Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Реабилитационные службы помощи умственно отсталым детям
72 Организация помощи умственно отсталым детям в зарубежных странах осуществляется государственными и негосударственными общественными организациями. Причем, негосударст- венными организациями могут быть большие международные, национальные ассоциации или му- ниципальные учреждения. Так, например, одной из популярных и авторитетных организаций является Международ- ная Лига обществ помощи умственно неполноценным лицам. Ее филиалы имеются в более чем 70 странах мира. Содержанием работы этой организации является борьба за права умственно отста- лых людей на международном и национальном уровнях. Члены Лиги проводят исследования ум- ственной неполноценности, организуют конференции, осуществляют сотрудничество между стра- нами, помогают разрабатывать национальные программы по борьбе с умственной отсталостью. В США умственная отсталость была признана национальной проблемой. В связи с этим была разработана Национальная программа по борьбе с умственной отсталостью, в соответствии с которой была поставлена задача по созданию центров по подготовке специалистов по реабилита- ции, профессиональному образованию, обслуживанию на местах умственно отсталых, разработке программ обучения и воспитания в школах. Обслуживание умственно отсталых людей в США включает профилактику, диагностику, обучение, клиническое обслуживание, социально-реабилитационную службу. В социально-реабилитационной службе авторы выделяют реабилитацию глубоко умствен- но отсталых лиц и общинно-реабилитационный сервис слабо умственно отсталых. Социальные службы в этом сервисе занимаются выбором путей реабилитации, имеется служба по дальнейше- му трудоустройству. Весь общинно-реабилитационный сервис организуется в штатах в коопера- ции с государственными и частными учреждениями. Каждая страна имеет свои пути решения проблемы адаптации и интеграции в общество умственно отсталых детей. Организация реабилитационной помощи людям с умственной отстало- стью в европейских странах характеризуется большим разнообразием форм и подходов. Эти под- ходы часто определяются концептуальными воззрениями на природу человека и его развитие, что предполагает использование соответствующих методов воспитания и обучения. Большая роль в Бельгии при подготовке людей с умственной отсталостью принадлежит крупным реабилитационным центрам, в которых дети, подростки, а затем и взрослые проходят все этапы адаптации. Примерами могут служить центры в Антверпене и Брюсселе. В структуру этих учреждений входит детский сад, школы, трудовые мастерские, интернат и полуинтернат (для пятидневного пребывания) для взрослых. Один из принципов реабилитации умственно отсталых детей – раннее начало. В связи с этим в детский сад поступают дети уже в 2 года. Большое внимание уделяется составлению прогноза развития ребенка, составлению индиви- дуальных программ, формированию опыта общения, коррекции поведения. Взрослые с умствен- ной отсталостью работают в мастерских, продукция их труда реализуется на благотворительных базарах. Практикуется трудоустройство лиц с умственной отсталостью в сфере услуг. В странах Западной Европы получил распространение интегрированные детские сады, где вместе со здоровыми детьми воспитываются дети-инвалиды, в том числе и с умственной отстало- стью. Опыт обучения детей с интеллектуальными нарушениями в обычных школах не имеет ши- рокого распространения. Если в таких школах и обучаются дети-инвалиды, то лишь с незначи- тельной степенью умственной отсталости в специальных классах. Вообще в странах Западной Ев- ропы существуют специальные школы для детей с легкой и сильной степенью нарушения интел- лекта. Большое распространение в европейских государствах, в частности, в Германии, Бельгии, Швеции получили распространение небольшие групповые дома (общежития) для проживания ум- ственно отсталых детей и взрослых. Для этой цели либо приобретаются дома в обычном жилом квартале, либо квартиры в многоэтажных домах. В таких групповых домах проживают от 6 до 15 человек, иногда разного возраста. Персонал – воспитатели и социальные работники, число кото- рых зависит от степени нарушения интеллекта подопечных. Инвалиды могут проживать в таких домах постоянно, либо уезжать на выходные домой. В Швеции, например, в 1990 году такой дом совместного проживания был открыт в одном из микрорайонов Стокгольма. Дом находится среди обычных жилых домов, в нем проживают в отдельных квартирах умственно отсталые взрослые люди. Помощь им оказывается только в тех вопросах, с которыми умственно отсталые люди не могут справиться самостоятельно. 73 Кроме указанной формы обслуживания умственно отсталых людей, в странах Западной Европы распространены дневные центры, которые реализуют различные программы по уходу и обучению инвалидов. Еще одной формой организации жизни умственно отсталых людей являются общины. Уже много лет существуют терапевтические общины для взрослых, основанные на принципе единения людей, имеющих какие-либо нарушения, в том числе и умственную отсталость. Эти общины рас- полагаются, как правило, в почти заброшенной сельской местности, где сельское хозяйство имеет первостепенное значение. Это не психиатрическая клиника, а открытый поселок со всеми атрибу- тами сельской жизни. В общине не существует различий между обслуживающим персоналом и «пациентом». Все они – взрослые люди, вместе живут и работают. Здесь осуществляется возмож- ность для каждого видеть в другом человеке отражение своей индивидуальности, обрести себя, открыть путь к самопознанию. В этих общинах организованы мастерские, пекарни, подсобные хо- зяйства и каждый, живущий в ней, работает там, где ему нравится, там, где он может реализовать себя. Такие общины есть во многих европейских странах. В Бельгии, например, в них живут и дети и взрослые. Больные живут «семьями». В каждой семье есть «родители» - воспитатели. Дети посещают специальные школы, взрослые работают в мастерских, выполняют сельскохозяйствен- ную работу. В Германии, наряду с семейными общинами, имеются религиозные общины, в кото- рых проживают лица с умственной отсталостью. Представляет интерес опыт совместного проживания и деятельности умственно отсталых лиц со здоровыми людьми в Кемпхилльских общинах. Основателем этих общин является врач- психиатр Карл Кениг (1902 – 1966), который в 1939 году организовал свой первый лечебно- педагогический центр в Шотландии в местечке Кемпхилл. Существуют разные формы Кемпхиллских сообществ: 1. школы для детей, нуждающихся в особом уходе; 2. колледжи для образования и обучения молодежи; 3. ученические мастерские; 4. общины взаимопомощи для взрослых всех возрастов с умственными и физическими забо- леваниями различной степени; 5. деревни для взрослых. В самой первой Кемпхиллской деревне «Боттон», расположенной в Шотландии, в настоя- щее время живут и работают совместно около 400 человек, из них 200 селян с психическими на- рушениями. В деревне имеется шесть ферм, различные ремесленные мастерские, включая типо- графию. Во многих деревнях мастерские уже переросли в производственные цеха по выпуску кон- курентно способной продукции, которая продается в специально организованной сети магазинной. В настоящее время насчитывается около 100 Кемпхиллских центров и деревень в 20 стра- нах мира. Наибольшее их число в Англии, Шотландии, Германии. 4.4. Социальная работа с детьми и подростками отклоняющегося поведения в странах Западной Европы и США Работа с трудными детьми и подростками является обязательным компонентом общей со- циальной работы во многих странах Западной Европы и США. Таких детей относят к «группе риска», то есть, такой, в которой высока вероятность совершения противоправных действий. К этой группе относятся дети, убегающие из дома, школы, брошенные родителями, испытавшие на- силие, употребляющие алкоголь и наркотики, занимающиеся проституцией. Работа с ними за ру- 74 бежом строится, как правило, на основе целого ряда программ. Характерной чертой этих про- грамм работы с трудными детьми и подростками в странах Запада и США является ее превентив- ный характер. Ориентация на предупредительные меры основывается на понимании того, что чем больше времени проходит до момента оказания помощи ребенку в кризисной ситуации, тем слож- нее устранить последствия. Date: 2015-07-23; view: 834; Нарушение авторских прав |