Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Качественный анализ





Содержание самих рисунков отражает запас знаний и представлений испытуемого, особенности его индивидуального жизненного опыта, а также его способности к отвлечениям, абстрагированию.

Особенности опосредованного запоминания выражаются через качество рисунков испытуемого. Все изображения можно классифицировать на 5 основных видов:

- Абстрактные,

- Знако – символические,

- Конкретные,

- Сюжетные

- Метафорические

Абстрактные изображения (А) – в виде линий, не оформленных в какой – либо узнаваемый образ.

Знаково – символические (З) – в виде знаков или символов (геометрические фигуры, стрелки).

Конкретные (К) – конкретные предметы.

Сюжетные (С) – изображаемые предметы, персонажи, объединенные в какую- либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж, выполняющий какую – либо деятельность.

Метафорические (М) – изображения в виде метафор, художественного вымысла: так, например, на слово радость изображается человек, поднявшийся в воздух на крыльях.

При обработке результатов исследования рядом с каждым рисунком проставляется буквенное обозначение предполагаемого вида изображения. Затем можно сделать вывод о характере мыслительного процесса испытуемого в зависимости от наиболее часто употребляемого вида изображения. Если испытуемый пользуется абстрактным и знаково – символьным типами рисунков, то он может быть отнесен к типу «мыслителя». Такие люди в мыслительной деятельности стремятся к обобщению, синтезу информации, имеют высокий уровень абстрактно – логического мышления.

Испытуемые, у которых преобладают сюжетные и метафорические изображения, составляют группу людей с образным мышлением, сознающих в себе наличие художественных способностей или увлекающихся художественным творчеством.

В случае предпочтения конкретного вида изображений можно предположить преобладание у испытуемого конкретно – действенного мышления, которое подразумевает оперирование непосредственно воспринимаемыми объектами и связями, либо так называемого практического мышления, направленного на разрешение частных конкретных задач в практической деятельности. Первое чаще всего свойственно детям до 10 – 11 лет, второе – руководящим работникам, учителям.

Об уровне сформированности понятийного мышления свидетельствует то, насколько свободно испытуемый устанавливает связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и воспроизведения слов по рисункам.

Если в качестве опосредованных стимулов часто изображаются человечки и воспроизведение при этом словесного материала происходит успешно, это может расцениваться как проявление общительности, но если воспроизведение таких изображений затруднено, то это может служить признаком инфантильности.

§ По качеству рисунков можно проследить уровень истощаемости испытуемых. Об этом свидетельствует нарастающая небрежность, ослабление нажима при рисовании к концу исполнения задания.

§ Темп выполнения задания, особенности личностных реакций, проявляемых в течение работы.

§ Описательный анализ формальных характеристик рисунка (расположение, нажим, штриховка и т.д) косвенно может свидетельствовать о личностных предпочтениях - отвержениях испытуемого.

Различают адекватные и неадекватные рисунки.

1. Адекватные

§ В общем виде адекватным считается тот рисунок, который по своему содержанию соответствует содержанию предъявляемого понятия.

§ Возможность установить связь между содержанием понятия и содержанием рисунка, а значит и подобрать адекватный значению понятия рисунок свидетельствует о сохранности логического строя мышления испытуемого, способности к опосредованному запоминанию.

2. Неадекватные

Неумение определить существенные характеристики предъявляемого понятия, неадекватный выбор средства для запоминания демонстрируют нарушение опосредованного запоминания и логического строя мышления, и в первую очередь, процессов обобщения и отвлечения (абстрагирования). В этом случае речь идет о неадекватном рисунке.

Если испытуемый:

§ Затрудняется в анализе содержания понятия и определении его существенных характеристик

§ Ориентируется на частные случаи проявления понятия

§ Не может выбрать что-то конкретное между различными частными случаями проявления понятия







Date: 2015-07-23; view: 482; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию