Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Систематизация видов толерантности как понятия
психологического по общим параметрам (краткий вариант)
| Параметры
| Виды толерантности(далее Т.)
| | I. Толерантность - процесс и/или состояние организма
«способность переносить»
| | естественная
способность
| естественное
жизненное
приобретение
| проявляется как
процесс адаптации
человека
| «естественная Т.», либо «натуральная Т.», либо «Т. типа «А»»
| | «врожденная Т.»
| | «приобретенная Т.»
| | специальная система стабилизации личности
| обусловленное жизненное приобретение
|
проявляется
как «личностный
адаптационный
потенциал»,
либо:
-иммунологическое состояние организма;
-психическая и/или физическая зависимость;
-психологическая устойчивость;
-стабилизация личности
| «иммунологическая Т.»; «Т. психической и физической зависимости»; « Т. к агрессии»; терапевтическая Т.»; « Т. к физическим нагрузкам»; «устойчивая Т.»; «хроническая Т.»; «перекрестная Т.»; «Т. к ущербу или угрозе»; « Т. к стрессу» или « Т. в стрессовой ситуации»; « Т. к грусти и фрустрации»; «фрустрационная Т.»; «фрустрационная ин/ Т. »; « Т. к тревоге»; « Т. к дискомфорту»; « Т. к дисфорическим чувствам»; «аффективная Т. »; « Т. к эмоциональному стрессу»; « Т. к бездействию»; « Т. к однообразной, монотонной деятельности» и пр.
Дополнительно можно рассматривать: « Т. к критике»; « Т. по отношению к внутренней эмоциональной боли»; « Т. к славе»; « Т. к неопределенности»; « Т. к негативному»; « Т. к девиантному поведению» и пр.
| | II. Толерантность - личностная ценностьчеловека
(личностно-индивидуальные Смыслы и Ценности человека)
| | отношение личности
к себе
(направленность на себя)
| феномен самопринятия
| Рассматривают через:
«принятие человеком самого себя»
В поведении
человек выражает:
- безусловное принятие себя, своего «Я»,
- не принятие себя, своего «Я»
| « Т. к критике»;
« Т. по отношению к внутренней эмоциональной боли»; « Т. к славе»;
« Т. к девиантному поведению»;
« Т. к негативному»;
« Т. к неопределенности» и пр.
Принятие
| отношение личности к социальному окружению
(направленность на Другого)
| ассоциируемая с личностью,
«внешним Я» человека
| Рассматривают через:
«принятие Другого»
Понимание (частично)
Признание (частично)
Другого
Принятие (сдерживание
себя)
В поведении человек выражает:
сдержанность, терпение,
терпимость, терпеливость
| «моральная Т. », либо « Т. типа «Б»»; «квазитерпимость» («как будто бы»); «псевдотерпимость»;
«проблемная Т. »;
производные от «проблемной толерантности »: «вынужденная Т.;
« Т. выгоды»; « Т. умысла»; « Т. воспитанности»;
«нравственно - конструктивная Т. »;
«нравственно-деструктивная Т. »;
«терпение»; «терпеливость»;
«терпимость»;
«негативная терпимость»
| | ассоциируемая с сущностью
или
«внутренним Я» человека
|
Рассматривают через:
«безусловное принятие
Другого»
Понимание
Признание Другого
Принятие
В поведении человек выражает:
толерантность
| «нравственная Т. », либо « Т. типа «В»»;
«естественная Т. », либо « Т. подлинная»;
| | общая социальная направленность личности
| 1.толерантность – культура сознания личности
(«личностные проявления»);
2. толерантность – гуманистическая ценность личности;
3. толерантность – отношение
| Рассматривают через:
«взаимное принятие»
Проявляется
толерантность как:
-личностная характеристика;
-внутренняя установка;
-мировоззренческая позиция;
-норма поведения или
действие;
-профессиональное качество (ПВК, ПЗЛК)
| «коммуникативная Т. »; «научная Т. »; «межличностная Т. »; религиозная Т. »; «административная Т. »; «политическая Т. »; «гендерная Т. »; «возрастная Т. »; «терпимость к чужим верованиям Т. »; «сексуально-ориентационная Т. »; «расовая Т. »; «географическая Т. »; «межклассовая Т. »; «этническая Т. »; «маргинальная Т. »; «художественная Т. »; «ко/ Т.»;
«образовательная Т. »; «педагогическая Т. »; «коммуникативно-педагогическая Т. »;
«социальная Т., либо «социально-психологическая Т. »;
«психологическая Т. »; либо «психофизиологическая Т. »
| | | | | | | | | | | |
Рассмотрим отдельные виды толерантности (см. табл. 4).
Таблица 4
Виды толерантности(Т.)
| I. Толерантность - процесс и/или состояние организма «способность переносить»
| -«естественная Т.», либо «натуральная Т.», либо «Т. типа «А»» – свойственная маленькому ребенку и проявляется как естественное и безусловное принятие другого человека, отношение к нему как к самодостаточному и самоценному существу, т.е. он проявляет естественную открытость, доверчивость, любознательность, Восприятие ребенком другого еще не ассоциируется с качествами его «Я», т.к. процесс становления личности ребенка (персонализация) еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к формированию «персоны», к возникновению «двойного стандарта», к существованию обособленных планов поведения и переживания (А.Б.Орлов, А.З.Шапиро).
-«врожденная Т.» – врожденная неагрессивность, когда индивид изначально преднастроен на Т. (в данном вопросе, в данной ситуации) (С.К.Бондырева)
-«приобретенная Т.» – происходит становление в процессе воспитания, как установка, привычка, мировоззрение (С.К.Бондырева)
-«иммунологическая Т.» – полное или частичное отсутствие иммунологической реакции; потеря или снижение организмом способности вырабатывать антитела;
-«Т. психической и физической зависимости» – возрастающая способность организма сопротивляться действию вещества, потребностью в увеличении дозы и регулярном приеме препарата или аналога [248,т.1,с.145];
-«Т. к ущербу или угрозе» как «переопределение прошлых событий, принятие и представление ситуации в благоприятном свете». Совладание указывает на наличие факторов, которые истощают или превышают имеющиеся ресурсы человека, поэтому толерантность, в данном случае, может иметь отрицательный показатель [79,с.1297-1299];
| | II. Толерантность - личностная ценностьчеловека
(личностно-индивидуальные Смыслы и Ценности человека)
| Толерантность пагубное, как отрицательное, для личности (человеческого организма) свойство проявляется в некоторых случаях: « Т. к девиантному поведению»; « Т. к критике»; « Т. к славе»; « Т. к негативному»;
-в ситуации развития личности с характеристиками созависимого «Я» (приспосабливающаяся, ложная, личность), формируется « Т. по отношению к внутренней эмоциональной боли». Как следствие, это приводит: к развитию принудительного и зависимого поведения, чтобы избежать эмоциональной боли; к развитию стыда и вины, ведущие к дальнейшему снижению самооценки; ощущению себя вне контроля; развитию защит своего «Я»: проекция, отрицание, рационалистическое объяснение; частое использование принудительных и зависимых действий для управления собой и другими; ложь, мошенничество и другие асоциальные действия [197,c.82-84];
-« Т. к неопределенности», как отрицательную характеристику, изучает Р. Кочюнас. Человеку свойственно чувствовать себя «неуютно» в ситуациях вступления на «незнакомую территорию», в ситуациях, где недостает структуры, ясности, определенности. Педагогу необходимо чувство уверенности в себе в ситуациях неопределенности, т.к. «уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать. Все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью…» [83, с.19].
- Принятие – положительное отношение к существующим отличиям Другого; проявляется в способности к безусловномупринятию себя и способности к безусловному принятию Другого.
-«моральная Т.», либо «Т. типа «Б»» – терпение, терпимость, ассоциируемая с личностью («внешним Я» человека). Характерна для личностного способа существования, является производной процесса персонализации, присуща большинству взрослых. Личность стремится сдерживаться через механизмы психологических защит (рационализации, проекции и т.д.), но за этим скрыта собственная нетерпимость – нарастающее напряжение, невысказанное несогласие, подавленная агрессия.
| | Можно утверждать, что Т. типа «Б», по сути – квази -Т. – неподлинная, частичная, видимая, условная, искусственная: «мы терпим вас потому, что...»; «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…»; «в данный момент я не могу быть полностью самим собой и вынужден играть в терпимость…»; «я не думаю о другом, а только о себе, поэтому я терпим к другому только для того, чтобы меня не трогали или для того, чтобы извлечь из ситуации пользу для себя» (А.Б.Орлов, А.З.Шапиро, С.К.Бондырева);
- «квазитерпимость» («как будто бы») – понимается как сдержанность в контактах, в поведенческих реакциях и оценках (разных видов: когнитивных, аффективных, мотивационно- ценностных). Эта сдержанность на основе прагматизма, предстанет как квазитерпимость, а на основе лицемерия как псевдотерпимость; внешне квазитерпимость выступают как терпимость (А.В. Зимбули, В.А. Петрицкий);
-«псевдотерпимость» (ложное, притворное) проявление сдержанности в эмоциональных ситуациях, но с целью сознательного введения кого-либо в заблуждение. Проявление сдержанности с целью холодного расчета и личных выгод, лицемерие, притворство в поведении и оценках (А.В.Зимбули);
-«проблемная Т.» проявляется, несмотря на наличие оснований для негативной реакции (С.К.Бондырева).«Проблемная Т.» рассматривается как отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т.д. Данный тип толерантности особенно важен при исследовании детей дошкольного и школьного возраста (М. Мацковский).
Производные от проблемной толерантности:
-«вынужденная Т.» (как «выученная», «скопированная»), т.е. не осмысленная, не принятая как
ценность, не ответственная. Следует рассматривать как псевдо- Т ., возможно, ин -Т., замаскированную под социально-желательные формы (С.Л.Братченко). Сюда относится: Т. подчинения (иерархии) и Т. выгоды;
-«Т. выгоды» – быть сдержанным по отношению к кому-либо, терпеть что-либо в выгодной для себя ситуации «я сдерживаю себя: потому, что он(я)….; для того, чтобы мне…»;
-«Т. умысла» – человек до поры терпит неприятное для него поведение того, кого он вводит в заблуждение своей нарочитой терпимостью «я закрываю глаза, но…»;
-«Т. воспитанности» близка к «Т. снисходительности» – проявление становится одним из способов личностного самоутверждения, и подобный человек считает «ниже своего достоинства» проявлять ин -Т. (С.К.Бондырева);
-«нравственно-конструктивная Т. » – положительно мотивированное проявление терпимости, ведущее к позитивным результатам (по Е.Ю.Клепцовой); то, что и Т. выгоды;
-«нравственно-деструктивная Т. » – положительно мотивированное проявление терпимости, ведущее к негативным результатам (по Е.Ю.Клепцовой);
-«Терпение – отсутствие (негативной) реакции в конкретной ситуации; -«Терпеливость» - свойство индивида, как правило, проявлять терпение, что становится чертой его характера; -«Терпимость» – общественное явление (или состояние общества), которое заключается в том, что множество индивидов (граждан) склонны проявлять терпение, быть сдержанными и неагрессивными» (С.К.Бондырева)»
-«негативная терпимость» – содержит в себе мотивы равнодушия, пассивности, безразличия, злонамеренного невмешательства, показного цинизма (В.А. Петрицкий);
-«нравственная Т. », либо « Т. типа «В»» – принятие, доверие, ассоциируется с сущностью или «внутренним Я» человека. В основе – принятие как окружающих, так и самого себя; взаимодействие с внешним и внутренним миром в принимающей, диалогической манере. В противоположность насилию и манипулированию, такое взаимодействие предполагает: как уважение ценностей и смыслов, значимых для Другого, так и осознание, и принятие собственного внутреннего мира, своих ценностей, смыслов, целей, желаний, переживаний, чувств. Для личности напряжения и конфликты вовсе не исключены, можно сказать, он постоянно живет в ситуации напряженного существования, но не боится быть лицом к лицу с этим напряжением, достойно выдерживать и принимать его как безусловную экзистенциальную данность. Это подлинная, зрелая,
| | действительно позитивная толерантность основанная (в отличие от Т. типа «А» и «Б») на гораздо более полном осознании и принятии человеком реальности. Ассоциируется с триадой, предложенной К. Роджерсом: безусловное принятие, безоценочность и конгруэнтность (А.Б.Орлов, А.З.Шапиро);
-«естественная Т. », либо « Т. подлинная», проявляется в отсутствии оснований для негативной реакции (т.е. «все в согласии»). Человек проявляет ее в значимой для себя ситуации (С.К.Бондырева)
-«коммуникативная Т. » – отношение личности к людям, выраженное в степени переносимости неприемлемых, по мнению самой личности, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию (В.В. Бойко);
-«межличностная Т. » – особый способ построения взаимоотношений, межличностного взаимодействия и общения с другими людьми, в том числе – «иными». Реализация человеком толерантного подхода в непосредственном взаимодействии и общении с другими людьми (С.Л. Братченко). Готовность человека выйти за пределы ограниченного круга «своих» (отличных от «других» по любому признаку) навстречу «Миру миров» – равнозначных, «равноразных» человеческих миров (М. Гефтер);
-«административная Т. » – умение руководить без нажима и агрессии;
-«научная Т. » – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ;
-«религиозная Т. » – отношение к догматам различных конфессий, религиозности. В своей экстремистской форме межконфессиональная интолерантность представляет собой религиозный фанатизм – насаждение какой-либо веры, ее ценностей, традиций; базируется на предположении, что данная вера является единственно правильным отображением истины, все люди должны следовать ее принципам (догматам) (М. Мацковский);
-«педагогическая Т.» – терпимость к собственным детям, учащихся, умение понять и простить их несовершенства. Толерантность между участниками педагогического процесса: детьми, учениками, педагогами, администрацией, родителями (С.Л. Братченко);
-«коммуникативно-педагогическая Т.» – владение умениями и навыками толерантного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса (О.Б. Нурлигаянова);
-«социальная Т.», либо «социально-психологическая Т.» два вида толерантности как необходимые педагогу, рассматривает Ю.П. Поваренков;
-«психологическая Т.», либо «психофизиологическая Т.» – два вида толерантности необходимые педагогу, рассматривает Ю.П. Поваренков.
-«возрастная Т.» – непредвзятость к априорным «недостаткам» человека, связанным с его возрастом (неспособность стариков понимать молодежь, отсутствие у молодежи опыта и знаний и т.д.). «возрастная толерантность» вполне может сочетаться с принятым во многих культурах уважением к лицам преклонного возраста [99А).];
-«образовательная Т.» – терпимое отношение к высказываниям и поведению людей с (иным уровнем) образования. …данный тип толерантности имеет отношение к бытовой сфере и не связан с обсуждением вопросов, где уровень образования действительно является решающим фактором [99А).];
-«политическая Т.» – отношение к деятельности различных партий и объединений, высказываниям их членов и т.д. Крайними формами проявления политической интолерантности являются: фашизм и свойственная тоталитарным режимам политика политических репрессий (М. Мацковский).«политическая Т.» – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические направления (авт. неизв.). В политической энциклопедии дано определение: «Т политическая» - непременное требование в отношениях всех активных участников общественной жизни, осознающих необходимость упорядоченных цивилизованных отношений как внутри государства, так и между государствами». «...Здесь толерантность вовсе не слабость, а сильное, объективно положительное и выгодное для проявляющей ее стороны качество»;
| | -«этническая Т.» – достижение гармонии национальных отношений в мультинациональных
обществах (Д.А. Леонтьев);
-«географическая Т. » – непредвзятость к жителям небольших или провинциальных городов, деревень и других регионов со стороны столичных жителей и наоборот [99];
-«межклассовая Т. » – терпимое отношение к представителям разных имущественных слоев – богатых к бедным, бедных к богатым [99];
-«расовая Т. » – отсутствие предубеждений к представителям другой расы. В своем крайнем проявлении расовая интолерантность представляет собой расизм – дискриминацию людей по расовому принципу. Базируется на предположении, что некоторые группы имеют превосходство над другими [99];
-«межнациональнаяТ.» – отношение к представителям различных наций, способность не
переносить недостатки отдельных представителей национальности на всех/других людей, относиться к любому человеку с позиции «презумпции национальной невиновности».
Крайние проявления «межнациональнойинТ.». в ней то и проявляется:
-этноцентризм – дискриминация на основе культурных или языковых характеристик индивида или группы. Базируется на убеждении в «превосходстве» одних культур над другими;
-ксенофобия – страх и неприятие иностранцев и представителей других культур: убежденность в том, что «чужаки» принесут вред;
-агрессивный национализм – мнение, что одна нация превосходит в правах другую.
-«сексуально-ориентационная Т. » – непредвзятость по отношению к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией [99А).] (М. Мацковский);
-«маргинальная Т. » – (толерантность по отношению к маргиналам) – отношение к бомжам, нищим, наркоманам, алкоголикам, заключенным и т.д. Данный тип толерантности представляет особый интерес при изучении особенностей российского менталитета [99А).];
-«гендерная Т. » – непредвзятое отношение к представителям другого пола, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим. Экстремистское проявление гендерной интолерантности представляет собой сексизм – дискриминация (М. Мацковский);
-«котолерантность» – сохранение и развитие индивидом внутренней толерантной установки в корпоративной среде [105,c.3];
-« Т. к внешнему виду» – толерантность к одежде, прическе, макияжу…. (С. Братченко);
-«вкусовая Т. » – толерантность к увлечениям музыкой, телевидением, литературой и ее специфическими жанрами, играми… (С. Братченко);
-«профессиональная Т. » (С. Братченко, М. Мацковский);
-«художественная Т.»(Б. Диденко);
-« семейная Т.» (С. Братченко, М. Мацковский).
| | |
• границы толерантного и терпимого отношений призваны определить меру терпения. В случае возникновения угрозы для личности границы сужаются.
В научном и общественном мире существует достаточно критического о самой идее толерантности. «Недостаток» толерантности, как замечают А.Б. Орлов, А.З. Шапиро, в необходимости устанавливать и в последующем соблюдать те минимальные моральные стандарты, серьезное нарушение которых не допускается.
Другая психологическая проблема – границы толерантности. Именно вокруг этой темы разворачивается дискуссия о толерантности как насилии, режим толерантности рассматривается как режим господства, а сама же толерантность при этом исключает равенство (Б. Капустин).
В связи с этим возникают вопросы, требующие обсуждения:
-Где и почему в данный момент проведены границы толерантности?
-Как границы могут меняться? (границы меняются тогда, когда ранее исключенный человек, группа способны бросить значимый вызов тем отношениям, которые существуют на данный момент).
-Как сделать границы толерантности более подвижными, максимально широкими? (т.е. включение в зону толерантности тех, кто был раньше исключен, и какими должны быть те безобидные способы принятия, чтобы не пришлось идти на особо большие жертвы).
Изучив нравственную меру терпимости, А.В. Зимбули обозначил факторы, влияющие на установление границ толерантного и терпимого отношений: конкретность, инструментальность, внутренняя напряженность [24]. Граница определяет специфику проявления личностью отношения – либо терпимого, либо толерантного:
– границы терпимости расширяются от понимания, сдержанности и, в конечном итоге, к принятию Другого. Это делает мировосприятие многомерным и адекватным реальности, а терпимость – активной формой реагирования;
– границы толерантности шире: от понимания до безразличия происходящего, пока оно не касается самого человека. Толерантность выступает как пассивная форма реагирования.
На наш взгляд, толерантность это есть форма признания. Вопрос в том, как этого признания достичь, что определяет меру терпения и принятия каждой отдельной личностью Другого? Именно здесь уместно определение А.Б. Орлова, А.З. Шапиро: толерантность есть важный компонент жизненной позиции зрелой личности.
• в психологии рассматривают взаимообратные понятия от «толерантность»:
антоним – интолерантность;
оппозиты – нетерпимость, нетерпеливость, зло, жестокосердечность, бесчеловечность и пр. Но не все авторы работ, исследующие сущность толерантности, склонны рассматривать интолерантность, нетерпимость как понятия в негативном значении: «…ведущими проявлениями небезразличия являются толерантность и интолерантность» [12, с. 3].
В отношении к понятию «толерантность», понятия «интолерантность», «нетерпимость» рассматривают как полярные, т.е. выходящие за границы толерантности или это то, что разворачивается, когда терпение «заканчивается». В контексте противопоставлений и полярности изучают совокупность понятий:
– толерантность – интолерантность (лат. intolerantia – непереносимость, нетерпимость), т.е. невыносливость, непереносимость, безразличие (В.М. Блейхер, И.В. Крук) [8]. Их точку зрения разделяют С.К. Бондырева, С.Л. Братченко, Е.Ю. Клепцова;
– «Толерантность – Нетерпимость» изучает В.Е. Лепскийв регуляционно-коммуникативном аспекте характеристики «субъектов полярных стратегий» при их отношении к мнению (точке зрения) других субъектов [39];
– «фрустрация – толерантность» в таких соотношениях рассматривают п сихические состояния человека Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. Они отмечают: «…каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние (уверенность – неуверенность, активность – пассивность, фрустрация – толерантность и т.д.) [69, c. 49].
С точки зрения словарных определений и смысловых значений, позиция Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина может быть спорной. Как психологические явления, фрустрация и толерантность имеют отличную друг от друга смысловую направленность в поведении человека. « Фрустрация – один из видов психических состояний, выражающийся в характерных особенностях переживания и поведения, вызываемых… трудностями… на пути к достижению цели…» [43, с. 86], толерантность, в свою очередь, это психическое свойство, которое предполагает готовность личности понять и принять Другого или какое- либо жизненное обстоятельство.
Подобно толерантности, интолерантность, нетерпимость имеют определенные границы в специфике их проявления личностью. Границы установлены от самодисциплины до неодобрения, порицания, наказания других с использованием средств насилия.
Как компоненты проявления интолерантности и нетерпимости выступают: угроза; ультиматум; критика; всестороннее давление на партнера; сужение альтернатив решения для партнера; навязывание своего решения, неуступчивость (А.П. Егидес); морализирование и абсолютизированная манера в речи: «ни в коем случае…, вообще никогда не..., ни при каких обстоятельствах…, не может быть и речи…» (М. Люшер).
Проявление нетерпимого отношения в общении и отдельных поведенческих конструктах, рассматривают в совокупности с характеристиками личности:
– авторитарный руководитель (только свое мнение главное и единственно верное) (А.П. Егидес);
– авторитарный член семьи (нетерпимость к собственному мнению ребенка) (А.И. Захаров);
– зависть – как склонность к ревнивому контролю за чужой жизнью – формирует моральную нетерпимость к поведению окружающих (Е.А. Соколова);
– нетерпимость характерна для эпилептоидного типа (В. Крысько);
– ригидность мышления, неврозы, чувство внутреннего напряжения и недовольства, неконформная установка, подозрительность, склонность к образованию сверхценных идей, максимализм, повышенная требовательность и беспокойство, излишняя принципиальность – всё это способствует проявлению нетерпимого поведения. «Недоверие часто идет параллельно с тревожностью и нетерпимостью родителей, их категоричностью и властностью», конфликтность по шкале «паранойя» (А.И. Захаров).
Нетерпимость к реальности впоследствии становится ненавистью к психической реальности, направленной и против себя, и против ненавистного объекта. Это проявление имеет такую степень выраженности, что человек не способен более пользоваться обычными способами рассуждения или прислушиваться к аналогичным рассуждениям других. Под влиянием интенсивной ненависти человек может проявлять: сочетание одновременно сфокусированного на объекте и любопытства, и высокомерия, и псевдотупости (Бионом, О.Ф. Кернберг); неуверенность в себе, упрямое самоутверждение, идеологию веры, инакомыслие (Н.Я. Иванов, А.Е. Личко).
Если морализование сочетается с потребностью в доминировании, то нетерпимость имеет очень высокий уровень проявления (М. Люшер) [40]: национализм [20], расовая, религиозная и национальная нетерпимость, основаны лишь на внешних различиях [20]. Аддиктивный подросток в ориентации «на слишком жесткие нормы и требования порождает нетерпимость и нетерпеливость» (А. Кулаков, А.В. Гоголева) [16, с. 31].
Существует нетерпимость к неопределенности, к противоположному мнению, как склонность создавать чрезмерно упрощенный взгляд на мир [33, с. 12–15]. В ситуации конфликта нетерпимый человек:
– пытается разрушить средства коммуникации между собой и тем, на кого направлено его нетерпимое отношение, чтобы «уйти» от осознания собственной ненависти;
– нетерпимость к объекту выражается в интенсивном страхе перед ним;
– проявляемая нетерпимость к кому-либо может быть как осознанной, так и не осознаваться (О.Ф. Кернберг).
Рассмотрев выше формы проявления нетерпимого отношения, приходим к выводу о том, что основная проблема формирования нетерпимости как качества – это недостаток такта и дипломатичности в отношениях с людьми.
Иногда человек открыто проявляет нетерпимость к чужим недостаткам и слабостям. В достижение своих целей человек способен переступить через интересы других людей, этим он вызывает моральное осуждение окружающих в свой адрес.
Date: 2015-07-22; view: 790; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|