Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть 4. Введение в педагогику толерантности
Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Особое внимание следует обратить на начальные этапы психического развития ребенка, которые являются ключевыми в формировании ребенка как личности в духе толерантности либо интолерантности. Российскими государственными структурами на основе документов, принятых ЮНЕСКО отмечено, что изменения в духе культуры мира и толерантности должны коснуться всех звеньев образовательной системы – от детского сада до институтов повышения квалификации учителей. На этом основании разработана и принята Целевая Программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2005 годы)». Российское образование в рамках этой Программы предусматривает деятельность, направленную на формирование установок толерантного сознания и профилактику экстремизма через «…разработку комплекса учебных программ по воспитанию толерантного сознания путем межэтнического и межкультурного диалога и т.д.». Осуществление этой задач запланировано не на один год и её претворение в жизнь рассматривается равносильно революционным изменениям в образовании (см. методические материалы: «Толерантность – поиск мира и согласия в межличностном взаимодействии. Международные и отечественные документы о толерантности»). В Кратком отчете по государственному контракту № 483 от 20.04.2004 г. на выполнение работ по теме: «Введение гуманитарной экспертизы образовательных программ (ГЭТО)» доктор психологических наук Д.А. Леонтьев, как руководитель темы, особо обращает внимание на то, что в отношении сферы образования проблема толерантности и развития толерантного сознания требует существенного пересмотра сложившейся образовательной теории и практики. Анализируя особенности гуманитарной экспертизы толерантности в образовании, напоминает, что концепция толерантности и культуры мира выдвинула задачи, которые требуют: – кардинального обновления: 1) содержания образования; 2) методов и технологий обучения; 3) сложившихся принципов взаимоотношений «учитель – ученик»; 4) всей атмосферы школьной жизни; – создание полноценной критериальной базы и методического обеспечения каждой из названных областей; – проведение Экспертизы толерантности образовательных систем (в рамках Гуманитарной экспертизы образовательных учреждений (см. методические материалы: «Толерантность – поиск мира и согласия в межличностном взаимодействии. Международные и отечественные документы о толерантности») с контролем выполнения вышеуказанных задач и рекомендаций Методических основ гуманитарной экспертизы толерантности в образовании (ГЭТО). В рамках проекта «Введение гуманитарной экспертизы образовательных программ» разработаны Методические основы гуманитарной экспертизы толерантности в образовании (ГЭТО). Важнейший смысл ГЭТО состоит в том, чтобы и за рамками действия этой программы инициировать процесс осознания педагогическим сообществом практикуемых им ценностей и способов деятельности «в координатах толерантности». В перспективе такая экспертиза должно стать не внешней добавкой, досадной нагрузкой и т.д., а важным элементом общей и постоянной системы обратной связи в сфере образования. Из вышесказанного видим: развитие Педагогики толерантности является вопросом актуальным в деятельности современных образовательных структур. Именно образование – один из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта как толерантность и данная Целевая Программа выступает как главный документ в работе. Анализ развития толерантного сознания в сфере современного образования (Педагогика толерантности) показывает: в научном плане Педагогика толерантности не разработана; складывается стихийно; усилия отдельных образовательных учреждений, предпринимаемые в этом направлении не всегда системны; не решена проблема выявления психолого-педагогических условий формирования толерантности в детской среде; проблема воспитания толерантности остро требует ее практического решения и существенного пересмотра сложившейся образовательной теории и практики, а потому и научного обоснования (A.T. Асмолов, Б.З. Вульфов, Т.П. Зелова, Д.А. Леонтьев и др.). В современной отечественной педагогике особо подчеркивается, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Б.З. Вульфов в книге «Воспитание толерантности: сущность и средства» рассматривает толерантность как способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни. Под процессом воспитания он подразумевает создание пространства взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами. Этническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Профессор Т.Д. Дмитриев в своей работе «Многокультурное образование» указывает на существование уровней развития этнической толерантности в образовательной среде и при этом выделяет их. Особое внимание он обращает на развитие этнической толерантности как особой направленности личности и на протекание этого процесса именно в образовательной среде, где создаются все условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов. Когда объектами воспитания толерантности выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, именно на педагогов: учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, вожатых и др. Им в этом труднейшем деле остро необходимы знания о: – педагогической сущности воспитания толерантности, ее содержании и проявлениях; – путях, возможных средствах и технологиях воспитания толерантности, предназначенных для выбора и творческого использования таковых в тех или иных конкретных условиях; активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности; – толерантности педагога (и здесь особая и немалая проблема!). Толерантность необходима и самому педагогу – во всей неразрывности личностного и профессионального. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.
Date: 2015-07-22; view: 832; Нарушение авторских прав |