Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Систематизация видов толерантности как понятия





психологического по общим параметрам (краткий вариант)

 

  Параметры Виды толерантности(далее Т.)
  I. Толерантность - процесс и/или состояние организма «способность переносить»
  естественная способность естественное жизненное приобретение проявляется как процесс адаптации человека «естественная Т.», либо «натуральная Т.», либо «Т. типа «А»»
  «врожденная Т.»
  «приобретенная Т.»
  специальная система стабилизации личности обусловленное жизненное приобретение   проявляется как «личностный адаптационный потенциал»,   либо: -иммунологическое состояние организма; -психическая и/или физическая зависимость; -психологическая устойчивость; -стабилизация личности «иммунологическая Т.»; «Т. психической и физической зависимости»; « Т. к агрессии»; терапевтическая Т.»; « Т. к физическим нагрузкам»; «устойчивая Т.»; «хроническая Т.»; «перекрестная Т.»; «Т. к ущербу или угрозе»; « Т. к стрессу» или « Т. в стрессовой ситуации»; « Т. к грусти и фрустрации»; «фрустрационная Т.»; «фрустрационная ин/ Т. »; « Т. к тревоге»; « Т. к дискомфорту»; « Т. к дисфорическим чувствам»; «аффективная Т. »; « Т. к эмоциональному стрессу»; « Т. к бездействию»; « Т. к однообразной, монотонной деятельности» и пр. Дополнительно можно рассматривать: « Т. к критике»; « Т. по отношению к внутренней эмоциональной боли»; « Т. к славе»; « Т. к неопределенности»; « Т. к негативному»; « Т. к девиантному поведению» и пр.
  II. Толерантность - личностная ценностьчеловека (личностно-индивидуальные Смыслы и Ценности человека)
  отношение личности к себе (направленность на себя) феномен самопринятия Рассматривают через: «принятие человеком самого себя»   В поведении человек выражает: - безусловное принятие себя, своего «Я», - не принятие себя, своего «Я» « Т. к критике»; « Т. по отношению к внутренней эмоциональной боли»; « Т. к славе»; « Т. к девиантному поведению»; « Т. к негативному»; « Т. к неопределенности» и пр. Принятие  
отношение личности к социальному окружению (направленность на Другого) ассоциируемая с личностью, «внешним Я» человека Рассматривают через: «принятие Другого»     Понимание (частично)   Признание (частично) Другого Принятие (сдерживание себя)   В поведении человек выражает: сдержанность, терпение, терпимость, терпеливость «моральная Т. », либо « Т. типа «Б»»; «квазитерпимость» («как будто бы»); «псевдотерпимость»; «проблемная Т. »; производные от «проблемной толерантности »: «вынужденная Т.; « Т. выгоды»; « Т. умысла»; « Т. воспитанности»; «нравственно - конструктивная Т. »; «нравственно-деструктивная Т. »; «терпение»; «терпеливость»; «терпимость»; «негативная терпимость»  
ассоциируемая с сущностью или «внутренним Я» человека   Рассматривают через: «безусловное принятие Другого»
 
 


Понимание

Признание Другого

Принятие

 

В поведении человек выражает:

толерантность

«нравственная Т. », либо « Т. типа «В»»; «естественная Т. », либо « Т. подлинная»;  
общая социальная направленность личности 1.толерантность – культура сознания личности («личностные проявления»); 2. толерантность – гуманистическая ценность личности; 3. толерантность – отношение Рассматривают через: «взаимное принятие»   Проявляется толерантность как:   -личностная характеристика; -внутренняя установка; -мировоззренческая позиция; -норма поведения или действие; -профессиональное качество (ПВК, ПЗЛК) «коммуникативная Т. »; «научная Т. »; «межличностная Т. »; религиозная Т. »; «административная Т. »; «политическая Т. »; «гендерная Т. »; «возрастная Т. »; «терпимость к чужим верованиям Т. »; «сексуально-ориентационная Т. »; «расовая Т. »; «географическая Т. »; «межклассовая Т. »; «этническая Т. »; «маргинальная Т. »; «художественная Т. »; «ко/ Т.»; «образовательная Т. »; «педагогическая Т. »; «коммуникативно-педагогическая Т. »; «социальная Т., либо «социально-психологическая Т. »; «психологическая Т. »; либо «психофизиологическая Т. »  
                   

 

Рассмотрим отдельные виды толерантности (см. табл. 4).

Таблица 4

Виды толерантности(Т.)
I. Толерантность - процесс и/или состояние организма «способность переносить»
-«естественная Т.», либо «натуральная Т.», либо «Т. типа «А»» – свойственная маленькому ребенку и проявляется как естественное и безусловное принятие другого человека, отношение к нему как к самодостаточному и самоценному существу, т.е. он проявляет естественную открытость, доверчивость, любознательность, Восприятие ребенком другого еще не ассоциируется с качествами его «Я», т.к. процесс становления личности ребенка (персонализация) еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к формированию «персоны», к возникновению «двойного стандарта», к существованию обособленных планов поведения и переживания (А.Б.Орлов, А.З.Шапиро). -«врожденная Т.» – врожденная неагрессивность, когда индивид изначально преднастроен на Т. (в данном вопросе, в данной ситуации) (С.К.Бондырева) -«приобретенная Т.» – происходит становление в процессе воспитания, как установка, привычка, мировоззрение (С.К.Бондырева)иммунологическая Т.» – полное или частичное отсутствие иммунологической реакции; потеря или снижение организмом способности вырабатывать антитела; -«Т. психической и физической зависимости» – возрастающая способность организма сопротивляться действию вещества, потребностью в увеличении дозы и регулярном приеме препарата или аналога [248,т.1,с.145]; -«Т. к ущербу или угрозе» как «переопределение прошлых событий, принятие и представление ситуации в благоприятном свете». Совладание указывает на наличие факторов, которые истощают или превышают имеющиеся ресурсы человека, поэтому толерантность, в данном случае, может иметь отрицательный показатель [79,с.1297-1299];
  II. Толерантность - личностная ценностьчеловека (личностно-индивидуальные Смыслы и Ценности человека)
Толерантность пагубное, как отрицательное, для личности (человеческого организма) свойство проявляется в некоторых случаях: « Т. к девиантному поведению»; « Т. к критике»; « Т. к славе»; « Т. к негативному»; -в ситуации развития личности с характеристиками созависимого «Я» (приспосабливающаяся, ложная, личность), формируется « Т. по отношению к внутренней эмоциональной боли». Как следствие, это приводит: к развитию принудительного и зависимого поведения, чтобы избежать эмоциональной боли; к развитию стыда и вины, ведущие к дальнейшему снижению самооценки; ощущению себя вне контроля; развитию защит своего «Я»: проекция, отрицание, рационалистическое объяснение; частое использование принудительных и зависимых действий для управления собой и другими; ложь, мошенничество и другие асоциальные действия [197,c.82-84]; -« Т. к неопределенности», как отрицательную характеристику, изучает Р. Кочюнас. Человеку свойственно чувствовать себя «неуютно» в ситуациях вступления на «незнакомую территорию», в ситуациях, где недостает структуры, ясности, определенности. Педагогу необходимо чувство уверенности в себе в ситуациях неопределенности, т.к. «уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать. Все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью…» [83, с.19]. - Принятие – положительное отношение к существующим отличиям Другого; проявляется в способности к безусловномупринятию себя и способности к безусловному принятию Другого. -«моральная Т.», либо «Т. типа «Б»» – терпение, терпимость, ассоциируемая с личностью («внешним Я» человека). Характерна для личностного способа существования, является производной процесса персонализации, присуща большинству взрослых. Личность стремится сдерживаться через механизмы психологических защит (рационализации, проекции и т.д.), но за этим скрыта собственная нетерпимость – нарастающее напряжение, невысказанное несогласие, подавленная агрессия.
  Можно утверждать, что Т. типа «Б», по сути – квази -Т. – неподлинная, частичная, видимая, условная, искусственная: «мы терпим вас потому, что...»; «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…»; «в данный момент я не могу быть полностью самим собой и вынужден играть в терпимость…»; «я не думаю о другом, а только о себе, поэтому я терпим к другому только для того, чтобы меня не трогали или для того, чтобы извлечь из ситуации пользу для себя» (А.Б.Орлов, А.З.Шапиро, С.К.Бондырева); - «квазитерпимость» («как будто бы») – понимается как сдержанность в контактах, в поведенческих реакциях и оценках (разных видов: когнитивных, аффективных, мотивационно- ценностных). Эта сдержанность на основе прагматизма, предстанет как квазитерпимость, а на основе лицемерия как псевдотерпимость; внешне квазитерпимость выступают как терпимость (А.В. Зимбули, В.А. Петрицкий); -«псевдотерпимость» (ложное, притворное) проявление сдержанности в эмоциональных ситуациях, но с целью сознательного введения кого-либо в заблуждение. Проявление сдержанности с целью холодного расчета и личных выгод, лицемерие, притворство в поведении и оценках (А.В.Зимбули); -«проблемная Т.» проявляется, несмотря на наличие оснований для негативной реакции (С.К.Бондырева).«Проблемная Т.» рассматривается как отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т.д. Данный тип толерантности особенно важен при исследовании детей дошкольного и школьного возраста (М. Мацковский). Производные от проблемной толерантности: -«вынужденная Т.» (как «выученная», «скопированная»), т.е. не осмысленная, не принятая как ценность, не ответственная. Следует рассматривать как псевдо- Т ., возможно, ин -Т., замаскированную под социально-желательные формы (С.Л.Братченко). Сюда относится: Т. подчинения (иерархии) и Т. выгоды; -«Т. выгоды» – быть сдержанным по отношению к кому-либо, терпеть что-либо в выгодной для себя ситуации «я сдерживаю себя: потому, что он(я)….; для того, чтобы мне…»; -«Т. умысла» – человек до поры терпит неприятное для него поведение того, кого он вводит в заблуждение своей нарочитой терпимостью «я закрываю глаза, но…»; -«Т. воспитанности» близка к «Т. снисходительности» – проявление становится одним из способов личностного самоутверждения, и подобный человек считает «ниже своего достоинства» проявлять ин -Т. (С.К.Бондырева); -«нравственно-конструктивная Т. » – положительно мотивированное проявление терпимости, ведущее к позитивным результатам (по Е.Ю.Клепцовой); то, что и Т. выгоды; -«нравственно-деструктивная Т. » – положительно мотивированное проявление терпимости, ведущее к негативным результатам (по Е.Ю.Клепцовой); -«Терпение – отсутствие (негативной) реакции в конкретной ситуации; -«Терпеливость» - свойство индивида, как правило, проявлять терпение, что становится чертой его характера; -«Терпимость»общественное явление (или состояние общества), которое заключается в том, что множество индивидов (граждан) склонны проявлять терпение, быть сдержанными и неагрессивными» (С.К.Бондырева)» -«негативная терпимость» – содержит в себе мотивы равнодушия, пассивности, безразличия, злонамеренного невмешательства, показного цинизма (В.А. Петрицкий); -«нравственная Т. », либо « Т. типа «В»» – принятие, доверие, ассоциируется с сущностью или «внутренним Я» человека. В основе – принятие как окружающих, так и самого себя; взаимодействие с внешним и внутренним миром в принимающей, диалогической манере. В противоположность насилию и манипулированию, такое взаимодействие предполагает: как уважение ценностей и смыслов, значимых для Другого, так и осознание, и принятие собственного внутреннего мира, своих ценностей, смыслов, целей, желаний, переживаний, чувств. Для личности напряжения и конфликты вовсе не исключены, можно сказать, он постоянно живет в ситуации напряженного существования, но не боится быть лицом к лицу с этим напряжением, достойно выдерживать и принимать его как безусловную экзистенциальную данность. Это подлинная, зрелая,
  действительно позитивная толерантность основанная (в отличие от Т. типа «А» и «Б») на гораздо более полном осознании и принятии человеком реальности. Ассоциируется с триадой, предложенной К. Роджерсом: безусловное принятие, безоценочность и конгруэнтность (А.Б.Орлов, А.З.Шапиро); -«естественная Т. », либо « Т. подлинная», проявляется в отсутствии оснований для негативной реакции (т.е. «все в согласии»). Человек проявляет ее в значимой для себя ситуации (С.К.Бондырева) -«коммуникативная Т. » – отношение личности к людям, выраженное в степени переносимости неприемлемых, по мнению самой личности, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию (В.В. Бойко); -«межличностная Т. » – особый способ построения взаимоотношений, межличностного взаимодействия и общения с другими людьми, в том числе – «иными». Реализация человеком толерантного подхода в непосредственном взаимодействии и общении с другими людьми (С.Л. Братченко). Готовность человека выйти за пределы ограниченного круга «своих» (отличных от «других» по любому признаку) навстречу «Миру миров» – равнозначных, «равноразных» человеческих миров (М. Гефтер); -«административная Т. » – умение руководить без нажима и агрессии; -«научная Т. » – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ; -«религиозная Т. » – отношение к догматам различных конфессий, религиозности. В своей экстремистской форме межконфессиональная интолерантность представляет собой религиозный фанатизм – насаждение какой-либо веры, ее ценностей, традиций; базируется на предположении, что данная вера является единственно правильным отображением истины, все люди должны следовать ее принципам (догматам) (М. Мацковский); -«педагогическая Т.» – терпимость к собственным детям, учащихся, умение понять и простить их несовершенства. Толерантность между участниками педагогического процесса: детьми, учениками, педагогами, администрацией, родителями (С.Л. Братченко); -«коммуникативно-педагогическая Т.» – владение умениями и навыками толерантного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса (О.Б. Нурлигаянова); -«социальная Т.», либо «социально-психологическая Т.» два вида толерантности как необходимые педагогу, рассматривает Ю.П. Поваренков; -«психологическая Т.», либо «психофизиологическая Т.» – два вида толерантности необходимые педагогу, рассматривает Ю.П. Поваренков. -«возрастная Т.» – непредвзятость к априорным «недостаткам» человека, связанным с его возрастом (неспособность стариков понимать молодежь, отсутствие у молодежи опыта и знаний и т.д.). «возрастная толерантность» вполне может сочетаться с принятым во многих культурах уважением к лицам преклонного возраста [99А).]; -«образовательная Т.» – терпимое отношение к высказываниям и поведению людей с (иным уровнем) образования. …данный тип толерантности имеет отношение к бытовой сфере и не связан с обсуждением вопросов, где уровень образования действительно является решающим фактором [99А).]; -«политическая Т.» – отношение к деятельности различных партий и объединений, высказываниям их членов и т.д. Крайними формами проявления политической интолерантности являются: фашизм и свойственная тоталитарным режимам политика политических репрессий (М. Мацковский).«политическая Т.» – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические направления (авт. неизв.). В политической энциклопедии дано определение: «Т политическая» - непременное требование в отношениях всех активных участников общественной жизни, осознающих необходимость упорядоченных цивилизованных отношений как внутри государства, так и между государствами». «...Здесь толерантность вовсе не слабость, а сильное, объективно положительное и выгодное для проявляющей ее стороны качество»;
  -«этническая Т.» – достижение гармонии национальных отношений в мультинациональных обществах (Д.А. Леонтьев); -«географическая Т. » – непредвзятость к жителям небольших или провинциальных городов, деревень и других регионов со стороны столичных жителей и наоборот [99]; -«межклассовая Т. » – терпимое отношение к представителям разных имущественных слоев – богатых к бедным, бедных к богатым [99]; -«расовая Т. » – отсутствие предубеждений к представителям другой расы. В своем крайнем проявлении расовая интолерантность представляет собой расизм – дискриминацию людей по расовому принципу. Базируется на предположении, что некоторые группы имеют превосходство над другими [99]; -«межнациональнаяТ.» – отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки отдельных представителей национальности на всех/других людей, относиться к любому человеку с позиции «презумпции национальной невиновности». Крайние проявления «межнациональнойинТ.». в ней то и проявляется: -этноцентризм – дискриминация на основе культурных или языковых характеристик индивида или группы. Базируется на убеждении в «превосходстве» одних культур над другими; -ксенофобия – страх и неприятие иностранцев и представителей других культур: убежденность в том, что «чужаки» принесут вред; -агрессивный национализм – мнение, что одна нация превосходит в правах другую. -«сексуально-ориентационная Т. » – непредвзятость по отношению к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией [99А).] (М. Мацковский); -«маргинальная Т. » – (толерантность по отношению к маргиналам) – отношение к бомжам, нищим, наркоманам, алкоголикам, заключенным и т.д. Данный тип толерантности представляет особый интерес при изучении особенностей российского менталитета [99А).]; -«гендерная Т. » – непредвзятое отношение к представителям другого пола, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим. Экстремистское проявление гендерной интолерантности представляет собой сексизм – дискриминация (М. Мацковский); -«котолерантность» – сохранение и развитие индивидом внутренней толерантной установки в корпоративной среде [105,c.3]; -« Т. к внешнему виду»толерантность к одежде, прическе, макияжу…. (С. Братченко); -«вкусовая Т. »толерантность к увлечениям музыкой, телевидением, литературой и ее специфическими жанрами, играми… (С. Братченко); -«профессиональная Т. » (С. Братченко, М. Мацковский); -«художественная Т.»(Б. Диденко); -« семейная Т.» (С. Братченко, М. Мацковский).
   

 

границы толерантного и терпимого отношений призваны определить меру терпения. В случае возникновения угрозы для личности границы сужаются.

В научном и общественном мире существует достаточно критического о самой идее толерантности. «Недостаток» толерантности, как замечают А.Б. Орлов, А.З. Шапиро, в необходимости устанавливать и в последующем соблюдать те минимальные моральные стандарты, серьезное нарушение которых не допускается.

Другая психологическая проблема – границы толерантности. Именно вокруг этой темы разворачивается дискуссия о толерантности как насилии, режим толерантности рассматривается как режим господства, а сама же толерантность при этом исключает равенство (Б. Капустин).

В связи с этим возникают вопросы, требующие обсуждения:

-Где и почему в данный момент проведены границы толерантности?

-Как границы могут меняться? (границы меняются тогда, когда ранее исключенный человек, группа способны бросить значимый вызов тем отношениям, которые существуют на данный момент).

-Как сделать границы толерантности более подвижными, максимально широкими? (т.е. включение в зону толерантности тех, кто был раньше исключен, и какими должны быть те безобидные способы принятия, чтобы не пришлось идти на особо большие жертвы).

Изучив нравственную меру терпимости, А.В. Зимбули обозначил факторы, влияющие на установление границ толерантного и терпимого отношений: конкретность, инструментальность, внутренняя напряженность [24]. Граница определяет специфику проявления личностью отношения – либо терпимого, либо толерантного:

– границы терпимости расширяются от понимания, сдержанности и, в конечном итоге, к принятию Другого. Это делает мировосприятие многомерным и адекватным реальности, а терпимость – активной формой реагирования;

– границы толерантности шире: от понимания до безразличия происходящего, пока оно не касается самого человека. Толерантность выступает как пассивная форма реагирования.

На наш взгляд, толерантность это есть форма признания. Вопрос в том, как этого признания достичь, что определяет меру терпения и принятия каждой отдельной личностью Другого? Именно здесь уместно определение А.Б. Орлова, А.З. Шапиро: толерантность есть важный компонент жизненной позиции зрелой личности.

• в психологии рассматривают взаимообратные понятия от «толерантность»:

антоним – интолерантность;

оппозиты – нетерпимость, нетерпеливость, зло, жестокосердечность, бесчеловечность и пр. Но не все авторы работ, исследующие сущность толерантности, склонны рассматривать интолерантность, нетерпимость как понятия в негативном значении: «…ведущими проявлениями небезразличия являются толерантность и интолерантность» [12, с. 3].

В отношении к понятию «толерантность», понятия «интолерантность», «нетерпимость» рассматривают как полярные, т.е. выходящие за границы толерантности или это то, что разворачивается, когда терпение «заканчивается». В контексте противопоставлений и полярности изучают совокупность понятий:

– толерантность – интолерантность (лат. intolerantia – непереносимость, нетерпимость), т.е. невыносливость, непереносимость, безразличие (В.М. Блейхер, И.В. Крук) [8]. Их точку зрения разделяют С.К. Бондырева, С.Л. Братченко, Е.Ю. Клепцова;

– «Толерантность – Нетерпимость» изучает В.Е. Лепскийв регуляционно-коммуникативном аспекте характеристики «субъектов полярных стратегий» при их отношении к мнению (точке зрения) других субъектов [39];

– «фрустрация – толерантность» в таких соотношениях рассматривают п сихические состояния человека Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. Они отмечают: «…каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние (уверенность – неуверенность, активность – пассивность, фрустрация – толерантность и т.д.) [69, c. 49].

С точки зрения словарных определений и смысловых значений, позиция Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина может быть спорной. Как психологические явления, фрустрация и толерантность имеют отличную друг от друга смысловую направленность в поведении человека. « Фрустрация – один из видов психических состояний, выражающийся в характерных особенностях переживания и поведения, вызываемых… трудностями… на пути к достижению цели…» [43, с. 86], толерантность, в свою очередь, это психическое свойство, которое предполагает готовность личности понять и принять Другого или какое- либо жизненное обстоятельство.

Подобно толерантности, интолерантность, нетерпимость имеют определенные границы в специфике их проявления личностью. Границы установлены от самодисциплины до неодобрения, порицания, наказания других с использованием средств насилия.

Как компоненты проявления интолерантности и нетерпимости выступают: угроза; ультиматум; критика; всестороннее давление на партнера; сужение альтернатив решения для партнера; навязывание своего решения, неуступчивость (А.П. Егидес); морализирование и абсолютизированная манера в речи: «ни в коем случае…, вообще никогда не..., ни при каких обстоятельствах…, не может быть и речи…» (М. Люшер).

Проявление нетерпимого отношения в общении и отдельных поведенческих конструктах, рассматривают в совокупности с характеристиками личности:

– авторитарный руководитель (только свое мнение главное и единственно верное) (А.П. Егидес);

– авторитарный член семьи (нетерпимость к собственному мнению ребенка) (А.И. Захаров);

– зависть – как склонность к ревнивому контролю за чужой жизнью – формирует моральную нетерпимость к поведению окружающих (Е.А. Соколова);

– нетерпимость характерна для эпилептоидного типа (В. Крысько);

– ригидность мышления, неврозы, чувство внутреннего напряжения и недовольства, неконформная установка, подозрительность, склонность к образованию сверхценных идей, максимализм, повышенная требовательность и беспокойство, излишняя принципиальность – всё это способствует проявлению нетерпимого поведения. «Недоверие часто идет параллельно с тревожностью и нетерпимостью родителей, их категоричностью и властностью», конфликтность по шкале «паранойя» (А.И. Захаров).

Нетерпимость к реальности впоследствии становится ненавистью к психической реальности, направленной и против себя, и против ненавистного объекта. Это проявление имеет такую степень выраженности, что человек не способен более пользоваться обычными способами рассуждения или прислушиваться к аналогичным рассуждениям других. Под влиянием интенсивной ненависти человек может проявлять: сочетание одновременно сфокусированного на объекте и любопытства, и высокомерия, и псевдотупости (Бионом, О.Ф. Кернберг); неуверенность в себе, упрямое самоутверждение, идеологию веры, инакомыслие (Н.Я. Иванов, А.Е. Личко).

Если морализование сочетается с потребностью в доминировании, то нетерпимость имеет очень высокий уровень проявления (М. Люшер) [40]: национализм [20], расовая, религиозная и национальная нетерпимость, основаны лишь на внешних различиях [20]. Аддиктивный подросток в ориентации «на слишком жесткие нормы и требования порождает нетерпимость и нетерпеливость» (А. Кулаков, А.В. Гоголева) [16, с. 31].

Существует нетерпимость к неопределенности, к противоположному мнению, как склонность создавать чрезмерно упрощенный взгляд на мир [33, с. 12–15]. В ситуации конфликта нетерпимый человек:

– пытается разрушить средства коммуникации между собой и тем, на кого направлено его нетерпимое отношение, чтобы «уйти» от осознания собственной ненависти;

– нетерпимость к объекту выражается в интенсивном страхе перед ним;

– проявляемая нетерпимость к кому-либо может быть как осознанной, так и не осознаваться (О.Ф. Кернберг).

Рассмотрев выше формы проявления нетерпимого отношения, приходим к выводу о том, что основная проблема формирования нетерпимости как качества – это недостаток такта и дипломатичности в отношениях с людьми.

Иногда человек открыто проявляет нетерпимость к чужим недостаткам и слабостям. В достижение своих целей человек способен переступить через интересы других людей, этим он вызывает моральное осуждение окружающих в свой адрес.


Date: 2015-07-22; view: 756; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию