Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комплекс № 5





1. Сгибание и разгибание рук с кольцами.

2. «Скользящие шаги».

3. Поворот со спины на живот в обе стороны.

4. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно.

5. Массаж живота.

6. Наклоны туловища и выпрямление.

7. Массаж спины.

8. Поднятие выпрямленных ног.

9. Приседание.

10. Присаживание с фиксацией колен из положения лежа на спине.

11. Круговые движения руками.

Техника выполнения Сгибание и разгибание рук с кольцами (см. комплекс № 4).

«Скользящие шаги» (см. комплекс № 3).

Поворот со спины на живот в обе стороны (см. комплекс № 2).

Сгибание и разгибание ног (см. комплекс № 3).

Массаж живота (см. комплекс № 1).

Наклоны туловища и выпрямление (рис. 33). Упражнение можно делать только тем детям, которые хорошо стоят самостоятельно.

Исходное положение – ребенок стоит на столе, спиной к вам. Ладонью левой руки придерживайте колени ребенка, предупреждая сгибание в коленных суставах. Ладонь правой руки положите на живот ребенка для поддержки туловища. Побуждайте его наклоняться за игрушками, не приседая. Для этого положите перед малышом или два одинаковых предмета (колечки, погремушки – то, что удобно взять одной рукой), или палочку. Сначала побуждайте его взять эти предметы двумя руками, потом точно так же положить.

Это упражнение активное. Повторяется 2–3 раза. При его выполнении работают мышцы спины.

 

 

Рис. 33

В более старшем возрасте, когда в опоре для туловища ребенок уже не нуждается, можно усложнить упражнение: закрепите палочку или веревочку так, чтобы они находились на уровне тазобедренных суставов ребенка, тогда он будет самостоятельно выполнять это упражнение с выпрямленными ногами. Кроме того, подняв палочку, малыш может завести ее за голову до полного выпрямления позвоночника. Массаж спины (см. комплекс № 2).

Поднятие выпрямленных ног.

Пассивное упражнение (рис. 34). Исходное положение – ребенок лежит на спине, ногами к вам. Мягко зафиксируйте его коленные суставы так, чтобы большие пальцы были на задних поверхностях голеней, а остальные легли на коленные чашечки. Поднимайте выпрямленные ноги ребенка до вертикального положения, сгибая их в тазобедренных суставах, затем возвратите в исходное положение.

Упражнение повторяется 6–8 раз в медленном темпе. При его выполнении работают мышцы брюшного пресса и тазобедренного сустава.

 

Рис. 34

Активное упражнение. Проводится после 10 месяцев. Для его проведения понадобятся 2 палочки диаметром 2 см и длиной 40 см. Предложите ребенку достать палочку, расположенную на высоте его прямых ног, говоря при этом: «Подними ноги, достань палочку…». Для того чтобы ребенок доставал палочку именно ногами, зафиксируйте его руки за головой с помощью другой палочки (рис. 35).

 

Рис. 35

Вначале выполнения упражнение, как правило, несовершенно: ноги ребенка согнуты в коленных суставах, стопа распластана, живот не втянут. В таком случае прикоснитесь палочкой к его стопам, побуждая удерживать ее пальцами и поднимать ноги до прямого угла с туловищем. Приседание (рис. 36). Это упражнение можно делать только тогда, когда вы убедитесь, что ребенок хорошо стоит без опоры и сам присаживается на корточки.

 

 

Рис. 36

Исходное положение – ребенок стоит лицом к вам. Дайте ему ухватиться за ваши руки и предложите присесть на корточки, не наклоняясь, а затем вновь встать на ноги. В дальнейшем ребенок будет выполнять это упражнение, держась за кольца, палочки, обруч и т. д. Присаживание с фиксацией колен из положения лежа на спине (см. комплекс № 4).

Круговые движения руками (рис. 37). Это упражнение самое сложное для мускулатуры рук и плечевого пояса, так как является комбинацией всех движений плечевого сустава. Поэтому оно назначается после освоения более простых упражнений (скрещивание рук на груди, сгибание и разгибание рук и т. д.).

Исходное положение – ребенок лежит на спине, ногами к вам, руки вдоль туловища. Дайте малышу ухватиться за ваши большие пальцы либо за кольца. Осторожно разведите его руки в стороны и опустите вниз. Следите за тем, чтобы руки ребенка при выполнении упражнения были прямые. Поднимая руки малыша вверх, не запрокидывайте их за голову, они должны находиться на уровне ушных раковин. Повторите упражнение 4–6 раз.

Упражнение пассивное. Темп выполнения медленный.

 

Рис. 37

 

Комплекс упражнений для детей 1 года 2 месяцев – 3 лет

В этом возрасте малыш ходит, не присаживаясь, держит предметы в руках, может самостоятельно приседать, вставать, пятиться.


Еще большее внимание теперь нужно уделять организации бодрствования, одежде, подвижным играм. С 2 лет обязательно начинайте делать по утрам зарядку. Ребенку просто необходимы специальные занятия гимнастикой, ведь нагрузка на позвоночный столб возрастает.

Для занятий можно освободить место в комнате, застелив его ковром (хорошо выбитым) или сложенным одеялом. Мягкую подстилку на улице заменит газон (очищенный от осколков, грязи), песок.

Одежда для занятий не должна затруднять движений. Она должна обеспечивать доступ воздуха к коже.

Дома и в летнее время на улице дети могут заниматься в трусиках и босиком, в более прохладную погоду – в спортивном костюме и легкой мягкой обуви. Словом, одежда должна быть такой, чтобы можно было следить за положением позвоночника, лопаток, осанкой ребенка.

С 1 года 2 месяцев и до 3 лет, занимаясь с ребенком, вы должны помнить о задачах, которые решаются с помощью специальных упражнений.

• Научить ребенка правильно ходить. При правильной ходьбе линия опоры должна проходить через пятку и второй палец ноги, при этом внутренний край стопы приподнят, что бывает при ходьбе по прямой линии с параллельным положением стоп. На занятиях гимнастикой такая ходьба воспитывается путем постепенного (по мере тренировки) сужения дорожки (от 30 до 10 см), по которой ходит ребенок (рис. 38).

 

 

Рис. 38

• Воспитывать чувство равновесия. От решения этой задачи зависит ловкость, смелость ребенка в тех случаях, когда ему нужно будет пройти по узкой дорожке, бревну, перешагнуть через какое‑то препятствие и т. д. (рис. 39, 40).

 

Рис. 39

 

Рис. 40

Для этого учите его ходить по ограниченной поверхности (начиная с поверхности шириной в 30 см и постепенно доводя ее до 20 см), поднимая ее на определенную высоту (от 15 см в 1 год 6 месяцев; до 25–30 см к концу 3‑го года). К концу 3‑го года ребенок сможет пройти по палке или веревке, лежащей на полу. • Заниматься профилактикой плоскостопия (рис. 41, 42). Дело в том, что у большинства детей свод стопы формируется к 3–3,5 годам, но при недостаточных воздействиях, мышечной слабости, избыточной массе тела формирование свода задерживается. Правильному формированию стопы способствуют ходьба босиком (по земле, траве, то есть естественным покрытиям) или специальные упражнения (перекатывание босыми ногами карандаша, веревочки и т. д). Можно использовать для этого специальные тренажеры.

 

Рис. 41

 

Рис. 42

• Формировать хорошую осанку, выполняя специальные упражнения для мышц спины (ползание на четвереньках, подлезание под различные поверхности на высоте 25–30 см и т. д., рис. 43, 44, 45, 46, 47, 49, 50).

 

Рис. 43

 

Рис. 44

 

Рис. 45

• Воспитывать координацию движений. Ребенок выполняет разнообразные упражнения, заключающиеся в переступании, перепрыгивании и т. д. (рис. 39, 40, 48, 51).

 

Рис. 46

 

Рис. 47

 

Рис. 48

 

Рис. 49

 

Рис. 50

 

Рис. 51

Для занятий с детьми 1 года 2 месяцев – 3 лет рекомендуются комплексы № 6, 7 и 8 (см. таблицу 2). Все приведенные здесь комплексы примерные. Эти наборы упражнений рассчитаны на абсолютно здоровых детей.


В приложении 1 приведена таблица, в которой указаны возрастные показатели для назначения каждого упражнения, его целевая установка и противопоказания. Одни и те же упражнения усложняются в зависимости от возраста и степени тренированности ребенка.

Самое главное – точно следовать методике выполнения каждого упражнения и технике массажа, и тогда, если вы даже не имеете профессиональной подготовки, вреда ребенку не принесете. Если вам понравились рекомендации в каком‑либо другом пособии, то попробуйте «примерить» каждое упражнение к своему ребенку, опираясь на таблицу, представленную в приложении 1. Тогда ваш «банк» гимнастических упражнений будет постоянно пополняться, и интерес ребенка к занятиям не угаснет.

Таблица 2 Примерные комплексы гимнастических упражнений для занятий с детьми от 1 года 2 месяцев до 3 лет

 

 

При составлении комплексов гимнастических упражнений необходимо руководствоваться следующими правилами:

• нагрузка для всех мышечных групп (мышцы рук и плечевого пояса, мышцы ног и стоп, мышцы спины и всей задней мускулатуры, мышцы брюшного пресса и всей передней мускулатуры) должна быть одинаковая;

• упражнения для разных мышечных групп необходимо чередовать (то есть если основная нагрузка в первом упражнении была рассчитана на мышцы плечевого пояса, то следующее должно нести нагрузку на мышцы ног и живота). В момент отдыха мышца освобождается от накопившихся в ней продуктов утомления (молочной кислоты и др.);

• следует чередовать исходные положения для упражнений. Так, у детей, еще не научившихся сидеть, нужно менять исходные положения лежа на спине и лежа на животе, у детей, которые уже умеют сидеть, – лежа на спине, на животе, сидя. Когда ребенок научится стоять без опоры, то чередуют исходные положения сидя, лежа на спине и на животе. На 2–3‑м годах жизни не менее половины упражнений следует делать из исходного положения лежа для разгрузки позвоночника и стоп;

• упражнения нужно чередовать с отдыхом, так как нервно‑мышечный аппарат ребенка раннего возраста быстро утомляется.

В грудном возрасте, когда с детьми занимаются индивидуально, отдыхом между упражнениями является массаж. У более старших детей это момент, когда ребенок смотрит, как делает упражнение взрослый;

• занимаясь физкультурой с малышом, особое внимание надо обращать на те движения, которые часто употребляются во все возрастные периоды. Это движения, рассчитанные на перемещения тела: поворот со спины на живот, ползание, ходьба. Причем воспитанию правильной ходьбы придается большое значение, когда ребенок уже самостоятельно ходит.

Как сделать занятия интересными и безопасными для ребенка?

Самое главное противопоказание для проведения занятий – это отрицательная реакция ребенка на упражнение, массаж или закаливающую процедуру. Необходимо выяснить причину такой реакции и только потом приступать к занятиям (например, отрицательная реакция на массаж может быть связана с повышенной чувствительностью нервных окончаний, если у малыша рахит; нежелание делать упражнения, требующие энергичных наклонов головы, объясняется неприятными ощущениями даже при небольшом повышении внутричерепного давления, иногда это связано с утомлением ребенка).


Здоровый ребенок не хочет делать упражнения только в двух случаях: или ему очень трудно, или же, наоборот, легко и совершенно не интересно.

Абсолютными противопоказаниями к специальным занятиям у маленьких детей являются:

• острые заболевания и лихорадочные состояния;

• грыжи с наклонностью к ущемлению;

• врожденные пороки сердца в стадии декомпенсации;

• обширные поражения кожи (проявления диатеза, экземы, инфекционные поражения).

Кроме того, существуют ограничения, связанные с возрастными особенностями развития нервно‑мышечного аппарата ребенка. Их соблюдение аналогично древнему правилу медицины – «Прежде всего не вреди» – и обеспечивает вашему ребенку безопасность. В любом случае вы всегда можете выяснить у врача, здоров ли ваш ребенок настолько, чтобы с ним можно было заниматься гимнастическими упражнениями.

Для того чтобы занятия гимнастикой были для малыша безопасны, нужно учитывать следующее:

• ребенок, даже раннего возраста, должен быть предельно внимателен, поэтому нельзя во время занятия использовать слишком сложные игровые ситуации, лучше сосредоточить его на самом движении – это приведет к тому, что он сам «позаботится» о безопасности, будет лучше чувствовать свои мышцы;

• нужно избегать упражнений, требующих от ребенка виса на вытянутых руках, то есть такой ситуации, когда за счет мышц рук он должен сам преодолевать тяжесть своего тела, – это дает чрезмерную нагрузку на суставы и весь плечевой пояс. Простые висы надо заменить смешанными, когда малыш, например, стоит на коленях. Не следует позволять ребенку одному раскачиваться в висе. Необходимо помогать малышу, поддерживая его за ноги.

Кольца или перекладину можно закрепить на уровне груди ребенка, тогда, если руки уже окрепли, он сможет подтягиваться и делать разные упражнения на согнутых в локтях руках, если же нет – он просто не сможет выполнить это упражнение.

Не рекомендуются висы вниз головой и резкие наклоны головы из‑за большого (в настоящее время) числа детей, перенесших те или иные отклонения в течение беременности и родов (ПЭП – перинатальная энцефалопатия). Эти дети могут испытывать неприятные ощущения из‑за повышенного внутричерепного давления;

• при обучении лазанью не разрешайте ребенку залезать выше того уровня, на котором вы сможете его достать, то есть не выше 2 м. Малышу старше 3 лет, хорошо освоившему лазанье, можно позволить самостоятельно залезать и выше;

• не позволяйте детям раннего возраста спрыгивать с высоты на твердую поверхность – их опорно‑связывающий аппарат стопы еще слаб. Такие упражнения могут привести к закреплению плоскостопия, которое в первые 3,5 года жизни ребенка связано с недоразвитием стопы и считается нормальным.

Совершенно безопасно спрыгивать в песок или на твердую подушку. Можно предлагать ребенку такие упражнения, как перепрыгивание или подпрыгивание, например, «прыгаем с кочки на кочку», «прыгаем через лужи» и т. д. Если стопа еще не сформировалась, у ребенка просто не получится подобное упражнение, но вреда он себе не принесет;

• не нужно делать упражнений, требующих излишнего прогибания в поясничном отделе. Большинство детей, наоборот, нуждаются в выпрямлении этой части позвоночника. В связи с этим не рекомендуются упражнения типа «кошечка» или «тачка», когда ребенок опирается о землю руками, а взрослый держит его за ноги и продвигается с ним вперед. Здесь опасна также большая нагрузка на руки.

Лучше предлагать ребенку такие упражнения, при выполнении которых он бы активно прогибал спину, подлезая под какой‑либо предмет (при этом участвует вся мускулатура);

• любое новое упражнение надо осваивать медленно и постоянно поддерживая малыша, чтобы он испытывал чувство уверенности. При повторении можно ускорить темп и постепенно исключить всякую помощь ребенку (например, при ходьбе по узкой скамье, лазаньи по лестнице, спрыгивании со скамейки и т. д.).

Но обязательно подстраховывайте ребенка, будьте готовы в случае необходимости быстро его подхватить;

• при проведении занятий с маленькими детьми недопустимо:

а) захватывать руками суставы, так как это вызывает болезненные ощущения и затрудняет движение в них;

б) в упражнениях, требующих охвата голеней, надавливать на переднюю поверхность большой берцовой кости, не защищенную мышцей, по причине, указанной выше;

в) делать резкие толчкообразные движения при массаже ног.

Начиная упражнение, нужно сразу брать малыша правильно – от

этого зависит его безопасность. Поэтому научитесь выполнять все приемы на кукле, отработайте движения, и, когда вы перейдете к занятиям с ребенком, ваши руки будут все делать автоматически;

• если у ребенка есть любимое упражнение, надо проводить его в начале и в конце занятия.

Если ребенок нездоров

Вообще‑то лучше не брать на себя роль врача или массажиста ЛФК, если ребенок болен и нуждается в специальных воздействиях. Но все же бывают случаи, когда при определенных отклонениях в состоянии здоровья вы сами можете помочь малышу, если сделаете «акцент» на определенных упражнениях, уже знакомых вам и приведенных в этой книге.

Ослабленным детям (страдающим рахитом, гипотрофией [6], часто болеющим острыми респираторными заболеваниями или находящимся в периоде адаптации в детском саду) подбираются те же упражнения, что и здоровым, но они выстроены «вне возраста», то есть в определенном порядке.

Задачи этого комплекса – расслабить, успокоить ребенка, улучшить дыхательную функцию. Массаж ослабленному ребенку делается с использованием всех приемов, но с учетом того, что у малыша при рахите повышена чувствительность, а при гипотрофии он склонен к повышенному тонусу мышц.







Date: 2015-07-23; view: 734; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.025 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию