Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема «Я» или самосознание в процессе развития принятия





Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?», человек формирует самосознание – целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего и возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В.С. Мерлину):

– сознание отличия себя от остального мира;

– сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

– сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

– социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и формируется «чувство Я». По мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему, человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме (В.П. Зинченко).

Критерии самосознания:

– выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);

– осознание своей активности – «Я, управляю собой»;

– осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);

– моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я».

– «Текущее Я» – конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, то есть непосредственные процессы деятельности самосознания.

– «Личностное Я» – это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я».

В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

В структуре самосознания можно выделить:

– осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);

– сознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);

– познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

– эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя: самопознание (интеллектуальный аспект познания себя) и самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Мерилом для человека в его отношении к себе являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

Информационное наполнение структур самосознания связано с двумя механизмами его деятельности:

– уподоблением, отождествлением себя с кем-то или чем-то («самоидентификация») и

– интеллектуальным анализом своего «Я» (рефлексия и саморефлексия).

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

– отношение к себе;

– отношение к другим людям;

– ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:

– эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то – хорошие люди»));

– группоцентрическии уровень отношений («Если Другой человек принадлежит к моей группе, он – хороший»);

– просоциальный уровень («Другой человек – это самоценность, уважай и прими Дугого человека таким, каков он есть», «Поступай с Другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»);

– эстохолический уровень – уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность – главное в отношении к Другому человеку»).

 







Date: 2015-07-22; view: 955; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию