Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нонпрофитная сфера культуры и маркетингнекоммерческих организаций
Сфера культуры традиционно, причем во'всем мире, большей частью является сферой некоммерческой, нон-профитной деятельностью. Прежде всего это проявляется в том, что основными источниками ее финансирования являются средства государственного бюджета (по уровням бюджетообразования), общественных организаций (партий, профсоюзов, движений и т. п.), различных многообразных фондов, а также спонсоров (государственных, акционерных и частных предприятий, фирм, частных лиц). В этом случае потребитель и платежеспособный источник спроса не совпадают. Это обстоятельство вообще характерно для так называемой «непроизводственной сферы» (культуры, образования, науки, здравоохранения). Недаром в 60-70-е гг. в зарубежной, прежде всего американской, литературе прошла бурная очень показательная дискуссия о возможности распространения маркетинга на непроизводственную сферу. Дискуссию начал Ф. Котлер, предложивший распространить маркетинг на непроизводственную, некоммерческую (нонпрофитную) сферу на том основании, что она, Ч, МАРКЕТИНГ. как и обычное производство, ориентирована на потребителя. Его противники, защищая традиционную концепцию маркетинга в применении исключительно к севере коммерции и производства, подчеркивали, что ногагро-фит, например, финансируемый из средств бюджета, ориентируется в поисках финансирования не на потребителя, а на источник средств (чиновника, служащего фонда и т. д.), что извращает саму суть маркетинга — технологии обмена денег (или товара) на товар (или деньги). Маркетинг фирмы ориентирован всегда на платежеспособный спрос, на того, у кого деньги. В этой позиции критиков имелось изрядное зерно истины и хорошая порция здорового скептицизма, трезвого практического цинизма. Однако Ф. Котлеру удалось переубедить своих оппонентов. Причины этого, как представляется, не столько в маркетинговом романтизме и энтузиазме Ф. Котлера, сколько в реальном американском опыте, механизме расходования бюджетных и иных средств нонпрофита. В США и ряде других стран развитой рыночной экономики бюджетное финансирование непроизводственной сферы и культуры в том числе осуществляется через независимые фонды, а не чиновников, что делает финансирование в изрядной степени доступным влиянию потребителя. Тем не менее простое распространение маркетинга на непроизводственную сферу все-таки неправомерно. Содержание и ход дискуссии оказались чрезвычайно поучительными — в условиях развитой, зрелой рыночной экономики для ее концептуального выражения, каковым является маркетинг, его распространение на все сферы жизнедеятельности общества потребовало дополнительных интеллектуальных усилий и переосмысления самой концепции. Простая ориентация на потребителя и его нужды в этом случае не срабатывает по той самой причине, о которой уже говорилось. Можно сколь угодно тщательно изучать нужды, потребности потребителя, но деньги на оказание ему услуг находятся в других руках. Хорошим примером может служить просветительная и досуговая работа с детьми, подростками и малоимущими категориями населения. Они потребители, для них разрабатыва- МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ются, планируются и осуществляются услуги, но оплачивают эту работу не они. Кто — это серьезная и нетривиальная проблема любого нонпрофита. Что-то родители и опекуны, что-то государство и муниципалитет, что-то общественные организации, что-то спонсоры и меценаты. Кто и в какой мере? Вот тут как раз и возникает поле маркетингового анализа и программирования, выяснение, кто, за что и в какой мере готов платить. Рынок фирмы как бы раздваивается, она имеет дело с двумя «рынками», каждый из которых не является рынком в полном смысле слова. Один «рынок» — потребитель, у которого нет средств. Другой «рынок» — попечители, спонсоры, доноры, меценаты, оплачивающие услуги и товар не для себя. Лишь вместе эти два «рынка» выполняют роль полноценного рынка. В этой ситуации возможны две крайности. Первая — это сведение рынка к «рынку» потребителя. Собственно так и действовали учреждения культуры советского периода в эпоху расцвета КПР (культурно-просветительной работы). Работников культуры учили изучать «потребности» населения, дифференцированному подходу к аудитории. Это, кстати, был маркетинг, но «маркетинг» социологически-педагогический, «квази-маркетинг», поскольку он не ориентировался на изучение спроса (в том числе в его экономическом и финансовом выражении). Предполагалось, что новые виды услуг будут оплачены из средств госбюджета. Такая КПР была разновидностью «бумажной архитектуры», социологических, педагогических изысков, оторванных от экономической реальности. Это в лучшем случае. Чаще же всего имел место другой случай — явного или чаще неосознаваемого сведения дела к «рынку попечителей». Все, что ни делалось, планировалось и осуществлялось в конечном счете с санкции, согласия и одобрения того, на чьи средства это делалось, или того, кто эти средства выделял: государственных чиновников, хозяйственных руководителей, партийных и профсоюзных боссов. И это тоже был маркетинг — уяснение того, чего хотят истинные хозяева положения дел. Принцип «кто платит, тот и заказывает музыку» отлично знаком работникам культуры как новой, рыночной формации, так и деятелям КПР. МАРКЕТИНГ Ml
Однако такое сведение культурной деятельности к ориентации на потребу тех, «кто заказывает музыку», — не что иное, как своеобразное сведение культуры к платным услугам, где за основу берется нужды чиновников, государственных структур, спонсоров, меценатов, партийных лидеров. Сфера культуры становится «идеологическим фактором», «идеологическим обеспечением» экономических программ — применительно к нуждам номенклатуры и административно-командной системы, или сферой обеспечения «культурных программ», представительства сферы бизнеса. Тем и полезна концепция маркетинга, что она позволяет вскрыть и понять недостаточность и опасность обоих неполноценных, по сути, сведений ориентации к ква-зи-рынкам. Главная специфика сферы культуры и любого нонпрофита — в «расщепленности» их рынков и необходимости установления соответствия и гармонии их частей. Ориентирами этого соответствия и гармонии могут быть:, а) законодательство, регулирующее нонпрофитную деятельность и устанавливающее, каким ее разновидностям должна обеспечиваться поддержка бюджетными деньгами налогоплательщиков, б) комплексные и целевые программы по приоритетным для бюджетного (или иного источника) финансирования. В различных странах это делается по-своему. Здесь не место вдаваться в эти подробности, тем более, что материалы по этому вопросу имеются. Некоммерческие организации (НО) фактически выполняют функцию реализаторов социальных идей и программ. Особенностью сферы культуры является то, что в ней используются все указанные источники финансирования НО. Так; любое учреждение культуры, получая госзаказы (из средств бюджета), заключает договоры с различными организациями и учреждениями, самостоятельно учреждает фонды, ведет коммерческую деятельность (платные услуги). По формам собственности НО различаются на государственные (федеральные, республиканские, муниципальные), общественные, частные и коллективные. До конца 80-х — начала 90-х гг. в Российской Федерации НО были практически исключительно государственны-
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУР» ми, т. е. финансировались из бюджета (исключение составляли организации и учреждения профсоюзов, комсомольские, партийные). Но и они в изрядной доле поддерживались из государственных источников. Вообще же по характеру финансирования НО различаются на дотируемые из госбюджета различного уровня, существующие на учредительские взносы, спонсорские и донорские средства, членские взносы, получающие •доходы от собственной коммерческой деятельности. НО осуществляют ■ различную и многообразную деятельность в сфере культуры, здравоохранении, образовании и т. д. Могут создаваться НО и для координации действий по конкретной проблеме или для оказания социальной помощи и поддержки (общества инвалидов, ветеранов и т. д.). Существуют также научно-исследовательские и пропагандистско-просветительные (общество «Знание») НО. По масштабам своей деятельности НО различаются на местные, региональные, общенациональные и муниципальные. Достоинством НО является гибкость и пластичность их функциональной структуры. Зачастую НО создаются для решения временных задач, в их деятельности широко привлекается труд добровольцев, они используют различные источники финансирования. Таким образом, маркетинг НО (MHO) стратегически ориентирован на решение социальных задач потребителя и на социальные институты, которые идентифицируют свои цели с целями НО. MHO сочетают в себе как традиционный коммерческий маркетинг, так и некоммерческую деятельность с доминирующей ролью последней, что не означает отказа от основных компонентов маркетинга. MHO — это и. определение рынков социальных услуг, и их позиционирование, и целенаправленная реклама и продвижение, и конкуренция, в том числе с коммерческими фирмами), и завоевание или создание своей ниши на рынке услуг, и диверсификация финансирования, и внешнеэкономическая деятельность. Особенности MHO и отличия его от коммерческого маркетинга: 4. МАРКЕТИНГ 1. Цели. Если в коммерческом маркетинге основная 2. Товары. Обычно это услуги, идеи и программы, Товар НО — узкий ассортимент социальных услуг, причем быстро обновляемых и, что немаловажно, тесно связанных с мотивациями (убеждениями, интересами и т. п.) персонала НО. 3. Цены. Социальные услуги НО обычно предостав 4. Двоякость рынка, отмечавшаяся ранее. Спонсоры, 5. Реализация. В MHO особую роль играет доступ в 6. Продвижение в MHO специфично, т. е. тесно МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ массовой информации. С другой стороны, широкое применение находят пропаганда услуг и своеобразное стимулирование спроса с помощью специальных акций, презентаций и т. п. Во всяком случае доля традиционной коммерческой рекламы в MHO незначительна, и часто рекламируются не услуги, а организации. 7. Отсутствие четких показателей итогов работы, что затрудняет контроль и анализ эффективности. Маркетинг идей (программ) В этом виде СМИ производителями являются социальные институты (органы власти, партии, общественные организации, фонды, движения и т. д.),. производители социальных услуг, СМИ и др., а также коммерческие организации (как уже подчеркивалось — в силу особенностей современного бизнеса). Потребителями же выступают члены общества (избиратели, налогоплательщики, социально незащищенные группы населения и т. д.). Маркетинг социальных институтов Речь идет об институционализированной деятельности по обеспечению социально значимых целей и функций. Это вид СМ, связанный с социализацией, привитием и развитием определенных норм и ценностей, стереотипов и образцов поведения. Примером могут служить СМ партий, лидеров, религиозных конфессий. Разновидностью этого вида маркетинга является маркетинг учреждений культуры (библиотек, музеев, театров и т. п.). Его особенности целесообразно хотя бы кратко рассмотреть на примере определенного типа учреждений, например, театров. Маркетинг театров В Российской Федерации существуют театры как государственные (федерального, республиканского, краевого, областного и городского уровней финансирования), частные и общественные организации. Источниками финансирования их деятельности являются средства учреждений, билеты, оплаченные публикой, спонсорские средства, собственная коммерческая деятельность. 4. МАРКЕТИНГ В США бюджетные средства привлекаются в незначительной степени. Основные средства поступают от спонсоров и от собственной коммерции. А во всемирно известной «Метрополитен-опера» из государственных источников покрывается лишь 3% расходов. В Европе же традиционно театры получают значительную государе ственную поддержку. Например, для оперных трупп она доходит до 70-80% расходов. Если в США из бюджета (федерального правитель' ства и штатов) расходуется на развитие культуры и искусства примерно 2 доллара на человека, то в Великобритании — 9 долларов, в ФРГ — 27 долларов, в Голландии— 27, в Швеции — 35 долларов. В российских театрах ранее из бюджета покрывалось 70% текущих расходов, а 30 процентов — от продажи билетов, цена которых строго контролировалась. Другие источники были жестко ограничены и тоже контролировались. Теперь эти ограничения сняты и театральный менеджмент в РФ все больше соответствует обхцемиро-вым тенденциям, одной из которых является переход от филантропии (театрального меценатства) к спонсированию, т. е. взаимовыгодному сотрудничеству. В театральном маркетинге четко различаются коммерческая и социальная составляющие. Первая связана с публикой — для российских условий сейчас это рынок новых богатых, а также зарубежных зрителей (туристы в РФ и зарубежные гастроли). Однако этот рынок не для всех театров. Так, иностранный турист едва ли пойдет на драматический спектакль (прежде всего — в силу языкового барьера). На туристическую публику поэтому могут рассчитывать только музыкальные театры (опера, балет, в меньшей степени — оперетта и мюзикл). Новые богатые также предпочитают престижные театры и спектакли, поэтому большинству российских театров рассчитывать на доходы от таких зрителей не стоит. Поэтому для театров важнейшей составляющей менеджмента является СМ, ориентированный на органы власти, общественные организации, спонсоров и лишь частично — на публику. Помимо прочего СМ важен для театров (как, впрочем, и других учреждений культуры) МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ тем, что позволяет в большей степени реализовывать со- \ циальные функции искусства (не скатываясь в режим s пеевдокоммерческого псевдотеатра), создает у зрителей '■[ региона чувство (кстати, престижное) приобщения к культурной жизни, позволяет бороться за бюджетные и за спонсорские средства. Последние два источника финансирования срабатывают в современных условиях только при условии ясного представления о возможных результатах финансируемой деятельности. Поэтому и необходима разработка специальных программ и их СМ. В принципе следует, очевидно, различать в театральном маркетинге две основные модели: коммерческую (Бродвейскую) модель и модель студийную. В первом ■ случае речь идет об ограниченном репертуаре (до одного спектакля), но с привлечением ведущих драматургов, артистов (звезд). Это открывает возможности мощной рекламы, дополнительных доходов (трансляция, видео, сувениры, открытки и т. п.). Такой спектакль рассчитан на широкую публику и длительную жизнь. Во втором случае широко практикуется участие труппы в культурных, политических акциях, коммерческой рекламе; на целевого зрителя, а также нетрадиционное распространение билетов (стимулирование продаж). Сегментация рынка в театральном маркетинге включает в себя: • государство (как источник финансирования по нор • население — но группы не по социально-демографи • туристов; • средства массовой информации; • творческие союзы и объединения (как организаторы • благотворительные общественные организации;
• спонсоры (юридические и физические лица); • конкурентов (в плане сотрудничества). Товарная стратегия-театрального маркетинга в недифференцированном виде предполагает спектакли, не (4. (МАРКЕТИНГ 149
i. ■■:;■ I «!■*■ Щ Л Ы Ш ftrii Ш ориентированные на определенные группы зрителей. Эта стратегия наиболее распространена, так как дает возможность длительной эксплуатации. Она приемлема скорее для театров в центрах культурной жизни: столицах, крупных туристических центрах. Дифференцированная стратегия ориентирует на различную публику (по возрасту, по жанру, по степени подготовленности). Эта стратегия наиболее приемлема в провинциальных коллективах. Примером концентрированной стратегии может служить репертуарная политика в бывшем СССР, когда репертуар четко планировался и регламентировался. Ценовая стратегия зависит от объема бюджетного финансирования, от цен в конкурирующих учреждениях культуры, от товарной стратегии. Недифференцированная — предполагает цены, усредненные для различных групп, дифференцированная и концентрированная — возможность сегментирования, вилку цен минимальных и максимальных (престижных, барьерных для изолированных групп). Стратегия продвижения ориентируется прежде всего на использование коммерческих средств. Это коммерческая реклама, как прямая так и косвенная (рецензии, интервью с режиссерами, артистами и проч. public relations), стимулирование продаж, побочная коммерческая деятельность (магазины, выставки-продажи, звуковые студии). На Западе широко практикуется платный доступ публики днем, иногда — вечером, в фойе с демонстрацией видеозаписей фрагментов спектаклей, выставками ЦТ. Д. Выбор стратегии продвижения зависит от товарной стратегии. Недифференцированная предполагает мощную тотальную рекламную кампанию с учетом имиджа театра, звезд, скандальных тем. Дифференцированная и концентрированная — ориентирует на кумулятивный эффект продвижения. Стратегия реализации предполагает продажу билетов в стационаре, местах гуляний, работы, учебы, в исторических местах, а также выездные гастроли.
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Маркетинг мест (территорий) Это деятельность с целью создания, поддержки или изменения поведения, касающегося конкретных мест (жилья, зон хоззастройки, мест отдыха), а также маркетинг инвестиций в земельную собственность. Специфика этого вида СМ в том, что он, по сути дела, является способом практической реализации маркетинга идей (программ), так как в основу привлечения к территории средств и ресурсов кладутся конкретные социальные идеи и программы. Это могут быть идеи экономического и социального возрождения (примерами могут служить такие программы для Санкт-Петербурга, Нью-Йорка, Венеции и др.), политического возрождения города (например, Берлина как столицы объединенной Германии), создания технополисов (Лион, Хабонаи), создание епортивно-рекреатив-ных зон (Альбервилль, Лиллехаммер и др.). Именно социально-экономический подъем городов — историко-культурных центров и памятников делает их привлекательными для туризма, способствует научно-техническому развитию, в том числе материальной среды. И все же маркетинг территорий ориентирован не на экономическую выгоду, а на создание условий для такой выгоды и для жителей, для инвесторов, для региона и для страны. Показательна ситуация с Санкт-Петербургом. Проблема носит сугубо маркетинговый характер. Состояние социально-демографической, экономической, материальной среды Санкт-Петербурга, развитие политической- и экономической ситуации в России все более остро ставят вопрос об идентификации города, нахождении его фундаментального образа. Интересы каких сил и в чем удовлетворяет этот город? Кем и в чем он востребован: в самом городе, в стране и за рубежом? Еще короче —• кому и зачем он нужен? Без ответа на этот вопрос декларируемые приоритеты, проекты и программы оказываются, в лучшем случае, выражением однобокого корпоративного интереса, а то и просто безосновательной и реально не востребованной фантазией. Поэтому ответ на этот вопрос, поиск приоритетного (существенного, фундаментального) функционального образа города важен У4 I H
4.'МАРКЕТИНГ
для городских и федеральных властей в определении стратегии развития города, для деловых кругов в стране и за рубежом, для исследователей Петербурга и главное — для его жителей. Существует несколько базовых идентификаций (приоритетных функциональных образов) Петербурга, фигурирующих и декларируемых в публицистике, художе^ ственном творчестве, средствах массовой информации, перспективных программах социально-экономического развития Санкт-Петербурга, политических документах. Следует только понимать, что не все образы и метафоры, применяемые в общественном мнении к Петербургу, имеют функционально градообразующий характер. Например, образ Санкт-Петербурга как «Города-героя», чрезвычайно важный для понимания истории города, его культурной среды и культурных традиций, не является градообразующим и в определении приоритетов развития отходит на второй план. Что же касается приоритетных собственно функциональных образов Санкт-Петербурга, представляется, что каждая такая идентификация, каждый такой образ города дне могут уже просто декларироваться — шаблоны и стереотипы способны обернуться политической и экономической безответственностью, лишенным реальной основы прожектерством. Вот лишь наиболее общая характеристика таких типичных идентификаций: (1) «Северная столица». Это образ Санкт-Петербурга как города — политического центра России. Даже после утраты статуса имперской столицы элементы этой идентификации Санкт-Петербурга сохранились. «Великий город с областной Судьбой» продолжает быть поставщиком российских политических новаций радикального характера (и их лидеров) от либерализма до «на-шизма» и от коммунистического фундаментализма до нацизма. Однако объективно эта роль Санкт-Петербурга все более утрачивается. Дело даже не в слабо обоснованной попытке сделать Санкт-Петербурга политическим центром СНГ (город-резиденция Межпарламентской Ассамблеи). Очевидна не только несостоятельность претензий Петербурга на роль собирателя земель Северо-Запада Рос- МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ:■ сии, но и практическая невозможность (и сомнительность необходимости) его политической интеграции хотя бы с Ленинградской областью. (2) «Окно в Европу». Идентификация Санкт-Петер (3) «Военно-морской форпост России». Эта идентифи 4.(МАРКЕТИНГ Шм военно-морского стратегического форпоста России. Это значение Санкт-Петербурга было главенствующим при основании его Петром Великим, для которого строительство новой столицы на окраине империи было жестом, знаком, утверждением центра дальнейшей экспансии России. Эта роль Санкт-Петербурга, ослабевавшая на протяжении всей последующей истории (включая советский период), сохраняется и в наше время. Однако, по сравнению с такими военно-морскими центрами, как Североморск, Северодвинск, Калининград, в связи с перспективой строительства новых более современных российских портов, в том числе на Балтике, она приобретает все менее выраженный стратегический характер. (4) «Город-интеллигент». Имеется в виду понимание (5) «Город-труженик». В этом случае речь идет о
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ (6) «Центр туризма». На первый взгляд, у Санкт-Пе (7) «Сокровищница мировой культуры». Действитель
4, МАРКЕТИНГ Г-я Даже такое краткое рассмотрение традиционных идентификаций Санкт-Петербурга демонстрирует, во-первых, необходимость их конкретизации, в результате чего эти образы города приобретают неоднозначный характер. А главное, все они исходят из устаревших представлении о функциональной востребованности Санкт-Петербурга со стороны России и частично - заграницы. Практически все они не являются выражением реальной востребованности населением города, не ориентируются на экспедиции населения, рассматривают его как пассивный объект, но не субъект развития Санкт-Петербурга. Неудачный опыт проекта туристическо-развлекательного центра в Лисьем Носу убедительно продемонстрировал опасные последствия (вплоть до социального взрыва) отказа от учета интересов и общественного мнения жителей города. И во-вторых, в нынешних условиях сфера культуры СПб оказывается главным приоритетом социально-экономического развития города. Культура впервые в истории города из вторичного феномена становится центральным градообразующим комплексом. Она не может развиться «после» экономического оживления и политической стабилизации в стране и регионе. Наоборот, без поддержки и развития культуры, малореальными оказываются и сохраняющие перспективу традиционные функциональные образы города. На этой "основе, в-третьих, возможен поиск новых функциональных образов Санкт-Петербурга, в том числе и являющихся синтезом и трансформацией традиционных идентификаций, например: (8) «Центр Балтики». Эта идентификация синтезирует образы (2), (4), (6), отчасти (1) и (5), и в наибольшей степени — (7). Однако, эта идентификация Санкт-Петербурга — не просто синтез его традиционных образов. Она лишена имперских амбиций, противопоставления (пусть даже неявного) России остальному миру, связана с открытостью современного российского общества, наполнена современным содержанием международных контактов на Севере Европы, естественно тяготеющих к такому мощному культурному центру, каковым является Петербург. (9) «Город-инноватор». Этот образ — не только наиболее полный синтез фактически всех традиционных иден-
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ тификаций, он является естественным обобщением ре- >\| альной роли Петербурга в российской истории. Этот го- •? род всегда был и остается инициатором и проводником (транслятором) практически всех модернизаций российского общества, экономики, промышленности, политики («колыбель трех революций»), науки, образования, искусства — иначе говоря, культуры в целом. Очевидно, срабатывает уникальная архитектурно-ландшафтно-кли-матическая среда этого уникального города. Будущее города представляется связанным именно с этим образом, несомненно нуждающимся в тщательной конкретной проработке. Представляется, что приближающееся 300-летие города делает особенно насущной задачу уточнения традиционных и поиска новых перспективных его идентификаций, смещения экономических приоритетов на социально-культурный комплекс СПб. Маркетинг территорий, по сути дела, объединяет СМ и обычный коммерческий маркетинг. Например, маркетинг имиджа крупного города предполагает привлечение инвесторов, застройщиков, экономических партнеров и в коммерческой, и в некоммерческой деятельности, привлечение туристов. В основном маркетинг территорий строится вокруг земли на основе ее продажи, аренды, права на хозяйственное освоение, права на коммерческую и некоммерческую деятельность на территории, предоставления права на посещения. Во всех этих случаях целью является не продажа земли, а возможность получения с ее помощью гарантированных доходов. Так, развитие туризма предполагает дополнительный комфорт, наличие достопримечательностей, уникальность места. Согласно Ф. Котлеру, возможен демаркетинг территорий, например, из экономических соображений. Однако, как представляется, это скорее дело экологического маркетинга, — одного из видов СМ и MHO. Вообще это любопытный вопрос: возможен ли маркетинг негативной ориентации? Или маркетинг — это всегда конструктивная, позитивная деятельность? Ведь любой демаркетинг реализует чьи-то позитивные потребности. '*' МАРКЕТИНГ. 157 Ш Date: 2015-06-11; view: 1120; Нарушение авторских прав |