Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исторические предпосылки изучения развития самосознания
Интерес к самому себе, к своему «Я», желание познать себя, свою сущность появились очень давно. Призыв «Познай себя» был сформулирован еще в древнегреческой философии Сократом, что может свидетельствовать о глубине и значимости данной проблемы. Что же такое «Я»? «Я» – личное местоимение первого лица единственного числа, «Я» – обозначает говорящего, «Ты» – собеседника, он, она, они – то, о ком говорят. Философский аспект самосознания «Я» рассматривался в трудах корифеев европейской философии Р. Декарта, Дж. Локка, Г. Гегеля, Л. Фейербаха и др. Французский философ Р. Декарт на вопрос «Что такое Я?» отвечал: «Мыслящая вещь». Мыслящая вещь – это «вещь, которая сомневается, понимает, утверждает, отрицает, желает, не желает, представляет и чувствует» [цит. по 22, с. 15]. Идею «Я» Р. Декарт считает врожденной. Согласно утверждению Дж. Локка, «Я» зависит от сознания, «Я» – это сознающая, мыслящая сущность, которая чувствует или сознает удовольствие и страдание, способна быть счастливой или несчастной и настолько заинтересована собой, насколько это сознание простирается. Заинтересованность собой предполагает не просто сознание, а самосознание, вследствие чего и возникает проблема происхождения «идеи Я» в психологическом смысле. В противовес идеалистическому пониманию проблемы самосознания существовал и другой взгляд представителем которого являлся Л. Фейербах. Он считал самосознание производным от материальных условий. Если у идеалистов «Я» – абстрактное, только мыслящее существо, и тело не имеет отношения к моей сущности, то у Л. Фейербаха – «Я» – подлинное, чувственное существо: тело входит в мою сущность, тело в полноте своего состава и есть мое «Я», составляет мою сущность». Истоком самосознания, по Л. Фейербаху, является парное, дуальное общение, но в нем не присутствуют общесоциальные компоненты, следовательно, социальное и индивидуальное в этой теории оказались разобщены [22]. Психологи пытались понять на основе каких психических процессов складывается представление о себе как «Я», подчеркивая разные аспекты индивидуального опыта, но не выходя за его пределы. Так, Дж. Милль связывал появление «Я» с памятью о совершенном действии. По мнению Ч. Пирса, идея «Я» возникает у ребенка в результате ассоциации факта перемещения вещей с движением собственного тела, которое осознается как причина перемещения. В. Вундт понимает «Я» как чувство связи всех индивидуальных психических переживаний, придавая особое значение в его генезисе кинестетическим ощущениям. Эта тенденция имела материалистическую направленность, была ориентирована на эксперимент и способствовала развитию ряда важных исследований (например, как человек осознает схему собственного тела). Особую ценность в этом течении представляли работы И.М. Сеченова. Представленные точки зрения объединяет то, что авторы рассматривают самосознание как непосредственный психический процесс, на основе самоощущений и самовосприятий во время движения тела, результатом чего является чувственный образ. Течение детерминизма в дальнейшем находит свое отражение в психоанализе, где самосознание понимается как процесс, детерминированный биологическими предпосылками и формирующийся под влиянием других людей (Фрейд 3., Фрейд А., Хорни К., Салливан Г.С., Клейн М, Маккоби Э.). «Идея Я» формируется уже в раннем возрасте в ходе взаимодействия индивида с другими людьми, причем решающее значение имеют первичные группы взаимодействия – семья, сверстники, воспитатель. Представитель интеракционизма Д. Мид утверждал, что самосознание – это процесс, в основе которого лежит практическое взаимодействие с другими людьми. Д. Мид считал, что индивид познает себя как такового не прямо, а косвенно, с частных точек зрения других членов социальной группы или с обобщенной точки зрения всей группы, к которой он принадлежит, потому что он входит в свой собственный опыт как «Я» или как индивид не прямо и непосредственно, а став для себя таким же объектом, каким являются для него другие индивиды. Автор отмечал, что объектом для себя индивид может стать, приняв отношения к себе других индивидов, в рамках той совместной общественной деятельности, в которую они вовлечены [71]. Социальная психология выводит самосознание из объективного процесса взаимодействия индивидов в обществе. Отечественная психология, опираясь на учение К. Маркса и Ф. Энгельса об историческом развитии человеческого сознания, пришла к выводу, что самосознание – есть свойство личности. Так, С.А. Рубинштейн, считал, что самосознание – есть продукт развития [47]. О том, что самосознание (как и сознание человека) имеет общественный характер, что оно общественно обусловлено, отмечается в работах П.Р. Чамата. Определяющие факторы самосознания – собственная практическая деятельность человека и его взаимодействие с окружающими людьми, выделяются в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, П.Р. Чамата, И.И. Чесноковой и др. Только на основе общественных взаимодействий, возникающих в процессе труда и общения, человек осознает самого себя. С точки зрения психологии, самосознание – есть рефлексивное отражение субъектом самого себя, где рефлексия выступает механизмом самосознания [15]. Человек – действительный субъект деятельности, активно и сознательно стоящий и регулирующий ее на основе практических результатов. Это происходит, благодаря возможности идеального моделирования своей деятельности в контексте целенаправленного отражения условий. Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему для организации его собственной деятельности, взаимоотношений с окружающими и его общения с ними, считают П.К. Анохин, А.Н. Бернштейн, О.А. Конопкин. Интересен тот факт, что при анализе самосознания учеными, как в отечественной, так и в зарубежной психологии, выбираются различные феномены в качестве исходных. Исследуя феномен самосознания в рамках рефлексологического подхода, И.М. Сеченов утверждал, что в основе самосознания лежит «сложный рефлекс». Развитие самосознания, считал автор, зависит от способности ребенка различать ощущения; получаемые от собственного тела – самоощущения (зрительные, слуховые, осязательные) от ощущений, получаемых из внешнего мира – объективных (зрительные, слуховые, осязательные). Самосознание, как и сознание возникает не сразу не с момента рождения, а по мере овладения собственным телом, в процессе превращения обычных действий в произвольные. Становление самосознания связывалось автором со становлением «схемы тела», в основе которой были кинестетические самоощущения ребенка во время движения тела. Только когда органы своего тела превращаются в своеобразные «орудия» деятельности, они постепенно осознаются и формируются представления о них. В детском возрасте развиваются первые формы «Я»: «Я чувствую», «Я действую» [48]. Работая в рамках вышеназванного подхода В.М. Бехтерев считал, что самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию и состоит в неясном чувствовании собственного существования. Он отмечал, что самосознание – это состояние сознания, когда в нем присутствует или каждую минуту может быть вызван ряд представлений о положении собственного тела, о движении его частей и пр. [19]. Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн рассматривали самосознание ребенка как этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи, произвольных движений, самостоятельности, межличностных контактов. Л.С. Выготский уделял много внимания анализу отношения человека с самим собой, а не с миром внешних объектов. Говоря о функциях самосознания, он называл их «третичными», так как они производны как от непосредственного социального общения личности, так и от ее уже интериоризированных и, следовательно «вторичных» психических функций. Особенность высших психических функций и способность к сознанию и самосознанию состоит в овладении низшими психическими функциями и поведением по принципу интериоризации внешних структур. Точка зрения П.Р. Чаматы сходна с точкой зрения М.И. Сеченова, который считал, что самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием. Л. Колб связывал появление самосознания с внутриутробным развитием, отводя важную роль тактильным контактам, которые подготавливают чувство ограниченности собственного тела [70]. Последователи Ч. Кули и Д. Мид, связывали появление самосознания у ребенка со способностью им занять место другого человека, усвоить иную перспективу в восприятии и оценке своих свойств. Г.Я. Розен наоборот считал, что ребенок переносит знания, полученные относительно других, на самого себя – и в этом зарождается его самосознание [46]. В.Н. Мясищев связывал возникновение самосознания с выражением эмоционального отношения к окружающему [37]. Теоретический и экспериментальный анализ строения самосознания, его форм и функций представлен в работе В.В. Столина. Автор определяет самосознание как процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе, но кроме этого самосознание характеризуется своим продуктом – представлением о себе, Определение самосознания как совокупности психических процессов, посредством которых личность выделяет себя из окружающего мира, выявляет свою сущность, изменяет свое отношение к настоящему, прошлому, будущему представлено в работе З.В. Дияновой и Т.М. Щеголевой. Авторы отмечают, что личности нет как без сознания, так и без самосознания. Если в сознании отражается вся окружающая действительность, то объектом самосознания является сам человек, его «Я». «Я» – понятие, отражающее единство и целостность личности с ее внутренней стороны, человека каким он известен самому себе. «Я» – прижизненное, многогранное, постоянно изменяющееся образование. В самосознании личности одновременно сосуществует множество «Я»: физическое «Я», социальное «Я», духовное «Я», эмоциональное «Я», интеллектуальное «Я». Основным противоречием, выступающим в качестве источника и движущей силы развития объективной самооценки и самосознания личности, А.В. Петровский (1982) называет возникающие в самосознании личности противоречия между её представлениями о себе и воспринимаемой оценкой себя, исходящей от других людей в форме одобрения или поощрения, знаков успеха или неуспеха, которые и выступают в качестве побудителей. Они, в свою очередь, ставят перед личностью новые цели и задачи, детерминируют порождение новых потребностей более высокого уровня и, следовательно, выполняют развивающую функцию. Обобщенно механизм формирования самосознания своего «Я» может быть представлен следующим образом: познание себя идет от познания внешнего мира, других людей, их взаимоотношений и собственных отношений с другими. Познание себя, как и всякое познание, отмечал А.Н.Леонтьев, «начинается с выделения внешних, поверхностных свойств, и является результатом сравнения, анализа и обобщения, выделения существенного. Но индивидуальное сознание не есть только знание, только система приобретенных значений и понятий. Ему свойственно внутреннее движение, отражающее движение реальной жизни субъекта, которую оно опосредует; только в этом движении знания обретают свою отнесенность к объективному миру и свою действенность». Самооценка выступает в качестве своеобразного итога самосознания, отражающего уровень его сформированности на определенном этапе развития личности. «Идеальное Я» служит основой направленности личности, источником формирования ее ценностных ориентаций, так как во всей полноте раскрывает представления человека о собственном будущем и отражает развитие самооценки в контексте социокультурного уровня. Несовпадение реальных и идеальных качеств рассматривается в психологии как своеобразное противостояние «Я-идеального» и «Я-реального». В случае же их относительного сближения, говорят об отсутствии цели для саморазвития. Что касается дошкольника, то здесь существует обратная тенденция: позиция близости реального и идеального «Я» является наиболее благоприятной (Л.И. Божович 1968; Р. Бернс 1986; М.И. Лисина, А.И. Сильвестру 1983; Е.Е. Кравцова 1991; Т.А. Репина 1976; Д.В. Ольшанский 1986 и др.), так как служит пусковым механизмом актуализации одной из важнейших потребностей личности – потребности в саморазвитии, самосовершенствовании, которая, собственно, и составляет базис целеполагания (Ю.М. Орлов 1987). Другими словами, наличие у ребенка «позиции близости двух Я» свидетельствует о его самотождественности, то есть, о его уверенности в себе, уверенности в том, что он хороший, любимый и именно таким ребенок принимает себя. Самотождественность и есть тот потенциал, благодаря которому осуществляется возможность реализации потребности в саморазвитии.
Date: 2015-07-22; view: 891; Нарушение авторских прав |