гимнастики мы вкладываем ребенку в руки колечки).

Затем с увеличением времени, в течение которого ребенок удерживает игрушку в руке, вы сможете судить о результативности и качестве занятий.

Аналогично можно проверить качество занятий, направленных на развитие силы мышц живота, спины, ног. Например, если малыш сначала удерживает голову только 30 секунд, а потом это время постоянно увеличивается – значит, сила мышц шеи и спины возрастает.

Малыша старше 1 года 6 месяцев можно положить на живот на край стола, зафиксировать ноги и проследить, сколько секунд (минут) он может пробыть в состоянии «ласточки», лежащей на воде.

И, наконец, когда вы предлагаете ребенку выполнить упражнение «поднятие выпрямленных ног до уровня гимнастической палки», вы проверяете силу мышц живота и ног. Предложите малышу поднять прямые ноги и дотянуться ими до палки, затем на 1–2 секунды отодвиньте палку так, чтобы ноги не опирались на нее. Понаблюдайте, сколько секунд он может удерживать ноги. По продолжительности времени вы будете судить о качестве созревания мышц живота.

Ребенку постарше можно предложить такую игру: когда он выпрямит ноги, положите на них воздушный шарик или лист бумаги и посмотрите, сколько времени он их удерживает. Но помните: мы проверяем только качество движения, поэтому речь идет о секундах – минутах.

Ни в коем случае не заставляйте ребенка длительно держать ту или иную позу. Уже сам показатель развития движений свидетельствует о том, что мышцы ребенка созрели.

Еще один показатель физического развития ребенка – объем движений в суставах. Если он встает, поворачивается, перешагивает через небольшие препятствия, поднимается на возвышения – это свидетельствует о том, что объем движений в суставах нормальный.

И наконец, координация движений. Среди показателей развития движений (см. приложение 2) на 2‑м и 3‑м году жизни есть такие движения, как перешагивание через одно или ряд препятствий. Присмотритесь, как это делает ваш ребенок. Если он (возраст 1 год 6 месяцев) легко перешагивает через палочку, лежащую на полу или приподнятую над полом на 5–15 см, значит, его двигательные центры созрели для регулирования мышечной деятельности, согласованных действий мышц. У него достаточная мышечная сила, так как для перешагивания нужно перенести тяжесть тела сначала на одну ногу, а потом на другую.

Об этом же свидетельствует умение ребенка преодолевать ряд препятствий чередующимся шагом. Сначала он держится за руку взрослого или за стол, стул – словом, ищет опору. И только когда мышцы сформируются, он самостоятельно и свободно выполняет это упражнение.

Для проверки этих умений нужно правильно разместить препятствия: расположите брусочки или палочки так, чтобы они лежали на расстоянии 20 см друг от друга и чтобы ребенок не мог обойти их, для чего сбоку положите палочки или веревку.

И, наконец, эффективность гимнастических упражнений вы можете проверить по данным плантографии, то есть по состоянию стопы. Как только малыш начал самостоятельно ходить, сделайте плантограф, и по динамике изменения его стопы вы сможете получить большую информацию.

Для изготовления плантографа вам понадобятся пяльцы для вышивания. Заправьте в них любую хлопчатобумажную ткань, а сверху полиэтиленовую пленку. Плантограф готов. Обмакните ватный тампон в тушь, разведенную водой 1:1, и смочите его хлопковую поверхность. Положите на пол или на стул лист бумаги, на него – плантограф смоченной стороной вниз, а сверху на полиэтиленовую пленку поставьте ребенка. Получится отпечаток стопы. Если эту процедуру вы будете делать ежеквартально, то увидите, как созревает опорно‑связочный аппарат стоп малыша. Ведь характер отпечатков стоп напрямую связан с состоянием здоровья и показателями различных движений. Если у ребенка рахит или избыточная масса тела, отпечатки, как правило, показывают плоскую стопу Если же стопа сформировалась правильно, то ваш ребенок бегает, прыгает, танцует лучше своих сверстников.

Заключение о состоянии опорного свода стопы делается на основании положения двух линий, проведенных на отпечатке: первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком, вторая – с основанием большого пальца (рис. 53).

 

Рис. 53

Если обе линии расположены внутри контура – стопа плоская (а), если контур находится между линиями – стопа уплощенная (б), если вне линий – стопа нормальная (в). При осмотре стопы следует обратить внимание на положение пятки. При нормальной стопе оси голени и пятки совпадают, при продольном плоскостопии – образуют угол, открытый кнаруже (вальгусная установка стопы). Положение пятки можно определить по обуви ребенка: при вальгусном положении ребенок стаптывает внутреннюю часть подошвы, при варусном – наружную часть.

У большинства детей качественное созревание стопы завершается в возрасте от 3 лет до 3 лет 3 месяцев. Если у ребенка старше 3 лет все еще плоские отпечатки стопы – это основание для беспокойства, так как у него может в дальнейшем развиться плоскостопие.

Итак, вы вместе с ребенком овладели первыми шагами физического воспитания. Если вы следовали нашим рекомендациям, ребенок уже никогда не забудет о пользе физических упражнений.

 

Date: 2015-07-23; view: 457; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию