Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Педагогическая сущность толерантности
Толерантность – труд души и ума! Особенность толерантности детей связана с тем, что она складывается с рано появляющейся у детей способностью не только восприятия окружающего, но и своеобразной ценностной селекцией «социальных» впечатлений, оценкой различных факторов окружающего. Толерантность – динамичный феномен. Её составляющие – ценностные основания, нравственно-психологические ориентиры, и они тоже динамичны. Так создаются объективные возможности в пространстве воспитания целенаправленно создавать социально-педагогические условия изменения личности в сторону толерантных отношений. Выделим источники опосредованно или прямо формирующие толерантность ребенка: 1) семья – живой пример семейных приоритетов: отношений взрослых, их мнений, суждений, поступков; 2) образовательная среда – особая система отношений. В ней ярко выражены (и рождаются) общественно-значимые ценности, нравственность, актуальные виды обязательной и свободной деятельности человека; 3) личные впечатления, которые выступают как отражение отношений от отдельных людей («память ума и сердца»), читаемых книг, потока «образцов» СМИ и т.д. Эти и другие источники формируют жизненный опыт детей (разноплановый, противоречивый), а в нем и их опыт толерантности, который складывается через реализованное отношение к явлениям жизни. Опыт, в свою очередь, влияет на формирование толерантности как качества личности и своеобразного состояния ребенка, т.е. его действительного отношения к тем или иным явлениям жизни. Стихийность не исключает направленности. Любой опыт можно специально обогащать, пополнять, насыщать. В этом, собственно, и состоят суть и содержание воспитания толерантности ребенка, как целенаправленной организации позитивного (преодоление негативного) опыта толерантности. Выражается это в создании педагогом пространства прямого или опосредованного взаимодействия ребенка с Другими, либо иными по взглядам или поведению людьми, их сообществами, иначе говоря, создание ситуации сосуществования разного. Психологическая составляющая толерантности, которая является тонкой, деликатной и по-своему труднодоступной, для понимания ребенка очень сложна. Связано это с трудно объяснимым душевным принятием или непринятием ребенком личностных параметров того или иного человека – сверстника или взрослого, т.е. приемлемость или осуждение значимых смыслов, установок, образцов, исповедуемых сверстниками (взрослыми), группами сверстников, общественными объединениями. Поведение, образ жизни, жизненный опыт и его организация – основное поле деятельности педагогов, на котором они и могут практически реализовать свои задачи, обогащая опыт толерантности своих учеников и, свой собственный. Опыт толерантности, как составляющая жизненного опыта педагога естественно, есть и у педагогов, но среди его источников – профессиональное образование педагога и его профессиональный опыт. Помимо реальных и возможных содержательных границ толерантность имеет и качественные границы, которые педагогу важно знать. Диапазон этих границ широк: от… полного приятия, согласия, в широком смысле дружественности в отношении того или иного объекта, до… – безразличия, равнодушия, так сказать, прямого или опосредованного контакта без отношения (когда глядят и не видят!); – скрытого или явного неприятия людей, мнений, ситуаций, недопустимости мысли о возможном равенстве кого-то с собой; – нетерпимости, конфликта, в худшем случае – агрессии. В педагогическом плане ситуация может порой осложняться тем, что у ребенка (группы, класса) и педагога (воспитателя, учителя) точки зрения на ценности, представления, а значит, и отношения к объектам толерантности могут быть разные, порой полярные. Между тем, противоречивость, несовпадение, альтернативность позиций требует толерантности от обеих сторон по отношению друг к другу. В достижении устойчивости, укреплении, обогащении таковой и состоит главная педагогическая задача. Ее решение в значительной мере обусловлено тщательным психолого-педагогическим диагностированием (см. Методические материалы: «Толерантность – поиск мира и согласия в межличностном взаимодействии. Международные и отечественные документы о толерантности»). Необходимо систематически выявлять ценностные ориентиры учеников и педагогов это станет показателем процесса и динамики развития результатов воспитания толерантности.
Date: 2015-07-22; view: 720; Нарушение авторских прав |