Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Законодательное оформление крепостного права и начало кризиса традиционализма
Вспомните: какие формы компромисса между королевской властью и обществом существовали в Западной Европе? Какие органы были для этого созданы? Какие решения ими принимались? Компромисс государства и сословий. Во второй половине XVII в. перед правительством царя Алексея Михайловича Романова, прозванного Тишайшим (1645—1676), встала задача укрепления царской власти при учитывании интересов сословий. Города в России быстро набирали силу, развивалась торговля, начинал складываться всероссийский рынок. Центрами оптовой торговли стали Московская, Архангельская, Макарьевская, Ирбитская ярмарки. Появились крупные мануфактуры, такие, как Тульский железоделательный завод. Расширялась внешняя торговля с Европой и Азией, которую вели через Архангельск и Астрахань. Появились крупные купцы, обладавшие огромными состояниями (Никитниковы, Строгановы, Шорины, Светешниковы и др.). К этому времени горожане представляли собой довольно-таки сплоченную силу, и их интересами нельзя было пренебрегать даже ради экономических выгод государства, что и показали события середины XVII в. В 1646 г. был принят указ о соляном налоге и сокращено жалование стрельцам, а в 1654 г. правительство стало заменять серебряные деньги на медные. В обоих случаях это привело к падению жизненного уровня городского населения, быстрой инфляции (обесцениванию денег). В 1662 г. за один серебряный рубль давали 14 медных. Начались восстания городского населения, прежде всего в Москве. Выступления в 1648 и 1662 гг. получили названия «соляного» и «медно- го» бунтов. Гнев народа обрушился прежде всего на бояр — непосредственных исполнителей государственной политики. В народной культуре формировался образ боярина (носителя «кривды»), противопоставленный образу царя (носителя «правды»). Впоследствии появление этих стереотипов сыграло большую роль во время крестьянских войн. К 1649 г. у российских сословий — дворян, купцов, ремесленников — сложились требования, отражавшие их представления о своих интересах. Наиболее простыми и экономически обусловленными были пожелания купцов. Они протестовали против конкуренции иностранцев, которые, пользуясь привилегиями, данными еще Иваном Грозным, монополизировали торговлю не только экспортными товарами, но и местными товарами внутреннего потребления, вздувая на них цены. Идя навстречу пожеланиям купцов, царь Алексей Михайлович в 1647 г. обложил высокими пошлинами иностранные товары, а в 1649 г. отменил привилегии английских купцов. Теперь они должны были торговать только в пограничных городах. В 1650—1660-е гг. были снижены внутренние таможенные сборы. Русские купцы были отчасти ограждены от произвола наместников. Их должен был судить царский суд в Москве. Был создан специальный приказ купецких дел. Это говорило о возникновении у власть имущих представления о необходимости правовой защиты полезной для государства деятельности. Более сложные проблемы, связанные с обновлением законодательства, ставили перед властью дворяне и городские посадские жители. Дворян не устраивал условный, временный характер дворянского землевладения. Они требовали уравнять в правах помещика и боярина-вотчинника. Дворяне выступали против политики богатых бояр и монастырей, которые переманивали у них крестьян и препятствовали их возвращению. Горожане добивались возвращения беглых посадских людей из «белых», боярских и монастырских, слобод, распределения тягла на всех тех, кто занимается ремеслом и торговлей. Вместе с тем посадские люди требовали закрепления за ними монополии на торговлю в городах. Все это говорило о формировании у российских сословий корпоративного сознания, понимания своих общих интересов. Отчасти это были экономические интересы, отчасти — интересы тягловых общин, непосредственно совпадавшие с государственными. Это позволяло царской власти, идя навстречу нуждам дворянства и городского населения, одновременно ограничить права старой феодальной знати, бояр и монастырей. При этом государство играло роль посредника в отношениях между группами общества. Это роднило русское самодержавие XVII в. и европейский абсолютизм, отчасти обновляло социокультурную основу самодержавия. В качестве такой основы выступали уже не только культурные и религиозные идеалы, но и конкретные экономические и социальные интересы широких слоев общества. Для реализации требований сословий был создан Земский собор, в 1649 г. принявший документ, известный как Соборное уложение царя Алексея Михайловича. В нем укреплялись централизованное государственное управление и самодержавная власть царя. Ликвидировался ряд традиционных феодальных иммунитетов. Ударом по правам бояр и монастырей была и отмена особого суда для боярства, отмена «закладничества» и «белых» слобод. Был ограничен рост монастырского землевладения и учрежден монастырский приказ, ставивший владения монастырей и церкви под контроль государства. Наибольшие выгоды от нового законодательства получило дворянство. Теперь только служилые люди могли единолично и наследственно владеть землей. Ранее в традициях азиатского государственного феодализма вотчину мог купить или принять в заклад даже боярский холоп или монастырский служка. Права землевладельческого сословия не были защищены. Теперь дворянин, даже продав или заложив свою землю неслужилому человеку, мог потребовать ее обратно и вернуть при помощи государства. Это стало его сословным правом. Право заниматься ремеслом и торговлей в городе стало исключительной монополией посадских людей. Горожане, не приписанные к посадским тягловым общинам (дети духовенства, например), должны были продать свои лавки, мастерские, амбары, погреба посадским людям. Для того чтобы продолжать заниматься ремеслом и торговлей, они должны были приписаться к посаду. Холопы и крестьяне были лишены даже этого права. Если они все же покупали или нанимали в городе лавку или амбар, те конфисковывались, а крестьянина секли кнутом. Весь товар он должен был с воза продать посадскому жителю, а тот мог распоряжаться им по своему желанию. Это также было его сословное право. Менее отчетливо выражены были сословные права крестьянства. Тем не менее Соборное уложение создавало в России основы сословного общества, которое существовало до XIX в., его пережитки — до 1917 г. Тягловое сословное общество — опора самодержавия. Однако сословные интересы податных сословий — крестьянства и горожан — всецело подчинялись интересам государства. В Соборном уложении наказание кнутом упоминалось 141 раз. Восточная концепция приоритета обязанностей над правами господствовала над западной концепцией гармонии прав и обязанностей. Во имя интересов государства все сельское и городское население было закрепощено. Были отменены сроки для сыска беглых крестьян, не только помещичьих, но и государственных, черносошных. Теперь они тоже рассматрива- лись как крепостные. Ликвидация «белых» слобод распространила государственное тягло на все городское население. Уйти из города посадский человек не мог. Он был прикреплен к своей городской общине, как крестьянин к помещику. Соборное уложение 1649 г., несмотря на некоторые уступки общественным интересам, укрепляло самодержавие и систему государственного феодализма. После его принятия роль сословного представительства падает. Было проведено еще лишь четыре Земских собора. На них после 1613 г. отсутствовали выборные от крестьян и духовенства. Все меньшую роль в жизни страны играет Боярская дума. В эпоху Алексея Михайловича она переходит под полную власть царя. Особую роль приобретает «ближняя государева дума», в которую входят доверенные лица царя. Число приказов, органов исполнительной власти, доходит до 40. Они ведают обеспечением царского двора, финансовыми, военными, судебными делами, управлением областями страны. Главным из них становится Тайный приказ, действовавший под непосредственным контролем царя. Все большую роль в приказах играли не бояре, а служащие-дьяки, происходившие из мелкого дворянства. Так рождалась бюрократия — необходимый элемент системы абсолютизма. Управление страной становилось все более централизованным, хотя и мало упорядоченным. Важнейшие решения все чаще принимались в условиях отсутствия гласности, все большую роль приобретали лица, имевшие фактическую власть, а не государственные учреждения. Высшим правом становилось право придворного на «ухо государево», т. е. возможность представить выгодный для себя вариант решения проблемы единственно правильным. Важную роль в централизации власти играла борьба государства и церкви, чей авторитет особенно вырос после Смутного времени и правления молодого царя Михаила, во всем подчинявшегося своему отцу патриарху Филарету. Такой же позиции в отношении царя Алексея Михайловича попытался придерживаться новый патриарх Никон, который стремился утвердить своего рода теократическое правление в духе папства. Никон чувствовал себя не только московским, но и одним из вселенских патриархов, что позволяло ему ставить власть патриарха выше власти царя. Идее национальной церкви он противопоставил идею вселенской церкви. Она стала основой проведенной им церковной реформы, вызвавшей в русской церкви раскол и появление старообрядцев, сторонников древних церковных традиций. Одобрив реформы Никона, церковный собор 1666 г. осудил его претензии на власть, отстранив от патриаршества. Тем самым был вновь подтвержден принцип верховенства светской власти над церковной. ' Крепостное право и общественная нравственность. Введение крепостного права деформировало нравственные нормы русского общества, вызвало общественное недовольство. Соборное уложение дало огромные права дворянам, во многом уравняв их с боярами. На дворянине лежала ответственность за уплату крестьянином налогов государству. С этим было связано право распределять между крестьянами земли. Вместе с тем законодательство никак не ограничивало эксплуатацию труда крестьян дворянами. В условиях развития товарного производства это вело к увеличению эксплуатации, принуждению крестьян к чрезмерному, изнурительному труду, росту барщины и оброка. Соответственно в глазах крестьян нравственная ценность такого труда падала, разрушалась трудовая этика (мораль), являвшаяся одной из основ русской культуры. Несмотря на тяжелые наказания, крестьяне продолжали убегать от помещиков на юг, в казаки, что создавало социальную базу для новых восстаний. Привилегии дворянства были весьма привлекательны для купечества, особенно по контрасту с тяжестью тягловой службы купцов. В России государство активно вмешивалось в экономическую жизнь. Возникавшие заводы должны были в первую очередь удовлетворять потребности государства. Торговля рядом товаров регламентировалась (например, вывоз зерна за границу). Государство вмешивалось в систему денежных расчетов населения. На купцов в зависимости от размера их капитала налагались тяжелые, подчас разорительные повинности. В 1649 г. высший слой московского купечества — гости и гостиная сотня настолько обеднели, что могли выполнять казенные поручения через год, да и то не все. Для пополнения тягловых купеческих корпораций раз в 2—5 лет производились наборы из числа купцов Москвы и областных городов. Это делалось против их воли. Соответственно купцы всячески старались скрыть свои доходы, откупиться от этих «рекрутских наборов». Те же, кто все-таки попадал на государственную службу, старались выслужиться, для того чтобы получить дворянское звание и стать владельцем земли и крестьян. Поэтому в России в XVII, да и в XVIII вв. не складывается купеческих династий. Это препятствовало формированию этики торговых отношений, необходимой для повышения конкурентоспособности торговых корпораций. Как и в странах Азии, удачливые купцы пополняли сословие феодалов. Тем самым в обществе размывалось «третье сословие». Ответом народа на закрепощение крестьянства и посадских людей были народные восстания, среди которых по масштабам выделяется крестьянская война под руководством Степана Разина (1670—1671). Главную боевую силу разин-ских войск составила казацкая голытьба — бывшие крестья- не, недавно пришедшие на Дон и стремившиеся не только к схваткам с татарами и турками, но и к мести русским феодалам. Первый поход С. Разина на Волгу и через Каспийское море в Персию в 1667—1669 гг. носил чисто разбойничий характер. Но он привлек внимание народа к удалому атаману, помог ему собрать войско. В 1670 г. С. Разин выступил в новый поход. На этот раз его целью было установление «справедливой власти» на Руси. По русской традиции при этом не обошлось без самозванчест-ва. Сам Разин был слишком известен, но в его войске находился новый, «природный» царь, будто бы сын царя Алексея Михайловича Алексей (на самом деле уже умерший). Разина сопровождал также человек, выдававший себя за опального патриарха Никона. Особенностью крестьянских войн было то, что население, как правило, с радостью встречало бунтарей и открывало им ворота городов. В захваченных областях восставшие восстанавливали архаические, догосударственные нормы, соответствовавшие народному идеалу «правды». Так, в захваченном Царицыне Разин ввел казацкое управление: поделил население на десятки и сотни, освободил его от налогов. Высшим органом управления стал «круг» (вече), на котором избирался атаман. Для городской бедноты все это было выражением идеала «воли», и она активно пополняла войско С. Разина. Так же при помощи населения разинцы захватили Астрахань. Дворы бояр, дворян, купцов были разгромлены, а имущество их поделено между восставшими. Государственные архивы сожжены. Затем С. Разин овладел Саратовом и Самарой. Массовую поддержку Разину создавало то, что его движение носило открытый антикрепостнический и антибоярский характер. Он боролся лишь против носителей «кривды», подчеркивая, что не грабит «черных людей, крестьян и казаков». В ответ на разинские «прелестные письма» восстала значительная часть крестьянства Поволжья. Однако под Симбирском войска Разина были разбиты. Царским воеводам удалось разгромить восстание на Волге и в Слободской Украине. Против Разина выступили богатые казаки Дона. Он был захвачен ими, привезен в Москву и в середине 1671 г. казнен. Движение С. Разина явилось важной вехой в русской истории. Оно обозначило момент, когда намечавшийся после Смутного времени диалог власти и народа, тенденция к росту роли народного представительства и закреплению прав сословий вновь сменились деспотическим монологом власти и антигосударственным монологом народа, фактически опиравшегося на родоплеменные ценности (вече, тысяцкая организация и т. п.). Стремление к всеобщему национальному согласию, столь заметное в 1612 г., сменилось взаимным озлоблением власти и народа. Поражение восставших дало толчок усилению авторитарных тенденций царской власти. Начало поворота к Западу и война на Украине. Во второй половине XVII в. предпринимаются попытки преобразования отдельных элементов русской жизни. Уже при царе Михаиле возникли солдатские, рейтарские (кавалерийские) и драгунские полки «нового строя». Их содержали за счет казны. С 40-х гг. XVII в. в драгуны в качестве государственной повинности стали записывать крестьян. Так зарождалась система рекрутских наборов, оформившаяся при Петре I и ставшая основой для создания регулярной армии в России. Как и рекруты, солдаты в XVII в. служили пожизненно. В рейтары и другие конные части записывали дворян. К концу XVII в. полки «нового строя» составляли значительную часть российского войска. Они заметно потеснили дворянское ополчение и стрельцов. Во время войн сохраняли свое значение конные ополчения народов, сохранивших кочевые традиции (башкир, татар), и казаков. Полки «нового строя» имели совершенное по тому времени оружие — мушкеты и карабины с кремневым запалом, ручные гранаты, пистолеты. В действующей армии стало использоваться большое количество орудий. Если в XVI — первой половине XVII в. артиллерией и войсками «нового строя» командовали в основном иностранцы, то к концу века появилось много русских офицеров. Были основаны тульские и каширские оружейные заводы. К ним приписывались крестьяне двух волостей. Это был зародыш крепостной мануфактуры, ставшей яркой особенностью развития промышленности России в XVIII в. Эти нововведения позволили России успешно вести войну против Польши во второй половине XVII в. Ее начало было связано с присоединением Левобережной Украины к Московскому государству. В XVII в. после Брестской религиозной унии 1596 г. резко обострились как религиозные, так и общественные противоречия между украинцами и поляками. Униатство закрепилось только на самом западе Украины. Украинцы особенно страдали от закрепощения польскими панами, так как к социальному гнету прибавлялся и национальный. Чашу терпения переполнило ограничение в 1638 г. польским королем численности запорожских казаков и подчинение их польскому комиссару и полковникам. Во главе украинских казаков встал дворянин Богдан Хмельницкий. Им удалось овладеть Запорожской Сечью, занятой польскими войсками, и в 1648 г. под Желтыми Водами разбить войска поляков. Восстание на Украине имело многие приметы крестьянской войны — военно-административная власть переходила к казачеству. Уже в 1648 г. возникла идея о воссоединении с православной Россией. Основные военные действия развернулись в Подолии, где в 1652 г. под Батогом польское войско было вновь разгромлено. Это убедило русское правительство в ослаблении Польша и в возможности присоединения Украины. В октябре 1653 г. Земский собор в Москве дал согласие на принятие Украины в состав России и объявил войну Польше. Между царем и представителями казацкой старшины был заключен договор, по которому отдельным сословиям на Украине предоставлялось самоуправление. Были сохранены права казаков на выборы гетмана, войсковой суд, наследование имений и земель, частично — на самостоятельную внешнюю политику. Но если казаки рассматривали себя как свободных подданных царя, то тот в свою очередь считал их своими холопами, не затрудняя себя соблюдением данных обещаний. Это стало причиной раскола казацкой старшины. Тем не менее война России против Польши развертывалась успешно. Уже в 1654 г. по требованию жителей города сдался Смоленск. Украинские войска овладели Гомелем и Могилевом. В Белоруссии было захвачено 33 города. В 1655 г. были взяты Минск и Вильно. Только вмешательство шведов, стремившихся не допустить русских к Балтийскому морю, и крымских татар не позволило взять Львов и добиться полной победы. В 1656 г. началась война со Швецией. Русским войскам удалось взять Юрьев (Дерпт) и осадить Ригу. Однако России пришлось заключить перемирие со Швецией в результате осложнившегося положения на Украине. После смерти в 1657 г. Богдана Хмельницкого там возобладали антирусские настроения. В 1658 г. новый гетман Иван Выговский заключил договор с Польшей о восстановлении ее прав на Украину. Против присоединения к России были и последующие гетманы — Юрий Хмельницкий, Павло Тетеря, Петро Дорошенко. В результате после поражения на Волыни русские должны были в 1661 г. заключить Кардисский мир со Швецией, по которому теряли свои завоевания в Прибалтике, а в 1667 г.— Андрусовское перемирие с Речью Посполитой, по которому России доставались лишь Левобережная Украина и Киев, а также исконно русские земли, в частности Смоленск. Сближению России и Речи Посполитой способствовала возросшая угроза усиления Османской империи, в 1672 г. захватившей у последней всю Подолию, а в 1677—1678 гг. атаковавшей левобережье Украины. Героическое сопротивление русских и украинских войск истощило турецкую армию, что помогло ее разгрому под Веной в 1683 г. В Бахчисарае (Крым) в 1681 г. с турками было заключено перемирие. Наметился союз Австрии, Речи Посполитой и России против Османской империи. Это облегчило заключение в 1686 г. «вечного мира» Речью Посполитой на условиях Андрусовского перемирия. Присоединение Левобережной Украины означало для Рос-сии контакт с другим цивилизационным вариантом развития российской цивилизации. Украина стала посредником в отно-шениях России с Польшей, являвшейся для русских XVII в. образцом европейской цивилизации. Польским языком вла-дел царь Федор Алексеевич (1676—1682). Про московских об-разованных людей говорили, что они «чтут книги ляцкие польские) в сладость». Первые западники. Среди знати стали появляться первые признаки систематического предпочтения западного образа жизни своему традиционному — западничества. Первыми за-падниками были князь И. А. Хворостинин, боярин А. Л. Ор-дин-Нащокин, дьяк Г. К. Котошихин и другие. Это были люди, переживавшие глубокий духовный кризис из-за противо-речия своего культурного идеала и реальной жизни России. В этот период впервые разворачивается всесторонняя кри-тика политического, общественного строя и образа жизни Ру-си. Так, И. А. Хворостинин называл русское самодержавие деспотизмом, уважительно относился к католицизму. Г. К. Котошихин видел главную причину «грубости натуры» русских люд ей в их необразованности, причем требовал образования не только для мужчин, но и для женщин. Он упрекал русскую знать в спесивости и неспособности к делам, лживости в отноше-ниях вышестоящими. Особое негодование Котошихина вызы-вал закрытый характер русского государства, невозможность поехать за границу. Родные купцов и послов оставались на ро-динe в качестве заложников. Самовольный выезд за границу считался изменой. Его возмущало отсутствие правовых гаран-тий собственности. Он отмечал слабое развитие предпринима-тельства в России и связывал это с возможностью потерять свой промысел или завод из-за жадности власть имущих. Постепенно эти настроения стали усваиваться все более широким кругом дворянства. Политические и идейные влия-ния Европы дополнялись стремлением знати к европейскому комфорту, образцы которого москвичи могли наблюдать в Не-мецкой слободе — поселении иностранцев, построенном еще при Иване IV. Царь и бояре стали выезжать в нарядных не-мецких каретах, строить каменные дома, заводить обстановку на иноземный лад, украшать стены картинами, услаждать свой слух немецкой музыкой. В 1672 г. под Москвой был построен первый театр. Введение общего образования диктовалось как активиза-цией отношений с Европой, так и потребностями церковной борьбы с ересями. Школы с обучением латинскому и грече-скому языкам неоднократно возникали в Москве после 1632 г., но быстро закрывались. Православие смотрело на на- учное знание как на праздное любопытство неглубокого ума, потеху. Часто в ученых видели опасных еретиков. Однако в это время появились учебники, которые составили основу образования. Это были грамматика Мелетия Смотрицкого и катехизис митрополита Петра Могилы. Примерно тогда же советнику царя Ф. М. Ртищеву удалось собрать в Андреевском монастыре около 30 ученых украинских^ монахов для перевода иностранных книг и обучения желающих древним языкам, риторике и философии. Наконец, в 1687 г. по инициативе Симеона Полоцкого в Москве было создано первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. В России стал быстро расширяться круг образованных людей, владевших иностранными языками, основами гуманитарного знания. Но система естественно-научного и технического образования в России XVII в. отсутствовала. Начавшаяся европеизация России имела довольно узкие задачи. Советник царя Алексея А. Л. Ордин-Нащокин писал царю, что «доброму не стыдно навыкать и со стороны у чужих». Вместе с тем речь пока шла о поверхностных заимствованиях, не затрагивавших традиционного образа жизни в стране. «Какое нам дело до иноземных обычаев,— считал Ордин-Нащокин,— их платье не по нас, а наше не по них». Поэтому дело ограничивалось отдельными мероприятиями: основанием нескольких мануфактур, введением некоторых гарантий собственности для купцов, созданием Приказа купеческих дел, изданием небольшого числа книг и открытием единичных учебных заведений. Но в России появился очень важный новый исторический тип: европейски образованный политический деятель. Это можно сказать о самом А. Л. Ордине-Нащокине, но в еще большей степени — о государственном деятеле времен правления царевны Софьи (1682—1689) князе В. В. Голицыне. Именно он впервые в 1686 г. ввел Россию в союз европейских держав против Турции. Это предполагало новое качество отношений России и Европы, ставило задачу овладения культурным опытом Европы. Голицын способствовал отправке боярских детей в польские школы, строил планы посылки дворянских детей за границу для изучения военного искусства, отменил местничество, наиболее жестокие пытки и формы казни. В глазах политических деятелей нового типа ценности традиционализма (старины) стали заменяться ценностями европеизации. Наступление на традиционализм шло и с другой стороны. Среди купцов традиционные ценности постепенно вытеснялись стремлением к наживе, утилитаризмом. В XV—XVI вв. идеалом деятельности была неустанная молитва, душевный покой и сосредоточенность. Труд, направленный на при- обретательство, «рвачество», считался греховным и подлежащим осуждению. В середине XVII в., напротив, усиливается осуждение бездельников, начинается проповедь энергичной деятельности и активности. Целью деятельности признается не мир и покой, а польза. Пока еще традиционные ценности и интересы человека находились в состоянии равновесия, но роль личности и ее интересов в культуре и быту постепенно росла. Внимание к человеческой личности отмечается и в литературе и живописи XVII в. Распространенной формой картины становится «парсуна», т. е. портрет. Художник впервые получает право на творчество, которое обосновано его талантом, рассматриваемым как дар Божий. Благодаря этому праву Симон Ушаков осуществил реформу в русской иконописи, приблизив ее к реалистической традиции Запада. Политика традиционализма к XVII в. показала свою полную неэффективность, неспособность сплотить общественные силы и обеспечить достижение жизненно важных для государства целей. Вместе с тем постепенно осознавалась необходимость новаторского пути выхода из положения, обретения новых ценностей: европеизации и модернизации. Терпят крах последние попытки создать в России цивилизацию, полностью противопоставленную европейской, основанную исключительно на религиозных ценностях православия и русской народной культуры. С этого времени диалог с Западом, попытка оборвать который была предпринята в середине XVI в., становится постоянным и все более расширяющимся, во многом определяющим смысл истории страны. Повторим пройденное: 1. Какие нормы ввело в жизнь российского общества Соборное уложение 1649 г.? 2. Каков был ответ крестьянства на его закрепощение? 3. Кто такие «западники» XVII в. и какие идеи они проповедовали? Подумайте и ответьте: 1. Как связано усиление политического и военного взаимодействия с Европой с развитием крепостного права? 2. Чем отличались способы усиления централизованной власти в Европе и в России? 3. Какие восточные черты в социально-экономическом строе России XVII в. вы можете отметить? 4. С какими ближайшими и отдаленными причинами связано учащение казацких и крестьянских восстаний в XVII в.? 5. Какие особенности ценностной системы русской культуры позволяли крестьянам создавать угрозу для самодержавной власти, оставаясь при этом ее сторонниками? 6. Почему взаимодействие с Западом не сразу привело в России к широкому заимствованию западных идей и образа жизни? Date: 2015-07-23; view: 1800; Нарушение авторских прав |