Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Фигуративные и операторные аспекты познавательных функцийДля того чтобы лучше понять первостепенное значение действия в формировании мышления, необходимо прежде всего разделить познавательные функции на две категории в зависимости от того, происходят ли они непосредственно из действия или являются его косвенным следствием. Особенно важно выявить отношения, существующие между этими категориями как при полной их независимости друг of друга, так и при подчинении одной из них другой, особенно в том случае, когда это подчинение проявляется в возрастающей степени. I. Классификация и постановка задач. Физические, математические и другие стороны реального мира, которые пытается познать интеллект, могут выступать двояко: как состояния и как преобразования. Каждое преобразование исходит из одного, состояния, чтобы достичь другого, поэтому невозможно понять преобразования, не зная состояний; и, наоборот, нельзя понять состояний, не зная преобразований, следствием которых они являются, так же как и тех преобразований, отправной точкой которых служат сами эти состояния. С точки зрения логики познание предполагает два вида инструментов: с одной стороны, дескрипторы, характеризующие состояния или преобразования как таковые, с, другой стороны, операторы, или комбинаторы, позволяющие воспроизводить преобразования с учетом их начальных и конечных состояний. Впрочем, очевидно, что если необходимо что-то понять, то одного описания для понимания недостаточно; в этом смысле состояния подчинены преобразованиям. Аналогичную классификацию можно провести и в области психологии (и вполне естественно, что мы отталкивались именно от этой классификации). Существуют такие познавательные функции или аспекты этих функций, которые соответствуют дескрипторам: речь идет об аспектах, которые, по существу, связаны с конфигурациями реального мира и могут быть названы фигуративными. Таковы в принципе: 1) восприятие, 2) подражание, а также 3) тот вид интериоризированного подражания, кото- рый с большим или меньшим успехом воспроизводит перцептивные модели и который называют умственным образом. В основном фигуративные функции «схватывают» (отображают) состояния, когда же они направлены на преобразования, они представляют их также в виде конфигураций или состояний (например, в качестве так называемой хорошей формы). Но, с другой стороны, существуют познавательные функции, или аспекты этих функций, которые в основном отображают преобразования. К ним относятся: 1) действие и его сенсомоторные механизмы (сенсомоторные «схемы», включая динамические стереотипы), 2) интериоризированные действия в их различных дооперациональных формах и 3) операции в собственном смысле слова, т.е. интериоризированные действия в их общем виде, обратимые и скоординированные в структуры связного ансамбля. Эти операторные аспекты познавательных функций («операциональные» формы которых являются лишь частным их случаем – п.3) необходимы для воспроизведения и для манипуляций, а следовательно, и для понимания преобразований, так как, не воздействуя на объект и не преобразуя его, субъект не сможет понять его природу и останется на уровне простых описаний. Данная классификация поднимает три большие проблемы: a) Связано ли возникновение элементов мышления (понятия и др.) исключительно с фигуративными аспектами (как считают позитивисты, которые видят в понятиях продукт восприятия – абстрактный, обобщенный и представленный с помощью средств языка), или же для их формирования и образования структур необходимы операторные механизмы? b) Создаются ли операторные механизмы автономно, или они вытекают из фигуративных структур (восприятий или образов и т.д.), как считают гештальтисты, желающие, подобно Вертхаймеру, свести операции к гештальтструктурам? c) Развиваются ли фигуративные структуры автономно, или их развитие зависит от воздействий, идущих со стороны операторных механизмов, т.е. от действий в целом или от операций в частности? От ответов на эти три вопроса и зависит решение общей проблемы роли действия в формировании мышления. II. Восприятие, понятия и операции. Мы изучали в широком плане [Piaget, 1961] развитие некоторых понятий и соответствующих им образов восприятия с целью установления соотношений между этими двумя группами явлений. В этой связи можно констатировать различные ситуации; напомним две из них, которые являются основными. 1. Вначале наблюдается эволюция в плане дивергенции понятий и соответствующих им восприятий. Например, понятия, характерные для проективной геометрии (понятие перспективы и некоторые другие), как показали исследования в Женеве, возникают только к 7 годам: это спо- собность предвидеть то, как будет выглядеть предмет (часы, карандаш и т.д.) в зависимости от положения, занимаемого им по отношению к наблюдателю, или способность предвидеть, какой формы будет тень предмета на экране в зависимости от положения предмета по отношению к источнику света [Piaget, Inhelder, 1948].В рисунках детей перспектива, как правило, появляется к 8-9 годам. Наконец, в известном опыте правильное представление детей о положении трех гор (или трех домов) в зависимости от позиции наблюдателя по отношению к этому ансамблю достигается лишь к 10 годам. Таким образом, прогресс в проекционных понятиях наблюдается, начиная с 7 лет, а первая стадия равновесия наступает к 10-11 годам. При этом восприятие проекции появляется гораздо раньше. Об этом говорит тот факт, что признаки константности восприятия формы, которая включает в себя проективный момент, начинают появляться в конце первого года жизни. С другой стороны, об этом же свидетельствуют и опыты, проведенные ;нами совместно с Ламберсье, где измерялись воспринимаемые или проективные величины [Piaget, 1961]. В этих опытах ребенку показывали, например, неподвижный вертикальный стержень длиной 10 см, укрепленный на расстоянии 1 м от наблюдателя, а затем просили оценить воспринимаемую величину, сравнивая ее с эталонными стержнями разной длины, расположенными на расстоянии 4 м. В этих условиях взрослый человек (если только он не является профессиональным чертежником) обычно допускает значительные ошибки – как правило, он выбирает стержень, имеющий длину 20 см (вместо 40 см) или еще меньше, так как константность реальных величин заслоняет от него проективную величину. Ребенок же, наоборот, с трудом понимает вопрос (ему нужно объяснить задание, рисуя на стекле видимую величину удаленной куклы, которая просматривается через это стекло). Но, поняв вопрос, 6–7-летний ребенок дает более точные ответы, чем взрослый (от 25 до 40 см!). Однако затем восприятие начинает подвергаться искажению, в то время как понятия продолжают свое формирование. Из этого примера видно, что понятие наполнено значительно большим содержанием, чем восприятие. Восприятие проекции дает знание, которое соответствует лишь конкретной частной точке зрения (сначала одно положение по отношению к предмету, затем другое, стирающее предшествующий перцептивный образ, и т.д.). Наоборот, понятие проекции (перспектива и др.) содержит в себе представление о двух видах свойств, для появления которых недостаточно одного лишь восприятия: 1) свойство координации различных точек зрения, которая приводит к тому, что субъект понимает, почему воспринимаемая форма предмета изменилась после смещения его положения (по отношению к субъекту); 2) возможность дедукции, позволяющей предвидеть воспринимаемую форму предмета с позиции иной, чем та, которую он занимает в настоящий момент. В этом случае нетрудно убедиться, что как понимание, так и дедукция (или предвидение) вытекают из действий или операций субъекта: для понимания изменений видимой формы нужно, чтобы субъект двигался сам или же сдвигал предмет относительно собственного местоположения – в этом и заключаются его действия; для возникновения способности мысленно выполнять такие преобразования необходимо интериоризировать эти действия в обратимые операции. Именно в этих действиях (или операциях) и берут свое начало «группы преобразований», на которых основана проективная геометрия. 2. В ситуациях, противоположных той, которая проиллюстрирована данным примером, мы встречаемся с положением, где восприятие предвосхищает понятие, но при этом имеет место обратное воздействие понятия или операций на восприятие. Термин «предвосхищает» означает лишь аналогию или «частичную изоморфность» восприятия понятию; проблема преемственности при этом остается открытой и будет затронута ниже. В качестве примера можно привести системы ориентации или оси естественных координат (ориентация по отношению к горизонтали или вертикали и способность определить эти два основных направления). При этом следует строго различать сенсомоторную схему и сами понятия или операции. На сенсомоторном уровне грудному ребенку удается довольно быстро отличить горизонталь от вертикали, но только по отношению к собственному телу (лежачее, сидячее или стоячее положение) и лишь благодаря ощущениям прилива и отлива крови и работе центра равновесия. Исходя из этого, можно было бы предположить, что такой ранний «эксперимент» найдет свое отражение и в мысли, т.е. понятие сформируется так же рано, – но ничего подобного не происходит. Лишь в 9–10-летнем возрасте ребенок становится в состоянии правильно, т.е. горизонтально, изобразить уровень воды в сосуде с подкрашенной водой, когда ему предлагают предугадать, как будет выглядеть ее уровень, если сосуд наклонять в разные стороны: трудность заключается в том, что дети обычно ищут ориентиры внутри сосуда, а для того, чтобы судить о горизонтали, следует исходить из внешней системы координат – прежде всего того основания, на котором стоит сосуд; таким ориентиром, например, может служить стол. С теми же трудностями мы сталкиваемся, и в отношении вертикали (когда нужно изобразить мачту плывущего корабля или висящую на наклонной палочке нить с подвешенным к ней свинцовым грузиком). В плане восприятия происходит следующая эволюция. С детских лет ребенок может судить о горизонтальности и вертикальности положения предмета, опираясь на линию взора и положение собственного тела (от- сюда сенсотоническая теория X.Вернера и С.Ваппера). Но, с другой стороны, если исключить собственное тело, ребенок не может так же точно оценить горизонтальность или вертикальность некой прямой по отношению к другим предметам! Достаточно вспомнить эксперимент, проведенный нами с П.Дадсетаном. В этом эксперименте в прямоугольный треугольник с наклонным основанием вписывается линия, которая несколько отклоняется от горизонтали: так как вписанная линия находится вблизи наклонного основания, то о ее горизонтальности судить трудно, если только не попытаться отыскать ориентиры за пределами треугольника, например на полях листа (для этой цели на листе черным карандашом нарисована рамка). Результаты поразительны; 1) самые маленькие испытуемые не обращают никакого внимания на треугольник, 2) позднее, к 9–10 годам, ошибка увеличивается, чему способствует треугольник, а также то, что ребенок не обращает внимания на рамку, изображенную за пределами рисунка, 3) но после 9-10 лет ошибка резко уменьшается, потому что дети начинают использовать в качестве ориентира рамку, 4) давая испытуемым операторный тест на предвидение горизонтальности уровня воды в наклонных сосудах, можно обнаружить тесную корреляцию между понятийным суждением такого рода и восприятием, притом что первое доминирует над вторым. Таким образом, становится очевидным, что в 9-10 лет ситуация меняется: если сначала восприятие предшествовало появлению понятия, то теперь понятие само начинает оказывать влияние на восприятие; до этого возраста ребенку просто не приходит в голову посмотреть на внешнюю рамку, чтобы воспользоваться ею как ориентиром; на операциональном же уровне он начинает строить и обобщать системы ориентации (доходя путем обобщения до двух или трех измерений). Приобретенные им в результате навыки направляют его перцептивную деятельность и, таким образом, косвенно влияют на восприятие. 3. Вряд ли нужно приводить примеры других ситуаций, где восприятие и понятие взаимосвязаны: это либо случаи взаимодействия между ними, либо случаи, когда также имеет место опережение восприятия, но отсутствует умение использовать это восприятие при вынесении суждения. Возьмем, например, константность восприятия и операторные инварианты: в том, как дети 6–7 лет достигают первой и вторых, имеется аналогия, но при этом операторные инварианты отнюдь не являются производными от константности восприятия. Из этих фактов следует (можно было бы также привести немало других аналогий), что несмотря на то, что понятие естественным путем извлекает из восприятия необходимую информацию, тем не менее, само понятие не может возникнуть из восприятия путем простого абстрагирования и обобщения, как считал Аристотель и как думают современные по- зитивисты. Если бы дело обстояло таким образом, понятие было бы более бедным, чем соответствующие ему перцептивные образы (восприятие), хотя и более общим, так как оно включало бы в себе черты одних перцепций, оставляя в стороне другие. В действительности же такие понятия, как понятие о перспективе или понятие о системе координат, гораздо богаче, чем восприятие проекции или перцептивные координаты, так как они непременно содержат в себе систему операций или преобразований (например, операции классификации, сериации, установления соответствия, измерения и др.). Операторный аспект понятия, следовательно, не может быть выражен перцептивными структурами: он образуется структурами действия. Подтверждение этой мысли мы приведем ниже, сравнив операторные структуры с перцептивными гештальтструктурами. 4. Психологи-гештальтисты представили «гештальт» в качестве наиболее общей структуры восприятия. Разумеется, они правы, правы во всем, кроме одного, – указание на структуру не есть объяснение, она сама не что иное, как результат формативного и диалектического процесса, который единственно и может служить объяснением. Но в данный момент мы хотим лишь сравнить эту гештальтструктуру, характерную для восприятия, с операторными структурами, характерными для интеллекта, чтобы увидеть, могут ли последние быть сведены к первым. По определению Кёлера и Вертхаймера, «гештальт» обладает двумя признаками: 1) целостностью, и, будучи целостностью, он подчиняется законам целого, отличным от законов отдельных элементов (ощущений), 2) неаддитивностью, т.е. он не сводим к сумме составляющих его элементов. Гештальтисты рассматривали оба этих свойства как взаимосвязанные, и поэтому, когда Вертхаймеру понадобилось объяснить операторные структуры, имеющие математическую и логическую форму (например, силлогизмы), он попытался свести их к «гештальту». Но если сравнивать гештальтструктуру с операторными структурами, например со структурой натурального ряда чисел, то мы увидим, что такая структура отвечает первому признаку, но не обладает вторым (она аддитивна). В самом деле, последовательность натуральных чисел подчиняется законам целостности, но в то же время она строго аддитивна, так как 2 + 2 составляет ровно 4 – не больше и не меньше, в отличие, например, от перцептивных иллюзий. Тем самым исключается возможность вывести операторные структуры или структуры понятий из перцептивных структур. Это объясняется тем, что, будучи неаддитивными, перцептивные структуры являются необратимыми и имеют вероятностный характер, как и все фигуративные функции. И, наоборот, операторная структура, подобная структуре натурального ряда чисел, возникает в результате определенного действия (в данном случае – действия объединения, сложения), становится обра- тимой (ребенок может объединять и разделять, складывать и вычитать) и, следовательно, позволяет производить строгую дедукцию в противоположность необратимым и вероятностным структурам 5. Что касается отношений между восприятием и мыслью, то теперь мы можем следующим образом ответить на поставленные выше три вопроса. a) Пытаясь вывести понятие из восприятия, мы забываем, что речь, следует вести не только об этих двух компонентах, но и о третьем – основном, по сути дела, составляющем их общий источник – о системе сенсомоторных структур, возникающих в форме рефлекса и постепенно достигающих уровня сенсомоторного интеллекта (начиная со второй половины первого года жизни). Так, Мишотт попытался объяснить образование понятия причины, связав его с явлениями перцептивной причинности, которую он подробно изучал на примере бросания и притягивания предметов. Но нельзя забывать, что существует сенсомоторная причинность, которая изначально связана исключительно с двигательной активностью ребенка – толканием, притягиванием, покачиванием подвешенных предметов. Для ребенка она вначале не предполагает необходимости пространственных контактов между агентом действия и предметом (например, ребенок разными способами раскачивает свою кроватку, пытаясь тем самым воздействовать на предметы, расположенные в двух-трех метрах от нее), и лишь к 10–12 месяцам ребенок начинает связывать действие с точкой его приложения (необходимость физического контакта с предметом) и объективировать его (причина движения приписывается действию самих предметов). С другой стороны, визуальная перцептивная причинность, о которой писал Мишотт, является следствием тактильно-кинестетической перцептивной причинности, предшествующей ей. Ведь если бы субъект не имел мускулов, не обладал бы двигательной способностью, он бы не «усмотрел» ударов, толчков, сопротивлений и т.п. в фигурах Мишотта, а видел бы в них лишь некую последовательность правильных движений. Итак, тактильно-кинестетическая причинность естественным образом коренится в соответствующей системе действий, которые и образуют общий источник как для перцептивной, так и для понятийной причинности. b) Точно так же операции мышления не вытекают из «гештальта» (ниже этому дано объяснение), а их зарождение можно проследить в недрах сенсомоторных действий. Начиная с сенсомоторного уровня (первый год жизни), мы можем наблюдать формирование схем действий путем координации их комбинаций в новые объединения (например, координация зрения и хватания или соединение двух движений в одно и др.), путем упорядочивания (способность применить средство, например, подтя- нуть одеяло, чтобы достать находящийся на нем удаленный предмет), соответствия (научение по подражанию) и т.д. Эти общие координации, возникающие до появления речи, образуют своего рода логику действия, которая служит фундаментом для дальнейшего развития операций. Например, координация перемещений (самого тела или предметов, с которыми совершается действие) приводит к тому, что к 12–18 месяцам ребенок достигает структуры «группы» (в геометрическом смысле), т.е. приобретает способность возвращаться к исходной точке (обратимость группы), а также использовать «обходные пути» (ассоциативные композиции, благодаря которым одной и той же точки можно достичь различными путями), которые придают этой структуре свойства обратимой подвижности, характерные для будущих операций. Кроме того, эта квазиоператорная структура и ее функционирование (за исключением тех случаев, когда речь идет о последовательных действиях, но еще не об одновременном представлении нескольких событий) приводит к образованию «инварианта группы» в виде схемы перманентного (т.е. постоянно существующего) объекта. Это выражается в том, что к концу первого года ребенок уже способен отыскать предмет, спрятанный за ширмой (что было совершенно недоступно для него в возрасте между 4 и 9–10 месяцами), учитывая все его последовательные перемещения[46]. Здесь кроется зародыш не только будущих операций, но и схем сохранения, которые возникают вместе с формированием операций. с) Восприятие, таким образом, совершенно недостаточно в качестве объяснения тех изменений, которые происходят в процессе развития. Более того, развитие самого восприятия нельзя считать независимым, автономным процессом, так как оно все больше и больше подчиняется влиянию операций интеллекта в их активной и связанной со схемами действия форме. Выше мы приводили пример перцептивных координат, и можно было бы привести немало других, подобных примеров. III. Отношения между умственными образами и операциями. Восприятие дает нам первый пример фигуративной функции, которая не только не объясняет операторных аспектов мышления, но и сама с возрастом все более и более им подчиняется. Второй аналогичный по смыслу пример связан с умственными образами. Ассоцианистическая психология рассматривала умственный образ как продолжение восприятия и как элемент мысли, т.е. мышление будто бы заключается в «ассоциировании образов». Если обратиться к развитию ребенка, то сразу после рождения умственный образ, казалось бы, не играет такой большой роли, как восприятие; его роль проявляется начиная с 1;6-2 лет, когда возникает символическая функция (символическая игра, т.е. воображение, различные формы подражания, освоение языка и т.д.). Образ преимущественно играет роль символа, и его можно рассматривать как продукт подражания (из психофизиологии известно, что представление о движении вызывает те же волны на электромиограммах или на энцефалограммах, что и само движение). Встает вопрос о том, каковы взаимоотношения между умственными образами и операциями мышления: подготавливают ли образы операции мышления, или же они являются не более чем вспомогательной символикой? Развиваются ли образы независимо от операций или же испытывают их возрастающее влияние? Вначале следует ввести различение двух категорий образов: воспроизводящих (репродуктивных), которые отображают уже знакомые субъекту события или предметы, и предвосхищающих (антиципирующих), которые представляют в воображении события, ранее не наблюдавшиеся субъектом. 1. В отношении воспроизводящих образов для нас представляют интерес два рода фактов. Прежде всего, это то, что сохранение этих образов в памяти происходит лучше, если они были связаны с действием, чем если они возникли в процессе восприятия. Так, например, нами производились опыты с моделями, которые представляли собой небольшие конструкции, состоящие из нескольких фрагментов. Сравнивались три ситуации: 1) ребенок рассматривает модель, а затем по памяти воспроизводит ее; 2) ребенок копирует модель из таких же фрагментов, а затем по памяти воспроизводит ее; 3) ребенок наблюдает, как взрослый строит модель, а затем так же по памяти воспроизводит ее. В эксперименте участвовало несколько групп испытуемых, которым ситуации предъявлялись в разном порядке: от 1 к 2 или от 2 к 1 и т.д. с промежутками в одну-две недели. Результаты проявляются особенно отчетливо, когда модели представляют собой некоторую систему, и ничего не показывают, когда модели являются произвольными сочетаниями элементов: а) результаты улучшаются, когда ребенок начинает действовать после наблюдения; б) при порядке выполнения заданий, начиная со второй ситуации к первой, имеет место выраженное влияние предыдущего действия на последующее восприятие (даже если модель несколько изменялась), при обратном же порядке влияния предшествующего восприятия на результаты последующего действия не отмечено; с) пример взрослого (третья ситуация) ничего не добавляет к простому восприятию (1) и никоим образом не может сравниться с эффективностью действий самого ребенка (2). Последний пункт додержит небольшое педагогическое указание, суть которого совпадает с тем, что давно известно: если ученик просто наблюдает за совершаемым отытом, он способен усвоить гораздо меньше, чем если бы он сам его проделал. Второй поучительный момент, касающийся воспроизводящих образов, заключается в том, что можно выделить несколько их видов в зависимости от того, какие стороны повседневных событий они отображают. Действительно, различаются три вида образов: статические (образы неподвижных предметов), кинетические (образы изменения положений предметов, их движения, перемещения) и трансформационные (образы изменения формы предметов). В повседневной жизни мы так же часто сталкиваемся с движениями и преобразованиями, как и со статичными предметами! Однако в ходе исследования представления движений или элементарных трансформаций детьми младше 7–8 лет ученые пришли к любопытным выводам. Детям, например, давали задание нарисовать по памяти (не показывая предварительно движения модели) либо процесс вращения стержня из положения 90° в положение 180° (подобно стрелкам часов), либо поворот на 180° трубки с раскрашенными концами, либо повороты (на плоскости или в пространстве) квадрата со сторонами, окрашенными в разные цвета, и т.д. В результате при попытке изобразить промежуточные положения движений дети столкнулись с неожиданными трудностями. Точно так же в другом опыте при превращении дуги из гибкой проволоки в прямую дети плохо представляли себе ее промежуточные состояния, и в результате прямая на их рисунках оказывалась не длиннее расстояния между концами дуги, хотя дети и понимали, что дугу приходилось распрямлять. Одним словом, образы, воспроизводящие движения или преобразования, для детей младше 7–8 лет не характерны, во всяком случае, они не отличаются большой точностью; по сути дела, эти образы требуют не просто пассивного воспроизведения виденного ребенком ранее, а предполагают активное предвосхищение. Что касается антиципирующих образов, относящихся к неизвестным ребенку до сих пор движениям или преобразованиям (например, что получится с листом бумаги, если его сложить и отрезать один угол, и т.д.), то они, естественно, возникают еще позднее. Напрашивается гипотеза: прогресс в развитии образов (исходным пунктом для него являются простейшие статические образы) зависит от первых операций, которые ребенок начинает совершать к 7–8 годам, при этом образы все более и более подчиняются операциям, а не являются источником для них. 2. Чтобы проверить эту гипотезу, мы повторили некоторые из уже известных опытов, касающихся развития операций в связи с понятием сохранения, но в данном случае образ должен был предвосхищать результат преобразований, т.е. фиксироваться до их реального осуществления. Один из экспериментов, например, состоял в следующем. Дети должны были набрать столько же красных жетонов, сколько лежало перед ними синих (10 жетонов располагались на некотором расстоянии друг от друга в горизонтальном ряду). Оказалось, что самые младшие дети выстраивают жетоны в ряд такой же длины, не задумываясь при этом о необходимости соответствия числа жетонов. Дети постарше обращают внимание на оптическое соответствие (жетоны располагаются один к одному) и считают, что количество жетонов одинаково в обоих рядах. Но если увеличить или уменьшить расстояние между жетонами одного ряда, то они решают, что в одном из рядов число жетонов уменьшилось и для восстановления равенства необходимо добавить один-два жетона. На третьей стадии ребенок соглашается с тем, что если изменить длину одного ряда, то число жетонов остается тем же, но количество их все же при этом меняется: «И тут, и там десять, но здесь больше» (т.е. для ребенка совокупность еще не является суммой частей!). Наконец, на четвертой стадии (к 7 годам) число и количество остаются неизменными, даже если изменить пространственное расположение элементов: «потому что их можно вернуть на прежнее место». В последнем случае мы являемся свидетелями обратимой операции и понимания сохранения. Реакция младшей с точки зрения образа поразительна: они рассуждают так, будто не могут себе представить, что, хотя жетоны раздвигаются и расстояние между ними меняется, их все же можно вернуть на место, т.е. поставить на расстоянии одного или полсантиметра от их нового положения, или как будто не могут учесть, что в процессе перемещения жетоны остаются теми же самыми (идентичность). Тогда мы решили построить специальное приспособление в форме открытого веера: красные жетоны, расположенные внизу, сдвинуты, а синие жетоны, расположенные вверху, раздвинуты, при этом каждый синий жетон связан с красным с помощью «коридорчика», образованного двумя картонными стенками. В этом случае становится совершенно очевидно, что каждому красному жетону соответствует синий жетон и наоборот. По нашей просьбе ребенок без всякого труда вспоминал образ переходов, но самое удивительное то, что этот образ не вносил никаких изменений в дооперациональные реакции: «Наверху их больше, внизу – меньше». В конце эксперимента мы решили преобразовать образ и механическим путем сдвинули все синие жетоны. Это привело детей в восторг, и они снова сделали вывод, что количество жетонов увеличивается или уменьшается в зависимости от того, сдвигают их или раздвигают. Был повторен и другой опыт, на этот раз с целью изучить сам образ. Это эксперимент на сохранение количества жидкости, которую переливали из сосуда А в более тонкий стакан В или в более широкий стакан С. Дети младше 7 лет в основной своей массе считают, что уровень воды уменьшается или увеличивается независимо от ширины сосудов. В ходе изучения роли образа ребенка спрашивали, что произойдет в результате переливания; нужно было указать уровень жидкости в новом сосуде и сказать, сохранится ли прежним количество жидкости. Мы получили ответы трех типов. Большинство детей ответило, что жидкость сохранится в неизменном количестве, уровни при этом также не изменятся. Но при виде того, как в сосуде В жидкость поднимается на более высокий уровень, чем в А, и опускается на более низкий в С, они признавали свою ошибку и стали отрицать сохранение количества воды (1 ). Следующая группа детей (23%) правильно предвидела уровень жидкости в сосудах, но считала, что в сосуде В больше воды, а в С меньше, чем в А. В самом деле, если дать им после этого пустые стаканы А, В и С и попросить, чтобы они сами разделили воду на три равные части, т.е. чтобы каждый из троих участников эксперимента – экспериментатор, ассистент и ребенок – «выпил» одинаковое количество жидкости (а это уже вопрос моральной справедливости), то дети строго следили за тем, чтобы высота уровня во всех трех стаканах была одинакова, не заботясь при этом об их ширине (2). Наконец, небольшая часть детей (7 лет и старше) правильно предвидела уровни и считала, что количество воды не изменяется (3). Из этого следует, что до достижения операционального уровня (3) образ либо неверен (1), либо верен (2), однако в этом случае речь идет простом воспроизводящем образе, который отображает предшествующий опыт субъекта (ведь переливание часто происходит и в повседневной жизни), но который не приводит к запоминанию, поскольку дети не понимают принцип компенсации изменений столба жидкости по высоте и по ширине. Образ, даже если он и правилен, недостаточен для возникновения операций. Подобные же результаты дали и другие опыты – в отношении сохранения количества вещества (например, при превращении глиняного шарика в сосиску) или длины (например, при перемещении стержня, длина которого равна длине другого стержня). 3. Можно сказать, что образ нужен операции в той мере, в какой он символически отображает особенности состояний, но совершенно недостаточен для понимания преобразований. Для того чтобы понять преобразование, нужно воздействовать на объект и четко координировать его разные модификации в единое целое; только операции, которые по сути являются продолжением действий, интериоризируясь и сообщая координации обратимый характер, приводят к пониманию таких преобразова- ний, которые, изменяя одни параметры объекта, сохраняют инвариантными другие. Результаты этих исследований в области развития образов подобны тем результатам, которые получены при изучении восприятия, и позволяют сделать выводы относительно общих особенностей взаимоотношения между фигуративными и операторными аспектами познавательных функций. Если вернуться к трем вопросам, которые ставились в начале первой части статьи, то можно заключить следующее: a) Одного образа, точно так же, как и восприятия, недостаточно для формирования элементов мышления или понятий, последним соответствует операторная активность, не сводимая к фигуративным данным. b) Одних образов, так же как и восприятия, недостаточно для образования операций, даже если, опираясь на приобретенный опыт, они позволяют предвидеть результат некоторых трансформаций; фигуративности не хватает именно для понимания самого преобразования, которое является сменой состояний, а не конфигурацией. c) Образ, подобно восприятию, не может развиваться автономно; его эволюция вызвана необходимым для этого вмешательством операций, и только операции могут обеспечить переход от воспроизводящих образов к кинетическим и трансформационным.
|