Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цивилизационная альтернатива — 4. Реформы Петра I
Вспомните: чем отличался уровень экономического и культурного развития России и Западной Европы в конце XVII в.? К каким последствиям это привело? Европеизация России как ценность. До конца XVII в. Россия пыталась дать «ответ» на «вызов» Европы, не выходя за рамки традиций, лишь при необходимости заимствуя что-то на Западе. Такие нововведения совершались как бы против воли: они не укладывались в традиционную систему ценностей. Однако долго такое положение продолжаться не могло. Архаичная политическая, финансовая и военная система Российского государства не позволяла добиваться во внешней политике ощутимых результатов. Огпомные внешнеполитические усилия России в XVII в. привели к весьма скромным итогам. Выход к Балтийскому и Черному морям по-прежнему был закрыт. Для того чтобы на равных бороться с европейскими державами и Османской империей, нужно было не просто заимствовать отдельные достижения Европы, а сделать ев- ропейскую экономику и культуру, европейский образ жизни особой ценностью, поставив ее выше традиционных ценностей русской культуры. Только тогда модернизация жизни России приобрела бы действительно широкие масштабы, страна могла бы войти в круг европейских держав. Задачу изменения традиционной системы ценностей, поворота России лицом к Западу взял на себя сын царя Алексея Петр I (1682—1725). Он с детства ненавидел сторонников «старины», ибо еще в возрасте десяти лет пережил стрелецкий бунт, в результате которого фактически во главе государства встала его сестра, царевна Софья. Власть Петру удалось вернуть лишь в 1689 г. Идеалом Петра I, усвоенным им еще в Москве, в Немецкой слободе, были европейские образ жизни, экономика и культура. В 1697—1698 гг., чтобы лучше узнать Европу, Петр принял участие в «великом посольстве», посетившем Пруссию, Голландию, Англию и Австрию. Все это время он упорно изучал иностранные языки, административные учреждения, военное и морское дело, технику стран Запада. Возвратившись из путешествия из-за нового бунта стрельцов, Петр со всей силой обрушился на проявления традиционализма в жизни России. Его страстным желанием стало превратить Россию в часть Европы, сделать ее такой же благоустроенной, богатой и процветающей, как Голландия или Англия. Его ненависть к старине была столь сильна, что вызывала ненужную жестокость. Подавление восстания стрельцов, защитников традиций, было проведено при помощи массовых пыток и казней. Все стрелецкие полки были расформированы, царевна Софья пострижена в монахини. В декабре 1699 г. Петр отказался от традиционного для России летосчисления «от сотворения мира» и приказал перейти на общеевропейское летосчисление от Рождества Христова. 1 января был отпразднован новый, 1700-й, год. Тем самым «разрыв времен» осуществился буквально. Это подкрепило решительность отказа от старых ценностей и принятие новых. Начался широкий призыв иностранцев на службу в Россию. Важным средством разрыва с традицией был перенос столицы в 1703 г. из Москвы в Петербург. Новая столица строилась как образцовая, на европейский манер. В Петербурге Петр с самого начала стремился утвердить новые принципы архитектуры, новые обычаи, позволяющие в отличие от обычаев московского двора соблюдать достоинство личности, быть приятным в общении. При Петре I Россия впервые ощутила себя как периферию Европы и поставила своей целью стать равноправной европейской державой, заимствуя опыт других стран. Петр I поставил перед Россией задачу «догоняющего развития» по отно- шению к Европе. На европейский * вызов» Петр I стремился дать европейский «ответ». Наиболее эффективны были петровские преобразования в военной и финансовой областях. Ему удалось создать мощные современные армию и флот, обеспечить их финансирование. Для формирования армии были введены рекрутские наборы. В Архангельске и Воронеже началось строительство флота. Стремление увеличить налоги и одновременно приблизить города России к европейскому образцу заставило Петра I в 1699—1700 гг. провести городскую реформу. По ней города выводились из-под воеводского управления и переводились на самоуправление. В них выбирались бурмистры. При этом прямые подати с городов в казну увеличивались в два раза. В 1708—1710 гг. была проведена губернская реформа, направленная на усиление централизации власти. Страна была разделена на восемь губерний, причем управлять ими наряду с губернаторами должны были коллегиальные органы — ланд-ратыу избранные из дворян. Введение самоуправления городов и губерний подрывало систему приказов. Внешнеполитические успехи Петра I. Укрепление армии и финансов страны помогло России решить важнейшую внешнеполитическую проблему — овладеть выходами в Балтийское и Азовское моря. Уже в 1696 г. в результате второго азовского похода Петру удалось взять крепость Азов и вскоре начать строить крепость Таганрог на Азовском море. Россия перестала платить ежегодную дань крымскому хану. В 1700 г. началась Северная война со Швецией, завладевшей почти всем побережьем Балтийского моря. В этой войне Россия участвовала в союзе с Данией, Польшей и Саксонией. Хотя война началась неудачно, с поражения и выхода из войны одного из союзников — Дании, а также разгрома русской армии под Нарвой, уже в 1702 г. русские войска вновь перешли в наступление и выбили шведов с Ладожского озера и Невы. Там были заложены новая столица — Петербург и островная крепость Кронштадт, охраняющая вход в Неву с моря. В 1704 г. были взяты Нарва и Дерпт. Но в 1706 г. Саксония тайно заключила сепаратный мир со Швецией и вышла из войны. Переломный период в Северной войне наступил в 1708— 1709 гг., когда шведская армия под командованием короля Карла XII устремилась на Украину, где рассчитывала найти поддержку антирусски настроенного казачества во главе с И. С. Мазепой, а затем повернуть в центр страны. Однако первоначально изменившего Петру и перешедшего на сторону шведов гетмана поддержала лишь незначительная часть казацкого войска. Тем не менее Петру I в 1708 г. удалось разбить часть шведской армии при деревне Лесной. Когда же запорожцы весной 1709 г. попытались перейти на сторону Карла XII, Сечь была взята и разорена русскими войсками. В июне 1709 г. в решающем сражении при Полтаве шведская армия, считавшаяся лучшей в Европе, была полностью разгромлена и перестала существовать. Вслед за этим русским войскам удалось в 1712— 1713 гг. вытеснить шведов из Померании (польское Поморье) и Финляндии. В 1714 г. была одержана решающая морская победа над шведами при Гангуте. В 1718 г. русские перенесли военные действия в Швецию, угрожая Стокгольму. В 1721 г. был подписан Ништадтский мир, по которому Россия получила шведские владения в Прибалтике — Лифляндию и Эстлян-1 дию, часть Карелии с Выборгом, а также территории, отнятые по Столбовскому миру (1617) с городами Корела, Копорье, Орешек, Ям, Ивангород. Тем самым к России были присоединены территории, развивавшиеся в рамках европейской цивилизации, население которых исповедовало протестантизм и отличалось высоким уровнем грамотности. В русское дворянство влились «остзейские», т. е. прибалтийские, немецкие дворяне — носители сословных ценностей европейского дворянства. В России появились города, управлявшиеся на основе магдебургского права. Противоречия процесса европеизации. Однако процесс европеизации русского общества шел не так гладко, как хотелось бы Петру I. Раз за разом его попытки совместить европейские формы жизни и укрепление государства кончались провалом. Первой из них было стремление сделать армию вольнонаемной, как в Европе. Это не получилось, и пришлось прибегнуть к рекрутчине. Не удалось обеспечить общественную поддержку европейской системы городского самоуправления. В результате она прекратила* существование. Не прижилась коллегиальная система в областном управлении и в сборе налогов, которые пытались ввести в 1713 и 1724 гг. Как горожане, так и дворяне видели в органах самоуправления не выразителей своих сословных интересов, а очередную государственную повинность. В результате власть на местах все более сосредоточивалась в руках губернаторов. Не вполне удачной была и попытка Петра I ввести в России европейские формы судопроизводства. Устный судебный процесс был заменен письменной фиксацией показаний сторон. Более подробным, хотя и не систематизированным, стало законодательство. Но в глазах неграмотного рядового населения такой суд был менее понятен, чем старый, устный. Толкование противоречащих друг другу законов открывало простор для произвола. Низкий уровень правосознания общества исключал возможность общественного контроля над судом. Необходим был государственный, централизованный контроль. В области политического сыска система следствия оставалась старой, с использованием пыток. В связи с этим все большее значение приобретали центральные государственные учреждения и власть самого царя. Характерно, что ближайшие соратники царя видели смысл перемен именно в укреплении этой власти. Так, государственный и церковный деятель Петровской эпохи Ф. Про-копович подчеркивал, что «русский народ... только самодержавным владетельством храним быть может», и предлагал ограничить права церкви. В. Н. Татищев, другой соратник Петра, резко спорил с «хвалящими вольности других государств». Единственного инициатора и гаранта перемен в жизни общества они видели в самодержавии. Идея самодержавия и идея реформ были для них неразрывны. В связи с этим потеряла свое значение и была уничтожена Боярская дума как орган, отчасти ограничивающий власть царя. Вместо нее верховным органом управления стал в 1711 г. Сенату осуществлявший надзор за работой государственного аппарата. В качестве второго органа верховной власти был создан святейший Синоду контролировавший деятельность церкви. Учреждение Синода в 1721 г. означало полное подчинение духовной власти светской. Должность патриарха в России была упразднена. Система приказов в 1718—1721 гг. была заменена системой более современных учреждений исполнительной власти — коллегий, созданных по шведскому образцу. Главное внимание было уделено военно-дипломатической деятельности, которой занимались военная, адмиралтейская и иностранная коллегии; финансам, находившимся в ведении трех коллегий, и торгово-промышленной деятельности, которой также управляли коллегии. Однако, помимо управления через коллегии Петр сам контролировал положение в стране при помощи системы фискалов — доверенных лиц царя, которые занимались выявлением злоупотреблений в государстве. В годы его правления постепенно формировалась система тотального контроля царя за населением. Тем самым, взяв за образец европейский абсолютизм, дающий некоторый простор самоуправлению сословий, но не допускающий их к власти путем использования противоречий между ними, Петр I лишь укрепил систему русского самодержавия, сословное самоуправление в которой практически отсутствовало. Европеизации подверглись лишь внешние формы государственных учреждений. Выражением полновластия Петра I стало принятие им в 1721 г. титула императора. Столь же непоследовательной оказалась политика Петра I в области развития промышленности и торговли. С ней Петр I связывал свои надежды на улучшение финансового положения государства, изменение роли России в Европе, формирование новых групп населения — сторонников идеи европеизации. Внешне достижения правительства выглядят грандиоз- ными. В первой четверти XVIII в. в стране возникло около 100 мануфактур (в конце XVII в. их было около 10). Получили развитие черная и цветная металлургия, сукноделие и другие отрасли текстильной промышленности. Причем если в начале века эти предприятия были в основном государственными и снабжали армию, то к 30-м гг. XVIII в. в строй вступили в основном частные мануфактуры, работавшие на рынок. Начался вывоз продукции промышленности за границу. Особое значение имело создание металлургической базы на Урале, обеспечившей России к 40-м гг. XVIII в. первенство в производстве чугуна в Европе и роль экспортера черных металлов. Петр I активно поощрял внешнюю торговлю, прежде всего вывоз не сырья, а готовой продукции, причем на российских кораблях. При этом таможенная пошлина на некоторые товары снижалась более чем в 100 раз. Напротив, ввоз в Россию дешевых импортных товаров был затруднен высокими пошлинами. Эти протекционистские, т. е. защитные, меры помогали встать на ноги молодой русской промышленности. Развитие крепостного права. Но мануфактурная промышленность Западной Европы развивалась в условиях отсутствия крепостного права и наличия рынка свободной рабочей силы. В России же, где крепостное право распространялось не только на сельское, но и на городское население, эти условия отсутствовали. Поэтому надежды Петра I на то, что мануфактуры в России смогут использовать вольнонаемный труд, не оправдались. Для строительства государственных мануфактур использовался принудительный труд крестьян и посадских людей. В 1721 г. правительство разрешило промышленникам покупать крестьян для работы на мануфактурах. Рабочим платили жалованье, но уйти с фабрики они не могли. В свою очередь хозяин не мог продавать или завещать их без мануфактуры. Поэтому они назывались посессионными (владельческими). Кроме этого, к частным и государственным мануфактурам и горнодобывающим предприятиям для неквалифицированной, черной работы приписывались государственные крестьяне, отрабатывавшие на них налог — подушную подать. Особенностью России, резко отличавшей ее от Европы, было то, что в Европе вольнонаемный труд был выгоднее крепостного, так как главными были интенсивность и качество труда. В России крепостной труд был выгоднее вольнонаемного, ибо имелась возможность приписки к фабрикам большого количества рабочих. Дело решали экстенсивные факторы. Поэтому уже в 30—40-е гг. даже в текстильной промышленности, одно время развивавшейся на основе вольнонаемного труда, наметился переход к крепостной, посессионной мануфактуре. Оставшиеся фабрики с вольными рабочими разорялись. Но дело этим не ограничилось. XVIII в. стал для России временем дальнейшего развития крепостного права. Одной из форм государственного крепостничества стало введение в стране подушной подати, в результате чего подворное, в зависимости от состоятельности двора, распределение тягла было заменено уравнительным налогообложением всех мужских «душ». От этого сильно пострадали бедняки. Увеличились натуральные повинности государственных крестьян и посадских людей. Они строили крепости, гавани и города, перевозили товары и снаряжение армии, брали на постой солдат. В государственные крестьяне было записано население Сибири и Поволжья. При поездках крестьяне были обязаны иметь паспорт, что ограничивало возможности их передвижения. Крепостное право распространилось на осваиваемые земли юга России. В частную собственность дворян только в 1682— 1710 гг. было роздано 43 тыс. крестьянских дворов. Расширялась практика продажи крепостных. Рост товарности земледелия приводил к ограничению времени труда крестьян на собственном наделе. Петр I постарался устранить любую возможность побега крепостных. С 1707 г. беглых стали возвращать даже с Дона. Крестьян, которые не могли указать, какому помещику они принадлежат, считали бродягами и ссылали в Сибирь. Крепостное право стало всеохватывающей нормой жизни крестьянства, из него не было выхода. Крестьянские восстания (например, под руководством К. Булавина в 1707—1708 гг.) быстро подавлялись с помощью регулярной армии. Вместе с тем появился новый тип выступлений национально-освободительной направленности, таких, как восстание в Башкирии в 1705—1711 гг. Восставшие выступили против царской администрации, были сожжены сотни русских деревень. Русские крестьяне продавались в рабство на Восток. Время петровских преобразований было периодом большой социальной мобильности, когда рядовые люди и даже крепостные быстро поднимались на вершину общественной лестницы. Характерным примером была карьера ближайшего сподвижника царя «светлейшего» князя А. Д. Меншикова. Однако этот случай далеко не единичен. В 1722 г. Петром была учреждена «Табель о рангах», уничтожавшая зависимость между продвижением человека по государственной службе и знатностью его происхождения. Каждый чиновник или военный должен был теперь подниматься по служебной лестнице из 14 чинов, начиная с прапорщика или коллежского регистратора. Высшими чинами были фельдмаршал, генерал-адмирал и канцлер. Знатность была не предпосылкой, а следствием службы. 8-й ранг по гражданской службе, или обер-офицерский чин, давал права потомственного дворянина. Приказный или писарь, прослужив несколько лет, становился личным дворяни- ком. Окончившие гимназию или награжденные орденом также получали дворянство. С целью укрепления имущественного положения дворян в 1714 г. был издан указ, согласно которому поместные дворянские и вотчинные боярские земли были полностью приравнены друг к другу. Они стали наследуемой собственностью. Земля и крестьяне перестали быть платой за службу. Их получали в качестве награды. Вместе с тем дворянское достоинство при Петре I — это уже не только «честь» служить царю. Это еще и личное, человеческое достоинство, которое дворянин был обязан защищать при всех условиях. Развитие дворянской культуры и культурный раскол общества. Политика государства была направлена на просвещение общества, реорганизацию системы образования. Просвещение при этом выступало как особая ценность, отчасти противостоявшая религиозным ценностям. Идеал веры заменялся идеалом рационального познания, идеал святого — идеалом знающего, просвещенного человека. Недаром Петр I запретил церкви открытие мощей новых святых. Богословские предметы в школе уступали место естественно-научным и техническим: математике, астрономии, геодезии, фортификации, инженерному делу. Это соответствовало господствовавшему в то время в Европе умонастроению, определившему целую эпоху Просвещения второй половины XVII—XVIII в. В петровское время в России впервые были созданы основы системы естественно-научного и технического образования. Первыми появились Навигацкая и Артиллерийская школы (1701), Инженерная школа (1712), Медицинское училище (1707). Для упрощения процесса обучения сложный церковнославянский шрифт был заменен на более простой, современный. Были заложены основы развития русской науки. В 1725 г. в Петербурге была создана Академия наук. Развернулась большая работа по изучению истории, географии и природных богатств России. Пропаганду научных знаний осуществляла открытая в 1719 г. Кунсткамера — первый отечественный естественно-исторический музей. Под влиянием обучения, которое часто велось на иностранных языках, у дворян формировалась новая система понятий, часто не имевших эквивалента в русском языке. Поэтому общение дворян все чаще велось на иностранных языках — немецком и французском. Русский язык знати претерпел большие изменения. Процесс усвоения новых понятий и оборотов речи растянулся на целый век. Употребление иностранных языков дворянством усилило начавшийся еще в XVII в. раскол русского общества. Крестьяне по-прежнему считали «бар» противниками идеала «прав- ды», в сущности пособниками антихриста. Это усугублялось разницей в одежде и языке. Все это препятствовало распространению нового образа жизни, ценностей и потребностей, приобретенных дворянством в ходе европеизации, среди основной массы населения. Это обстоятельство существенно отличало положение в России от положения в Европе, где «охота на ведьм», т. е. сожжение на кострах женщин-знахарок за «общение с дьяволом», помогла к XVII в. подорвать замкнутость народной культуры и обеспечить усвоение народом элементов образа жизни и потребностей господствующих классов. Важным передаточным звеном в этом процессе было городское население, раньше других заимствовавшее новый образ жизни. В России у купечества продолжали развиваться появившиеся в XVII в. ценности утилитаризма. Идеал «пользы» приобрел общегосударственное значение. О «пользе и прибытке общем» считал себя обязанным заботиться Петр I. Для М. В. Ломоносова эта забота стала одним из важных принципов деятельности идеального правителя, работника на троне. Но у русского купечества идеал личной пользы не приобрел такого значения, как у европейской буржуазии. Он был тесно связан с представлением о пользе государства. Свою выгоду купцы видели как часть государственной выгоды. Для купца-публициста 40-х гг. XVIII в. И. Т. Посошкова было очевидно, что стоимость денег, например, должна определяться волей царя. «Волен наш монарх,— писал он,— и по его монаршей воле и мы имеем некую часть воли». В этом сильно проявлялось древнее славянское представление о личной судьбе как «доле» — части общей судьбы. В вопросе об образе жизни такие представления приводили к попыткам запрета купцам подражать образу жизни дворянства. С целью обеспечения экономической независимости России от Европы Посошков предлагал запретить ввоз предметов роскоши или, по крайней мере, разрешить покупать их только высокопоставленным лицам. Идеал пользы в России был подчинен идеалам порядка, справедливого управления, взаимопонимания народов. Характерными для этого времени являются труды Д. М. Голицына — первого светского политического теоретика в России, создавшего план ограничения самодержавной власти, и «Синопсис» И. Гизеля — первый исторический труд, включавший историю нерусских народов империи. Результатом Петровской эпохи стало превращение России в европейскую державу. Но формы ее взаимодействия с Европой носили в основном политический характер. Экономика России была приспособлена к задаче обеспечения армии в бесконечных войнах. Поэтому поверхностная европеизация сопровождалась углублением различий в политическом и социально-экономическом строе. Частичный прогресс в промыш- ленности и торговле, победы в войнах были достигнуты страшной ценой: в три раза выросли налоги, на 15% сократилось население. Сдвиг в сторону модернизации произошел лишь в образе жизни дворянства, но это усугубило культурный раскол в российском обществе, окончательно разорвало его традиционное культурное единство. Повторим пройденное: 1. Каковы были цели петровской европеизации страны? 2. Каких успехов достиг Петр I в военном деле и развитии хозяйства? 3. Какие новые учреждения были созданы в России в начале XVIII в.? Чем они отличались от учреждений Московского государства? Подумайте и ответьте: 1. Какую роль в деятельности Петра I играли ценности европеизации? 2. Как Петр I относился к демократическим, представительным учреждениям? 3. С чем была связана невозможность повторения в России XVIII в. политических, экономических и общественных форм жизни Европы? 4. К каким результатам привела попытка внешнего воспроизведения форм европейской жизни в России начала XVIII в.? 5. Что было более важным для российского общества и госу Date: 2015-07-23; view: 2553; Нарушение авторских прав |