Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Александр I. Противостояние либеральных идеалов и имперского сознания





Вспомните: какие противоречия в Европе породила имперская экс­пансия Франции? Какую роль в их разрешении в начале XIX в. сыграла Россия?

Либеральные идеалы и либеральные преобразования. Приход к власти сына Павла I — Александра I (1801—1825) означал воз­вращение к идеалам эпохи Екатерины II. Александр был воспитан бабушкой в духе либерализма. Его учителем был швейцарец Лагарп, республиканец и демократ по убежде­ниям.


К началу XIX в. была полностью сформулирована полити­ческая программа европейского либерализма. Она включала в себя положения о свободе личности, деятельности, преобла­дании индивидуальных интересов над коллективными. Госу­дарственная власть должна была быть лишь гарантом соблю-I дения прав личности, закрепленных в законе. Экономическое учение либерализма отстаивало ничем не ограниченное право свободной конкуренции и свободы договора работодателя и работника. Идеи либерализма все более расходились как с по­литической реальностью самодержавной России, так и с эконо­мическим строем и культурными традициями жизни народа (господством натурального хозяйства и преобладанием кол­лективистских ценностей у населения). Попытки их внедре­ния в жизнь страны порождали множество противоречий. Но от реализации этих идей зависел политический престиж Рос­сии в Европе.

Александр I вернулся к принципам просвещенного абсолю­тизма, ограничив попечительные элементы во внутренней по­литике, сделал ставку на укрепление законности и порядка, развитие народного образования. Он высказывался за консти­туционную монархию и ограничение крепостничества.

Уже в 1801 г. были восстановлены отмененные при Павле I жалованные грамоты дворянству и городам. Было запрещено применение пыток в судопроизводстве и телесных наказаний к дворянам и купцам, помилованы все подвергшиеся наказа­нию без суда, сняты всяческие запрещения на вывоз из Рос­сии и ввоз в Россию различных товаров. Разрешено было вновь открыть частные типографии, восстановлено право свободного ввоза иностранных книг и свободного выезда за границу.

Был намечен план либеральных преобразований. В его составлении большую роль сыграл «Негласный комитет» либералов — единомышленников Александра I. В него вхо­дили граф П. А. Строганов, бывший член парижско­го Якобинского клуба граф В. П. Кочубей, Н. Н. Ново­сильцев и польский патриот князь А. Чарторыйский.

В результате деятельности комитета в 1802 г. устаревшая система петровских коллегий была заменена системой мини­стерств.

Была проявлена политическая воля к ограничению крепостного права. В 1803 г. был объявлен «указ о вольных хлебопашцах». По этому указу помещики могли по своему же­ланию освобождать крепостных крестьян с землей за выкуп. Освобожденные крестьяне составляли особое сословие «воль­ных хлебопашцев». Однако большого практического значения указ не имел. Всего было отпущено на свободу около 50 тыс. крепостных «душ».

Наиболее последовательно была проведена реформа на­родного просвещения, по которой в 1804 г. были учрежде-


ны уездные училища, губернские гимназии и университе­ты. В 1805 г. в России было 3 университета. Страна бы­ла разделена на 6 учебных округов с попечителями во гла­ве. По уставу 1804 г. университетам была предоставлена автономия в выборе руководства. Тем самым впервые в Рос­сии появилась система народного образования, благодаря ко­торой уже в первой половине XIX в. отмечался быстрый куль­турный рост российского общества. Прежде всего это относи­лось к появлению широкого круга европейски образованного дворянства, распространению в его среде либеральных идей.

Однако планы правительства Александра I шли еще даль­ше. С 1810 г. предполагалось начать реализацию программы реформ, составленной М. М. Сперанским. Она развивала идеи разделения властей, заложенные Екатериной II. Эти реформы были настолько радикальны, что осуществить их в России удалось лишь в 1905 —1917 гг. Высшая законодательная власть оставалась в руках императора. Предусматривалось создание представительных органов власти снизу доверху (во­лостных, уездных, губернских) и Государственной думы. Го­сударственная дума обладала правом рассматривать и одоб­рять проекты законов и государственный бюджет, вносить предложения по поводу нужд народа и злоупотреблений мест­ных властей. Избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей или капиталами, вклю­чая государственных крестьян. Сенат превращался в высшую судебную инстанцию, избираемую Думой и утверждаемую ца­рем. Для координации действий Думы и правительства уч­реждался Государственный совет. Однако фактически в 1810 г. был создан лишь Государственный совет.


Либеральные преобразования Александра I были непосле­довательны и не затронули политической системы самодержа­вия. Напротив, они укрепили ее, способствуя централизации власти и ее упорядочению. Это была прежняя политика про­свещенного абсолютизма, начатая при Екатерине II. Она была ориентирована прежде всего на создание «цивилизованного» образа России в глазах европейского общественного мнения и соответствовала интересам привилегированных слоев обще­ства. Поэтому наиболее радикальные преобразования совер­шались не в центральной России, а в Прибалтике и присоеди­ненной в 1809 г. Финляндии, ставших «витриной» Российской империи. В Финляндии был введен режим политической авто­номии. Власть принадлежала сенату и сейму, состоявшим из местных жителей, хотя параллельно и действовала власть ге­нерал-губернатора, назначаемого царем. В Прибалтике кре­постное право в 1804—1805 гг. было ограничено, а в 1816— 1819 гг. отменено, хотя земля осталась в собственности поме­щиков.


Продолжались попытки создания конституционных проек­тов и проектов ликвидации крепостного права в России. В от­личие от европейской буржуазии, чьи экономические и поли­тические интересы полностью совпадали с либеральными цен­ностями и идеалами, либерализм Александра I и верхов дворянства был непоследовательным. Либеральные ценности и экономические интересы дворянства совпадали лишь час­тично.

Российское дворянство все более европеизировалось, всту­пая в родственные отношения с европейским дворянством. Их экономические и духовные интересы совпадали. На землях Йовороссии появились помещичьи хозяйства, работавшие на европейский рынок. В связи с этим богатейшие землевладель­цы выступали против утвердившейся со времен Петра I про­текционистской, т. е. защитительной по отношению к внут­реннему рынку, таможенной политики правительства. Они ратовали за введение либерального принципа свободной тор­говли. Идя им навстречу, правительство в 1802 г. разрешило помещикам вести оптовую торговлю с заграницей. Важней­ший южный торговый порт России — Одесса был объявлен местом беспошлинной торговли.

Но дворянство получало зерно для торговли от эксплуата­ции крепостных. Барщина оставалась очень выгодной. Объем барщинных повинностей в 70-х гг. XVIII в.—20-х гг. XIX в. вырос в два раза. Поэтому стремление части дворян к ликви­дации крепостничества, проявившееся в конце XVIII в. в дея­тельности Вольного экономического общества, сменяется забо­той о рационализации существующего барщинного хозяйства, внедрении новых сельскохозяйственных культур, способов об­работки земли, новых машин. В 1800—1806 гг. прави­тельство разрешило беспошлинный ввоз из Европы паровых и сельскохозяйственных машин. Это была попытка решить проблему развития хозяйства техническим путем, не прибе­гая к ломке сложившихся общественных отношений. Тем самым проблема интенсификации хозяйства противопоставля­лась проблеме модернизации общественного строя.

Сословные интересы купечества и государственных кресть­ян стали учитываться более полно. К началу XIX в. на пред­приятиях все шире распространялся вольнонаемный труд. И уже к 1825 г. более половины рабочих в промышленности были вольнонаемными. В хлопчатобумажной, шелковой и ко­жевенной промышленности они составляли большинство. Кре­постные мануфактуры зачастую оказывались менее доходны­ми. Особенно малопроизводительным был труд приписных крестьян. В связи с этим в 1803 г. часть из них была освобож­дена от заводских работ и переведена на положение государ­ственных крестьян. Условия покупки рабочих для заводов в 1814 г. были снова ограничены, в том числе для помещи-



ков. Права купцов расширялись. В 1801 г. купцы, мещане и государственные крестьяне получили право приобретать, за­вещать, продавать и дарить ненаселенные земли. Для богатей­ших купцов устанавливались льготы по наследованию имуще­ства, переходу из губернии в губернию и из гильдии в гиль­дию. Купцов стали награждать медалями, занесением в книгу «знатных купеческих родов», они получали особые звания. Все это способствовало формированию сословного самосозна­ния купечества, его сплочению в особую общественную группу.

Реализуя либеральные идеалы, правительство Александ­ра I учитывало реальный баланс сил в обществе, способность каждого из сословий добиваться осуществления своих интере­сов. Поэтому его деятельность сближалась с практикой евро­пейского абсолютизма. Правда, основное внимание уделялось интересам и ценностям дворянства, в котором видели главно­го представителя общества, народа. В этом была особенность просветительской идеологии, не замечающей «непросвещен­ные» массы крестьянства.

Влияние ценностей либерализма резко ограничивалось влиянием имперского, великодержавного сознания и его цен­ностей. В конце XVIII — начале XIX в. эти ценности в общем совпадали. Однако кризис идеологии Просвещения в резуль­тате Великой французской революции и распространения идеологии консерватизма в ходе борьбы с наполеоновской Францией все больше увеличивал противоречие между ними. Место либеральных ценностей постепенно замещали ценности национального сплочения под лозунгом незыблемости само­державия. Этому способствовали внешнеполитические со­бытия.

Войны с наполеоновской Францией. В 1804 г. возник союз России и Англии против захватнической политики Наполео­на, провозгласившего себя «императором французов». К нему присоединились Австрия, Швеция, Неаполитанское королев­ство и даже Османская империя, опасавшаяся агрессии Фран­ции на Востоке. Это была коалиция феодальных государств, объединенных консервативной идеологией, противостоящая революционной армии Франции, которую Наполеон использо­вал в своих имперских целях. Начавшаяся в 1805 г. война бы­ла неудачна для коалиции. В Баварии, под Ульмом, была раз­бита австрийская армия. Наполеон захватил Вену. Русскими войсками командовал М. И. Кутузов. Ему удалось объеди­нить силы частей русской армии, действовавших в Австрии. Но в сражении при Аустерлице союзная австро-русская ар­мия была разбита, потеряв около 30 тыс. человек. Наполеон расширил свои владения за счет Италии, Австрии и юго-за­падной Германии. Затем в 1806 г. ему удалось разгромить прусскую армию.



Россия оказалась один на один с Францией. В июне 1807 г. русская армия потерпела поражение под Фридландом. Летом 1807 г. был подписан Тильзитский мир. Россия была вынуждена присоединиться к Континентальной блокаде Анг­лии (т. е. прервать всякую торговлю с ней).

Однако союз с Францией был непрочным.

Летом 1812 г. Наполеон с 640-тысячной армией вторгся в Россию. Армия такого масштаба впервые участвовала в евро­пейских войнах. В русских войсках насчитывалось менее 200 тыс. человек. Нашествие «двунадесяти языков» вызвало в России взрыв патриотических чувств и осознание на­ционального единства, каких страна не знала с 1612 г. С радо­стью в народе было принято известие о назначении главноко­мандующим М. И. Кутузова, ставшего народным героем. В стране было создано земское ополчение, ибо рекрутчина не могла дать достаточного числа солдат. После Смоленского сражения развернулось широкое партизанское движение. В ходе войны исчезли противоречия между народом и властью, дворянами и крепостными. Битвы под Смоленском и Бородином, Тарутинский маневр, бой под Малоярославцем, изгнание французских войск из России стали не только частью летописи славы русского оружия, но и национальной гордостью русского народа. Поэтому война 1812 г. вошла в историю как Отечественная война.

Консервативный период царствования Александра I. Побе­да в Отечественной войне и успех заграничного похода рус­ской армии, взятие Парижа не привели, как в 1613 г., к нацио­нальному согласию после войны. Крестьяне ожидали освобождения от крепостничества. Среди дворян-офицеров рас­пространились идеи либерализма. А царя Александра I за­хватили далеко ведущие внешнеполитические планы. Он стре­мился найти «христианский ответ Французской революции» и создать для этого «внутреннюю», мистическую церковь, объединив католиков, протестантов, православных, масонов и сектантов. Для этого он привлек таких разных людей, как Ж. де Местр, К. Экартсхаузен, Ф. Баадер, А. Н. Голицын, М. Л. Магницкий, С. С. Уваров. Во время заграничного похо­да царь познакомился со многими религиозными деятелями, которые поддержали его, объявив пророком новой религии и инструментом в руках Бога.

В России опорами новой общехристианской цивилизации должны были стать Теологический институт (1810) и Библей­ское общество (1813). В Европе эта роль предназначалась Свя­щенному союзу, который объединил бы народы в единую на­цию и единое религиозное сообщество. Однако на Венском конгрессе (1814—1815) австрийскому дипломату К. фон Мет-терниху удалось превратить союз из религиозно-политическо­го в чисто политический. Его целью стала защита прав монар-


хов (легитимности), поддержание равновесия в Европе, возна­граждение победителей Наполеона. В 1818—1822 гг. на конг­рессах Союза был принят ряд решений по подавлению евро­пейских революций (в Италии и Испании).

Российские консерваторы разочаровались в Союзе, все больше связывая славу и будущее страны не с Западом, а с Востоком. Был выдвинут лозунг: «Мы должны овосточиться!» Появился ряд научных и учебных заведений востоковедческо­го профиля. Начались поиски нового идеала самодержавия. Но Александр I к этому времени разочаровался во многих из бывших единомышленников. Часть из них была выслана, их организации запрещены. Но приверженность царя идеалам консерватизма сохранялась. Последним его либеральным же­стом было дарование конституции Польше.

Александр I стал расценивать либеральные реформы как гибельную политику, как путь к революции. Страх перед ре­формами стал особенно характерен для Александра I после солдатских волнений 1820 г. в гвардейском Семеновском пол­ку. Символом этого времени стал генерал А. А. Аракчеев, в руках которого сосредоточилось все военное и гражданское управление. Сам Александр I занимался делами междуна­родной политики, решая задачу предотвращения распростра­нения революционных идей.

Большое внимание царь уделял организации военных посе­лений, идея создания которых принадлежала Аракчееву. Главной целью их создания было уменьшение государствен­ных расходов на содержание армии. Для этого деревни с госу­дарственными крестьянами передавались в ведение военного министерства. Крестьяне освобождались от податей, но долж­ны были содержать военные части. Население деревень со­ставляли женатые солдаты с семьями. У них по квартирам распределялись холостые солдаты, которые работали как бат­раки. Жизнь крестьян в военных поселениях была подчинена военной дисциплине: на работы ходили строем, работали под надзором начальников. Дети военных поселян с 7 лет обуча­лись военному делу, а с 12 лет отбирались у родителей. Браки заключались по предписанию начальства.

К концу царствования Александра I в военных поселени­ях жило около 400 тыс. крестьян. Восстания поселенцев ста­ли одной из основных форм крестьянского движения в пер­вой трети XIX в. Особенно сильными были восстания 1819 г. на Украине, в Чугуеве, и 1831 г. в Новгородской гу­бернии.

В области культуры и просвещения Александр I стремился восстановить традицию влияния православной церкви на свет­ское образование. Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с А. Н. Голицыным, обер-прокурором Синода, за «вольномыслие» увольняло лучших университет-


ских профессоров. Все, что казалось несогласным с содержа­нием Библии, изгонялось из образования.

Раскол между образованным обществом и властью. Декаб­ристы. Результатом этого был новый этап раскола между властью и народом, самодержавием и дворянской интеллиген­цией в России. Фактически потерпела крах политика просве­щенного абсолютизма, стремившаяся к единению власти и общества. Неудачи политических реформ в России стали при­обретать систематический характер. Если в XVI—XVIII вв. это объяснялось традиционным характером общества, невоз­можностью опереться в деле реформ на архаические идеалы крестьянства, то в XIX в. все большую роль в отказе от ре­форм начинает играть консервативная позиция власти, созна­тельно противопоставлявшей себя либеральным идеалам. В этих обстоятельствах надежды на реформу «сверху» стали покидать либеральное дворянство. Идея модернизации и идея самодержавия, которые были неразрывны в сознании русско­го дворянства второй половины XVIII— начала XIX в., теперь противопоставлялись друг другу. У наиболее радикально на­строенной части дворянства наметился отход от идеала ре­форм. Ему был противопоставлен идеал революции, насильст­венного свержения власти царя и установления другой, демо­кратической формы правления, способной провести в жизнь либеральные преобразования. В России зародился революцион­ный либерализм.

Его приверженцами стали представители дворянской ин­теллигенции, прежде всего офицеры, участники Отечествен­ной войны 1812 г. и заграничного похода. В истории России они известны как декабристы (от названия месяца выступле­ния против царизма). Пребывание в Европе позволило им убе­диться в преимуществах общественного и политического строя европейских государств. Первоначально в 1816— 1820 гг. общества декабристов, такие, как «Союз спасения» и «Союз благоденствия», носили полулегальный характер и ставили перед собой мирные задачи повышения нравственно­сти в делах управления государством и просвещения обще­ства. Они занимались просветительской и благотворительной деятельностью, обсуждали варианты политических и социаль­ных реформ. Лишь с открытым переходом Александра I в консервативный лагерь с 1821 г. деятельность обществ стано­вится тайной и они начинают ставить перед собой цели рево­люционного свержения самодержавной власти. Образуются Северное и Южное общества декабристов, а затем и Общество соединенных славян.

Во главе Северного общества в Петербурге первоначально стояли Н. М. Муравьев, С. П. Трубецкой, Е. П. Оболенский, затем поэт К. Ф. Рылеев. В программе Северного общества («Конституции»), составленной Н. М. Муравьевым, предпола-


галась отмена самодержавной власти царя и крепостного пра­ва. Власть царя ограничивалась. Россия должна была стать конституционной монархией с императором во главе исполни­тельной власти и двухпалатным Народным вечем. Страна превращалась в федерацию 14 держав и двух областей с на­значаемой исполнительной и выборной законодательной властью. Чтобы избирать или быть избранным, надо было вла­деть значительной собственностью. Крестьяне при освобожде­нии получали землю — по две десятины на двор.

Гораздо более радикальной была программа Южного обще­ства, центр которого находился на Украине, в Тульчине. Во главе него стояли П. И. Пестель, А. П. Юшневский, позже СИ. Муравьев-Апостол. Автором этой программы («Русской Правды») был П. И. Пестель. Целью революции считалось создание революционного правительства с диктаторской властью. Немедленно упразднялись крепостное право и сослов­ный строй, устанавливалось равенство граждан перед зако­ном. Россия провозглашалась единой и неделимой республи­кой. Устанавливалось всеобщее избирательное право для мужчин. Верховным законодательным органом становилось Народное вече, правительством — Державная дума. Крестья­не получали землю в двух формах: в форме коллективной, не­отчуждаемой собственности и в форме частной, отчуждаемой собственности.

К Южному обществу в 1825 г. примкнуло Общество соеди­ненных славян, ставившее задачей создание демократической федерации стран со славянским и неславянским населением: России, Польши, Чехии, Сербии, Венгрии, Молдавии и Ва­лахии.

Главную опору декабристы видели не в народе, а в армии, прежде всего в гвардии, имевшей опыт успешных дворцовых переворотов XVIII— начала XIX в.

Выступление декабристов ускорила смерть Александра I в ноябре 1825 г., а также путаница с присягой новому импера­тору. Первоначально войска присягнули старшему из братьев Александра I Константину Павловичу, отказавшемуся от пре­стола. Переприсяга императору Николаю I (1825—1855) была воспринята с недоумением. В этих условиях декабристам уда­лось вывести на Сенатскую площадь войска. Солдаты воспри­няли это как борьбу за воцарение «справедливого царя» Кон­стантина.

Целью Северного общества было заставить Сенат и Госу­дарственный совет отказаться от присяги Николаю I и объ­явить «Манифест русскому народу», провозглашавший отме­ну крепостного права, установление гражданских свобод, уч­реждение временного правительства и выбор Учредительного собрания. Одновременно предполагалось арестовать царскую семью. Однако избранный диктатором князь С. П. Трубецкой


потерял веру в успех дела и не явился на Сенатскую площадь. Николай после попыток убедить восставших приказал от­крыть по ним артиллерийский огонь. Восстание было раз­громлено. На рубеже 1825—1826 гг. было подавлено и восста­ние Черниговского полка на юге страны.

Пятеро декабристов по приговору суда были повешены, бо­лее 100 человек осуждены на каторгу, на заключение в крепо­стях, ссылку на поселение и разжалование в солдаты. Идеи декабристов стали знаменем российского либерализма, на про­тяжении XIX и начала XX в. пытавшегося воплотить их в жизнь. Выступление декабристов стало примером граждан­ского мужества и самоотверженности для молодежи. Благода­ря этому идеал гражданственности и идеал государственности были резко противопоставлены в сознании образованного об­щества. Кровь декабристов навсегда разделила в России ин­теллигенцию и государство.

При этом выступление декабристов увеличило раскол меж­ду дворянством и крестьянством. Крестьянство не ждало от дворян ничего, кроме зла. Поэтому разгром восставших де­кабристов был воспринят крестьянами как справедливое на­казание «барам», пытавшимся воспрепятствовать освобожде­нию крепостных.

На протяжении всего XIX в. крестьяне связывали свои надежды на социальную справедливость только с царем. Все выступления дворян, а затем и разночинской демократической интеллигенции воспринимались ими неверно. Традиционное сознание крестьян не желало считаться с очевидной реально­стью. Крестьяне не могли признать, что врагом их интересов является царь, а союзниками — либералы и демократы. Это разрушило бы всю систему их ценностей, способ ориентации в мире. Поддержка со стороны крестьянства расширяла базу консервативной политики самодержавия, которое, опираясь на традиционные идеалы, могло бороться с либеральным и ре­волюционным движением.

Ориентация царизма на традиционные ценности стала но­вым тормозом в проведении либеральных реформ. Трудность их осуществления заключалась в противоречиях между цен­ностями отдельных слоев российского общества и их стратеги­ческими экономическими интересами.

Действительно, либеральные ценности дворянской интел­лигенции и ее реальные экономические интересы, связанные с крепостным поместьем, роковым образом расходились. По­этому поддержка декабристов среди дворянства была ничтож­ной. Экономические интересы крестьянства были связаны с отменой крепостного права. Но в их системе ценностей глав­ное место занимала царская власть, которая противилась этой отмене. Наконец, купцы, будущая буржуазия, стратегиче­ские экономические интересы которых, казалось бы, были


связаны с буржуазными реформами, предпочитали им сию­минутные интересы и ценности знатного положения, стремясь к переходу в дворянство и чиновничество. Таким образом, со­циальная база либеральных реформ размывалась.

Противостояние интересов и ценностей сословий было ре­зультатом догоняющего типа развития России. В итоге тен­денции к либеральным реформам не находили достаточно мощной общественной поддержки. В то же время сторонника­ми традиционных ценностей, носителем которых провозгла­шало себя самодержавие, были самые широкие слои населе­ния. Это содействовало распространению среди дворянства и купечества политического консерватизма, отказу от либераль­ных реформ на долгий срок.

Повторим пройденное: 1. Какие меры в политике проводили и планировали провести М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев? Чем они принципиально отличались? 2. Какой представляла себе либеральную по­литику власть и какой — декабристы? 3. Что вы знаете о деятельности декабристов?

Подумайте и ответьте: 1. Каковы основные положения политической программы европейского либерализма начала XIX в. и как они отрази­лись в политике Александра I? 2. В чем проявилась ограниченность ли­беральных намерений Александра I? Как это отразилось на путях реше­ния крестьянского вопроса и политических реформах? 3. Какие выводы сделали самодержавие, образованное дворянство и народ из событий 1812 г.? 4. Чем различаются идеалы либерализма и консерватизма? Что такое легитимизм? Какую роль идеалы консерватизма и легитимизма играли во внешней и внутренней политике России в 1820-х гг.? 5. Видите ли вы связь между религиозно-политическим вариантом проекта Свя­щенного Союза и современной европейской интеграцией? 6. Что такое революционный либерализм и в чем его особенности?







Date: 2015-07-23; view: 2352; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию