Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реабилитационные службы помощи умственно отсталым детям





72

Организация помощи умственно отсталым детям в зарубежных странах осуществляется

государственными и негосударственными общественными организациями. Причем, негосударст-

венными организациями могут быть большие международные, национальные ассоциации или му-

ниципальные учреждения.

Так, например, одной из популярных и авторитетных организаций является Международ-

ная Лига обществ помощи умственно неполноценным лицам. Ее филиалы имеются в более чем 70

странах мира. Содержанием работы этой организации является борьба за права умственно отста-

лых людей на международном и национальном уровнях. Члены Лиги проводят исследования ум-

ственной неполноценности, организуют конференции, осуществляют сотрудничество между стра-

нами, помогают разрабатывать национальные программы по борьбе с умственной отсталостью.

В США умственная отсталость была признана национальной проблемой. В связи с этим

была разработана Национальная программа по борьбе с умственной отсталостью, в соответствии с

которой была поставлена задача по созданию центров по подготовке специалистов по реабилита-

ции, профессиональному образованию, обслуживанию на местах умственно отсталых, разработке

программ обучения и воспитания в школах.

Обслуживание умственно отсталых людей в США включает профилактику, диагностику,

обучение, клиническое обслуживание, социально-реабилитационную службу.

В социально-реабилитационной службе авторы выделяют реабилитацию глубоко умствен-

но отсталых лиц и общинно-реабилитационный сервис слабо умственно отсталых. Социальные

службы в этом сервисе занимаются выбором путей реабилитации, имеется служба по дальнейше-

му трудоустройству. Весь общинно-реабилитационный сервис организуется в штатах в коопера-

ции с государственными и частными учреждениями.

Каждая страна имеет свои пути решения проблемы адаптации и интеграции в общество

умственно отсталых детей. Организация реабилитационной помощи людям с умственной отстало-

стью в европейских странах характеризуется большим разнообразием форм и подходов. Эти под-

ходы часто определяются концептуальными воззрениями на природу человека и его развитие, что

предполагает использование соответствующих методов воспитания и обучения.

Большая роль в Бельгии при подготовке людей с умственной отсталостью принадлежит

крупным реабилитационным центрам, в которых дети, подростки, а затем и взрослые проходят все

этапы адаптации. Примерами могут служить центры в Антверпене и Брюсселе.

В структуру этих учреждений входит детский сад, школы, трудовые мастерские, интернат

и полуинтернат (для пятидневного пребывания) для взрослых. Один из принципов реабилитации

умственно отсталых детей – раннее начало. В связи с этим в детский сад поступают дети уже в 2

года. Большое внимание уделяется составлению прогноза развития ребенка, составлению индиви-

дуальных программ, формированию опыта общения, коррекции поведения. Взрослые с умствен-

ной отсталостью работают в мастерских, продукция их труда реализуется на благотворительных

базарах. Практикуется трудоустройство лиц с умственной отсталостью в сфере услуг.

В странах Западной Европы получил распространение интегрированные детские сады, где

вместе со здоровыми детьми воспитываются дети-инвалиды, в том числе и с умственной отстало-

стью. Опыт обучения детей с интеллектуальными нарушениями в обычных школах не имеет ши-

рокого распространения. Если в таких школах и обучаются дети-инвалиды, то лишь с незначи-

тельной степенью умственной отсталости в специальных классах. Вообще в странах Западной Ев-

ропы существуют специальные школы для детей с легкой и сильной степенью нарушения интел-

лекта.

Большое распространение в европейских государствах, в частности, в Германии, Бельгии,

Швеции получили распространение небольшие групповые дома (общежития) для проживания ум-

ственно отсталых детей и взрослых. Для этой цели либо приобретаются дома в обычном жилом

квартале, либо квартиры в многоэтажных домах. В таких групповых домах проживают от 6 до 15

человек, иногда разного возраста. Персонал – воспитатели и социальные работники, число кото-

рых зависит от степени нарушения интеллекта подопечных. Инвалиды могут проживать в таких

домах постоянно, либо уезжать на выходные домой.

В Швеции, например, в 1990 году такой дом совместного проживания был открыт в одном

из микрорайонов Стокгольма. Дом находится среди обычных жилых домов, в нем проживают в


отдельных квартирах умственно отсталые взрослые люди. Помощь им оказывается только в тех

вопросах, с которыми умственно отсталые люди не могут справиться самостоятельно.

73

Кроме указанной формы обслуживания умственно отсталых людей, в странах Западной

Европы распространены дневные центры, которые реализуют различные программы по уходу и

обучению инвалидов.

Еще одной формой организации жизни умственно отсталых людей являются общины. Уже

много лет существуют терапевтические общины для взрослых, основанные на принципе единения

людей, имеющих какие-либо нарушения, в том числе и умственную отсталость. Эти общины рас-

полагаются, как правило, в почти заброшенной сельской местности, где сельское хозяйство имеет

первостепенное значение. Это не психиатрическая клиника, а открытый поселок со всеми атрибу-

тами сельской жизни. В общине не существует различий между обслуживающим персоналом и

«пациентом». Все они – взрослые люди, вместе живут и работают. Здесь осуществляется возмож-

ность для каждого видеть в другом человеке отражение своей индивидуальности, обрести себя,

открыть путь к самопознанию. В этих общинах организованы мастерские, пекарни, подсобные хо-

зяйства и каждый, живущий в ней, работает там, где ему нравится, там, где он может реализовать

себя.

Такие общины есть во многих европейских странах. В Бельгии, например, в них живут и

дети и взрослые. Больные живут «семьями». В каждой семье есть «родители» - воспитатели. Дети

посещают специальные школы, взрослые работают в мастерских, выполняют сельскохозяйствен-

ную работу. В Германии, наряду с семейными общинами, имеются религиозные общины, в кото-

рых проживают лица с умственной отсталостью.

Представляет интерес опыт совместного проживания и деятельности умственно отсталых

лиц со здоровыми людьми в Кемпхилльских общинах. Основателем этих общин является врач-

психиатр Карл Кениг (1902 – 1966), который в 1939 году организовал свой первый лечебно-

педагогический центр в Шотландии в местечке Кемпхилл.

Существуют разные формы Кемпхиллских сообществ:

1. школы для детей, нуждающихся в особом уходе;

2. колледжи для образования и обучения молодежи;

3. ученические мастерские;

4. общины взаимопомощи для взрослых всех возрастов с умственными и физическими забо-

леваниями различной степени;

5. деревни для взрослых.

В самой первой Кемпхиллской деревне «Боттон», расположенной в Шотландии, в настоя-

щее время живут и работают совместно около 400 человек, из них 200 селян с психическими на-

рушениями. В деревне имеется шесть ферм, различные ремесленные мастерские, включая типо-

графию. Во многих деревнях мастерские уже переросли в производственные цеха по выпуску кон-

курентно способной продукции, которая продается в специально организованной сети магазинной.

В настоящее время насчитывается около 100 Кемпхиллских центров и деревень в 20 стра-

нах мира. Наибольшее их число в Англии, Шотландии, Германии.

4.4. Социальная работа с детьми и подростками отклоняющегося поведения в

странах Западной Европы и США

Работа с трудными детьми и подростками является обязательным компонентом общей со-

циальной работы во многих странах Западной Европы и США. Таких детей относят к «группе


риска», то есть, такой, в которой высока вероятность совершения противоправных действий. К

этой группе относятся дети, убегающие из дома, школы, брошенные родителями, испытавшие на-

силие, употребляющие алкоголь и наркотики, занимающиеся проституцией. Работа с ними за ру-

74

бежом строится, как правило, на основе целого ряда программ. Характерной чертой этих про-

грамм работы с трудными детьми и подростками в странах Запада и США является ее превентив-

ный характер. Ориентация на предупредительные меры основывается на понимании того, что чем

больше времени проходит до момента оказания помощи ребенку в кризисной ситуации, тем слож-

нее устранить последствия.







Date: 2015-07-23; view: 834; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию