Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема «Я» или самосознание в процессе развития принятия
Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?», человек формирует самосознание – целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего и возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В.С. Мерлину): – сознание отличия себя от остального мира; – сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности; – сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки; – социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности. В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и формируется «чувство Я». По мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему, человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме (В.П. Зинченко). Критерии самосознания: – выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды); – осознание своей активности – «Я, управляю собой»; – осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»); – моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое. При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я». – «Текущее Я» – конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, то есть непосредственные процессы деятельности самосознания. – «Личностное Я» – это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания. В структуре самосознания можно выделить: – осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»); – сознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»); – познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»); – эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя: самопознание (интеллектуальный аспект познания себя) и самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе). Мерилом для человека в его отношении к себе являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих. Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Информационное наполнение структур самосознания связано с двумя механизмами его деятельности: – уподоблением, отождествлением себя с кем-то или чем-то («самоидентификация») и – интеллектуальным анализом своего «Я» (рефлексия и саморефлексия). В целом можно выделить три пласта сознания человека: – отношение к себе; – отношение к другим людям; – ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция). Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным: – эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то – хорошие люди»)); – группоцентрическии уровень отношений («Если Другой человек принадлежит к моей группе, он – хороший»); – просоциальный уровень («Другой человек – это самоценность, уважай и прими Дугого человека таким, каков он есть», «Поступай с Другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»); – эстохолический уровень – уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность – главное в отношении к Другому человеку»).
Date: 2015-07-22; view: 955; Нарушение авторских прав |