Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности речи
Речь - ведущая форма общения и мышления, опосредованная языком. Готовность к школьному обучению включает определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность различать и дифференцировать акустические признаки звуков (звонкость и глухость, твердость и мягкость, шипящие-свистящие и др.), достаточный для полноценного общения с окружающими, уровень сформированности словаря и грамматического строя, умение логично, связно строить высказывание, речевую активность. Речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей, куда входят: низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи; недостаточность произношения свистящих, шипящих звуков и звука «р», обусловленная вялостью артикулирования, приводящей к их неотчетливому звучанию, искажению (слабое осознание звукового строения слова); недостаточно сформированы фонематический слух и фонематическое восприятие - умственное действие по определению количества, последовательности, мест звуков. Для детей с ЗПР характерна недостаточность межанализаторного взаимодействия, т.е. они с трудом образуют слуходвигательные, зрительно-двигательные и слухозрительные связи. Поэтому им сложно установить соответствие между фонемой и графемой: они с трудом определяют связь между звуком и буквой, что значительно усложняет процесс обучения чтению и письму. Для них характерна бедность, неточность, недифференцированность словаря. Он представлен преимущественно бытовой, обиходной лексикой. Имеют место случаи неверного понимания и неточного употребления многих общеупотребительных слов: «стакан» вместо «кружка», «цветы» вместо «клумба»; смешение слов с разным лексическим значением, но близких по звуковому составу (пояс - поезд); дети не улавливают разницы в значении слов («вышивает» — «шьет», «поливает» - «льет», «выливает» - «льет»); употребляют слова в приблизительном, неточном значении («сад» - «деревья», «шляпа» -«шапка», «клевать» - «есть»); называют целый предмет вместо части и наоборот (посуда - тарелки, туфли - обувь, платье - одежда, одежда-рубашка); наименование заменяют описанием ситуации или действия, связанных с обозначением предметов (конура- «тут собака живет», дворник - «улицу метет», почтальон - «газеты, письма разносит»). В словаре детей данной категории преобладают слова с конкретным, хорошо им известным значением. В основном они пользуются такими категориями, как существительное, глагол. Из прилагательных употребляют в основном качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки (цвет, форму, величину), недостаточно владеют антонимическими, синонимическими средствами языка. В речи детей с ЗПР недостаточно представлены местоимения, наречия. Такие дети замедленно включают в свою речь новые слова, понятия, полученные в процессе обучения. У детей с ЗПР отмечается неточное понимание и неадекватность употребления сложных предлогов; в связной речи встречаются
Хлопни в ладоши, если услышишь звук м среди звуков п, к, м, н, п, т, м, р. 2. Повторение за учителем слогового ряда со звонкими и глухими звуками: са-за, за-са, са-за-са, ба-па, па-ба, ба-па-ба, са-ша, ша-са, ша-са-ша, са-за-ца, ша-ча-ша, ра-ла-ла, ра-ла-ра." 3. Выделение звука в слогах. (Подними руку, если услышишь слог со звуком с (да, ка, ша, со, ны, а, жу, сы, га, си.) 4. Выделение звука в слове. (Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком р. Лужа, рука, живот, дыра, молоток, жук, кровать. НОЖНИЦЫ.) 5. Подбор слов с заданным звуком. (Вспомни слова со звуком з.) 6. Различение звуков в словах-паронимах. (Назови картинки и скажи, чем отличаются названия: Бочка-почка, точка-дочка, уточка - удочка, коза - коса.) 7. Определение места звука: в начале, конце, середине слова. (Где находится звук ч в словах чайник, мяч, ручка?) Обследование навыков звукового анализа слова 1. Определить качество звуков в словах: ус, мак, лужа, ромашка. 2. Выделить последовательно каждый звук в словах: дом, зонт, крыша, самолет, танкист. 3. Назвать первый ударный гласный звук в словах: Оля, Юра, Аня, уши, осы, Яша. 4. Определить последний согласный звук в словах: ус, кот, сыр, стакан, щенок,стол. 5. Выделить согласный звук в начале слова: сон, шуба, магазин, щука, чай. 6. Назвать ударный согласный звук в конце слова: рука, грибы. ведро, мячи. 7. Закончить слово: бара_, пету_, самоле_. 8. Определить, какими звуками отличаются слова: Оля - Коля. крыша - крыса, трава - дрова. Обследование активного словаря 1. Назвать слова, обозначающие бытовые предметы, изображенные на картинках. 2. Самостоятельно дополнить данный тематический ряд слов: корова, собака, коза... 3. Назвать предмет по его описанию. («Как называется помещение, где читают, выдают и получают книги?»; «Кто косой, слабый, трусливый?»; «Что светит, сияет, греет?» и т.д.) 4. Назвать детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, куриц, утки, лисы, медведя. 5. Подобрать обобщающее слово: стол - мебель, а чашка - что? сапоги - обувь, а шуба - что? Земляника - ягода, а сыроежка - что? Комар - насекомое, а карась - кто? Назвать обобщающим словом группу однородных предметов (предъявляются специально подобранные картинки, например, пальто, платье, шуба, рубашка). 6. Назвать признаки предметов: небо какое, елка какая, лимон какой? - Морковь сладкая, а редька какая? - Ручей узкий, а река какая? - Трава низкая, а дерево какое? 7. Назвать действия людей и животных: - Повар что делает? - А почтальон, сапожник, учитель? И т.д. - Кто как передвигается: воробей летает, а лягушка, змея? И т.д. - Кто как голос подает? (петух кукарекает, а ворона, воробей, сорока?)
8. Назвать действия по картинкам (входит, заходит, переходит,выходит и т.п.). 9. Назвать времена года, их последовательность и признаки.
10. Подобрать слова, противоположные по значению (большой маленький) холодный, чистый, твердый, мокрый. 11. Подобрать синонимы к словам: высокий, радость, врач, тайна, громкий и т.п. Date: 2015-07-22; view: 894; Нарушение авторских прав |