Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
По критериям: состояние организма, личностная ценность
На наш взгляд, данная классификационная структура, способствует определенному структурированию представлений о толерантности в психологической науке и позволяет рассматривать данное понятие в двух, как наиболее ярко и четко выраженных критериях проявления: 1 – состояние организма, 2 – личностная ценность. I. Толерантность – процесс и/или состояние организма Рассматривается в психофизиологии, психогенетике, психофармакологии. Общее для всех семантическое значение толерантности – «способность переносить» [8]. Анализ научных источников позволил выделить группы, сходные по значению в определении толерантности как некоего процесса и состояния организма. 1 группа. Возникновение, развитие и течение толерантности как поведенческой особенности организма в определенных средовых условиях – «адаптационный процесс». Существует определение толерантности как адаптационного процесса организма к среде (Р. Бернет, Р. Билленгем, Л. Брент, П. Медавар и др.) [31]. Ценностное значение этого процесса – реакция организма на раздражитель, окружающую среду, через снижение чувствительности самого организма, его клеток, тканей. Это, в свою очередь, способствует сохранению гомеостаза, как «постоянного состава и свойств внутренней среды организма, и устойчивость его основных физиологических реакций» [42, с. 231]. 2 группа. Возникновение, развитие и течение толерантности в результате воздействия на организм химических элементов. Толерантность – это «иммунологическое состояние организма в ответ на антиген»,то есть «переносимость» [11, т.2, с.480] организма: – в психофармакологии – это способность организма переносить воздействие лечебных доз лекарств без развития соответствующего терапевтического или токсического эффекта [8]; – в более широком смысле говорят о «терапевтической толерантности» в неподдающихся лечению случаях психических заболеваний [8]; – «устойчивая толерантность» организма; рассматривается только у детей в ситуации не развития физической зависимости от психостимуляторов (это является нормой) т.к. толерантность к препаратам для детей не характерна [84]; – «хроническая толерантность» – склонность к постоянному пьянству с изначально высокой толерантностью организма к алкоголю, отсутствием алкогольных изменений личности и полной безэффективностью противоалкогольного лечения (Б.С. Беляев, А.Е. Личко). Существуют научные исследования толерантности (наиболее активно в области психофизиологии) как специфического показателя физиологических механизмов психической деятельности и поведения человека при значительных физиологических изменениях в работе ЦНС, вегетативной нервной системы и других функциях организма. В таком случае, необходимо отличать: 1) толерантность как физиологический феномен в ситуации зависимости: «толерантность психической и физической зависимости» [17, т. 1, с. 145] как «возрастающая способность организма сопротивляться действию вещества» с потребностью в увеличении дозы [18, т. 2, с. 345] и регулярном приеме препарата или аналога, 2) толерантность как регулярный прием препаратов, угнетающих ЦНС: «толерантность как индивидуальная устойчивость к химическим препаратам» при «высокой потребности в изменении состояний сознания как средства разрешения внутренних конфликтов» в ситуации «ограниченности совладающего поведения» личности [16,с.34]. В данном подходе А.В. Гоголева выделяет стадии развития толерантности в «болезни»: 1 стадия – «повышенная толерантность», 2 – толерантность как (привыкание) к веществу и 3 – «падение толерантности», как «выраженный органический дефект с чертами» слабоумия и деградации личности [16, с. 35]; – «перекрестная толерантность, т.е. употребление препарата в иных, более высоких, либо низких, чем предписано, дозах, что вызывает у человека обратное перекрестное действие, например, возбуждение взамен торможению, пассивность взамен активности [84]; – выявлено, толерантность организма к фармакологическим препаратам как адаптация, зависит «от выраженности двух характеристик индивидуальности: экстраверсии и нейротицизма» [55, с. 18]. 3 группа. Возникновение, развитие и течение толерантности в результате воздействия психологических факторов среды: 1) толерантность как специфическая система стабилизации личности, 2) толерантность как психологическаяустойчивость. Понятие «толерантность», в данной группе, рассмотрено нами в совокупности значений через: 1) адаптивные возможности, как снижение чувствительности самого организма; 2) взаимодействие – процесс взаимного влияния людей друг на друга, порождающий их совместные отношения и связи; 3) взаимоотношения – субъектные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями людей. В результате таких взаимовлияний толерантность формируется у человека как некое свойство личности, как социально–психологическое явление в поведении, как форма «изменения», которую человек «проявляет в любом поведении» [33, c. 1608]. Можно рассмотреть данную группу в двух аспектах: 1. Толерантность как специфическая система стабилизации личности. Вероятно, толерантность можно рассматривать как некую специальную систему стабилизации личности (по типу психологической защиты, избегания), направленную на ограждение от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с дискомфортом в данный период времени в данном пространстве. Склоняемся к выводу, что функциональное назначение и цель толерантности, исходя из вышесказанного, заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными (интериоризированными) требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, толерантность, через ее адаптивные особенности, регулирует поведение человека, его взаимодействия и взаимоотношения, повышая приспособляемость и уравновешивая психику. При этом формирующаяся некая толерантная особенность личности, может приводить либо: – к психическим перестройкам, как положительной, так и отрицательной направленности, – к изменениям способов поведения, установок на поведение, – к изменениям способов построения и поддерживания межличностных отношений. В данном случае толерантное поведение необходимо отличать от совладания или копинг поведения. Совладание – как определенный набор способов управления собой, своими мыслями и чувствами, может включать «толерантность к ущербу или угрозе» через «переопределение прошлых событий, принятие и представление ситуации в благоприятном свете» [33, с. 1297–1299]. Совладание указывает на наличие факторов, которые истощают или превышают имеющиеся ресурсы человека. В данном случае толерантность может иметь отрицательный показатель. 2. Толерантность как психологическаяустойчивость. Толерантность рассматривают как ответ на периодически повторяющиеся однотипные ситуации, в которые попадает личность в результате особого сочетания 1) средовых факторов, как раздражителей и 2) ее личностных психических и психофизиологических особенностей. Множественность взглядов психологов, психиатров на точку зрения, близкую к медицинской, о способности «организма переносить неблагоприятное влияние…среды» [11, т. 2, с. 480], в психологическом подходе, близки к выводу о том, что толерантность – есть «психологическаяустойчивость» [64, с. 70] личности, как её «приспособление… к воздействию …раздражителей» [60, с. 35] социальной среды, «адаптивность личности», «приспособление к неблагоприятным факторам среды» [31, c. 28]. В таком случае, следует заключение: толерантность как процесс и/или состояние организма можно характеризовать и рассматривать как развитие в двух направлениях: – толерантность – это адаптивные (к значению адаптационные) возможности организма, – толерантность – это психологическаяустойчивость личности через адаптивные (к значению адаптационные) возможности организма. В ситуации проявления толерантности, как специальной системы стабилизации личности и как психологическойустойчивости, человек демонстрирует поверхностное осознание ситуации, сдерживание в поведении (снижение контакта, неуверенность, растерянность, стыдливость, волнуется), вопреки открытости как показателю подлинной, позитивной, глубоко осознанной межличностной толерантности (стремление к доверительно-открытому взаимодействию с окружающими при высоком уровне самокритичности) (см. ниже). Это пояснение необходимо учесть для дальнейшего исследования темы и изучения видов толерантности. Если опираться на точку зрения Д.С. Витакер о том, что «уровень уязвимости определяется толерантностью к встрече с ситуацией, вызывающей панику, дезорганизующую тревогу и глубокие защиты» [14, с. 101–102], то, в этом случае, как нам кажется, важным свойством явления «толерантность» выступает «запас прочности», а «прочность» индивида, бывает как физической, так и психологической, выполняя оберегающую функцию организма человека. Близки к этой позиции идеи С.Ю. Головина, С. Даулинга, А.И. Захарова, П.Ф. Келлерман, А.В. Петровского, Л.Н. Собчик, А.Я. Чебыкина и Л.М. Аболина. Из вышесказанного следует: психологическаяустойчивость, адаптационные возможности личности, сформировавшиеся в результате снижения чувствительности к наличию и повторяющемуся воздействию фрустраторов, стрессоров или тревоги, есть ни что иное, как – толерантность. В таком случае, уместно определение С.Л. Братченко: «толерантность – готовность и способность человека жить и конструктивно действовать в многообразном мире» [13, с. 104]. Рассмотрим виды и особенности проявления толерантности по выведенным признакам 3 группы – 1) толерантность как специфическая система стабилизации личности; 2) толерантность как психологическаяустойчивость: – «толерантность к стрессу» или «толерантность в стрессовой ситуации» [50]; уровень толерантности к стрессу зависит от «личностного адаптационного потенциала», поэтому высокая толерантность к стрессу позволяет избежать нарушений в эмоциональной, морально-нравственной сферах и сохранить профессиональное здоровье. Низкая стрессовая толерантность, указывают В.Я. Апчел, В.Н. Цыган, есть «показатель низкой стрессоустойчивости». Данный факт необходимо «учитывать при проведении профессионального отбора» [3, с. 78], в частности, для педагогической деятельности. Существует с точки зрения Дж.С. Эверли факт зависимости между стрессом и состоянием здоровья. «Известно, что но мере усиления стресса улучшаются общее самочувствие и состояние здоровья. Однако, продолжая нарастать, стресс …достигает оптимальный уровень (т.е. возникает максимальная толерантность к стрессу как к продуктивной силе)» [3, с. 12]. Автор считает: это явление есть ни что иное как функция «врожденных биологических, а также приобретенных физиологических и поведенческих факторов» [3, с. 12]. Особенности проявления у детей фрустрационной и стрессовой толерантности изучено А.И. Захаровым. Разработанные им приёмы игровой терапии успешно применяются в коррекции возникшей проблемы [23]. – «фрустрационная толерантность» [28, 135]; Е.П. Ильин отмечает: с появлением «состояния фрустрации введено понятие фрустрационной толерантности» [26, с. 341]. «Фрустрированная толерантность в какой-то мере определяет и поведение человека в трудных ситуациях…» [43, с. 86–86]. По данным В.Е. Василенко: для человека с низкими уровнем рефлексивной деятельности и человека «по типу Незрелая личность» («связано с понятием психологической зрелости») [33, с. 718–719] характерна резко сниженная толерантность к фрустрации и стрессу. Низкая «фрустрационная толерантность» способствует развитию эмоционального неравновесия, даже незначительные стрессовые воздействия вызывают расстройства эмоциональной сферы (Р. Корсини, А. Ауэрбах). К низкому уровню толерантности к «фрустрации и связанные с этим аномалии чувств и эмоций» «результирует» «материнское сверхопекающее поведение», указывает D. Levy [68, с. 7]. Крайне низкая толерантность к фрустрациям, в сочетании с низким порогом агрессии, формируется у человека неспособностью поддерживать взаимоотношения; проявляющего бессердечное равнодушие к чувствам других; грубая и стойкая позиция безответственности и пренебрежения социальными правилами и обязанностями; неспособность испытывать чувство вины и извлекать пользу из жизненного опыта, особенно наказания; выраженная склонность обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему поведению, грубое несоответствие между поведением и господствующими социальными нормами [51]. Отмечено: высокой фрустрированной толерантностью должен обладать человек работающий в сфере образования и иных сферах которые ориентированны на взаимодействие с детьми. Особенно выделяют деятельность Педиатрического психолога. Высокая фрустрационная толерантность обеспечит готовность педагога, психолога к «непредсказуемым рабочим обстоятельствам», к «работе с недружелюбно настроенными» родителями и детьми [33, с. 874–876]. Подобной точки зрения придерживаются А. Бек, А. Раш, Б. Шо, Г. Эмери, указывая на необходимость «развивать в себе толерантность к фрустрациям» [там же]. Если педагог, психолог обладает подобной толерантностью, он способен преодолевать трудности, способен переносить дисфории, тех, с кем взаимодействует, быть готовым к возникновению разного рода помех, как вызова, не давать общению «превратиться в рутинное мероприятие», обвинять родителя или ребенка в том, что «он чинит препятствия работе» [6, с. 141]. В контексте педагогической толерантности феномен фрустрации описан В.С. Чернявской как пиковое переживание, определяющее отношение к Другому. Она выделяет компоненты (факторы), как основные, фрустрационной толерантности педагога: эмпатия, гибкость (флексибельность), рефлексия, самоконтроль. – «фрустрационная интолерантность» (М.С. Яницкий) в наибольшей степени взаимосвязана с низшими ценностями и ценностными ориентациями личности. – «толерантность к тревоге», «толерантность к дискомфорту», «толерантность к дисфорическим чувствам» изучена Н.К. Бахаревой, А. Бек, А. Раш, Б. Шо, Г. Эмери. «Внутренний дискомфорт толкает многих людей к дезадаптивному поведению: начинают переедать, злоупотреблять алкоголем, впадают в спячку», повторяемость «фразы: Я не вынесу этого» [6, с. 81–82]. Систематические упражнения позволяют повысить свою толерантность практически к любым формам дискомфорта, что улучшает самочувствие, т.к. «развитие выносливости служит вакцинацией против будущих приступов дисфории» [там же]. Когда человек «способен без ажитации переносить негативные эмоции, у него появляется чувство самоконтроля, которое, в свою очередь, препятствует винтообразному развитию печали, тоски и иных неприятных чувств» [там же]. – в сфере эмоций изучается: «аффективная толерантность » или способность конструктивно переносить аффект через усиление способности удерживать эмоции в границах переносимого (введено Зетцель (Zetzel, 1955)). Работая с толерантностью к аффектам, Zetzel выделила ее различные уровни и установила тот факт, что людям, не способным выносить чувство тревоги или депрессию, противопоказано психоаналитическое лечение [50]. «Толерантность к эмоциональному стрессу» исследуют В.Я. Кляйн, В.А. Москвин, А.П. Чуприков. «Минимальная «толерантность к грусти и фрустрации (сильное «Я»)» как способность к адаптивной регрессии в интересах «Я»» [30, с. 27] влияет на осуществление позитивных, эмоционально насыщенных межличностных взаимоотношений, указывает П.Ф. Келлерман. – « толерантность к физическим нагрузкам», которая должна быть, как норма, высокого уровня, рассматривает Ю.Н. Шанина. При этом она обращает внимание на созависимость психического и физического состояния и отмечает: – благотворно влияет на повышение толерантности к физическим нагрузкам: активная физическая жизнь, двигательный режим, здоровый организм, образ жизни, что одновременно улучшает психическое состояние; – низкий уровень толерантности к физическим нагрузкам выражен у людей страдающих «неврозами, психопатиями, сосудистыми заболеваниями головного мозга» [43, с. 141–142]. Низкую толерантность к физическим нагрузкам проявляют дети, живущие в семьях с тяжело больным родственником и, как следствие, подвергающиеся систематической опеки родителей. Такие дети, избегая физических перегрузок, озабочены стремлением беречь силы. При развитии синдромов депрессии проявляется «толерантность к бездействию» [34, с. 7–12]. «Толерантность к однообразной, монотонной деятельности» определяют как «поиск ощущений». Рассматривают М. Закерман, И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко. По их определению возникновение данного вида толерантности зависит от силы «потребности человека в новизне, сильных и острых ощущениях… поиску или избеганию новых переживаний… стремление к физическому и социальному риску» [55, с. 280]. – «толерантность к критике», как положительное свойство, Д.И. Фельдштейн объясняет: «с одной стороны, личностной самодостаточностью, с другой первостепенной важностью для субъекта самого предмета обсуждения…» [9, c. 11]. В некоторых случаях толерантность проявляется как отрицательное, пагубное для личности (человеческого организма) свойство: – в ситуации развития личности с характеристиками созависимого «Я» (ложная, приспосабливающаяся личность), формируется « толерантность по отношению к внутренней эмоциональной боли » [75, c. 82-84].Как следствие, это приводит: – к развитию принудительного и зависимого поведения, чтобы избежать эмоциональной боли; – к развитию стыда и вины, ведущие к дальнейшему снижению самооценки; – ощущению себя вне контроля; – развитию разного рода защит своего «Я» – проекция, отрицание, рационалистическое объяснение; – частое использование принудительных и зависимых действий для управления собой и другими; – формированию лжи, мошенничества и других асоциальных действий. – « толерантность к неопределенности », как характеристику отрицательную, изучает Р. Кочюнас. Человеку свойственно чувствовать себя «неуютно» в ситуациях вступления на «незнакомую территорию», в ситуациях, где недостает структуры, ясности, определенности. Педагогу необходимо развивать и тренировать в себе проявление чувства уверенности в ситуациях неопределенности, так как «уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью…» [33, с. 19]. – «толерантность к негативному» (Э. Уильямс) – так можно выразить смысл «способности позволять себе жить в ситуации неопределенности, тайн и сомнений, без тревожного поиска фактов и рациональных оснований» [33, с. 197]. – «художественная толерантность». Ее формирование (Б. Диденко) рассматривает через «устойчивость к потреблению и перевариванию «эстетической дряни»», через «…привыкая к этим мерзким шоу и пакостным зрелищам, пресыщаясь ими» [21, с. 42]. –«толерантность к славе» формируется через «привыкания к месту благ и славы». «Привыкание проявляется точно так же как и в алкогольном варианте в полной утрате чувства меры и постоянного требования все больших количеств хвалы, «доз» почестей, порций лести, облаков фимиама» [21, с. 92]. Печальная необходимость «затем «отвыкать» от этой «пагубной привычки» приводит к возникновению невротических проявлений: от капризности и истеричности до разрыва отношений и незаслуженного обвинения, игнорирования тех, кто её более не поддерживает» [там же]. – «толерантность к девиантному поведению». Высокий уровень характерен детям – жертвам насилия. Выявлен психологический профиль подростков, с высоким уровнем толерантности к девиантному поведению (Т. Кларк, Фритц и Бовэ). Для них характерно: «…низкая самооценка, отрицательное отношение к школе, плохая Я–концепция, отсутствие желания считаться хорошим чел. (человеком авт.), отрицательное отношение к религии, отрицательные чувства в отношении будущего, низкие соц. (социальные авт.) санкции против употребления наркотиков и чувство проклятости» [33, с. 1226–1228]. – от типов акцентуации могут зависеть особенности толерантности к разным психогенным факторам [2, 47]. Любая выделенная выше психологическая устойчивость личности, повышая толерантность к отрицательным (для нее) факторам среды, оставляет при этом бесконечное личностное стремление к социальной жизни, желание строить и поддерживать межличностные отношения [30]. II. Толерантность – личностная ценность человека В данном случае «толерантность» как психологическая категория рассматривается в совокупности «соответствующих» ей понятий: терпимость, терпение, терпеливость и полярных значений: интолерантность, нетерпимость. Процесс овладения определенной философией толерантности, осмысления ее как ценности, способствует формированию у человека культуры толерантного сознания: «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности…, это гармония в многообразии» (ссылаемся на Декларацию принципов толерантности) [20, с. 62–63]. Толерантность – трудное и редкое достижение по причине того: 1) что фундаментом сообщества является родовое сознание; 2) что мы одновременно: и объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши взгляды, и склонны враждебно или со страхом относиться к Другому – тому, кто от нас отличается. Толерантность в отношении людей, предполагает, что мы сознаем существование скрывающихся под различиями сходств и тождеств. Толерантность в отношении людей, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика, и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону. В свою очередь, способность постигать разнообразные аспекты истины или осознавать ограниченность истин, в которые мы сегодня верим, появляется благодаря рациональному и терпеливому анализу трудностей, с которыми сталкивается любое познание. С такой позиции толерантность, терпимость, в нашем понимании – стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Наиболее точно вышесказанному соответствует позиция С.Л. Братченко: «толерантность – это особый принцип существования того Мира, который человек строит на основе понимания и принятия множественности и многообразия бытия и признания неизбежности сосуществования различий. Осознание богатства и силы многообразия делает богаче и разнообразнее саму жизнь человека, он стремится строить свой Мир и свое бытие настолько сильным и гибким, чтобы быть открытым для сосуществования и взаимодействия с Другими» [13, с. 106]. Анализ научных источников позволил выделить группы сходные по значению в определении толерантности как личностной экзистенциально-гуманистической ценности. 1 группа. Толерантность – как культура сознания личности («личностные проявления»). Культура толерантного сознания человека неотделима от общей культуры человека, поэтому должна быть включена в нее и рассмотрена как составная часть, а не как отдельная, обособленная составляющая личности. И культура толерантного сознания человека, и общая культура человека – единое, целостное, многомерное образование. Поэтому-то и находит свое выражение в таком широком многообразии личностных проявлений как: – личностная характеристика; объединяет качества личности и приобретенные способности: открытость, доверие, дружелюбие, ответственность, автономность и пр.; «отсутствие надменности» (К. Роджерс) [58, с. 90]; способность к эмпатии (G. Allport). С пособность (приобретенная) «индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов» [12, с. 5]; «терпимость к чужим… верованиям» [11, с. 480]; толерантность к агрессии, к фрустрации, к критике [9]. – толерантность есть внутренняя установка, «доминанта отказа от агрессии» [12, с. 5] на построение отношений. Как установка, это добровольный индивидуальный выбор. Приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. В понимании К. Роджерса – как «безусловное положительное отношение и эмпатийное понимание» [61, с. 215; 85]; – мировоззренческая позиция в направленности личности: в широком смысле – система взглядов на окружающую человека объективную реальность; в узком смысле – морально-политические принципы, отражающие общественное бытие человека. Придерживаясь данной точки зрения A. Ellis утверждает: толерантность это когда человек «…предоставляет себе и другим право ошибаться. Даже если ему не нравится поведение каких-либо людей, воздерживается от порицания их как личность» [58, с. 90; 86]. Основной принцип – степень осознанности происходящего, это особенно важно, поскольку некоторые проявления могут представлять собой механизмы психологической защиты, благодаря которому «Я» защищается от невыносимой для него правды. – общественная норма поведения или действие. Как действие, это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, осуществляемая через закон и традицию; это добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии субъектов; это добровольное несогласие на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии субъектов. – профессиональное качество (ПВК, ПЗЛК) что-либо претерпевать или «проявлять полную терпимость» как «безусловное принятие» кого-либо [1, с. 64]. Для педагога толерантность – «особое качество его «способа бытия», а не только требование профессиональной роли или коммуникативный навык» [27, с. 106]. 2 группа. Толерантность – как гуманистическая ценность личности (нравственные ценности, гуманизм, «человечность или античеловечность»). В данном случае толерантность рассматривают как ответственный и свободный выбор человеком «ценностного толерантного отношения к жизни», а не как правило или принудительное требование. Ведущий психологический механизм – безусловное принятие, которому способствует понимание. В данном случае, особый интерес представляют нравственные ценности, гуманизм, которые, сочетаясь, согласно позиции В.И. Кувакина, составляют ядро гуманистического мировоззрения [36]. Не причинение зла другим людям, благодетельность, терпимость, сотрудничество, порядочность, благодарность, справедливость, честность, правдивость, искренность, верность и надежность, благожелательность и доброжелательность и пр. принято рассматривать как ценности нравственные (В.И. Кувакин, П. Куртц). На основе этого, В.И. Кувакин приходит к выводу, что терпимость в классификации гуманистических ценностей относиться к моральным ценностям гуманизма [36]. Авторы многих публицистических и научных трудов последнего десятилетия настаивают на необходимости обозначить новый тип ценностей – ценности гуманизма. Общей чертой гуманистических ценностей является то, что все они обретают свой статус в результате их оценки по критерию «человечность или античеловечность» [31, с. 20]. Но с этих позиций толерантность понимается как свободный и ответственный выбор человека «ценностного толерантного отношения к жизни» (А.Г. Асмолов), а не как правило или принудительное требование [4, c. 7]. Рано или поздно в своей жизни человек сталкивается с проявлениями толерантности. Важно то, что в толерантности человек открывает свои личностно-индивидуальные Смыслы и Ценности, осуществляет себя как человека, как личность. Главные вопросы для него «состоят не в том, «почему я проявляю толерантность?»: а «во имя чего, ради чего я действую толерантно, какие ценности я отстаиваю и каков для меня в этом смысл?!». От ответов на эти экзистенциальные вопросы зависит подлинная суть тех или иных действий человека» [13, с. 105–106]. И здесь как ведущий психологический механизм терпимости, толерантности выступает принятие (В.В. Бойко, С.К. Бондырева, С.Л. Братченко, М.В. Золотухин, Ю.А. Ищенко, Д.М. Колесов, Е.Ю. Клепцова, А.В. Петрицкий и др.), которому способствует понимание. 3 группа. Толерантность как отношение (либо «толерантные взаимоотношения» /«межличностная толерантность»). В психологии феномен «Т.» отличается большим разнообразием форм и видов проявления. Особый интерес представляют толерантные отношения (межличностная Т.), т.е. как личность, в непосредственном взаимодействии с Другим(ми), реализует толерантный подход. Именно в этом виде Т. как психологическое понятие наиболее ярко и полно выражает свои аспекты. Понятие «толерантность какотношение» отражает качественную сторону той связи, которая возникает между людьми, вступившими во взаимодействие, как взаимное влияние друг на друга. Взаимоотношения (синоним: межличностные отношения), которые разворачиваются вследствие проявления толерантности, следовательно, можно рассматривать как «толерантные взаимоотношения», «толерантные отношения» а понятию «толерантные взаимоотношения» есть синоним: «межличностная толерантность». Категория «межличностная толерантность», не получила в психологии глубокого научного осмысления. В контексте существующих (С.К. Бондырева, С.Л. Братченко, Г.В. Безюлевой, Е.Ю. Клепцова, Г.У. Солдатова и др.) подходов, эмпирических исследований, разработок практических технологий, собственной практики и операционализации понятия «Т.» (классификационная структура; рабочее определение), выявим и систематизируем содержательные характеристики и формально-динамические параметры (направленность, зависимость) толерантности (толерантного отношения) (см. табл. 2), что играет важную роль в изучении и определении этапов и механизмовформирования толерантности(толерантного отношения). Считаем, необходимо учесть следующие существующие мнения и факты: понятие Т. достаточно абстрактное, критерии не всегда видны «невооруженным взглядом», слабо доступно для наблюдения и измерения (Г.У. Солдатова и др.); Т. означает уважение, принятие, правильное понимание многообразия культур и форм самовыражения человеческой индивидуальности, ей способствуют знания, открытость, общение, свобода мысли, совести, убеждений (Декларация принципов толерантности); Т. не может быть гарантирована знаниями-умениями-навыками, набором «психических черт», быть/стать правилом, требованием (С.Л. Братченко). Основа толерантности – отсутствие негативной реакции (С.К. Бондырева, Д.В. Колесов). Быть толерантным – принимать как факт, безусловно, присутствие других с их идеями, образом жизни, признавать, что все мы разные и при этом «уважаем тех, кто на нас не похож» (Б.Э. Риэрдон). В проявлении Т. не спонтанна, актуализируется когда мнения, поведение и пр. других не совпадают с ожиданиями субъекта взаимодействия (Е.Ю. Клепцова); Т. – «мостик», соединяющий «различия и единство» (М.П. Мчедлов). Наступившие толерантные отношения это: выражение подлинной сути тех или иных смысловых действий человека, при соответствующих его усилиях, свободном, ответственном выборе и самоопределении «ценностного толерантного отношения к жизни» (А.Г. Асмолов, С.Л. Братченко); реализация «здорового и конструктивного начала» (С.Л. Братченко); активная нравственная позиция во имя позитивного взаимодействия (А.А. Погодина). Таблица 2 Date: 2015-07-22; view: 679; Нарушение авторских прав |