Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лучше синица в руках, чем журавль в небе





Приложение 7 Уроки общения в начальной школе

Занятие № 1

Цель: ознакомить с основными способами общения: речь, мимика, жесты.

Упражнение I. «Давайте познакомимся и. Упражнение проводится в кругу. Каждый называет себя по имени. Затем один из участников встает в центр круга и по очереди бросает мяч каждому, называя его по имени. Уп­ражнение можно повторять несколько раз и на нескольких уроках.


Первый «секрет» общения - называй друга по имени, и он будет обра­щаться к тебе так же!

Упражнение 2. «Паровозик». Ребята разбегаются по разным углам ком­наты и выбирают себе место- это их «станция». Один из участников - «паро­возик». Его задание -обойдя всех, собрать пассажиров под музыку или пес­ню «Мы едем, едем, едем». Когда «паровозик» собрал всех, руководитель может спросить, кого он взял первым и почему. Это упражнение дает воз­можность определить выборы ребят.

Затем предлагается занять свои места на стульях. Руководитель знаком и I с правилами общения между собой.

Упражнение 3. «Лица». Руководитель рисует на доске или вывешивает картинки:

- веселое лицо; - хитрое лицо;
-плачущее лицо; -удивленное лицо;

- хмурое лицо; -испуганное лицо.

Предлагается определить, что выражают эти лица. Преподаватель объяс­няет, что выражение лица называется «мимика» (слово проговаривается хо­ром, записывается на доске).

Упражнение 4. «Маски». Каждому из участников дается задание - выра­зить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление и т. д. Осталь­ные должны определить, удалось ли изобразить «маску».

Упражнение 5. «Жесты». Преподаватель объясняет, что разговаривать можно и с помошью жестов. Предлагается вспомнить, какие жесты знают ребята, какие используют при общении (как жестом остановить машнт. попросить разрешения на уроке, поздороваться, попрощаться и т. д.)

Упражнение 6. «Иностранец», Вы попали в другую страну, не знаете языка, вас не понимают. Спросите дорогу: в зоопарк, в бассейн, на площадь, где стоит памятник, в кинотеатр, в кафе, на почту и т. д.

Упражнение 7. «Этиразные апова». Преподаватель говорит о значении слова в общении. С помощью слова можно приласкать, прогнать, огорчит ь, согреть, обидеть. Просит привести примеры, как словом можно приласкать человека, как ободрить, как прогнать и т.д.

Упражнение 8. «Тише, Танечка, не плачь», Девочка упала, разбила ко­ленку, ей больно. Найди ласковые слова, чтобы успокоить ее. Девочка долж­на с помощью мимики и жестов показать боль. Остальные по очереди долж­ны выразить ей свое сочувствие.

В конце урока еще раз повторите способы общения (мимика, жесты, речь). Закрепляется новое.понятие «мимика» и повторяется первый «секрет» об­щения.

Ритуал прощания будет повторяться в конце каждого урока. С помощью жестов сделай другу подарок. Преподаватель начинает первым. Передают цветы, книгу, солнце и т. д. и обязательно выясняют, понял ли ребенок, что ему подарили или передали.

Домашнее задание. Рисунок на тему «Подарок другу».


Занятие № 2

Цель: развивать внимание к окружающим людям.

Урок начинается с рассмотрения домашних рисунков. Выясняется, что хотел подарить ребенок и кому, почему именно этому ребенку.

Повторяется материал предыдущего урока и несколько упражнений по выбору преподавателя.

Второй «секрет» общения - будь внимателен к тем. кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя!

Упражнение!. «Опиши друга». Два человека стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду товарища; выясняется, кто оказался точнее при описании.

Упражнение 2. «Маленький художник». Один из участников - «худож­ник». Он задумал нарисовать портрет друга. Он внимательно смотрит, выби­рает «натуру», затем поворачивается спиной к ребятам и начинает «рисо­вать», т. е. дает словесный портрет. Остальные должны определить, кто был его моделью.

Упражнение 3. «Тропинка». Все встают вокруг и под музыку начи­нают движение. Дается команда «дождь» - все дети должны соединить руки над головой в центре круга. По команде «дождь» дети приседают, положив руки на голову. При команде «тропинка» - присоединяются по ходу движения, опустив голову и положив руки на плечи впереди сто­ящего. (Упражнение повторяется несколько раз.) Те, кто нарушил пра­вила, садятся на свои места. В конце игры определяются самые внима­тельные.

Далее преподаватель просит вспомнить, что видели дети по дороге в шко­лу, что необычного они заметили сегодня.

Упражнение 4, «Белые медведи». Снежная Королева заморозила Кая. Чтобы его разморозить, надо попасть в царство Снежной Королевы. Вход туда стерегут белые медведи. Они загадывают" загадки и пропускают только тех, кто эти загадки отгадал.


Выбирают двух «белых медведей». Ребята по очереди подходят к ним и слушают загадки. Тот, кто не может отгадать, отправляется в «лес» - в конец комнаты, где разложены ответы на загадки. Это могут быть предметы, игруш­ки, вырезанные из бумаги фигурки или карточки с написанными отгадками. Преподаватель может взять на себя роль «Снежной Королевы» и помогать белым медведям загадывать загадки.

Попавшие в царство «Снежной Королевы» должны «разморозить» Кая -мальчика, который сидит на стуле в застывшей позе. Нельзя дотрагиваться до него руками, можно пользоваться только мимикой и жестами. Победил тот, кто «оттаял» замороженного. Тот заулыбался, заморгал, зашевелился.

Урок заканчивается ритуалом прощания (подарки, улыбки, добрые слова).

Домашнее задание. Рисунок на тему «Что я видел по дороге в школу».


Занятие № 3

Цель: развитие умения слушать собеседника, тренировка наблюдательное! и.

Занятие начинается с рассмотрения и обсуждения домашних рисунков.

Вспоминаются выученные «секреты» общения и делаются упражнения на их закрепление (по выбору преподавателя или детей).

Упражнение I. (С мячом в кругу) - «Назови по имени».

Упражнение 2. «Прикосновения». Один из участников садится в центре круга на стул, глаза его закрыты, трое ребят по очереди подходят к нему н дотрагиваются до рук сидящего. Тот должен определить, кто к нему прикос­нулся (назвать по имени).

Упражнение 3. «Испорченный телефон». По кругу передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Выяс­няется, какое слово начали передавать, где «телефон» испортился.

Упражнение 4. «Слушаем тишину». Предлагается всем детям закрыть глаза и послушать тишину: в коридоре, в комнате, на улице. Затем выяс­нить, кто и что услышал.

Третий «секрет» обшення - умей внимательно слушать другого, и ты узнаешь много нового!

Упражнение 5. «Интонация». Детям предлагается повторить с разной инто­нацией предложение (радостно, зло, задумчиво, с обидой); «Я получил три!»

Упражнение 6. «Сочиняв.» сказку». Предлагается всем взять из короб­ки по одной картинке (вырезки из журналов, сюжетные картинки). Начина­ем сочинять сказку. Каждый ребенок должен придумать одно-два предложе­ния, используя свою картинку. Сказка должна иметь общий сюжет. Затем обсуждение: получилась или нет сказка, почему.

В конце занятия повторяется третий «секрет» общения.

Ритуал прощания.

Домашнее задание. Рисунок на тему «О чем я мечтаю».

Занятие № 4

Цель: развивать воображение.

Урок начинается с рассмотрения рисунков. Обсуждается, о чем мечтают дети, есть ли у них общие мечты, что нужно сделать, чтобы мечта сбылась.

Упражнение I. «Если бы я был волшебникам». Руководитель предлагает каждому ребенку придумать рассказ-миниатюру на заданную тему.

Упражнение 2. «Подарок». Друг уезжает в далекое путешествие. Он уже сел в поезд. Вам хочется на прощание сделать ему подарок. Но в вагон уже не пуска­ют. Подарок надо преподнести перед окном (с помощью мимики и жестов).

Упражнение 3. «Встреча». Два друга давно не виделись. Они мечтают о встрече. Дается задание показать, как встретятся два друга после долгой разлуки.


Упражнение 4. «Царевна Несмеяна». Чтобы развеселить Царевн) Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая, (Дети по очереди говорят «царевне» о ее хороших качествах.) Эта игра позволяет про­следить, как дети узнали друг друга.


 


Упражнение 5. «Маленькийхудожники. Преподаватель предлагает вспом­нить второй «секрет» общения и повторяет игру «Маленький художник».

Упражнение 6. «Опиши друга».

Упражнение 7. «Сравнения». Преподаватель предлагает детям сравнить своих друзей и себя с каким-либо цветком, деревом, зверюшкой и т. д. Затем спрашивается, почему выбрано такое сравнение.

Упражнение 8. «Волшебные картинки». Преподаватель показывает кар­тинки с изображением (или рисует на доске):

шары на веревочке;

два круга, вложенных один в другой;

четыре соединенных треугольника.

Каждый из участников должен придумать названия для этих рисунков.

Упражнение 9. «Дорисуй».

Преподаватель раздает каждому ребенку листы с нарисованными фигу­рами:

круг;

прямоугольник;

треугольник и круг;

треугольник и прямоугольник.

Предлагается превратить эти фигуры в любые картинки, дорисовав необ­ходимые детали. Затем обсуждается, чьи рисунки лучше, кто придумал боль­ше картинок.

Урок заканчивается ритуалом прощания.

Домашнее задание. Рисунок на тему «Я и мои друзья в группе».

Занятие № 5

Цель: развитие уважения, вежливого отношения к людям.

Урок начинается с рассмотрения и обсуждения домашних рисунков.

Упражнение 1. «Что можно сделать для друга». Руководитель пред­лагает детям подумать и сказать, что можно сделать для друга:

утешить - повторяется упражнение «Царевна Несмеяна»;

сделать подарок -упражнение «Подарок»;

поиграть -упражнения: игра «Путаница», «Испорченный телефон» и тл.

Далее руководитель предлагает игру в вежливые слова.

Упражнение 2. «Вежливые слова». Игра проводится в кругу с мячом. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется. Преподаватель предлагает называть только слова приветствия (прощания, извинения, благодарности).

В конце упражнения спрашивается о том, какие чувства вызывают вежли­вые слова.

Упражнение3. «Розовоеслово "привет"». Руководительчитаетрассказ Дж. Родари «Розовое слово "привет"». «Один мальчик растерял все хорошие слова. Остались у него только плохие. Тогда мама отвела его к доктору. Тот сказал: „Открой рот, высуни язык, посмотри вверх, посмотри на кончик сво-


 


его носа, надуй щеки". Потом велел мальчику пойти поискать хорошие сло­ва. Сначала мальчик нашел слово "у-у-уф"- тоже нехорошее слово, затем слово "отстань", тоже плохое. Наконец, он обнаружил розовое слово "при­вет"'. Положил его в карман, отнес домой и после этого научился говорил, хорошие слова и стал хорошим, добрым мальчиком».


Дети получают роли: мамы, мальчика, доктора и с помощью мимики, жестов и слов играют эту сцену.

Упражнение. 4. «Ссора». Двое детей стоят спинами друг к другу и при­топтывают ногами, руки на поясе или за спиной. Затем помирились! Берут­ся за руки, улыбаются, обнимаются.

Упражнение 5. «Магазин вежливых слов». На полках в магазине стояли вежливые слова благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), привет­ствия {здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер), извинения (извините, простите, жаль), прощания (до свидания, до встречи, спокойном ночи). Но вдруг подул ветер, и все слова упали и перепутались. Надо их снова расставить по полкам.

Преподаватель заранее пишет слова на карточках. Ребята берут по оче­реди карточки со словами и расставляют их на полки.

Четвертый «секрет» общения - будь вежлив, и у тебя будет много друзей!

В конце урока на прощание ребята говорят друг другу вежливые слова.

Домашнее задание. Рисунок на тему «Мой хороший поступок»,

Занятие № 6

Цель: развитие сочувствия, внимания, взаимоуважения.

Занятие начинается с рассмотрения и обсуждения рисунков. Что значит хороший поступок?

Упражнение I. «Хороший поступок». Руководитель читает рассказ В. Осеевой «Просто старушка» (см. с. 125). Затем задает вопросы:

- Кто совершил хороший поступок?

- Как мальчик помог старушке? Почему он поступил так?

- Как бы поступила девочка, если бы была одна на улице?

- Как бы ты повел себя на месте этих детей?

Руководитель предлагает вспомнить «секрет» общения: «Будь внимате­лен к тому, что тебя окружает, и перед тобой откроется целый мир!»

Можно провести несколько упражнений на внимание: «Тропинка», «Ма­ленький художник», «Опиши друга» и т. д.

Затем предлагается вспомнить вежливые слова (с мячом в кругу) и сек­рет: «Будь вежлив, и у тебя будет много друзей!» Повторяется упражнение «В магазине вежливых слов».

Упражнение 2. «Лужа». Прошел сильный дождь, маленькая девочка оста­лась одна посредине большой лужи. Сама она не может выбраться. Помоги ей!

Ребята, выполняя задание, предлагают перекинуть бревнышко, малень­кие дошечки, подать ру ку ит.д.

Урок заканчивается пожеланием хорошего настроения.

Домашнее задание. Рисунок на тему «Я и мое настроение».


Занятие № 7

Цель: развивать умение выражать свое настроение и чувствовать состо­яние другого.

Занятие начинается с рассмотрения и обсуждения домашних рисунков.

Обсуждается вопрос: ((Что значит понимать настроение другого?»

Руководитель предлагает рассмотреть фотографин (вырезки из журна­лов) и определить наароение изображенных на них люден.

Упражнение 1. «Маски». Упражнение 2. «Интонации». Упражнение 3. «Цветопись настроения». Руководитель объясняет, что настроение может соответствовать определенному цвету. Вывешивает заранее приготовленную таблицу «Цветопись настроения», а на занятии объясняет:

красный цвет соответствует восторгу;

оранжевый-радости, веселью;

желтый - светлому, приятному настроению;

зеленый-состоянию покоя;

синий - грустному, неуверенному состоянию;

фиолетовый - тревожному, напряженному состоянию;

черный - упадку, унынию;

белый-страху.

Упражнение 4. «Цветик-многоцветик». Это упражнение помогает оп­ределять эмоциональное состояние детей и может быть использовано на уроках. В коробочках лежат вырезанные из цветной бумаги лепестки цветов. Руководитель предлагает каждому выбрать лепесток в соответствии с его на­строением (или обозначить цветом настроение, с каким ребенок идет в шко­лу, на урок, приходит домой и т. д.).

Из лепестков на доске или на специальной таблице составляется цветок.

Домашнее задание. Рисунок на тему «Я и мои шалости».

Занятие № 8

Цель: установление причин психологического дискомфорта, агрессин, формирование умения учитывать позицию другого. Урок начинается с рас­смотрения и обсуждения домашних рисунков.

Упражнение. 1. «Так будет справедливее». Руководитель читает рас­сказ: «Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться. Они то бегал и вокруг стол а, то кидались подушками. Вдруг щел­кнул замок - это вернулась мама. Старший брат быстро сел на диван, а млад­ший продолжал подбрасывать подушку и разбил люстру. Мама рассерди­лась и поставила его в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом. ((Почему ты так поступил?» - спросила мама. «Так будет справедливо», -ответил мальчик. Далее руководитель задает вопросы детям:

- Почему старший брат ответил так?

- Как ты думаешь, что сделает мама?

- Как бы ты повел себя на месте старшего брата?
Упражнение 2, «Ссора».

Упражнение 3, «Встреча», Пятый «секрет» общения: умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его поступки. Упражнение 4. «Жмурки».


Упражнение 5. «Ключ». Руководитель зачитывает детям ситуацию и про­сит изобразить ее с помощью мимики и жестов. ]. Ребенок потерял ключ от квартиры. Он очень расстроен (выражение горя), но вот ключ нашелся (вы­ражение радости). 2. Ребенок дома один. Ему скучно, грустно (выражение грусти). Но вот мама пришла с работы (выражение радости).

Упражнение 6. «Найди ведущего». Упражнение проводится в кругу. Выбирают ведущего и наблюдателя. Ведущий показывает движения, осталь­ные участники за ним повторяют. Наблюдатель должен найти ведущего.

Упражнение 7. «Наузкой тропинке». Двое детей идут по «узкой тропинке» навстречу друг другу. (Она может быть нарисована мелом на полу.) С одной сто­роны гора, а с другой - пропасть. Как можно разойтись на этой узкой тропинке?

В конце урока повторяется пятый «секрет» общения. Ритуал прощания -в словесной форме, высказывая друг другу пожелания.

Домашнее задание. Рисунок на тему «Путешествие».

Занятие № 9

Цель: развитие умения задавать вопросы вежливого обращения, внима­ния. Урок начинается с рассмотрения домашних рисунков.

Упражнение I. «Иностранец».

Упражнение 2. «Науяице». Руководитель предлагает детям спросить с помо­щью вежливых слов, как пройти: к зоопарку; к бассейну; к метро; к музею ит. д.

Вспоминают четвертый «секрет» общения.

Упражнение 3. «Интервью». Руководитель предлагает детям ситуацию: «Вы прилетели из далекой страны, где были на экскурсии. В аэропорту вас встречает корреспондент газеты и просит вас ответить на его вопросы».

«Корреспондента» выбирают ребята или назначает руководитель. Он за­дает каждому из участников вопросы, связанные с путешествием, и выслу­шивает ответы.

Упражнение 4. «"Да" и "Нет" не говорите». Руководитель предлагает поиг­рать в игру, гае есть спешIальные условия - нельзя говорить «Да» и «Нет» и выби­рать черный и белый цвета. «Вам король [Грислал пакет, а в пакете ] 00 монет. Что хотите, то возьмите, черный с белым не берите, «Да» и «Нет» не говорите».

Далее руководитель задает каждому ребенку вопросы. Если ребенок на­рушает условия, он платит«фант». В конце игры выбирают «зеркало», кото­рое определяет задание для каждого «фанта». (Задания должны включить элементы из пройденного материала: выразить с помощью мимики и жестов что-либо, отгадать загадку и т. д.) Вспоминают третий «секрет» общения. Урок заканчивается ритуалом прощания.

Домашнее задание. Нарисовать то, что особенно запомнилось на занятиях.

Занятие № 10

Цель: умение выразить свои чувства, симпатии, взаимопонимание. Это занятие заключительное- На нем предлагается повторить выученные секре­ты общения и наиболее понравившиеся упражнения.

Занятие начинается с рассмотрения домашних рисунков. В заключение предлагается упражнение «Пожелания». Ребята по очереди дарят друг другу (или высказывают) свои пожелания.


Приложение 8

Сюжетные картинки

для составления связного рассказа



 


 


   
 
 
 


 

     
   
    МАЙ

 


125



 


 



 


 


126





 


 


       
   



 


 


       
 
   
 




 


 


   
 
 
 




 


127




 


см



 



 


 



Список литературы

1. Авдеева НИ., Елагина М.Г., Мещерякова СЮ. Психологи­
ческие основы формирования личности. - М., 1986.

2. Лдилоеа М.Ш. Особенности психомоторики детей с задерж­
кой психического развития младшего школьного возраста //Дефек­
тология. - 1988. - № 4.

3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического
развития. /Под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982.

4. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в кол­
лективе. -М., 1988.

5. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. - М., 1991.

6. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов
учебной деятельности у детей с задержкой психического развития.—
М.,1972.

7. БурлачукЛ.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психо­
логической диагностике. - Киев, 1989.

8. Вайзер Г.А. Опоры для саморегулирования умственной дея­
тельности детьми с задержкой психического развития //Дефектоло­
гия. - 1986. - №4.

9. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в разви­
тии. -М, 1973.

10. Выготский Л.С. Основы дефектологии //Собр. соч.: В 6 т. -
М., 1983.

И. Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития //Дефектология. -1986.-№3.

12. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Г.Л. Вла­
совой, В.И. Лубовского, НА. Цыниной. - М., 1984.

13. Егорова ТВ. Особенности памяти и мышления младших
школьников, отстающих в развитии. -М., 1973.

14. Ефимеикова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи уча­
щихся начальных классов. - М., 1991.

/5. Жареикова Г.И. Действия детей с задержкой психического раз­вития по образцу и словесной инструкции //Дефектология. — 1975. —№ 4.

16. Карпона Г.А.. Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика
учащихся с задержкой психическою развития. - Екатеринбург, 1995.

17. КоломинскшЯМ. Психология детского коллектива. - Минск,
1984.

18. Кузнецова Л.В. Особенности мотивационной [-отовности де­
тей с задержкой психического развития к школьному обучению: Ав-
тореф. дис. канд. псих. наук. - М., 1986.


Содержание

Предисловие..................................................................................................... 3

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой

психического развития............................................................................ 5

Особенности мышления................................................................................. 15

Особенности памяти и внимания................................................................ 20

Особенности речи............................................................................................ 24

Особенности моторики................................................................................... 34

Учебная мотивация......................................................................................... 38

Эмоциональная сфера.................................................................................... 47

Особенности поведения................................................................................. 58

П р ил о ж ения.......................................................................................... 63

Приложение 1. Программа изучения ребенка......................................... 63

Приложение 2. Психолого-педагогическая карта учащегося

с задержкой психического развития.................................................... 64

Приложение 3. Основные требования к анализу урока....................... 67

Приложение 4. Физкультурные минутки................................................. 69

Приложение 5. Занимательный материал............................................... 79

Приложение 6. Дидактический материал по отработке

навыков чтения и развития логического мышления....................... 109

Приложение 7. Уроки общения в начальной школе.............................. 117

Приложение 8. Сюжетные картинки для составления

связного рассказа..................................................................................... 125

Список литературы......................................................................................... 131


 







Date: 2015-07-22; view: 612; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.056 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию