Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Александр I. Противостояние либеральных идеалов и имперского сознания
Вспомните: какие противоречия в Европе породила имперская экспансия Франции? Какую роль в их разрешении в начале XIX в. сыграла Россия? Либеральные идеалы и либеральные преобразования. Приход к власти сына Павла I — Александра I (1801—1825) означал возвращение к идеалам эпохи Екатерины II. Александр был воспитан бабушкой в духе либерализма. Его учителем был швейцарец Лагарп, республиканец и демократ по убеждениям. К началу XIX в. была полностью сформулирована политическая программа европейского либерализма. Она включала в себя положения о свободе личности, деятельности, преобладании индивидуальных интересов над коллективными. Государственная власть должна была быть лишь гарантом соблю-I дения прав личности, закрепленных в законе. Экономическое учение либерализма отстаивало ничем не ограниченное право свободной конкуренции и свободы договора работодателя и работника. Идеи либерализма все более расходились как с политической реальностью самодержавной России, так и с экономическим строем и культурными традициями жизни народа (господством натурального хозяйства и преобладанием коллективистских ценностей у населения). Попытки их внедрения в жизнь страны порождали множество противоречий. Но от реализации этих идей зависел политический престиж России в Европе. Александр I вернулся к принципам просвещенного абсолютизма, ограничив попечительные элементы во внутренней политике, сделал ставку на укрепление законности и порядка, развитие народного образования. Он высказывался за конституционную монархию и ограничение крепостничества. Уже в 1801 г. были восстановлены отмененные при Павле I жалованные грамоты дворянству и городам. Было запрещено применение пыток в судопроизводстве и телесных наказаний к дворянам и купцам, помилованы все подвергшиеся наказанию без суда, сняты всяческие запрещения на вывоз из России и ввоз в Россию различных товаров. Разрешено было вновь открыть частные типографии, восстановлено право свободного ввоза иностранных книг и свободного выезда за границу. Был намечен план либеральных преобразований. В его составлении большую роль сыграл «Негласный комитет» либералов — единомышленников Александра I. В него входили граф П. А. Строганов, бывший член парижского Якобинского клуба граф В. П. Кочубей, Н. Н. Новосильцев и польский патриот князь А. Чарторыйский. В результате деятельности комитета в 1802 г. устаревшая система петровских коллегий была заменена системой министерств. Была проявлена политическая воля к ограничению крепостного права. В 1803 г. был объявлен «указ о вольных хлебопашцах». По этому указу помещики могли по своему желанию освобождать крепостных крестьян с землей за выкуп. Освобожденные крестьяне составляли особое сословие «вольных хлебопашцев». Однако большого практического значения указ не имел. Всего было отпущено на свободу около 50 тыс. крепостных «душ». Наиболее последовательно была проведена реформа народного просвещения, по которой в 1804 г. были учрежде- ны уездные училища, губернские гимназии и университеты. В 1805 г. в России было 3 университета. Страна была разделена на 6 учебных округов с попечителями во главе. По уставу 1804 г. университетам была предоставлена автономия в выборе руководства. Тем самым впервые в России появилась система народного образования, благодаря которой уже в первой половине XIX в. отмечался быстрый культурный рост российского общества. Прежде всего это относилось к появлению широкого круга европейски образованного дворянства, распространению в его среде либеральных идей. Однако планы правительства Александра I шли еще дальше. С 1810 г. предполагалось начать реализацию программы реформ, составленной М. М. Сперанским. Она развивала идеи разделения властей, заложенные Екатериной II. Эти реформы были настолько радикальны, что осуществить их в России удалось лишь в 1905 —1917 гг. Высшая законодательная власть оставалась в руках императора. Предусматривалось создание представительных органов власти снизу доверху (волостных, уездных, губернских) и Государственной думы. Государственная дума обладала правом рассматривать и одобрять проекты законов и государственный бюджет, вносить предложения по поводу нужд народа и злоупотреблений местных властей. Избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей или капиталами, включая государственных крестьян. Сенат превращался в высшую судебную инстанцию, избираемую Думой и утверждаемую царем. Для координации действий Думы и правительства учреждался Государственный совет. Однако фактически в 1810 г. был создан лишь Государственный совет. Либеральные преобразования Александра I были непоследовательны и не затронули политической системы самодержавия. Напротив, они укрепили ее, способствуя централизации власти и ее упорядочению. Это была прежняя политика просвещенного абсолютизма, начатая при Екатерине II. Она была ориентирована прежде всего на создание «цивилизованного» образа России в глазах европейского общественного мнения и соответствовала интересам привилегированных слоев общества. Поэтому наиболее радикальные преобразования совершались не в центральной России, а в Прибалтике и присоединенной в 1809 г. Финляндии, ставших «витриной» Российской империи. В Финляндии был введен режим политической автономии. Власть принадлежала сенату и сейму, состоявшим из местных жителей, хотя параллельно и действовала власть генерал-губернатора, назначаемого царем. В Прибалтике крепостное право в 1804—1805 гг. было ограничено, а в 1816— 1819 гг. отменено, хотя земля осталась в собственности помещиков. Продолжались попытки создания конституционных проектов и проектов ликвидации крепостного права в России. В отличие от европейской буржуазии, чьи экономические и политические интересы полностью совпадали с либеральными ценностями и идеалами, либерализм Александра I и верхов дворянства был непоследовательным. Либеральные ценности и экономические интересы дворянства совпадали лишь частично. Российское дворянство все более европеизировалось, вступая в родственные отношения с европейским дворянством. Их экономические и духовные интересы совпадали. На землях Йовороссии появились помещичьи хозяйства, работавшие на европейский рынок. В связи с этим богатейшие землевладельцы выступали против утвердившейся со времен Петра I протекционистской, т. е. защитительной по отношению к внутреннему рынку, таможенной политики правительства. Они ратовали за введение либерального принципа свободной торговли. Идя им навстречу, правительство в 1802 г. разрешило помещикам вести оптовую торговлю с заграницей. Важнейший южный торговый порт России — Одесса был объявлен местом беспошлинной торговли. Но дворянство получало зерно для торговли от эксплуатации крепостных. Барщина оставалась очень выгодной. Объем барщинных повинностей в 70-х гг. XVIII в.—20-х гг. XIX в. вырос в два раза. Поэтому стремление части дворян к ликвидации крепостничества, проявившееся в конце XVIII в. в деятельности Вольного экономического общества, сменяется заботой о рационализации существующего барщинного хозяйства, внедрении новых сельскохозяйственных культур, способов обработки земли, новых машин. В 1800—1806 гг. правительство разрешило беспошлинный ввоз из Европы паровых и сельскохозяйственных машин. Это была попытка решить проблему развития хозяйства техническим путем, не прибегая к ломке сложившихся общественных отношений. Тем самым проблема интенсификации хозяйства противопоставлялась проблеме модернизации общественного строя. Сословные интересы купечества и государственных крестьян стали учитываться более полно. К началу XIX в. на предприятиях все шире распространялся вольнонаемный труд. И уже к 1825 г. более половины рабочих в промышленности были вольнонаемными. В хлопчатобумажной, шелковой и кожевенной промышленности они составляли большинство. Крепостные мануфактуры зачастую оказывались менее доходными. Особенно малопроизводительным был труд приписных крестьян. В связи с этим в 1803 г. часть из них была освобождена от заводских работ и переведена на положение государственных крестьян. Условия покупки рабочих для заводов в 1814 г. были снова ограничены, в том числе для помещи- ков. Права купцов расширялись. В 1801 г. купцы, мещане и государственные крестьяне получили право приобретать, завещать, продавать и дарить ненаселенные земли. Для богатейших купцов устанавливались льготы по наследованию имущества, переходу из губернии в губернию и из гильдии в гильдию. Купцов стали награждать медалями, занесением в книгу «знатных купеческих родов», они получали особые звания. Все это способствовало формированию сословного самосознания купечества, его сплочению в особую общественную группу. Реализуя либеральные идеалы, правительство Александра I учитывало реальный баланс сил в обществе, способность каждого из сословий добиваться осуществления своих интересов. Поэтому его деятельность сближалась с практикой европейского абсолютизма. Правда, основное внимание уделялось интересам и ценностям дворянства, в котором видели главного представителя общества, народа. В этом была особенность просветительской идеологии, не замечающей «непросвещенные» массы крестьянства. Влияние ценностей либерализма резко ограничивалось влиянием имперского, великодержавного сознания и его ценностей. В конце XVIII — начале XIX в. эти ценности в общем совпадали. Однако кризис идеологии Просвещения в результате Великой французской революции и распространения идеологии консерватизма в ходе борьбы с наполеоновской Францией все больше увеличивал противоречие между ними. Место либеральных ценностей постепенно замещали ценности национального сплочения под лозунгом незыблемости самодержавия. Этому способствовали внешнеполитические события. Войны с наполеоновской Францией. В 1804 г. возник союз России и Англии против захватнической политики Наполеона, провозгласившего себя «императором французов». К нему присоединились Австрия, Швеция, Неаполитанское королевство и даже Османская империя, опасавшаяся агрессии Франции на Востоке. Это была коалиция феодальных государств, объединенных консервативной идеологией, противостоящая революционной армии Франции, которую Наполеон использовал в своих имперских целях. Начавшаяся в 1805 г. война была неудачна для коалиции. В Баварии, под Ульмом, была разбита австрийская армия. Наполеон захватил Вену. Русскими войсками командовал М. И. Кутузов. Ему удалось объединить силы частей русской армии, действовавших в Австрии. Но в сражении при Аустерлице союзная австро-русская армия была разбита, потеряв около 30 тыс. человек. Наполеон расширил свои владения за счет Италии, Австрии и юго-западной Германии. Затем в 1806 г. ему удалось разгромить прусскую армию. Россия оказалась один на один с Францией. В июне 1807 г. русская армия потерпела поражение под Фридландом. Летом 1807 г. был подписан Тильзитский мир. Россия была вынуждена присоединиться к Континентальной блокаде Англии (т. е. прервать всякую торговлю с ней). Однако союз с Францией был непрочным. Летом 1812 г. Наполеон с 640-тысячной армией вторгся в Россию. Армия такого масштаба впервые участвовала в европейских войнах. В русских войсках насчитывалось менее 200 тыс. человек. Нашествие «двунадесяти языков» вызвало в России взрыв патриотических чувств и осознание национального единства, каких страна не знала с 1612 г. С радостью в народе было принято известие о назначении главнокомандующим М. И. Кутузова, ставшего народным героем. В стране было создано земское ополчение, ибо рекрутчина не могла дать достаточного числа солдат. После Смоленского сражения развернулось широкое партизанское движение. В ходе войны исчезли противоречия между народом и властью, дворянами и крепостными. Битвы под Смоленском и Бородином, Тарутинский маневр, бой под Малоярославцем, изгнание французских войск из России стали не только частью летописи славы русского оружия, но и национальной гордостью русского народа. Поэтому война 1812 г. вошла в историю как Отечественная война. Консервативный период царствования Александра I. Победа в Отечественной войне и успех заграничного похода русской армии, взятие Парижа не привели, как в 1613 г., к национальному согласию после войны. Крестьяне ожидали освобождения от крепостничества. Среди дворян-офицеров распространились идеи либерализма. А царя Александра I захватили далеко ведущие внешнеполитические планы. Он стремился найти «христианский ответ Французской революции» и создать для этого «внутреннюю», мистическую церковь, объединив католиков, протестантов, православных, масонов и сектантов. Для этого он привлек таких разных людей, как Ж. де Местр, К. Экартсхаузен, Ф. Баадер, А. Н. Голицын, М. Л. Магницкий, С. С. Уваров. Во время заграничного похода царь познакомился со многими религиозными деятелями, которые поддержали его, объявив пророком новой религии и инструментом в руках Бога. В России опорами новой общехристианской цивилизации должны были стать Теологический институт (1810) и Библейское общество (1813). В Европе эта роль предназначалась Священному союзу, который объединил бы народы в единую нацию и единое религиозное сообщество. Однако на Венском конгрессе (1814—1815) австрийскому дипломату К. фон Мет-терниху удалось превратить союз из религиозно-политического в чисто политический. Его целью стала защита прав монар- хов (легитимности), поддержание равновесия в Европе, вознаграждение победителей Наполеона. В 1818—1822 гг. на конгрессах Союза был принят ряд решений по подавлению европейских революций (в Италии и Испании). Российские консерваторы разочаровались в Союзе, все больше связывая славу и будущее страны не с Западом, а с Востоком. Был выдвинут лозунг: «Мы должны овосточиться!» Появился ряд научных и учебных заведений востоковедческого профиля. Начались поиски нового идеала самодержавия. Но Александр I к этому времени разочаровался во многих из бывших единомышленников. Часть из них была выслана, их организации запрещены. Но приверженность царя идеалам консерватизма сохранялась. Последним его либеральным жестом было дарование конституции Польше. Александр I стал расценивать либеральные реформы как гибельную политику, как путь к революции. Страх перед реформами стал особенно характерен для Александра I после солдатских волнений 1820 г. в гвардейском Семеновском полку. Символом этого времени стал генерал А. А. Аракчеев, в руках которого сосредоточилось все военное и гражданское управление. Сам Александр I занимался делами международной политики, решая задачу предотвращения распространения революционных идей. Большое внимание царь уделял организации военных поселений, идея создания которых принадлежала Аракчееву. Главной целью их создания было уменьшение государственных расходов на содержание армии. Для этого деревни с государственными крестьянами передавались в ведение военного министерства. Крестьяне освобождались от податей, но должны были содержать военные части. Население деревень составляли женатые солдаты с семьями. У них по квартирам распределялись холостые солдаты, которые работали как батраки. Жизнь крестьян в военных поселениях была подчинена военной дисциплине: на работы ходили строем, работали под надзором начальников. Дети военных поселян с 7 лет обучались военному делу, а с 12 лет отбирались у родителей. Браки заключались по предписанию начальства. К концу царствования Александра I в военных поселениях жило около 400 тыс. крестьян. Восстания поселенцев стали одной из основных форм крестьянского движения в первой трети XIX в. Особенно сильными были восстания 1819 г. на Украине, в Чугуеве, и 1831 г. в Новгородской губернии. В области культуры и просвещения Александр I стремился восстановить традицию влияния православной церкви на светское образование. Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с А. Н. Голицыным, обер-прокурором Синода, за «вольномыслие» увольняло лучших университет- ских профессоров. Все, что казалось несогласным с содержанием Библии, изгонялось из образования. Раскол между образованным обществом и властью. Декабристы. Результатом этого был новый этап раскола между властью и народом, самодержавием и дворянской интеллигенцией в России. Фактически потерпела крах политика просвещенного абсолютизма, стремившаяся к единению власти и общества. Неудачи политических реформ в России стали приобретать систематический характер. Если в XVI—XVIII вв. это объяснялось традиционным характером общества, невозможностью опереться в деле реформ на архаические идеалы крестьянства, то в XIX в. все большую роль в отказе от реформ начинает играть консервативная позиция власти, сознательно противопоставлявшей себя либеральным идеалам. В этих обстоятельствах надежды на реформу «сверху» стали покидать либеральное дворянство. Идея модернизации и идея самодержавия, которые были неразрывны в сознании русского дворянства второй половины XVIII— начала XIX в., теперь противопоставлялись друг другу. У наиболее радикально настроенной части дворянства наметился отход от идеала реформ. Ему был противопоставлен идеал революции, насильственного свержения власти царя и установления другой, демократической формы правления, способной провести в жизнь либеральные преобразования. В России зародился революционный либерализм. Его приверженцами стали представители дворянской интеллигенции, прежде всего офицеры, участники Отечественной войны 1812 г. и заграничного похода. В истории России они известны как декабристы (от названия месяца выступления против царизма). Пребывание в Европе позволило им убедиться в преимуществах общественного и политического строя европейских государств. Первоначально в 1816— 1820 гг. общества декабристов, такие, как «Союз спасения» и «Союз благоденствия», носили полулегальный характер и ставили перед собой мирные задачи повышения нравственности в делах управления государством и просвещения общества. Они занимались просветительской и благотворительной деятельностью, обсуждали варианты политических и социальных реформ. Лишь с открытым переходом Александра I в консервативный лагерь с 1821 г. деятельность обществ становится тайной и они начинают ставить перед собой цели революционного свержения самодержавной власти. Образуются Северное и Южное общества декабристов, а затем и Общество соединенных славян. Во главе Северного общества в Петербурге первоначально стояли Н. М. Муравьев, С. П. Трубецкой, Е. П. Оболенский, затем поэт К. Ф. Рылеев. В программе Северного общества («Конституции»), составленной Н. М. Муравьевым, предпола- галась отмена самодержавной власти царя и крепостного права. Власть царя ограничивалась. Россия должна была стать конституционной монархией с императором во главе исполнительной власти и двухпалатным Народным вечем. Страна превращалась в федерацию 14 держав и двух областей с назначаемой исполнительной и выборной законодательной властью. Чтобы избирать или быть избранным, надо было владеть значительной собственностью. Крестьяне при освобождении получали землю — по две десятины на двор. Гораздо более радикальной была программа Южного общества, центр которого находился на Украине, в Тульчине. Во главе него стояли П. И. Пестель, А. П. Юшневский, позже СИ. Муравьев-Апостол. Автором этой программы («Русской Правды») был П. И. Пестель. Целью революции считалось создание революционного правительства с диктаторской властью. Немедленно упразднялись крепостное право и сословный строй, устанавливалось равенство граждан перед законом. Россия провозглашалась единой и неделимой республикой. Устанавливалось всеобщее избирательное право для мужчин. Верховным законодательным органом становилось Народное вече, правительством — Державная дума. Крестьяне получали землю в двух формах: в форме коллективной, неотчуждаемой собственности и в форме частной, отчуждаемой собственности. К Южному обществу в 1825 г. примкнуло Общество соединенных славян, ставившее задачей создание демократической федерации стран со славянским и неславянским населением: России, Польши, Чехии, Сербии, Венгрии, Молдавии и Валахии. Главную опору декабристы видели не в народе, а в армии, прежде всего в гвардии, имевшей опыт успешных дворцовых переворотов XVIII— начала XIX в. Выступление декабристов ускорила смерть Александра I в ноябре 1825 г., а также путаница с присягой новому императору. Первоначально войска присягнули старшему из братьев Александра I Константину Павловичу, отказавшемуся от престола. Переприсяга императору Николаю I (1825—1855) была воспринята с недоумением. В этих условиях декабристам удалось вывести на Сенатскую площадь войска. Солдаты восприняли это как борьбу за воцарение «справедливого царя» Константина. Целью Северного общества было заставить Сенат и Государственный совет отказаться от присяги Николаю I и объявить «Манифест русскому народу», провозглашавший отмену крепостного права, установление гражданских свобод, учреждение временного правительства и выбор Учредительного собрания. Одновременно предполагалось арестовать царскую семью. Однако избранный диктатором князь С. П. Трубецкой потерял веру в успех дела и не явился на Сенатскую площадь. Николай после попыток убедить восставших приказал открыть по ним артиллерийский огонь. Восстание было разгромлено. На рубеже 1825—1826 гг. было подавлено и восстание Черниговского полка на юге страны. Пятеро декабристов по приговору суда были повешены, более 100 человек осуждены на каторгу, на заключение в крепостях, ссылку на поселение и разжалование в солдаты. Идеи декабристов стали знаменем российского либерализма, на протяжении XIX и начала XX в. пытавшегося воплотить их в жизнь. Выступление декабристов стало примером гражданского мужества и самоотверженности для молодежи. Благодаря этому идеал гражданственности и идеал государственности были резко противопоставлены в сознании образованного общества. Кровь декабристов навсегда разделила в России интеллигенцию и государство. При этом выступление декабристов увеличило раскол между дворянством и крестьянством. Крестьянство не ждало от дворян ничего, кроме зла. Поэтому разгром восставших декабристов был воспринят крестьянами как справедливое наказание «барам», пытавшимся воспрепятствовать освобождению крепостных. На протяжении всего XIX в. крестьяне связывали свои надежды на социальную справедливость только с царем. Все выступления дворян, а затем и разночинской демократической интеллигенции воспринимались ими неверно. Традиционное сознание крестьян не желало считаться с очевидной реальностью. Крестьяне не могли признать, что врагом их интересов является царь, а союзниками — либералы и демократы. Это разрушило бы всю систему их ценностей, способ ориентации в мире. Поддержка со стороны крестьянства расширяла базу консервативной политики самодержавия, которое, опираясь на традиционные идеалы, могло бороться с либеральным и революционным движением. Ориентация царизма на традиционные ценности стала новым тормозом в проведении либеральных реформ. Трудность их осуществления заключалась в противоречиях между ценностями отдельных слоев российского общества и их стратегическими экономическими интересами. Действительно, либеральные ценности дворянской интеллигенции и ее реальные экономические интересы, связанные с крепостным поместьем, роковым образом расходились. Поэтому поддержка декабристов среди дворянства была ничтожной. Экономические интересы крестьянства были связаны с отменой крепостного права. Но в их системе ценностей главное место занимала царская власть, которая противилась этой отмене. Наконец, купцы, будущая буржуазия, стратегические экономические интересы которых, казалось бы, были связаны с буржуазными реформами, предпочитали им сиюминутные интересы и ценности знатного положения, стремясь к переходу в дворянство и чиновничество. Таким образом, социальная база либеральных реформ размывалась. Противостояние интересов и ценностей сословий было результатом догоняющего типа развития России. В итоге тенденции к либеральным реформам не находили достаточно мощной общественной поддержки. В то же время сторонниками традиционных ценностей, носителем которых провозглашало себя самодержавие, были самые широкие слои населения. Это содействовало распространению среди дворянства и купечества политического консерватизма, отказу от либеральных реформ на долгий срок. Повторим пройденное: 1. Какие меры в политике проводили и планировали провести М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев? Чем они принципиально отличались? 2. Какой представляла себе либеральную политику власть и какой — декабристы? 3. Что вы знаете о деятельности декабристов? Подумайте и ответьте: 1. Каковы основные положения политической программы европейского либерализма начала XIX в. и как они отразились в политике Александра I? 2. В чем проявилась ограниченность либеральных намерений Александра I? Как это отразилось на путях решения крестьянского вопроса и политических реформах? 3. Какие выводы сделали самодержавие, образованное дворянство и народ из событий 1812 г.? 4. Чем различаются идеалы либерализма и консерватизма? Что такое легитимизм? Какую роль идеалы консерватизма и легитимизма играли во внешней и внутренней политике России в 1820-х гг.? 5. Видите ли вы связь между религиозно-политическим вариантом проекта Священного Союза и современной европейской интеграцией? 6. Что такое революционный либерализм и в чем его особенности? Date: 2015-07-23; view: 2352; Нарушение авторских прав |