Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краснокамский район. В1843 Г. На 222 башкира было засеяно 288 пудов озимого и 360 пудов ярового хлеба






 


В 1843 г. на 222 башкира было засеяно 288 пудов озимого и 360 пудов ярового хлеба. В начале XX в. в новой деревне построили два хлебозапасных магазина на случай неурожая, действовали 4 ветряные мельницы. Имели 3 бакалейные и 2 мануфактурные лавки. Действовала мечеть.

Д. Буртюк возникла в конце XVI в. Названа она по имени влиятельного вотчинника Буртюка Кудабахтина. Он известен тем, что получил от царя Михаила Федоровича — зачинателя монархической династии Романовых — сберегательную грамоту. Вот она: «Лета 7149-го153 марта в 27-й день били челом государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея России Гирейской волости ясашные башкирцы Буртючка Кудабахтин, Бекбовка Бисарин с товарищи своею деревнею, а воеводе Льву Афанасьевичу Плещееву подали челобитную, а в челобит^-ной их писано: вотчина их искони век отцов их и дедов речка старица Гнило Танып от Белыя реки до деревни Буртюковы вверх зверовья и рыбныя ловли и бортные ухожьи и по аремам хмель, в тое де их вотчину приезжают русские люди — вятчаны и сарапульцы и березовцы — зимою и летом, и в той де их вотчине в Таныпе реке те русские люди насильством своим рыбу неводами и жерлицами и сетями ловят и хмель по рекам дерут и борти со пчелами подсекают и подлаживают, и как де они в той речке в своей вотчине езжа* вьют, и те де русские люди, приезжая, и тот ез* разламывают и государь бы их Гирейской волости башкирцев Буртючку Кудабахтина, Бекбова Бисарина с тов. пожаловал велел бы им дать сберегательную грамоту от тех русских людей от насильства и по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея России указу воевода Л. А. Плещеев дал им сберегательную грамоту, что впредь русским людям вятчанам и сарапульцам и березовцам зимсю и детом в их вотчину в Таныпе речку не въезжать, насильством своим рыбу неводами и жерлицами и сетями не ловить и хмель по аремам не брать и бортей со пчелами не подсекать и не подлаживать, езу в той речке в их вотчине не ломать. К сей сберегательной грамоте... печать Уфимского города приложил воевода Л. А. Плещеев»154.

Видимо, получение грамоты впоследствии во многом способствовало превращению д. Буртюк в центр одноименной тюбы.

Известен и сын первопоселенца. Среди аманатов — заложников, находившихся в г. Мензелинск в 1664 г., т.е. во время башкирского восстания, был Кутлугуш Буртю-ков — житель д. Буртюк Гарейской волости. Его должен был заменить односельчанин Уразай Ульмясов с пребыванием только в г. Уфа155.

В середине XVIII в. из д. Буртюк выделилась часть жителей и основала Новый Буртюк. В 1795 г. зафиксировано две деревни. Вотчинники коренной деревни в 7179

153 7149-5508 =1641 г.

* Ез — «частокол или плетень поперек всей речки, чтобы не дать рыбе вверх хода и выловить всю на месте»; «называют езами и наискось вполовину и втреть ширины реки поставленные рыболовные плетни» (Словарь Даля. Т. 1. С. 517).

154 Новиков В. А. Сборник материалов для истории Уфим
ского дворянства. С. 205—206. Здесь много искажений и пропу
сков, поэтому текст приводится по архивному источнику:
ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 629. Л. 64-65.

|55МИБ.Ч. 1.С. 191.


(1681) г. по сберегательной памяти приняли к себе ясач
ных марийцев, перешедших в тептярское сословие. Затем
здесь осели ясачные татары, ставшие также тептярями.
В 1762 г. марийцев считалось 18 душ м.п.156 В 1795 г.
в д. Старый Буртюк в 10 дворах проживали 74 башкира,
в 2 дворах — 14 тептярей. Д. Новый Буртюк, как и корен
ное поселение, находилась на правом берегу р. Гнилой
Танып. Она состояла из 10 башкирских дворов с 65 жите
лями157. • •

Таблица 15

Date: 2015-07-10; view: 1527; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию