Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие деревень
В первой половине XIX в. — в период кантонного управления — все здоровые мужчины из башкир несли военную службу по охране восточных границ России по р. Урал. Служба была шестимесячной, ее несли зимой или летом. Один из жителей коренной деревни Хисамутдин Мустафин, 1792 г., служил юртовым старшиной по управлению группой деревень 9-й юрты (Аткуль, Хазино, Буртюковы, Каинлык, Медведеве, Телекеево) и 3 раза находился на пограничной службе по р. Яик (Урал)158. Перечислим имена башкир-вотчинников за 1819 г. по д. Старый Буртюк: сотник Исмагил Амиров, 1759 г., Абдулхасан и Мухаметкарим Кунакаевы, Бикташ Сали-хов, Габдулзалиль Гайсаров, Галикей Гумеров, Мухамет Мусалилов, Мухамет Чувашаев, Каранай Юртаев, Кучук Танаев, Катил и Катай Масягутовы, Кулей, Сафар Мук-миновы, Тойгун Хусаинов, Рахматулла Ракаев, Сафар Султанбеков, Салим, Ягафар, Шафей, Шариф, Який Ибраевы. Жители д. Новый Буртюк: Галикей Гумеров, 1768 г., Ибрагим Сабакаев, Кильдияр Хусаинов^ Сулей-ман Хусаинов, Юзекей Юнышев, Яркей Амитов и др. В 1772 г. житель д. Буртюк Ямангул Назаргулов писал о том, что старшина Абдулла Аитов, «имея всегдашнее хлебосольство», не включал в отчетах в общее количество 166 дворов его команды еще 7 дворов, «отделившихся от отцов детей и от братьев брата»159. При проверке приводимые им факты частично подтвердились. Некоторые из утаенных дворов в рапорты старшины не включались по причине того, что они «еще строились, а не построились», т.е. сыновья и братья еще не разделились или не выделились из больших отцовских и братских семей, поскольку дома для них еще не были готовы. ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 68. Л. 30. РГАДА. Ф. 1355. Д. 1871. Л. 193. ЦГИАРБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091. Л. 35. РГАДА. Ф. 452. Оп. 2. Д. 53. Л. 1, 8. БИРСКИЙ УЕЗД
В 1843 г. на 94 человека в д. Старый Буртюк было засеяно всего лишь 96 пудов озимого и 216 пудов ярового хлеба. Была мельница. В новой деревне на каждого жителя сеяли по 3 пуда хлеба. Сведения о хлебопашестве у теп-тярей отсутствуют. Д. Нагаево была основана вотчинниками Гарейской волости в XVII в. Первопоселенец Нугай по источникам не прослеживается, но в прошлом это имя здесь — не редкость160. Тептяри из татар были поселены в этой деревне по сберегательной памяти 7197(1689) г., данной им уфимским воеводой И. А. Толстым16'. 7 душ тептярей было в 1762 г. КУревизии их стало 8 душ М.п. (д. 86). 271 башкир проживал в 48 дворах. В 1834 г. насчитывалось 713 вотчинников, 84 припущенника. Д. Новонагаево образовалась в 1844 г., когда сюда переселилось 28 вотчинников162. Все тептяри перебрались в новую деревню: в 1859 г. их 317 человек; башкир насчитывалось 80 человек. 856 жителей показали в 1905 г., 1108 человек -в 1920 г. В д. Старонагаево по X ревизии зафиксировали 904 башкира, в 1905 г. - 855, в 1920 г. - 982 человека. Уменьшение численности жителей коренного поселения объясняется переходом части людей в новую деревню. Вниманию местных краеведов предлагаем для ознакомления и сопоставления тамги нагаевцев: Приводим отдельные сведения о службе башкир д. Нагаево. Зауряд-есаул Тагир Минликаев сын Чердаков, 1774 года рождения, в 1807 г. находился на территории Польши и Пруссии, участвуя в военной кампании России и ее союзников против Франции. Он же в 1813 г. сопровождал 4 тыс. лошадей, подаренных башкирами действующей армии. Кроме того, Тагир 2 раза находился на пограничной службе по р. Яик (Урал). Его сыновья Абдулханнан, Абдулхалик, Ихтисам. Его двоюродный брат старшинский помощник Шамсутдин Юсупов сын Чердаков в составе 6-го полка в 1831 г. находился на этапной службе в Белоруссии, причем «по найму за хорунжего Вильдана Кутлубаева». 40-летний юртовой старшина Махмут Габитов сын Даутов к 1842 г. успел побывать на 6-месячной службе 6 раз: на этапной в Пермской губернии, в г. Оренбург, в крепости Татищевой, Илекской Защите, в Орской крепости, в 1839 г. сопровождал до г. Оренбург гужевой транспорт, предназначенный для Хивинской экспедиции губернатора В. А. Перовского163. В 1843 г. на 713 башкир было засеяно 480 пудов озимого и 600 пудов ярового хлеба. В 1866 г. жители д. Старонагаево изъявили желание переселиться на новое место под названием Кузгау, где возникло их поселение Кузгово при,р. Землянка164. Здесь жили одни вотчинники. К 1905 г. стало две деревни: Старокузгово со 150 дворами (823 человека), Новокуз-гово — 26-дворная деревушка, где проживало 146 человек. Старокузгово называли Среднекузгово, здесь в 1920 г. взяты на учет 961 башкир и 201 двор; в новой — 225 вотчинников, 44 дома. Д. Аткуль при одноименном озере известна с начала XVIII в., когда вотчинники по договорной записи от 17 ноября 1729 г. припустили в свое поселение тептярей165. По V ревизии взято на учет 17 душ м.п. тептярей. Вотчинники не показаны. Мишари были приняты без всякого документа. В 1816 г. в деревне было башкир — 39, тептярей - 16, мишарей — 9 душ м.п. VIII ревизия учла башкир — 98, тептярей — 29, мишарей — 17 душ м.п. В 1850 г. вотчинников насчитывалось 162, тептярей — 42, мишарей — 26 душ м.п. В 1846 г. образовалась д. Новый Аткуль с населением: башкир — 105 (16 дворов) и тептярей и мишарей — 99 (16 домов) человек. В коренной деревне осталось 284 башкира (37 дворов), 72 припущенника при 12 домах. Перепись 1920 г. показала в д. Старый Аткуль 1073 башкира при 215 дворах, в новой деревне 436 башкир (84 дома). Национальная принадлежность жителей соответствует действительности, поскольку мишари и тептяри, переселившись, создали новую деревню под названием Буралы или Новый Аткуль (ныне Калта-синекий район). В 1920 г. там жили татары: в 35 домах 174 человека. Одно-два сведения о военной службе жителей. Зауряд-хорунжий Мраткузя Мусагитов сын Зангеров, 1785 г., участвовал в военной кампании России и ее союзников против Франции в 1807—1809 гг. на территории Польши и Пруссии. Его сыновья Багаутдин, Шарафут-дин, Шайхутдин, Шагимардан, Кизияхмет. Зауряд-сотник Фахритдин Кудайметов сын Муратов два раза находился на пограничной службе по р. Урал166. В 1843 г. на 182 человека было засеяно 480 пудов озимого и 352 пуда ярового хлеба. В начале XX в. в д. Старый Аткуль действовало 2 ветряные мельницы, в новой деревне — водяная мельница. Деревни имели хлебозапасные магазины на случай неурожая и по одной мечети. Д. Каинлык до середины XVIII в. называлась Каин-Гарей или Кангарей. В 1750 г. ее жители отдали крестьянам Сарапульской волости в оброчное владение рыбные ловли своей вотчины по р. Агидель167. В конце договорной записи ими были проставлены следующие тамги: В 1795 г. Каинлык — 22-дворное поселение вотчинни-ков-гарейцев, которых насчитывалось 133 человека. По VII ревизии их было 141, по VIII— 189, по ГХ —259 душ м.п. В 1850 г. из дд. Анасево и Хазино (ныне Илишевский район) прибыло 5 семей. По X ревизии 1859 г. в 103 дворах проживало 293 мужчины и 303 женщины. Во второй половине XIX в. при р. Гнилой Танып возникла д. Новый Каинлык. В 1905 г. она — центр одноименной волости, здесь находилось волостное правление. 879 вотчинников проживало в 154 домах. В коренной деревне было лишь 248 жителей и 45 дворов. Все — вотчинники. Перепись 1920 г. показала в новой деревне 1062 человека и 218 дворов, в старой — 301 жителя и 64 дома. Все — башкиры.
160 МИБ. Т. 3. С. 428. Ибрай Нагаев, тамга Ь. 161 ЦГИАРБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 4. 162 Там же. Д. 3. Л. 19. 163 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091. Л. 31. 164 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 138. Л. 109. 165 Там же. Д. 4. Л. 12. 166 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091. Л, 49 167 МИБ. Т. 3. С. 475. ' КРАСНОКАМСКИИ РАЙОН
В деревне жил ветеран Отечественной войны 1812 г. Это — зауряд-есаул Рахматулла Файзуллин сын Сабаков, 1788 года рождения, участвовавший в боевых действиях 10-го башкирского полка против французов. Его сыновья Фаткулла, Янтуря168. В начале 40-х гг. XIX в. на 324 человека было засеяно только 72 пуда озимого и 208 пудов ярового хлеба. Раннюю историю д. Янгузнарат можно проследить по отдельным источникам. В одном из них сказано, что в 1649 и 1653 гг.169 по сберегательной памяти и записи башкир Гарейской волости в деревне жили тептяри. Однако эти даты вызывают сомнения, поскольку деревня нисколько не росла. Кроме того, есть данные о том, что тептяри оказались здесь по сберегательной памяти 1704 г.170 Здесь до начала XIX в. башкир-вотчинников еще не было, т.к. учитывались лишь одни тептяри, которых по V ревизии насчитывалось 29 душ м.п. (д. 68). По VII ревизии (1816 г.) башкир-вотчинников было 24, по VIII ревизии (1834 г.) — 37, по IX (1850 г.) — 52 души м.п.; тептярей соответственно этим годам — 51, 94, 148171. В 1836 г. сюда к одновотчинни-кам переселились башкиры из дд. Хазино, Телекеево и Биктово (ныне Илишевский район)172. В 1920 г. в деревне проживало 748 человек (149 дворов). Национальность жителей по большинству населения определена теп-тярская. В 1834 г. на 37 башкир было засеяно 48 пудов озимого и 72 пуда ярового хлеба173. Вотчинники д. Хазино в 1815 г. на правом берегу р. Агидель создали хутор, ставший деревней под названием Новохазино в 1842 г.174 205 башкир проживало в 39 дворах в 1859 г. В 1905 г. их насчитывалось 273 при 60 домах. Перепись 1920 г. показала 556 человек и 117 дворов. Все — башкиры. Несколько слов о коренной деревне. По V ревизии 1795 г. в д. Хазино в 10 домах проживали одни башкиры-гарейцы (121 человек). Относительно происхождения ее названия имеются следующие сведения. В 1815 г. житель этой деревни башкирский мулла Кусюм Аюпов в своем прошении сообщил факт о том, что его отец Аюп Хазин получил 21 декабря 1764 г. из Оренбургской губернской канцелярии копию оберегательной грамоты от 5 июля 7149 (1641) г.175 Выходит, что дед муллы Кусюма Аюпова — Хажи — основал деревню где-то в начале XVIII в. В коренном поселении на 248 башкир посев был равен 168 пудам озимого и 208 пудам ярового хлеба. * * * Предыстория образования д. Новый Актанышбаш такова. Башкиры Азякулевской тюбы имели в Бирском уезде жалованную землю с лесом, называемую «Бикбаевский аймак», которую за 8452 руб. продали крестьянам Касев-ской волости П. И. Баранову и Н. Г. Кузнецову с тов. и они получили право «поселиться с 1819 г. и пользоваться ею 8 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091. Л. 48. 19 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 127. 0 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 72. 1 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 132. Л. 21. '3 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4873. Л. 168. 4 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 3. Л. 6. 5 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 629. Л. 64. в течение 50 лет». Однако тогда крестьяне не смогли обосноваться на выбранном ими месте из-за того, что там действовал поташный завод Абдрашита Атангулова, затем в 1844 г. на купленной крестьянами земле «самовольно поселились башкирцы из другого аймака, кои и теперь (1859 г.) живут двумя деревнями Нагаевой и Актанышбаш»176. Однако уточним, что как хутора они были известны и в начале XIX в., когда в Актанышбаше проживало 125 душ м.п. башкир-вотчинников, вышедших из д. Актанышбаш Азякулевской тюбы, В том, что жители д. Новый Актанышбаш им (жалобщикам) были чужие по владению землей, они отчасти правы — не все из них принадлежали к одной и той же Азякулевской тюбе: были здесь и киргизцы из другой д. Актаныш. Относительно новонагаевцев жалобщики абсолютно правы, поскольку новопоселенцы относились к Янзигитовской тюбе. Временем перерастания хутора в д. Новый Актанышбаш является 1844 г., когда она получила статус самостоятельного поселения вместе с атрибутами власти — десятником, сотником, тюбе-карты (деревенским начальником), выполняющими административно-полицейские обязанности. В 1859 г. здесь в 93 домах проживало 588 человек. 657 мужчин и 640 женщин при 242 дворах показали в 1905 г. Все — башкиры. Деревня имела 3 водяные мельницы, по 2 мануфактурные и бакалейные лавки. Действовало 2 мечети. 1619 башкир при 323 домах зафиксировано переписью 1920 г. К Киргизской волости относилось 2—3 деревни: одна из них — Мушта, которая образовалась между 1851— 1858 гг. путем выделения отдельных семей из д. Татыше-во (в 1859 г. в ней было 969 башкир). По X ревизии в д. Мушта насчитывалось 444 вотчинника (60 дворов). В 1902 г. было учтено 163 башкирских двора и 493 души м.п. В 1920 г. в д. Старая Мушта насчитывалось 1258 (266 дворов), в д. Новая Мушта — 1153 человека (245 домов). По переписи в обеих деревнях жили башкиры. Время основания новой деревни, видимо, относится к началу XX в. Уртаул — поселение, которое возникло после переписи 1920 г. Его основали жители двух деревень Мушта. В 1905—1919 гг. из д. Татышево выделилось новое поселение под названием Ново-Татышево. По переписи 1920 г. оно состояло из 67 дворов с 303 жителями. Все — башкиры. * * * На правом берегу р. Агидель енейские башкиры создали дд. Еней-Иткино, Саузбаш, Саузово. Они имели генетические связи с жителями енейских дд. Старосеми-острово (Ушар), Новосемиострово (Новый Ушар, Сауз), ныне находящихся в составе Татарстана. Из них наиболее ранней является Еней-Иткино. Она называлась Еней или Иткино. В 1738 г. вотчинники дд. Иткино и Семиострово отдали каракулинскому пономарю в оброчное владение на 10 лет свои вотчинные угодья177. Эта деревня178 упоминается в тексте другой такой же записи за 1745 г. Там же. Ф. 172. Оп. 1.Д. 138. Л. 115. МИБ. Т.'З. С. 387. Там же. С. 424. БИРСКИИ УЕЗД
В 1859 г. в д. Иткино в 30 дворах проживало 144 башкира-вотчинника. К 1870 г. их количество почти не изменилось: 146 человек и 32 дома. 179 человек и 31 двор были учтены в 1905 г. Через 15 лет Еней-Иткино — 40-дворное поселение с 205 жителями. Ее еще называли Барановка. Д. Саузбаш при одноименной речке возникла между 1870—1896 гг. Основали ее выходцы из д. Еней-Иткино. Здесь жили башкиры и тептяри. В 1902 г. их было 334 души м.п. 864 человека при 184 дворах показала советская перепись 1920 г. Большинство их — башкиры. Жители д. Новосемиострово (Новый Ушар, Сауз) в начале XIX в. основали д. Саузово. В 1816 г. Саузово — 20-дворное поселение с 120 жителями. Причем, по VI ревизии 1811 г. все они числились в коренной деревне Мензелинского уезда, но проживали в новой деревне, находящейся в Бирском уезде. Жители — башкиры-вотчинники. 360 человек показала IX ревизия 1850 г. 455 башкир при 96 домах было в 1870 г., 760 жителей и 138 домов — в 1902 г., 930 человек и 191 двор - в 1920 г. По переписи жители — башкиры. * * * Между 1906—1919 гг. башкиры двух деревень Тактала-чук!79 одноименной тюбы Гарейской волости Мензелинского уезда (ныне Татарстан) на правом берегу р. Агидель в Бирском уезде создали поселение под названием Новый Такталачук, находящееся в трех верстах от центра волости Новокабаново. По переписи 1920 г. там проживало 278 человек, имеющих 63 дома. Другая д. Такталачук, расположенная около д. Новохазино, возникла после переписи 1920 г. Выходцы из д. Балтасево Азякулевской тюбы Гарейской волости Мензелинского уезда (ныне Татарстан) перед переписью 1920 г. в 25 верстах от д. Новокабаново основали поселение Новобалтачево (сегодня Балтачево) с населением 60 человек (12 дворов). В коренной деревне жили башкиры (в 1795 г. — 66, в 1816 г. — 80, в 1834 г. -164, в 1859 г. - 276 человек и т. д.)180. Вотчинники д. Уразаево Азякулевской тюбы (ныне Татарстан) в 1902—1919 гг. основали д. Уразаево. В 1920 г. в 138 дворах проживало 605 человек. По сведениям переписи они — башкиры. Новой деревни (Новоуразаево) еще не было, но в 1925 г. она состояла из 25 хозяйств. Этническое происхождение новых деревень не совсем ясно, поэтому генетические связи их жителей с другими поселениями можно определить лишь предположительно. К ним относится д. Новый Чуганак, имеющая, видимо, связь с жителями одноименной башкирско-тептярской деревни Киргизской волости Мензелинского уезда. В 1902 г. здесь было учтено 33 двора с 142 мужчи- 179 В д. Такталачук Гарейской волости Мензелинского уезда ревизией 1795 г. было учтено 422 башкира-вотчинника (РГАДА. Ф. 1355. Д. 1879. Л. 239). В 1816 г. в д. Верхний Такталачук проживали 570 башкир, в д. Нижний Такталачук — 104 башкира, 178 тептярей (ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 450. Л. 18). ШЦГИАРБ. Ф. l.On. 1. Д. 450. Л. 18. нами из башкир и тептярей. Перепись 1920 г. показала 423 человека и 83 дома. По ее материалам в деревне жили преимущественно башкиры. Из-за отсутствия надежных источников нам не удалось определить принадлежность отдельных поселений к тем или иным башкирским волостям. К ним относятся дд. Старый Ашит, Ашит, Барьязибаш, Куяново. В 1859 г. в д. Ашит при одноименной речке зафиксировано 90 башкир-вотчинников (17 дворов) и 54 припу-щенника (12 домов). В 1906 г. в Каинлыковской волости учтена 66-дворная д. Ашит с 358 жителями. В 1920 г. она названа Старый Ашит, где в 24 домах проживало 115 человек. Жители, по переписи, — татары. Как видно, смешанная по этническому составу деревня эволюционировала в сторону однонационального поселения. Другая д. Ашит подчинялась Новокабановской волости и в 1925 г. названа башкирским поселком, отстоящим от центра волости Новый Каинлык на 10 верст. В поселке жил 61 домохозяин. В д. Купербаш жили татары. В 1920 г. их 81 человек (16 дворов). Д. Барьязибаш при одноименной речке в 1906 г. состояла из 7 дворов с 38 жителями, что свидетельствует о недавнем ее основании. Перепись 1920 г. показала две деревни под номерами 1-я и 2-я, в первой из них, расположенной в 3 верстах от центра волости, в 13 домах проживало 79 башкир, во второй (в 5 верстах от волостного центра) — 30 татар. Куяново по переписи 1920 г. — новая башкирская 22-дворная деревня с 82 жителями. Бачкитау в 1920 г. — поселок Новокабановской волости. Его тогда называли Бахчи-Тау. Образован между 1906—1919 гг., во всяком случае в перечнях сел уезда за 1896, 1902, 1905 гг. этот поселок отсутствует. Первая советская перепись показала в нем 91 домохозяина. Генетические связи жителей дд. Мрясево и Шарипово, видимо, идут к башкирам-вотчинникам одноименных поселений Азякулевской тюбы Гарейской волости Мензелинского уезда (ныне Татарстан). чЭти деревни находились в 10—15 верстах от центра Каинлыковской волости. В 1920 г. Мрясово — 28-дворная деревня с 110 жителями. В д. Шарипово в 67 домах проживало 337 человек. По сведениям переписи, в обеих деревнях жили башкиры. Два поселения — деревня и поселок Янаул — более позднего происхождения. В 1920 г. в поселке — 53 хозяйства. Деревни еще не было. Таким образом, населенные пункты Краснокамского района были основаны башкирами-вотчинниками Янзи-гитовской, Буртюковской, Азякулевской, Такталачуков-ской (Байсаринской) тюб Гарейской, а также — Еней-ской, Киргизской волостей Бирского и Мензелинского уездов Оренбургской, с 1865 г. Уфимской губерний. Татарами были созданы д. Барьязибаш 2-й, Буралы (Ново-Аткулево) и Купербаш. Date: 2015-07-10; view: 1995; Нарушение авторских прав |