Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






По критериям: состояние организма, личностная ценность





  I. Толерантность – процесс и/или состояние организма («способность переносить»)
группа Возникновение, развитие и течение толерантности как поведенческой особенности организма в определенных средовых условиях – «адаптационный процесс»
группа Возникновение, развитие и течение толерантности в результате воздействия на организм химических элементов – «иммунологическое состояние организма в ответ на антиген»; «психическая и/или физическая зависимости»
группа Возникновение, развитие и течение толерантности в результате воздействия средовых психологических факторов – как социально-психологическое явление в поведении, как форма «изменения», которую человек «проявляет в любом поведении»: 1-Т. как специфическая система стабилизации личности – некая специальная система стабилизации личности (по типу психологической защиты, избегания), направленная на ограждение от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с дискомфортом в данном пространстве, в данный период времени. Т., через ее адаптивные особенности, регулирует поведение, взаимодействия, взаимоотношения, повышая приспособляемость человека и уравновешивая его психику. 2-Т. как психологическаяустойчивость – «Т. к стрессу»; «фрустрационная Т.»; «Т. к тревоге»; «аффективная Т.»; «Т. к критике»; «Т. по отношению к внутренней эмоциональной боли»; «Т. к девиантному поведению»; «Т. к агрессии»; «Т. к дискомфорту»; «Т. к славе», «Т. к неопределенности», «Т. к физическим нагрузкам», пр.
  II. Толерантность – личностная ценностьчеловека («личностно-индивидуальные Смыслы и Ценности человека»)
группа Толерантность – как культура сознания личности («личностные проявления»): 1-Т. как личностная характеристика – объединяет качества личности и приобретенные способности: открытость, доверие, дружелюбие, «отсутствие надменности» и пр.; 2-Т. как внутренняя установка – «доминанта отказа от агрессии» на построение отношений; «безусловное положительное отношение и эмпатийное понимание»; 3-Т. как мировоззренческая позиция в направленности личности – точка зрения, мировосприятие; 4-Т. как общественная норма поведения или действие – проявляется как самоограничение, либо добровольное согласие на взаимную терпимость, либо намеренное невмешательство; 5-Т. как профессиональное качество (ПВК, ПЗЛК) – проявлять терпимость через процесс принятия в ситуации профессиональной деятельности
группа Толерантность – как гуманистическая ценность личности (нравственные ценности, гуманизм, «человечность или античеловечность»). Т. как свободный и ответственный выбор человека «ценностного толерантного отношения к жизни», а не как правило или принудительное требование. Ведущий психологический механизм – безусловное принятие, которому способствует понимание
группа Толерантность – как отношение (либо «толерантные взаимоотношения» / «межличностная толерантность»). Отражает качественную сторону связи, которая возникает между людьми, вступившими во взаимодействие, как взаимное влияние друг на друга
     

На наш взгляд, данная классификационная структура, способствует определенному структурированию представлений о толерантности в психологической науке и позволяет рассматривать данное понятие в двух, как наиболее ярко и четко выраженных критериях проявления: 1 состояние организма, 2 личностная ценность.

I. Толерантность – процесс и/или состояние организма
(«способность переносить»)

Рассматривается в психофизиологии, психогенетике, психофармакологии. Общее для всех семантическое значение толерантности – «способность переносить» [8]. Анализ научных источников позволил выделить группы, сходные по значению в определении толерантности как некоего процесса и состояния организма.

1 группа. Возникновение, развитие и течение толерантности как поведенческой особенности организма в определенных средовых условиях – «адаптационный процесс».

Существует определение толерантности как адаптационного процесса организма к среде (Р. Бернет, Р. Билленгем, Л. Брент, П. Медавар и др.) [31]. Ценностное значение этого процесса – реакция организма на раздражитель, окружающую среду, через снижение чувствительности самого организма, его клеток, тканей. Это, в свою очередь, способствует сохранению гомеостаза, как «постоянного состава и свойств внутренней среды организма, и устойчивость его основных физиологических реакций» [42, с. 231].

2 группа. Возникновение, развитие и течение толерантности в результате воздействия на организм химических элементов.

Толерантность – это «иммунологическое состояние организма в ответ на антиген»,то есть «переносимость» [11, т.2, с.480] организма:

– в психофармакологии – это способность организма переносить воздействие лечебных доз лекарств без развития соответствующего терапевтического или токсического эффекта [8];

– в более широком смысле говорят о «терапевтической толерантности» в неподдающихся лечению случаях психических заболеваний [8];

– «устойчивая толерантность» организма; рассматривается только у детей в ситуации не развития физической зависимости от психостимуляторов (это является нормой) т.к. толерантность к препаратам для детей не характерна [84];

– «хроническая толерантность» – склонность к постоянному пьянству с изначально высокой толерантностью организма к алкоголю, отсутствием алкогольных изменений личности и полной безэффективностью противоалкогольного лечения (Б.С. Беляев, А.Е. Личко).

Существуют научные исследования толерантности (наиболее активно в области психофизиологии) как специфического показателя физиологических механизмов психической деятельности и поведения человека при значительных физиологических изменениях в работе ЦНС, вегетативной нервной системы и других функциях организма. В таком случае, необходимо отличать:

1) толерантность как физиологический феномен в ситуации зависимости: «толерантность психической и физической зависимости» [17, т. 1, с. 145] как «возрастающая способность организма сопротивляться действию вещества» с потребностью в увеличении дозы [18, т. 2, с. 345] и регулярном приеме препарата или аналога,

2) толерантность как регулярный прием препаратов, угнетающих ЦНС: «толерантность как индивидуальная устойчивость к химическим препаратам» при «высокой потребности в изменении состояний сознания как средства разрешения внутренних конфликтов» в ситуации «ограниченности совладающего поведения» личности [16,с.34]. В данном подходе А.В. Гоголева выделяет стадии развития толерантности в «болезни»: 1 стадия – «повышенная толерантность», 2 – толерантность как (привыкание) к веществу и 3 – «падение толерантности», как «выраженный органический дефект с чертами» слабоумия и деградации личности [16, с. 35];

– «перекрестная толерантность, т.е. употребление препарата в иных, более высоких, либо низких, чем предписано, дозах, что вызывает у человека обратное перекрестное действие, например, возбуждение взамен торможению, пассивность взамен активности [84];

– выявлено, толерантность организма к фармакологическим препаратам как адаптация, зависит «от выраженности двух характеристик индивидуальности: экстраверсии и нейротицизма» [55, с. 18].

3 группа. Возникновение, развитие и течение толерантности в результате воздействия психологических факторов среды: 1) толерантность как специфическая система стабилизации личности, 2) толерантность как психологическаяустойчивость.

Понятие «толерантность», в данной группе, рассмотрено нами в совокупности значений через: 1) адаптивные возможности, как снижение чувствительности самого организма; 2) взаимодействие – процесс взаимного влияния людей друг на друга, порождающий их совместные отношения и связи; 3) взаимоотношения – субъектные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями людей. В результате таких взаимовлияний толерантность формируется у человека как некое свойство личности, как социально–психологическое явление в поведении, как форма «изменения», которую человек «проявляет в любом поведении» [33, c. 1608].

Можно рассмотреть данную группу в двух аспектах:

1. Толерантность как специфическая система стабилизации личности. Вероятно, толерантность можно рассматривать как некую специальную систему стабилизации личности (по типу психологической защиты, избегания), направленную на ограждение от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с дискомфортом в данный период времени в данном пространстве.

Склоняемся к выводу, что функциональное назначение и цель толерантности, исходя из вышесказанного, заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными (интериоризированными) требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, толерантность, через ее адаптивные особенности, регулирует поведение человека, его взаимодействия и взаимоотношения, повышая приспособляемость и уравновешивая психику. При этом формирующаяся некая толерантная особенность личности, может приводить либо:

– к психическим перестройкам, как положительной, так и отрицательной направленности,

– к изменениям способов поведения, установок на поведение,

– к изменениям способов построения и поддерживания межличностных отношений.

В данном случае толерантное поведение необходимо отличать от совладания или копинг поведения. Совладание – как определенный набор способов управления собой, своими мыслями и чувствами, может включать «толерантность к ущербу или угрозе» через «переопределение прошлых событий, принятие и представление ситуации в благоприятном свете» [33, с. 1297–1299]. Совладание указывает на наличие факторов, которые истощают или превышают имеющиеся ресурсы человека. В данном случае толерантность может иметь отрицательный показатель.

2. Толерантность как психологическаяустойчивость. Толерантность рассматривают как ответ на периодически повторяющиеся однотипные ситуации, в которые попадает личность в результате особого сочетания 1) средовых факторов, как раздражителей и 2) ее личностных психических и психофизиологических особенностей. Множественность взглядов психологов, психиатров на точку зрения, близкую к медицинской, о способности «организма переносить неблагоприятное влияние…среды» [11, т. 2, с. 480], в психологическом подходе, близки к выводу о том, что толерантность – есть «психологическаяустойчивость» [64, с. 70] личности, как её «приспособление… к воздействию …раздражителей» [60, с. 35] социальной среды, «адаптивность личности», «приспособление к неблагоприятным факторам среды» [31, c. 28]. В таком случае, следует заключение: толерантность как процесс и/или состояние организма можно характеризовать и рассматривать как развитие в двух направлениях:

– толерантность – это адаптивные (к значению адаптационные) возможности организма,

– толерантность – это психологическаяустойчивость личности через адаптивные (к значению адаптационные) возможности организма.

В ситуации проявления толерантности, как специальной системы стабилизации личности и как психологическойустойчивости, человек демонстрирует поверхностное осознание ситуации, сдерживание в поведении (снижение контакта, неуверенность, растерянность, стыдливость, волнуется), вопреки открытости как показателю подлинной, позитивной, глубоко осознанной межличностной толерантности (стремление к доверительно-открытому взаимодействию с окружающими при высоком уровне самокритичности) (см. ниже). Это пояснение необходимо учесть для дальнейшего исследования темы и изучения видов толерантности.

Если опираться на точку зрения Д.С. Витакер о том, что «уровень уязвимости определяется толерантностью к встрече с ситуацией, вызывающей панику, дезорганизующую тревогу и глубокие защиты» [14, с. 101–102], то, в этом случае, как нам кажется, важным свойством явления «толерантность» выступает «запас прочности», а «прочность» индивида, бывает как физической, так и психологической, выполняя оберегающую функцию организма человека. Близки к этой позиции идеи С.Ю. Головина, С. Даулинга, А.И. Захарова, П.Ф. Келлерман, А.В. Петровского, Л.Н. Собчик, А.Я. Чебыкина и Л.М. Аболина.

Из вышесказанного следует: психологическаяустойчивость, адаптационные возможности личности, сформировавшиеся в результате снижения чувствительности к наличию и повторяющемуся воздействию фрустраторов, стрессоров или тревоги, есть ни что иное, как – толерантность. В таком случае, уместно определение С.Л. Братченко: «толерантность – готовность и способность человека жить и конструктивно действовать в многообразном мире» [13, с. 104]. Рассмотрим виды и особенности проявления толерантности по выведенным признакам 3 группы – 1) толерантность как специфическая система стабилизации личности; 2) толерантность как психологическаяустойчивость:

– «толерантность к стрессу» или «толерантность в стрессовой ситуации» [50]; уровень толерантности к стрессу зависит от «личностного адаптационного потенциала», поэтому высокая толерантность к стрессу позволяет избежать нарушений в эмоциональной, морально-нравственной сферах и сохранить профессиональное здоровье. Низкая стрессовая толерантность, указывают В.Я. Апчел, В.Н. Цыган, есть «показатель низкой стрессоустойчивости». Данный факт необходимо «учитывать при проведении профессионального отбора» [3, с. 78], в частности, для педагогической деятельности. Существует с точки зрения Дж.С. Эверли факт зависимости между стрессом и состоянием здоровья. «Известно, что но мере усиления стресса улучшаются общее самочувствие и состояние здоровья. Однако, продолжая нарастать, стресс …достигает оптимальный уровень (т.е. возникает максимальная толерантность к стрессу как к продуктивной силе)» [3, с. 12]. Автор считает: это явление есть ни что иное как функция «врожденных биологических, а также приобретенных физиологических и поведенческих факторов» [3, с. 12].

Особенности проявления у детей фрустрационной и стрессовой толерантности изучено А.И. Захаровым. Разработанные им приёмы игровой терапии успешно применяются в коррекции возникшей проблемы [23].

– «фрустрационная толерантность» [28, 135]; Е.П. Ильин отмечает: с появлением «состояния фрустрации введено понятие фрустрационной толерантности» [26, с. 341]. «Фрустрированная толерантность в какой-то мере определяет и поведение человека в трудных ситуациях…» [43, с. 86–86]. По данным В.Е. Василенко: для человека с низкими уровнем рефлексивной деятельности и человека «по типу Незрелая личность» («связано с понятием психологической зрелости») [33, с. 718–719] характерна резко сниженная толерантность к фрустрации и стрессу. Низкая «фрустрационная толерантность» способствует развитию эмоционального неравновесия, даже незначительные стрессовые воздействия вызывают расстройства эмоциональной сферы (Р. Корсини, А. Ауэрбах). К низкому уровню толерантности к «фрустрации и связанные с этим аномалии чувств и эмоций» «результирует» «материнское сверхопекающее поведение», указывает D. Levy [68, с. 7]. Крайне низкая толерантность к фрустрациям, в сочетании с низким порогом агрессии, формируется у человека неспособностью поддерживать взаимоотношения; проявляющего бессердечное равнодушие к чувствам других; грубая и стойкая позиция безответственности и пренебрежения социальными правилами и обязанностями; неспособность испытывать чувство вины и извлекать пользу из жизненного опыта, особенно наказания; выраженная склонность обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему поведению, грубое несоответствие между поведением и господствующими социальными нормами [51].

Отмечено: высокой фрустрированной толерантностью должен обладать человек работающий в сфере образования и иных сферах которые ориентированны на взаимодействие с детьми. Особенно выделяют деятельность Педиатрического психолога. Высокая фрустрационная толерантность обеспечит готовность педагога, психолога к «непредсказуемым рабочим обстоятельствам», к «работе с недружелюбно настроенными» родителями и детьми [33, с. 874–876]. Подобной точки зрения придерживаются А. Бек, А. Раш, Б. Шо, Г. Эмери, указывая на необходимость «развивать в себе толерантность к фрустрациям» [там же]. Если педагог, психолог обладает подобной толерантностью, он способен преодолевать трудности, способен переносить дисфории, тех, с кем взаимодействует, быть готовым к возникновению разного рода помех, как вызова, не давать общению «превратиться в рутинное мероприятие», обвинять родителя или ребенка в том, что «он чинит препятствия работе» [6, с. 141].

В контексте педагогической толерантности феномен фрустрации описан В.С. Чернявской как пиковое переживание, определяющее отношение к Другому. Она выделяет компоненты (факторы), как основные, фрустрационной толерантности педагога: эмпатия, гибкость (флексибельность), рефлексия, самоконтроль.

– «фрустрационная интолерантность» (М.С. Яницкий) в наибольшей степени взаимосвязана с низшими ценностями и ценностными ориентациями личности.

– «толерантность к тревоге», «толерантность к дискомфорту», «толерантность к дисфорическим чувствам» изучена Н.К. Бахаревой, А. Бек, А. Раш, Б. Шо, Г. Эмери. «Внутренний дискомфорт толкает многих людей к дезадаптивному поведению: начинают переедать, злоупотреблять алкоголем, впадают в спячку», повторяемость «фразы: Я не вынесу этого» [6, с. 81–82]. Систематические упражнения позволяют повысить свою толерантность практически к любым формам дискомфорта, что улучшает самочувствие, т.к. «развитие выносливости служит вакцинацией против будущих приступов дисфории» [там же]. Когда человек «способен без ажитации переносить негативные эмоции, у него появляется чувство самоконтроля, которое, в свою очередь, препятствует винтообразному развитию печали, тоски и иных неприятных чувств» [там же].

– в сфере эмоций изучается: «аффективная толерантность » или способность конструктивно переносить аффект через усиление способности удерживать эмоции в границах переносимого (введено Зетцель (Zetzel, 1955)). Работая с толерантностью к аффектам, Zetzel выделила ее различные уровни и установила тот факт, что людям, не способным выносить чувство тревоги или депрессию, противопоказано психоаналитическое лечение [50]. «Толерантность к эмоциональному стрессу» исследуют В.Я. Кляйн, В.А. Москвин, А.П. Чуприков. «Минимальная «толерантность к грусти и фрустрации (сильное «Я»)» как способность к адаптивной регрессии в интересах «Я»» [30, с. 27] влияет на осуществление позитивных, эмоционально насыщенных межличностных взаимоотношений, указывает П.Ф. Келлерман.

– « толерантность к физическим нагрузкам», которая должна быть, как норма, высокого уровня, рассматривает Ю.Н. Шанина. При этом она обращает внимание на созависимость психического и физического состояния и отмечает:

– благотворно влияет на повышение толерантности к физическим нагрузкам: активная физическая жизнь, двигательный режим, здоровый организм, образ жизни, что одновременно улучшает психическое состояние;

– низкий уровень толерантности к физическим нагрузкам выражен у людей страдающих «неврозами, психопатиями, сосудистыми заболеваниями головного мозга» [43, с. 141–142].

Низкую толерантность к физическим нагрузкам проявляют дети, живущие в семьях с тяжело больным родственником и, как следствие, подвергающиеся систематической опеки родителей. Такие дети, избегая физических перегрузок, озабочены стремлением беречь силы.

При развитии синдромов депрессии проявляется «толерантность к бездействию» [34, с. 7–12].

«Толерантность к однообразной, монотонной деятельности» определяют как «поиск ощущений». Рассматривают М. Закерман, И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко. По их определению возникновение данного вида толерантности зависит от силы «потребности человека в новизне, сильных и острых ощущениях… поиску или избеганию новых переживаний… стремление к физическому и социальному риску» [55, с. 280].

– «толерантность к критике», как положительное свойство, Д.И. Фельдштейн объясняет: «с одной стороны, личностной самодостаточностью, с другой первостепенной важностью для субъекта самого предмета обсуждения…» [9, c. 11].

В некоторых случаях толерантность проявляется как отрицательное, пагубное для личности (человеческого организма) свойство:

– в ситуации развития личности с характеристиками созависимого «Я» (ложная, приспосабливающаяся личность), формируется « толерантность по отношению к внутренней эмоциональной боли » [75, c. 82-84].Как следствие, это приводит:

– к развитию принудительного и зависимого поведения, чтобы избежать эмоциональной боли;

– к развитию стыда и вины, ведущие к дальнейшему снижению самооценки;

– ощущению себя вне контроля;

– развитию разного рода защит своего «Я» проекция, отрицание, рационалистическое объяснение;

– частое использование принудительных и зависимых действий для управления собой и другими;

– формированию лжи, мошенничества и других асоциальных действий.

– « толерантность к неопределенности », как характеристику отрицательную, изучает Р. Кочюнас. Человеку свойственно чувствовать себя «неуютно» в ситуациях вступления на «незнакомую территорию», в ситуациях, где недостает структуры, ясности, определенности. Педагогу необходимо развивать и тренировать в себе проявление чувства уверенности в ситуациях неопределенности, так как «уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью…» [33, с. 19].

– «толерантность к негативному» (Э. Уильямс) – так можно выразить смысл «способности позволять себе жить в ситуации неопределенности, тайн и сомнений, без тревожного поиска фактов и рациональных оснований» [33, с. 197].

– «художественная толерантность». Ее формирование (Б. Диденко) рассматривает через «устойчивость к потреблению и перевариванию «эстетической дряни»», через «…привыкая к этим мерзким шоу и пакостным зрелищам, пресыщаясь ими» [21, с. 42].

–«толерантность к славе» формируется через «привыкания к месту благ и славы». «Привыкание проявляется точно так же как и в алкогольном варианте в полной утрате чувства меры и постоянного требования все больших количеств хвалы, «доз» почестей, порций лести, облаков фимиама» [21, с. 92]. Печальная необходимость «затем «отвыкать» от этой «пагубной привычки» приводит к возникновению невротических проявлений: от капризности и истеричности до разрыва отношений и незаслуженного обвинения, игнорирования тех, кто её более не поддерживает» [там же].

– «толерантность к девиантному поведению». Высокий уровень характерен детям – жертвам насилия. Выявлен психологический профиль подростков, с высоким уровнем толерантности к девиантному поведению (Т. Кларк, Фритц и Бовэ). Для них характерно: «…низкая самооценка, отрицательное отношение к школе, плохая Я–концепция, отсутствие желания считаться хорошим чел. (человеком авт.), отрицательное отношение к религии, отрицательные чувства в отношении будущего, низкие соц. (социальные авт.) санкции против употребления наркотиков и чувство проклятости» [33, с. 1226–1228].

– от типов акцентуации могут зависеть особенности толерантности к разным психогенным факторам [2, 47].

Любая выделенная выше психологическая устойчивость личности, повышая толерантность к отрицательным (для нее) факторам среды, оставляет при этом бесконечное личностное стремление к социальной жизни, желание строить и поддерживать межличностные отношения [30].

II. Толерантность – личностная ценность человека
(«личностно-индивидуальные Смыслы и Ценности человека»)

В данном случае «толерантность» как психологическая категория рассматривается в совокупности «соответствующих» ей понятий: терпимость, терпение, терпеливость и полярных значений: интолерантность, нетерпимость.

Процесс овладения определенной философией толерантности, осмысления ее как ценности, способствует формированию у человека культуры толерантного сознания: «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности…, это гармония в многообразии» (ссылаемся на Декларацию принципов толерантности) [20, с. 62–63]. Толерантность – трудное и редкое достижение по причине того: 1) что фундаментом сообщества является родовое сознание; 2) что мы одновременно: и объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши взгляды, и склонны враждебно или со страхом относиться к Другому – тому, кто от нас отличается.

Толерантность в отношении людей, предполагает, что мы сознаем существование скрывающихся под различиями сходств и тождеств. Толерантность в отношении людей, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика, и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону. В свою очередь, способность постигать разнообразные аспекты истины или осознавать ограниченность истин, в которые мы сегодня верим, появляется благодаря рациональному и терпеливому анализу трудностей, с которыми сталкивается любое познание. С такой позиции толерантность, терпимость, в нашем понимании – стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.

Наиболее точно вышесказанному соответствует позиция С.Л. Братченко: «толерантность – это особый принцип существования того Мира, который человек строит на основе понимания и принятия множественности и многообразия бытия и признания неизбежности сосуществования различий. Осознание богатства и силы многообразия делает богаче и разнообразнее саму жизнь человека, он стремится строить свой Мир и свое бытие настолько сильным и гибким, чтобы быть открытым для сосуществования и взаимодействия с Другими» [13, с. 106].

Анализ научных источников позволил выделить группы сходные по значению в определении толерантности как личностной экзистенциально-гуманистической ценности.

1 группа. Толерантностькак культура сознания личности («личностные проявления»).

Культура толерантного сознания человека неотделима от общей культуры человека, поэтому должна быть включена в нее и рассмотрена как составная часть, а не как отдельная, обособленная составляющая личности. И культура толерантного сознания человека, и общая культура человека – единое, целостное, многомерное образование. Поэтому-то и находит свое выражение в таком широком многообразии личностных проявлений как:

личностная характеристика; объединяет качества личности и приобретенные способности: открытость, доверие, дружелюбие, ответственность, автономность и пр.; «отсутствие надменности» (К. Роджерс) [58, с. 90]; способность к эмпатии (G. Allport). С пособность (приобретенная) «индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов» [12, с. 5]; «терпимость к чужим… верованиям» [11, с. 480]; толерантность к агрессии, к фрустрации, к критике [9].

– толерантность есть внутренняя установка, «доминанта отказа от агрессии» [12, с. 5] на построение отношений. Как установка, это добровольный индивидуальный выбор. Приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. В понимании К. Роджерса – как «безусловное положительное отношение и эмпатийное понимание» [61, с. 215; 85];

мировоззренческая позиция в направленности личности: в широком смысле – система взглядов на окружающую человека объективную реальность; в узком смысле – морально-политические принципы, отражающие общественное бытие человека. Придерживаясь данной точки зрения A. Ellis утверждает: толерантность это когда человек «…предоставляет себе и другим право ошибаться. Даже если ему не нравится поведение каких-либо людей, воздерживается от порицания их как личность» [58, с. 90; 86]. Основной принцип – степень осознанности происходящего, это особенно важно, поскольку некоторые проявления могут представлять собой механизмы психологической защиты, благодаря которому «Я» защищается от невыносимой для него правды.

общественная норма поведения или действие. Как действие, это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, осуществляемая через закон и традицию; это добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии субъектов; это добровольное несогласие на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии субъектов.

– профессиональное качество (ПВК, ПЗЛК) что-либо претерпевать или «проявлять полную терпимость» как «безусловное принятие» кого-либо [1, с. 64]. Для педагога толерантность – «особое качество его «способа бытия», а не только требование профессиональной роли или коммуникативный навык» [27, с. 106].

2 группа. Толерантность – как гуманистическая ценность личности (нравственные ценности, гуманизм, «человечность или античеловечность»).

В данном случае толерантность рассматривают как ответственный и свободный выбор человеком «ценностного толерантного отношения к жизни», а не как правило или принудительное требование. Ведущий психологический механизм – безусловное принятие, которому способствует понимание.

В данном случае, особый интерес представляют нравственные ценности, гуманизм, которые, сочетаясь, согласно позиции В.И. Кувакина, составляют ядро гуманистического мировоззрения [36]. Не причинение зла другим людям, благодетельность, терпимость, сотрудничество, порядочность, благодарность, справедливость, честность, правдивость, искренность, верность и надежность, благожелательность и доброжелательность и пр. принято рассматривать как ценности нравственные (В.И. Кувакин, П. Куртц). На основе этого, В.И. Кувакин приходит к выводу, что терпимость в классификации гуманистических ценностей относиться к моральным ценностям гуманизма [36]. Авторы многих публицистических и научных трудов последнего десятилетия настаивают на необходимости обозначить новый тип ценностей – ценности гуманизма.

Общей чертой гуманистических ценностей является то, что все они обретают свой статус в результате их оценки по критерию «человечность или античеловечность» [31, с. 20]. Но с этих позиций толерантность понимается как свободный и ответственный выбор человека «ценностного толерантного отношения к жизни» (А.Г. Асмолов), а не как правило или принудительное требование [4, c. 7].

Рано или поздно в своей жизни человек сталкивается с проявлениями толерантности. Важно то, что в толерантности человек открывает свои личностно-индивидуальные Смыслы и Ценности, осуществляет себя как человека, как личность. Главные вопросы для него «состоят не в том, «почему я проявляю толерантность?»: а «во имя чего, ради чего я действую толерантно, какие ценности я отстаиваю и каков для меня в этом смысл?!». От ответов на эти экзистенциальные вопросы зависит подлинная суть тех или иных действий человека» [13, с. 105–106]. И здесь как ведущий психологический механизм терпимости, толерантности выступает принятие (В.В. Бойко, С.К. Бондырева, С.Л. Братченко, М.В. Золотухин, Ю.А. Ищенко, Д.М. Колесов, Е.Ю. Клепцова, А.В. Петрицкий и др.), которому способствует понимание.

3 группа. Толерантность как отношение (либо «толерантные взаимоотношения» /«межличностная толерантность»).

В психологии феномен «Т.» отличается большим разнообразием форм и видов проявления. Особый интерес представляют толерантные отношения (межличностная Т.), т.е. как личность, в непосредственном взаимодействии с Другим(ми), реализует толерантный подход. Именно в этом виде Т. как психологическое понятие наиболее ярко и полно выражает свои аспекты. Понятие «толерантность какотношение» отражает качественную сторону той связи, которая возникает между людьми, вступившими во взаимодействие, как взаимное влияние друг на друга. Взаимоотношения (синоним: межличностные отношения), которые разворачиваются вследствие проявления толерантности, следовательно, можно рассматривать как «толерантные взаимоотношения», «толерантные отношения» а понятию «толерантные взаимоотношения» есть синоним: «межличностная толерантность». Категория «межличностная толерантность», не получила в психологии глубокого научного осмысления.

В контексте существующих (С.К. Бондырева, С.Л. Братченко, Г.В. Безюлевой, Е.Ю. Клепцова, Г.У. Солдатова и др.) подходов, эмпирических исследований, разработок практических технологий, собственной практики и операционализации понятия «Т.» (классификационная структура; рабочее определение), выявим и систематизируем содержательные характеристики и формально-динамические параметры (направленность, зависимость) толерантности (толерантного отношения) (см. табл. 2), что играет важную роль в изучении и определении этапов и механизмовформирования толерантности(толерантного отношения). Считаем, необходимо учесть следующие существующие мнения и факты: понятие Т. достаточно абстрактное, критерии не всегда видны «невооруженным взглядом», слабо доступно для наблюдения и измерения (Г.У. Солдатова и др.); Т. означает уважение, принятие, правильное понимание многообразия культур и форм самовыражения человеческой индивидуальности, ей способствуют знания, открытость, общение, свобода мысли, совести, убеждений (Декларация принципов толерантности); Т. не может быть гарантирована знаниями-умениями-навыками, набором «психических черт», быть/стать правилом, требованием (С.Л. Братченко). Основа толерантности – отсутствие негативной реакции (С.К. Бондырева, Д.В. Колесов). Быть толерантным принимать как факт, безусловно, присутствие других с их идеями, образом жизни, признавать, что все мы разные и при этом «уважаем тех, кто на нас не похож» (Б.Э. Риэрдон). В проявлении Т. не спонтанна, актуализируется когда мнения, поведение и пр. других не совпадают с ожиданиями субъекта взаимодействия (Е.Ю. Клепцова); Т. – «мостик», соединяющий «различия и единство» (М.П. Мчедлов). Наступившие толерантные отношения это: выражение подлинной сути тех или иных смысловых действий человека, при соответствующих его усилиях, свободном, ответственном выборе и самоопределении «ценностного толерантного отношения к жизни» (А.Г. Асмолов, С.Л. Братченко); реализация «здорового и конструктивного начала» (С.Л. Братченко); активная нравственная позиция во имя позитивного взаимодействия (А.А. Погодина).

Таблица 2

Date: 2015-07-22; view: 636; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию