Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Монография посвящена вопросам использования современных информационных технологий в задачах поддержки принятия управленческих решений
Монография посвящена вопросам использования современных информационных технологий в задачах поддержки принятия управленческих решений. Это направление в современном менеджменте является одним из наиболее быстро развивающихся, что определяет появление новых информационных систем и их активное использование для решения новых, все более сложных проблем управления.
Изложение материала ориентировано на менеджеров разных уровней и профессиональной ориентации, интересующихся вопросами использования информационной поддержки принятия управлен-, ческих решений в практике управления предприятиями и организациями. Такая ориентация предполагает весьма поверхностный уровень изложения вопросов организации собственно информационных систем, основное внимание читателя акцентируется на конкретных примерах использования информационных технологий, поддерживаемых этими системами. Как выбрать ассортимент продукции, как вложить деньги в инвестиционный проект, стоит ли изменять структуру предприятия, как и чем при решении подобных проблем может по-мочь информатика — вот основные вопросы, определяющие цель этого издания. Вы не найдете здесь детального описания математических основ теории принятия решений — они заменены поверхностным пользова-ьским уровнем использования информационной технологии, в корой «зашита» математика принятия решений. Материал не требует читателя каких-либо специальных знаний в области информатики вычислительной техники. Изложение доступно для каждого, кто знаком с информатикой на уровне компьютерной грамотности и хоч ет познакомиться с использованием информатики в решении прак тических задач управления. В аудиторию читателей включаются также менеджеры, непосред-твенно связанные с проблематикой анализа и исследования систем правления, а также студенты вузов, обучающиеся по специальностям "Менеджмент" и «Информационные системы в экономике». Книга может быть использована в качестве учебного пособия при подготовке специалистов в области информационных технологий управления, производственного и операционного менеджмента, экономики и организации производства. Введение
Введение
Методика изложения материала основана на разборе примеров проблемных ситуаций, при этом познавание собственно информационной системы осуществляется непосредственно при анализе и структуризации решаемой задачи. Разделы «Быстрое начало», предваряющие каждую из частей монографии, позволяют быстро почувствовать существо и стиль соответствующей информационной технологии, как получаются результаты и как их интерпретировать. Остальные разделы ориентированы на уточнение и объяснение деталей и дополнительных возможностей соответствующей информационной технологии в процессе исследования. При первом знакомстве с материалом их можно опустить. Процессы принятия решений Процессы принятия управленческих решений относятся к категории интеллектуальных процессов, непременным участником которых является носитель естественного интеллекта — человек. С другой стороны, информатика поиска управленческих решений — одно из направлений искусственного интеллекта — связана с использованием новых информационных технологий и компьютерных моделей, выполняющих роль «советчика» в процессе принятия решений. Развитие таких технологий показывает, что подобный симбиоз естественного и искусственного не только все чаще используется в управленческой деятельности, но и в отдельных случаях является необходимым для принятия решения. Если естественный интеллект связан в первую очередь с интуицией и искусством принятия решений, то искусственный обладает особыми качествами, не свойственными человеку. Это в первую очередь способность анализа большого количества вариантов решения и выбора наилучшего в том или ином смысле. В сфере информационных технологий хорошо известен класс систем поддержки принятия решений (Decision Support System — DSS). Системы этого класса основаны на использовании так называемых решателей задач (Problem Solvers — PS) — пакетов программ, способных решить прикладную задачу. В этом контексте общая структура процесса принятия решения может быть проиллюстрирована рис. 1.1, отражающим вложенности сред принятия решений. Верхний уровень (собственно принятия решений) — уровень взаимодействия лица, принимающего решение (ЛПР), со средой DSS, которая в свою очередь использует среду PS. Интерактивность взаимодействий предлагает ЛПР наиболее подходящий и со всех сторон «просчитанный» вариант решения. Рис. 1.1. Отношения между DSS, PS и лицом, принимающим решение Процесс принятия решений преследует определенные цели, например повысить производительность работы цеха или распределить финансовые вложения наиболее эффективным образом. В общем слу-|ае целей может быть несколько, и они могут иметь определенные противоречия — дисбаланс целей. Например, целевые установки отдела маркетинга могут не совпадать с целевыми установками производственного отдела или произ-водство комплектующих, ориентированное на максимальные объемы, может преследовать цели, противоречащие интересам сборочного производства, ориентированного на максимальные объемы реализации готовых изделий. Дисбаланс целей становится реальной проблемой в условиях корпоративных систем, территориально распределенных и работающих в разных организационно-финансовых условиях. С формальной точки зрения любая целенаправленная деятельность должна характеризоваться показателями ее эффективности — критериями или целевыми функциями, которые связывают эти пока-зателй с ситуацией, наблюдаемой на предприятиях или в организациях, занимающихся соответствующей деятельностью. Процесс деятельности на практике всегда реализуется в условиях определенных ресурсных ограничений, определяющих «рамки», в которых должна быть достигнута цель. Последовательность принимаемых управленческих решений, которые должны привести из наблюдаемой ситуации к желаемой, которая характеризуется требуемыми значениями показателей эффективности, определяют тактику и стратегию управления. Любая система класса DSS связана с моделированием варианта принимаемого решения, тактики или стратегии управления. При этом модель должна рассматриваться как инструмент прогноза и предсказания ситуаций, которые могут возникнуть при принятии соответствующего решения. При получении такого прогноза ЛПР может пересмотреть выбранный вариант управления, смоделировать следствия Введение Введение
другого решения и т. д. Подобная итерационная технология, известная как технология «что если» (what if, свойственна всем системам класса DSS. Основными научными направлениями, определяющими методологию, а также концептуальные и реализационные основы соответствующей информационной технологии поддержки принятия управлен-ческих решений, являются: • математическое программирование; • имитационное моделирование; • эвристическое программирование. Первые два хорошо известны, они определяют содержание основных разделов исследования операций — науки о математических и алгоритмических основах процессов принятия решений [1]. Эвристическое программирование как научное направление сложилось сравнительно недавно и на текущий момент рассматривается как один из разделов искусственного интеллекта, включающий в себя генетические алгоритмы, нечеткую логику, новые методы поиска (метод отжига, поиск с запретами) и т. д. Решение любой задачи поиска с помощью DSS-технологий требует формального описания проблемной ситуации. Такое описание выполняется с использованием формальных понятий, составляющих основу информационной технологии. Например, в электронных таблицах такими понятиями являются: клеточная формула, изменяемая ячейка, граф зависимостей и т. п. Составить описание проблемной ситуации с использованием этих и им подобных понятий не всегда просто. Иногда для этого не хватает знаний в области информационной технологии, иногда в предметной области, а иногда даже при наличии таких знаний не удается установить адекватное соответствие между проблемной ситуацией и формальной моделью. В этом заключается проблема априорной неопределенности. Ситуация усугубляется еще и тем, что составление описания проблемной ситуации требует использования двух областей знаний: предметной области и формальной (собственно информационной технологии). Как правило, носителями этих знаний являются люди разных специальностей: менеджеры с одной стороны и системные аналитики, программисты, математики с другой стороны, поэтому формализация проблемы требует выработки общего понимания, общего языка для описания ситуации. Рисунок 1.2 иллюстрирует процесс взаимодействия носителей различных знаний — лиц, участвующих в составлении формальных описаний проблемной ситуации. Разумеется, что в общем случае круг таких лиц может расширяться, при этом взаимодействие между ними в среде DSS определяет новый круг вопросов инженерии знаний. Рис. 1.2. Формализация проблемной ситуации Другая проблема поиска решения — проблема размерности — связана с тем, что количество управляемых факторов, определяющих организацию исследуемой системы, в общем случае может оказаться весьма большим. При этом алгоритм поиска, работающий с формально определенной моделью, оказывается не способным найти приемлемый вариант решения за ограниченное время. Причем понятие «весьма большое» довольно условно — в некоторых задачах это десятки переменных, а в некоторых сотни и даже тысячи. Каждая такая переменная для ЛПР определяет своеобразную степень свободы — возможность планировать изменение соответствующего фактора в ту или иную сторону. Общее число таких степеней свободы регламентируется дополнительными ограничениями на пространство поиска. При большом количестве ограничений проблема выбора может превратиться в проблему существования единственного варианта, удовлетворяющего всем действующим ограничениям. Если же таких вариантов несколько, проблема приобретает оптимизационный характер — необходимо найти наилучший (оптимальный) вариант решения. В этом плане во главу угла становится функция цели, реализующая критерий эффективности принимаемого решения. Значения этой функции фактически ранжируют варианты решений по их значимости (прибьшьности, своевременности, эффективности). В многокритериальных задачах та- Введение
кое ранжирование может выполняться несколькими функциями, выражающими разные точки зрения на проблему. Возможно, что эти точки зрения принадлежат разным ЛПР. Например, продавец и покупатель одного и того же товара руководствуются разными критериями и по-разному понимают его оптимальность. В целом по мере усложнения проблем поиска управленческих решений роль DSS-технологий заметно возрастает, и по всей вероятности эта тенденция имеет устойчивый характер. В данной монографии излагаются две наиболее распространенные технологии поддержки принятия управленческих решений: поиск решения на электронных таблицах и имитационное моделирование. Первая освещается с использованием широко распространенного пакета SOLVER (в среде EXCEL), вторая — с использованием учебной версии сравнительно мало известной в России системы Micro Saint [8], широко используемой в университетах США. Date: 2015-07-23; view: 496; Нарушение авторских прав |