Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебная мотивация





Сформированная мотивация - одна из основных движущих сил учения ребенка.

Учебная мотивация детей с ЗПР резко снижена. Для них дли­тельное время ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в ее элементарных формах: дети избегают приближающиеся к учеб­ным сложные игры сюжетно-ролевого характера с правилами, зап­ретами. Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие по­знавательного интереса. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, дети с ЗПР прибегают в качестве защиты к отказу от заданий, от посещения школы.

Учитывая ослабленность мотивационной сферы детей с ЗПР, учи­тель должен решать одну из основных педагогических задач на уро­ке - формирование учебных мотивов.

С детьми, имеющими ослабленную учебную мотивацию, необходи­мо проводить коррекционную работу по формированию:

-активной позиции школьника,

- положительного отношения,

- познавательного интереса.

Для формирования активной позиции школьника учитель может использовать словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе. Кроме того, необходимо обеспечить: ситуации личного выбора задачи, упражнения (какую задачу будешь решать: про яблоки или про домики?); степень сложности задачи (лег­кая или интересная); число задач (сколько задач берешься решить: одну или две?), а также создать ситуацию активного влияния в со­вместной учебной деятельности (дети сами разбиваются на пары и выполняют предложенные задания).

Для формирования положительного отношения к учению можно выделить следующие направления в работе учителя. Прежде всего учитель должен:

заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор,


иронию, насмешку, угрозы и т. д., стремясь исключить страх школь­ника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно отве­тить;

создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирую­щие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;

шире опираться на игру как ведущую деятельность ребенка с ЗПР, включая интеллектуальные игры с правилами, активно исполь­зуя игротехнику на каждом этапе урока, делать игру естественной формой организации быта детей на уроке и во внеурочное время;

целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке, предупреждая опасные для учения ощущения скуки, серости, мо­нотонности посредством включения разных видов деятельности, занимательности, личной эмоциональности; возбуждать интел­лектуальные эмоции - удивления, новизны, сомнения, достиже­ния; формировать внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоле­ние трудностей.

Развивать познавательные интересы, для чего необходимо:

избегать в собственном стиле преподавания проявления таких «антистимулов», как будничность, монотонность, серость, бедность сообщаемой информации, а также отрыва содержания обучения от личного опыта ребенка; не допускать учебных перегрузок, переутом­ления и одновременно низкой плотности режима работы (дозировка учебного материала с точки зрения количества и качества должна соответствовать возможностям и способностям учащихся);

использовать содержание обучения как источник стимуляции по­знавательных интересов;

стимулировать познавательный интерес многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, драматиза­цией, задачами-шутками, занимательными упражнениями и т. д.); специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы; использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Способ оценки школьной мотивации включает схему анализа дет­ских рисунков на школьную тему и краткую анкету из вопросов, отражающих отношение детей к школе, учебному процессу (приме­ры приведены на рис. 1, 2).

Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации ис­пользуют систему балльных оценок по единой 30-балльной шкале, что позволяет сравнивать полученные результаты.

Рекомендуется следующая тематика рисунков для младших школьников:

 





 




 



 


 


 


 




 

Рис. 2. Изменение мотивации (1-* 2) рисунков катему

"Что мне нравится в школе, у Виталика Е. (а) и у Дениса Н. (б) от 1-го

к 3-му классу



«Что мне нравится в школе»,

«Что мне нравится дома»,

«Моя семья»,

«Мое любимое занятие»,

«Мои желания»,

«Мои друзья и я»,

«Что такое хорошо и что такое плохо»,

«Добро и зло»,

«Самое красивое»,

«Самое интересное»,

«Как я провел каникулы»,

«Какой мне хотелось бы видеть школу»,

«Что мне не нравится в школе».

При анализе рисунков следует оценивать:

- соответствие заданной теме (если рисунок был не на свободную тему),

- сюжет (что именно изображено),

- размеры рисунка и отдельных деталей,

- цветовое решение,

- динамика изображения,

- правильность рисунка,

- законченность рисунка.

Примерная схема оценки детских рисунков на тему: «Что мне нравится в школе»:

25-30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Дети отличаются высоки­ми познавательными мотивами, стремлением наиболее'успешно вы­полнять все предъявляемые школой требования. Они четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, огорчают­ся, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педа­гога. На школьную тематику изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и тому подобное.

20-24 балла - хорошая школьная мотивация. Подобные показа­тели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, при ответах на воп­росы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

15-19 баллов - положительное отношение к школе, школа при­влекает больше вне учебными сторонами. Дети достаточно благопо­лучно чувствуют себя в школе, куда, однако, чаще приходят, чтобы об­щаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало при­влекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как пра­вило, школьные, но не учебные ситуации.

10-14 баллов - низкая школьная мотивация. Дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто зани­маются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные зат­руднения в учебе. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему изображают игровые сюжеты, косвенно связанные со школой.

Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают пробле­мы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учите­лем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пре­бывание в которой невыносимо. Маленькие дети часто плачут, про­сятся домой. В других случаях могут проявлять агрессивные реак­ции, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нор­мам и правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индиви­дуальные пристрастия ребенка.

 


Все эти количественные оценки сопоставлялись с другими пока­зателями психического развития ребенка, а также сравнивались с такими объективными показателями, как успеваемость по разным предметам, положение ребенка в группе и особенности его взаимо­отношений с детьми и педагогом, поведенческие характеристики, динамика состояния здоровья и прочее.

Анкета по оценке уровня школьной мотивации

Чтобы дифференцировать детей по уровням школьной моти­вации, можно использовать следующую балльную систему: от­вет ребенка, свидетельствующий о его положительном отноше­нии к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла; нейтральные ответы («не знаю», «бывает по-разному») оценивается в 1 балл; ответ, позволяющий судить об отрицатель­ном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оцени­вается в 0 баллов.

Вопросы анкеты и варианты ответов на них:

1. Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень,

- нравится,

- не нравится;

 

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе час-то хочется остаться дома?

 

- чаще хочется остаться дома,

- бывает по-разному,

- иду с радостью;

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, ты бы пошел в школу или остался дома?

- не знаю,

- остался бы дома.

- пошел бы в школу;

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

- не нравится,

- бывает по-разному,

- нравится;

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы,

- не хотел бы,

- не знаю;

6 Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю,

- не хотел бы,

- хотел бы;

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

- часто,

- редко,

- не рассказываю;

8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
-точно не знаю,

- хотел бы,

- не хотел бы;

9. У тебя в классе много друзей?

- мало,

- много,

- нет друзей;

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся,

- не очень,

- не нравятся.

Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном поряд­ке, поэтому для упрощения оценки может быть использован «ключ»:

 


 

Вопрос   Оценка за ответ  
1-й 2-й 3-й
1-й      
2-й      
""""" 3-й      
4-Й      
5-й      
6-й      
7-й      
8-й      
9-й      
10-й      

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диаг­ностики. При этом допустимы два варианта предъявления:

1. Экспериментатор читает вопросы вслух, предлагает варианты ответов, а дети (или ребенок) должны написать те ответы, которые им подходят.

2. Анкеты раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.

Каждый вариант имеет преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в большей степени ориентиру­ются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, зада­ющего вопросы. Второй вариант позволяет получить более искренние ответы детей на вопросы анкеты, но такой способ анкетирования не подходит для первого класса, так как дети еще плохо читают.

Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить ди­намику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотива­ции может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение - положительной динамики в обучении и развитии.

Date: 2015-07-22; view: 833; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию