Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общение как способ объективной оценки





Поскольку субъективное обследование проводится в форме бе­седы, его результаты во многом будут зависеть от коммуникатив­ных навыков сестры, т.е. от её умения слушать, задавать вопросы и т.д. Первое впечатление, которое складывается у пациента и/или его близких при встрече с сестрой, остается надолго. Именно по этой причине очень важно, чтобы пациент сразу ясно почувствовал доброе и искреннее расположение.

Улыбка, тёплое приветствие — хорошее начало беседы. Сестра должна представиться, уточнить фамилию, имя, а у взрослых и от­чество, затем рассказать о плане ухода.

• Пример: из приёмного в лечебное отделение доставлен паци­ент. Медицинская сестра: «Добрый день, я дежурная медсестра Светлана Петровна, а вы Сидоров Иван Петрович?» Пациент: «Да, это я». Сестра: «Сейчас я провожу вас в палату, а потом через 20 минут я зайду к вам, чтобы побеседовать о вашем здо­ровье».

Даже в момент знакомства могут возникнуть доверие к сестре и желание поделиться подробностями из жизни.

Вопросы могут быть нескольких типов: общими, конкретными, наводящими, пробными, множественными (табл. 7-1).

Таблица 7-1.Типы вопросов медицинской сестры [23]

Тип вопроса Примеры вопроса
Общий вопрос Как поживаете? Как дела?
Конкретный вопрос Как Ваша фамилия? Ваш адрес? Назовите своих близких родственников. Любите ли Вы карто­фельное пюре?
Тип вопроса Примеры вопроса  
Наводящий вопрос Вы бросите курить, не так ли? Вы будете боль­ше заниматься физическими упражнениями по­сле выписки из больницы?  
Пробные вопросы Вы говорите. Ваш муж много работает? В по­следнее время боли в желудке у Вас усилились?  
Множественные вопросы Вы говорите, Ваш муж много работает? Как Вы управляетесь по дому с двумя детьми?  
       

Глава 7. Сестринский процесс

Итак, во время беседы уместны любые вопросы, но разные типы вопросов задают с разной целью. Общие вопросы — одно из основ­ных средств общения в рамках методики психологически безопас­ной беседы, а конкретные вопросы полезны для быстрого получе­ния стандартной информации. Конкретные вопросы используются в чрезвычайных ситуациях, когда точная регистрация сведений мо­жет быть очень важна для планирования ухода. Они не позволяют пациенту давать обстоятельный ответ, поэтому медицинской сест­ре, возможно, придётся задать больше вопросов, чтобы получить нужную информацию. Например:



Медицинская сестра: «Вы любите творог?»

Пациент'. «Да, я часто его ем на завтрак, но...»

Медицинская сестра'. «Вы хотите сказать, что Вы любите какой-то конк­ретный творог?»

Преимущества и недостатки каждого из перечисленных типов вопросов обсуждаются ниже (табл. 7-2).

Таблица 7-2.Преимущества и недостатки разных типов вопросов [23]

Тип вопроса Преимущества Недостатки
Общий вопрос Полезен, так как способ­ствует самовыражению. Человек может описать собственными словами то, что для него важно Трудно контролировать от­клонения от содержания во­проса, достигать определён­ной цели или ограничивать словоохотливых собеседников
Конкретный вопрос Позволяет быстро соби­рать конкретную инфор­мацию, точную и одно­значную Ограничен постановкой во­проса. Ориентирован только на конкретный ответ

 

Тип вопроса Преимущества Недостатки
Наводящий вопрос Наводит отвечающего на ответ, соответствующий общепринятому мнению Ограничивает самовыражение отвечающего. Может вызы­вать гневную реакцию, если воспринимается как угрожаю­щий
Пробный вопрос Исследуют тему, которую спрашивающий считает важной. Ответы могут да­вать конкретную инфор­мацию. Могут застать от­вечающего врасплох Могут пугать отвечающего. Могут вызывать гневную ре­акцию
Множественный вопрос Может демонстрировать интерес и энтузиазм Приводит к замешательству, так как отвечающий не знает, на какой вопрос отвечать сна­чала. Ответ не может быть ра­циональным

Наводящие и множественные вопросы часто выглядят как под­сказки, но одновременно являются и наводящими, и конкретными.

Например:

«Вы ведь будете ежедневно утром и вечером самостоятельно определять уровень глюкозы в плазме крови?», «Теперь, когда я объяснила Вам, поче­му эндокринолог настаивает на ежедневном самостоятельном определении уровня глюкозы плазмы крови, думаете ли Вы, что у Вас будут какие-либо трудности?»

Пробные вопросы могут показаться пациенту назойливыми, по­этому их следует задавать осторожно и очень редко.

Например:

Пациент: «В последнее время у меня появилась слабость, приходится часто отдыхать».

Медицинская сестра: «Замечали ли Вы какие-нибудь другие симптомы?»

Пациент: «Да, я похудел».

Медицинская сестра: «На сколько килограммов Вы похудели?»

Пациент: «Я похудел больше чем на 10 кг».

Медицинская сестра (пробный вопрос): «Раньше с Вами бывало что-то подобное?»

Пробные вопросы могут быть как общими, так и тесно связан­ными с обсуждаемой темой.



Кроме перечисленных выше 5 типов вопросов, существует мно­жество других. Одни вопросы задавать легче, другие труднее, одни открывают дорогу к общению с пациентами, а другие пугают и вы­зывают защитную реакцию.

Общие вопросы, задаваемые медицинской сестрой пациенту, дают ему возможность выражать свою мысль описательно, собст­венными словами. Отвечающий на вопрос сам выбирает темп отве­та и важные для него детали. Во время беседы со стороны медицин­ской сестры не должно исходить никакого давления, беседа должна проводиться как доверительное общение. Пациент должен знать, что его разговор с медицинской сестрой останется конфиденциаль­ным и будет способствовать улучшению сестринского ухода. В то же время, если задавать только общие вопросы, могут возникнуть трудности в сборе материала, необходимого для адекватной оценки состояния пациента. В такой ситуации помогают целенаправлен­ные общие вопросы. В этом случае отвечающий может свободно выражать свои мысли в соответствии с поставленным вопросом.

Например:

Медицинская сестра: «Расскажите мне, как Вы питаетесь обычно в тече­ние дня».

Пациент'. «Я не бываю голодным».

Медицинская сестра: «Сколько раз в день Вы едите?»

Пациент: «Два раза основательно (утром и вечером) и три раза “на ходу”: чипсы, орешки, булки, “Фанту” и иногда мороженое».

Медицинская сестра: «Какую пищу Вы предпочитаете есть дома?»

Пациент'. «Ну, пельмени, яичницу с колбасой, пиццу. Люблю кваше­ную капусту, но...»

В данном примере целенаправленные вопросы позволили меди­цинской сестре направить беседу в нужном направлении и дали возможность отвечающему добавить то, что он мог бы не сказать. Сестра контролировала ход беседы и, завершая оценку питания па­циента, могла бы задать ему такой вопрос: «Что ещё Вы хотели бы рассказать мне о своём питании и привычках?»

Целенаправленные вопросы позволяют легче установить кон­такт с замкнутыми людьми. Сестра должна владеть навыками об­щения и способностью квалифицированно задавать вопросы в бе­седе с пациентом и членами его семьи.

Вопросы следует задавать последовательно, по одному. Напри­мер, лучше спросить: «У Вас есть дети?», а затем: «Есть ли у Вас кто-нибудь на иждивении?» Не стоит объединять эти вопросы: «Есть ли у Вас дети или кто-то другой на иждивении?» Если сестра беседует с человеком, медицинским работником по профессии, в вопросах могут присутствовать специальные термины: «Нет ли у Вас никтурии?»

Другому же пациенту этот вопрос надо сформулировать: «Вы встаёте ночью, чтобы помочиться?»

Вопросы могут быть закрытые (законченные) или открытые (не­законченные). На закрытые вопросы сестра получает краткие отве­ты: «Да» или «Нет». Открытые требуют более подробного ответа. На вопрос: «Как Вы себя чувствуете сегодня?» можно получить необхо­димую информацию о состоянии здоровья пациента. На вопрос: «Вы чувствуете себя сегодня лучше?» пациент скорее всего ответит односложно. Вопрос надо построить так, чтобы он не влиял на от­вет пациента.

Для максимально эффективного получения информации во время беседы с пациентами важны следующие факторы: молча­ние, внимательное выслушивание, доброжелательное отноше­ние, предварительная подготовка вопросов и ведение записей во время беседы.

Молчаниепозволяет вести наблюдение за пациентом и даёт ему время собраться с мыслями.

Внимательное выслушиваниеоблегчает зрительный контакт с пациентом и даёт ему возможность почувствовать интерес се­стры к своим проблемам и ко всему, что его беспокоит.

Доброжелательное отношениеспособствует непредвзятому взгляду на образ жизни пациента, его жизненные ценности.

Подготовка вопросовпозволяет сделать беседу понятной и для сестры, и для пациента.

Короткие записиво время беседы помогут в дальнейшей работе.

Умение установить контакт очень важно для сестры, особенно при проведении оценки состояния пациента, так как это обеспечит взаимопонимание и доверие. Нужно помнить, что человек может быть взволнованным, нервным и даже злым, плохо чувствовать себя. Во время беседы сестра должна сориентироваться, какие и сколько вопросов сможет «выдержать» человек. Не следует прояв­лять досаду и раздражение, если пациент что-то не может вспом­нить.

Беседуя с лежащим пациентом, нужно поставить стул у его кро­вати и сесть таким образом, чтобы глаза пациента и сестры были на одном уровне. Это позволит пациенту считать, что сестра располагает временем и у неё есть желание его слушать. Нужно уметь под­держивать неторопливую беседу, а не превращать её в краткие во­просы и ответы. Запомнить всю полученную информацию сложно, поэтому следует вести записи.

Сестра должна быть уверена, что правильно поняла ответы, для чего иногда необходимо уточнять во время беседы информацию: «Мне кажется, что Вы говорите...» или: «Если я Вас правильно по­няла, вы...»

Во время беседы следует помнить, что другие люди не должны слышать ответ пациента. Это не всегда легко осуществить, если кровати пациентов стоят близко друг к другу, но тем не менее надо сделать всё возможное для обеспечения конфиденциальности полу­ченной информации (как устной, так и письменной). Если пациент может ходить и есть свободное помещение, целесообразно прово­дить беседу там. Общаться нужно в тихой, спокойной обстановке и, если возможно, не прерываясь. Сестре не следует показывать паци­енту, что она торопится, так как он, видя это, начнёт отвечать на вопросы поспешно и неточно.

Мы уже говорили, что перед началом беседы, в том числе и при первичной оценке, сестра обязана объяснить, почему она задаёт во­просы и для чего нужна эта информация. Желательно улыбнуться пациенту, назвать свое имя, отчество и должность. Следует дать по­нять человеку, что чем больше сестра будет знать о нём и его семье, тем лучше сможет организовать уход. Проявление заботы можно выразить и без слов. Если сестра наклонится к пациенту во время беседы (например, если он плохо слышит), то даст ему знать, что заинтересована в точности и конфиденциальности информации.

Пациент также может сообщать о своём состоянии и без слов, поэтому сестра должна внимательно наблюдать за выражением его лица, смотреть «глаза в глаза», так как отсутствие контакта глазами может вызвать замешательство, беспокойство или страх у пациента. Однако не нужно подолгу останавливать взгляд на пациенте или своих записях. Нельзя упускать из виду суетливость, заламыва­ние рук и другие подобные действия. Скажите пациенту фразу: «Я вижу. Вы теребите свою пуговицу...», помогая ему выразить своё беспокойство словами и убедиться самой, что ваше предположение о том, что человек нервничает, правильное.

Позвольте говорящему закончить фразу, даже если он чересчур многословен. Не нужно перескакивать на другую тему и повторять вопрос без необходимости.

«Информация, записываемая в лист сестринской оценки, по возможности не должна содержать такие утверждающие фразы, как “хороший” или “плохой”, поскольку то, что покажется одной сест­ре “хорошим”, другой может показаться “не очень хорошим”.

Сестре следует уметь завершить беседу с пациентом фразой: «Осталось всего два вопроса...» В конце беседы обязательно на­до «договориться с пациентом о дальнейших путях взаимодейст­вия» [42].

 

Объективное обследование

Объективное обследование включает осмотр пациента, наблю­дение за выражением его лица, дыханием, положением, измерение артериального давления, температуры, пульса, частоты дыхатель­ных движений, определении сухости или вялости кожи и т.д. Для объективного обследования сестра использует своё зрение, слух, осязание, обоняние.

Ф. Найтингейл в «Заметках по уходу», опубликованных в 1859 г., писала: «Важнейший практический урок, который может быть дан сёстрам, — это научить их тому, за чем наблюдать, как наблюдать, какие симптомы указывают на ухудшение состояния, какие при­знаки указывают на недостаточный уход, в чём выражается недо­статочность ухода».

Важность наблюдения за состоянием здоровья пациента не уменьшилась и в настоящее время. Только одного наблюдения се­годня недостаточно для полной оценки. Термин «наблюдение» дав­но используется сестринским персоналом в нашей стране. Однако многие сводят его к измерению температуры тела, пульса, артери­ального давления, частоты дыхания, что недостаточно для оценки состояния пациента.

Например, наблюдение за физическим и психическим состоя­нием за тем, как видит и слышит человек, а также за активностью, подвижностью и наличием недержания мочи или кала позволит се­стре оценить степень риска развития пролежней. Наблюдая за ко­жей, легко определить её сухость, наличие отёков, сыпи, желтуш­ное окрашивание, нарушение целостности.

Оценка состояния и наблюдение за полостью рта особенно важ­ны у тяжелобольных и пожилых пациентов, поскольку это может предупредить внутрибольничные инфекции полости рта.

Мастерство наблюдения позволит правильно оценить неверба­льные сообщения, сделать выводы об эмоциональном состоянии

человека. Для этого стоит внимательно понаблюдать, как человек общается с другими пациентами, как он ест, ходит, спит. Анализ поведения, внешнего вида, взаимоотношений с окружающими по­может сестре определить, насколько данные, полученные при на­блюдении, согласуются с фактами, выявленными в беседе.

Наблюдение — бесценный источник информации при оценке психологического и душевного состояния: сестра должна обращать внимание на то, что она видит и слышит.

Глава 7. Сестринский процесс

Вербальная форма поведения — это только то, о чем пациент го­ворит (например:«Я очень боюсь операции»). Невербальная фор­ма — это то, как пациент лежит, сидит или ходит во время беседы, каковы его движения, смотрит ли он сестре в глаза, как говорит с ней (заикается, запинается). Наблюдая за невербальным поведени­ем, сестра делает записи, например: «Н.В. часто меняет положение тела» или « Н.В. во время беседы смотрит в потолок».

Таким образом, при оценке психологического и душевного со­стояния следует оценивать следующие вербальные формы поведе­ния пациента:

• манеру говорить (быстро, медленно, с трудом, отрывками);

• голос (громкий, тихий);

• логику построения ответа;

• адекватность реакции на вопрос (что и как он отвечает).

Невербальные формы поведения можно оценить, наблюдая:

• зрительный контакт (смотрит в лицо или отводит глаза);

• мимику;

• позу (сидит, стоит или ходит во время беседы, принимает учас­тие в происходящем или безучастен);

• движения (скованы, активны, замедлены, спокойны, импуль­сивны).

При оценке поведения нужно анализировать настроение человека:

• печальное (плачет: много, мало, по какому поводу, когда, как долго);

• мрачное (неадекватно относится к своей болезни);

• энергичное (с пониманием относится к проблеме);

• весёлое (рад сложившейся ситуации).

Человек по-разному оценивает окружающую обстановку. В не­которых случаях пациент настроен недоброжелательно, в других он раним, отрицательно реагирует на происходящее. В некоторыхситуациях больной может быть растерянным, озабоченным или беспокойным (со страхом или нетерпением реагирует на ка­кую-либо ситуацию, боится что-либо предпринять или делает это с трудом).

По поведению можно оценить, насколько ориентирован (или дезориентирован) человек. Следует выяснить, знает ли пациент, кто он, текущее время (час, число, месяц и год), место (где и поче­му находится в лечебном учреждении).

 

Успешность оценки состояния пациента во многом зависит от мастерства общения и наблюдения за пациентом.

Дополнительным источником информации могут служить дан­ные лабораторных и инструментальных исследований.

Собранные данные должны быть чёткими и давать полное пред­ставление о состоянии пациента. Необходимо корректно интерпре­тировать полученную информацию.

При сборе данных следует учитывать модель сестринского дела, принятую в конкретной больнице (регионе, стране). Учитывая ре­комендации ЕРБ ВОЗ по сестринскому делу, лучше ориентировать­ся на модель В. Хендерсон, в которой она сформулировала цель се­стринского дела как помощь человеку в удовлетворении его личных (основных) потребностей |42].

Проводя обследование пациента, надо выяснить:

• состояние его здоровья с учётом каждой из 14 основных по­требностей;

• норму, выбранную для себя пациентом, в связи с каждой ука­занной потребностью;

• род деятельности человека и необходимый объём помощи для удовлетворения каждой потребности;

• степень дезадаптации, связанной с невозможностью самооб­служивания, по состоянию здоровья человека или в связи с особенными социальными потребностями;

• потенциальные трудности или проблемы в связи с изменением здоровья пациента;

• способность человека к самообслуживанию и объём помощи, который он может получить от друзей или родственников;

• врачебный диагноз, принципы лечения и прогноз;

• предыдущие заболевания и социальные проблемы.

Информация о физическом состоянии включает нормальные характеристики, возрастные изменения (например, младенец,

взрослый, престарелый человек) и патологию, вызванную заболева­нием.

Информация о душевном состоянии позволяет дать оценку воз­можности пациента осуществлять самообслуживание в домашних условиях.

Глава 7. Сестринский процесс

Данные обследования фиксируются в «Листе сестринской оцен­ки», имеющем несколько форм. Делая записи, следует излагать ин­формацию кратко, чётко и однозначно, используя только общепри­нятые сокращения (Приложение 7-1).

Далее приводится еще один из возможных вариантов оформле­ния результатов сестринского обследования [39J, не ориентирован­ный на конкретную модель сестринского ухода.








Date: 2015-07-22; view: 1281; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию