Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Качественный анализ
Содержание самих рисунков отражает запас знаний и представлений испытуемого, особенности его индивидуального жизненного опыта, а также его способности к отвлечениям, абстрагированию. Особенности опосредованного запоминания выражаются через качество рисунков испытуемого. Все изображения можно классифицировать на 5 основных видов: - Абстрактные, - Знако – символические, - Конкретные, - Сюжетные - Метафорические Абстрактные изображения (А) – в виде линий, не оформленных в какой – либо узнаваемый образ. Знаково – символические (З) – в виде знаков или символов (геометрические фигуры, стрелки). Конкретные (К) – конкретные предметы. Сюжетные (С) – изображаемые предметы, персонажи, объединенные в какую- либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж, выполняющий какую – либо деятельность. Метафорические (М) – изображения в виде метафор, художественного вымысла: так, например, на слово радость изображается человек, поднявшийся в воздух на крыльях. При обработке результатов исследования рядом с каждым рисунком проставляется буквенное обозначение предполагаемого вида изображения. Затем можно сделать вывод о характере мыслительного процесса испытуемого в зависимости от наиболее часто употребляемого вида изображения. Если испытуемый пользуется абстрактным и знаково – символьным типами рисунков, то он может быть отнесен к типу «мыслителя». Такие люди в мыслительной деятельности стремятся к обобщению, синтезу информации, имеют высокий уровень абстрактно – логического мышления. Испытуемые, у которых преобладают сюжетные и метафорические изображения, составляют группу людей с образным мышлением, сознающих в себе наличие художественных способностей или увлекающихся художественным творчеством. В случае предпочтения конкретного вида изображений можно предположить преобладание у испытуемого конкретно – действенного мышления, которое подразумевает оперирование непосредственно воспринимаемыми объектами и связями, либо так называемого практического мышления, направленного на разрешение частных конкретных задач в практической деятельности. Первое чаще всего свойственно детям до 10 – 11 лет, второе – руководящим работникам, учителям. Об уровне сформированности понятийного мышления свидетельствует то, насколько свободно испытуемый устанавливает связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и воспроизведения слов по рисункам. Если в качестве опосредованных стимулов часто изображаются человечки и воспроизведение при этом словесного материала происходит успешно, это может расцениваться как проявление общительности, но если воспроизведение таких изображений затруднено, то это может служить признаком инфантильности. § По качеству рисунков можно проследить уровень истощаемости испытуемых. Об этом свидетельствует нарастающая небрежность, ослабление нажима при рисовании к концу исполнения задания. § Темп выполнения задания, особенности личностных реакций, проявляемых в течение работы. § Описательный анализ формальных характеристик рисунка (расположение, нажим, штриховка и т.д) косвенно может свидетельствовать о личностных предпочтениях - отвержениях испытуемого. Различают адекватные и неадекватные рисунки. 1. Адекватные § В общем виде адекватным считается тот рисунок, который по своему содержанию соответствует содержанию предъявляемого понятия. § Возможность установить связь между содержанием понятия и содержанием рисунка, а значит и подобрать адекватный значению понятия рисунок свидетельствует о сохранности логического строя мышления испытуемого, способности к опосредованному запоминанию. 2. Неадекватные Неумение определить существенные характеристики предъявляемого понятия, неадекватный выбор средства для запоминания демонстрируют нарушение опосредованного запоминания и логического строя мышления, и в первую очередь, процессов обобщения и отвлечения (абстрагирования). В этом случае речь идет о неадекватном рисунке. Если испытуемый: § Затрудняется в анализе содержания понятия и определении его существенных характеристик § Ориентируется на частные случаи проявления понятия § Не может выбрать что-то конкретное между различными частными случаями проявления понятия Date: 2015-07-23; view: 482; Нарушение авторских прав |